Архсовет Москвы-42

Архсовет одобрил концепцию МФК на Краснопресненской набережной, но рекомендовал доработать проект гостиничного комплекса на Бакунинской улице.

mainImg
Многофункциональный комплекс в составе «Москва-Сити»
Многофункциональный комплекс в составе «Москва-Сити»
© Цимайло, Ляшенко и Партнеры

Новое здание планируется построить на первой линии застройки Краснопресненской набережной как завершающий компонент комплекса «Империя Тауэр» и всего ММДЦ «Москва-Сити». Это место ответственное, с долгой историей: над проектом успели поработать разные бюро, концепция несколько раз менялась. В апреле 2013 при поддержке МКА был проведен закрытый конкурс, победителем которого стало бюро UNK-project. Свою версию нового МФК разработали тогда и Александр Цимайло с Николаем Ляшенко. Однако призового места они не заняли, да и концепция очень сильно отличалась от представленной этими архитекторами сейчас.
Многофункциональный комплекс в составе «Москва-Сити»
© Цимайло, Ляшенко и Партнеры

Вторая очередь комплекса «Империя Тауэр» предполагает строительство здания со стандартным для этого места набором функций – апартаменты, гостиничные номера, офисы и ритейл. Все это «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» предложили разместить в двух корпусах. Один, трапециевидный, с большим внутренним двором, развернут к набережной, другой, в виде пластины, примыкает к высотной башне «Империя Тауэр». Оба корпуса поставлены на стилобат, занятый магазинами и кафе. Александр Цимайло объяснил, что трапециевидная форма связана с желанием обеспечить панорамные виды Москвы-реки жильцам апартаментов (именно эта функция занимает внешний периметр 18-этажного здания). Гостиничные же номера обращены окнами во внутренний двор с озеленением и фонтаном.
Многофункциональный комплекс в составе «Москва-Сити»
© Цимайло, Ляшенко и Партнеры

Для отделки фасада предлагается использовать два основных материала – темное стекло и декоративные латунные элементы. Большую часть стен главного корпуса, обращенного к набережной, занимает структурное остекление. Темное и гладкое полотно прерывают золотистые «прорези» из латуни. На главном фасаде на нижних этажах они сделаны небольшими, но постепенно вытягиваются, работая на городской масштаб и восприятие с дальних точек. Похожий прием повторен и на боковых фасадах, однако там «прорези» вытягиваются уже не по вертикали, а по горизонтали.
Многофункциональный комплекс в составе «Москва-Сити»
© Цимайло, Ляшенко и Партнеры

Помимо архитектурного решения комплекса, авторы предложили создать новую пешеходную и общественную зону. От стилобата они протянули широкий мост, повисающий над проезжей набережной и соединяющий комплекс с рекой.
Многофункциональный комплекс в составе «Москва-Сити»
© Цимайло, Ляшенко и Партнеры
Многофункциональный комплекс в составе «Москва-Сити»
© Цимайло, Ляшенко и Партнеры
Многофункциональный комплекс в составе «Москва-Сити»
© Цимайло, Ляшенко и Партнеры

Евгения Муринец, выслушав доклад авторов, пояснила, что на сегодняшний день совету предлагается оценить предварительную концепцию, которая после заседания может быть дополнена и переработана. О получении АГР речи пока не идет. Также она обратила внимание на то, что предложение с организацией новой пешеходной зоны над набережной противоречит ГПЗУ и требует дополнительного согласования.

Сергей Кузнецов пояснил, что идея устройства такого моста давно витает в воздухе. Новое общественное пространство, по его словам, имеет большое значение для города, поэтому совет готов активно поддержать такое решение в случае пересмотра ГПЗУ. Единственное, на что он обратил внимание авторов – это недостаточно четкое решение моста. «Сейчас платформа выглядит как гигантский балкон для жителей апартаментов, – прокомментировал Кузнецов. – Надо придумать более артикулированное решение, чтобы и с дальних точек это пространство выглядело как общедоступное». Николай Шумаков предложил проектировщикам пойти еще дальше и завести мост непосредственно в реку, однако, такой вариант большинству присутствующих показался нереалистичным.

В основном же представленная концепция не вызвала вопросов. Только Александр Кудрявцев посетовал, что новый объем наполовину закроет эллипс на стоящей за ним башне. Кроме того, Кудрявцева смутил наклон проектируемого здания в сторону набережной, тогда как исторически «все здания Сити стремились к центру». Владимир Плоткин вступился за проектировщиков, объяснив, что вторая очередь комплекса задумывалась изначально, и авторы башни должны были отдавать себе в этом отчет. Александр Цимайло уточнил, что между башней и новым МФК предполагается расстояние около 25 метров. Это обеспечит хороший обзор башни с близких точек. Сохранить же вид издали едва ли удастся при любой геометрии проектируемого здания.

В результате представленную концепцию решено было поддержать, предоставив авторам возможность самостоятельно поискать идеи по устройству общественного пространства и сохранению целостности восприятия комплекса.
Многофункциональный комплекс в составе «Москва-Сити»
© Цимайло, Ляшенко и Партнеры
Реконструкция здания под гостиницу на Бакунинской улице
Реконструкция здания под гостиничный комплекс на Бакунинской улице. Проектная организация: «Архитектурное бюро АИ», заказчик: «Бакунинская»

Участок проектирования располагается в центре Москвы, в 200 метрах от станции метро «Бауманская» в окружении рядовой жилой застройки. В настоящее время участок занимает Т-образное в плане здание бывшей АТС, построенное в 1928 году. Невысокая конструктивистская постройка давно не используется по назначению и, по словам авторов проекта из «Архитектурного бюро АИ», находится в плачевном состоянии. У нее нет никакого охранного статуса, поэтому она, в соответствии с выданным ГПЗУ, может быть разобрана. Сохранить рекомендуется лишь уличный фасад.
Реконструкция здания под гостиничный комплекс на Бакунинской улице. Проектная организация: «Архитектурное бюро АИ», заказчик: «Бакунинская»

Проектировщикам такой подход к историческому объекту показался неправильным. Они убедили заказчика сохранить и восстановить по архивным фотографиям весь объем, выходящий на Бакунинскую улицу. Сейчас он целиком серый, но, согласно архивам, изначально был двухцветным с вертикальными красно-кирпичными включениями. Помимо цветовой гаммы, зданию предлагается вернуть все утраченные детали, включая переплеты окон. Использовать конструктивистское здание планируется как просторный гостиничный вестибюль с двусветным атриумом и скульптурной лестницей в духе русского авангарда.
zooming
Реконструкция здания под гостиничный комплекс на Бакунинской улице. Существующее здание. Проектная организация: «Архитектурное бюро АИ», заказчик: «Бакунинская»

Вытянутое дворовое крыло АТС, тем не менее, целиком определено под снос. На его месте авторы спроектировали трехзвездочную гостиницу, перерастающую в парящую над существующим зданием пятиэтажную надстройку. В ней размещаются апартаменты длительного проживания. Эффект парения удается создать за счет визуального разрыва между зданием и консолью надстройки. В «разрыве» создана округлая остекленная галерея с зимним садом. Архитектурный образ надстройки намеренно сдержан и минималистичен. Для ее отделки используется крашенное стекло и панели из фибробетона. Авторы объясняют, что не хотели спорить с архитектурой бывшей АТС и постарались подчеркнуть современный характер нового надстраиваемого объема.
Реконструкция здания под гостиничный комплекс на Бакунинской улице. Проектная организация: «Архитектурное бюро АИ», заказчик: «Бакунинская»

Кроме реконструкции и нового строительства, которое увеличит площадь постройки до 17 тысяч м², запланировано благоустройство и озеленение прилегающей территории. Концепцию благоустройства российские архитекторы выполняли в соавторстве с английскими коллегами.
zooming
Реконструкция здания под гостиничный комплекс на Бакунинской улице. Второй вариант. Проектная организация: «Архитектурное бюро АИ», заказчик: «Бакунинская»
Реконструкция здания под гостиничный комплекс на Бакунинской улице. Согласованный вариант проекта, 2016. В сопоставлении прочитывается различие проектного и реализованного решения
Проектная организация: «Архитектурное бюро АИ», заказчик: «Бакунинская»
zooming
Реконструкция здания под гостиничный комплекс на Бакунинской улице. План первого этажа. Проектная организация: «Архитектурное бюро АИ», заказчик: «Бакунинская»
zooming
Реконструкция здания под гостиничный комплекс на Бакунинской улице. План второго этажа. Проектная организация: «Архитектурное бюро АИ», заказчик: «Бакунинская»

Представленный проект вызвал массу вопросов и споров. Члены совета категорически не согласились со сносом части конструктивистского здания. По их мнению, доводы в пользу сноса выглядят неубедительно. Здание вполне пригодно для нового использования, а его состояние никак нельзя назвать аварийным. Зачем сносить существующий объем и строить на его месте новый? Сергей Чобан назвал такой подход «полумерами». Авторы попытались оправдаться: промышленную постройку сложно приспособить под трехзвездочную гостиницу. Чобан с этим не согласился: внутри можно с легкостью разместить апартаменты в стиле лофт, подумать над развитием торговой функции – говорить о том, что эти помещения не пригодны для использования, нельзя.

Категоричную позицию Сергея Чобана попытался оспорить Александр Кудрявцев. Ему подход авторов, пытающихся сохранить здание, не являющееся памятником, показался остроумным и интересным. Конечно, есть определенные риски в процессе реализации столь смелой идеи, отметил Кудрявцев. Во-первых, есть опасность, что исторический фасад все-таки снесут и сделают имитацию. Во-вторых, существует большой соблазн заполнить разрыв между историческим зданием и надстройкой, ведь там пропадает около тысячи квадратных метров. Надстройку, по мнению Кудрявцева, следует сделать более незаметной, отойти вглубь участка от линии фронта улицы. Кроме того, было бы правильно привлечь профессиональных реставраторов, чтобы максимально точно воспроизвести исторический фасад, повторив не только утраченные детали, но и надписи в оригинальном графическом исполнении.

С осторожностью проект поддержал и Владимир Плоткин. По его словам, перед авторами стояла крайне сложная задача, и они предложили очень неоднозначное решение. При этом, как показалось Плоткину, в проекте удалось сохранить «конструктивистский дух». Поэтому реализация такого замысла вполне возможна, но только при условии сохранения и реставрации дворовой части АТС. Из представленных совету вариантов архитектурного решения надстройки Плоткин выбрал более сдержанный, с большими площадями остекления. Как он объяснил, в данном случае мягкость работает лучше, чем контраст. Согласился с коллегой и Николай Шумаков, отметивший, что проектировщики действуют в рамках закона, по которому здание можно снести. Они же пытаются его хоть отчасти сохранить и это непременно надо приветствовать, уверен он. Единственная его рекомендация – попробовать воспроизвести пропорции сносимой части в новом, возводимом на его месте объеме.

Резкое несогласие с представленным проектом высказал только Сергей Чобан. «Я принципиально против такого подхода и хочу, чтобы мое мнение было учтено и услышано, – заявил архитектор. – Сегодня мы называем конструктивизмом всю архитектуру, которая возникла в Москве в 1920-е гг. Но были разные течения, среди которых выделялись постройки, пришедшие из петербургской школы. В данном случае очевидно сочетание новых материалов с традиционной монументальной неоклассической структурой и композицией, что характерно именно для петербургской школы. Для такого здания абсолютно противопоказано давление, если не сказать изнасилование, нависающим объемом. Явный монументализм изначальной композиции таким образом подавляется. Повернутая и очень крупная надстройка выглядит как постмодернистская насмешка. В данном случае это абсолютно неуместно,» – уверен Чобан.

Второй, также совершенно неприемлемый момент, отмеченный Сергеем Чобаном – снос идущей вглубь участка части существующего дома. Т-образная композиция в этом случае уничтожается, что недопустимо. Авторам архитектор порекомендовал подумать над другими решениями. Скажем, дворовый объем АТС оставляет свободной примерно одну треть участка. Нет никаких препятствий, чтобы на свободной площадке построить новое высокое здание, возможно, с выступающей консолью при недостатке площадей. Таким образом получится сохранить существующее здание в неизменном виде. В противном случае возникает риск получить очередную и всем известную «Академию Познера», заключил Чобан.

Сергей Кузнецов, учитывая горячие дебаты, вызванные представленным проектом, предложил пока не выносить окончательного решения по проекту на Бакунинской, чтобы не давать ни положительного, ни отрицательного заключения. Главный архитектор попросил авторов в рабочем порядке представить дополнительные архивные и исторические материалы, а главное – изучить все возможности для сохранения конструктивистского здания целиком. По его убеждению, пока нет никаких очевидных причин для сноса, а значит, должны быть использованы все возможности, чтобы сохранить ценное для Москвы здание.

11 Августа 2016

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Между действительным и виртуальным
Интерьер бутика Nude Story на Кузнецком Мосту, реализованный по проекту Романа Гуляева и Марии Цахариас, может показаться очень уж модным: очищенный кирпич, обилие медиа-экранов. Но он освежает и даже завораживает парадоксами, начиная от обилия медиа-экранов в историческом интерьере и заканчивая «фрагментами» каннелированных колонн травянистого цвета.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Вент-фасад: беда или мелочь?
Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Скульптуры вместо карет
По проекту Главного управления культурного наследия Московской области в Серпуховском историко-художественном музее к новой функции приспособили каретный сарай. Теперь он действует как открытое фондохранилище и более доступен маломобильным посетителям.
Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.