Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

19.07.2017

Районные магниты: ревитализация кинотеатров в Москве

Елена Петухова
Мастерская:
AL_A

В конце мая на Арх Москве прошел круглый стол «Память места», посвященный стратегии реконструкции компанией ADG group 39 кинотеатров Москвы. Компании предстоит найти оптимальный баланс между ностальгией, бизнес-интересами и призывами экспертов признать ценность зданий.

Концепция реконструкции кинотеатра «Киргизия». © ADG group
Концепция реконструкции кинотеатра «Киргизия». © ADG group

Программа реновации десятков периферийных кинотеатров Москвы была запущена в конце 2014 года, когда правительство Москвы продало через аукцион сразу 39 зданий девелоперской компании ADG group. Эксперименты предыдущих арендаторов, в том числе ведущих российских прокатчиков, подтвердили, что окупиться в качестве кинотеатров эти здания не могут, поскольку требуется капитальная реконструкция для того, чтобы адаптировать их внутреннюю структуру к современным стандартам проката. Да и выручка от продажи билетов оказывалась не самой прибыльной статьей. Поэтому большая часть кинотеатров оказалась либо заброшенной, либо превратилась в «самопальные» торговые комплексы.

О первых шагах в ходе реализации этой программы – исследовании сохранившихся кинотеатров, проведенных конкурсах, мы уже писали. Учтя чужие ошибки, ADG group разработала уникальную программу создания районных центров, лишь 30% функционала которых должны быть связаны с кино. Социально-культурные, образовательные и развлекательные функции: коворкинг, спортивные секции, детский клуб, мастер-классы и, конечно, ритейл – от продуктового супермаркета до модного формата фуд-холла, должны будут вернуть этим зданиям былое значение центров притяжения местного сообщества, эпицентров локальной культурной и общественной жизни.​

Еще одним концептуальным ноу-хау ADG group стала идея кардинальной модернизации зданий. Там, где закон позволяет, а экономика подтверждает целесообразность радикальных мер, реконструкция будет проводится тотальным путем. Вместо типовых в прямом и переносном смысле слова символов 70-х – 80-х годов появятся комплексы, наделенные приметами современной интернациональной архитектуры, в основе которых лежит дизайн-код, разработанного командой под руководством Аманды Ливит. С использованием кода и каталога стандартных решений, таких как комбинирование на фасадах сплошного структурного остекления первого этажа с облицовкой объемными керамическими панелями верхнего объема, разрабатываются индивидуальные проекты для каждого будущего районного центра. Ни одно здание не будет тождественно другому полностью. В каждом проекте учитывается градостроительная специфика и окружающая застройка.

Использование единого дизайн-кода позволит девелоперу «убить двух зайцев» – снизить себестоимость каждого отдельного проекта и создать узнаваемый бренд, который станет визитной карточкой нового типа общественно-торгово-культурных центров в «спальных» районах Москвы, способных перетянуть клиентуру, уставшую кататься за «хлебом и зрелищами» за тридевять земель в Мегу.
Концепция реконструкции кинотеатра «Янтарь». © ADG group
Концепция реконструкции кинотеатра «Янтарь». © ADG group

Здравая бизнес-модель с достойным социальным подтекстом получила одобрение властей Москвы и начала реализовываться быстрыми темпами. Уже разработана проектная документация для всех 39 объектов, получено большинство согласований АГР (архитектурно-градостроительных решений) и положительных заключений МГЭ (Московская Государственная Экспертиза), а также несколько разрешений на производство строительно-монтажных работ. Весной 2017 года начались строительные работы по реконструкции объектов, входящих в первую очередь программы – кинотеатров «Ангара», «Будапешт», «София» и «Киргизия». На «низком старте» «Мечта» и «Орбита».

Компания ADG group разработала несколько стратегий работы с объектами с точки зрения работы с наследием: научная реставрация, приспособление, сохранение декоративных элементов. Первый вариант будет использован при возрождении кинотеатра «Родина» – объекта культурного наследия регионального значения, – планируется отреставрировать фасады и интерьер, в том числе воссоздать ограждения лестниц.

Те здания, конструктивные решения которых позволяют приспособить их к новым функциям, будут реконструироваться методом «приспособления» с сохранением объемов и основных конструкций. К этой категории относятся «Звездный», «Восход», «Саяны» и «Варшава». В отношении ветхих зданий, чьи планировки невозможно адаптировать к новым функциям, будут применяться методы «глубокой реконструкции»: с сохранением пятна застройки при возможном увеличении высоты здания.

В программе реконструкции кинотеатров активно участвуют российские архитекторы. Помимо собственного проектного подразделения компании ADG group к работе над отдельными проектами привлекаются сторонние компании. Так, например, ABD Architects принимали участие в разработке архитектурным бюро AL_A концепций шести проектов реконструкции «Ангара», «Мечта» , «Будапешт», «Орбита», «София», «Киргизия». Проектную документацию по реконструкции кинотеатра «Байконур» разработали «Сергей Киселев и партнеры». В работе над проектами кинотеатров «Первомайский», «Патриот» и «Аврора» задействована Группа компаний «Спектрум». А в проектах кинотеатров «Планета», «Эльбрус» и «Марс» – компания ООО «Бюро «Крупный план».
***


Стремление обсудить преимущества и недостатки выработанных стратегий, а также уточнить мнение архитектурного и историко-охранительного сообщества о реализуемой программе стало поводом для проведения круглого стола «Память места» на фестивале Арх Москва 2017. Архитектор ADG group Сергей Крючков пригласил ряд ведущих архитекторов и исследователей архитектуры для того, чтобы обсудить целый ряд вопросов. Заслуживают ли кинотеатры, построенные в конце 1960-х – середине 1980-х статуса памятников архитектуры или использование типовых и, нередко, заурядных проектов не дает им право на этот статус? Достаточно ли объективной причиной кардинальной реконструкции с изменением облика и объема является сложность приспособления существующих зданий к новым функциям? Что важнее: архитектурный облик или функция здания? Где искать средства для сохранения аутентичных зданий, как символов или музеев ушедшей эпохи? Корректно ли фрагментарное сохранение отдельных декоративных элементов или это лишь способ закамуфлировать фактическое уничтожение «памяти места»?

Как и следовало ожидать, мнения разделились. Исследователи и историки архитектуры ратовали за сохранение оригинальных зданий, архитекторы обсуждали различные способы их возрождения или воссоздания духа, но не буквы ушедшей навсегда функции. Взвешенных и аргументированных мнений, особенно в плане экономического целесообразности, не оказалось ни у кого. На этом фоне презентация, подготовленная историком архитектуры Мариной Хрусталевой – о том, какими способами выживали пустующие кинотеатры столицы кино, Лос-Анджелеса, стала настоящим открытием. Пути решения проблемы, с которой столкнулись российские архитекторы и эксперты, оказалось, уже давно найдены. Они логичны, прагматичны и основаны на законодательной базе и практике активного участия городских сообществ и общественных институтов в управлении городом. И поскольку нам еще только предстоит пройти этот путь, мы попросили Марину Хрусталеву подготовить подробный рассказ о том, какими способами выживали «храмы десятой музы» в Калифорнии.

Продолжение: Марина Хрусталева. Ревитализация кинотеатров Лос-Анджелеса