Хороший урожай

Уже шестой по счету международный фестиваль новой городской культуры «Арт-овраг» в Выксе внешне проявился скромнее, чем в прежние годы. Принципиально новым стал проект «Арт-дворы» – по подходам, организации проектирования и реализации проектов.

Автор текста:
Марина Игнатушко

mainImg
В этом году к фестивальным достопримечательностям Выксы прибавилась отличная картина на торце девятиэтажки стрит-артиста из Екатеринбурга Славы ПТРК – «Хороший урожай» (были и другие, но эта – вне конкуренции). Единороги, лежаки (как на Крымской набережной в Москве), ладья-скамейка у пруда и многое другое, созданное к прошедшим «Арт-оврагам» – на своих местах, а вот теперь Выкса приглашает внимательнее присмотреться и ко дворам…
Двор в микрорайоне Центральный. Фото Марины Игнатушко
Вид на павильон в микрорайоне Центральный. Иллюстрация предоставлена участниками проекта «Арт-дворы»
Последние три года куратор фестиваля – Олег Шапиро (бюро Wowhaus). Благодаря ему в программе «Арт-оврага» появились архитектурные воркшопы, презентации малых форм и общественных зон. И если несколько лет назад архитекторы приезжали, чтобы удивить горожан рассказами о себе, а потом – вдохновлять своими объектами для Выксы, на этот раз дело дошло до совместной работы – соучаствующего проектирования. Фестиваль, как известно, меняет кураторов, однако в этом году организаторам удалось–таки дать жителям «не рыбу, а удочки»: вовлечь в долгоиграющую затею, эксперимент, в общем-то, с открытым результатом.
План павильона в микрорайоне Центральный. Иллюстрация предоставлена участниками проекта «Арт-дворы»
Проект «Арт-дворы» реализуется ни первый год. По конкурсу определяли площадки, затем туда приходили профессионалы и делали красиво. По мере износа красоты жители стали просить организатора фестиваля – фонд «ОМК-Участие» – подлатать, прибить, подкрасить… В этом году методика создания дворов изменилась.
Разрез павильона в микрорайоне Центральный. Иллюстрация предоставлена участниками проекта «Арт-дворы»
Куратором «Арт-дворов» был приглашен архитектор, преподаватель МАРХИ Артём Черников. Он собрал команду по принципу артели, когда разные компетенции дополнены круговой порукой – общей ответственностью (неудивительно, что все участники рассказывают про одни и те же факты). Над выксунскими дворами работали мастерская «Парк», команда «Селигер» и «Проектная группа 8». По словам Черникова, дворы – актуальная, благодатная тема, позволяющая архитекторам апробировать необычный подход к работе, получить медийную известность и, как следствие, доверие заказчиков. «Это выгодно всем, – говорит Артём. – В первую очередь нам, архитекторам – как рабочей силе и профессионалам».
Мебель для павильона принесли жители: сами чистили и красили. Иллюстрация предоставлена участниками проекта «Арт-дворы»
Самыми активными участниками «Арт-дворов» стали жители города. Проект запустили в декабре прошлого года: горожане подали на конкурс десять заявок. Проектировщики прошлись по десяти адресам, чтобы оценить дворы по формальным критериям (чистота, освещение, детские площадки, парковки) и понять, насколько активны и готовы к нестандартным решениям сами жители (они должны были украсить придомовые территории к Новому году). Победил двор в микрорайоне Центральный (двухчастный, многоэтажная кирпичная застройка, есть ТСЖ) и двор по улице Корнилова (двухэтажная кирпичная застройка, с деревянными сараями, с наркодиспансером напротив). Куратор «Арт-дворов» поставил задачу – показать, что важно работать как с типично городской, так и с поселковой по своему характеру, средой. В результате, в Центральном создали соседский центр, дали описание схемы поэтапного развития территории на несколько лет вперед, на Корнилова – расширили влияние трезвых людей, ограничили – тех, кто не имеет отношение к жизни двора.
Данные с вокршопа. Иллюстрация предоставлена участниками проекта «Арт-дворы»
Соседский центр (архитектурное бюро «Парк») построили на крыше над подвалами, устроенными жителями несколько лет назад. Место со сравнительно небольшим возвышением получило в народе название «Черный кортик» – здесь мальчишки тягаются так, чтобы, в конце концов, скинуть противника с наклонной крыши. Небезопасная игра: стены подвала подходят к дороге, по которой нередко автомобилисты срезают пробки. При этом здесь же пролегают самые популярные детские маршруты… Крыша стала «агорой» – комьюнити-центром двора.
Предварительный анализ ситуации в 52-м квартале. Иллюстрация предоставлена участниками проекта «Арт-дворы»
Роман Ковенский (мастерская «Парк») объясняет: «Мы спроектировали металлический каркас, обшили его деревом, накрыли поликарбонатом. Легкий проницаемый павильон просматривается со всех сторон, из всех окон. Вход, он же сцена, трибуна, подиум – ориентирован на двор. Возможны различные сценарии использования этого гибкого пространства – оно легко трансформируется – подвешивайте на каркас все, что угодно! Со временем жители смогут модернизировать павильон – по сезонам и потребностям. Главное – появилось место для общих встреч».
Приглашение на обсуждение концепции. Иллюстрация предоставлена участниками проекта «Арт-дворы»
Павильон – первый объект поэтапного благоустройства двора. Архитекторы предлагают вообще вынести парковки за его периметр, изменить транспортную схему. Но этим уже придется заняться ТСЖ.
Рабочий эскиз цветового решения. Иллюстрация предоставлена участниками проекта «Арт-дворы»
На улице Корнилова, в микрорайоне 52 павильон примыкает непосредственно к ограждению спортивной коробки. Естественно, одна стена – глухая, но на ней размещен крепеж для скалолазания. Павильон уже двухуровневый – это и трибуна на случай соревнования в тылу на поле, отсюда же можно съехать по широкой горке. Правда, в натуре смущает близость горки к сараям, но, оказалось, их планируется все же снести, чтобы расширить общественное пространство квартала.
Тот самый «Черный кортик» (справа – Роман Ковенский). Иллюстрация предоставлена участниками проекта «Арт-дворы»
Эти новые объекты появились в Выксе в июне, а предпроектные исследования начались еще зимой. В команду Черников пригласил Надежду Снигиреву и Дмитрия Смирнова – вологодских архитекторов, неоднократно отмеченных наградами конкурса Архиwood. Однако в Выксе «Проектная группа 8» выступила в иной ипостаси – как специалисты по соучаствующему проектированию. В прошлом году вологжане перевели и издали книгу «Практика общественного участия в формировании среды больших и малых городов» американца Генри Саноффа, участвовали в международных семинарах на эту тему, а сейчас работают в Казани с коллегами, занимающимися развитием общественных пространств – президентской программе Татарстана. В Выксе Надя и Дима занимались тем же – вовлечением жителей в процесс принятия решений и реализации объектов. Выяснение проблем и достоинств территории, культурных кодов и ценностей, дизайн-игры, экскурсии, лекции, обсуждение концепций и проектных решений – все это стало составной частью проекта «Арт-дворы».
Фото Игната Козлова с открытия «Арт-двора» (с официального сайта фестиваля «Арт-овраг»)
Я спросила Надю, не подмена ли это социальной работой архитектурного проектирования? Она ответила: «Нет. Тут есть конкретная цель – сформировать техническое задание исходя из запросов потребителя, пользователя, не просто укрепить сообщество, проведя еще 10 праздников, а научить изменять среду, вовлекать в это как можно больше людей. Мы собираем много самых разных данных – важно их перевести в архитектуру, в конкретные параметры. Есть запрос на качественный дизайн – без архитекторов жители его сделать не смогут». Если интересоваться у детей, в какой цвет покрасить качели, объяснять, почему вот тут нельзя сделать волейбольную площадку, металл лучше не выбрасывать, а превратить в такие-то детали, позвать мужчин сверлить и сваривать, женщин – красить и чистить, то получается то, что людям и нужно. Что они принимают как свое и берегут. Мало того – готовы и дальше самостоятельно развивать. Тем более, как заметили архитекторы по опыту общения с выксунцами, жители ничего сверхъестественного не воображают, подходят к формированию и шлифовке идей осмысленно.
Двор по улице Корнилова. Фото Марины Игнатушко
Конечно, это долго и затратно, проще поставить типовую детскую площадку и не забыть к ней информационный щит – на средства такого-то депутата. Именно так и ведется благоустройство в большинстве городов.
Открытие «Арт-двора» на улице Корнилова. Иллюстрация предоставлена участниками проекта «Арт-дворы»
…Не стала спрашивать про бюджет проекта «Арт-дворы». С чем его сравнивать? Наверняка финансовые возможности «ОМК-Участие» больше, чем рядового ДУКа. С московской концепцией благоустройства? – да, смешно. Выкса никогда не станет «Москвой», однако пример «Арт-оврага» – про то, что вопреки привычной отечественной моноцентричности важно любой город делать комфортным, независимо от его масштаба и статуса.
 
Проект детского павильона в 52-м квартале на улице Корнилова. Иллюстрация предоставлена участниками проекта «Арт-дворы»
Страница из отчета по проекту. Иллюстрация предоставлена участниками проекта «Арт-дворы»
Схема существующего двора в микрорайоне Центральный. Иллюстрация предоставлена участниками проекта «Арт-дворы»
Предложенная архитекторами схема зонирования. Иллюстрация предоставлена участниками проекта «Арт-дворы»
Предлагаемая схема благоустройства. Иллюстрация предоставлена участниками проекта «Арт-дворы»


30 Июня 2016

Автор текста:

Марина Игнатушко
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.

Сейчас на главной

Вавилонская башня культуры?
Реконструкция ГЭС-2 для Фонда V-A-C по замыслу Ренцо Пьяно в центре Москвы – яркий пример глобальной архитектуры, льстящей заказчику, но избежать воздействия сложного контекста этот проект все же не может.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Алгоритмы и экономия времени: архитектор Лео Штуккардт...
Лео Штуккардт, руководитель проектов в бюро MVRDV и выпускник программы «Новая норма» Института «Стрелка», приехал в Санкт-Петербург на международную конференцию In The City, где рассказал о своем новом проекте и объяснил, какими должны быть современные методы проектирования.
Пресса: Что хорошего в Москве оставила вполне шизофреническая...
Вчера не стало Юрия Лужкова. Двумя месяцами ранее ушел из жизни архитектор Александр Кузьмин. Он пробыл в должности главного архитектора Москвы с 1996 по 2012 год. Этот промежуток охватывает почти весь срок правления легендарного и противоречивого мэра.
МАРШ: Параметрическое проектирование
Курс «Параметрическое проектирование» призван восстановить связь между абстрактной геометрией, реальными материалами и производством. Представляем итоговые работы студентов, которые разработали фасады для паркинга – сложносочиненные, но не дорогие и удобные в монтаже.
Памятник архитектуры
Публикуем главу из книги Григория Ревзина «Как устроен город». Современное отношение к памятникам архитектуры автор рассматривает в контексте поклонения мощам, смерти Бога и храмового значения парковой руины.
Небо становится ближе
В проекте Спортпарка в Тушино архитекторы бюро ASADOV объединили бассейны, каток, гимнастические залы и теннисные корты под общим «небом» – гигантской перголой из деревоклеёных конструкций, создав убедительный образ экологической архитектуры.
Белые завихрения
В Чанша на юго-востоке Китая открылся центр культуры и искусства «Мэйсиху» по проекту Zaha Hadid Architects: это ансамбль из трех объемов – двух театров и музея.
Волны в степи
«Платов» – один из первых новых аэропортов России. Он до предела функционален, поскольку учитывает развитие технологий и возможное расширение, но в то же время наделен универсальным образом и наполнен уютными деталями.
Культурная встреча на высоте
В Берлине заложен первый камень 150-метрового небоскреба Alexander Tower на Александерплац: архитекторы – Ortner & Ortner Baukunst, заказчик – российский девелопер «МонАрх».
Сжигая мосты
В конце зимы на Масленице в Никола-Ленивце сожгут мост по проекту архитектурного бюро KATARSIS. Рассказываем об итогах конкурса на лучший арт-объект.
Нагатино: четыре истории
Проект застройки западной части Нагатинского полуострова бюро «Гинзбург Архитектс» начинало разрабатывать четыре раза, послойно накладывая на территорию одну концепцию за другой и формируя уникальный городской кейс. Рассматриваем все четыре, начиная с сотрудничества с Уильямом Олсопом.
За художественную ценность
В Петербурге наградили победителей архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини», девиз которой – «Недвижимость как искусство». Представляем 18 лучших проектов.
Яркое предложение
Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.
Взять под козырек
Архитектор Роман Леонидов, спроектировавший «усадьбу Завидное» в Подмосковье, перенес в область частного дома мотивы общественных сооружений и придал ему футуристический хайтековый акцент.
Отель-древо
В Бретани строится гостиница в форме дерева: на его ветках размещены номера-капсулы из алюминиевых профилей компании BEMO.
Под сенью Папы Римского
Архбюро Мезонпроект построило мастерскую для Зураба Церетели во дворе дома на Пятницкой, напротив церкви Климента Папы Римского. Мягкий экомодернизм соединился с чертами ар деко.
Долг городу
Гостиничный комплекс в Монпелье на юге Франции по проекту бюро Мануэль Готран возвращает городу часть использованного им участка как общественную террасу.
Изящество простоты
Микс из восточной архитектуры и принципов ленинградского градостроительства: как мастерская «Евгений Герасимов и партнеры» поднимает планку для массового жилья.
Третья жизнь модернизма
Zaha Hadid Architects представили проект реконструкции вестибюля модернистской башни в центре Лондона: это офисное здание 1970-х с 2015 года превращено в дорогое жилье.
Образцовый офис
Штаб-квартира девелопера Amvest в Амстердаме по проекту Firm architects: показательное рабочее пространство, которое должно, помимо прочего, снизить число прогулов.
Кому в Москве жить комфортно
Конференция «Комфортный город»-2019, организованная Москомархитектурой в дизайн-кластере Artplay, сконцентрировалась на психологии. Аудитория даже поучаствовала в социо-психологическом опросе, и результат – неожиданный.
От Сочи до Владивостока
Представляем победителей ежегодного сочинского смотра-конкурса «АрхРазрез». Среди лучших – проекты из Москвы, Иркутска, Владивостока, Смоленска и других городов.
Архитектор в администрации
Говорим с несколькими выпускниками программы Архитекторы.рф, запущенной Институтом «Стрелка» и ДОМом.рф, – а именно с теми из них, кто после обучения устроился на работу в городские органы власти.
BIF: лауреаты 2019
Представляем полный список награжденных и отмеченных проектов национальной премии «Лучший интерьер», которая прошла в рамках Best Interior Festival.
Петербургский коллаж
Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра» расширена петербургским контентом. Предлагаем впечатления о ней и архитектурном процессе последних тридцати лет из первых рук – от участников.
Градсовет 20.11.2019
Неожиданные иностранцы проектируют офис для JetBrains, а отечественные архитекторы закрывают вид на краснокирпичный модерн: очередной градсовет Петербурга.
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Путь эмоций
Два молодых архитектора из ОСА о первом самостоятельном проекте для бюро и выработанном творческом подходе.
Стереомир инженера Шухова
До 19 января в Музее архитектуры проходит выставка-ретроспектива наследия выдающегося инженера Владимира Шухова – симбиоз огромной исследовательской работы и красивой художественной метафоры, придуманной «Архитекторами Асс».
Пресса: Григорий Ревзин: «В Москве не осталось исторической...
Партнер КБ Стрелка, архитектурный критик, урбанист Григорий Ревзин рассказал Илье Иванову о хрущевках как эманации социалистического образа города будущего, антисемитизме в позднем СССР и о Москве как глобальном общероссийском айсберге, на который все пытаются взобраться.