Советский регионализм

В книге итальянских фотографов Роберто Конте и Стефано Перего «Советская Азия» собраны постройки 1950-х–1980-х в Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане и Таджикистане. Цель авторов – показать разнообразие послевоенной советской архитектуры и ее связь с контекстом – историческим и климатическим.

author pht

Автор текста:
Нина Фролова

mainImg
Вышедшая этой весной в издательстве FUEL на английском языке книга «Советская Азия: архитектура советского модернизма в Центральной Азии» (Soviet Asia: Soviet Modernist Architecture in Central Asia) – это крупный совместный проект итальянских фотографов Роберто Конте и Стефано Перего. Оказываясь по работе на территории бывшего СССР, они обратили внимание на многоликость послевоенной советской архитектуры, ее различия даже от города к городу, не говоря уже о республиках и более крупных регионах.
zooming
Базар Чорсу в Ташкенте. 1980. Архитекторы С. Адылов, Ю. Мирошниченко, В. Исхакбаев
Фото: Stefano Perego. Из книги Soviet Asia, издательство FUEL
Памятник Ленину в Истаравшане (Таджикистан). 1965
Фото: Stefano Perego. Из книги Soviet Asia, издательство FUEL
Аппаратно-студийный комплекс Казахского телевидения в Алматы. 1983. Архитекторы А. Коржемпо, Н. Эзау, В. Панин
Фото: Stefano Perego. Из книги Soviet Asia, издательство FUEL
Этот факт редко замечают за рубежом, где не то что Советский Союз, но весь социалистический лагерь нередко представляется как единое серое забетонированное пространство, сочетающее бесконечные панельные многоэтажки с «брутализмом» (более неправильно понятого термина в последнее десятилетие трудно придумать).
Гостиница «Узбекистан» в Ташкенте. 1974. Архитекторы И. Мерпорт, Л. Ершова, В. Рощупкин
Фото: Stefano Perego. Из книги Soviet Asia, издательство FUEL
Гостиница «Авесто» в Душанбе. 1984. Архитекторы В. Безлаковский, Л. Пряхина, Л. Мареева
Фото: Stefano Perego. Из книги Soviet Asia, издательство FUEL
Цирк в Бишкеке. 1976. Архитекторы Л. Сегал, В. Шадрин, Д. Леонтьев, В. Миронович, А. Нежурин
Фото: Stefano Perego. Из книги Soviet Asia, издательство FUEL
Чтобы ликвидировать такое странное в эпоху глобального информационного пространства незнание, Конте и Перего и задумали свою книгу, которая будет интересна далеко не только иностранному читателю: под эффектной обложкой собрано немало зданий, которые мало известны и на постсоветском пространстве.
Жилой дом «Аул» в Алматы. 1986. Архитекторы Б. Воронин, Л. Андреева, В. Ви, Ю. Ратушный, В. Лепешов
Фото: Roberto Conte. Из книги Soviet Asia, издательство FUEL
Цирк в Ташкенте. 1976. Архитекторы Г. Александрович, Г. Масягин
Фото: Roberto Conte. Из книги Soviet Asia, издательство FUEL
Мозаика с изображением Ибн Сины (Авиценны) в Душанбе. Авторы И. Рахнаев, А. Григоров, И. Ильяев
Фото: Roberto Conte. Из книги Soviet Asia, издательство FUEL
«Советскую Азию» отличает от других зарубежных изданий «про совмод» не только систематический подход и чуткое внимание к материалу – включая все виды контекста, но также и участие крупных исследователей. Одно из двух эссе в книге написал хорошо известный в России исследователь советской архитектуры Алессандро Де Маджистрис, профессор Миланского политехнического университета. В комментарии каналу CNN, посвятившему книге репортаж, он подчеркнул, что, «хотя назначением этих зданий было воплощение социальной программы советского государства […], то, как они выражают свое назначение – на редкость оригинально. Это очень выразительные, экспериментальные проекты […] Есть множество случаев, когда использовались индивидуальные художественные элементы или течения. На Западе их в основном игнорировали – особенно в далеких от Европы географических регионах, как Центральная Азия». Автором второй статьи стал историк, профессор Туринского университета Марко Буттино, специалист по социальной истории Центральной Азии и России новейшего времени.
Завод буровых инструментов в Самарканде. 1980-е годы
Фото: Stefano Perego. Из книги Soviet Asia, издательство FUEL
Государственный академический русский театр для детей и юношества имени Натальи Сац (изначально Дворец культуры Алматинского хлопчато-бумажного комбината) в Алматы. 1981. Архитекторы А. Петрова, З. Мустафина, Г. Джакипова
Фото: Roberto Conte. Из книги Soviet Asia, издательство FUEL
Выставочный зал Союза художников Узбекистана в Ташкенте. 1974. Архитекторы Р. Хайрутдинов, Ф. Турсунов
Фото: Stefano Perego. Из книги Soviet Asia, издательство FUEL
Следует отметить большой интерес, который издание вызвало у западного читателя и прессы: книга вошла в список бестселлеров Amazon, материалы о ней выпустили The Guardian, Wired, designboom.com.
Жилой дом в Чкаловске (Таджикистан). 1970-е годы.
Фото: Stefano Perego. Из книги Soviet Asia, издательство FUEL
Гостиница «Казахстан» в Алматы. 1977. Архтитекторы Л. Ухоботов, Ю. Ратушный, А. Анчугов, В. Каштанов
Фото: Stefano Perego. Из книги Soviet Asia, издательство FUEL
Жилые дома в Ташкенте. 1980-е годы
Фото: Roberto Conte. Из книги Soviet Asia, издательство FUEL
Казахский национальный университет имени Аль-Фараби (Казахский государственный университет имени Сергея Кирова). 1970-е годы. Архитекторы В. Бондаренко, В. Егоров, Ю. Зимин
Фото: Roberto Conte. Из книги Soviet Asia, издательство FUEL
Гостиница «Ходжент» в Чкаловске (Таджикистан). 1970-е годы
Фото: Roberto Conte. Из книги Soviet Asia, издательство FUEL
Жилой дом в Бишкеке. 1985. Архитекторы Б. Лебедев, И. Комбарбаев, А. Нежурин, Н. Байбеков
Фото: Roberto Conte. Из книги Soviet Asia, издательство FUEL
zooming


10 Июня 2019

author pht

Автор текста:

Нина Фролова
comments powered by HyperComments

Статьи по теме: Советский модернизм

Молодой город для молодой науки
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга «Зеленоград – город Игоря Покровского». Замечательная «кухня» этого проекта – в живых воспоминаниях близкого друга и соратника Покровского, Феликса Новикова, с прекрасным набором фотоматериалов и комментариями всех причастных.
Советский регионализм
В книге итальянских фотографов Роберто Конте и Стефано Перего «Советская Азия» собраны постройки 1950-х–1980-х в Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане и Таджикистане. Цель авторов – показать разнообразие послевоенной советской архитектуры и ее связь с контекстом – историческим и климатическим.
«Это не башня»
Публикуем фото-проект Дениса Есакова: размышление на тему «серых бетонных коробок», которыми в общественном сознании стали в наши дни постройки модернизма.
Музей «Пресня»
Пример «средового брутализма» музей «Пресня» в историческом центре Москвы – в фотографиях Дениса Есакова с детальным рассказом историка архитектуры Дениса Ромодина.
«Вопрос не в профессиональной этике, а в месте этой...
Реконструкция зданий модернизма – болезненный вопрос, в том числе потому, что она нередко происходит на глазах их изначальных авторов, опечаленных и возмущенных некорректным подходом к своим творениям. Высказаться на эту сложную тему мы попросили архитекторов и историков архитектуры.
Все в Алма-Ату
Новую книгу из серии «Гаража» хочется назвать фундаментальным путеводителем: он глубок, разнообразен и написан легким стилем. А материал красив, не слишком изуродован и малоизвестен. Пожалуй, это точно must have.
Прения о шаре
История о взаимодействии авторов и профессиональной этике: с хорошим концом на примере Даниловского рынка и с плохим – на примере Перовского. В переписке Феликса Новикова и Александры Чечеткиной, с экскурсами в 1980-е.
ГТГ: ОМА
Бюро OMA представило проект реконструкции здания Третьяковской галереи на Крымском валу.
Тотальный театр
Публикуем фрагмент о советской театральной архитектуре 1960–1980-х годов из книги Владимира Иванова «Архитектура, вдохновлённая космосом. Образ будущего в позднесоветской архитектуре.»
«Ничего не надо сносить!»
В конце лета на организованной DOM publishers дискуссии фотографы и исследователи Денис Есаков и Наталья Меликова, архитектурный критик Лара Копылова и историк архитектуры Анна Гусева обсудили проблему применения понятия «памятник» к зданиям XX века и их сохранение. Публикуем текст их беседы.
Музей Ленина в Горках
Музей В.И. Ленина в Горках по проекту Леонида Павлова в контексте «ленинианы» его автора: публикация исследователя архитектуры и фотографа Константина Антипина.
Пансионат «Дружба»
Пансионат «Дружба» в Курпатах близ Ялты по проекту Игоря Василевского, его конструктивные особенности и использование при проектировании САПР – в развернутой публикации исследователя архитектуры и фотографа Константина Антипина.

Технологии и материалы

Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.
«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном...
По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.

Сейчас на главной

Тучков буян: эксперты о главном парке Петербурга
Стартовал конкурс на концепцию парка «Тучков буян», а вместе с ним – страхи, сомнения и большие надежды. В рамках культурного форума архитекторы и чиновники разбирались, как подступиться к первому за долгие годы зеленому пространству, а мы приводим не самые очевидные мнения.
Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.
Отдых на Желтой реке
Бутик-отель Lost Villa шанхайской мастерской DAS Lab на границе Внутренней Монголии повторяет форму традиционного местного поселения.
Кирпич старый и новый
В центре Манчестера строится жилой квартал KAMPUS по проекту Mecanoo на 533 квартиры: жилье, кафе и магазины расположатся в новых корпусах и исторических складах из кирпича, а также в бетонной башне 1960-х годов.
Пресса: Где будет центр
Сейчас город — это прежде всего его центр, центром он опознается и остается в голове. Город будущего требует деконструкции центра настоящего. Вопрос: а будет ли у него другой центр?
Консоли над полем
Школьное здание по проекту BIG в пригороде Вашингтона составлено из пяти раскрывающихся как веер ярусов, облицованных белым глазурованным кирпичом.
Бегство из Вавилона
Заметки об инсталляции Александра Бродского для книг Анны Наринской – «Невавилонской библиотеке» в Центре толерантности.
«Вариации на тему»
Плавучие дома по проекту Attika Architekten на канале в центре Нидерландов получили фасады из фиброцементных панелей EQUITONE [natura].
Тонкая игра
Клубный дом в Большом Козихинском, – пример архитектурного разговора о методах и источниках стилизации, врастающей в современные тенденции. С ярким акцентом, вдохновленным работой Льва Бакста для «Дягилевских сезонов».
Профсоюзное движение
В Британии основан профсоюз архитекторов и всех других сотрудников архитектурных бюро, включая секретарей, менеджеров, техников.
Визит в вечную мерзлоту
Архитекторы Snøhetta представили проект посетительского центра The Arc при Всемирном хранилище семян и Мировом архиве на Шпицбергене.
Пресса: Гидроэлектробазилика
Знаменитый итальянский архитектор Ренцо Пьяно и команда фонда V-A-C, основанного бизнесменом Леонидом Михельсоном, рассказали о будущем, пожалуй, самого амбициозного культурного проекта последних лет — ГЭС-2.
Опыты для ржавого ожерелья
Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.
Вырасти свой сад
Конгресс World Urban Parks, прошедший в Казани, получился больше про общественные места и энергичных людей, чем собственно про парки. Публикуем самое интересное и полезное из того, что удалось услышать и увидеть.
Велосипеды под холмами
Новая площадь по проекту COBE на кампусе Копенгагенского университета – это холмистый ландшафт, где есть стоянки для велосипедов, театр под открытым небом и «влажные биотопы».
Три корабля
Павильон Италии на Экспо-2020 в Дубае спроектировали архитекторы CRA-Carlo Ratti Associati, Italo Rota Building Office и matteogatto&associati.
Течение краски
В Медийном центре парка Зарядье открылась выставка четырех художников, рисующих города: Альваро Кастаньета, Томаса Шаллера, Сергея Чобана и Сергея Кузнецова. Впервые в Москве такого рода выставка сопровождается иммерсивной экспозицией.
Мозаика функций
Комплекс Agora по проекту Ropa & Associés в Меце на востоке Франции соединил в себе медиатеку, общественный центр и «цифровое» рабочее пространство.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.
Комиксы на фасаде
В бывшей мюнхенской промзоне открылось многофункциональное здание WERK12 по проекту MVRDV: сейчас оно вмещает рестораны, фитнес-клуб и офисы, но подходит и для любого другого использования.
Космический ветер
Построенный по проекту бюро ASADOV аэропорт «Гагарин» сочетает выверенную планировочную структуру и культурную программу с авторскими решениями – архитектурным и дизайнерским, в которых угадывается ностальгия по тем временам, когда наша страна шла в светлое будущее и космос был частью жизни каждого.
Пресса: Как в город вернется производство
В том, что постиндустриальный город ничего не производит, есть нечто тревожное. Понятно, что он производит знания и услуги, понятно, что он производит много чего для себя (поэтому пищевая промышленность в Москве даже растет), но как же без всего остального?
Укрупнение
В Гостином дворе открылся очередной фестиваль «Зодчество». Под октябрьским московским солнцем спорят между собой две тенденции: прекрасного будущего и великолепного настоящего.