Сергей Кузнецов: «Акварель полностью отвечает моему восприятию мира»

Фрагмент интервью с Сергеем Кузнецовым, приуроченного к выставке графики главного архитектора Москвы, открывшейся вчера в МАММ.

mainImg
Архитектор:
Сергей Кузнецов
Вчера в Московском Мультимеда-арт музее открылась выставка графики главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова. На ней представлено более 120 работ в технике карандаша, туши, фломастера и акварели, созданных в течение 10 лет начиная с 2007 года. Много новых, в основном акварелей – 2016 и 2017, в том числе сделанных специально для выставки. Публикуем фрагмент беседы куратора выставки – искусствоведа Екатерины Шалиной, с Сергеем Кузнецовым. Полная версия интервью будет опубликована в каталоге, приуроченном к выставке «Сергей Кузнецов. Личный контакт / Архитектурная графика» (21.07 – 10.09). Помимо графики и живописи в него войдут рассказы известных деятелей культуры, архитекторов, фотографов, журналистов и художников об их восприятии разных городов мира – от архитектурных переживаний до вкусовых ощущений. В числе контрибьютеров – Михаил Швыдкой, Сергей Чобан, Дмитрий Бертман, Алексей Тарханов, Михаил Белов, Артемий Лебедев, Александр Пономарев, Алексей Народицкий, Петр Кудрявцев, Екатерина Проничева, Софья Троценко, Елена и Ирина Кузнецовы. О дате выхода книги и презентации будет сообщено дополнительно.
***

В залах выставки «Сергей Кузнецов. Личный контакт / Архитектурная графика» (21.07 – 10.09). Фотография © Вартан Айрапетян
Сергей Кузнецов за работой. Фотография © Вартан Айрапетян

Екатерина Шалина:
– Выставка «Сергей Кузнецов. Личный контакт / Архитектурная графика» в Мультимедиа Арт Музее Москвы объединила более 120 рисунков и акварелей. Разные техники, разные города мира, сооружения и пространства. В чем главная идея этого проекта для автора?

Сергей Кузнецов: 
– Эта выставка – спасибо за приглашение сделать ее и помощь в реализации Ольге Свибловой, директору МАММ, и всей его замечательной команде – по сути, еще одна форма высказывания о том, что городская среда и архитектура, как ее основная часть, очень сильно воздействуют на сознание человека. Независимо от того, отдает он себе в этом отчет или нет. Это история о том, что город – интереснейшее явление, которое имеет смысл проживать максимально включенно. Для меня самый естественный и точный метод такого «включения» – рисование. Но существуют и другие способы. Кто-то, выходя в город с целью познакомиться с ним или узнать лучше, сверяется с книгами и фильмами, кто-то просто любит бродить без карты и открывать для себя что-то новое, кто-то фотографирует или записывает свои ощущения. Поэтому в экспозиции наряду с моей графикой появились экраны с видеоколлажами из культовых кинокартин, передающих атмосферу нескольких прекрасных центров мира, где мне посчастливилось неоднократно бывать и рисовать.
Сергей Кузнецов на пленэре. Фотография © Алина Кудрявцева

– Вы как-то специально готовитесь к знакомству с новыми местами? 

– Если я собираюсь в город, о котором я имел смутное представление, стараюсь о нем что-то предварительно почитать. Но самый эффективный метод – взять хорошего гида. К примеру, в Буэнос-Айресе мы выбрали маршрут по конструктивизму. Самостоятельно его сложно проделать – памятники разбросаны по разным районам, а нам посоветовали знающих ребят, проводящих эту экскурсию на аутентичном, отличной сохранности грузовичке 30-х годов. Получилось настоящее путешествие во времени. По центру гуляли сами. Надо сказать, Буэнос-Айрес – очень европейский по духу, напоминает Париж, только все в сильно увеличенном, американском масштабе. Грандиозные проспекты, много артистичной архитектуры ар нуво и ар деко, здания с артикулированной пластикой, они откликаются, реагируют друг на друга башенками, балкончиками, декором. Считывается размах и величие города, и одновременно, к сожалению, ощущается, что его лучшие времена остались в прошлом. Если я отправляюсь куда-то всего на пару дней, то в первый день стараюсь как можно больше обойти и посмотреть, попутно намечаю и запоминаю, фотографируя возможные точки для пленэра. А во второй день выхожу в город с этюдником или планшетом.
zooming
Сергей Кузнецов. Буэнос-Айрес.
Выступление Сергея Кузнецова на открытии выставки, 19.07.2017. Фотография (с) Вартан Айрапетян

– Планируются ли до путешествия объекты для рисования? Есть ли какая-то система, принцип выбора архитектурной натуры?

– Когда мы только начали сотрудничать с Сергеем Чобаном и открыли в 2006 году бюро SPEECH, cистемой стала сама практика выездов на пленэр. Вначале мне было интересно зарисовывать известные памятники мировой архитектуры – античности, Ренессанса, барокко. Думаю, что у большинства рисующих архитекторов есть наброски сооружений римского Форума или Колизея. Однажды в Риме мы прошли по следам рисунков Александра Бенуа, который в начале XX века открыл для себя, а через столетие и для нас, нетривиальные виды на собор Святого Петра. В Венеции я тоже сначала обращался к легендарной натуре, которую не раз изображали знаменитые мастера – не с целью соперничества с ними, но чтобы потренировать руку и глаз на шедеврах, схватить пропорции, соотношение деталей и целого. Затем начался собственный, напоминающий охоту, поиск малоизвестных интересных зданий, точек и ракурсов. Особенно я люблю венецианские задворки. Два шага в сторону от туристических маршрутов, толп уже нет, а красота вся та же самая.
Куратор выставки Екатерина Шалина изображением Сан Марко. Тушь, кисть. Фотография © Вартан Айрапетян

– Из Венеции в личном архиве больше всего работ. Любимый город?

– Венеция обладает каким-то непреодолимым «наркотическим» притяжением, и мне не до конца ясна его природа. То ли дело в том, что кругом вода, то ли в том, что весь город – пешеходный. Возможно, секрет его обаяния в какой-то гениальной неправильности, очевидной, к примеру, в главных сооружениях – соборе Сан Марко или Дворце дожей. Как их создатели додумались до такого причудливого сочетания форм, цветов, орнаментов, асимметрии и атектоники – уму непостижимо. Это потрясающая рукотворная среда, в которой все – арт: знаковая архитектура, начиненная живописью великих мастеров, и самые обычные терракотовые дома, созданные не архитекторами, а простыми ремесленниками с отличным вкусом, чьих имен мы чаще всего не знаем. И гондольеры с их повадками и песнями, и цепляющие глаз изделия из муранского стекла и атрибуты маскарада, даже обслуживание в ресторанах – отдельное театральное действо. Впервые я оказался в Венеции десять лет назад, отмечал тридцатилетие и с тех пор почти каждый год праздную там День Рождения. Работа над проектами четырех архитектурных биеннале только укрепила мою любовь к этому городу. Казалось бы, исходил его весь вдоль и поперек, но каждый раз обнаруживается нечто неизведанное.
В залах выставки «Сергей Кузнецов. Личный контакт / Архитектурная графика». Видеоколлаж «Венеция»: авторы Ирина Бахтина, Виталий Мозгалев, Елена Мисаланди. Фотография Юлии Тарабариной
В залах выставки «Сергей Кузнецов. Личный контакт / Архитектурная графика». Фотография Юлии Тарабариной

– Листы из Венеции наглядно демонстрируют весь спектр техник и материалов – от простого карандаша до акварели. От чего зависит выбор, чем и на чем рисовать, для разных объектов? Как произошла эволюция от графики к акварели?

– Сама натура часто наводит на какую-то технику. Например, в моем образе Венеции доминируют белые дома с черными патинами. Однажды я попробовал рисовать их белилами на тонированной бумаге. Сам по себе прием – не открытие Америки, но в данном случае он эффектно выделяет живописные потертости и разрушения, которые придают городу на воде его неотразимый шарм. Обычно я не использую ластик или что-то другое, чем можно поправить рисунок. Кто рисует на пленэре, знает, насколько этот процесс зависит от погоды и света. Стараешься все сделать быстро, и где-то возникают шероховатости, что-то получается неидеально, но есть техники, которые компенсируют это точной передачей эмоций, состояния момента. И к таким, безусловно, относится акварель. Последние три года я использую в основном ее, считаю одной из самых сложных техник, возможности которой для меня далеко не исчерпаны. В какой-то момент захотелось уйти от «документального», детального изображения архитектуры и выдавать на бумаге скорее свои ощущения от того, что вижу. Эта склонность проявляла себя и раньше. Например, крыши пагоды и ворот в Киото, нарисованных простым карандашом, в действительности не так лихо «отлетают», но мне захотелось усилить черту, обозначенную в реальной архитектуре, и на листе это преувеличение ее одушевило. Акварель полностью отвечает моему восприятию мира. К примеру, в реальности может и не быть таких длинных косых теней, какие появляются в некоторых композициях, но именно эти тени придают изображению ту динамику и энергию городской среды, которые я чувствую.

– Архитекторы и художники изображают архитектуру по-разному?

– Можно рассуждать о том, что архитекторам ближе аналитический и археологический подход, а художникам – романтический и эмоциональный. Что архитекторы чаще строят формы линиями, штриховкой и любят монохром, а художники больше внимания уделяют цветовым пятнам и световоздушной среде. Но это не правило, что подтверждают и мои работы. Главное отличие состоит в том, что архитекторы даже в процессе спонтанного, свободного рисования с натуры, получают визуальную информацию, которая затем как-то преломляется в их профессиональной деятельности. В моей практике времен работы в SPEECH из «портретирования» готических соборов родился Дворец водных видов спорта в Казани с его стрельчатыми конструкциями, правда, из другого материала – дерева. Купола Сан-Марко повлияли на купольную форму центрального зала Российского павильона венецианской биеннале в 2012 году, когда мы показывали проекты иннограда Сколково. А принцип цветовой раскладки мрамора на стенах Санта Мария деи Мираколи лег в основу облицовки зданий «Невской Ратуши». Есть и много других примеров.
В залах выставки «Сергей Кузнецов. Личный контакт / Архитектурная графика». Фотография Юлии Тарабариной
В залах выставки «Сергей Кузнецов. Личный контакт / Архитектурная графика». Фотография Юлии Тарабариной
Вышний Волочек. В залах выставки «Сергей Кузнецов. Личный контакт / Архитектурная графика». Фотография Юлии Тарабариной

– А работе главного архитектора Москвы рисование помогает, приносит идеи, которые можно воплотить в градостроительном масштабе?

– Безусловно, помогает. Если бы я, скажем, не рисовал в Нью-Йорке парк Хай-Лайн, разбитый на путях закрытого легкого метро, я бы так не отстаивал участие его создателей Diller Scofidio + Renfro в проектировании и строительстве парка «Зарядье». Эта территория в Нью-Йорке – удивительная. Ты одновременно находишься в окружении «дикой» природы и города. Не лес и не городской парк, а нечто иное. Это действительно новаторская идея ландшафтного урбанизма, которая, надеюсь, будет в полной мере реализована и в самом центре Москвы. Когда я стал главным архитектором, время на поездки, естественно, сократилось, зато я начал больше рисовать Москву. Обнаружил множество мест для пленэров на центральных улицах и в переулках, на набережных и на ВДНХ, в промзонах и на стройплощадках объектов, которые возводятся и реконструируются при моем личном участии – это и парк «Зарядье», и стадион «Лужники». Через рисунок я глубже узнаю и понимаю наш город. Мне кажется, что при желании красоту, предмет, достойный изображения, можно найти в любом его районе. И, конечно, я продолжаю брать с собой карандаши, кисти и краски во все поездки. Из недавних особо плодотворным было путешествие в Бухару – привез много акварелей.
Акварели из Бухары. В залах выставки «Сергей Кузнецов. Личный контакт / Архитектурная графика». Фотография Юлии Тарабариной
Сергей Кузнецов. Бухара. 2017

– Какое Бухара произвела впечатление?

– Двойственное. Город не маленький, в центре великолепные памятники, в хорошем состоянии, но он почти пустой, туристов мало. Жара – а я был в мае – страшная, 38-40° С. Все ищут спасения в тени. И в том числе из-за температуры вся жизнь происходит во внутренних дворах. Если смотреть сверху, весь город нарезан на квадратики – одноэтажные дома выходят на улицы глухими стенами, нет никакого общественного фронта, идешь, как по лабиринту, и только узкие проходы ведут внутрь, на частную территорию. Интровертный город. Вся его архитектура обусловлена климатом. Взять, к примеру, порталы с нишами, богато украшенными керамикой. Ниши создают эффект воронки, попадая в которую воздух остужается перед тем, как проникает в помещение. Краски действительно такие, как на картинах Верещагина – бирюза, охра, резкие контрасты света и тени. Люди приветливые, радушные, многие ходят в национальной одежде, мужчины носят тюбетейки – очень толковый, защищающий от перегрева головной убор. Многие знают по три языка – таджикский, узбекский и русский, что свидетельствует о высоком потенциале. И при этом видно, что живут они в целом бедно, частный бизнес едва развит – на уровне торговли керамикой и тюбетейками, которые продаются без упаковки. Маркетинг отсутствует как таковой. Хотя и архитектура, и кухня, и та же керамика могли бы стать национальными брендами, мог бы интенсивнее развиваться туризм. Но жесткий контроль всего со стороны государства, с которым мы лично столкнулись в проявлении чрезмерного досмотра на границе, очевидно, ограничивает и свободу предпринимательства.

Выставка продлится до 10 сентября. 
Архитектор:
Сергей Кузнецов

21 Июля 2017

Похожие статьи
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Пресса: Мегаполис акварелью
Неповторимый стиль европейских и азиатских столиц и узнаваемые штрихи небольших улочек московского центра - все это собрано в экспозиции "Личный контакт. Архитектурная графика", которая открылась в "Мультимедиа Арт Музее" на Остоженке, 16. Автор 120 набросков, эскизов и акварелей - главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
Технологии и материалы
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Сейчас на главной
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.