English version

Олег Карлсон: «Когда я посмотрел сериал с Хью Лори, то понял, что тоже лечу, только не людей, а дома»

Архитектор – о своем фейсбук-проекте, где он рассказывает о частых случаях «излечения» частных домов, спроектированных с ошибками разной степени тяжести.

Беседовала:
Марина Новикова

04 Октября 2018
mainImg
Архитектор:
Олег Карлсон
Мастерская:
АСБ Карлсон & К
0 Загородный дом – это особый архитектурный жанр, которым, как показывает жизнь, владеют далеко не все его создатели. Многие дома требуют переделки, лечения, часто хирургическим вмешательством. Олег Карлсон придумал интернет-проект #ДокторHouse: материалы исправленных им проектов домов в формате «было-стало» он выкладывает в Facebook на страницах бюро «АСБ Карлсон и К» и своей личной.

Как начиналась история вашего «Доктора Хауса»?

Долгими зимними вечерами, гуляя по просторам интернета, можно найти много разного, в том числе про проектирование домов. Коллеги выкладывают планы, застройщики, рекламируя загородные поселки, показывают проекты домов. А иногда с проектом приходят дизайнеры, не понимают, как делать интерьеры в доставшейся планировке.

К сожалению, большинство построенных по подобным проектам домов подлежат реконструкции или сносу. А пока дом не построен, все еще можно исправить. И вот разглядываешь такой проект, хватаешься за карандаш, исправляешь очевидные недостатки планировок. Или берешь геоподоснову, планы и переделываешь проект – сажаешь дом на оси, применяешь модульный принцип проектирования.

Так в фейсбуке появилась страница «Было – стало», куда мы выкладывали материалы исходного проекта и переработанного, а с авторами начиналась переписка, чтобы поделиться опытом, показать, как делать правильно, научить принципам проектирования.

А когда я посмотрел сериал с Хью Лори, то понял, что я тоже лечу, только не людей, а дома. «Доктор Хаус» «выходит» уже тридцать (вопрос Олегу, что считается сезоном??) сезонов. Каждый год мы «лечим» 20-30 проектов. У нас есть цель исправить недостатки проекта до начала строительства, сохранив тем самым деньги, время и нервы заказчика.
Олег Карлсон © АСБ Карлсон & К
Фасады загородного дома: было-стало © АСБ Карлсон & К
План 1 этажа: было-стало © АСБ Карлсон & К
План 2 этажа: было-стало © АСБ Карлсон & К


В чем недостатки проектов, которые вы беретесь переделывать?

Самая распространенная ошибка – когда при большой общей площади в доме много бесполезных площадей: коридоров, транзитных зон, не включенных в сценарий жизни дома, огромных топочных. К этому добавляются неудобные и небезопасные лестницы – крутые или узкие, темные, без окон, санузлы. Отдельная тема – второй свет. Не может быть второго света в домах до 300 метров, он «ворует» площадь у спален. Скажите, зачем переезжать из тесной городской квартиры в собственный дом со спальнями 10-12 квадратных метров?

Это внутри. А снаружи – открытые балконы и входные группы, засыпаемые снегом, плоские кровли, которые каждую весну начинают течь, требуя ежегодного ремонта.

Много ошибок по посадке домов на участках: окна жилых комнат выходят на заборы, а вспомогательных помещений в сады. Гостиные выходят на юг, а спальни на север, и это в нашем климате, где иногда неделями не появляется солнце.

Однажды меня пригласила программа 1 канала «Идеальный ремонт» в дом Сергея Юрского и его жены Натальи Теняковой. Вот где был почти весь набор ошибок проектирования! Начиная с неправильной посадки дома на участке, в результате чего дом повернут на участок тыльным фасадом, а окна спален выходят на заборы. Телевизионный формат оставил за кадром и другое: как при спальне на втором этаже появился не предусмотренный первоначальным проектом санузел, как была переделана лестница, по которой теперь можно спускаться взявшись за руки и без риска скатиться вниз.

В чем, по-вашему, причины неудачных проектов?

Заказчики у нас не готовы платить архитектору. Часто даже очень богатые люди ищут, как бы заплатить за проект как можно меньше, приглашают «архитекторов», которые берутся спроектировать дом по 800 рублей за квадратный метр. Ну и получают то, с чем потом приходят к нам.

Не всегда гарантирует качество проекта и готовность заказчика платить. Приходилось переделывать, к примеру, за американцами, построившими дом в стиле Райта. Дома Райта – это железная логика, основанная на модульном принципе проектирования. Но эту логику еще необходимо адаптировать к нашим климатическим условиям, начиная с организации тамбура, которого нет в проектах Райта.

Еще одна причина, и это то, с чем я категорически не согласен, – убеждение некоторых коллег, что желание заказчика – закон. Заказчик приходит к архитектору как к профессионалу. Задача архитектора расспросить, каким он видит свой дом, какая у него семья, какой образ жизни ведет, выслушать, предложить свой вариант и убедить в его преимуществах. Желание заказчика не может оправдать плохой проект.

А что вы можете сказать о ваших заказчиках? В силу достатка и высокого положения это очевидно авторитарные люди, которым невозможно возражать.

Со временем ты зарабатываешь свой собственный авторитет, и когда к тебе приходят очень состоятельные заказчики, они понимают, что приходят к авторитетному профессионалу. Эти заказчики умеют слушать профессионалов и прислушиваться к нашему мнению.
Вилла «Светлана»: было-стало © АСБ Карлсон & К
Вилла «Светлана», план первого этажа: было-стало © АСБ Карлсон & К
Вилла «Светлана», план второго этажа: было-стало © АСБ Карлсон & К


Можно ли сказать, что российские заказчики предпочитают какой-то один стиль?

Больше популярны дома в классике, она понятнее нашим заказчикам. Здесь проблема только в том, что заказчик часто хочет на 30-40 сотках сделать дворец, усадьбу, не понимая, что дворец и усадьба предполагает вокруг пространство.

Дома в современной стилистике заказчики просят проектировать нечасто. Чтобы захотеть построить современный дом необходимо пройти, прожить классику. Заказчик должен вырасти до современной архитектуры, понять в чем кайф ее форм, технологий и материалов. Так что чаще мы играем в классику.

Взять наш поселок Сокол – дома, которые были построены здесь в самом начале. Кто-то говорит, что это скучная и неинтересная архитектура. А на самом деле сделано красиво, грамотно и масштабно.
Фасад загородного дома: было-стало © АСБ Карлсон & К
План этажа: было-стало © АСБ Карлсон & К
План 1-2 этажей © АСБ Карлсон & К


Что делать тем, кто только начинает проектировать самостоятельно, как научиться делать хорошие проекты?

Это раньше были только журналы, и тех очень мало. В институте нам выдавали их под роспись. А сегодня есть интернет, который открывает весь мировой опыт. Ищите, смотрите, берите, пользуйтесь, но пользуйтесь вдумчиво. Через тот же интернет из проекта в проект кочуют неправильные планировки. А ведь много хороших проектов, и придумывать ничего не надо, все уже придумано.

А еще надо учиться объяснять заказчику преимущества грамотных архитектурных решений, и тогда хороших проектов будет больше, а у архитекторов больше поводов гордиться результатами своей работы.

Интернет все больше становится ведущим образовательным ресурсом. Планируется ли развивать проект «Доктор Хаус»?

Сейчас знания, полученные при проектировании и строительстве индивидуальных домов, понимание архитектуры идеального дома – это только наш опыт и наши знания, о которых мы немного рассказываем на странице «Доктор Хаус».

В ближайших планах – запустить свой канал на youtube. Мы и сейчас уже выкладываем в сети видео-ролики, где я рассказываю, как надо делать планировку дома. На канале новые ролики будут появляться каждые две недели: с рассказами о новых проектах на бумаге и во время выездов к заказчикам. Так что будем и дальше делиться опытом и мечтаем, чтобы «Доктор Хаус» занимался не лечением, а обучением.
Архитектор:
Олег Карлсон
Мастерская:
АСБ Карлсон & К

04 Октября 2018

Беседовала:

Марина Новикова
Похожие статьи
Владимир Плоткин:
«У нас сложная, очень уязвимая...
В рамках проекта, посвященного высотному и высокоплотному строительству в Москве последних лет поговорили с главным архитектором ТПО «Резерв» Владимиром Плоткиным, автором многих известных масштабных – и хорошо заметных – построек города. О роли и задачах архитектора в процессе мега-строительства, о драйве мегаполиса и достоинствах смешанной многофункциональной застройки, о методах организации большой формы.
Александр Колонтай: «Конкурс раскрыл потенциал Москвы...
Интервью заместителя директора Института Генплана Москвы, – о международном конкурсе на разработку концепции развития столицы и присоединенных к ней в 2012 году территорий. Конкурс прошел 10 лет назад, в этом году – его юбилей, так же как и юбилей изменения границ столичной территории.
Якоб ван Рейс, MVRDV: «Многоквартирный дом тоже может...
Дом RED7 на проспекте Сахарова полностью отлит в бетоне. Один из руководителей MVRDV посетил Москву, чтобы представить эту стадию строительства главному архитектору города. По нашей просьбе Марина Хрусталева поговорила с Ван Рейсом об отношении архитектора к Москве и о специфике проекта, который, по словам архитектора, формирует на проспекте Сахарова «Красные ворота». А также о необходимости перекрасить обратно Наркомзем.
Илья Машков: «Нужен диалог между профессиональным...
Высказать замечания по тексту закона можно до 8 февраля на портале нормативных актов. В том числе имеет смысл озвучить необходимость возвращения в правовую сферу понятия эскизной концепции и уточнения по вопросам правки или искажения проекта после передачи исключительных прав.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Михаил Филиппов: «В ордерной системе проявляется...
Реализовав свою градостроительную методику в построенном в Сочи Горки-городе, крупных градостроительных проектах в Тюмени и в Сыктывкаре, известный архитектор-неоклассик Михаил Филиппов занялся оформлением своей методики в учебник. Некоторые постулаты своей теории архитектор изложил в интервью для archi.ru.
Ольга Большанина, Herzog & de Meuron: «Бадаевский позволил...
Партнер архитектурного бюро Herzog & de Meuron, главный архитектор проекта жилого комплекса «Бадаевский» Ольга Большанина ответила на наши вопросы о критике проекта, о том, почему бюро заинтересовала работа с Бадаевским заводом и почему после реализации комплекс будет таким же эффектным, как и показан на рендерах.
Татьяна Гук: «Документ, определяющий развитие города,...
Разговор с директором Института Генплана Москвы: о трендах, определяющих будущее, о 70-летней истории института, который в этом году отмечает юбилей, об электронных расчетах в области градпланирования и зарубежном опыте в этой сфере, а также о работе Института в других городах и об идеальном документе для городского развития – гибком и стратегическом.
Феликс Новиков: «Я никогда не предлагал заказчику...
Большое и очень увлекательное интервью с Феликсом Новиковым. О репрессированных родителях, погибшем брате, о переходе от классики к модернизму, об авторстве и соавторстве, о том, как обойти ограничения. По видео связи в Zoom, Hью-Йорк – Рочестер, штат Нью-Йорк, 16-17 Августа, 2021.
Авторский надзор: мытьем да катаньем
Разговор на АрхПароходе 2021 со Стасом Горшуновым: о том, как ему удается добиваться качественной реализации проектов, какие проблемы приходится решать, когда жертвовать гонораром, а когда идти на компромиссы.
ADM 2006–2021
В новой книге-портфолио ADM architects, посвященной 15-летию бюро, 37 проектов, все реализованные или строящиеся. Публикуем интервью с главой бюро Андреем Романовым и сообщаем, что теперь книгу можно купить на ozon.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Энди Сноу: «Моя цель – соединить в архитектуре рациональное...
Английский архитектор Энди Сноу стал главным архитектором проектной компании GENPRO. Постройки Энди Сноу в Великобритании, выполненные в составе известных бюро, отмечены международными наградами. В России архитектор принимал участие в проектировании БЦ «Фабрика Станиславского», ЖК iLove и БЦ AFI2B на 2-й Брестской. Энди Сноу сравнил строительную ситуацию в России и Великобритании и поделился своим видением архитектурных перспектив России.
Бюро Никола-Ленивец: «Мы не решаем проблемы, а раскрываем...
Иван Полисский и Юлия Бычкова, управляющие партнеры Бюро Никола-Ленивец – о том, какие проблемы решает социокультурное проектирование, как развивать территории с помощью искусства и почему нельзя в каждом регионе создать свой Никола-Ленивец.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
«Коралловый цветок»
Foster + Partners и девелопер TRSDC разрабатывают масштабный курортный проект на побережье Красного моря в Саудовской Аравии. Об одном из его составляющих, комплексе Coral Bloom, нам рассказали Джерард Эвенден из Foster + Partners и генеральный директор TRSDC Джон Пагано.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Двадцатый год, нелегкий: что говорят архитекторы
Тридцать архитекторов – о прошедшем 2020 годе, перипетиях, плюсах и минусах «удаленки», новых проектах, постройках и других профессиональных событиях, выставках и результатах конкурсов. Также говорим о перспективах закона об архитектурной деятельности.
Владимир Григорьев: «Панельная застройка везде одинакова,...
В Санкт-Петербурге стартовал открытый конкурс «Ресурс периферии», участникам которого предлагается разработать концепцию повышения качества среды жилых кварталов 1970-1990-х годов. Выясняем подробности у главного архитектора города.
Григориос Гавалидис: «Запрос на качественную архитектуру...
Бюро, которое очень быстро, за 5-6 лет, выросло от 3 до 50 архитекторов и теперь работает с крупными ЖК и значительными мастер-планами «городов-спутников» Подмосковья. Основано греком из города Салоники. Григориос Гавалидис считает скучной работу с частными домами на островах, говорит по-русски как москвич и мечтает сделать московскую городскую среду комфортной, разнообразной и безопасной – как в Греции.
Технологии и материалы
Потолки для мультизадачных решений
Многообразие функциональных потолочных решений Knauf Ceiling Solutions позволяет комплексно решать максимально широкий спектр задач при создании комфортных, эстетически и стилистически гармоничных интерьеров.
Внутри и снаружи:
архитектурные решения КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Системы КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®, включающие цементную плиту, обладают достоинствами, которые проявляют себя как в процессе монтажа, так и при отделке, и в эксплуатации. Они хорошо подходят для нетиповых решений. Вашему вниманию – подборка жилых комплексов с разнообразными примерами использования данной технологии.
Во всем мире: опыт использования систем КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Разработанная компанией КНАУФ технология АКВАПАНЕЛЬ® отвечает высоким требованиям к надежности отделочных решений, причем как в интерьере, так и на фасадах. В обзоре – о том, как данная технология применяется за рубежом на примере известных – общественных и жилых – зданий.
Шесть общественных комплексов, реализованных с применением...
Технологии КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® давно завоевали признание в отечественной строительной отрасли. Особенно в области общественных зданий, к которым предъявляются особые требования по безопасности, огнестойкости, вандалоустойчивости. При этом, технологии «сухого строительства» значительно сокращают монтажные работы.
Лахта Центр: вызовы и ответы самого северного небоскреба...
Не так давно, в 2021 году, в Петербурге были озвучены планы строительства, в дополнение к Лахта Центру, двух новых небоскребов. В тот момент мы подумали, что это неплохой повод вспомнить историю первой башни и хотя бы отчасти разобраться в технических тонкостях и подходах, связанных с ее проектированием и реализацией. Результатом стал разговор с Филиппом Никандровым, главным архитектором компании «Горпроект», который рассказал об архитектурной концепции и о приоритетах, которых придерживались проектировщики реализованного комплекса.
На заводе «Грани Таганая» открылась вторая производственная...
В конце 2021 года была открыта вторая производственная линия завода «Грани Таганая». Современное европейское оборудование позволяет дополнить коллекции FEERIA и «GRESSE» плиткой крупных форматов и производить 7 млн. квадратных метров керамогранита в год.
Duravit для Сколково
В новом городе, рассчитанном на инновации, и сантехника современная и качественная. От компании Duravit.
Куда дальше? В Ираке появился объект с российским...
Много стекла, света, белые тона в наружной отделке, интересные геометрические детали в оформлении фасадов – фирменный стиль Lalav Group графичный и минималистичный. Он отсылает к архитектуре современных мегаполисов, хотя жилой комплекс Wavey Avenue расположен всего в нескольких километрах от древней цитадели.
Изящная длина
Ригельный кирпич благодаря необычному формату завоевывает популярность и держится в трендах уже несколько лет. Рассказываем, когда уместно использовать этот материал, и каких эффектов он позволяет добиться.
Пятерка по химии
Компания «Новые Горизонты» разработала и построила в Семеновском сквере Москвы игровой комплекс «Атомы». Авторская площадка мотивирует детей к общению и активности, а также служит доминантой всего сквера.
Punto Design: как мы создаем мебель для общественных пространств...
Наши изделия разрабатываются совместно с ведущими мировыми дизайнерами и архитекторами – профессионалами со всего мира: студиями «Karim Rashid», «Pastina», «Gibillero Design», «Studio Mattias Stendberg», «Arturo Erbsman Studio», Мишелем Пена и другими.
Связь сквозь века
Новый бизнес-центр органично интегрирован в историческую застройку московского переулка благодаря фасадам, облицованным HPL-панелями Fundermax с фактурой натуральной неокрашенной древесины. Наличники окон, разработанные по историческим эскизам из различных регионов России, дополнили образ старинного особняка.
Плитка в городе
Рассказываем, какую роль тротуарная плитка способна играть в создании комфортной городской среды.
Сейчас на главной
Что вы хотите знать об архбетоне?
– теперь можно спросить.

Запускаем проект, посвященный архитектурному бетону, и предлагаем архитекторам, которые работают с этим актуальным материалом, так же как и тем, кто собирается начать, задать свои вопросы производителям.
Несущий свет
Новый ландшафтный объект красноярского бюро АДМ – решетчатый «забор» на склоне Енисея, в противовес названию совершенно проницаем и открывает путь к террасе над рекой. Форма его узнаваемо-современна.
Кино как поиск
В ГЭС-2 на презентации 99 номера «Проекта Россия» показали фильм – «архитектурное высказывание» бюро Мегабудка. Говорят, первый такого рода опыт в нашем контексте: то ли часть заявленного архитекторами поиска «русского стиля», то ли завершающий штрих исследования.
Расскажи мне про Австралию
Способны ли волнистые линии на белом фоне перенести клиентов московского кафе на побережье Австралии? Напомнить о просторе, морском воздухе, волнах? На этот вопрос попытались ответить в своем проекте авторы интерьера кафе WaterFront.
Стандарты по школам
Москомархитектура представила новые рекомендации проектирования объектов образования и инженерной инфраструктуры.
Прохлада в степи
Многоуровневая вилла в Ростовской области, отвечающая аскетичному природному окружению чистыми формами, слепящим белым и зеркалом воды.
Войти в матрицу
Девять отсутствующих колонн, форму которых создает лишь обвивший их плющ из кортеновской стали, дизайнер и художник Ху Цюаньчунь собрал в плотный кластер, противостоящий индустриализации окружающих территорий.
Сосновый дзен
Загородный дом от бюро «Хвоя» с характерным лиризмом и чертами японской традиционной архитектуры, построенный меж сосен Карельского перешейка.
Любовь и мир
В Доме МСХ на Кузнецком мосту открылась выставка Василия Бубнова. Он известен как автор нескольких монументальных композиций в московском метро, Артеке и Одессе, но в последние 30 лет работал в основном как очень плодовитый станковист.
Бетон, дерево и кофе
Замысел нового кофе-плейса, спрятанного в глубине дворов на Мясницкой, родился в городе Орле и отчасти реализован орловскими мастерами по дереву. Кофейня YCP совмещает минимализм подхода с натуральными материалами: дубовой мебелью и бетонными потолками.
Пресса: Неотвратимость счастья
Григорий Ревзин о том, как Сен-Симон назначил утопию государственным долгом. Сен-Симон относится к ограниченному числу подлинных пророков веры в социализм, что вселяет известную робость любому, кто собирается о нем писать,— в него инвестировано слишком много надежд, светлых мыслей и желаний.
Кирпичный супрематизм
Арт-центр TIC создавался как символ и важный общественный центр гигантского, динамично развивающегося промышленного района на окраине городского округа Фошань.
Винный дом
Счастливая история возрождения заброшенного особняка в качестве ресторана с энотекой и новой достопримечательности Воронежа.
Каспийские дары
Рыбное бистро и лавка в центре Махачкалы по проекту Studio SHOO: яркие росписи, морские канаты для зонирования и вид на город.
Нетипичная реновация
Проект, предложенный для реновации пятиэтажек в центре Калуги, совмещает две очень актуальные идеи: реконструкцию без сноса и деревянные фасады. Тренды не новы, но в РФ редки и прогрессивны.
Владимир Плоткин:
«У нас сложная, очень уязвимая...
В рамках проекта, посвященного высотному и высокоплотному строительству в Москве последних лет поговорили с главным архитектором ТПО «Резерв» Владимиром Плоткиным, автором многих известных масштабных – и хорошо заметных – построек города. О роли и задачах архитектора в процессе мега-строительства, о драйве мегаполиса и достоинствах смешанной многофункциональной застройки, о методах организации большой формы.
Уйти в книги
Издательство «Поляндрия» открыло представительство на первом этаже романтического доходного дома в центре Москвы. Пространство Letters, наполненное авторской мебелью, светом и музыкой, совмещает книжную лавку и кофейню.
Интерьер для смелых
Историческая ТЭЦ в центре Братиславы усилиями студии Perspektiv, DF Creative Group и PAMARCH превратилась в современный коворкинг Base4Work.
Смена образа мыслей
Премией Мис ван дер Роэ – главной архитектурной наградой Евросоюза отмечен корпус Кингстонского университета в Лондоне бюро Grafton. Как работу молодых архитекторов при этом наградили жилищный кооператив La Borda в Барселоне мастерской Lacol.
Боги некритического реализма
Как непротиворечиво совместить современное искусство и поздний академизм эпохи Александра III в одном зале? Ответом на этот вопрос стал яркий и чувственный экспозиционный дизайн, предложенный Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер для выставки Генриха Семирадского в ГТГ.
Александр Колонтай: «Конкурс раскрыл потенциал Москвы...
Интервью заместителя директора Института Генплана Москвы, – о международном конкурсе на разработку концепции развития столицы и присоединенных к ней в 2012 году территорий. Конкурс прошел 10 лет назад, в этом году – его юбилей, так же как и юбилей изменения границ столичной территории.
Место памяти
Первое место в конкурсе на концепцию развития парка Победы в Мурманске занял консорциум Мастерской Лызлова и бюро Свобода. Рассказываем об итогах конкурса и публикуем проекты пяти финалистов.
Совместная работа
За 22 года интерьеры башни World Port Centre Нормана Фостера в Роттердаме потеряли свою актуальность. Бюро Mecanoo предложило новое решение, основанное на концепции активного рабочего пространства.
Река и фабрика
Благоустройство набережной возвращает Клязьме, некогда питавшей крупную мануфактуру Орехово-Зуево, важную роль, но на этот раз общественную: теперь отдыхать у реки, заниматься спортом или любоваться видами можно даже во время паводков.