Петербург: два градсовета, четыре проекта

Седьмого декабря обсуждали памятник на бульваре у Пулковского шоссе и два проекта Никиты Явейна: район десятиэтажных кварталов на Октябрьской набережной и жилой дом на улице Типанова. Четырнадцатого декабря градсовет рассмотрел ЖК Евгения Подгорнова.

mainImg
На повестку было вынесено сразу три вопроса, что в последнее время грозит превратиться в норму (забегая вперёд, скажу, что заседание продлилось около четырёх часов).

Проект установки памятника «Единый крест»
Петроградпроект

Первым обсуждался эскизный проект памятника «Единый крест» группы армянских авторов, который должен стать подарком Еревана Санкт-Петербургу. Заказчик проекта – «Центр делового сотрудничества Еревана и Санкт-Петербурга». Проектировщик – ООО «Петроградпроект». Идея памятника – союз двух братских народов, основанный на единстве веры. Монумент представляет собой две аллегорические фигуры России и Армении, склонившие головы над крестом.
Никита Явейн презентует проект жилого дома на улице Типанова. Градсовет, Санкт-Петербург, 07.12.2016. Фотография © Ирина Бембель
Проект памятника «Единый крест». Заказчик: «Центр делового сотрудничества Еревана и Санкт-Петербурга». Проектировщик: ООО «Петроградпроект». Градсовет, Санкт-Петербург, 07.12.2016

При всей важности и привлекательности самой идеи, практически все выступавшие сошлись в мнении, что характер монумента не вполне отвечает выбранному месту – открытому бульвару с низкой растительностью на Пулковском шоссе, дом 3. Ясно, что такой ландшафт выдвигает особо жёсткие требования к силуэту памятника, который в данном случае вызывает вопросы. Приникшие друг к другу удлинённые фигуры образуют предельно обобщённый и не слишком выразительный вертикальный абрис, наподобие обелиска. Скульптура повёрнута на север, к площади Победы, и будет восприниматься, в основном, в контражуре, а значит, будут плохо читаться лица фигур – наиболее выразительная часть композиции. (Лично мне они кажутся наибольшей авторской удачей).
zooming
Памятник «Единый крест» в Москве. Градсовет, Санкт-Петербург, 07.12.2016
Проект памятника «Единый крест». Заказчик: «Центр делового сотрудничества Еревана и Санкт-Петербурга». Проектировщик: ООО «Петроградпроект». Вид с Площади Победы. Градсовет, Санкт-Петербург, 07.12.2016
Проект памятника «Единый крест». Заказчик: «Центр делового сотрудничества Еревана и Санкт-Петербурга». Проектировщик: ООО «Петроградпроект». Вид с Площади Победы. Градсовет, Санкт-Петербург, 07.12.2016

Ситуацию усугубляло намерение авторов выполнить монумент в бронзе, тогда как подобные композиции, уже установленные в Ереване и в Москве, изготовлены из белого гранита. С одной стороны, этот материал визуально облегчил бы силуэт, а с другой – камень вообще более характерен для Армении, как верно заметил Евгений Герасимов.
zooming
Проект памятника «Единый крест». Заказчик: «Центр делового сотрудничества Еревана и Санкт-Петербурга». Проектировщик: ООО «Петроградпроект». Градсовет, Санкт-Петербург, 07.12.2016
zooming
Проект памятника «Единый крест». Заказчик: «Центр делового сотрудничества Еревана и Санкт-Петербурга». Проектировщик: ООО «Петроградпроект». Градсовет, Санкт-Петербург, 07.12.2016

Некоторые члены градсовета рекомендовали развернуть монумент лицом на юго-восток, к парку Героев, в котором находятся три храма. В ходе обсуждения также высказывались идеи об альтернативных местах установки монумента. Например, Юрий Земцов предложил разместить его перед Армянской церковью на Невском проспекте, хотя это войдёт противоречие с городским законодательством. Предлагались и другие варианты. Однако главный архитектор Владимир Григорьев сообщил, что поиск места ведётся уже два года, в течение которых было рассмотрено восемь (!) адресов в разных районах города, давая понять, что с этим вопросом пора заканчивать. В итоге проект был отправлен на доработку, с последующим рассмотрением членами градсовета в кабинете у главного архитектора.
Проект памятника «Единый крест». Заказчик: «Центр делового сотрудничества Еревана и Санкт-Петербурга». Проектировщик: ООО «Петроградпроект». Градсовет, Санкт-Петербург, 07.12.2016
Проект памятника «Единый крест». Заказчик: «Центр делового сотрудничества Еревана и Санкт-Петербурга». Проектировщик: ООО «Петроградпроект». Генеральный план. Градсовет, Санкт-Петербург, 07.12.2016
Проект памятника «Единый крест». Заказчик: «Центр делового сотрудничества Еревана и Санкт-Петербурга». Проектировщик: ООО «Петроградпроект». Ситуационный план. Градсовет, Санкт-Петербург, 07.12.2016
Памятник «Единый крест» в Ереване. Градсовет, Санкт-Петербург, 07.12.2016
***

Концепция развития территории вблизи Октябрьской набережной
Студия 44, Никита Явейн

Вторым и третьим пунктами программы было согласование проектов «Студии 44». Сначала Никита Явейн презентовал концепцию развития территории вблизи Октябрьской набережной, которая представляет собой доработанный конкурсный проект 2013 года. Заказчиком выступило ООО «Невское наследие».

Проект воплощает представления авторов об идеальном городе – это огромный квартал на 12 000 человек, сформированный на базе классической ортогональной сетки с планировочным модулем 96х96 метров и основной высотой застройки 30 метров. Ядро территории – озеленённая площадь 90х90 метров, которая является главной общественной зоной комплекса. Территория включает памятники промышленной архитектуры: краснокирпичные постройки бумажной фабрики Варгуниных и фабрики Товарищества шерстяных изделий «Торнтон», которые приспосабливаются под жильё и объекты инфраструктуры.
Концепция развития территории вблизи Октябрьской набережной. Заказчик: ООО «Невское наследие». Проектировщик: Студия 44. Градсовет, Санкт-Петербург, 07.12.2016

Как сказал рецензент Сергей Бобылёв, архитекторы, ограничив основную этажность, хотят скомпенсировать потери высотой акцентных зданий, достигающих 50-65 метров. Один из этих акцентов – 65-метровая стеклянная башня, по мнению Маргариты Штиглиц, неудачно оттенила высокую заводскую трубу, исказив характерный силуэт невской панорамы. Но в целом, превышение высотных норм не вызвало особых нареканий у коллег, тем более что совсем недалеко по проекту мастерской «Б-2» будет построен небоскрёб высотой 120 метров.

Гораздо большую озабоченность выразил главный архитектор по поводу межевания территории. «Если размежуем как на схеме – сказал Владимир Григорьев, – изображённые пешеходные бульвары не будут легитимными». Их могут попросту поглотить заборы, которые становятся обязательными элементами новостроек. На это Никита Игоревич возразил, что при существующей квартальной застройке с полностью изолированными дворами заборы просто не понадобятся. Однако и сама конфигурация зданий теоретически может быть изменена после разбивки территории на участки и составления градпланов.

Дружное неодобрение у членов градсовета вызвал протяжённый северный корпус-«кочерга» по соседству с фабричными постройками. Но в целом отзывы были доброжелательными и проект согласовали.
Концепция развития территории вблизи Октябрьской набережной. Заказчик: ООО «Невское наследие». Проектировщик: Студия 44. Градсовет, Санкт-Петербург, 07.12.2016
***

Жилой дом на улице Типанова
Студия 44, Никита Явейн

Под занавес утомлённым экспертам была предложена концепция многоквартирного жилого дома на улице Типанова, участок 1. Заказчик проекта – ООО «Бизнес Сити».
Жилой дом на улице Типанова. Заказчик: ООО «Бизнес Сити». Проектировщик: Студия 44. Градсовет, Санкт-Петербург, 07.12.2016

Складывающуюся здесь высотную застройку Явейн охарактеризовал кратко: кто в лес, кто по дрова. Стихийному многообразию форм авторы противопоставили строгую симметричную композицию из двух высотных зданий-арок в виде буквы «П» и расположенного за ними огромного каре. По словам Никиты Явейна, источником вдохновения для него послужило творчество петербургских архитекторов, уехавших в Москву и попавших в иной масштаб. Главным образом – «пролетарская классика» Ивана Фомина, а также бумажные эскизы братьев Весниных. Таким образом, новый ансамбль Никиты Явейна – это «тоже Петербург, но в другом масштабе», заданном шириной магистралей и габаритами новой застройки.

Впрочем, в прямолинейной экспрессии лаконичных объёмов читаются и другие авангардные прототипы: в частности, поперечная перекладина – выразительный, хотя и несколько навязчивый приём «Студии 44», отсылает к горизонтальным небоскрёбам Лисицкого.

И всё же общий пафос симметричной композиции с протяжённой колоннадой и парадной лестницей, обрамлённой каскадами фонтанов, безусловно, классический, «сталинский». А заданная ею ось оказывается настолько мощной, что требует градостроительного обоснования. «Из пушки по воробьям», – так охарактеризовал работу коллеги Владимир Попов. – «Ничем не оправданный замах на Елисейские Поля»: простреливая между двумя «арками Дефанса», перпендикулярная улице Типанова ось уходит в никуда. Единственное препятствие на её пути – зелёный дуб в центре двора: но чтобы оправдать свою композиционную роль, этот дуб должен быть священным древом. Понимая это, Никита Явейн уточнил, что решение композиционного центра ещё не окончательное. Но что, в сущности, может оправдать подобный мощный приём? Храм? Дворец профсоюзов?
Жилой дом на улице Типанова. Заказчик: ООО «Бизнес Сити». Проектировщик: Студия 44. Градсовет, Санкт-Петербург, 07.12.2016

Частный случай в очередной раз обнажил общую проблему городского пространственного каркаса, основу которого традиционно составляли не улицы и оси как таковые, а осмысленные доминанты, к которым эти оси ведут. Так или иначе, и этот проект «Студии 44» был согласован.
***

ЖК на Московском проспекте, 114 литера Б
Интерколумниум, Евгений Подгорнов; Специальное Проектно-конструкторское бюро
ЖК на Московском проспекте, 114 литера Б. Заказчик: ООО «Меркатор». Авторы: Интерколумниум, Евгений Подгорнов; Специальное Проектно-конструкторское бюро

Спустя неделю, 14 декабря, градсовет рассматривал архитектурно-градостроительный облик жилого комплекса на Московском проспекте, д. 114, литера Б. Заказчиком выступило ООО «Меркатор», проектировщиком – ООО «ИНТЕРКОЛУМНИУМ» и ООО «Специальное Проектно-конструкторское бюро».

Заседание стало продолжением закрытого совещания членов градсовета, состоявшегося в начале декабря. Вынесенный тогда на обсуждение проект огромного ЖК, вторгающегося в сложившийся облик площади Московских ворот, показал необходимость критически осмыслить общую ситуацию вокруг ответственного градостроительного узла. Поэтому к открытому обсуждению серьёзно готовились как проектировщики, так и их коллеги из зала.

Представленный Евгением Подгорновым комплекс должен возникнуть на месте бывшей промзоны, вырастая за «спиной» двух исторических советских зданий, непосредственно обрамляющих площадь. Первое из них – памятник архитектуры: Заставная пожарная часть, построенная по проекту архитектора Давида Бурышкина в 1925 году, второе – выявленный объект культурного наследия – бывшая фабрика-кухня Евгения Катонина, сооружённая в 1933. Высота обоих зданий небольшая, два и три этажа соответственно.
ЖК на Московском проспекте, 114 литера Б. Заказчик: ООО «Меркатор». Авторы: Интерколумниум, Евгений Подгорнов; Специальное Проектно-конструкторское бюро

Докладчик подробно изложил историю места, демонстрируя архивные материалы, запечатлевшие основные этапы становления площади. Архитектурное окружение триумфальных Московских ворот, построенных по проекту Василия Стасова в тридцатые годы XIX века в честь победного окончания русско-турецкой войны, складывалось достаточно стихийно. Некоторый шанс превратиться в ансамбль площадь имела после Великой Отечественной войны, когда разобранные в 1930-е годы ворота решено было восстановить, однако красивым картинкам не дано было воплотиться в жизнь. В постперестроечное время площадь стала обрастать отдельными высотными сооружениями, развивающими дисбаланс вокруг ампирного памятника.

Новый квартал выйдет на площадь протяжённой «кулисой» 35-метровой высоты. Всего ЖК имеет пять корпусов; общая высотность комплекса варьируется в диапазоне от восемнадцати до сорока метров: пять-одиннадцать этажей. Площадь участка – почти двадцать восемь тысяч квадратных метров.
zooming
ЖК на Московском проспекте, 114 литера Б. Заказчик: ООО «Меркатор». Авторы: Интерколумниум, Евгений Подгорнов; Специальное Проектно-конструкторское бюро. Фасад по Московскому проспекту
ЖК на Московском проспекте, 114 литера Б. Заказчик: ООО «Меркатор». Авторы: Интерколумниум, Евгений Подгорнов; Специальное Проектно-конструкторское бюро. Вид от пожарного депо

Учитывая общий характер Московского проспекта, авторы предложили оформить этот фасад в сдержанной «сталинской» стилистике, с классическим трёхчастным членением по горизонтали и лёгкой раскреповкой стены. Ответственная зона карнизного увенчания была дана в двух вариациях: историзирующей и более современной. Остальные фасады выглядят более скромно.

Как и предполагалось, обсуждение проекта стало поводом для анализа общей градостроительной «беды». Некоторые ораторы, в том числе Сергей Шмаков, высказались в том смысле, что поскольку общего ансамбля площади всё равно нет, новой постройке и нарушать особенно нечего. Не менее пессимистичной была реплика Александра Викторова: «В рамках нынешней законодательной базы говорить об ансамбле бесполезно!». По его словам, любые предложения по эскизной застройке территорий встречают сегодня «бешеное сопротивление».

Другие, как к примеру Михаил Кондиайн, напротив, призывали делать всё, чтобы не усугублять ситуацию и в любом преобразовании «предвидеть ансамбль». Некоторую предпосылку для него создают упомянутое здание фабрики-кухни Катонина и симметричный ему павильон метро 1961 года. По словам Юрия Митюрёва, теоретически за этим павильоном можно было бы воздвигнуть аналогичную предлагаемой Евгением Подгорновым «кулису», поскольку находящиеся на этом месте здания не имеют охранного статуса.

В контексте общих проблем рассматривались и собственные, внутренние качества нового проекта. Как отметил Владимир Григорьев, создаваемый комплекс задаёт тон всей будущей застройке, возникающей на месте обширных промзон вокруг Московского проспекта. В этом смысле предложенная авторами среда вызвала у главного архитектора «глубочайшую тоску». Главным объектом его критики стала теснота дворовых зон, искусно завуалированная на визуализациях, непродуманность пешеходных связей и торцевое решение южного фронта комплекса. «Земля – это не то, что мы получили в наследство от отцов, а то, что взяли в долг у наших детей», – напомнил он известную мудрость, призвав архитекторов более ответственно подходить к созданию «зародыша будущего квартала».

Некоторые ораторы призывали уменьшить высоту комплекса; часть выступавших критиковала стилистику, напоминая, что «сталинские» фасады не предназначены быть фоном. По ощущению, концепция должна быть согласована с учётом замечаний.

На мой взгляд, обобщённая отсылка к сложившемуся стилю Московского проспекта здесь вполне уместна, главное не делать её излишне активной. Верной представляется и установка на общую симметрию как шанс ответить на мощнейший ансамблевый «вызов» ампирного памятника. Что касается собственно жилых, средовых качеств – здесь авторам ещё есть над чем работать. Проект чувствительно задел «больную мозоль» общих градостроительных проблем. Хотелось бы, чтобы профессиональная полемика хоть на дюйм приблизила необходимое усовершенствование законодательной базы.
***

15 Декабря 2016

Похожие статьи
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Город палимпсест
Довольно интересно рассматривать известные проекты в процессе их жизни. «Городу набережных» Максима Атаянца сейчас – 15 лет от замысла и 9 лет от завершения строительства. Заехали посмотреть: к качеству много вопросов, но, что интересно – архитектурные решения по-прежнему неплохо «держат» комплекс. Смотрите картинки.
Орел шестого легиона
С сегодняшнего дня в ГМИИ открыта выставка, посвященная Риму. В основном это коллекция гравюр и античной пластики Максима Атаянца – очень большая, внушительная коллекция, дополненная, как хороший букет, вещами из музейного хранения. Как она скомпонована и зачем туда идти – в нашем материале.
Кампус за день
Кто-то в теремочке живет? Рассказываем о том, чем занимались участники хакатона Института Генплана на стенде МКА на Арх Москве. Кто выиграл приз и почему, и что можно сделать с территорией маленького вуза на краю Москвы.
Зубцами к Неве
Градсовет Петербурга рассмотрел проект жилого комплекса на Матисовом острове, предложенный бюро Intercolumnium. Эксперты отметили ряд проблем, которые касаются композиции, фасадов и сценария жизни в окружении промышленных предприятий.
НИИФИЛ <аретова>
Борис Бернаскони в ММОМА показывает, как устаревшее слово НИИ делает куратора по-настоящему главным на выставке, как подчинить живопись архитектуре и еще рассказывает, что творчество – это только придумывание нового. Разбираемся в масштабе новаций.
Константинов: путь к архитектуре
До 26 мая включительно не поздно успеть на распределенную по двум площадкам выставку Александра Константинова, доктора математики и художника-концептуалиста, автора объектов, причем очень крупных, городского и ландшафтного масштаба. Выставка – в Западном крыле ГТГ, два восстановленных объекта – в ГЭС-2. Автор экспозиции в ГТГ – Евгений Асс.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.