Компания «Метрогипротранс» уже много лет работает над Большой кольцевой линией Московского метро. «Поскольку многие исторические станции метро стали памятниками архитектуры, мы хотели достичь вневременности с помощью художественного оформления, – говорит Всеволод Медведев. – Для участия в конкурсе были приглашены ведущие мастера современного монументального искусства, художники Никита Медведев и Василий Бубнов. Около двух лет они занимались эскизами. Медведев работал над станциями Хорошевская и Нижняя Масловка, а Бубнов над станциями Петровский парк и ЦСКА.
Тема декоративно-художественного оформления Хорошевской возникла не случайно. Мой отец сразу решил, что темой станут важнейшие течения XX века Конструктивизм и Супрематизм, ведь в Москве нет ни одной станции метро, посвященной художникам и архитекторам. Уникальный русский авангард является символом русского искусства, открывшим безграничные возможности для творчества. Это вклад России в мировую культуру, а у нас пока нет даже музея Малевича в Немчиновке».
Восточный вестибюль «Супрематизм». Схема © Четвертое измерение
Восточный вестибюль «Супрематизм». Фрагмент © Четвертое измерение
Восточный вестибюль «Супрематизм» © Четвертое измерение
Восточный вестибюль «Супрематизм» © Четвертое измерение
Восточный вестибюль «Супрематизм»
© Четвертое измерение
Восточный вестибюль «Супрематизм» © Четвертое измерение
Восточный вестибюль «Супрематизм» © Четвертое измерение
Восточный вестибюль «Супрематизм» © Четвертое измерение
Восточный вестибюль «Супрематизм» © Четвертое измерение
Действительно, нет пророка в своем отечестве, и очереди в Третьяковку стоят на Серова, а Малевич и его «Черный квадрат» вниманием населения не избалованы. Едва ли люди на улицах назовут художников и архитекторов русского авангарда. И хотя порыв в будущее и в космос несомненно присущ русскому авангарду, а ощущение «И увидел я новое Небо, и новую Землю» захватывает, до сих пор даже среди исследователей нет ясности, что это за небо и земля, не говоря о простых гражданах. Словом, перед авторами стояла не только декоративная, но и просветительская задача.
Восточный вестибюль посвящен супрематизму, а западный – конструктивизму. Потолки кассовых залов и спусков над эскалаторами покрыты монументальными росписями, более строгими, ортогональными там, где речь об архитекторах, более динамичными в случае с художниками. Мы видим на потолке знакомые мотивы, в том числе увеличенный во много раз черный квадрат Малевича и надписи «Супрематизм», «Экстер», «Родченко». Надписи выполнены аутентичными шрифтами, супрематическими или конструктивистскими, в западном, архитектурном, вестибюле – как будто взятыми из журнала СА. Расчет, в частности, был на то, что люди заинтересуются, посмотрят в интернете.
Восточный вестибюль «Супрематизм» © Четвертое измерение
Восточный вестибюль «Супрематизм» © Четвертое измерение
Восточный вестибюль «Супрематизм» © Четвертое измерение
В «архитектурном» вестибюле представлен авангардный Олимп: Мельников, Леонидов, Гинзбург, Голосов, братья Веснины. В композиции угадываются обобщенные фрагменты лестниц, стен и окон, воспринимаемые снизу в остром ракурсе на фоне голубого неба. Небеса в метро в мозаиках или ином варианте встречаются и на исторических станциях, например Маяковской и Октябрьской, так что здесь можно увидеть продолжение традиции.
Западный вестибюль. Схема © Четвертое измерение
Западный вестибюль «Конструктивизм» © Четвертое измерение
Западный вестибюль «Конструктивизм» © Четвертое измерение
Западный вестибюль «Конструктивизм» © Четвертое измерение
Западный вестибюль «Конструктивизм» © Четвертое измерение
Западный вестибюль «Конструктивизм» © Четвертое измерение
Западный вестибюль «Конструктивизм» © Четвертое измерение
Поскольку финансирования было меньше, чем предполагалось, не удалось воплотить идею прозрачных светящихся витражных лайт-боксов, на которых должна была запечатлеться фактура живописных мазков. Пришлось все поверхности сделать алюминиевыми.
А задумана была идея ручной живописи, чтобы видна была рука художника, чтобы ощущались и рельеф, и текстура красок, и многослойные лессированные поверхности. По мнению Всеволода Медведева, монументальное искусство индивидуализирует дизайн, вносит человеческое измерение. При невысокой по сравнению со строительством цене отдача от монументального искусства чрезвычайно высока, и его воздействие длится многие годы, – мы можем видеть это на примере мозаик и витражей исторических станций.
Западный вестибюль «Конструктивизм»
© Четвертое измерение
Западный вестибюль «Конструктивизм» © Четвертое измерение
Западный вестибюль «Конструктивизм». Станция «Хорошевская»
© Четвертое измерение
Западный вестибюль «Конструктивизм». Фрагмент © Четвертое измерение
Архитектурные мотивы конструктивизма и живопись супрематизма предстали в необычных, сезанновских тонах. Всеволод Медведев объясняет этот смягченный колорит тем, что русский авангард с его интенсивным цветом, увеличенный до таких огромных размеров, был бы слишком агрессивным и подавляющим. Надо сказать, что там, где в живописи возникают сломы плоскостей, углы и прорывы в глубину, иллюзия метаморфоз поверхности очень велика. То есть плоскость прорывается, плющится и ломается по полной. Если добавить туда открытый цвет, у пассажиров и впрямь, пожалуй, может закружиться голова.
Западный вестибюль «Конструктивизм» © Четвертое измерение
Западный вестибюль «Конструктивизм» © Четвертое измерение
Основная задача состояла в том, чтобы композиционно совместить живописные мотивы авангарда и лаконичное, строгое пространство станции. То, что все это размещено над эскалатором, на изломе плоскостей и воспринимается в движении, добавляет и без того энергичным композициям дополнительную динамику.
И черный мрамор с белыми звездочками и прожилками, подобный ночному небу, пришелся очень кстати. Авангард помещен в новое пространство, где его космические порывы обостряются, клинья врезаются в окружности, летят и падают, – аллегорически демонстрируют космические войны, близкие по духу современному человеку.