Речка на плацу

Проект благоустройства набережной Вологды, против которого выступили горожане, неясен, но судя по происходящему, если его реализовать, получится нечто среднее между николаевским плацем и сталинским каналом.

mainImg
В понедельник было объявлено о создании комитета «Река объединяет», в состав которого вошли сообщества градозащитников, архитекторов, урбанистов и активных горожан: «Урбан Вологда», «Настоящая Вологда», «​Хранители Вологды», а также вологодское отделение Союза архитекторов России (сайт; страница vk). Присоединиться может любой желающий, – говорится в заявлении.

Объединение произошло после митинга 24 июля на Кремлевской площади, для Вологды – очень многолюдного, несмотря на дождь пришло около тысячи человек. Собрание было посвящено протесту против укрепления берегов реки Вологды методом бетонирования, о котором социальные сети гудят уже не меньше месяца. На митинге приняли резолюцию с требованиями: остановить работы, разобрать бетонные плиты, скорректировать проект. Там же говорится, что Федеральное Агентство водных ресурсов готово к диалогу относительно корректировки. Метод укрепления предложено сменить на «​забутовку камнем с одернованием и посевом травы», высказано требование привлечь местных экспертов: реставраторов, архитекторов, гидрогеологов, ландшафтных архитекторов, и провести консультации с жителями. Петиция за изменение проекта укрепления берега на данный момент собрала около 7000 подписей.
Вологда, 2019. Набережная 6-й армии восточнее пешеходного Красного моста
Предоставлено: «Река объединяет»
  • zooming
    1 / 4
    Митинг против бетонирования набережной Вологды, 24.07.19
    Фотография © Александр Зенков. Предоставлено: «Река объединяет»
  • zooming
    2 / 4
    Митинг против бетонирования набережной Вологды, 24.07.19
    Фотография © Александр Зенков. Предоставлено: «Река объединяет»
  • zooming
    3 / 4
    Митинг против бетонирования набережной Вологды, 24.07.19
    Фотография © Александр Зенков. Предоставлено: «Река объединяет»
  • zooming
    4 / 4
    Митинг против бетонирования набережной Вологды, 24.07.19
    Фотография © Александр Зенков. Предоставлено: «Река объединяет»

Между тем после митинга работы на набережной не остановились, а лишь усилились втрое, сообщает издание 7х7. Активисты же запланировали серию мастер-классов, сбор пожеланий горожан и разработку альтернативного проекта. Первой станет открытая проектная мастерская «Какой должна стать набережная Вологды?», в субботу 3 августа в здании вологодского Союза архитекторов (Благовещенская улица, 44). [UPD: Видимо стремясь перехватить инициативу, администрация назначила другой воркшоп на час раньше, активисты перенесли, теперь в городе два воркшопа в одно время]. В сети жителям города предлагают заполнить анкету, предложив свое видение набережной и определив свои пожелания и потребности.

Сторонники набережной, по ощущениям – в основном люди лояльные городской и областной администрации, говорят о благоустройстве, велодорожках, подарке горожанам и неаккуратно заросших берегах, прибежище выпивающих компаний. Противники – о гидрологии, скрытности властей в отношении проекта, непрофессионализме работ и эстетике. Попробуем разобраться в ситуации чуть подробнее. 

Что происходит
Вологда. Набережная 6-й армии восточнее пешеходного Красного моста до бетонирования. Тот же участок изображен на первой иллюстрации в современном состоянии
Предоставлено: «Река объединяет»

Бороться с идеей бетонирования набережной в Вологде начали с осени 2018 года, когда начались первые работы. Создан сайт сопротивления: http://вологдарека.рф. Сейчас бетонируют левый берег реки, противоположный кремлевскому, и не у Софийского собора, а чуть восточнее, между пешеходным Красным мостом и автомобильным мостом 800-летия города. Но планируется распространить работы на 3 километра в центре, от одного поворота реки до другого. На фотографиях хорошо видно, что бетон заливают в опалубку по металлической арматуре, также видны бетонные плиты, в которые встраивают булыжник «губернской» внешности.
  • zooming
    1 / 6
    Вологда, 2019. Набережная 6-й армии восточнее пешеходного Красного моста в процессе бетонирования
    Предоставлено: «Река объединяет»
  • zooming
    2 / 6
    Вологда, 2019. Набережная 6-й армии, левый берег
    Предоставлено: «Река объединяет»
  • zooming
    3 / 6
    Работы по укреплению берегов, 2019, реальность
    Предоставлено: «Река объединяет»
  • zooming
    4 / 6
    Работы по укреплению берегов, 2019, реальность
    Предоставлено: «Река объединяет»
  • zooming
    5 / 6
    Работы по укреплению берегов, 2019, реальность
    Предоставлено: «Река объединяет»
  • zooming
    6 / 6
    Работы по укреплению берегов, 2019, реальность
    Предоставлено: «Река объединяет»

Образ 
Получается очень широкая полоса, не меньше 3 метров, со спотыкачестой поверхностью круглых камней, у которых не будет шанса уйти в почву из-за твердой бетонной основы. По словам мэра города Сергея Воропанова, в будущем проекте возможны «элементы дореволюционного вида»: представляешь себе, почему-то, прежде всего фонари из похожих на газовые, но, по-видимому, булыжник тоже призван тут работать на ретроспективный, имперски-ностальгический образ. С как минимум несколькими поправками: булыжник «переместился» с дороги на склон реки, произошла своего рода подмена эстетических понятий; полоса укрепления отмерена «по линейке» и нивелирует все берега; в дореволюционные времена берега не укрепляли ни бетоном, ни булыжником, а укрепляли сваями. Если мы посмотрим на фотографии берегов Вологды начала века, то увидим, что реку в то время использовали в основном прагматически: берега заполнены сплавленным лесом, к реке ведет множество тропинок и деревянных лестниц, на ней много пристаней и лодок. То есть, если говорить о новом образе реки, то не исключено, что нас ждет некая современная фантазия на тему губернского города, ретроспективная подделка, не похожая на город столетней давности, а похожая больше всего на костюмное кино, точнее даже на плохо запомненную картинку из какого-нибудь фильма «О бедном гусаре». 

Проект(ы)
Почему я говорю «не исключено»? – потому что проекта «никто не видел», ни дореволюционных элементов, ни малых форм. Он известен в основном со слов мэра о велодорожках, односторонней автомобильной улице и спусках к реке. Также упоминается деревянный пешеходный мост «в створе Софийского собора», «проект которого на одном из архитектурных конкурсов занял первое место в России» и кольцо пешеходных маршрутов от Красного моста до Красной площади. В каком именно конкурсе – пока понять не удалось.

Между тем изданию newsvo.ru, которому принадлежат самые частые и подробные репортажи о проблеме, удалось найти на сайте госзакупок проект «Благоустройство Набережной VI Армии от моста 800-летия до ул. Гоголя. 1 пусковой комплекс», 2011-2013 годов, стоимостью 2,8 млн рублей из городского бюджета, и доказать связь между разработчиком проекта ОАО «Вологодавтодор» и подрядчиком, который занимается сейчас реализацией укрепления берегов, ООО «Магистраль». В том же издании находим информацию о некорректном выполнении даже утвержденного проекта.

С утверждением авторов статьи, что «в утвержденном проекте не было сплошного бетонирования, на плане видны зеленые участки незатопляемой части берега», впрочем, можно поспорить, на плане как раз видна сплошная серая полоса берегоукрепления, а зеленые части расположены выше, так что не исключено, что это тот самый проект, о котором говорит бывший главный архитектор Вологды Николай Майоров, который в интервью градозащитникам, объясняя, откуда появился бетон: когда проект принесли на экспертизу, гидролог заявил о необходимости бетонной стенки на высоту 1,8 м – уровня затопления «раз в сто лет». После споров стенку убрали, поскольку речь о всего 3 км реки и от затопления такая стенка город никак спасти не может. Но авторы предложили укрепить берег резиновым габионом, на что гидрологи возразили, что его размоет первой весной, и укрепление превратилось в «бетонную подстилку с брусчаткой». До экспертизы, по словам Майорова, в техническом задании бетона не было. Бывший главный архитектор, однако, занимает двойственную позицию: градозащитникам он сказал, что сделал бы берега зелеными, поскольку это отвечает масштабу города и реки, но позиция вологодской областной экспертизы от него не зависит. Но на общественном совете 19.02.2019 выступил за реализацию нынешнего проекта бетонирования, а в прессе высказался уклончиво, вообще ушел от темы бетонных берегов и заговорил о реставрации зданий на набережной.

Мэр смещает в своих комментариях акцент на двухчастность проекта: сейчас реализуется укрепление берегов, затем появится проект благоустройства. Хотя найденный журналистами newsvo проект называется, несмотря на его крайне технический вид, проектом благоустройства.

Весной 2019 вологодское отделение САР провело конкурс на проект благоустройства набережной в центре города. Выбрали четырех финалистов, но после того, как администрация категорически отказалась менять план бетонного берегоукрепления, финалисты отказались от участия и результаты конкурса пропали втуне. Надо сказать, что для начала союз решил не выплачивать премии, ссылаясь на слабую проработанность проектов. 

Затопление, подтопление
и история укрепления берегов
Сейчас важнее не слабая возможность затопления, а постоянная опасность подтопления, – объясняет кандидат геологических наук Анатолий Труфанов: уровень грунтовых вод на левом берегу реки Вологды расположен высоко, а бетонный берег помешает им уходить в реку естественным образом, вода может начать скапливаться: «Строительство на левобережье армированной бетонной монолитной плиты – это фактически создание барража для разгружающихся в реку грунтовых вод. Это естественно приведёт к подпору грунтовых вод, и как следствие к активизации суффозии и последующих оползневых процессов. Есть еще одна опасность: проектируется по берегу не пешеходная дорога. При высоком уровне грунтовых вод и динамических нагрузках на водонасыщенный грунт от автомобильного транспорта, дисперсные водонасыщенные грунты могут перейти в плывунное состояние». Иными словами, если «запереть» грунтовую воду берега, а потом раскачивать там землю автомобильным движением, она может превратиться в этакий нестабильный кисель, опасный уже для фундаментов исторических зданий на набережной.

Среди аргументов сторонников проекта бетонных берегов – факты укрепления берегов в 30-е и 80-е: «по берегу вдоль памятников архитектуры забивали специальные сваи». Этот довод, заметим, легко опровергается – выше сказано, что активисты требуют не отказаться от укрепления вообще, а провести его методом каменной забутовки, способной пропускать воду и податливой для озеленения. Глава ООО «Магистраль» – подрядчика работ по укреплению бетоном, Павел Волков, дал интервью, в котором заявил, что «На фотографиях 60-х годов прошлого века четко видно, что берега реки Вологды выложены плитами. Просто со временем они ушли под землю, обросли разнотравьем, вот берег и приобрел «первобытный» вид». Укрепленный берег виден на фотографии 1960-х годов, и, к слову, видно, что к воде подходит укрепление камнем, по-видимому проницаемое, но уже в начале 1970-х заметно, что плиты заросли. По словам градозащитников, попытки укрепления берега плитами предпринимали на крутых склонах, на пологих – никогда.

О деньгах: сообщалось о 265 млн рублей, полностью или частично из федерального бюджета, но опять же в день митинга 24.07 губернатор области Олег Кувшинников заявил, что областной бюджет возьмет расходы на себя, если мэрия согласует окончательный вариант с жителями.

Великий Устюг губернатора
Тот же вологодский губернатор уже допустил в полемике два крайне неосторожных высказывания: во-первых, назвал оппонентов «диванными критиками», которых всего лишь 10% и мнение которых, как следует из высказывания губернатора, неважно. Но, пожалуй, хуже звучит идея губернатора сделать набережную Вологды по образцу Великого Устюга, что сразу же было замечено. Великий Устюг, как известно, город Вологодской области и входит в круг интересов губернатора. Его берега укрепляют (2012, 2017), но Устюг – совершенно другое дело, ширина реки напротив собора 500 метров, здесь встречаются три большие реки, Устюг страдает от сильных паводков, берега Сухоны весной выдерживают довольно страшный ледоход с гигантскими плитами ломаного льда.

Вологда, напротив – спокойная и небольшая река, ее ширина в центре – 90 метров, в пять раз меньше Сухоны. Невозможно подходить к тихой пейзажной Вологде, как к требующей укрощения Сухоне, странно губернатору этого не понимать.

Общество, власть и деньги
Интересно само по себе, что люди выходят на площадь ради эстетики набережной. Впрочем в Вологде это объяснимо и понятно, все же Вологда одна из первых в нашей стране областных столиц, где развилось движение партиципации – вовлечения горожан в разработку идей благоустройства. В Вологде проходил фестиваль «Дни архитектуры», во время которого город получал новые и модные, большие и деревянные, скамейки и амфитеатры. В Вологде работает «Проектная группа 8», ее архитекторы написали книгу о соучаствующем проектировании, а сооснователь группы Надежда Снигирева уже задала вопрос о бетонировании набережной реки президенту Путину. Но ничего не изменилось.

В общем-то достаточно очевидно, что администрация заняла «жесткую позицию», намереваясь сделать все по-своему, «диванных критиков» не слушая. Зачем, интересно? Первая мысль приходит в голову – о проявлении так называемых твердости и несгибаемости, в конце концов некое противостояние «фестивальному» и соучаствующему благоустройству в городе ощущается давно, например, когда разобрали «Красный пляж», построенный у Красного моста «группой 8». Может быть, это направление администрация ощущает как внешнее, чуждое и столичное? Не исключено. В публикациях «за-бетон» временами появляются замечания об «избытке иногородних экспертов».

Однако одно из требований градозащитников – именно привлечь местных экспертов, не чужих, не московских. Да и администрация ведет себя ровно наоборот: вот очередное сообщение о том, что вологодских специалистов не позвали на совещание мэра: «Сегодня в городе работает команда архитекторов из Санкт-Петербурга, Ярославля и других городов. Собрал ребят мой советник по архитектуре Алексей Комов», написал мэр в своем блоге 15.07.2019 (не исключено, что теперь мы можем догадываться о том, кто будет работать с проектом благоустройства). Так что надо думать, проблема именно в том, чтобы показательно не изменять принятого решения. Работы ускорились, по принципу Васьки, сразу после митинга, с надеждой перейти черту, после которой ломать уже будет бессмысленно. На этом фоне заявления мэра о диалоге с горожанами звучат как-то... демагогически, в лучшем случае – как попытка организовать альтернативное движение, противопоставить его критикам. То есть манипулировать мнением жителей, а не исследовать его. Что уж говорить о заявлениях губернатора области. Вот даже интересно, они помогут расколоть горожан на «диванных» и лояльных, или наоборот, консолидируют.

Но если говорить о разборке конструкций: не менее важным аргументом, чем нежелание уступать общественности как таковое, могут оказаться деньги. В набережную уже «закатано» некоторое количество бетона. Взламывать его отбойными молотками очень долго и сложно, – неудивительно, что даже при наличии предписания подрядчики разбирают лишний бетон не целиком. Словом, помимо амбиций власти, возможно, попросту обидно разбирать бетон. 

Эстетика
Уж просят и просят нас не писать про эстетику, а мы опять.

Для меня главное в этой истории – заросшая травой и кустами набережная Вологды очень красива, прямо дух захватывает. Высота ее берегов умеренная, река небольшая, кажется, до другой стороны рукой подать. Неожиданно и странно видеть в пусть историческом, но довольно крупном областном городе такую тихую и пасторальную реку, в самом центре. Скажу больше: пожалуй мало в каком историческом городе река так хороша, видна не свысока сверху, так что сложно подойти, как, скажем, в Рязани, Романове-Борисоглебске или Калуге (Алексей, вы там осторожнее с Калугой, а?) – а вот так, в зелени. Разве что река Кострома в Солигаличе выглядит похожим образом, но Солигалич много меньше Вологды, и по ощущениям столичного жителя выглядит как деревня. Так вот, это ощущение природы в городе не так легко «поймать», а в Вологде оно сложилось само по себе: река какая-то сама по себе укрощенная, не требует гранитных берегов, и расставленные по берегам дворцы и церкви мало где так хороши. Они давно романтизированы, годов с шестидесятых – даже если посмотреть на pasvu.com, можно найти много живописи и графики.

Увидеть, как все получится после реализации проекта, можно на вот этих фотовстройках:
  • zooming
    1 / 3
    Как предположительно будут выглядеть берега Вологды после бетонирования
    Предоставлено: «Река объединяет»
  • zooming
    2 / 3
    Как предположительно будут выглядеть берега Вологды после бетонирования
    Предоставлено: «Река объединяет»
  • zooming
    3 / 3
    Как предположительно будут выглядеть берега Вологды после бетонирования
    Предоставлено: «Река объединяет»

Совершенно ясно, что современное впечатление от реки сложилось не так давно, и ссылки на то, как она выглядела в 1913 или 1965 – на самом деле не так важны. Мы же сейчас не реконструируем вид реки на определенный период времени, да и незачем бы это делать. Казалось бы, очевидно – современному благоустройству следует исходить из современной эстетики. Вот это любование кустами на берегу – ее очевидная часть. Чтобы не ходить далеко за примерами, возьмем парк Зарядье, где искусственные пруды засажены ивняком. Или тульскую набережную, где архитекторы Wowhaus посадили деревья на противоположной стороне реки, куда ходить пока нельзя, но они даже сейчас неплохо оформляют реку, лучше будет когда разрастутся. Или проект Юрия Григоряна для Москвы-реки, победивший в конкурсе 2014 года, – он предполагал пасторальные пейзажи прямо-таки напротив московского Кремля. Да, вот такая живая и естественная зелень в городе – современной тренд, она позволяет формировать смену впечатлений, от камня к зелени, от строгой зарегулированности к некоторой диковатости, от французского парка к английскому, наконец. Поэтому есть ощущение, что проект устарел, еще не будучи реализован – лет так на пятьдесят. Просто в семидесятые, когда берега мостили плитами, которые затем резво съезжали в реку, возможностей залить все бетоном было меньше. С другой стороны, можно вспомнить и восьмидесятые-девяностые, когда возникло острое желание вернуться на 70 лет назад буквально, насытить нашу жизнь «дореволюционными элементами». Что, признаем, тоже здорово устарело.

И вот еще вольная аналогия: активисты нашли сходство между новым вариантом набережной Вологды и каналом в Лос-Анджелесе. Мне же она напоминает ровные каменные берега канала Москва-Волга. Вот может быть, каналом вдохновлялись.

Стремление к разнообразию эмоций свойственно постиндустриальному обществу. Желание прочертить все по линейке и залить в бетон, постоянный и почти не подлежащий разборке – свойство общества индустриального, то есть отжившей формации. В данном случае мы наблюдаем столкновение этих двух формаций. С одной стороны, общества для страны все еще нового – обсуждающего, анализирующего, настроенного на самостоятельную постановку задач и решение проблем; ему близка эстетика набережных с кустами, как, скажем, декабристам была мила красота английских парков с заросшими островами и готическими руинами. С другой стороны – общество жесткое, иерархическое, волевое. Вроде бы одно из них принадлежит современности, другое – 1970-м или 1930-м. Но удивительно, как хорошо эти две формации перекликаются с историческими прообразами: одна с романтизмом начала XIX века и пассеизмом начала XX-го, другая с николаевскими площадями. Две тенденции у нас с разным успехом существуют параллельно, но первая, увы, побеждает, только будучи поддержана сверху (см. истории от Екатерины II до парка Зарядье), вторая же властью поддерживается по статистике чаще. По линейке проще отмерять. А нам остается что? Только вот, петь губернатору.
 

31 Июля 2019

Похожие статьи
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Дом-U
Комплекс Jois совмещает высотность с террасами, а самые роскошные квартиры опускает с пентхаусов в нижние этажи. Мощный иконический образ U-образного дома – результат поисков нового стандарта жизни в высотных зданиях архитекторами «Генпро».
14+ ТОП сессий деловой программы «Казаныша»
Завтра в Казани стартует архитектурно-строительный форум. Стали разбираться в его программе и выбрали, для начала, 10 сессий, достойных внимания, для первого дня, и еще по 4 для других. Может быть, еще допишем. А пока интересующимся еще не поздно купить билеты.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Вид на город
Узнать, что видно из московских окон и как меняется образ столицы по времени, можно на выставке в Подземном музее парка «Зарядье». Она работает до 15 октября.
Искусство на районе
На Дизайнерском бульваре в Москве открыта выставка паблик-арта с объектами девяти художников. Вплетенное в пейзаж жилого района, искусство стало неотъемлемой частью повседневности. Предлагаем познакомиться с пятью участниками.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Илья Голосов и приемы советской версии ар-деко
Сегодня архитектору Илье Голосову исполнилось бы 140 лет. В честь юбилея Андрей Бархин вновь рассказывает об особенностях советского декоративизма тридцатых годов на примере творчества мастера, с американскими и европейскими образцами.
Предсказания и заблуждения
В этом году на «Архстоянии» появится два новых арт-дома, а главный объект – капсулу предсказаний – в последний день фестиваля планируется закопать.
Строители БАМа. Итоги конкурса
Подведены итоги открытого всероссийского конкурса «Строители БАМа» на лучшую концепцию мемориала создателям Байкало-Амурской магистрали. Публикуем 5 проектов победителей.
Нейрокапром или как сделать плохо специально
Преподаватели и студенты кафедры средового дизайна РАНХиГС провели эксперимент с нейросетью Stable Diffusion, пытаясь воспроизвести вернакулярную архитектуру, советский модернизм и капром. Результаты интересные: чем более обыденна архитектура, тем реальнее ее «слепки», а вот капром искусственному интеллекту пока что не по зубам. Предлагаем убедиться.
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Что приготовила Арх Москва
Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.
Архитектура ДК
В «Манеже» до 2 апреля работает выставка «Дом культуры СССР». Один из кураторов, Ксения Кокорина, рассказывает о значимых проектах прошлого столетия.
Мета-музей
Проектная компания Genpro открыла музей-шоурум в метавселенной Spatial. Его виртуальное пространство состоит из нескольких залов и позволяет взаимодействовать с интерактивными планшетами.
Строители и первопроходцы
В рамках конкурса на лучшую идею памятника в честь 50-летия БАМа в Музее архитектуры прошла лекция Марка Акопяна, посвященная архитектурному и градостроительному наследию проекта. Публикуем тезисы выступления.
И в зной, и в стужу
Бюро Megabudka, известное разнообразными исследованиями творческих проблем, поделилось с нами статьей Артема Укропова, посвященной наработкам в области проектирования детских площадок в разных климатических условиях. Не то чтобы все изложенное в ней совершенно ново и неожиданно, но собрано вместе. Делимся.
Параметрические волны
В жилом комплексе Sydney City, который ГК «ФСК» возводит в районе Шелепихинской набережной, Genpro спроектировали центральный квартал, соединив в архитектуре параметрические фасады с модульной технологией.
Магистры и бакалавры Академии Глазунова 2022: кафедра...
Публикуем дипломы архитектурного факультета Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Это проекты реставрации и приспособления Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде, суконной фабрики в Павловской слободе, завода «Кристалл» в Калуге и мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево.
Архстояние 2022: четыре главных проекта
Фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние» в этом году пройдет в Никола-Ленивце с 29 по 31 июля. Все три дня художники, архитекторы, перформеры и музыканты будут рассуждать на тему «Счастье есть?», а зрители смогут стать соавторами этого процесса.
От стула до жилого дома
Учебный год для студентов профиля «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна завершился традиционной итоговой выставкой.
Как быть в городе
Поскольку говорить о новых проектах довольно немыслимо, мы решили на какое-то, надеемся недолгое, время сосредоточиться на книгах. В этом обзоре – три новые книги о городской среде.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.