20 июля в МАММ откроется выставка рисунков и акварелей архитектора Сергея Кузнецова – «путевые заметки» из 40 городов мира и эскизы к проектам.
Кураторы: Томас Шаллер, Екатерина Шалина. Дизайн экспозиции: Агния Стерлигова / planet 9
В доцифровую эпоху архитекторы были обязаны хорошо рисовать – у них не было другого выхода, не было компьютерных программ, создающих убедительные 3D-визуализации проектов. Мастерство оттачивали в путешествиях. Зодчие, от Пиранези до Ле Корбюзье, отправлялись в другие города и страны за вдохновением, изучали опыт предшественников, воспитывали глаз и тренировали руку, зарисовывая впечатлявшие их здания и виды. В России яркими представителями этой традиции были такие значимые архитекторы XX века, как Иван Жолтовский и Иван Фомин, Борис Иофан и Алексей Щусев. Традиция архитектурных пленэров живет и сегодня: Сергей Кузнецов – один из самых последовательных и увлеченных ее практиков.
В студенчестве он освоил инструменты компьютерной графики, мастерски делал рендеры. Получив этот опыт, понял, что «машина» не может заменить уникальное взаимодействие глаза, ума и руки, возникающее в процессе рисования с натуры, и вернулся к бумаге, карандашу, перу, туши и акварели. С 2006 года выезды на пленэр стали системной и неотъемлемой частью его жизни и профессионального саморазвития.
Варьируя техники и материалы, автор подчеркивает в объектах изображения разные черты их характера. Например, кистью и коричневой тушью выявляет мощную пластику архитектуры Гауди в Барселоне. Мягким карандашом закручивает ярусы деревянной пагоды в Киото, усиливая ее стремление ввысь.
«Портретирование» исторических зданий дает творческие импульсы для архитектурной практики. Так, конструкции ультрасовременного Дворца водных видов спорта в Казани, спроектированного в бюро SPEECH, «выросли» из стрельчатых арок Руанского собора. А детализация поверхностей офисного здания на Ленинском проспекте берет начало в фактурных венецианских фасадах.
Постепенно анализ пластики, пропорций и деталей сменился желанием прочувствовать и выразить, прежде всего, атмосферу, эмоциональное воздействие зданий и пространств. Все чаще выбираетcя акварель – за возможность создавать легкие, быстрые, преображенные личным переживанием «слепки» реальности. Этот путь от рисунка-наблюдения к рисунку-впечатлению отражен в разделах выставки.
В 120 работах представлена и обширная география художественных опытов. Точка постоянного притяжения – конечно, Италия, особенно Венеция. Но не только. Нью-Йорк, Мехико, Буэнос-Айрес, Токио, Гонконг, Стамбул, Тель-Авив, Барселона, Прага, Москва, Владивосток, Бухара… Бывая в разных городах мира, Сергей Кузнецов всегда старается найти время для рисунка. Так он изучает и вбирает в себя жизнь улиц, площадей, парков и набережных. Это для него и метод познания, и медитация, и лучший способ установить с любым городом и архитектурным объектом свой личный контакт.
К выставке планируется издание специального каталога. Наряду с рисунками и акварелями Сергея Кузнецова в него войдут рассказы известных деятелей культуры о городах мира. Дата презентации будет сообщена дополнительно.