Авангард – в массы

Никита и Всеволод Медведевы познакомили широкую публику с русским авангардом в монументальном оформлении станции метро Хорошевская. Известные всему миру имена и мотивы супрематизма и конструктивизма теперь можно увидеть прямо на потолке.

Лара Копылова

Автор текста:
Лара Копылова

25 Октября 2018
mainImg
Архитектор:
Николай Шумаков
Никита Медведев
Всеволод Медведев
Мастерская:
Метрогипротранс
Проект:
Станция метро «Хорошевская»
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Архитекторы: Н.И. Шумаков, А.Ю. Орлов, В.С. Волович, Н.В. Расстегняева, В.О. Сычева, Д.С. Рзянин, Т.Ю. Солдатов
Декоративно-художественное оформление вестибюлей:
Художники: Никита Всеволодович Медведев (Заслуженный художник РФ, член-корреспондент РАХ), Всеволод Никитич Медведев

2016 — 2017 / 2017 — 2.2018
0 Станция метро Хорошевская – часть грандиозных планов московского правительства по развитию метро. Она входит в третий пересадочный контур, в первый его отрезок: Савеловская – Шелепиха. Все станции устроены по одному принципу: большепролетная колонная станция, центральный зал островного типа с двумя платформами. Разница – в цвете мрамора и оформлении потолка. Но монументальные композиции по мотивам русского авангарда придали архитектуре станции необщее выражение.

Компания «Метрогипротранс» уже много лет работает над Большой кольцевой линией Московского метро. «Поскольку многие исторические станции метро стали памятниками архитектуры, мы хотели достичь вневременности с помощью художественного оформления, – говорит Всеволод Медведев. – Для участия в конкурсе были приглашены ведущие мастера современного монументального искусства, художники Никита Медведев и Василий Бубнов. Около двух лет они занимались эскизами. Медведев работал над станциями Хорошевская и Нижняя Масловка, а Бубнов над станциями Петровский парк и ЦСКА.

Тема декоративно-художественного оформления Хорошевской возникла не случайно. Мой отец сразу решил, что темой станут важнейшие течения XX века Конструктивизм и Супрематизм, ведь в Москве нет ни одной станции метро, посвященной художникам и архитекторам. Уникальный русский авангард является символом русского искусства, открывшим безграничные возможности для творчества. Это вклад России в мировую культуру, а у нас пока нет даже музея Малевича в Немчиновке».
Восточный вестибюль «Супрематизм». Схема © Четвертое измерение
Восточный вестибюль «Супрематизм». Фрагмент © Четвертое измерение
Восточный вестибюль «Супрематизм» © Четвертое измерение
Восточный вестибюль «Супрематизм» © Четвертое измерение
Восточный вестибюль «Супрематизм» © Четвертое измерение
Восточный вестибюль «Супрематизм» © Четвертое измерение
Восточный вестибюль «Супрематизм» © Четвертое измерение
Восточный вестибюль «Супрематизм» © Четвертое измерение
Восточный вестибюль «Супрематизм» © Четвертое измерение

Действительно, нет пророка в своем отечестве, и очереди в Третьяковку стоят на Серова, а Малевич и его «Черный квадрат» вниманием населения не избалованы. Едва ли люди на улицах назовут художников и архитекторов русского авангарда. И хотя порыв в будущее и в космос несомненно присущ русскому авангарду, а ощущение «И увидел я новое Небо, и новую Землю» захватывает, до сих пор даже среди исследователей нет ясности, что это за небо и земля, не говоря о простых гражданах. Словом, перед авторами стояла не только декоративная, но и просветительская задача.

Восточный вестибюль посвящен супрематизму, а западный – конструктивизму. Потолки кассовых залов и спусков над эскалаторами покрыты монументальными росписями, более строгими, ортогональными там, где речь об архитекторах, более динамичными в случае с художниками. Мы видим на потолке знакомые мотивы, в том числе увеличенный во много раз черный квадрат Малевича и надписи «Супрематизм», «Экстер», «Родченко». Надписи выполнены аутентичными шрифтами, супрематическими или конструктивистскими, в западном, архитектурном, вестибюле – как будто взятыми из журнала СА. Расчет, в частности, был на то, что люди заинтересуются, посмотрят в интернете.
Восточный вестибюль «Супрематизм» © Четвертое измерение
Восточный вестибюль «Супрематизм» © Четвертое измерение
Восточный вестибюль «Супрематизм» © Четвертое измерение

В «архитектурном» вестибюле представлен авангардный Олимп: Мельников, Леонидов, Гинзбург, Голосов, братья Веснины. В композиции угадываются обобщенные фрагменты лестниц, стен и окон, воспринимаемые снизу в остром ракурсе на фоне голубого неба. Небеса в метро в мозаиках или ином варианте встречаются и на исторических станциях, например Маяковской и Октябрьской, так что здесь можно увидеть продолжение традиции.
Западный вестибюль. Схема © Четвертое измерение
Западный вестибюль «Конструктивизм» © Четвертое измерение
Западный вестибюль «Конструктивизм» © Четвертое измерение
Западный вестибюль «Конструктивизм» © Четвертое измерение
Западный вестибюль «Конструктивизм» © Четвертое измерение
Западный вестибюль «Конструктивизм» © Четвертое измерение
Западный вестибюль «Конструктивизм» © Четвертое измерение

Поскольку финансирования было меньше, чем предполагалось, не удалось воплотить идею прозрачных светящихся витражных лайт-боксов, на которых должна была запечатлеться фактура живописных мазков. Пришлось все поверхности сделать алюминиевыми.

А задумана была идея ручной живописи, чтобы видна была рука художника, чтобы ощущались и рельеф, и текстура красок, и многослойные лессированные поверхности. По мнению Всеволода Медведева, монументальное искусство индивидуализирует дизайн, вносит человеческое измерение. При невысокой по сравнению со строительством цене отдача от монументального искусства чрезвычайно высока, и его воздействие длится многие годы, – мы можем видеть это на примере мозаик и витражей исторических станций.
Западный вестибюль «Конструктивизм» © Четвертое измерение
Западный вестибюль «Конструктивизм» © Четвертое измерение
Западный вестибюль «Конструктивизм». Станция «Хорошевская»
© Четвертое измерение
Западный вестибюль «Конструктивизм». Фрагмент © Четвертое измерение

Архитектурные мотивы конструктивизма и живопись супрематизма предстали в необычных, сезанновских тонах. Всеволод Медведев объясняет этот смягченный колорит тем, что русский авангард с его интенсивным цветом, увеличенный до таких огромных размеров, был бы слишком агрессивным и подавляющим. Надо сказать, что там, где в живописи возникают сломы плоскостей, углы и прорывы в глубину, иллюзия метаморфоз поверхности очень велика. То есть плоскость прорывается, плющится и ломается по полной. Если добавить туда открытый цвет, у пассажиров и впрямь, пожалуй, может закружиться голова.
Западный вестибюль «Конструктивизм» © Четвертое измерение
Западный вестибюль «Конструктивизм» © Четвертое измерение

Основная задача состояла в том, чтобы композиционно совместить живописные мотивы авангарда и лаконичное, строгое пространство станции. То, что все это размещено над эскалатором, на изломе плоскостей и воспринимается в движении, добавляет и без того энергичным композициям дополнительную динамику.

И черный мрамор с белыми звездочками и прожилками, подобный ночному небу, пришелся очень кстати. Авангард помещен в новое пространство, где его космические порывы обостряются, клинья врезаются в окружности, летят и падают, – аллегорически демонстрируют космические войны, близкие по духу современному человеку.
Архитектор:
Николай Шумаков
Никита Медведев
Всеволод Медведев
Мастерская:
Метрогипротранс
Проект:
Станция метро «Хорошевская»
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Архитекторы: Н.И. Шумаков, А.Ю. Орлов, В.С. Волович, Н.В. Расстегняева, В.О. Сычева, Д.С. Рзянин, Т.Ю. Солдатов
Декоративно-художественное оформление вестибюлей:
Художники: Никита Всеволодович Медведев (Заслуженный художник РФ, член-корреспондент РАХ), Всеволод Никитич Медведев

2016 — 2017 / 2017 — 2.2018

25 Октября 2018

Лара Копылова

Автор текста:

Лара Копылова
Метрогипротранс: другие проекты
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Взгляд вглубь
Коллекция арт-объектов проекта «Эталон качества», показанная на фестивале «Зодчество», наглядно продемонстрировала, как архитекторы соотносят ключевые ценности своей профессии и свое собственное творчество
Похожие статьи
Кирпичный супрематизм
Арт-центр TIC создавался как символ и важный общественный центр гигантского, динамично развивающегося промышленного района на окраине городского округа Фошань.
Интерьер для смелых
Историческая ТЭЦ в центре Братиславы усилиями студии Perspektiv, DF Creative Group и PAMARCH превратилась в современный коворкинг Base4Work.
Совместная работа
За 22 года интерьеры башни World Port Centre Нормана Фостера в Роттердаме потеряли свою актуальность. Бюро Mecanoo предложило новое решение, основанное на концепции активного рабочего пространства.
Игра на повышение
Концепция жилого комплекса в Самаре от T+T Architects: новая доминанта в городском ландшафте, вид на Жигулевские горы и VR-технологии.
Сосновый принт
Штаб-квартира энергетической компании ST International и её арт-пространство SONGEUN в Сеуле по проекту Herzog & de Meuron.
Хирургия фасадов
Офисное здание Îlot Balmoral в Монреале спроектировано канадским бюро Provencher_Roy специально для компаний, чья деятельность связана с культурными инициативами.
Святилище книг
После реконструкции и реставрации по проекту «Студии 44» здание Публичной библиотеки имени Маяковского приобрело современную техническую начинку и в то же время стало ближе к своему подлинному облику – тех времен, когда оно было частью подворья Троице-Сергиевой лавры.
Дом исчезает
Инсталляция для некрополя на востоке Китая воспроизводит оплетающий жилище плющ, в то время как оно само как будто уже исчезло.
Архипелаг впечатлений
Для благоустройства жилого комплекса «Level Южнопортовая» бюро GAFA использует рецепт Зарядья: чтобы преодолеть высоту и плотность башен архитекторы привносят во двор реку и парящий мост, а также различные климатические зоны, оставляя место для разнообразных вариантов проведения досуга.
Питомник для «зеленого» строительства
В Алмере открылась международная садоводческая выставка Флориада–2022. Ее мастерплан, разработанный MVRDV, предназначен одновременно и для нового городского района, который позже появится на ее месте.
На груди утеса-великана
Культурный и общественный центр в китайском Чунцине торжественно возвышается над рекой Янцзы. Архитекторы бюро aoe приняли вызовы брутального ландшафта и сделали все возможное, чтобы природный объект сохранил свою уникальность.
В тон Мендельсону
«Дом Керстена» рядом фабрикой «Красное знамя» отвечает интеллигентному курсу, принятому в мастерской Анатолия Столярчука: не приемлет исторических стилизаций, но в то же время почтительно относится к сложившейся застройке.
Предгорья и вершины
В концепции ревитализации территории завода «Станкоагрегат» бюро ОСА соединяет два масштаба: экстремально высокие башни и относительно сомасштабные человеку урбан-виллы. В условиях сверхплотной застройки это позволяет высвободить территории для общественных пространств и деревьев, а также адаптировать проект к условиям меняющегося рынка.
Сахарный отдых
Варшавское бюро BULAK PROJEKT спасло от сноса исторические корпуса сахарного завода в городе Жнин, превратив их в комфортный и при этом невероятно аутентичный гостиничный комплекс.
Асимметрия опор
Многоквартирный дом с коммерческой «базой» на итальянском курорте Лидо-ди-Йезоло по проекту бюро ELASTICOFarm и BPLAN Studio.
Проект Италия
В итальянской коммуне Таварнелле-Валь-ди-Пеза построили новую штаб-квартиру компании Furla. В студии GEZA Architettura попробовали интегрировать свою сугубо индустриальную архитектуру в природный ландшафт Тосканы.
Быстрое течение
Новый проект Брусники для Тюмени: на месте бывших портовых территорий появится жилой район с разнообразной застройкой и общественными пространствами. К разработке мастер-плана подключилось бюро Mandaworks, к архитектуре – ODA и Stefan Forster.
«Обувная» ДНК
В Пальма-де-Мальорка по проекту MVRDV и GRAS строится новый квартал по заказу семьи владельцев Camper: он должен вернуть славу центра ночной жизни району Гомила.
Технологии и материалы
Потолки для мультизадачных решений
Многообразие функциональных потолочных решений Knauf Ceiling Solutions позволяет комплексно решать максимально широкий спектр задач при создании комфортных, эстетически и стилистически гармоничных интерьеров.
Внутри и снаружи:
архитектурные решения КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Системы КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®, включающие цементную плиту, обладают достоинствами, которые проявляют себя как в процессе монтажа, так и при отделке, и в эксплуатации. Они хорошо подходят для нетиповых решений. Вашему вниманию – подборка жилых комплексов с разнообразными примерами использования данной технологии.
Во всем мире: опыт использования систем КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Разработанная компанией КНАУФ технология АКВАПАНЕЛЬ® отвечает высоким требованиям к надежности отделочных решений, причем как в интерьере, так и на фасадах. В обзоре – о том, как данная технология применяется за рубежом на примере известных – общественных и жилых – зданий.
Шесть общественных комплексов, реализованных с применением...
Технологии КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® давно завоевали признание в отечественной строительной отрасли. Особенно в области общественных зданий, к которым предъявляются особые требования по безопасности, огнестойкости, вандалоустойчивости. При этом, технологии «сухого строительства» значительно сокращают монтажные работы.
Лахта Центр: вызовы и ответы самого северного небоскреба...
Не так давно, в 2021 году, в Петербурге были озвучены планы строительства, в дополнение к Лахта Центру, двух новых небоскребов. В тот момент мы подумали, что это неплохой повод вспомнить историю первой башни и хотя бы отчасти разобраться в технических тонкостях и подходах, связанных с ее проектированием и реализацией. Результатом стал разговор с Филиппом Никандровым, главным архитектором компании «Горпроект», который рассказал об архитектурной концепции и о приоритетах, которых придерживались проектировщики реализованного комплекса.
На заводе «Грани Таганая» открылась вторая производственная...
В конце 2021 года была открыта вторая производственная линия завода «Грани Таганая». Современное европейское оборудование позволяет дополнить коллекции FEERIA и «GRESSE» плиткой крупных форматов и производить 7 млн. квадратных метров керамогранита в год.
Duravit для Сколково
В новом городе, рассчитанном на инновации, и сантехника современная и качественная. От компании Duravit.
Куда дальше? В Ираке появился объект с российским...
Много стекла, света, белые тона в наружной отделке, интересные геометрические детали в оформлении фасадов – фирменный стиль Lalav Group графичный и минималистичный. Он отсылает к архитектуре современных мегаполисов, хотя жилой комплекс Wavey Avenue расположен всего в нескольких километрах от древней цитадели.
Изящная длина
Ригельный кирпич благодаря необычному формату завоевывает популярность и держится в трендах уже несколько лет. Рассказываем, когда уместно использовать этот материал, и каких эффектов он позволяет добиться.
Пятерка по химии
Компания «Новые Горизонты» разработала и построила в Семеновском сквере Москвы игровой комплекс «Атомы». Авторская площадка мотивирует детей к общению и активности, а также служит доминантой всего сквера.
Punto Design: как мы создаем мебель для общественных пространств...
Наши изделия разрабатываются совместно с ведущими мировыми дизайнерами и архитекторами – профессионалами со всего мира: студиями «Karim Rashid», «Pastina», «Gibillero Design», «Studio Mattias Stendberg», «Arturo Erbsman Studio», Мишелем Пена и другими.
Связь сквозь века
Новый бизнес-центр органично интегрирован в историческую застройку московского переулка благодаря фасадам, облицованным HPL-панелями Fundermax с фактурой натуральной неокрашенной древесины. Наличники окон, разработанные по историческим эскизам из различных регионов России, дополнили образ старинного особняка.
Плитка в городе
Рассказываем, какую роль тротуарная плитка способна играть в создании комфортной городской среды.
Сейчас на главной
Что вы хотите знать об архбетоне?
– теперь можно спросить.

Запускаем проект, посвященный архитектурному бетону, и предлагаем архитекторам, которые работают с этим актуальным материалом, так же как и тем, кто собирается начать, задать свои вопросы производителям.
Несущий свет
Новый ландшафтный объект красноярского бюро АДМ – решетчатый «забор» на склоне Енисея, в противовес названию совершенно проницаем и открывает путь к террасе над рекой. Форма его узнаваемо-современна.
Кино как поиск
В ГЭС-2 на презентации 99 номера «Проекта Россия» показали фильм – «архитектурное высказывание» бюро Мегабудка. Говорят, первый такого рода опыт в нашем контексте: то ли часть заявленного архитекторами поиска «русского стиля», то ли завершающий штрих исследования.
Расскажи мне про Австралию
Способны ли волнистые линии на белом фоне перенести клиентов московского кафе на побережье Австралии? Напомнить о просторе, морском воздухе, волнах? На этот вопрос попытались ответить в своем проекте авторы интерьера кафе WaterFront.
Стандарты по школам
Москомархитектура представила новые рекомендации проектирования объектов образования и инженерной инфраструктуры.
Прохлада в степи
Многоуровневая вилла в Ростовской области, отвечающая аскетичному природному окружению чистыми формами, слепящим белым и зеркалом воды.
Войти в матрицу
Девять отсутствующих колонн, форму которых создает лишь обвивший их плющ из кортеновской стали, дизайнер и художник Ху Цюаньчунь собрал в плотный кластер, противостоящий индустриализации окружающих территорий.
Сосновый дзен
Загородный дом от бюро «Хвоя» с характерным лиризмом и чертами японской традиционной архитектуры, построенный меж сосен Карельского перешейка.
Любовь и мир
В Доме МСХ на Кузнецком мосту открылась выставка Василия Бубнова. Он известен как автор нескольких монументальных композиций в московском метро, Артеке и Одессе, но в последние 30 лет работал в основном как очень плодовитый станковист.
Бетон, дерево и кофе
Замысел нового кофе-плейса, спрятанного в глубине дворов на Мясницкой, родился в городе Орле и отчасти реализован орловскими мастерами по дереву. Кофейня YCP совмещает минимализм подхода с натуральными материалами: дубовой мебелью и бетонными потолками.
Пресса: Неотвратимость счастья
Григорий Ревзин о том, как Сен-Симон назначил утопию государственным долгом. Сен-Симон относится к ограниченному числу подлинных пророков веры в социализм, что вселяет известную робость любому, кто собирается о нем писать,— в него инвестировано слишком много надежд, светлых мыслей и желаний.
Кирпичный супрематизм
Арт-центр TIC создавался как символ и важный общественный центр гигантского, динамично развивающегося промышленного района на окраине городского округа Фошань.
Винный дом
Счастливая история возрождения заброшенного особняка в качестве ресторана с энотекой и новой достопримечательности Воронежа.
Каспийские дары
Рыбное бистро и лавка в центре Махачкалы по проекту Studio SHOO: яркие росписи, морские канаты для зонирования и вид на город.
Нетипичная реновация
Проект, предложенный для реновации пятиэтажек в центре Калуги, совмещает две очень актуальные идеи: реконструкцию без сноса и деревянные фасады. Тренды не новы, но в РФ редки и прогрессивны.
Владимир Плоткин:
«У нас сложная, очень уязвимая...
В рамках проекта, посвященного высотному и высокоплотному строительству в Москве последних лет поговорили с главным архитектором ТПО «Резерв» Владимиром Плоткиным, автором многих известных масштабных – и хорошо заметных – построек города. О роли и задачах архитектора в процессе мега-строительства, о драйве мегаполиса и достоинствах смешанной многофункциональной застройки, о методах организации большой формы.
Уйти в книги
Издательство «Поляндрия» открыло представительство на первом этаже романтического доходного дома в центре Москвы. Пространство Letters, наполненное авторской мебелью, светом и музыкой, совмещает книжную лавку и кофейню.
Интерьер для смелых
Историческая ТЭЦ в центре Братиславы усилиями студии Perspektiv, DF Creative Group и PAMARCH превратилась в современный коворкинг Base4Work.
Смена образа мыслей
Премией Мис ван дер Роэ – главной архитектурной наградой Евросоюза отмечен корпус Кингстонского университета в Лондоне бюро Grafton. Как работу молодых архитекторов при этом наградили жилищный кооператив La Borda в Барселоне мастерской Lacol.
Боги некритического реализма
Как непротиворечиво совместить современное искусство и поздний академизм эпохи Александра III в одном зале? Ответом на этот вопрос стал яркий и чувственный экспозиционный дизайн, предложенный Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер для выставки Генриха Семирадского в ГТГ.
Александр Колонтай: «Конкурс раскрыл потенциал Москвы...
Интервью заместителя директора Института Генплана Москвы, – о международном конкурсе на разработку концепции развития столицы и присоединенных к ней в 2012 году территорий. Конкурс прошел 10 лет назад, в этом году – его юбилей, так же как и юбилей изменения границ столичной территории.
Место памяти
Первое место в конкурсе на концепцию развития парка Победы в Мурманске занял консорциум Мастерской Лызлова и бюро Свобода. Рассказываем об итогах конкурса и публикуем проекты пяти финалистов.
Совместная работа
За 22 года интерьеры башни World Port Centre Нормана Фостера в Роттердаме потеряли свою актуальность. Бюро Mecanoo предложило новое решение, основанное на концепции активного рабочего пространства.
Река и фабрика
Благоустройство набережной возвращает Клязьме, некогда питавшей крупную мануфактуру Орехово-Зуево, важную роль, но на этот раз общественную: теперь отдыхать у реки, заниматься спортом или любоваться видами можно даже во время паводков.