Концепция застройки жилого комплекса «Ручьи»
Санкт-Петербург, территория предприятия «Ручьи», уч. 111, 114, Пискаревский пр., д.145, корп.3, лит. А(I), А(II).Проектировщик: ООО «Инвест-Консалт», ООО «ПАРИТЕТ ГРУПП», заказчик: ООО «ЛСР. Недвижимость – Северо-Запад»
Участок расположен на севере города, в Красногвардейском районе. Он ограничен Пискаревским проспектом, Ручьевской дорогой и «пробивкой» Северного проспекта (которую, по словам представителя «ЛСР», закончат к 2022 году). Со стороны Северного проспекта запланировано строительство станции метро «Ручьи».
Центр участка уже застроен, бюро разрабатывало проект для северного и южного «углов». Главными ограничениями были утвержденный проект планировки, невысокий бюджет и прилегающая с юга нефтебаза, санитарная граница которой отрезает часть территории.
Северный «угол» архитекторы предлагают застроить периметрально, а вот композиция южного оказалась намного сложнее. Группы отдельно стоящих домов разделены «кулисой» из длинного корпуса, а здания гаражей вынесены вперед, к самому краю Ручьевской дороги, где как раз пролегает санитарная зона. Здания паркингов объединены общим навесом, первые этажи отведены под коммерческие нужды.
Членам градостроительного совета не понравилось отсутствие акцентов – все корпуса 13-этажные, все соответствуют разрешенным 40 метрам высоты. По словам рецензента проекта Михаила Сарри, «силуэтные характеристики рассеяли бы северокорейский дух». Поскольку проблема моновысотности застройки уже стала общей, прозвучало предложение внести в градкодекс поправки, согласно которым только определенный процент от общей застройки мог бы достигать максимально разрешенной высоты.
Много критики звучало по поводу вынесения на «лицевую» сторону паркингов, монотонного длинного дома, продуваемых коридоров, а также равнодушия к станциям метро, которые встречает «лесенка» из домов. Однако члены градсовета высоко оценили разнообразные фасадные решения. Имея ввиду ограничения планировки и небольшой бюджет, Михаил Сарри сказал, что получился «качественный продукт при ограниченной палитре». Для совершенствования концепции Михаил Мильчик предложил авторам продолжить поиски в геометрии советской архитектуры 1970–1980-х годов.
***
Концепция застройки земельных участков на Свердловской набережной
Санкт-Петербург, Свердловская наб., д. 12 и Кондратьевский пр., д.6.Проектировщик: ООО «ПАРИТЕТ ГРУПП», заказчик: ООО «Девелопмент СПб»
Участок в Выборгском районе ограничен Свердловской набережной, улицами Арсенальная, Минеральная и Ватутина. Кондратьевский проспект делит его на южную и северную части. На территории находятся пять объектов культурного наследия – постройки завода «Розенкранц» – и охраняемый сквер, все у набережной. Кроме того, к участку прилегает женская исправительная тюрьма и психиатрическая больница, а сохранившиеся заводы и мелкие предприятия обременяют его многочисленными санитарными зонами.
С этой территорией уже работала «Студия-55», ее концепцию градсовет утвердил со второго раза, но, по признанию экспертов, «скрепя сердце». Впрочем главная идея сохраняется и в новом проекте: это ось пешеходного бульвара, в створе которого хорошо просматривается Смольный собор. Бульвар создан по подобию Каменноостровского проспекта: он формируется из закрытых кварталов и круглых площадей.
Авторы проекта пробивают три новые улицы, благодаря чему возникают три квартала. По линии пешеходного бульвара через Кондратьевский проспект перекинут пешеходный мостик. По правую сторону от бульвара расположены школа и два детских сада. По мнению членов градостроительного совета, у авторов получилась и концепция застройки, и проект планирования территории.
Архитекторы провели оценку сносимых домов и оценку видимости – обе, по их словам, дали положительный результат. На Кондратьевском проспекте планируется сохранить и приспособить под поликлинику историческое здание без охранного статуса. Девятиэтажные корпуса достигают максимальной высоты в 33 метра только в акцентных точках, а дома вдоль набережной Невы опускаются на один этаж.
Архитектура новых зданий – спокойная, «фоновая». Материалом для фасадов выбрали клинкерный кирпич разных оттенков. От одного корпуса к другому немного меняются мотивы и материалы, что делает архитектуру лоскутной. Некоторые эксперты увидели сходство с ЖК «Четыре горизонта», к которому «Паритет Групп» также имеет отношение.
Основные замечания членов совета касались двух кварталов за Кондратьевским проспектом, где застройка становится, по их словам, «неряшливой» и «случайной», также многим не понравился пешеходный мост, который предложили заменить подземным переходом. Но в целом проект, в котором были учтены недостатки предшественников, признали «эволюционным» и удачным.
***
Архитектурно-градостроительный облик жилых домов со встроенными помещениями и паркингами
Санкт-Петербург, ул. Лагоды, д. 7, лит. А.Проектировщик: ООО «Испытательный центр «Стройэксперт», заказчик: ООО «НБК-Строительство»
Участок расположен недалеко от Большеохтинского кладбища, у излучины реки Охта. Он ограничен Бокситогорским шоссе, шоссе Революции и линией железной дороги, идущей от Ладожского вокзала. Улица Лагоды делит его на две части. С юга располагается бывшая промышленная зона и подстанция.
Авторы проекта предложили четыре отдельно стоящих жилых корпуса высотой в 20-22 этажа с учетом возможности отклонения от предельных высот (то есть почти 70 метров). Все первые этажи со встроенными помещениями, а на последних заказчик пожелал разместить мастерские для художников и архитекторов, которые по плану, впрочем, совпадают с типовыми этажами.
Члены градостроительного совета указали на главные проблемы проекта: нелогичность композиции (паркинги расположены в самых выгодных местах, а жилые корпуса не ориентированы на воду; брандмауэры необоснованны), отсутствие доступа к младшей школе за железной дорогой, «примитивное архитектурное решение». Корпуса окрестили «огрызками», а в планировках нашли жилые помещения без окон и нарушения пожарных норм.
***
Эскизный проект по созданию и установке памятника Мужеству ленинградцев
Санкт-Петербург, проспект Тореза, участок 139, севернее пересечения пр. Тореза и Политехнической ул.Автор: Ротанов Евгений Никитич, инициатор: благотворительный фонд имени Погосяна Грачьи Мисаковича
Фонд имени Погосяна Грачьи Мисаковича открылся в 2017 году специально для установки данного памятника. В 2015 году в два этапа проводился конкурс, в котором победил проект скульптора Евгения Ротанова, но тогда на памятник не нашли денег. Закладной камень в сквере Блокадников установили еще раньше – в 2006 году.
Евгений Ротанов создал круговую, «органную» скульптуру, которую называет «архитектурной стелой с фигурами, сплоченными идейно и стилистически». Ее высота – 4,3 метра без постамента, ширина и глубина – примерно один метр. Скульптурная часть будет выполнена из бронзы, а постамент из дымковского гранита.
Единственная проблема, которую увидели архитекторы – расположение круговой скульптуры у газона и дерева, а не в свободном пространстве. Но из-за плотных сетей – рядом находится завод Красный октябрь, а внизу проходит линия метро – камень невозможно разместить на другом месте. Было предложено убрать деревья или только газон, а также сделать постамент выше.
***
Памятник Михаилу Дудину
Эскизный проект по созданию и установкеСанкт-Петербург, сквер б/н на Б.Посадской улице между д. 6, д. 8 и д. 10.
Автор: Шевченко Павел Онуфриевич, инициатор: Администрация Петроградского района Санкт-Петербурга
По словам автора, он стремился объединить три образа: поэта, воина и гражданина. Экспертный совет уже видел модель скульптуры в натуральную величину и одобрил работу. Высота скульптуры – почти три метра, а валуна, который хотят привезти с полуострова Ханко, – около 1,7 м.
В зале оказались два современника Михаила Дудина, лично его знавших – их мнения отосительно «похожести» образа оказались противоположными.
Сергей Орешкин, автор дома №6 по Большой Посадской улице, рядом с которым будет установлен памятник, предложил переместить его ближе к дому №8: там уже есть мемориальная доска, а нынешнее место – слишком затемненное.
У членов градсовета вызвал сомнения размер валуна («кто главный – поэт или булыжник?») и поза: из-за шага вниз кажется, что фигура соскальзывает с камня, что сводит на нет весь ее пафос.
***