Новые рамки

Новый формат обсуждения в рамках архитектурного совета реализован в Нижнем Новгороде в декабре. Разговор шел о «принятии окончательного решения по месту посадки ледового дворца на территории Стрелки».

Автор текста:
Любовь Володина

mainImg
Архитектор:
Алексей Орлов
Мастерская:
ПИ «АРЕНА» http://piarena.ru/
Проект:
Ледовый дворец на территории Стрелки
Россия, Нижний Новгород

Авторский коллектив:
Алексей Орлов

2018
0 В Нижнем Новгороде прежде существовало два совета: закрытый для публики – архитектурный, по статусу – при областном Департаменте градостроительной деятельности, и градостроительный, регламенты которого определяет губернатор, но открытый для посещения всем желающим.

Больше года после смены губернатора градостроительный совет не собирался, хотя распоряжение предшественника о работе этого органа не отменяли. В состав совета входили, помимо архитекторов, чиновники и даже руководитель местного отделения Союза художников. Без слез умиления можно вспомнить, что обсуждения готовились по заданному сценарию, с ясно прописанными ролями, степень искренности и фальши никто не оценивал, понимая: постановка призвана придать легитимность определенным решениям. Правда, были случаи, когда решения формировались или выбирались именно в ходе обсуждения, но это, как всем известно, означает, что исключения только подтверждают правила. Протокол градостроительного совета появлялся не раньше, чем через неделю, его рассылали всем участникам.

Архитектурный совет – закрытый клуб, члены которого не меняются третье десятилетие, авторов проектов могут сопровождать заказчики. Запись обсуждения ведется вручную – акценты, степень достоверности зависят от опыта стенографистки, но тут волноваться не стоит: орган – совещательный, мнения чиновников могут не совпадать с мнениями членов совета, а формулировки найдутся для любого случая – «согласовать/отклонить с учетом пожеланий». Департамент размещает протокол на сайте, архсоветы проходят регулярно.

Новый формат – «расширенное заседание архитектурного совета при департаменте градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области под председательством и.о. заместителя губернатора, заместителя председателя правительства Нижегородской области С.Э. Морозова», – собрали внезапно, буквально за сутки. За стол к членам архсовета обыкновенного добавили чиновников, причастных к посадке ледовой арены на Стрелку, ректора архитектурно-строительного университета, двух депутатов законодательного собрания, даму – председателя общественной палаты города. «Общественники» (звучало определение из советского лексикона) и просто любопытные граждане сидели в зале.

В общем-то, судя по расстановке, формат – прежний: П-образный стол вблизи экрана, микрофоны только у тех, кто за столом, те, кто сидит за их спинами, видят экран, но не имеют микрофонов. При этом ответственность за принятое решение, по сути, разделяют все, даже если об этом не догадываются. Догадаться не всем было дано: письменное приглашение получил не каждый, потому не все видели, что речь идет именно об «окончательном решении по месту посадки ледового дворца на Стрелке» – к обсуждению предлагались чисто геометрические упражнения.

Про посадку
Из презентации института «Арена», показанной на расширенном Архсовете в Нижнем Новгороде
Может, действительно, Собор Александра Невского переместить со Стрелки в кремль? А Стрелку отдать под стадионы? Из презентации института «Арена», показанной на расширенном Архсовете в Нижнем Новгороде

Формулировка темы «обсуждения и принятия» обозначена абсолютно точно. Речь идет не о надоевшем всем «вписывании», адаптации к контексту, – именно о посадке, как летающей тарелки. И не случайно в первом же докладе главный архитектор области Сергей Попов, показывая, какая огромная работа проведена департаментом, назвал более десяти площадок, куда посадка также примерялась, но везде арене было туго. В разных частях города. Но обсуждать можно было только одну, выбор был уже сделан до архсовета в расширенном составе.
Вот эти три варианта размещения арены и предлагалось обсудить. Из презентации института «Арена», показанной на расширенном Архсовете в Нижнем Новгороде
Из презентации института «Арена», показанной на расширенном Архсовете в Нижнем Новгороде

Действительно, в Нижнем давно говорят о необходимости нового ледового дворца – замены советскому типовому Дворцу спорта, построенному в 1966 году. Был и проект: предполагалось поставить арену в районе площади Комсомольской – геометрическом центре города, но здесь уже построил квартал многоэтажек прежний мэр города, находящийся сейчас под следствием. Жилье существенно повлияло на размеры площадки – теперь дворец там не «посадить». Мало того, укреплять берег Оки, тянуть коммуникации и вообще – системно и серьезно развивать набережную заречной части города – не по силам, не по карману, а дворец позарез нужен! Сейчас он может быть построен на федеральные деньги, но при условии завершения строительства в 2021 году.
Из презентации института «Арена», показанной на расширенном Архсовете в Нижнем Новгороде
Первый вариант сочли более приемлемым для дальнейших разработок, если таковые неизбежны. Из презентации института «Арена», показанной на расширенном Архсовете в Нижнем Новгороде
Из презентации института «Арена», показанной на расширенном Архсовете в Нижнем Новгороде

В своей презентации представитель «Арены» Алексей Орлов показал, какие функциональные блоки задают параметры ледового дворца, пояснив, что все это неизбежно вытекает из требований к современным спортивным сооружениям. То есть, предположим, убрать керлинг, чтобы дворец сел на берегу Оки возле Комсомольской площади – невозможно, потому что КХЛ не понравится?

Самый известный нижегородский архитектор Евгений Пестов признался, что ему «лично категорически не нравится проект, в том виде, в каком он сейчас представлен». Пестов считает, что «надо расчленить объект – он достаточно велик для этой территории, сопоставим с массой стадиона, при том что стадион имеет нейтральную архитектуру, а этот за счет единой крыши выглядит еще масштабнее, чем стадион».
Из презентации института «Арена», показанной на расширенном Архсовете в Нижнем Новгороде
Из презентации института «Арена», показанной на расширенном Архсовете в Нижнем Новгороде
Медийный фасад должен работать круглосуточно: транслировать матчи и рекламу. У Собора появится эффектный фон.
Из презентации института «Арена», показанной на расширенном Архсовете в Нижнем Новгороде

Профессор Александр Худин прокомментировал эту ситуацию так: «Подходы, которые нам сегодня предлагает проектировщик, концептуально неверные: в очередной раз здание сажается в свободное пространство, как это уже было со стадионом. С моей точки зрения, нельзя рассматривать арену как объект, который мы ставим в чистом поле. Это не должно быть отдельным зданием, это должен быть квартал, имитирующий городскую застройку. Ну и, конечно, сама сетка улиц должна быть сохранена как давно сложившаяся естественная структура, пришедшая к нам из времен Нижегородской ярмарки».
Из презентации института «Арена», показанной на расширенном Архсовете в Нижнем Новгороде
Из презентации института «Арена», показанной на расширенном Архсовете в Нижнем Новгороде
Зелень и волнообразные формы украсят Стрелку. Интересно, хватит ли денег на такую крышу дворца, если на завершение внешнего контура стадиона не хватило? Из презентации института «Арена», показанной на расширенном Архсовете в Нижнем Новгороде

Худина поддержал коллега – Александр Дехтяр. Он заострил внимание на том, что фасады дворца должны быть неодинаковыми, иметь разные пропорции со стороны крупных построек и небольших; новые фасады, по его словам, должны быть фоновыми на панораме с ценными, символическими объектами.

Про деньги
«У нас ограниченные задачи: построить к 2021 году ледовый стадион. Так давайте рассматривать, только уберите Стрелку из рассмотрения, это – уникальная территория. Сначала надо сделать концепцию всей территории, а затем уже выбирать, как ее развивать», – первые радикальные сомнения прозвучали на архсовете от депутата законодательного собрания Александра Шаронова.

Он сказал: «Доводы, которые нам были представлены, крайне неубедительны… Аргумент о том, что другие участки были отсеяны из-за прав третьих лиц, не принимается, потому что при строительстве стадиона „Нижний Новгород“ это вообще никого не смущало. Все нормально! Все права собственности выкупили, в том числе и за областные деньги. Более 7 миллиардов ушло на эти цели… Аргументы за то, что деньги нам дадут федералы и надо быстро – опять же не хорошо применять к Стрелке».
Кстати, а вот и парковка! Жаль, картинки не соответствуют плану и масштабу территории. Из презентации института «Арена», показанной на расширенном Архсовете в Нижнем Новгороде

Депутат напомнил, что про строительство стадиона тоже говорили – «на федеральные деньги», но вскоре 20 млрд рублей, аналог выделенных на строительство стадиона, сняли со строительства метро, лишив город пяти новых станций нагорной части Нижнего Новгорода. «Нам и сейчас говорят, – продолжил Шаронов, – вот подарок на несколько миллиардов денег федеральных, если не успеем сделать вот так на Стрелке, тогда не успеем никак! Тогда лучше давайте отложим. Ничего страшного! Построим чуть позже».

Председатель Общественной палаты Нижнего Новгорода Юлия Крузе сравнила решение о спешной посадке ледовой арены на Стрелку с форматом фаст-фуда.

Итоговый протокол пока не появился, но наверняка появится. Ведь к февралю «Арена», только 15 декабря выигравшая тендер на проектирование, должна сдать проект на экспертизу.
 
Архитектор:
Алексей Орлов
Мастерская:
ПИ «АРЕНА» http://piarena.ru/
Проект:
Ледовый дворец на территории Стрелки
Россия, Нижний Новгород

Авторский коллектив:
Алексей Орлов

2018

27 Декабря 2018

Автор текста:

Любовь Володина
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Осознание Москвы
Выставка «Москва: проектирование будущего» в Музее Москвы рассказывает историю города – в том числе управления им и его утопических проектов наравне с реальными генпланами – в очень наглядной и популярной форме. Прямо-таки формирует сознание.
Маленькое нефтяное подсознание
«Музей подсознания Москвы» Павла Пепперштейна и Сони Стереостырски, дополненный виртуальрной реальностью от Immerse Lab и спектаклем Дмитрия Мелкина «Солярис», представляет подсознание российской столицы как Нефтяриса, нефтяного океана, генерирующего образы, созвучные шаблонному мышлению. Нейросеть Алиса в другой части выставки шепчет про кроссовки.
Скажи мне, птица
Выставку «Вещественные доказательства» архитектора-художника Александра Бродского можно посмотреть в Гоголь-Центре до 23 января, а благоустроенное им же фойе театра, к которому приурочена выставка, – и после. Это часть проекта «Гоголь-арт», который курирует Евгения Гершкович. Представленные «улики» развивают тему, давно представленную в творчестве Бродского, но выставку и амфитеатры, как мы считаем, надо воспринимать целостно, как тонкую работу с пространством Гоголь-центра.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Растворение с углублением
Обнародован проект реконструкции Шестигранника Жолтовского для Музея современного искусства «Гараж». Его авторы – знаменитое японское бюро SANAA, известное крайней тонкостью решений и интересом к современному искусству. Проект предполагает появление под павильоном подземного пространства с большим безопорным выставочным залом и хранением, а также максимально возможную проницаемость верхней части здания.
Стереоскопичность и непрагматичность
Экспозиционный дизайн, реализованный Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер для выставки, которая справедливо претендует на роль главного художественного события года, активно реагирует на ее содержание и даже интерпретирует его, буквально вылепливая в залах ГТГ «пространство Врубеля». Разбираемся, как оно выстроено и почему.
Толерантная эстетика терраформирования
Всемирная выставка – гигантское мероприятие, ему сложно дать какое-то одно определение и охватить одним взглядом. Тем более – такая амбициозная и претендующая на рекорды, которая, несмотря на превратности пандемии, открыта сейчас в Дубае. Не претендуя на универсальность, делаем попытку рассмотреть экспо 2020, где за эффектными крыльями «звездных» архитекторов и восторгом от исследований Космоса проступают приметы эстетической толерантности девелоперского проекта.
Что есть истина
В Гостином дворе открылся 29 по счету фестиваль «Зодчество». Ярче всего, на наш взгляд, на этот раз выступили стенды регионов, которых не 8, как в прошлом году, а 16. А где истина, мы знаем и так.
От ЗИМа до -изма
В Самаре 13 сентября торжественно, в сопровождении перформанса, спонсированного Сбербанком, была презентована общественности реставрация здания фабрики-кухни, нового филиала Третьяковской галереи. Вашему вниманию – репортаж о промежуточных, но уже вполне значительных, результатах реставрации памятника авангарда.
Архив архитектуры
В Музее архитектуры открылась выставка «Профессия – реставратор», первая из экспозиций, приуроченных к будущему юбилею. Нетрадиционная тема позволяет показать работу не самых заметных, но очень важных для музея людей – тех, кто восстанавливает предметы и готовит их к хранению и показу.
Вода для жизни
Пятый, а значит юбилейный по счету форум «Среда для жизни» прошел в Нижнем Новгороде сразу после юбилейных торжеств, посвященных 800-летию города, и стал, в сущности, частью празднования. В то же время среди показанных проектов лидировали решения, связанные с временно затопляемыми территориями, что можно признать одной из актуальных тенденций нашего времени.
Градсовет Петербурга 8.09.2021
Градсовет рассмотрел новый вариант перестройки станции метро «Фрунзенская»: проект от московских архитекторов, Единый диспетчерский центр и противоречивый традиционализм.
Бегом по набережной
В июне в Самаре прошел пятый по счету фестиваль набережных «ВолгаФест». Впервые в его рамках был представлен проект «Резиденции волжских городов». Нижний Новгород, Ульяновск, Казань, Саратов получили свое архитектурное, художественной и медийное воплощение прямо на самарской набережной.
Формула Шухова
Выставка «Шухов. Формула архитектуры» до ноября проходит в нижегородском «Арсенале». Экспозиция – производная от одноименной выставки, показанной в Музее архитектуры имени А. В. Щусева два года назад. Куратор Марк Акопян назвал ее продолжением исследовательского проекта. И, действительно, самым разным зрителям есть над чем подумать и что исследовать в залах «Арсенала».
Новое качество Личного
В Никола-Ленивце Калужской области в эти выходные проходит фестиваль Архстояние с темой «Личное». Главной постройкой фестиваля стал дом «Русское идеальное», спроектированный Сергеем Кузнецовым и реализованный компанией КРОСТ в короткие сроки. Рассматриваем дом и новые объекты Архстояния 2021.
Диалоги об образовании и карьере
Империалистический заказ и равнодушие к форме, необходимость доучить бывших студентов за свои деньги и скука формального обучения – дискуссия об архитектурном образовании на недавнем Архпароходе, как и многие разговоры на эту тему, местами была отмечена грустью, но не безнадежна и по-своему интересна. Публикуем выдержки из разговора, собранные одним из участников, архитектором и преподавателем Евгенией Репиной.
Градсовет Петербурга 15.07.2021
Архитекторы предложили обновить торговый центр в петербургском Купчино, вдохновляясь снежными пиками Балканских гор. Эксперты отнеслись к идее прохладно.
В ритме квартальной застройки
На прошедшей неделе состоялась презентация жилого комплекса «ТЫ И Я» на северо-востоке Москвы. По ряду параметров он превышает заявленный формат комфорт-класса, и, с другой стороны, полностью соответствует популярной в Москве парадигме квартальной застройки, добавляя некоторые нюансы – новый вид общественных пространств для жильцов и квартиры с высокими потолками в первых этажах.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Кома парка
В субботу в «Арт-усадьбе Веретьево» открылся парк, спроектированный Александром Бродским. Это самый большой арт-объект автора – 7 га, и его первый ленд-арт-объект. Его сопровождает коллекция книг, подобранных Анной Наринской, коллекция смыслов, предложенных Григорием Ревзиным, и музыкальный перформанс. Предлагаем рассматривать парк как синтетическое произведение современного искусства, наделенное, в то же время, практической функцией.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Павильон готов
Сегодня биеннале архитектуры в Венеции открывается для посетителей. Публикуем фотографии павильона России в Джардини, любезно предоставленные организаторами его реконструкции.
Технологии и материалы
Wienerberger поздравляет с наступившим Новом Годом и подводит...
керамика Porotherm в 2021г – спрос превысил предложение!
новая керамическая плитка Terca Slips,
новый онлайн-курс «Школа проектировщиков»,
керамика Wienerberger – для Open Village,
канал Porotherm на Youtube,
работаем дальше для вас и – к новым победам на рынке!
Инновационная сантехника. Новинки подвесных монолитных...
Последняя революция в сантехнике произошла недавно, когда оборудование для ванных комнат приобрело монолитную форму. Следуя мировым трендам, специалисты Cersanit создали новые модели подвесных унитазов CREA SQUARE и CITY OVAL. Спрятали крепления и колено под корпус, добились ещё большей эстетики, гигиеничности и простоты в уходе. Что ещё нужно знать дизайнеру о новинках?
Красный кирпич от брутализма до постмодернизма
Вместе с компанией BRAER вспоминаем яркие примеры применения кирпича в архитектуре брутализма – направления, которому оказалось под силу освежить восприятие и оживить эмоции. Его недавний опыт доказывает, что самый простой красный кирпич актуален.
Может быть даже – более чем.
3D-узоры из кирпича
Объемная кладка – один из способов переосмыслить традиционный кирпич и сделать здание современным и контекстуальным одновременно. Разбираемся, что такое 3D-кладка и как ее возможно реализовать.
«Донские зори» – 7 лет на рынке!
Гроссмейстерские показатели российского производителя:
93 вида кирпича ручной формовки, годовой объем – 15 400 000 штук,
морозостойкость и прочность – выше европейских аналогов,
прекрасная логистика и – уже – складская программа!
А также: кирпичи-лидеры продаж и эксклюзив для особых проектов
Знак качества
Регулярно в мире проходят тысячи архитектурных конкурсов, но не более десятка являются авторитетными площадками демонстрации или проводниками новых идей. В их числе – A+Awards, которую присуждает архитектурный портал Architizer. Среди лауреатов Девятой премии – сразу два проекта, в которых используются фиброцементные панели EQUITONE.
Андрей Кузьменков, Digital Guru: «С общественным мнением...
Агентство Digital Guru занимается управлением репутацией и исследованиями пользовательских мнений в социальных медиа – так называемым social listening, а также геоаналитическими исследованиями. О том, как эти методы могут использоваться архитекторами и застройщиками на стадии подготовки и планирования общественно значимых проектов, мы поговорили с директором Digital Guru – Андреем Кузьменковым.
Клинкер Hagemeister – ведущая партия в проекте
Для строительства ЖК «Ривер парк», спроектированного архитектурным бюро ADM, использовалась клинкерная плитка Hagemeister в специально созданных для этого комплекса сортировках и миксах – эксклюзивных и неповторяющихся ни в одном другом проекте.
Коллекция светодиодного искусства
Выбрать идеальный светильник под определенный интерьер легко! Главное, влюбиться в светильник с первого взгляда и представить его в интерьере своей гостиной, кухни, спальни или офиса.
Потолки-фрагменты – ключ к адаптивным пространствам
Они позволяют ощутить проницаемость поверхности и высоту пространства, сохраняя звукоизолирующие свойства, и гибко зонировать помещение, что сейчас особенно актуально. Потолки-фрагменты Armstrong от Knauf Ceiling Solutions – адаптивное и современное решение.
Игра света расширяет пространство
Даже самые маленькие помещения обретают очарование, когда в них появляются мансардные окна VELUX и образуются пересекающиеся световые потоки. Хижины выходного дня в Австрии, Италии, Швеции и Дании, равно как и модульный Скаут-хаус в Казани красноречиво подтверждают этот закон.
Кирпич плюc: с чем дружит кладка
С какими материалами стоит сочетать кирпич, чтобы превратить здание в архитектурное событие? Отвечаем на вопрос, рассматривая знаковые дома, построенные в Петербурге при участии компании «Славдом».
Графика трехмерного фасада
В предместье немецкого Саарбрюкена, на ведущей в город автостраде появился новый объект ─ столь примечательный, что его невозможно не заметить. Масштабная постройка торгового центра MÖBEL MARTIN сохраняет характерные для больших моллов лаконичные модернистские формы, однако его фасады получили необычную объемную пластическую разработку. Пространственная оболочка фасада создана посредством алюминиевых композитных панелей ALUCOBOND® A2.
«Фирма «КИРИЛЛ»:
25 лет для самых красивых домов
В ноябре 2021 года одному из ведущих поставщиков облицовочного кирпича на российском рынке «Фирме «КИРИЛЛ» исполнилось 25 лет. Архи.ру восстанавливает хронологию последней четверти века, связанную с использованием этого материала в строительстве и архитектуре.
Как укладка металлических бордюров влияет на дизайн...
Любой дизайн можно испортить неаккуратной работой, особенно если в отделке помещения участвует металлический бордюр. Он способен внести в интерьер утончённость, а может закапризничать в неумелых руках и подчеркнуть кривизну укладки отделочного материала. Как правильно устанавливать металлические бордюры, чтобы дизайнеру было проще контролировать исполнителя и не пришлось краснеть перед заказчиком?
Больше воздуха
Cтеклянные навесы и павильоны Solarlux расширяют пространство загородного дома, позволяя наслаждаться ландшафтом в любое время года и суток.
Сейчас на главной
Русско-советский Палладио. Мифы и реальность
Публикуем рецензию на книгу Ильи Печенкина и Ольги Шурыгиной «Иван Жолтовский. Жизнь и творчество» , а также сокращенную главу «Лиловый кардинал. И.В. Жолтовский и борьба течений в советской архитектуре», любезно предоставленную авторами и «Издательским домом Руденцовых».
Мечта мальчика Кая
Архитекторы бюро Zone of Utopia и Mathieu Forest Architecte вспомнили детскую игру и сложили культурно-выставочный центр в китайском Синьсяне из девяти полностью стеклянных «замороженных» кубов.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Надежда на историю будущего
В конце декабря была презентована научно обоснованная 3D и AR модель палат Ван дер Гульстов, известных как «дом Анны Монс», последнего, если не считать дворца Лефорта, сохранившегося каменного дома Немецкой слободы конца XVII века. Рассказываем о модели, судьбе и значении дома, также как и о надеждах открыть его для обозрения и отреставрировать.
Градсовет Петербурга 14.01.2022
На днях состоялся первый после смены председателя КГА и главного архитектора Петербурга градостроительный совет. На нем рассматривались: доработанный вариант реконструкции «Фрунзенской», жилой комлпекс на месте «Ленэкспо» и очередная LEGENDA Евгения Герасимова. Также были представлены новые лица в составе совета.
Возможность полета
Проект аэропорта, разработанный АБ ASADOV для Тобольска и победивший в архитектурном конкурсе, не был реализован. Однако он интересен как пример работы со зданием аэропорта очень небольшого масштаба, где целью становится оптимальная организация пространства и инфраструктуры без потери образной составляющей.
Умер Рикардо Бофилл
Безусловная звезда современной архитектуры, автор, сменивший несколько направлений и тем самым примиривший в своем творчестве постмодернизм, национальные мотивы, неоклассику и интернациональный стиль, умер в возрасте 82 лет от последствий ковида в больнице Барселоны.
Поднимаясь над окружением
Бюро А4 придумало новую типологию благоустройства – городской балкон. Небольшая смотровая площадка позволяет по-новому взглянуть на привычные городские панорамы. Первые три балкона появились на московских набережных напротив Кремля и Зарядья.
Длина волны
ЖК «Тургенева 13» в Пушкино, встраиваясь в масштаб окружающей застройки, отличается от нее ритмичной строгостью парной композиции, легкой волной фасада и колористикой, в которой можно разглядеть два образа: один летний, другой зимний, – оба «прорастают» из особенностей места.
Зеленая ДНК лыжника
Супертехнологичный жилой комплекс «Тао Чжу Инь Юань», построенный Vincent Callebaut Architectures в Тайбэе, не просто безопасен для экологии планеты, он поглощает углекислый газ и борется с глобальным потеплением.
Приятный вид
Небольшая смотровая площадка в Красноярске стала новой точкой притяжения: панорамы города, Енисея и тайги дополнили минималистичные дорожки, амфитеатр и удобная парковка.
Стряхнуть пыль
Реконструкция доходного дома в Краснодаре от бюро ARD: творческое переосмысление не только сохранило обаяние старой постройки, но и позволило ей уверенно занять свое место на улице современного города.
Зеркало супрематиста
Рассматриваем парк Малевича на Рублевке: проект, осуществленный в 2020 году, и реальность через год после открытия. Общий вердикт – метафизическая основа пополнилась цветом, также как и непосредственно-нарративными элементами. То есть он развивается как сам Малевич, от абстракции к фигуративности. Впрочем, парк по-прежнему свеж.
Ближе к лету
Две центральные набережные Сочи, обновленные по проекту архитекторов ab2.0, меняют образ курорта, переключая фокус с торговых точек и кафе на любование морем и небом.
Ракушка у моря
Проектируя дворец спорта, который определит развитие всей северной части Дербента, бюро ASADOV обращается к архитектурному наследию Дагестана, местным материалам и древним пластам истории.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Новогодние небоскребы
Карен Сапричян поздравляет всех с Новым годом серией небоскребов в виде букв. Автор давно разрабатывает эту тему и имеет в запасе календари разных лет. Последняя подборка – башни для города NEOM, запланированного в Саудовской Аравии.
Вечерний свет
Часовня закатов на острове Хайнань по проекту шанхайского бюро UDG предназначена для влюбленных; она способна вращаться вокруг своей оси, чтобы в любой сезон открываться лучам заходящего солнца.
Очень гибкое решение
После обновления по проекту T+T architects офисное здание в 1-м Щипковском переулке приобрело более простую и строгую форму снаружи и исключительную, поддержанную «умной» электронной системой управления, функциональную и образную гибкость внутри. Осовремененная внешность соответствует agile-ной начинке. Новое название – MULTISPACE.
Лейтмотив – домик
В основе проекта здания для страховой компании Baloise в Базеле по проекту Валерио Ольджати лежит мотив архетипического «домика».
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Союз с природой
Показываем четыре загородных дома, архитектура которых вырастает из природного окружения: леса, моря, холма или горного склона.
Пресса: 21 главный архитектурный проект Москвы в 2021-м
В конце прошлого года я написал статью «20 проектов московской архитектуры 2020 года, за которые не стыдно». В этом году столько нестыдных проектов не набралось, поэтому мы решили написать о, с одной стороны, характерных, с другой стороны, значимых.
Сохраним Пулково!
Стало известно о планах сноса модернистского здания аэропорта Пулково, построенного в 1973 году. Архитекторы Петербурга призывают присвоить зданию статус объекта культурного наследия и сохранить его. Собираем подписи за сохранение модернистского здания Пулково.
Новый русский
В проекте ресторанного центра на берегу реки Дон недалеко от одноименной трассы архитекторы бюро Megabudka задались амбициозной целью поставить эксперимент с поиском «нового русского стиля», и, собрав в тесный узел множество европейских аллюзий, добились своего. Именно в том русский стиль, наверное, и состоит, чтобы творчески копировать немцев.
И домики на крышах…
Нидерландское бюро Mecanoo завершило работу над жилым кварталом KAMPUS в центре Манчестера. Архитекторы собрали в единое целое и вернули городу постройки разного времени.