Речка на плацу

Проект благоустройства набережной Вологды, против которого выступили горожане, неясен, но судя по происходящему, если его реализовать, получится нечто среднее между николаевским плацем и сталинским каналом.

mainImg
В понедельник было объявлено о создании комитета «Река объединяет», в состав которого вошли сообщества градозащитников, архитекторов, урбанистов и активных горожан: «Урбан Вологда», «Настоящая Вологда», «​Хранители Вологды», а также вологодское отделение Союза архитекторов России (сайт; страница vk). Присоединиться может любой желающий, – говорится в заявлении.

Объединение произошло после митинга 24 июля на Кремлевской площади, для Вологды – очень многолюдного, несмотря на дождь пришло около тысячи человек. Собрание было посвящено протесту против укрепления берегов реки Вологды методом бетонирования, о котором социальные сети гудят уже не меньше месяца. На митинге приняли резолюцию с требованиями: остановить работы, разобрать бетонные плиты, скорректировать проект. Там же говорится, что Федеральное Агентство водных ресурсов готово к диалогу относительно корректировки. Метод укрепления предложено сменить на «​забутовку камнем с одернованием и посевом травы», высказано требование привлечь местных экспертов: реставраторов, архитекторов, гидрогеологов, ландшафтных архитекторов, и провести консультации с жителями. Петиция за изменение проекта укрепления берега на данный момент собрала около 7000 подписей.
Вологда, 2019. Набережная 6-й армии восточнее пешеходного Красного моста
Предоставлено: «Река объединяет»
  • zooming
    1 / 4
    Митинг против бетонирования набережной Вологды, 24.07.19
    Фотография © Александр Зенков. Предоставлено: «Река объединяет»
  • zooming
    2 / 4
    Митинг против бетонирования набережной Вологды, 24.07.19
    Фотография © Александр Зенков. Предоставлено: «Река объединяет»
  • zooming
    3 / 4
    Митинг против бетонирования набережной Вологды, 24.07.19
    Фотография © Александр Зенков. Предоставлено: «Река объединяет»
  • zooming
    4 / 4
    Митинг против бетонирования набережной Вологды, 24.07.19
    Фотография © Александр Зенков. Предоставлено: «Река объединяет»

Между тем после митинга работы на набережной не остановились, а лишь усилились втрое, сообщает издание 7х7. Активисты же запланировали серию мастер-классов, сбор пожеланий горожан и разработку альтернативного проекта. Первой станет открытая проектная мастерская «Какой должна стать набережная Вологды?», в субботу 3 августа в здании вологодского Союза архитекторов (Благовещенская улица, 44). [UPD: Видимо стремясь перехватить инициативу, администрация назначила другой воркшоп на час раньше, активисты перенесли, теперь в городе два воркшопа в одно время]. В сети жителям города предлагают заполнить анкету, предложив свое видение набережной и определив свои пожелания и потребности.

Сторонники набережной, по ощущениям – в основном люди лояльные городской и областной администрации, говорят о благоустройстве, велодорожках, подарке горожанам и неаккуратно заросших берегах, прибежище выпивающих компаний. Противники – о гидрологии, скрытности властей в отношении проекта, непрофессионализме работ и эстетике. Попробуем разобраться в ситуации чуть подробнее. 

Что происходит
Вологда. Набережная 6-й армии восточнее пешеходного Красного моста до бетонирования. Тот же участок изображен на первой иллюстрации в современном состоянии
Предоставлено: «Река объединяет»

Бороться с идеей бетонирования набережной в Вологде начали с осени 2018 года, когда начались первые работы. Создан сайт сопротивления: http://вологдарека.рф. Сейчас бетонируют левый берег реки, противоположный кремлевскому, и не у Софийского собора, а чуть восточнее, между пешеходным Красным мостом и автомобильным мостом 800-летия города. Но планируется распространить работы на 3 километра в центре, от одного поворота реки до другого. На фотографиях хорошо видно, что бетон заливают в опалубку по металлической арматуре, также видны бетонные плиты, в которые встраивают булыжник «губернской» внешности.
  • zooming
    1 / 6
    Вологда, 2019. Набережная 6-й армии восточнее пешеходного Красного моста в процессе бетонирования
    Предоставлено: «Река объединяет»
  • zooming
    2 / 6
    Вологда, 2019. Набережная 6-й армии, левый берег
    Предоставлено: «Река объединяет»
  • zooming
    3 / 6
    Работы по укреплению берегов, 2019, реальность
    Предоставлено: «Река объединяет»
  • zooming
    4 / 6
    Работы по укреплению берегов, 2019, реальность
    Предоставлено: «Река объединяет»
  • zooming
    5 / 6
    Работы по укреплению берегов, 2019, реальность
    Предоставлено: «Река объединяет»
  • zooming
    6 / 6
    Работы по укреплению берегов, 2019, реальность
    Предоставлено: «Река объединяет»

Образ 
Получается очень широкая полоса, не меньше 3 метров, со спотыкачестой поверхностью круглых камней, у которых не будет шанса уйти в почву из-за твердой бетонной основы. По словам мэра города Сергея Воропанова, в будущем проекте возможны «элементы дореволюционного вида»: представляешь себе, почему-то, прежде всего фонари из похожих на газовые, но, по-видимому, булыжник тоже призван тут работать на ретроспективный, имперски-ностальгический образ. С как минимум несколькими поправками: булыжник «переместился» с дороги на склон реки, произошла своего рода подмена эстетических понятий; полоса укрепления отмерена «по линейке» и нивелирует все берега; в дореволюционные времена берега не укрепляли ни бетоном, ни булыжником, а укрепляли сваями. Если мы посмотрим на фотографии берегов Вологды начала века, то увидим, что реку в то время использовали в основном прагматически: берега заполнены сплавленным лесом, к реке ведет множество тропинок и деревянных лестниц, на ней много пристаней и лодок. То есть, если говорить о новом образе реки, то не исключено, что нас ждет некая современная фантазия на тему губернского города, ретроспективная подделка, не похожая на город столетней давности, а похожая больше всего на костюмное кино, точнее даже на плохо запомненную картинку из какого-нибудь фильма «О бедном гусаре». 

Проект(ы)
Почему я говорю «не исключено»? – потому что проекта «никто не видел», ни дореволюционных элементов, ни малых форм. Он известен в основном со слов мэра о велодорожках, односторонней автомобильной улице и спусках к реке. Также упоминается деревянный пешеходный мост «в створе Софийского собора», «проект которого на одном из архитектурных конкурсов занял первое место в России» и кольцо пешеходных маршрутов от Красного моста до Красной площади. В каком именно конкурсе – пока понять не удалось.

Между тем изданию newsvo.ru, которому принадлежат самые частые и подробные репортажи о проблеме, удалось найти на сайте госзакупок проект «Благоустройство Набережной VI Армии от моста 800-летия до ул. Гоголя. 1 пусковой комплекс», 2011-2013 годов, стоимостью 2,8 млн рублей из городского бюджета, и доказать связь между разработчиком проекта ОАО «Вологодавтодор» и подрядчиком, который занимается сейчас реализацией укрепления берегов, ООО «Магистраль». В том же издании находим информацию о некорректном выполнении даже утвержденного проекта.

С утверждением авторов статьи, что «в утвержденном проекте не было сплошного бетонирования, на плане видны зеленые участки незатопляемой части берега», впрочем, можно поспорить, на плане как раз видна сплошная серая полоса берегоукрепления, а зеленые части расположены выше, так что не исключено, что это тот самый проект, о котором говорит бывший главный архитектор Вологды Николай Майоров, который в интервью градозащитникам, объясняя, откуда появился бетон: когда проект принесли на экспертизу, гидролог заявил о необходимости бетонной стенки на высоту 1,8 м – уровня затопления «раз в сто лет». После споров стенку убрали, поскольку речь о всего 3 км реки и от затопления такая стенка город никак спасти не может. Но авторы предложили укрепить берег резиновым габионом, на что гидрологи возразили, что его размоет первой весной, и укрепление превратилось в «бетонную подстилку с брусчаткой». До экспертизы, по словам Майорова, в техническом задании бетона не было. Бывший главный архитектор, однако, занимает двойственную позицию: градозащитникам он сказал, что сделал бы берега зелеными, поскольку это отвечает масштабу города и реки, но позиция вологодской областной экспертизы от него не зависит. Но на общественном совете 19.02.2019 выступил за реализацию нынешнего проекта бетонирования, а в прессе высказался уклончиво, вообще ушел от темы бетонных берегов и заговорил о реставрации зданий на набережной.

Мэр смещает в своих комментариях акцент на двухчастность проекта: сейчас реализуется укрепление берегов, затем появится проект благоустройства. Хотя найденный журналистами newsvo проект называется, несмотря на его крайне технический вид, проектом благоустройства.

Весной 2019 вологодское отделение САР провело конкурс на проект благоустройства набережной в центре города. Выбрали четырех финалистов, но после того, как администрация категорически отказалась менять план бетонного берегоукрепления, финалисты отказались от участия и результаты конкурса пропали втуне. Надо сказать, что для начала союз решил не выплачивать премии, ссылаясь на слабую проработанность проектов. 

Затопление, подтопление
и история укрепления берегов
Сейчас важнее не слабая возможность затопления, а постоянная опасность подтопления, – объясняет кандидат геологических наук Анатолий Труфанов: уровень грунтовых вод на левом берегу реки Вологды расположен высоко, а бетонный берег помешает им уходить в реку естественным образом, вода может начать скапливаться: «Строительство на левобережье армированной бетонной монолитной плиты – это фактически создание барража для разгружающихся в реку грунтовых вод. Это естественно приведёт к подпору грунтовых вод, и как следствие к активизации суффозии и последующих оползневых процессов. Есть еще одна опасность: проектируется по берегу не пешеходная дорога. При высоком уровне грунтовых вод и динамических нагрузках на водонасыщенный грунт от автомобильного транспорта, дисперсные водонасыщенные грунты могут перейти в плывунное состояние». Иными словами, если «запереть» грунтовую воду берега, а потом раскачивать там землю автомобильным движением, она может превратиться в этакий нестабильный кисель, опасный уже для фундаментов исторических зданий на набережной.

Среди аргументов сторонников проекта бетонных берегов – факты укрепления берегов в 30-е и 80-е: «по берегу вдоль памятников архитектуры забивали специальные сваи». Этот довод, заметим, легко опровергается – выше сказано, что активисты требуют не отказаться от укрепления вообще, а провести его методом каменной забутовки, способной пропускать воду и податливой для озеленения. Глава ООО «Магистраль» – подрядчика работ по укреплению бетоном, Павел Волков, дал интервью, в котором заявил, что «На фотографиях 60-х годов прошлого века четко видно, что берега реки Вологды выложены плитами. Просто со временем они ушли под землю, обросли разнотравьем, вот берег и приобрел «первобытный» вид». Укрепленный берег виден на фотографии 1960-х годов, и, к слову, видно, что к воде подходит укрепление камнем, по-видимому проницаемое, но уже в начале 1970-х заметно, что плиты заросли. По словам градозащитников, попытки укрепления берега плитами предпринимали на крутых склонах, на пологих – никогда.

О деньгах: сообщалось о 265 млн рублей, полностью или частично из федерального бюджета, но опять же в день митинга 24.07 губернатор области Олег Кувшинников заявил, что областной бюджет возьмет расходы на себя, если мэрия согласует окончательный вариант с жителями.

Великий Устюг губернатора
Тот же вологодский губернатор уже допустил в полемике два крайне неосторожных высказывания: во-первых, назвал оппонентов «диванными критиками», которых всего лишь 10% и мнение которых, как следует из высказывания губернатора, неважно. Но, пожалуй, хуже звучит идея губернатора сделать набережную Вологды по образцу Великого Устюга, что сразу же было замечено. Великий Устюг, как известно, город Вологодской области и входит в круг интересов губернатора. Его берега укрепляют (2012, 2017), но Устюг – совершенно другое дело, ширина реки напротив собора 500 метров, здесь встречаются три большие реки, Устюг страдает от сильных паводков, берега Сухоны весной выдерживают довольно страшный ледоход с гигантскими плитами ломаного льда.

Вологда, напротив – спокойная и небольшая река, ее ширина в центре – 90 метров, в пять раз меньше Сухоны. Невозможно подходить к тихой пейзажной Вологде, как к требующей укрощения Сухоне, странно губернатору этого не понимать.

Общество, власть и деньги
Интересно само по себе, что люди выходят на площадь ради эстетики набережной. Впрочем в Вологде это объяснимо и понятно, все же Вологда одна из первых в нашей стране областных столиц, где развилось движение партиципации – вовлечения горожан в разработку идей благоустройства. В Вологде проходил фестиваль «Дни архитектуры», во время которого город получал новые и модные, большие и деревянные, скамейки и амфитеатры. В Вологде работает «Проектная группа 8», ее архитекторы написали книгу о соучаствующем проектировании, а сооснователь группы Надежда Снигирева уже задала вопрос о бетонировании набережной реки президенту Путину. Но ничего не изменилось.

В общем-то достаточно очевидно, что администрация заняла «жесткую позицию», намереваясь сделать все по-своему, «диванных критиков» не слушая. Зачем, интересно? Первая мысль приходит в голову – о проявлении так называемых твердости и несгибаемости, в конце концов некое противостояние «фестивальному» и соучаствующему благоустройству в городе ощущается давно, например, когда разобрали «Красный пляж», построенный у Красного моста «группой 8». Может быть, это направление администрация ощущает как внешнее, чуждое и столичное? Не исключено. В публикациях «за-бетон» временами появляются замечания об «избытке иногородних экспертов».

Однако одно из требований градозащитников – именно привлечь местных экспертов, не чужих, не московских. Да и администрация ведет себя ровно наоборот: вот очередное сообщение о том, что вологодских специалистов не позвали на совещание мэра: «Сегодня в городе работает команда архитекторов из Санкт-Петербурга, Ярославля и других городов. Собрал ребят мой советник по архитектуре Алексей Комов», написал мэр в своем блоге 15.07.2019 (не исключено, что теперь мы можем догадываться о том, кто будет работать с проектом благоустройства). Так что надо думать, проблема именно в том, чтобы показательно не изменять принятого решения. Работы ускорились, по принципу Васьки, сразу после митинга, с надеждой перейти черту, после которой ломать уже будет бессмысленно. На этом фоне заявления мэра о диалоге с горожанами звучат как-то... демагогически, в лучшем случае – как попытка организовать альтернативное движение, противопоставить его критикам. То есть манипулировать мнением жителей, а не исследовать его. Что уж говорить о заявлениях губернатора области. Вот даже интересно, они помогут расколоть горожан на «диванных» и лояльных, или наоборот, консолидируют.

Но если говорить о разборке конструкций: не менее важным аргументом, чем нежелание уступать общественности как таковое, могут оказаться деньги. В набережную уже «закатано» некоторое количество бетона. Взламывать его отбойными молотками очень долго и сложно, – неудивительно, что даже при наличии предписания подрядчики разбирают лишний бетон не целиком. Словом, помимо амбиций власти, возможно, попросту обидно разбирать бетон. 

Эстетика
Уж просят и просят нас не писать про эстетику, а мы опять.

Для меня главное в этой истории – заросшая травой и кустами набережная Вологды очень красива, прямо дух захватывает. Высота ее берегов умеренная, река небольшая, кажется, до другой стороны рукой подать. Неожиданно и странно видеть в пусть историческом, но довольно крупном областном городе такую тихую и пасторальную реку, в самом центре. Скажу больше: пожалуй мало в каком историческом городе река так хороша, видна не свысока сверху, так что сложно подойти, как, скажем, в Рязани, Романове-Борисоглебске или Калуге (Алексей, вы там осторожнее с Калугой, а?) – а вот так, в зелени. Разве что река Кострома в Солигаличе выглядит похожим образом, но Солигалич много меньше Вологды, и по ощущениям столичного жителя выглядит как деревня. Так вот, это ощущение природы в городе не так легко «поймать», а в Вологде оно сложилось само по себе: река какая-то сама по себе укрощенная, не требует гранитных берегов, и расставленные по берегам дворцы и церкви мало где так хороши. Они давно романтизированы, годов с шестидесятых – даже если посмотреть на pasvu.com, можно найти много живописи и графики.

Увидеть, как все получится после реализации проекта, можно на вот этих фотовстройках:
  • zooming
    1 / 3
    Как предположительно будут выглядеть берега Вологды после бетонирования
    Предоставлено: «Река объединяет»
  • zooming
    2 / 3
    Как предположительно будут выглядеть берега Вологды после бетонирования
    Предоставлено: «Река объединяет»
  • zooming
    3 / 3
    Как предположительно будут выглядеть берега Вологды после бетонирования
    Предоставлено: «Река объединяет»

Совершенно ясно, что современное впечатление от реки сложилось не так давно, и ссылки на то, как она выглядела в 1913 или 1965 – на самом деле не так важны. Мы же сейчас не реконструируем вид реки на определенный период времени, да и незачем бы это делать. Казалось бы, очевидно – современному благоустройству следует исходить из современной эстетики. Вот это любование кустами на берегу – ее очевидная часть. Чтобы не ходить далеко за примерами, возьмем парк Зарядье, где искусственные пруды засажены ивняком. Или тульскую набережную, где архитекторы Wowhaus посадили деревья на противоположной стороне реки, куда ходить пока нельзя, но они даже сейчас неплохо оформляют реку, лучше будет когда разрастутся. Или проект Юрия Григоряна для Москвы-реки, победивший в конкурсе 2014 года, – он предполагал пасторальные пейзажи прямо-таки напротив московского Кремля. Да, вот такая живая и естественная зелень в городе – современной тренд, она позволяет формировать смену впечатлений, от камня к зелени, от строгой зарегулированности к некоторой диковатости, от французского парка к английскому, наконец. Поэтому есть ощущение, что проект устарел, еще не будучи реализован – лет так на пятьдесят. Просто в семидесятые, когда берега мостили плитами, которые затем резво съезжали в реку, возможностей залить все бетоном было меньше. С другой стороны, можно вспомнить и восьмидесятые-девяностые, когда возникло острое желание вернуться на 70 лет назад буквально, насытить нашу жизнь «дореволюционными элементами». Что, признаем, тоже здорово устарело.

И вот еще вольная аналогия: активисты нашли сходство между новым вариантом набережной Вологды и каналом в Лос-Анджелесе. Мне же она напоминает ровные каменные берега канала Москва-Волга. Вот может быть, каналом вдохновлялись.

Стремление к разнообразию эмоций свойственно постиндустриальному обществу. Желание прочертить все по линейке и залить в бетон, постоянный и почти не подлежащий разборке – свойство общества индустриального, то есть отжившей формации. В данном случае мы наблюдаем столкновение этих двух формаций. С одной стороны, общества для страны все еще нового – обсуждающего, анализирующего, настроенного на самостоятельную постановку задач и решение проблем; ему близка эстетика набережных с кустами, как, скажем, декабристам была мила красота английских парков с заросшими островами и готическими руинами. С другой стороны – общество жесткое, иерархическое, волевое. Вроде бы одно из них принадлежит современности, другое – 1970-м или 1930-м. Но удивительно, как хорошо эти две формации перекликаются с историческими прообразами: одна с романтизмом начала XIX века и пассеизмом начала XX-го, другая с николаевскими площадями. Две тенденции у нас с разным успехом существуют параллельно, но первая, увы, побеждает, только будучи поддержана сверху (см. истории от Екатерины II до парка Зарядье), вторая же властью поддерживается по статистике чаще. По линейке проще отмерять. А нам остается что? Только вот, петь губернатору.
 

31 Июля 2019

Похожие статьи
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Вся мудрость океана
В Калининграде открылся новый корпус Музея мирового океана «Планета океан». Примечательно не только здание в виде 42-метрового шара, но и экспозиция, которая включает научные коллекции – их собирали около 10 лет, аквариумы с 3000 гидробионтов, а также специально разработанные инсталляции. Дизайн разработало петербургское бюро музейной сценографии «Метаформа», которое соединило все нити в увлекательное повествование.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая, в том числе, об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Индустриальный эксперимент
Пять проектов-победителей грантового конкурса «Индустриальный эксперимент», направленного на трансформацию промышленного наследия: экскурсии в доках Кронштадта, fashion-показы на заводе и сова в видеоигре.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Малые креативные
Могут ли креативные индустрии сыграть значимую роль в развитии малых территорий? Пытаемся найти ответ в Палехе и Юрьевце, где реализуется сразу несколько проектов в этой области: реновация художественных мастерских, Первая сельская биеннале и пространство «Лабаз».
Адонис, адмирал и коч
Семь муралов, созданных художниками из России и Сербии в рамках паблик арт-программы «Взгляды» в Южно-Сахалинске, которые раскрывают историю острова, подчеркивают богатство и хрупкость его природы, а также раскрашивают будничный ландшафт города.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Технологии и материалы
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Сейчас на главной
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Туркомплекс на месте колонии
Бюро MAD FOX architects разработало мастер-план туристско-рекреационного комплекса в селе Выдрино на Байкале. Проект займет более 25 гектаров на южном берегу озера, в том числе территорию бывшей исправительной колонии №4.
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.
Парковка за ширмой
Бюро S4S Architects спроектировало для московского жилого комплекса «Эко Бунино» паркинг, который успешно маскирует свою утилитарность за фасадом из перфорированных панелей. В комбинации с ламелями скрывают жесткую сетку ярусов и выравнивают пропорции, одновременно обеспечивая пространства естественным светом, вентиляцией и, как ни странно, видами на лесистую территорию. Первый этаж занимают коммерческие помещения, благодаря которым здание используют не только автомобилисты.
Пресса: Примеры из практики: 100 проектов Юрия Аввакумова
В книге «Примеры. Экспозиция искусства или искусство экспозиции», выпущенной издательством музея «Гараж», известный архитектор поведал о десятилетиях работы на поприще проектирования художественных выставок
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.