Музей Ленина в Горках

Музей В.И. Ленина в Горках по проекту Леонида Павлова в контексте «ленинианы» его автора: публикация исследователя архитектуры и фотографа Константина Антипина.

Автор текста:
Константин Антипин

13 Октября 2017
mainImg
Благодарим за помощь в подготовке материала Лию Иосифовну Павлову.

Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин



Московская область, Горки Ленинские

Архитекторы Л.Н. Павлов, Л.Ю. Гончар.
Конструкторы Л.А Муромцев, Н.Архангельский.
Дизайн экспозиции: творческая группа Комбината живописно-оформительского искусства (Ленинград) под руководством В.И. Короткова и В.Л. Ривина.
Проектирование: 1974–1980
Строительство: 1980–1987

Леонид Павлов – один из немногих советских архитекторов пост-авангардной эпохи, разработавших свою целостную архитектурную теорию. Будучи учеником Ивана Леонидова, он добивался гармонии формы и содержания. Его проекты отличают характерное авторское видение и яркая формальная трактовка, его стиль лаконичен и чем-то близок минимализму наших дней. На протяжении всего творческого пути Павлов в своих постройках использовал простые геометрические формы, и самым любимым для него был куб. Об этом свидетельствуют проект памятника архитекторам, погибшим в Великой Отечественной войне, и нереализованный административный комплекс на Лесной улице 1982 года, башня вычислительного центра Совета Министров 1990 года и проекты остальных вычислительных центров, в том числе – построенных на Новокировском проспекте (ныне Академика Сахарова) и в Измайлове.

Но наиболее полно тема кубов раскрылась в павловской «лениниане». По сути эта тема началась задолго до старта его архитектурной карьеры, через день после смерти Ленина, 22 января 1924 года, когда на экстренных пленумах принимались решения об увековечении памяти Ильича. Накануне Алексей Щусев получил заказ на проектирование временного мавзолея, а в стране развернулась широкая дискуссия о возможных формах памятников «Вождю русской революции». Наметили три основных направления: портретные скульптурные монументы, архитектурные композиции и общественные мемориальные здания, что на долгие десятилетия дало обширный материал для творчества советским деятелям искусств. Первым опытом в этой области для Леонида Павлова стал конкурсный проект музея В.И. Ленина в Москве.

Проект здания на пересечении Волхонки и Знаменки представлял из себя симметричную композицию из 19 разновысоких кубов, облицованных белым мрамором. Соответственно, размещенные в них экспозиционные залы имели различную площадь и высоту – в зависимости от содержания жизненных этапов Ленина, о которых они рассказывали. В центре стоял объем наибольшей высоты – с вводным залом, а в пространствах между залами-кубами предполагались зоны отдыха для посетителей. Павлову было свойственно отражать содержания здания в его объемно-планировочном решении, и в проекте Центрального музея В.И. Ленина этот прием особенно уместен.

Леонид Павлов. Генплан Центрального музея В.И. Ленина в Москве
Леонид Павлов. Макет Центрального музея В.И. Ленина в Москве



Архитектор Евгений Розанов писал о проекте в книге «Архитектура музеев В.И. Ленина»:
«Монументальные формы отражают, по мнению авторов, идеи единства и коллективизма. Разновысокие кубы облицованы белым мрамором. Западающие черные гранитные цоколи четко отсекают их от стилобата. Первый этаж стилобата тоже облицован черным гранитом, чтобы зрительно оторвать здание от Земли.
По широкой 18-метровой лестнице посетители поднимаются на основной экспозиционный уровень и, двигаясь по часовой стрелке, последовательно осматривают залы. Экспозицию окружают проходные помещения для отдыха посетителей. Система кинопроекционных экранов превращает экспозиционные залы в кинопанораму, воспроизводящую среду, в которой протекала жизнь и деятельность Ленина.
Вспомогательные помещения расположены в нижних этажах, а хранение фондов – ниже уровня земли.»

Леонид Павлов. Макет Центрального музея В.И. Ленина в Москве



Павлов участвовал во всех трех этапах конкурса. По его итогам была сформирована сборная бригада из авторов трех проектов, и они по отдельности еще пять лет работали над зданием. Получившийся у них «периптер», напоминавший проект Михаила Посохина и Леонида Павлова из третьего тура, на фоне огромного числа достойных конкурсных работ выглядел очень скучным. В конце концов, проект не был реализован ни в одном из вариантов, но история на этом не закончилась…

«В конце жизни я построил Парфенон», – говорил Павлов о своем мемориальном музее В.И. Ленина в Горках. 

В усадьбе «Горки», до революции принадлежавшей Зинаиде Григорьевне Морозовой-Рейнбот, вдове Саввы Морозова, Ленин прожил последние два года и умер здесь же в январе 1924. На выбор этого места повлияла отличная сохранность дома, наличие в нем электричества и парового отопления, а также природное окружение: лес, река, пруд. В 1949 в усадебном доме открыли музей, а в 1974, к 50-летней годовщине смерти вождя, было принято решение о строительстве здесь Мемориального музея Ленина – вместо несостоявшегося на Волхонкe. В Горки планировали перевезти даже рабочий кабинет Ленина из Кремля.

В это же время развернулась полномасштабная реконструкция имения в том виде, каким оно было при Морозовой-Рейнбот, также велись работы по обустройству парковой зоны.

Приступив к проектированию музея в Горках, Павлов не сразу пришел к «кубическому» решению. В одном из первых вариантов он предложил образ «Ленин – знамя»: скульптурный портрет на фоне волнистой стены. Сверху – прямоугольная крыша, опирающаяся на редко расставленные колонны. Архитектор уже использовал эту концепцию в проекте монумента на Ленинских горах и в одном из туров конкурса на музей вождя в центре Москвы. Позже он все-таки реализовал этот замысел в павильоне «Траурный поезд» у Павелецкого вокзала.

Леонид Павлов. Макет мемориального музея В.И. Ленина в Горках


Работа продолжалась до 1980 года. За основу была взята многокубовая концепция из первого тура конкурса проектов музея на Волхонке, но число кубов уменьшилось с 19 до одиннадцати, а их размер стал одинаковым. Исчезло массивное основание, поэтому здание буквально вырастает из насыпного холма посреди поля. Еще большей монументальности удалось добиться за счет уплотнения объемов: облицованные белым мрамором кубы отделены друг от друга лишь тонкими стенками-кулисами из красного туфа и узкими вертикальными полосами остекления. Павлов прорабатывал и вариант с красными кубами, о чем свидетельствует сохранившийся эскиз.

Леонид Павлов. Чертеж мемориального музея В.И. Ленина в Горках
Леонид Павлов. Ситуационный план мемориального музея В.И. Ленина в Горках
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Леонид Павлов. Ранний чертеж мемориального музея В.И. Ленина в Горках
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин


В отличие от проекта музея на Волхонке, в Горках Павлов выполнил объем центрального зала в виде цилиндра, а не куба. Хотя изначально он предполагал разместить его в центре, позже архитектор сдвинул его к краю, так что он выступал за границу сооружения. В плане музей стал напоминать церковь с выделенной алтарной частью. Если смотреть на него со стороны усадьбы, то видно, как облицованный красным туфом цилиндр мемориального зала словно раздвигает здание, образуя полукруглый aпcидный выступ. Соединенные попарно кубы лишены стен и сплошь остеклены, сильно контрастируя с остальными фасадами.

Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин


Вход в музей оформлен портиком, отстоящим от переднего края здания из трех мраморных кубов, но соединенным с ними небольшим козырьком. Сооружение, напоминающее «киоск» императора Траяна lI века н.э. на острове Филе на юге Египта, также имеет силуэт куба, но не глухого, а открытого, приглашающего зайти внутрь музея. Попадая в интерьер, посетитель окунается в темноту холла с давяще низким потолком, набранным из латунных кубов. В это же время перед ним раскрывается перспектива лестницы, устланной красной ковровой дорожкой и освещенной светильниками-факелами. По мере подъема перед зрителем открывается вид на круглый зал с фигурой Ленина в центре. За статуей с потолка свисает красное полотнище: по праздникам и к приезду делегаций включают поддув, заставляющий его развеваться. На полукруглой мраморной стене позади скульптуры золотом обозначены основные вехи революции: цитаты Ленина, пять основных его декретов на золотых пластинах, карта «триумфального шествия советской власти».

Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин


Музей в Горках не должен был стать «очередным»: ему отводилась роль главного мемориального центра в стране, поэтому художником Владимиром Коротковым была проработана интерактивная и мультимедийная составляющие, которые должны были по-настоящему захватывать дух посетителей. Основная экспозиция состоит из пяти частей, посвященных различным этапам жизни Ленина, и в центре каждого зала стоит стеклянный черный куб. По нажатию экскурсоводом кнопки на пульте внутри куба загорается свет, начинается движение, из динамиков доносится речь… Использованы очень необычные решения, так что даже после распада СССР люди продолжали приезжать в Горки, чтобы увидеть технологическое «шоу». Управляется мультимедийная система компьютером Macintosh. Компания Apple представила его в 1984, а в 1985 Стив Джобс приезжал в СССР, чтобы продать свои компьютеры советской Академии наук, на что позже наложили запрет власти США. Музей был открыт в 1987.

Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин



Интерьер выглядит гораздо мрачнее внешнего облика музея: торжественно-гнетущая обстановка, отсылки к древнеегипетской архитектуре, черный пол с красными коврами – сочетание цветов наплечной траурной повязки.

Экспозиция подтверждает мысль о том, что это здание, прежде всего, не музей, но наполненный сакральными смыслами заупокойный храм. Тему «святилища» подтверждал сам Павлов: «В конце жизни я построил Парфенон». И если здание мавзолея на Красной площади открыло в архитектурном плане эпоху Советского Союза, то музей в Горках стал надгробием этому историческому периоду.

Постройки Павлова всегда отличалась собственным стилем, мало зависящим от окружающих веяний. Поэтому так незаметно произошел в процессе адаптации модернистского проекта Центрального музея В.И. Ленина на Волхонке к контексту комплекса в Горках переход к постмодернизму, ознаменовав приход этого стиля к популярности на закате СССР.
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин

13 Октября 2017

Автор текста:

Константин Антипин
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Молодой город для молодой науки
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга «Зеленоград – город Игоря Покровского». Замечательная «кухня» этого проекта – в живых воспоминаниях близкого друга и соратника Покровского, Феликса Новикова, с прекрасным набором фотоматериалов и комментариями всех причастных.
Советский регионализм
В книге итальянских фотографов Роберто Конте и Стефано Перего «Советская Азия» собраны постройки 1950-х–1980-х в Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане и Таджикистане. Цель авторов – показать разнообразие послевоенной советской архитектуры и ее связь с контекстом – историческим и климатическим.
«Это не башня»
Публикуем фото-проект Дениса Есакова: размышление на тему «серых бетонных коробок», которыми в общественном сознании стали в наши дни постройки модернизма.
Пресса: Ленинградский модернизм. Ветер перемен
Советский модернизм – явление, которое только ещё предстоит открыть общественности. Даже сам термин появился только в середине 2000-х, не говоря уже о сколько-нибудь последовательной рефлексии и теоретической инвентаризации зданий, построенных в период после ХХ съезда КПСС до Перестройки.
Музей «Пресня»
Пример «средового брутализма» музей «Пресня» в историческом центре Москвы – в фотографиях Дениса Есакова с детальным рассказом историка архитектуры Дениса Ромодина.
Технологии и материалы
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Сейчас на главной
Кино под куполом
Музей науки Curiosum с купольным кинотеатром по проекту White Arkitekter расположился в исторической промзоне на севере Швеции, занятой сейчас университетом Умео.
Авангардный каркас из прошлого
В Париже завершилась реконструкция почтамта на улице Лувра по проекту Доминика Перро: почтовая функция сведена к минимуму, вместо нее возникло множество других, включая социальное жилье.
Шелковые рукава
Металлические ленты Культурного центра по проекту Кристиана де Портзампарка в Сучжоу – парафраз шелковых рукавов артистов куньцюй: для спектаклей этого оперного жанра также предназначен комплекс.
MasterMind: нейросеть для девелоперов и архитекторов
Программа, разработанная компанией Genpro, способна за полчаса сгенерировать десятки вариантов застройки согласно заданным параметрам, но не исключает творческой работы, а лишь исполняет техническую часть и может быть использована архитекторами для подготовки проекта с последующей передачей данных в AutoCAD, Revit и ArchiCAD.
Жук улетел
История проектирования бизнес-центра в Жуковом проезде: с рядом попыток сохранить здание столетнего «холодильника» и современными корпусами, интерпретирующими промышленную тему. Проект уже не актуален, но история, на наш взгляд, интересная.
Медные стены, медные баки
Новая штаб-квартира Carlsberg Group в Копенгагене по проекту C. F. Møller получила фасады из медных панелей, напоминающие об исторических чанах для варки пива.
Оболочка IT-креативности
Московское здание международной сети внешкольного образования с центром в Армении – школы TUMO – расположилось в реконструированном корпусе, единственном сохранившемся от сахарного завода имени Мантулина. Пожелания заказчика и инновационная направленность школы определили техногенную образность «металлического ящика», открытую планировку и яркие акценты внутри.
Быть в центре
Апарт-комплекс в центре делового квартала с веерными фасадами и облицовкой с эффектом терраццо.
ВХУТЕМАС versus БАУХАУС
Дмитрий Хмельницкий о причудах историографии советской архитектуры, о роли ВХУТЕМАСа и БАУХАУСа в формировании советского послевоенного модернизма.
Авангард на льду
Бюро Coop Himmelb(l)au выиграло конкурс на концепцию хоккейного стадиона «СКА Арена» в Санкт-Петербурге. Он заменит собой снесенный СКК и обещает учесть проект компании «Горка», недавно утвержденный градсоветом для этого места.
Третий путь
Публикуем объект, получивший гран-при «Золотого сечения 2021»: офисный комплекс на Верхней Красносельской улице, спроектированный и реализованный мастерской Николая Лызлова в 2018 году. Он демонстрирует отчасти новые, отчасти хорошо забытые старые тенденции подхода к строительству в исторической среде.
Диалог в кирпиче
Новый корпус школы Скиннерс по проекту Bell Phillips Architects к юго-востоку от Лондона продолжает викторианскую традицию кирпичной архитектуры.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Оазис среди офисов
Двор киевского делового центра Dmytro Aranchii Architects превратили в многофункциональную рекреационную зону для сотрудников.
Террасы и зигзаги
UNStudio прорывается в Петербург: на берегу Финского залива началось строительство ступенчатого офиса для IT-компании JetBrains.
Пресса: «Потенциал городов не раскрыт даже на треть». Архитектор...
Программа реновации, предполагающая снос хрущевок, стартовала в Москве в 2017 году. Хотя этот механизм и отличается от закона о комплексном развитии территорий, который распространили на остальную страну, столичные архитекторы накопили приличный опыт, как обновлять застроенные кварталы. Об этом мы поговорили с руководителем бюро T+T Architects Сергеем Трухановым.
Избушка в горах
Клубный павильон PokoPoko по проекту Klein Dytham architecture при отеле на острове Хонсю напоминает сказочный домик.
Здесь и сейчас
Три примера быстровозводимой модульной архитектуры для города и побега из него: растущие офисы, гастромаркет с признаками дома культуры и хижина для созерцания.
Себастиан Треезе стал лауреатом премии Дрихауса 2021...
Молодому немецкому бюро Sebastian Treese Architekten присуждена премия Ричарда Дрихауса в области традиционной архитектуры. Денежный номинал премии – 200 000 долларов USA, и она позиционируется как альтернатива премии Прицкера: если первую вручают в основном модернистам, то эту – архитекторам-классикам.
Семь часовен
Семь деревянных часовен в долине Дуная на юго-западе Германии по проекту семи архитекторов, включая Джона Поусона, Фолькера Штааба и Кристофа Мэклера.
Крупицы золота
В Доме архитектора в Гранатном переулке открылся фестиваль «Золотое сечение». Рассматриваем планшеты. Награждать обещают 22 апреля.