Сергей Кузнецов: «Акварель полностью отвечает моему восприятию мира»

Фрагмент интервью с Сергеем Кузнецовым, приуроченного к выставке графики главного архитектора Москвы, открывшейся вчера в МАММ.

Беседовала:
Екатерина Шалина

mainImg
Архитектор:
Сергей Кузнецов
0 Вчера в Московском Мультимеда-арт музее открылась выставка графики главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова. На ней представлено более 120 работ в технике карандаша, туши, фломастера и акварели, созданных в течение 10 лет начиная с 2007 года. Много новых, в основном акварелей – 2016 и 2017, в том числе сделанных специально для выставки. Публикуем фрагмент беседы куратора выставки – искусствоведа Екатерины Шалиной, с Сергеем Кузнецовым. Полная версия интервью будет опубликована в каталоге, приуроченном к выставке «Сергей Кузнецов. Личный контакт / Архитектурная графика» (21.07 – 10.09). Помимо графики и живописи в него войдут рассказы известных деятелей культуры, архитекторов, фотографов, журналистов и художников об их восприятии разных городов мира – от архитектурных переживаний до вкусовых ощущений. В числе контрибьютеров – Михаил Швыдкой, Сергей Чобан, Дмитрий Бертман, Алексей Тарханов, Михаил Белов, Артемий Лебедев, Александр Пономарев, Алексей Народицкий, Петр Кудрявцев, Екатерина Проничева, Софья Троценко, Елена и Ирина Кузнецовы. О дате выхода книги и презентации будет сообщено дополнительно.
***

В залах выставки «Сергей Кузнецов. Личный контакт / Архитектурная графика» (21.07 – 10.09). Фотография © Вартан Айрапетян
Сергей Кузнецов за работой. Фотография © Вартан Айрапетян

Екатерина Шалина:
– Выставка «Сергей Кузнецов. Личный контакт / Архитектурная графика» в Мультимедиа Арт Музее Москвы объединила более 120 рисунков и акварелей. Разные техники, разные города мира, сооружения и пространства. В чем главная идея этого проекта для автора?

Сергей Кузнецов: 
– Эта выставка – спасибо за приглашение сделать ее и помощь в реализации Ольге Свибловой, директору МАММ, и всей его замечательной команде – по сути, еще одна форма высказывания о том, что городская среда и архитектура, как ее основная часть, очень сильно воздействуют на сознание человека. Независимо от того, отдает он себе в этом отчет или нет. Это история о том, что город – интереснейшее явление, которое имеет смысл проживать максимально включенно. Для меня самый естественный и точный метод такого «включения» – рисование. Но существуют и другие способы. Кто-то, выходя в город с целью познакомиться с ним или узнать лучше, сверяется с книгами и фильмами, кто-то просто любит бродить без карты и открывать для себя что-то новое, кто-то фотографирует или записывает свои ощущения. Поэтому в экспозиции наряду с моей графикой появились экраны с видеоколлажами из культовых кинокартин, передающих атмосферу нескольких прекрасных центров мира, где мне посчастливилось неоднократно бывать и рисовать.
Сергей Кузнецов на пленэре. Фотография © Алина Кудрявцева

– Вы как-то специально готовитесь к знакомству с новыми местами? 

– Если я собираюсь в город, о котором я имел смутное представление, стараюсь о нем что-то предварительно почитать. Но самый эффективный метод – взять хорошего гида. К примеру, в Буэнос-Айресе мы выбрали маршрут по конструктивизму. Самостоятельно его сложно проделать – памятники разбросаны по разным районам, а нам посоветовали знающих ребят, проводящих эту экскурсию на аутентичном, отличной сохранности грузовичке 30-х годов. Получилось настоящее путешествие во времени. По центру гуляли сами. Надо сказать, Буэнос-Айрес – очень европейский по духу, напоминает Париж, только все в сильно увеличенном, американском масштабе. Грандиозные проспекты, много артистичной архитектуры ар нуво и ар деко, здания с артикулированной пластикой, они откликаются, реагируют друг на друга башенками, балкончиками, декором. Считывается размах и величие города, и одновременно, к сожалению, ощущается, что его лучшие времена остались в прошлом. Если я отправляюсь куда-то всего на пару дней, то в первый день стараюсь как можно больше обойти и посмотреть, попутно намечаю и запоминаю, фотографируя возможные точки для пленэра. А во второй день выхожу в город с этюдником или планшетом.
zooming
Сергей Кузнецов. Буэнос-Айрес.
Выступление Сергея Кузнецова на открытии выставки, 19.07.2017. Фотография (с) Вартан Айрапетян

– Планируются ли до путешествия объекты для рисования? Есть ли какая-то система, принцип выбора архитектурной натуры?

– Когда мы только начали сотрудничать с Сергеем Чобаном и открыли в 2006 году бюро SPEECH, cистемой стала сама практика выездов на пленэр. Вначале мне было интересно зарисовывать известные памятники мировой архитектуры – античности, Ренессанса, барокко. Думаю, что у большинства рисующих архитекторов есть наброски сооружений римского Форума или Колизея. Однажды в Риме мы прошли по следам рисунков Александра Бенуа, который в начале XX века открыл для себя, а через столетие и для нас, нетривиальные виды на собор Святого Петра. В Венеции я тоже сначала обращался к легендарной натуре, которую не раз изображали знаменитые мастера – не с целью соперничества с ними, но чтобы потренировать руку и глаз на шедеврах, схватить пропорции, соотношение деталей и целого. Затем начался собственный, напоминающий охоту, поиск малоизвестных интересных зданий, точек и ракурсов. Особенно я люблю венецианские задворки. Два шага в сторону от туристических маршрутов, толп уже нет, а красота вся та же самая.
Куратор выставки Екатерина Шалина изображением Сан Марко. Тушь, кисть. Фотография © Вартан Айрапетян

– Из Венеции в личном архиве больше всего работ. Любимый город?

– Венеция обладает каким-то непреодолимым «наркотическим» притяжением, и мне не до конца ясна его природа. То ли дело в том, что кругом вода, то ли в том, что весь город – пешеходный. Возможно, секрет его обаяния в какой-то гениальной неправильности, очевидной, к примеру, в главных сооружениях – соборе Сан Марко или Дворце дожей. Как их создатели додумались до такого причудливого сочетания форм, цветов, орнаментов, асимметрии и атектоники – уму непостижимо. Это потрясающая рукотворная среда, в которой все – арт: знаковая архитектура, начиненная живописью великих мастеров, и самые обычные терракотовые дома, созданные не архитекторами, а простыми ремесленниками с отличным вкусом, чьих имен мы чаще всего не знаем. И гондольеры с их повадками и песнями, и цепляющие глаз изделия из муранского стекла и атрибуты маскарада, даже обслуживание в ресторанах – отдельное театральное действо. Впервые я оказался в Венеции десять лет назад, отмечал тридцатилетие и с тех пор почти каждый год праздную там День Рождения. Работа над проектами четырех архитектурных биеннале только укрепила мою любовь к этому городу. Казалось бы, исходил его весь вдоль и поперек, но каждый раз обнаруживается нечто неизведанное.
В залах выставки «Сергей Кузнецов. Личный контакт / Архитектурная графика». Видеоколлаж «Венеция»: авторы Ирина Бахтина, Виталий Мозгалев, Елена Мисаланди. Фотография Юлии Тарабариной
В залах выставки «Сергей Кузнецов. Личный контакт / Архитектурная графика». Фотография Юлии Тарабариной

– Листы из Венеции наглядно демонстрируют весь спектр техник и материалов – от простого карандаша до акварели. От чего зависит выбор, чем и на чем рисовать, для разных объектов? Как произошла эволюция от графики к акварели?

– Сама натура часто наводит на какую-то технику. Например, в моем образе Венеции доминируют белые дома с черными патинами. Однажды я попробовал рисовать их белилами на тонированной бумаге. Сам по себе прием – не открытие Америки, но в данном случае он эффектно выделяет живописные потертости и разрушения, которые придают городу на воде его неотразимый шарм. Обычно я не использую ластик или что-то другое, чем можно поправить рисунок. Кто рисует на пленэре, знает, насколько этот процесс зависит от погоды и света. Стараешься все сделать быстро, и где-то возникают шероховатости, что-то получается неидеально, но есть техники, которые компенсируют это точной передачей эмоций, состояния момента. И к таким, безусловно, относится акварель. Последние три года я использую в основном ее, считаю одной из самых сложных техник, возможности которой для меня далеко не исчерпаны. В какой-то момент захотелось уйти от «документального», детального изображения архитектуры и выдавать на бумаге скорее свои ощущения от того, что вижу. Эта склонность проявляла себя и раньше. Например, крыши пагоды и ворот в Киото, нарисованных простым карандашом, в действительности не так лихо «отлетают», но мне захотелось усилить черту, обозначенную в реальной архитектуре, и на листе это преувеличение ее одушевило. Акварель полностью отвечает моему восприятию мира. К примеру, в реальности может и не быть таких длинных косых теней, какие появляются в некоторых композициях, но именно эти тени придают изображению ту динамику и энергию городской среды, которые я чувствую.

– Архитекторы и художники изображают архитектуру по-разному?

– Можно рассуждать о том, что архитекторам ближе аналитический и археологический подход, а художникам – романтический и эмоциональный. Что архитекторы чаще строят формы линиями, штриховкой и любят монохром, а художники больше внимания уделяют цветовым пятнам и световоздушной среде. Но это не правило, что подтверждают и мои работы. Главное отличие состоит в том, что архитекторы даже в процессе спонтанного, свободного рисования с натуры, получают визуальную информацию, которая затем как-то преломляется в их профессиональной деятельности. В моей практике времен работы в SPEECH из «портретирования» готических соборов родился Дворец водных видов спорта в Казани с его стрельчатыми конструкциями, правда, из другого материала – дерева. Купола Сан-Марко повлияли на купольную форму центрального зала Российского павильона венецианской биеннале в 2012 году, когда мы показывали проекты иннограда Сколково. А принцип цветовой раскладки мрамора на стенах Санта Мария деи Мираколи лег в основу облицовки зданий «Невской Ратуши». Есть и много других примеров.
В залах выставки «Сергей Кузнецов. Личный контакт / Архитектурная графика». Фотография Юлии Тарабариной
В залах выставки «Сергей Кузнецов. Личный контакт / Архитектурная графика». Фотография Юлии Тарабариной
Вышний Волочек. В залах выставки «Сергей Кузнецов. Личный контакт / Архитектурная графика». Фотография Юлии Тарабариной

– А работе главного архитектора Москвы рисование помогает, приносит идеи, которые можно воплотить в градостроительном масштабе?

– Безусловно, помогает. Если бы я, скажем, не рисовал в Нью-Йорке парк Хай-Лайн, разбитый на путях закрытого легкого метро, я бы так не отстаивал участие его создателей Diller Scofidio + Renfro в проектировании и строительстве парка «Зарядье». Эта территория в Нью-Йорке – удивительная. Ты одновременно находишься в окружении «дикой» природы и города. Не лес и не городской парк, а нечто иное. Это действительно новаторская идея ландшафтного урбанизма, которая, надеюсь, будет в полной мере реализована и в самом центре Москвы. Когда я стал главным архитектором, время на поездки, естественно, сократилось, зато я начал больше рисовать Москву. Обнаружил множество мест для пленэров на центральных улицах и в переулках, на набережных и на ВДНХ, в промзонах и на стройплощадках объектов, которые возводятся и реконструируются при моем личном участии – это и парк «Зарядье», и стадион «Лужники». Через рисунок я глубже узнаю и понимаю наш город. Мне кажется, что при желании красоту, предмет, достойный изображения, можно найти в любом его районе. И, конечно, я продолжаю брать с собой карандаши, кисти и краски во все поездки. Из недавних особо плодотворным было путешествие в Бухару – привез много акварелей.
Акварели из Бухары. В залах выставки «Сергей Кузнецов. Личный контакт / Архитектурная графика». Фотография Юлии Тарабариной
Сергей Кузнецов. Бухара. 2017

– Какое Бухара произвела впечатление?

– Двойственное. Город не маленький, в центре великолепные памятники, в хорошем состоянии, но он почти пустой, туристов мало. Жара – а я был в мае – страшная, 38-40° С. Все ищут спасения в тени. И в том числе из-за температуры вся жизнь происходит во внутренних дворах. Если смотреть сверху, весь город нарезан на квадратики – одноэтажные дома выходят на улицы глухими стенами, нет никакого общественного фронта, идешь, как по лабиринту, и только узкие проходы ведут внутрь, на частную территорию. Интровертный город. Вся его архитектура обусловлена климатом. Взять, к примеру, порталы с нишами, богато украшенными керамикой. Ниши создают эффект воронки, попадая в которую воздух остужается перед тем, как проникает в помещение. Краски действительно такие, как на картинах Верещагина – бирюза, охра, резкие контрасты света и тени. Люди приветливые, радушные, многие ходят в национальной одежде, мужчины носят тюбетейки – очень толковый, защищающий от перегрева головной убор. Многие знают по три языка – таджикский, узбекский и русский, что свидетельствует о высоком потенциале. И при этом видно, что живут они в целом бедно, частный бизнес едва развит – на уровне торговли керамикой и тюбетейками, которые продаются без упаковки. Маркетинг отсутствует как таковой. Хотя и архитектура, и кухня, и та же керамика могли бы стать национальными брендами, мог бы интенсивнее развиваться туризм. Но жесткий контроль всего со стороны государства, с которым мы лично столкнулись в проявлении чрезмерного досмотра на границе, очевидно, ограничивает и свободу предпринимательства.

Выставка продлится до 10 сентября. 
Архитектор:
Сергей Кузнецов

21 Июля 2017

Беседовала:

Екатерина Шалина
Похожие статьи
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Арсений Афонин: «Полученные знания лучше сразу применять...
Яндекс Кью проводит бесплатную онлайн-конференцию «Архитектура, город, люди». Мы поговорили с авторами докладов, которые могут быть интересны архитекторам. Первое интервью – с руководителем Софт Культуры. Вебинар о лайфхаках по самообразованию, в котором он участвует – в среду.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Олег Манов: «Середины нет, ее нужно постоянно доказывать...
Олег Манов рассказывает о превращении бюро FUTURA-ARCHITECTS из молодого в зрелое: через верность идее создавать новое и непохожее, околоархитектурную деятельность, внимание к рисунку, макетам и исследование взаимоотношений нового объекта с его окружением.
Юлия Тряскина: «В современном общественном интерьере...
Новая премия общественных интерьеров IPI Award рассматривает проекты с точки зрения передовых тенденций современного мира и шире – сверхзадачи, поставленной и реализованной заказчиком и архитектором. Говорим с инициатором премии: о специфике оценки, приоритетах, страхах и надеждах.
Владимир Плоткин:
«У нас сложная, очень уязвимая...
В рамках проекта, посвященного высотному и высокоплотному строительству в Москве последних лет поговорили с главным архитектором ТПО «Резерв» Владимиром Плоткиным, автором многих известных масштабных – и хорошо заметных – построек города. О роли и задачах архитектора в процессе мега-строительства, о драйве мегаполиса и достоинствах смешанной многофункциональной застройки, о методах организации большой формы.
Александр Колонтай: «Конкурс раскрыл потенциал Москвы...
Интервью заместителя директора Института Генплана Москвы, – о международном конкурсе на разработку концепции развития столицы и присоединенных к ней в 2012 году территорий. Конкурс прошел 10 лет назад, в этом году – его юбилей, так же как и юбилей изменения границ столичной территории.
Якоб ван Рейс, MVRDV: «Многоквартирный дом тоже может...
Дом RED7 на проспекте Сахарова полностью отлит в бетоне. Один из руководителей MVRDV посетил Москву, чтобы представить эту стадию строительства главному архитектору города. По нашей просьбе Марина Хрусталева поговорила с Ван Рейсом об отношении архитектора к Москве и о специфике проекта, который, по словам архитектора, формирует на проспекте Сахарова «Красные ворота». А также о необходимости перекрасить обратно Наркомзем.
Илья Машков: «Нужен диалог между профессиональным...
Высказать замечания по тексту закона можно до 8 февраля на портале нормативных актов. В том числе имеет смысл озвучить необходимость возвращения в правовую сферу понятия эскизной концепции и уточнения по вопросам правки или искажения проекта после передачи исключительных прав.
Пресса: Мегаполис акварелью
Неповторимый стиль европейских и азиатских столиц и узнаваемые штрихи небольших улочек московского центра - все это собрано в экспозиции "Личный контакт. Архитектурная графика", которая открылась в "Мультимедиа Арт Музее" на Остоженке, 16. Автор 120 набросков, эскизов и акварелей - главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
Технологии и материалы
Кто построит будущее
Детские площадки меняются вместе с городской средой и предлагают детям не только палитру сенсорных ощущений и физической активности, но и образы, заимствованные у мировой архитектуры. Один из примеров – футуристические игровые комплексы, спроектированные компанией «Новые горизонты».
Ригель и двоичный код
На фасадах ИТ-парка имени Башира Рамеева в Казани – облицовочные материалы преимущественно российских производителей. В том числе клинкер ригельного формата. Удлиненный кирпич архитекторы выбирают для тех частей здания, где наиболее близок контакт со зрителем.
Геометрия городского комфорта с Axyforma
Молодой и демократичный бренд Axyforma предлагает пересмотреть подход к благоустройству в пользу комплексных решений с лаконичными и взаимозаменяемыми элементами
Напольные покрытия для здоровых помещений
Компания «Tarkett» – мировой лидер в производстве напольных покрытий – одной из первых перестроила свой бизнес в соответствии с зелеными стандартами и экономикой замкнутого цикла. Рассказываем о продукции Tarkett, безопасной для человека и природы.
Алюминий в историческом городе
Алюминий – современный материал с большим потенциалом для реконструкции и новой архитектуры в контексте исторической застройки: он легкий, прочный, а еще умеет имитировать другие поверхности – например, более дорогую и меняющую со временем цвет медь. Предлагаем несколько удачных примеров из мировой и российской практики.
Новые тренды вентилируемых фасадов от компании SIBALUX
В рамках Art-Techno форума 2023 компания SIBALUX представила уникальную технологию цифровой печати тематических фасадов и новые цветовые решения в коллекциях METAL, BRUSH и RUSTY. А также познакомила проектировщиков с комплексным подходом в реализации объектов, который обеспечивает полное соответствие фасада – проекту.
Евгений Циулин: «Мы взяли формат легко читаемой брошюры...
Segezha Group – компания, которая не только производит CLT-панели, но и активно продвигает ценности деревянного домостроения, – выпустила несколько брошюр-руководств для инженеров и архитекторов по проектированию деревянных зданий. Беседуем с руководителем проектного направления о принципах работы с деревом, его пожароустойчивости, об уникальных проектах из дерева и первом доме под Вологдой, а также о новых проектах Segezha на Крайнем Севере.
Как на картине
Скамейка – будничный предмет, который нередко встречается на полотнах художников. На нем, бывает, сидят поэты и композиторы, но чаще обычные люди: читают книги, беседуют, надевают коньки или играют в шахматы. Мы сопоставили картины с ассортиментом компании «Хоббика», нашли много сходств, а также выяснили, что жизнь на скамейках за сто лет изменилась не так уж сильно.
Микрорайон
«Новая Елизаветка»:
новая жизнь краснодарского...
Формат загородной жизни сегодня востребован как никогда раньше. Проект «Новая Елизаветка» от ГК «ИНСИТИ» в Прикубанском округе Краснодара – это полноценный микрорайон столицы Кубани, в котором сочетаются преимущества жизни в городе и за городом.
Cтудия дизайна Dulux: жизнь в новом цвете
Цвет в архитектуре имеет значение. И, выбирая цвета, архитекторы прежде всего думают об эстетике, но, когда дело доходит до выбора краски для конкретных задач, то тут необходимо подумать и о практической стороне дела – защите материала, влагостойкости, истираемости. Cтудия дизайна Dulux была создана специально для профессионалов – дизайнеров и архитекторов, чтобы помочь им сделать правильный выбор.
Проба на вечность: в Екатеринбурге возвели мемориал...
32 тонны атмосферостойкой стали Forcera производства «Северстали» были использованы для монументальной стелы «Город трудовой доблести», торжественно открытой в центре Екатеринбурга в рамках III Всероссийского форума городов трудовой доблести «Рубежи победы»
15 лет «МасТТех»: итоги и перспективы
Сегодня системы Masttech известны среди ведущих девелоперов России. Компания активно сотрудничает с архитектурными мастерскими и проектными институтами: «СПИЧ», «Атриум», «Олимпроект», «ТПО Резерв», «Моспроект» и другими, а все системы остекления Masttech сертифицированы и прошли испытания в НИИСФ РААСН
Ресторан MUME – китайская слива расцвела
в «Башне...
Муме, или мейхуа, – это дикая китайская слива, цветение которой с древних времен художники запечатлевали на гравюрах, а поэты – в хокку. Сегодня на одном из верхних этажей «Башни Федерации» в Москве-Сити можно найти еще одно произведение искусства, которое создано в честь этого прекрасного явления, – ресторан китайской кухни MUME.
INFINITY SYSTEM
Световая система с механическим (запатентованным) немагнитным фиксатором светильника в треке, позволяет устанавливать новые светильники в будущем, в отличие от других систем, для которых невозможно обновить светильники через несколько лет.
Облицовочный кирпич BRAER: новые реалии помогают совершенствоваться
Следуя за трендом на фасады из темного кирпича, компания BRAER – один из ведущих отечественных производителей кирпича и тротуарной плитки – в этом году выпустила новые коллекции кирпича и обновила уже завоевавшие популярность серии, представив в них модели темных оттенков.
Блеск металла
Декор из металла популярен в интерьерном дизайне благодаря уникальному сочетанию цвета, идеальной поверхности и тактильных ощущений. Рассказываем о продукции Homapal, ведущего мирового производителя металлизированных HPL пластиков
Эстетика порождает этику
От восприятия человека, не обладающего специальными познаниями в области строительства и ремонта, могут быть скрыты определяющее детали интерьера, но общее эстетическое восприятие позволит различить шаблонный проект от оригинального.
Малые, но большие
К малым архитектурным формам относятся в том числе достаточно крупные объекты: беседки, перголы, въездные знаки и контейнерные площадки – без них сложно представить современный парк или двор жилого комплекса. В ассортименте компании «Хоббика» представлено большое разнообразие крупноформатных МАФ, предлагаем краткий обзор-навигатор.
Сейчас на главной
Cité для Наро-Фоминска
Новый район на острове в центре Наро-Фоминска продолжает идеи развития территории шелкоткацкой фабрики, вокруг которой, собственно, и возник город. Авторы умело, мотивированно миксуют разные форматы среднеэтажной застройки и эффективно используют островное положение, предлагая множество форматов взаимодействия с водой, доступных для всех горожан. Неудивительно, что в области проект считают образцовым и достойным подражания. И еще это пример редкостной синергии между заказчиком и архитекторами.
Башня и усадьба
Концепция высокоплотного микрорайона на месте частного сектора в Екатеринбурге предполагает сохранение сетки улиц, в отдельных случаях – даже масштаба. Бюро ОСА сочетает башни с таунхаусами и другими типами жилья, ориентируя силуэтную композицию на пешеходный бульвар. Благодаря нелинейным маршрутам и пространственному разнообразию жители каждый день видят свой район по-новому.
Пресса: Gesamtkunstwerk с конями. Как Александр Медведкин отдал всю...
В 1938 году был закончен и тут же запрещен фильм Александра Медведкина «Новая Москва», представлявший архитектуру сталинской Москвы утопией, изготовленной силами народного творчества. Григорий Ревзин рассказывает об этой картине и выдвигает предположения о возможных причинах несовпадения сталинистского произведения со сталинскими представлениями о том, каким ему следует быть.
Жить, учиться и работать
Проектируя жилой, офисный и образовательный центр «Лаэррер» во французском городе По, архитекторы бюро CoBe Architecture et Paysage постарались создать благоприятные условия для развития целого района.
Культура в порту
Zaha Hadid Architects стали победителями в конкурсе на проект района культуры в городе Санья на острове Хайнань.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Вопрос аутентичности
Один из крупнейших и важнейших памятников чешского функционализма, здание Электрических предприятий в Праге, полностью реконструирован и теперь вмещает офисы холдинга WPP.
Пресса: «Это самая правдивая история города и страны»: Сергей...
Как менялся в последние годы облик Москвы и Санкт-Петербурга, что привносят в образ города ансамбли высотных зданий, как они должны взаимодействовать с исторической застройкой и должна ли современная архитектура стоять вечно — на эти и другие темы Forbes Life поговорил с архитектором Сергеем Чобаном.
Искусство на районе
На Дизайнерском бульваре в Москве открыта выставка паблик-арта с объектами девяти художников. Вплетенное в пейзаж жилого района, искусство стало неотъемлемой частью повседневности. Предлагаем познакомиться с пятью участниками.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Гибкая сторона силы
В экопарке Ясно Поле осваивают технологию 3D печати на примере двух разных принтеров и на глазах восхищенной общественности. Неделю назад показали запуск второй машины и результаты работы первой, разрешили сравнить. Изучаем процесс и результаты: ощущение, что нечто «лепится» прямо у нас на глазах, а значит, момент исторический – технология и архитектура наконец-то найдут друг друга?
Искусствовед между молотом и наковальней
Советская эпоха, несомненно, воспитала своего человека. Образ его, как правило, соотносят с колоннами физкультурников и другими проявлениями тоталитарной телесности, но это по крайней мере лишь половина дела. Режиму было важно не только то, как маршируют, но и как думают. А также – как проектируют и строят. Илья Печёнкин – о книге Николая Молока «Давид Аркин: «идеолог космополитизма» в архитектуре».
Шестиглавый
В Новосибирске объявлены результаты архитектурного рейтинга «Золотая капитель», одной из старейших постсоветских премий. Ее особенность, чтобы не сказать уникальность для российского контекста – в том, что на последнем этапе судейства проекты презентуют и обсуждают. Что довольно увлекательно. Делимся впечатлениями и показываем, кто победил.
Геотектонические структуры
Штаб-квартира нефтегазовой компании Eni под Миланом по проекту Morphosis вдохновлена геологическими формациями, которые обеспечивают ее существование.
Согретый камень
Жилой комплекс в Зеленогорске архитектурное бюро «Маяк» интерпретирует как россыпь камней. Нестандартный абрис пятиугольных в плане домов не только помог с образной частью проекта, но и во многом облегчил работу с плотностью застройки и инсоляцией квартир.
Антихрупкость
SA lab и Gonzo:Research&Art создали для Первой архитектурной биеннале в метавселенной Fragile Pavilion. Объект демонстрирует возможности архитектуры в цифровом мире и представляет коллекцию звуков и историй, которые необходимо взять с собой из прошлого в будущее.
Четвертая четверть
Бюро Benthem Crouwel Architects и OVA выиграли конкурс на последний незастроенный сектор вокруг площади Победы (Витезне Намнести) в Праге.
Галерея для курьера
Что думают профессионалы об интерьерах мест общего пользования в современных жилых комплексах? Вместе с выпускниками Geometrium School мы рассмотрели пять проектов: от ар-деко во всем его блеске до сдержанного северного минимализма.
Уэс Андерсон в Волынщино
Студенты Британской высшей школы дизайна разработали под руководством Елены Бабкиной и Полины Лонтани эскизный проект интерьера спа-отеля в усадьбе Василия Долгорукова-Крымского в деревне Волынщино. В основе концепции – цвет как средство терапии и эстетика фильмов Уэса Андерсона.
Бамбуковый листопад
В китайском уезде Аньцзи началось строительство масштабного Центра культуры и искусства по проекту бюро MAD. Его архитектура отражает специфику уезда, славящегося бамбуковыми рощами и плантациями белого чая.
На все времена
Модульная технология, соединенная с конструктивом из клееной древесины, позволяет бюро Rhizome создавать гостиницы, которые быстро возводятся, нравятся посетителям и получают высокие отценки от архитектурного сообщества: на прошлой неделе новый отель «Времена года. Игора» взял сразу три премии. Рассказываем об этом проекте подробнее.
Все наоборот
Мало премий вместо многих, вручение в первый день а не в последний, проекции вместо планшетов, деревья внутри, а объекты на улице – обновление фестиваля Архитектон пошло, как будто бы, по надежному пути переворачивания всех традиций профессионального цеха – ну или хотя бы тех, что подвернулись под руку. Придраться, конечно же, есть к чему, но ощущение свежее и импровизационное. Так, чего доброго, и Москву начнут учить. Мы рассказывали об элементах фестиваля частями в телеграме, теперь рассматриваем все целиком.
«Собор спорта»
В Бордо завершено строительство спортивного центра UCPA по проекту бюро NP2F. Это сооружение предлагает горожанам компромиссный вариант между занятиями спортом в помещении и на открытом воздухе.
Архивуд-14: строить мосты
В этом сезоне жюри не стало присуждать гран-при: судя по тому, что в шорт-лист попало несколько работ, не успевших добраться до премии в предыдущие годы, а лучшим домом признали бесспорно прекрасную, но серийную модель, – «урожай» построек из дерева в 2023 был не слишком обильным. Зато среди финалистов много необычных типологий и свою долю признания получили проекты реставрации и ревитализации. Знакомим со всеми финалистами.
Торжество хорошего вкуса
Объявлены финалисты Премии Стерлинга-2023, главной архитектурной награды Великобритании. Несмотря на социальную нагрузку и различие в функции, все здания объединяет эстетическая выверенность.
Катарсис в Инчхоне
Шесть рукопожатий доведут до Кореи: заявка бюро Klauzura дошла до финала конкурса на концепцию музейного парка в Инчхоне, не в последнюю очередь – благодаря тому, что удалось найти местного архитектора, участие которого по условиям было необходимо.
Китайская симфония
Строительство китайского центра «Парк Хуамин» стало долгой историей, которая завершилась относительно недавно. Здание соседствует с традиционным китайским садом, но оно очень современно, лаконично и технологично, а простые по форме, но эффектные белые ламели обещают когда-нибудь включиться как медиафасад. А еще этот комплекс по-настоящему многофункционален, в его объеме увязаны разные типы жилых помещений, офисы, большой фитнес, конференц-залы и рестораны. В нем можно с комфортом проводить международные форумы, выходя наружу только для того, чтобы прогуляться. Рассматриваем подробно.