Авангард – в массы

Никита и Всеволод Медведевы познакомили широкую публику с русским авангардом в монументальном оформлении станции метро Хорошевская. Известные всему миру имена и мотивы супрематизма и конструктивизма теперь можно увидеть прямо на потолке.

Лара Копылова

Автор текста:
Лара Копылова

25 Октября 2018
mainImg
Архитектор:
Николай Шумаков
Никита Медведев
Всеволод Медведев
Мастерская:
Метрогипротранс
Проект:
Станция метро «Хорошевская»
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Архитекторы: Н.И. Шумаков, А.Ю. Орлов, В.С. Волович, Н.В. Расстегняева, В.О. Сычева, Д.С. Рзянин, Т.Ю. Солдатов
Декоративно-художественное оформление вестибюлей:
Художники: Никита Всеволодович Медведев (Заслуженный художник РФ, член-корреспондент РАХ), Всеволод Никитич Медведев

2016 — 2017 / 2017 — 2.2018
Станция метро Хорошевская – часть грандиозных планов московского правительства по развитию метро. Она входит в третий пересадочный контур, в первый его отрезок: Савеловская – Шелепиха. Все станции устроены по одному принципу: большепролетная колонная станция, центральный зал островного типа с двумя платформами. Разница – в цвете мрамора и оформлении потолка. Но монументальные композиции по мотивам русского авангарда придали архитектуре станции необщее выражение.

Компания «Метрогипротранс» уже много лет работает над Большой кольцевой линией Московского метро. «Поскольку многие исторические станции метро стали памятниками архитектуры, мы хотели достичь вневременности с помощью художественного оформления, – говорит Всеволод Медведев. – Для участия в конкурсе были приглашены ведущие мастера современного монументального искусства, художники Никита Медведев и Василий Бубнов. Около двух лет они занимались эскизами. Медведев работал над станциями Хорошевская и Нижняя Масловка, а Бубнов над станциями Петровский парк и ЦСКА.

Тема декоративно-художественного оформления Хорошевской возникла не случайно. Мой отец сразу решил, что темой станут важнейшие течения XX века Конструктивизм и Супрематизм, ведь в Москве нет ни одной станции метро, посвященной художникам и архитекторам. Уникальный русский авангард является символом русского искусства, открывшим безграничные возможности для творчества. Это вклад России в мировую культуру, а у нас пока нет даже музея Малевича в Немчиновке».
Восточный вестибюль «Супрематизм». Схема © Четвертое измерение
Восточный вестибюль «Супрематизм». Фрагмент © Четвертое измерение
Восточный вестибюль «Супрематизм» © Четвертое измерение
Восточный вестибюль «Супрематизм» © Четвертое измерение
Восточный вестибюль «Супрематизм» © Четвертое измерение
Восточный вестибюль «Супрематизм» © Четвертое измерение
Восточный вестибюль «Супрематизм» © Четвертое измерение
Восточный вестибюль «Супрематизм» © Четвертое измерение
Восточный вестибюль «Супрематизм» © Четвертое измерение

Действительно, нет пророка в своем отечестве, и очереди в Третьяковку стоят на Серова, а Малевич и его «Черный квадрат» вниманием населения не избалованы. Едва ли люди на улицах назовут художников и архитекторов русского авангарда. И хотя порыв в будущее и в космос несомненно присущ русскому авангарду, а ощущение «И увидел я новое Небо, и новую Землю» захватывает, до сих пор даже среди исследователей нет ясности, что это за небо и земля, не говоря о простых гражданах. Словом, перед авторами стояла не только декоративная, но и просветительская задача.

Восточный вестибюль посвящен супрематизму, а западный – конструктивизму. Потолки кассовых залов и спусков над эскалаторами покрыты монументальными росписями, более строгими, ортогональными там, где речь об архитекторах, более динамичными в случае с художниками. Мы видим на потолке знакомые мотивы, в том числе увеличенный во много раз черный квадрат Малевича и надписи «Супрематизм», «Экстер», «Родченко». Надписи выполнены аутентичными шрифтами, супрематическими или конструктивистскими, в западном, архитектурном, вестибюле – как будто взятыми из журнала СА. Расчет, в частности, был на то, что люди заинтересуются, посмотрят в интернете.
Восточный вестибюль «Супрематизм» © Четвертое измерение
Восточный вестибюль «Супрематизм» © Четвертое измерение
Восточный вестибюль «Супрематизм» © Четвертое измерение

В «архитектурном» вестибюле представлен авангардный Олимп: Мельников, Леонидов, Гинзбург, Голосов, братья Веснины. В композиции угадываются обобщенные фрагменты лестниц, стен и окон, воспринимаемые снизу в остром ракурсе на фоне голубого неба. Небеса в метро в мозаиках или ином варианте встречаются и на исторических станциях, например Маяковской и Октябрьской, так что здесь можно увидеть продолжение традиции.
Западный вестибюль. Схема © Четвертое измерение
Западный вестибюль «Конструктивизм» © Четвертое измерение
Западный вестибюль «Конструктивизм» © Четвертое измерение
Западный вестибюль «Конструктивизм» © Четвертое измерение
Западный вестибюль «Конструктивизм» © Четвертое измерение
Западный вестибюль «Конструктивизм» © Четвертое измерение
Западный вестибюль «Конструктивизм» © Четвертое измерение

Поскольку финансирования было меньше, чем предполагалось, не удалось воплотить идею прозрачных светящихся витражных лайт-боксов, на которых должна была запечатлеться фактура живописных мазков. Пришлось все поверхности сделать алюминиевыми.

А задумана была идея ручной живописи, чтобы видна была рука художника, чтобы ощущались и рельеф, и текстура красок, и многослойные лессированные поверхности. По мнению Всеволода Медведева, монументальное искусство индивидуализирует дизайн, вносит человеческое измерение. При невысокой по сравнению со строительством цене отдача от монументального искусства чрезвычайно высока, и его воздействие длится многие годы, – мы можем видеть это на примере мозаик и витражей исторических станций.
Западный вестибюль «Конструктивизм» © Четвертое измерение
Западный вестибюль «Конструктивизм» © Четвертое измерение
Западный вестибюль «Конструктивизм». Станция «Хорошевская»
© Четвертое измерение
Западный вестибюль «Конструктивизм». Фрагмент © Четвертое измерение

Архитектурные мотивы конструктивизма и живопись супрематизма предстали в необычных, сезанновских тонах. Всеволод Медведев объясняет этот смягченный колорит тем, что русский авангард с его интенсивным цветом, увеличенный до таких огромных размеров, был бы слишком агрессивным и подавляющим. Надо сказать, что там, где в живописи возникают сломы плоскостей, углы и прорывы в глубину, иллюзия метаморфоз поверхности очень велика. То есть плоскость прорывается, плющится и ломается по полной. Если добавить туда открытый цвет, у пассажиров и впрямь, пожалуй, может закружиться голова.
Западный вестибюль «Конструктивизм» © Четвертое измерение
Западный вестибюль «Конструктивизм» © Четвертое измерение

Основная задача состояла в том, чтобы композиционно совместить живописные мотивы авангарда и лаконичное, строгое пространство станции. То, что все это размещено над эскалатором, на изломе плоскостей и воспринимается в движении, добавляет и без того энергичным композициям дополнительную динамику.

И черный мрамор с белыми звездочками и прожилками, подобный ночному небу, пришелся очень кстати. Авангард помещен в новое пространство, где его космические порывы обостряются, клинья врезаются в окружности, летят и падают, – аллегорически демонстрируют космические войны, близкие по духу современному человеку.
Архитектор:
Николай Шумаков
Никита Медведев
Всеволод Медведев
Мастерская:
Метрогипротранс
Проект:
Станция метро «Хорошевская»
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Архитекторы: Н.И. Шумаков, А.Ю. Орлов, В.С. Волович, Н.В. Расстегняева, В.О. Сычева, Д.С. Рзянин, Т.Ю. Солдатов
Декоративно-художественное оформление вестибюлей:
Художники: Никита Всеволодович Медведев (Заслуженный художник РФ, член-корреспондент РАХ), Всеволод Никитич Медведев

2016 — 2017 / 2017 — 2.2018

25 Октября 2018

Лара Копылова

Автор текста:

Лара Копылова
Метрогипротранс: другие проекты
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Взгляд вглубь
Коллекция арт-объектов проекта «Эталон качества», показанная на фестивале «Зодчество», наглядно продемонстрировала, как архитекторы соотносят ключевые ценности своей профессии и свое собственное творчество
Похожие статьи
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Союз Церкви и государства
Новое здание библиотеки Ламбетского дворца, лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, построено на берегу Темзы напротив Парламента. Авторы проекта – Wright & Wright Architects.
Переговоры среди лепестков
На Венецианской биеннале представлен новый проект Zaha Hadid Architects: модуль-переговорная Alis, подходящий как для интерьеров, так и для использования на открытом воздухе.
Цвет в бетоне и кирпиче
Жилой дом 11-19 Jane Street в Нью-Йорке по проекту бюро Дэвида Чипперфильда развивает архитектурные мотивы исторического района Гринвич-Виллидж.
Курдонеры и конструктивизм
Рассматриваем второй квартал «города в городе» Ligovsky City, построенный по проекту бюро «А.Лен» и сочетающий несколько тенденций, характерных для современной архитектуры города.
Внутри рисованной сетки
При проектировании комплекса апартаментов PLAY в Даниловской слободе архитекторы бюро ADM сделали ставку на образность постройки. Наиболее ярко она проявилась в сложносочиненной сетке фасадов.
Своды и лестницы
В Филадельфии завершилась реконструкция Музея искусств по проекту Фрэнка Гери. Материал исторических и новых частей здания одинаков: золотистый известняк.
Ярусная композиция
Немного Нью-Йорка в Одессе: апарт-комплекс по проекту «Архиматики» с башнями и таунхаусами, площадью и бассейнами.
На соевой траве
Площадь Линкольн-центра в Нью-Йорке превратилась в лужайку из эко-газона: новое общественное пространство станет «главной сценой» для постепенного открытия Метрополитен-оперы, New York City Ballet и Филармонии после карантина.
Белые башни
Жилой комплекс Y-Loft City в городе Чанчжи по проекту пекинского бюро Superimpose Architecture предназначен для поколения Y.
Эстетизация двора
Благоустраивая двор жилого комплекса премиум-класса, бюро GAFA позаботилось не только о соответствующем высокому статусу образе, но и о простых человеческих радостях, а также виртуозно преодолело нормативные ограничения.
Кино под куполом
Музей науки Curiosum с купольным кинотеатром по проекту White Arkitekter расположился в исторической промзоне на севере Швеции, занятой сейчас университетом Умео.
Авангардный каркас из прошлого
В Париже завершилась реконструкция почтамта на улице Лувра по проекту Доминика Перро: почтовая функция сведена к минимуму, вместо нее возникло множество других, включая социальное жилье.
Жук улетел
История проектирования бизнес-центра в Жуковом проезде: с рядом попыток сохранить здание столетнего «холодильника» и современными корпусами, интерпретирующими промышленную тему. Проект уже не актуален, но история, на наш взгляд, интересная.
MasterMind: нейросеть для девелоперов и архитекторов
Программа, разработанная компанией Genpro, способна за полчаса сгенерировать десятки вариантов застройки согласно заданным параметрам, но не исключает творческой работы, а лишь исполняет техническую часть и может быть использована архитекторами для подготовки проекта с последующей передачей данных в AutoCAD, Revit и ArchiCAD.
Шелковые рукава
Металлические ленты Культурного центра по проекту Кристиана де Портзампарка в Сучжоу – парафраз шелковых рукавов артистов куньцюй: для спектаклей этого оперного жанра также предназначен комплекс.
Медные стены, медные баки
Новая штаб-квартира Carlsberg Group в Копенгагене по проекту C. F. Møller получила фасады из медных панелей, напоминающие об исторических чанах для варки пива.
Быть в центре
Апарт-комплекс в центре делового квартала с веерными фасадами и облицовкой с эффектом терраццо.
Авангард на льду
Бюро Coop Himmelb(l)au выиграло конкурс на концепцию хоккейного стадиона «СКА Арена» в Санкт-Петербурге. Он заменит собой снесенный СКК и обещает учесть проект компании «Горка», недавно утвержденный градсоветом для этого места.
Диалог в кирпиче
Новый корпус школы Скиннерс по проекту Bell Phillips Architects к юго-востоку от Лондона продолжает викторианскую традицию кирпичной архитектуры.
Оазис среди офисов
Двор киевского делового центра Dmytro Aranchii Architects превратили в многофункциональную рекреационную зону для сотрудников.
Избушка в горах
Клубный павильон PokoPoko по проекту Klein Dytham architecture при отеле на острове Хонсю напоминает сказочный домик.
Технологии и материалы
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Сейчас на главной
Этюды о стекле
Жилой комплекс недалеко от Павелецкого вокзала как символ стремительного преображения района: композиция с разновысотными башнями, изобретательная проработка витражей и зеленая долина во дворе.
Место сбора
В Лондоне открылся 20-й летний павильон из архитектурной программы галереи «Серпентайн». Проект разработан йоханнесбургской мастерской Counterspace.
Сила цвета
Три московских выставки, где важную роль в дизайне экспозиции играет цвет: в Новой Третьяковке, Музее русского импрессионизма и «Царицыно».
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Союз Церкви и государства
Новое здание библиотеки Ламбетского дворца, лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, построено на берегу Темзы напротив Парламента. Авторы проекта – Wright & Wright Architects.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Пресса: Что не так с новой башней Газпрома в Петербурге? Отвечают...
На этой неделе стало известно, что Газпром собирается построить в Петербург вслед за «Лахта-центром» новую башню — 700-метровое здание. Рассказываем, что думают по поводу новой высотки архитекторы, критики и краеведы.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.
Переговоры среди лепестков
На Венецианской биеннале представлен новый проект Zaha Hadid Architects: модуль-переговорная Alis, подходящий как для интерьеров, так и для использования на открытом воздухе.
Выше всех
«Газпром» обещает построить в Петербурге башню высотой 703 метра. Рядом с Лахта центром должен появиться небоскреб Лахта-2, а автор – тот же, Тони Кеттл, только он уже не работает в RJMJ.