Интерьер международного аэропорта Курумоч в Самаре
Адрес:
Россия,Самара.
Интерьеры Международного аэропорта «Симферополь»
Адрес:
Россия,Симферополь.Укромновское сельское поселение, Площадь воссоединения, 1
Интерьеры общественных зон терминала международного аэропорта «Большое Савино» в Перми
Адрес:
Россия,Пермь.
Международный аэропорт «Владивосток»
Адрес:
Россия,Владивосток.
Развитие территории старого аэропорта города Саратова
Адрес:
Россия,Саратов.
Терминал аэропорта «Стригино»
Адрес:
Россия,Нижний Новгород.
Мастерская:
Nefa architects
Twelve architects
UNISTEM
UNK
VOX architects
WOWHAUS
Архитектурное бюро ASADOV
ГК «Спектрум»
НИИ ГА «Аэропроект»
В стране интенсивно строят и реконструируют здания аэропортов: российские и иностранные архитекторы, причем нередко интерьеры получаются интереснее наружности, а иногда и фасад неплох. Рассматриваем 7 построек и 3 проекта по следам круглого стола с Арх Москвы.
По статистике региональные аэропорты перевозят чуть больше половины пассажиров от общего потока – около 100 миллионов из 188, – прозвучало на круглом столе «Новые аэропорты России», организованном издательством TATLIN, проектом «Приметы городов» и коммуникационным агентством «Правила Общения» на Арх Москве.
Новые аэропорты стали появляться начиная с 2010 года: как правило их строят к крупным мероприятиям вроде Олимпиады, саммита АТЭС во Владивостоке или Чемпионата мира по футболу. Нередко они заменяют старые типовые здания аэропортов, которые возводили по всему Союзу в 1960-е годы, но иногда стройка начинается и с нуля в чистом поле.
Участники круглого стола «Новые аэропорты России».
Новые терминалы решают, прежде всего, конечно, транспортные задачи: в обозримом будущем не придется каждый раз делать пересадку в Москве, чтобы попасть из одного региона в другой. Но когда речь идет о столь масштабных сооружениях, важна не только их основная функция: строительство аэропортов, которым эксперты пророчат роль аэрополисов, неизбежно влияет и на сами города: развиваются прилегающие территории, меняются логистические схемы, экономика получает новые стимулы.
Кроме того, как отметил историк архитектуры Николай Васильев, «новые аэропорты – это маркер качества современной архитектуры: исполнение, материалы, навигация показывают в регионах возможности современного строительства, которые до этого жители, вероятно, нигде больше не видели». Большой инфраструктурный объект по индивиудальному проекту – своеобразная «прививка» качественной современной архитектуры для малых городов.
Одним из главных заказчиков новых зданий стал холдинг «Аэропорты Регионов». Ему принадлежат аэропорты в Екатеринбурге, Нижнем Новогороде, Самаре, Саратове, Ростове-на-Дону, а в ближайшее время – еще и в Новом Уренгое и Петропавловске-Камчатском. Для каждого города холдинг проводил открытый международный конкурс. Все проекты схожи тем, что работа над ними сопровождалась поиском образа, индентичности региона, в котором велось строительство.
Самара, аэропорт Курумоч
построен, 2015; студия Nefaresearch, с 2014 г. VOX Architects и Nefa architесts
Аэропорт по заказу холдинга «Аэропорты регионов» достроили в 2015 году. Он располагается между Самарой и Тольятти, не так далеко и Ульяновск. Эти три города с серьезным экономическим потенциалом могут обеспечить приток посетителей, поэтому, по мнению экспертов, у Курумоча есть все шансы стать тем самым аэрополисом – центром с деловым сектором, а также магазинами, парками и развлечениями при аэропорте. В ближайшее время к терминалу подведут железную дорогу для аэроэкспрессов, появится гостиничный комплекс, бизнес-центр и многоуровневый паркинг.
Студия Nefaresearch (с 2014 г. VOX Architects и Nefa architесts), работавшее над интерьером Курумоча, взяло за основу тему космоса, поскольку Самара – один из центров космической промышленности страны. Архитекторы вдохновлялись эстетикой 1960-х годов и, в частности, работами Оскара Нимейера. Плавные линии и белый «стерильный» монохром с серо-черными акцентами создают пространство, похожее на космический корабль. Яркий оранжевый появляется только в VIP-зонах.
Аэропорт введут в эксплуатацию в следующем году. Его строят с нуля на берегу Волги: где-то здесь в апреле 1961 приземлился в капсуле Юрий Гагарин.
Архитекторы бюро Асадова работали не только над терминалом, но и над комплексом других административных и обслуживающих корпусов, создав для них дизайн-код. Для парковки предложили регулярную высадку деревьев, превратив ее в сад.
Во внешнем облике читается волна, рябь на воде и раскат саратовской гармони – локальной достопримечательности. Внутри архитекторы хотели добиться спокойной «и даже расслабленной» атмосферы. Пространство зала сделали просторным, наполнили светом и украсили островками зелени, а также конструкциями из полукруглых пластин, напоминающих облака или дирижабли. На летное поле выходит огромное окно, вокруг которого организованы места для созерцания. Павильоны дьюти-фри выглядят как каркасы летательных аппаратов.
Инженерную «начинку» для аэропорта помогала делать проектная компания «Спектрум». Главный архитектор Евгения Маврина рассказала, что для этого использовались BIM-технологии, которые позволили не отойти от концепции Бюро Асадова и при этом «начинить аэропорт теми технологическими процессами, которые позволят ему работать в полном режиме», а также выполнить все это в срок.
Бюро VOX Architects для оформления интерьеров VIP-зон использовало цитаты Юрия Гагарина и белые обтекаемые формы, призванные передать «ощущение космоса, полета и современности». Здесь есть детская зона с капсулой, как у Гагарина, а также кабинет губернатора.
Аэропорт, конкурс на интерьер которого выиграло бюро UNK project, открылся 16 апреля. В основе концепции – аэропорт-сад и морская волна, которая раскрывается в формах фасада и линиях интерьера.
Легкие вибрирующие конструкции создают просторное светлое пространство, напоминающее парковый павильон. Его дополняет яркая зеленая стена – настоящий вертикальный сад. Внутри аэропорта есть тематические зоны: например, большие клумбы с цветами и деревьями Крыма. Тема природного разнообразия региона продолжается и за пределами терминала, в благоустроенной территорий аэропорта, которая постепенно растворяется в ландшафте
«Прежде всего аэропорт – это жестко функциональное пространство, – рассказывает соучредитель UNK project Юлия Тряскина. – И здесь важно сделать не столько красиво, сколько технологично. Нам хотелось создать вневременной интерьер, не привязанный к сегодняшнему или завтрашнему дню, без лишних «украшательств». Интерьер, который мог бы существовать в любом городе, чтобы он всегда был актуален и функционален. Каждая деталь продумана и сделана на совесть. Ядром проекта являются две формы: «волна», фасадные линии которой продолжаются на потолке, и стена с зеленью, о которую волны разбиваются. Это наш первый такой крупный опыт: работа на стыке технологий и дизайна. Выверенные решения, детали, при этом очень сжатые сроки на проектирование и строительство. Мы гордимся этим проектом. 75% материалов, которые мы использовали – российского производства».
В конкурсе на архитектурную концепцию участвовало 27 компаний, победило лондонское бюро Twelve architects. Благоустройством занималось бюро Wowhaus.
Этот аэропорт также построен в чистом поле, где «до начала работ паслись коровы и работали комбайны». Алекс Битус из Twelve architects рассказывает, что в здании воплощена идея воздушного моста, соединяющего города.
Длинный световой фонарь делит терминал на две основные зоны – международных и внутренних вылетов. Доминантой стало огромное окно, которое выходит на летное поле: весь интерьер ориентирован на то, чтобы сидеть в удобных креслах и наблюдать за маневрами самолетов. Чтобы дать больше тени, так необходимой в жарком климате, аэропорт накрыли большим козырьком. Внутри архитекторы хотели создать атмосферу тепла и уюта, так как путешествия для многих связаны со стрессом.
Бюро VOX Architects в интерьере международного зала обыграло тему солнца, степи и Дона. В бизнес-зале концепцией решили сделать горизонт, линии которого подчинено все пространство.
Проектом реновации этого заполярного аэропорта также занималось бюро Twelve аrchitects, для чего британцы, по их словам, изучили опыт Скандинавии – страны со схожим климатом, где много снега, экстремально низкие температуры и короткий световой день. Форма терминала вдохновлена чумом, традиционным передвижным жилищем кочевников. Здесь не так много стекла, как мы привыкли видеть в аэропортах. Внутри постарались создать ощущение тепла: использовали в отделке дерево и желтый свет.
Аэропорт одноэтажный. Важная его особенность – багажные отделения вынесены в отдельные здания. Благодаря этому пассажиры находятся не на высоте в два-три этажа, как обычно, а на уровне земли, и им открываются виды на летное поле с непривычного ракурса.
***
Екатеринбург, аэропорт Кольцово
построен, 2014; студия Nefaresearch, с 2014 г. VOX Architects и Nefa architесts
Аэропорт на границе Европы и Азии – первый проект холдинга «Аэропорты регионов». В 2015 году он получил высокую оценку в четыре звезды от экспертов авторитетной исследовательской компании Skytrax. Здесь самое интересное, пожалуй, кроется внутри, за лаконичными фасадами.
Интерьером терминалов занималось бюро студия Nefaresearch (с 2014 г. VOX Architects и Nefa architесts) – здесь использована тема светящихся кристаллов: получилось много цвета и фактур – необычно яркое для аэропорта пространство. Бизнес-зал, где развивали тему самоцветов и природного богатства недр Уральского региона, получил первую премию Best Office Awards в номинации «Бизнес-пространство в общественном интерьере».
***
Пермь, аэропорт Большое Савино
построен, 2017; АБ Асадова, Сергей Шамарин, интерьеры UNK project
Над аэропортом работала большая команда: Бюро Асадова, UNK project, компания «Спектрум» и пермский архитектор Сергей Шамарин.
Образ вдохновлен деревянной скульптурой херувима из пермской художественной галереи – от него терминалу достались крылья из золотистого металла по бокам от центрального входа, решенного в виде огромного белоснежного портала. «П» – значит Пермь. Стеклянные боковые фасады освещают вестибюль и зоны ожидания на антресолях. На них нанесены изображения, стилизованные под «пермский период», тема которого продолжается и в интерьерах здания.
Аэропорт Большое Савино в Перми, 2016-2017. Интерьер
Здание строили на маленьком участке, между существующим терминалом и другими инфраструктурными объектами. Архитектурное подразделение Hintan Associates и Signy group (которая также исполняла функции генпроектировщика в аэропорте Курумоч в Самаре, Домодедово и Пулково) соединили плавную волнообразную форму основного объема из стекла с прямоугольной, рубленой кровлей и выступающими навесами. Эффектные видеоинсталляции исполнены Nefa architects, которые, похоже, начинают уже специализироваться на аэропортах.
Аэропорт открылся совсем недавно, к Чемпионату мира по футболу. Построен по проекту НИИ ГА «Аэропроект». Простой кубический объем опоясан ярко-красной полупрозрачной конструкцией, которая подсвечивается в ночное время.
***
Петропавловск-Камчатский
проект, 2017 Холдинг «Аэропорты регионов» представил проект аэропорта Елизово в Петропавловске-Камчатском в ноябре прошедшего года. Стеклянное здание-бублик вокруг «воронки» интерпретирует соседство вулканов, – поясняет автор проекта Никита Томин. Поскольку это сейсмическая зона, а фасад имеет наклонную поверхность, строители планируют перенимать опыт японских инженеров. По словам директора мастер-планирования УК «Аэропорты России» Алексея Богатырева, «вписать прямоугольную технологию в круглое здание» также будет очень непросто.