Музей Ленина в Горках

Музей В.И. Ленина в Горках по проекту Леонида Павлова в контексте «ленинианы» его автора: публикация исследователя архитектуры и фотографа Константина Антипина.

mainImg
Благодарим за помощь в подготовке материала Лию Иосифовну Павлову.

Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин



Московская область, Горки Ленинские

Архитекторы Л.Н. Павлов, Л.Ю. Гончар.
Конструкторы Л.А Муромцев, Н.Архангельский.
Дизайн экспозиции: творческая группа Комбината живописно-оформительского искусства (Ленинград) под руководством В.И. Короткова и В.Л. Ривина.
Проектирование: 1974–1980
Строительство: 1980–1987

Леонид Павлов – один из немногих советских архитекторов пост-авангардной эпохи, разработавших свою целостную архитектурную теорию. Будучи учеником Ивана Леонидова, он добивался гармонии формы и содержания. Его проекты отличают характерное авторское видение и яркая формальная трактовка, его стиль лаконичен и чем-то близок минимализму наших дней. На протяжении всего творческого пути Павлов в своих постройках использовал простые геометрические формы, и самым любимым для него был куб. Об этом свидетельствуют проект памятника архитекторам, погибшим в Великой Отечественной войне, и нереализованный административный комплекс на Лесной улице 1982 года, башня вычислительного центра Совета Министров 1990 года и проекты остальных вычислительных центров, в том числе – построенных на Новокировском проспекте (ныне Академика Сахарова) и в Измайлове.

Но наиболее полно тема кубов раскрылась в павловской «лениниане». По сути эта тема началась задолго до старта его архитектурной карьеры, через день после смерти Ленина, 22 января 1924 года, когда на экстренных пленумах принимались решения об увековечении памяти Ильича. Накануне Алексей Щусев получил заказ на проектирование временного мавзолея, а в стране развернулась широкая дискуссия о возможных формах памятников «Вождю русской революции». Наметили три основных направления: портретные скульптурные монументы, архитектурные композиции и общественные мемориальные здания, что на долгие десятилетия дало обширный материал для творчества советским деятелям искусств. Первым опытом в этой области для Леонида Павлова стал конкурсный проект музея В.И. Ленина в Москве.

Проект здания на пересечении Волхонки и Знаменки представлял из себя симметричную композицию из 19 разновысоких кубов, облицованных белым мрамором. Соответственно, размещенные в них экспозиционные залы имели различную площадь и высоту – в зависимости от содержания жизненных этапов Ленина, о которых они рассказывали. В центре стоял объем наибольшей высоты – с вводным залом, а в пространствах между залами-кубами предполагались зоны отдыха для посетителей. Павлову было свойственно отражать содержания здания в его объемно-планировочном решении, и в проекте Центрального музея В.И. Ленина этот прием особенно уместен.

Леонид Павлов. Генплан Центрального музея В.И. Ленина в Москве
Леонид Павлов. Макет Центрального музея В.И. Ленина в Москве



Архитектор Евгений Розанов писал о проекте в книге «Архитектура музеев В.И. Ленина»:
«Монументальные формы отражают, по мнению авторов, идеи единства и коллективизма. Разновысокие кубы облицованы белым мрамором. Западающие черные гранитные цоколи четко отсекают их от стилобата. Первый этаж стилобата тоже облицован черным гранитом, чтобы зрительно оторвать здание от Земли.
По широкой 18-метровой лестнице посетители поднимаются на основной экспозиционный уровень и, двигаясь по часовой стрелке, последовательно осматривают залы. Экспозицию окружают проходные помещения для отдыха посетителей. Система кинопроекционных экранов превращает экспозиционные залы в кинопанораму, воспроизводящую среду, в которой протекала жизнь и деятельность Ленина.
Вспомогательные помещения расположены в нижних этажах, а хранение фондов – ниже уровня земли.»

Леонид Павлов. Макет Центрального музея В.И. Ленина в Москве



Павлов участвовал во всех трех этапах конкурса. По его итогам была сформирована сборная бригада из авторов трех проектов, и они по отдельности еще пять лет работали над зданием. Получившийся у них «периптер», напоминавший проект Михаила Посохина и Леонида Павлова из третьего тура, на фоне огромного числа достойных конкурсных работ выглядел очень скучным. В конце концов, проект не был реализован ни в одном из вариантов, но история на этом не закончилась…

«В конце жизни я построил Парфенон», – говорил Павлов о своем мемориальном музее В.И. Ленина в Горках. 

В усадьбе «Горки», до революции принадлежавшей Зинаиде Григорьевне Морозовой-Рейнбот, вдове Саввы Морозова, Ленин прожил последние два года и умер здесь же в январе 1924. На выбор этого места повлияла отличная сохранность дома, наличие в нем электричества и парового отопления, а также природное окружение: лес, река, пруд. В 1949 в усадебном доме открыли музей, а в 1974, к 50-летней годовщине смерти вождя, было принято решение о строительстве здесь Мемориального музея Ленина – вместо несостоявшегося на Волхонкe. В Горки планировали перевезти даже рабочий кабинет Ленина из Кремля.

В это же время развернулась полномасштабная реконструкция имения в том виде, каким оно было при Морозовой-Рейнбот, также велись работы по обустройству парковой зоны.

Приступив к проектированию музея в Горках, Павлов не сразу пришел к «кубическому» решению. В одном из первых вариантов он предложил образ «Ленин – знамя»: скульптурный портрет на фоне волнистой стены. Сверху – прямоугольная крыша, опирающаяся на редко расставленные колонны. Архитектор уже использовал эту концепцию в проекте монумента на Ленинских горах и в одном из туров конкурса на музей вождя в центре Москвы. Позже он все-таки реализовал этот замысел в павильоне «Траурный поезд» у Павелецкого вокзала.

Леонид Павлов. Макет мемориального музея В.И. Ленина в Горках


Работа продолжалась до 1980 года. За основу была взята многокубовая концепция из первого тура конкурса проектов музея на Волхонке, но число кубов уменьшилось с 19 до одиннадцати, а их размер стал одинаковым. Исчезло массивное основание, поэтому здание буквально вырастает из насыпного холма посреди поля. Еще большей монументальности удалось добиться за счет уплотнения объемов: облицованные белым мрамором кубы отделены друг от друга лишь тонкими стенками-кулисами из красного туфа и узкими вертикальными полосами остекления. Павлов прорабатывал и вариант с красными кубами, о чем свидетельствует сохранившийся эскиз.

Леонид Павлов. Чертеж мемориального музея В.И. Ленина в Горках
Леонид Павлов. Ситуационный план мемориального музея В.И. Ленина в Горках
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Леонид Павлов. Ранний чертеж мемориального музея В.И. Ленина в Горках
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин


В отличие от проекта музея на Волхонке, в Горках Павлов выполнил объем центрального зала в виде цилиндра, а не куба. Хотя изначально он предполагал разместить его в центре, позже архитектор сдвинул его к краю, так что он выступал за границу сооружения. В плане музей стал напоминать церковь с выделенной алтарной частью. Если смотреть на него со стороны усадьбы, то видно, как облицованный красным туфом цилиндр мемориального зала словно раздвигает здание, образуя полукруглый aпcидный выступ. Соединенные попарно кубы лишены стен и сплошь остеклены, сильно контрастируя с остальными фасадами.

Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин


Вход в музей оформлен портиком, отстоящим от переднего края здания из трех мраморных кубов, но соединенным с ними небольшим козырьком. Сооружение, напоминающее «киоск» императора Траяна lI века н.э. на острове Филе на юге Египта, также имеет силуэт куба, но не глухого, а открытого, приглашающего зайти внутрь музея. Попадая в интерьер, посетитель окунается в темноту холла с давяще низким потолком, набранным из латунных кубов. В это же время перед ним раскрывается перспектива лестницы, устланной красной ковровой дорожкой и освещенной светильниками-факелами. По мере подъема перед зрителем открывается вид на круглый зал с фигурой Ленина в центре. За статуей с потолка свисает красное полотнище: по праздникам и к приезду делегаций включают поддув, заставляющий его развеваться. На полукруглой мраморной стене позади скульптуры золотом обозначены основные вехи революции: цитаты Ленина, пять основных его декретов на золотых пластинах, карта «триумфального шествия советской власти».

Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин


Музей в Горках не должен был стать «очередным»: ему отводилась роль главного мемориального центра в стране, поэтому художником Владимиром Коротковым была проработана интерактивная и мультимедийная составляющие, которые должны были по-настоящему захватывать дух посетителей. Основная экспозиция состоит из пяти частей, посвященных различным этапам жизни Ленина, и в центре каждого зала стоит стеклянный черный куб. По нажатию экскурсоводом кнопки на пульте внутри куба загорается свет, начинается движение, из динамиков доносится речь… Использованы очень необычные решения, так что даже после распада СССР люди продолжали приезжать в Горки, чтобы увидеть технологическое «шоу». Управляется мультимедийная система компьютером Macintosh. Компания Apple представила его в 1984, а в 1985 Стив Джобс приезжал в СССР, чтобы продать свои компьютеры советской Академии наук, на что позже наложили запрет власти США. Музей был открыт в 1987.

Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин



Интерьер выглядит гораздо мрачнее внешнего облика музея: торжественно-гнетущая обстановка, отсылки к древнеегипетской архитектуре, черный пол с красными коврами – сочетание цветов наплечной траурной повязки.

Экспозиция подтверждает мысль о том, что это здание, прежде всего, не музей, но наполненный сакральными смыслами заупокойный храм. Тему «святилища» подтверждал сам Павлов: «В конце жизни я построил Парфенон». И если здание мавзолея на Красной площади открыло в архитектурном плане эпоху Советского Союза, то музей в Горках стал надгробием этому историческому периоду.

Постройки Павлова всегда отличалась собственным стилем, мало зависящим от окружающих веяний. Поэтому так незаметно произошел в процессе адаптации модернистского проекта Центрального музея В.И. Ленина на Волхонке к контексту комплекса в Горках переход к постмодернизму, ознаменовав приход этого стиля к популярности на закате СССР.
Музей В.И. Ленина в Горках. Фото © Константин Антипин

13 Октября 2017

ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
«Животворна и органична здесь»
Рецензия петербургского архитектора Сергея Мишина на третью книгу «Гаража» об архитектуре модернизма – на сей раз ленинградского, – в большей степени стала рассуждением о специфике города-проекта, склонного к смелым жестам и чтению стихов. Который, в отличие от «города-мицелия», опровергает миф о разрушительности модернистской архитектуры для традиционной городской ткани.
Сохранить окна ТАСС!
Проблема в том, что фасады ТАСС 1977 года могут отремонтировать, сохранив в целом рисунок, но в других материалах – так, что оно перестанет быть похожим на себя и потеряет оригинальный, то есть подлинный, облик. Собираем подписи за присвоение зданию статуса объекта наследия и охрану его исторического облика.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Молодой город для молодой науки
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга «Зеленоград – город Игоря Покровского». Замечательная «кухня» этого проекта – в живых воспоминаниях близкого друга и соратника Покровского, Феликса Новикова, с прекрасным набором фотоматериалов и комментариями всех причастных.
Советский регионализм
В книге итальянских фотографов Роберто Конте и Стефано Перего «Советская Азия» собраны постройки 1950-х–1980-х в Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане и Таджикистане. Цель авторов – показать разнообразие послевоенной советской архитектуры и ее связь с контекстом – историческим и климатическим.
«Это не башня»
Публикуем фото-проект Дениса Есакова: размышление на тему «серых бетонных коробок», которыми в общественном сознании стали в наши дни постройки модернизма.
Музей «Пресня»
Пример «средового брутализма» музей «Пресня» в историческом центре Москвы – в фотографиях Дениса Есакова с детальным рассказом историка архитектуры Дениса Ромодина.
«Вопрос не в профессиональной этике, а в месте этой...
Реконструкция зданий модернизма – болезненный вопрос, в том числе потому, что она нередко происходит на глазах их изначальных авторов, опечаленных и возмущенных некорректным подходом к своим творениям. Высказаться на эту сложную тему мы попросили архитекторов и историков архитектуры.
Все в Алма-Ату
Новую книгу из серии «Гаража» хочется назвать фундаментальным путеводителем: он глубок, разнообразен и написан легким стилем. А материал красив, не слишком изуродован и малоизвестен. Пожалуй, это точно must have.
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Между действительным и виртуальным
Интерьер бутика Nude Story на Кузнецком Мосту, реализованный по проекту Романа Гуляева и Марии Цахариас, может показаться очень уж модным: очищенный кирпич, обилие медиа-экранов. Но он освежает и даже завораживает парадоксами, начиная от обилия медиа-экранов в историческом интерьере и заканчивая «фрагментами» каннелированных колонн травянистого цвета.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Вент-фасад: беда или мелочь?
Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Скульптуры вместо карет
По проекту Главного управления культурного наследия Московской области в Серпуховском историко-художественном музее к новой функции приспособили каретный сарай. Теперь он действует как открытое фондохранилище и более доступен маломобильным посетителям.
Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.
Галерея у реки
Проект благоустройства набережной Волги в Тутаеве бюро SOTA подготовило для Конкурса малых городов. Набережная решена в виде променада, который предлагает больше способов взаимодействия с рекой: от купания и катания на лодках до просмотра кинолент. Малые архитектурные формы вдохновлены деревянным зодчеством.
Образ малой формы
Начинаем собирать коллекцию современных скамеек – с идеей, «месседжем», архитектурной составляющей. И, главное – либо уникальных, реализованных один раз, либо запущенных в серию, но обязательно по авторскому проекту. Из предложенных проектов редакция отберет лучшие, а из победителей этого мини-конкурса сделаем публикацию, покажем всем ваши скамейки.
А пока что...
Вино из одуванчиков
Работая над интерьером кафе в Казани, архитектурное бюро «Дюплекс» постаралось воссоздать настроение, присущее безмятежному летнему дню. Для этого авторы использовали не только теплую зеленую палитру и декор в виде растений, но и достаточно неожиданные текстуры камня и текстиля, а также световой дизайн.
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Миражи наших дней
Если вы читали книгу Даши Парамоновой «Грибы, мутанты и другие: архитектура эры Лужкова», то проект торгового центра в Казани покажется знакомым. Бюро Blank называет свой подход «миражом»: кирпичные фасады снесенного артиллерийского училища возвели заново и интегрировали в объем нового здания.