«n+1» складывается из 12 мини-исследований общественных пространств разного масштаба, от гостиной до Зарядья. Студенты применяли в своей работе методы спекулятивного дизайна, а результаты оформили в виде арт-объектов. Такой подход, по мнению руководителей проекта, слово которым ниже, помогает сконцентрироваться на эмоциональных и чувственных переживаниях.
Елизавета Землянова
художник, декан факультетов дизайна и фотографии ИГУМО, куратор Международного фестивалясовременного искусства DOCA:
Предложенная кураторами Баухауз тема, «Среда обитания», лежит в поле наших творческих интересов. В работе над проектом самым интересным было находить точки соприкосновения между архитектурой, искусством и педагогикой. Я бы очень хотела, чтобы проект «n+1» стал началом дискуссии и изменил отношение к общественным пространствам.
Анастасия Петрова
архитектор, декан колледжа архитектуры МКИК, руководитель Архитектурного бюро «TZAM Architects»:Несмотря на предстоящую выставку в Дессау, этот большой проект для нас только начинается. Когда мы приступили к работе, оказалось, что тема неисчерпаема: настолько актуальны сегодня проблемы общественных пространств. Самым интересным мне кажется выбранный нами метод: мы говорим об архитектуре на языке современного искусства. Это сделано для того, чтобы обратить внимание на эмоциональную составляющую общественных пространств и их чувственное восприятие людьми. Я называю наш проект сенсорной урбанистикой.
***
Проект будет выставляться в Баухаузе с 24 февраля по 1 марта, для него создан подробный сайт. Мы предлагаем ознакомиться с результатами дистанционно.
n+1: будущее
Арсен Алоян, колледж дизайна МКИК Авторы этой части исследования попробовали представить полное отсутствие общественных пространств. Получилось нечто, похожее на кубик Рубика: каждый человек находится в своей ячейке, ячейки плотно примыкают друг другу, но чтобы двигаться, другой должен освободить место для твоего шага. Наглядно модель иллюстрируют автомобильные пробки. Если данная гипотеза реализуется, и общественные пространства разного масштаба исчезнут, каждый из нас окажется запертым в своей индивидуальной ячейке.
Проект будет представлен в виде модели кубика Рубика, отлитой по частям из прозрачного силикона.
n+1: связи/коммуникации
Арсен Алоян, Мария Савостьянова, колледж дизайна МКИКАвторы проанализировали количество общих пространств в традиционном жилье – русской северной избе и в современной квартире.
Выяснилось, что почти все пространство избы было общим, члены семьи были вынуждены находиться вместе. В современных же квартирах становится все больше личного пространства и все меньше – общего. Между тем доказано: чем чаще люди друг друга видят, тем меньше семейных проблем. Тревожность, депрессия, алкоголизм, наркомания и сексуальная распущенность подростков имеют прямую зависимость от времени вовлеченного общения с родителями.
n+1: точка притяжения
Эдгар Мартиросян, факультет дизайна ИГУМО, Елена Платонова, факультет фотографии ИГУМОКаждое общественное пространство должно иметь точку притяжения, а иначе оно маргинализируется. В древности местом сбора был алтарь предков, потом его заменили очаг, общий стол и т.д. Изучив формы древних алтарей, авторы создали «алтарь повседневности», представляющий собой цилиндрическую чашу со скатертью из силикона. Получился смыслоемкий образ, в котором угадывается много культурных архетипов.
Студенты выставляли алтарь в различных общественных местах и фиксировали реакцию людей: чье-то внимание алтарь привлек, но в основном люди шли дальше по своим делам. Это навело на мысль о том, что предсказание Вальтера Гропиуса о наступлении эпохи кочующего индивида сбылось: современный горожанин все время куда-то спешит, большую часть времени проводя в перемещениях.
Исследование поставило вопрос: нужны ли современному человеку общественные пространства или ему достаточно безопасных и эстетически оформленных «перегонов» из точки А в точку В?
n+1: вытеснение/выдавливание
Ксения Толстобокова, студентка колледжа дизайна МКИКИзучив социальное жилье советского и настоящего времени, авторы пришли к выводу, что общая комната из места, которое объединяет членов семьи, превратилась в хозяйскую спальню или индивидуальное пространство. Главный атрибут такой спальне-гостиной – раскладной диван. А общественным пространством теперь считается стол на тесной кухне. Способствует ли такая ситуация единению людей?
Эту часть проекта представит силиконовая форма, сквозь которую будет демонстрировать сцену из фильма «Москва слезам не верит» с тем самым диваном.
n+1: физиологическое состояние
Виктория Рубаева, колледж дизайна МКИК; Елена Платонова, факультет фотографии ИГУМОИзучая шумы городских пространств, авторы выяснили, что навязчивые/избыточные/неприятные звуки заставляют людей быстрее двигаться, чтобы избежать воздействие раздражителя, что часто приводит к миграции из одного некомфортного места в другое.
Исследование будет представлено силиконовыми формами, источающими звуки московских общественных пространств, а на сайте проекта можно посмотреть перевернутые видео, которые помогают сконцентрировать не на изображении, а на шуме, который часто не замечаешь.
n+1: причастность/группа/индивид
Алена Сорокина, факультет дизайна ИГУМОЧеловек, пришедший в общественное место, должен иметь возможность присоединиться к другим людям, ощутить причастность к происходящему. Визуализируя эти размышления, авторы вспомнили об игре с закладыванием тайников, объединяющей людей по всему миру. Согласно правилам, участник, обнаруживший тайник, может взять его содержимое себе, но должен оставить и что-то свое для следующих участников.
Предметы, найденные в парках и на улицах Москвы, залитые в силиконовые кубики, будут спрятаны в различных местах школы Баухауз. А предметы, найденные там, приедут в Москву. Так состоится символический обмен частичками общественных пространств Дессау и Москвы.
n+1: время
Елена Платонова, факультет фотографии ИГУМО; Екатерина Тетекина, колледж дизайна МКИКСколько времени мы проводим в общественном пространстве прежде, чем покинуть его? Гостиная в квартире, двор многоэтажки, квартальный сквер, городской парк или площадь сегодня – это место времяпрепровождения или транзита людей? Какие ментальные следы оставляют люди в общественном пространстве? Авторы наблюдали за посетителями парка «Зарядье» и пытались установить, сколько те проводят времени в определенных его частях.
n+1: туризм/транзит
Дарья Приступа, колледж дизайна МКИКНа этот раз в «Зарядье» анализировали поведение приезжих. Толпы кочующих туристов, палатки с китайскими сувенирами и фастфудом – то ли это, чего ждут от городских парков местные жители? В Баухаузе исследование будет представлено инсталляцией из сотни символических объектов – отлитых из силикона сувенирных брелков и стаканчиков от кофе.
n+1: отсутствие общественного пространства/коммерция
Варвара Белоусова, Хельга Вазим, архитектурный колледж МКИКСовременный парк или площадь трудно представить без коммерции. Но что доминирует: общественное или извлечение выгоды? Авторы считают, что произошла подмена понятий: на примере реконструкции советских кинотеатров в Москве стало ясно, что термин «досуговый центр» используется для рекламы строящихся центров торговых. При этом городские «моллы» поглощают настоящие общественные пространства города – площади и скверы. Примером служит строительство ТЦ на месте бывшего кинотеатра «София».
В школе Баухауз исследование будет представленно в виде силиконовой инсталляции со светящимся табло «открыто/закрыто».
n+1: движение масс/утопия
Софья Киселева, колледж дизайна МКИК; Варвара Белоусова, Хельга Вазим, архитектурный колледж МКИКИсследование посвящено влиянию идеологии на общественные пространства и вкладу политиков в решение проблемы социального жилья. Участвуя в различных шествиях, авторы заметили, что городские пространства становятся политически «заряженными», а люди подобно частицам под действием электрического тока, притягиваются к различным «полям» города.
На выставке будет представлена инсталляция из бюстов руководителей государства (Ленин, Хрущев, Путин), форма будет отсылать к решениям касательно вопроса расселения людей: уплотнение квартир при Ленине, типовое массовое строительство при Хрущеве, реновация жилого фонда при Путине.
n+1: совместное пользование
Дарья Шчепанович, колледж дизайна МКИКДарья исследовала поведение студентов в столовой МКИК и столовой Баухауза. Итогом стали два видео, которые будут продемонстрированы на выставке.
«n+1: соотношение/масштабы»
Мария Савостьянова, колледж дизайна МКИКАвторы посчитали площади дворовой территории между двумя «хрущевками» в Северном Измайлове, подлежащих «реновации». Затем посчитали площадь двора 30-этажных домов, построенных по той же программе реновации жилого фонда в соседнем квартале. Получилось, что площадь общественного пространства на одну квартиру сократилась более, чем в три раза.
Исследование будет представлено в виде силиконовой инсталляции: образа городской земли, приходящейся на каждого жителя.