Приметы городов

Подробный отчёт о конференции, проведённой на Арх Москве в рамках проекта «Приметы городов».

mainImg
Архитектор:
Никита Жиляков
Проект:
Ресторан-клуб «Дом Печати»
Россия, Екатеринбург

2013 — 2014

Учредитель: Олег Кумыш
В рамках V Московской биеннале архитектуры и XXI Международной выставки архитектуры и дизайна Арх Москва прошла конференция «Приметы городов. Лучшие региональные практики в области девелопмента и реноваций». Конференция – часть большого проекта, включающего также общероссийскую премию и выставку, на которой были представлены 14 городов со своими культурными достижениями. В планах организаторов – отправить выставку на гастроли по России, постепенно наращивая количество представленных на ней городов, а также продолжить сбор лучших девелоперских проектов, реализуемых на территории России, с целью изучения и популяризации хороших начинаний.

Инициатором и организатором проекта «Приметы городов» выступило коммуникационное агентство «Правила общения» и его руководитель Юлия Зинкевич – автор и куратор всех частей этой масштабной истории. Соорганизатором конференции стало сообщество ARCHiPEOPLE, а продюсером – Людмила Малкис.
Фото предоставлено ЦСИ «Заря»
Проект «Приметы городов»

В дискуссиях конференции приняли участие девелоперы, архитекторы, инициаторы проектов и специалисты, отвечающие за их развитие, из Санкт-Петербурга, Казани, Екатеринбурга, Сочи, Воронежа, Новосибирска, Краснодара, Калининграда, Владивостока, Мурманска и других российских городов.

Программа конференции «Приметы городов. Лучшие региональные практики в области девелопмента и реноваций» состояла из шести блоков:
  • Реновация и реконструкция
  • Новое жилое строительство
  • Общественное здание
  • Общественное пространство
  • Новые курорты
  • Лучшие идеи для городского развития
***

Реновация и реконструкция
В блоке «Реновация и реконструкция» были показаны проекты реконструкции гостиницы «Арктика» в Мурманске, Центра современного искусства «Заря» во Владивостоке, курортного комплекса «Камелия» в Сочи, «Дома печати» в Екатеринбурге. адаптация под ГЦСИ здания Арсенала в Кремле Нижнего Новгорода. Объекты разного масштаба и исторической значимости объединило то, что каждый из них – знаковое место своего города и после реконструкции стал точкой притяжения горожан.
Модераторы блока «Реновация и реконструкция»: Игнат Бушухин, РБК Недвижимость; Эвелина Ишметова, RRG, председатель Экспертного совета по редевелопменту РГУД

Модераторами секции выступили Игнат Бушухин (РБК Недвижимость) и Эвелина Ишметова, RRG, председатель Экспертного совета по редевелопменту РГУД.
Гостиница «Арктика» в Мурманске
zooming
Реновация гостиницы «Арктика» в Мурманске. Azimut Отель Мурманск, архитектор – Николай Лызлов, подрядчик – RD Constuction,
© АМЛ

Силами архитектора Николая Лызлова и компании RD Construction, которая входит в международный холдинг RD Group, по заказу сети отелей Azimut гостиница «Арктика» – самое высокое здание Кольского полуострова – превратилась в многофункциональный центр, соответствующий современным требованиям. Построенное в 1980-е годы, она – представитель советского модернизма, и при реконструкции Николай Лызлов, убеждённый последователь данного архитектурного направления, сохранил строгий образ, хорошо знакомый горожанам и любимый ими. Это редкий пример внимательного отношения к советскому наследию.
Виктория Рожок, директор по маркетингу и PR RD Constuction

Виктория Рожок, директор по маркетингу и PR RD Construction:
«Реконструкция всегда сложнее, чем строительство с нуля. Появились выставочные центры, переговорные залы. Внедрена немецкая технология нанесения декоративной штукатурки, которая выполняет функцию утепления. Был сделан подземный паркинг, что непросто в условиях мерзлоты и такого трудного грунта, тем более в условиях уже существующего здания».
Игорь Романов, член совета директоров AZIMUT Hotels

Игорь Романов, член совета директоров AZIMUT Hotels:
«Значительный объем времени ушел на то, чтобы сформулировать новые функционалы для этого здания. В результате было принято решение, что гостиничная функция остается одной из существенных, появилось 184 современных номера. Появилась офисная функция объемом примерно 8 000 м2, а также подземный паркинг, основные ритейлы».
Николай Лызлов, архитектор

Николай Лызлов, архитектор:
«Когда мы в первый раз показывали проект, я переживал – как это будет воспринято городом. Но когда мы сказали, что хотим сохранить облик гостиницы «Арктика» таким, какой он есть, это встретило полное единодушие и одобрение. Тут всё сложилось – заинтересованный инвестор, замечательные строители, городская поддержка, поддержка общественности».
***
Арсенал в Кремле в Нижнем Новгороде
zooming
Реконструкция Арсенала в Кремле в Нижнем Новгород. Адаптация под здание ГЦСИ. Архитектор – Евгений Асс

Памятник архитектуры середины XIX века, одно из самых больших зданий Нижегородского кремля, превратился в выставочную площадку ГЦСИ.
Анна Марковна Гор, директор Нижегородского ГЦСИ

Анна Гор, директор Нижегородского ГЦСИ:
«Концепция реконструкции появилась давно, еще в 1994 году, когда мы поняли, что Нижний Новгород отсутствует на карте международной современной культуры. Здание Арсенала, находящееся в ведомстве Министерства обороны, показалось подходящим. Но затем была долгая, серьезная, сложная работа по убеждению общества в том, что здесь должен быть именно Центр современного искусства. И параллельно шла работа в недрах Минобороны, которому была не нужна лишняя нагрузка в виде памятника архитектуры. Эти две тенденции сошлись, и в 2003 году, то есть фактически после десятилетнего периода осмысления проблемы, мы получили здание Арсенала».
zooming
Евгений Асс, архитектор

Евгений Асс, архитектор:
«Мы смогли найти такие компромиссы и такие формы осовременивания здания, которые не вступили в конфликт с действующими реставрационными правилами и законами об охране памятников. Это одно из тех зданий, которое действительно является индикатором современной жизни Нижнего Новгорода, и именно благодаря тому, что в старом, древнем Нижегородском кремле живет современная культура, культура будущего».
***

Центр современного искусства во Владивостоке
Ещё один центр современного искусства появился в кирпичных корпусах бывшей швейной фабрики «Заря».
ЦСИ «Заря», Владивосток
Алиса Багдонайте, директор по развитию Центра современного искусства «Заря», куратор.

Алиса Багдонайте, куратор ЦСИ «Заря» :
«Заря» – это альтернативное городу место. Здесь есть большая пешеходная зона, студии для жилья художников, детские мастерские, библиотека. Площадь объекта – 25 000 м2. Это семь зданий, каждое из которых последовательно реконструировалось, менялось всё, вплоть до проводки и систем пожаротушения. Проект задумывался как творческий кластер, поэтому в зданиях практически не увеличилась этажность. Вся кирпичная кладка сохранилась, большие окна, высокие потолки».
***

Курортный комплекс «Камелия» в Сочи
Курортный комплекс «КАМЕЛИЯ»: Отель Swissotel Resort Sochi Kamelia 5* и апартаменты, Сочи. Реконструкция – «Галс-Девелопмент», «Гинзбург Архитектс»

Одно из лучших зданий, построенных в Сочи в 1930-е годы. Масштабную реконструкцию провела компания «Галс-Девелопмент» по архитектурному проекту бюро «Гинзбург Архитектс».
Курортный комплекс «КАМЕЛИЯ»: Отель Swissotel Resort Sochi Kamelia 5* и апартаменты, Сочи. Реконструкция – «Галс-Девелопмент», «Гинзбург Архитектс»
Елена Лысенкова, генеральный директор Hospitality Income Consulting (компания-консультант по проекту «Камелия»)

Елена Лысенкова, генеральный директор Hospitality Income Consulting – компании-консультанта по проекту «Камелия»:
«На уникальной территории был сохранен парк площадью 6,5 гектара. Историческое здание, которое изначально служило санаторием, было тщательно восстановлено в мельчайших деталях и является сейчас архитектурной доминантой всего комплекса».
Алексей Гинзбург, архитектор, руководитель мастерской «Гинзбург Архитекс»

Алексей Гинзбург, архитектор:
«В городе Сочи отношение к историческим зданиям очень сильно отличается от Москвы или даже Нижнего Новгорода. Понимание того, что памятники нужно сохранять и реставрировать, здесь начисто отсутствовало и отсутствует. Центральное здание, которое, на мой взгляд, является одним из лучших домов в Сочи, наряду с морским и железнодорожным вокзалами, было доведено до такого состояния, что его можно было только снести. Фактически мы воссоздавали здание в точном соответствии с изначальным проектом. Делалось лазерное сканирование, по чертежам воссоздавались детали. Сложности были и с муниципальными сетями, как везде в Сочи, и с рельефом, перепад на этом участке – около 20 метров, и конечно, с зеленью, которая очень густо покрывала парк и которую не хотелось уничтожать».
***

«Дом печати» в Екатеринбурге
zooming
«Дом Печати», Екатеринбург

Многофункциональный проект открыт в бывшей типографии «Уральский рабочий», в здании-памятнике эпохи конструктивизма 1929-1930-х годов.
Семен Гальперин, управляющий партнер «Дома печати»

Семен Гальперин, управляющий партнер «Дома печати»:
«Очень много эклектики в этом помещении, потому что оно предназначено для самых разных мероприятий. Цель была – создать уникальное мультиформатное культурное пространство для нашего города, новый центр культурно-развлекательной жизни, в котором бы выступали важнейшие артисты, не попсовые, а андеграундные. Дизайном помещения занимался архитектор Никита Жиляков».
***

Новое жилое строительство
БЛОК 2. «Новое жилое строительство» Модераторы: Филипп Третьяков, РСГ «Академическое» основатель Repa; Анастасия Подакина, ВТБ Арена Парк
Вера Квитковская, директор «Брусника. Управляющее бюро».

В шорт-лист категории «Новое жилое строительство» прошли проекты из Красноярска (ЖК «Южный Берег»), Краснодара (экогород «Европея»), Санкт-Петербурга (SMART-проекты), Новосибирска (микрорайон «Европейский берег», ЖК «Кедровый», ЖК «Бавария»), Казани (ЖК «Вишневый сад»). Модерировали блок про жильё Филипп Третьяков, основатель RERA, заместитель генерального директора РСГ «Академическое», и Анастасия Подакина, ВТБ Арена Парк.

Микрорайон «Европейский» в Тюмени
ЖК «Европейский», Тюмень. Компания «Брусника»

Один из примеров улучшения качества городской жизни продемонстрировала Вера Квитковская, директор «Брусника. Управляющее бюро». Она указала на важность формирования комфортной и развитой городской среды, которой до последнего времени уделяли мало внимания как застройщики, так и сами покупатели. «Хорошая новость заключается в том, что люди очень быстро меняются, – отмечает Вера Квитковская. – Мы видим на примере наших микрорайонов, как быстро заполняются дворы, спортивные площадки, площади. Нам кажется важным пропагандировать культуру потребления».
ЖК «Каменный ручей», Екатеринбург. Компания «Брусника»
***

ЖК «Авангардное» в Калининградской области
zooming
ЖК «Авангардное», Калининградская область

Развитие темы комфортной среды продемонстрировали на примере жилых комплексов «Авангардное». Это малоэтажные мини-города общей площадью 400 000 м2, на площади почти порядка 100 гектаров, учитывающие интересы всех групп населения. Это и жильё, и строительство объектов социально-бытовой и спортивной инфраструктуры.
Илья Тиняков, директор по связям с общественностью ГК «ТЕРРА-ЗАПАД»

«Компоненты самого проекта – это малоэтажное и среднеэтажное строительство, описывает проект Илья Тиняков, директор по связям с общественностью компании «Терра-Запад». – В «Балтийском» будет и детский сад, и школа, и торговый центр. Строительство задумано для правильной коммуникации и людей с обычными возможностями, и людей с ограниченными возможностями».
***

ЖК «Европея» в Краснодаре
ЖК «Европея», Краснодар

Ещё более масштабный проект, появившийся в 2007 году, отличается не только продуманной инфраструктурой, но и низкой плотностью застройки.
Алексей Трушин, заместитель Президента ГК «Европея»

Алексей Трушин, заместитель президента ГК «Европея»:
«Первоначально это был мультиформатный коттеджный поселок. Были запланированы пятиэтажные дома, общественный центр, коттеджная застройка. Были сомнения: как будут существовать в рамках одного проекта разные форматы? Жизнь показала, что это вполне возможно. Идея заключалась в том, чтобы создать город-спутник, максимально приближенный к европейскому образу жизни. Площадь, вокруг находятся магазины, места отдыха, искусственные водоемы. Чуть дальше – социальные объекты, школа и детский сад. Мы, реализовав проект, не уходим из него, проводим праздники, мероприятия, совершенствуем инженерную инфраструктуру».
***

Общественные здания
БЛОК 3. «Общественное здание». Юлия Зинкевич, куратор. Модераторы: Анастасия Кременчук, Arendator.ru; Юлия Шишалова, Archspeech. Вадим Науменко, исполнительный директор Президентского центра Б.Н.Ельцина

В секции«Общественное здание» были представлены лучшие примеры общественных зданий, построенных за последние годы в городах России, таких как «Ельцин Центр» в Екатеринбурге, Дворец водных видов спорта в Казани, Академия шахмат в Ханты-Мансийске и другие. Анастасия Кременчук из Arendator.ru и Юлия Шишалова из Archspeech.com модерировали блок и задавали участникам вопросы.

«Ельцин Центр» в Екатеринбурге
«Ельцин-центр», Екатеринбург. Автор архитектурного проекта – Борис Бернаскони
zooming
Концепция музея в «Ельцин-центре» – Ralph Appelbaum Associates

Центр был открыт на родине первого президента России в 2015 году по инициативе Фонда Бориса Ельцина. В 2001 году прошел конкурс на оператора; победила американская компания Ralph Appelbaum Associates, и ей было поручено разработать концепцию музея как культурного пространства. Основой центра стало существующее торгово-офисное здание, архитектурный проект реконструкции которого разрабатывал московский архитектор Борис Бернаскони, «одевший» здание в перфорированный светлый металл.

Вадим Науменко, заместитель исполнительного директора Президентского центра Б.Н. Ельцина:
«Было сложно разместить музей в круглой форме (часть здания построена в форме шайбы). Наши американские коллеги предложили образ вращающейся турбины, в которой залы расположены как лопасти. Ты проходишь эту лопасть, тебя выбрасывает в центр, ты входишь в следующую лопасть, и так далее. И в конце ты попадаешь в огромный зал с картиной Эрика Булатова «Свобода». Нам хотелось сложные и неоднозначные девяностые годы показать максимально объективно, но и эмоционально. Для этого мы пригласили режиссера Павла Лунгина, который создал сценарий музея».
***

Дворец водных видов спорта в Казани
zooming
Дворец водных видов спорта, Казань. Спроектирован архитектурным бюро SPEECH

Совсем другой по типологии, но не менее значимый для своего города объект открыт в 2011 году. Построенный по проекту бюро SPEECH, это один из крупнейших спортивных комплексов России, он может использоваться и как универсальный Дворец спорта.
Антон Павлов, управляющий архитектурного бюро SPEECH

О конструктивных особенностях объекта рассказал управляющий SPEECH Антон Павлов: «Мы хотели сделать его максимально экологичным и теплым. Мы изучили много исторических моментов, связанных с Татарстаном и исламом, и обратили внимание, что дерево очень широко представлено в республике. В результате получился объект с открытым деревянным каркасом.

Наша любовь – это прыжковая вышка, настоящий арт-объект. Она оказалась сложной и технологически, и с точки зрения изготовления. Нам даже пришлось заказывать специальную форму на авиационном предприятии». А ещё Антон Павлов рассказал и о других работах SPEECH, в том числе о краснодарском стадионе.
Стадион «Краснодар». Проект разработан архитектурным бюро SPEECH
***

Также на конференции был представлен целый блок новых построек Новосибирска, связанных общим понятием – параметрическая архитектура
zooming
Биотехнопарк «Кольцово», Новосибирск. Параметрическая архитектура SpaceStructure, «Несущие системы»

БЦ «Кобра», павильон «Шарик» (кафе), БЦ Flower, кампус Иннополиса, Биотехнопарк «Кольцово» и другие объекты, которые разрабатывала компания «Несущие системы» (технология SpaceStructure). Это сложная, современная стеклянная архитектура, напоминающая бионические формы – гусеницу, цветок.
Параметрическая архитектура SpaceStructure, «Несущие системы»: БЦ “Flower”, Новосибирск
Павильон «Шар», Новосибирск. Параметрическая архитектура SpaceStructure, «Несущие системы»

Появление такой необычной архитектуры в суровых сибирских условиях объясняет Алексей Кашин, директор компании «Несущие системы»: «Вот уже несколько лет основным критерием нашей работы является новизна. Но как воплотить свою фантазию, нарушив архитектурные законы, но не нарушив самой механики? Нужно снять как можно больше ограничений в конструкции. Сегодня для этого мы имеем производственную базу, экспериментальный цех, проектировщиков, производственников, монтажников. Конечно, такая оболочка дороже стандартной на 50-70 процентов. Зато значительно повышается привлекательность каждого такого здания, для нашего города они буквально уникальные, места притяжения.
Алексей Кашин, директор группы компаний «Несущие системы»

Для региона в целом здания из стекла – мечта, ещё несколько лет назад недостижимая в силу климатических особенностей. У нас разработана уникальная технология фасадов, которые позволяют делать действительно эффективные теплые дома».
***

Академия шахмат в Ханты-Мансийске
Академия шахмат, Ханты-Мансийск. Архитектор: Эрик ван Эгераат

Спроектирована голландским архитектором Эриком ван Эгераатом. Трёхуровневое здание без острых углов с необычными окнами-прорезями, отделанное блестящими цинковыми панелями. Интерьер комплекса – разработка ООО «ЮСИ» в согласовании с главным архитектором объекта. Зал-трансформер вмещает 128 игровых мест и предназначен для проведения мероприятий различной направленности.
Алексей Сафиоллин, Директор ООО «ЮСИ», Президент Ассоциации строителей Сургута и Сургутского района

Алексей Сафиоллин, директор ООО «ЮСИ», президент Ассоциации строителей Сургута и Сургутского района:
«Главная идея проекта – создать необычное здание, где внешняя часть не содержит намеков на то, что происходит внутри. Холодная металлическая оболочка создает контраст с его уютным, теплым интерьером».
Екатерина Семихатова, PR-директор Шахматного клуба в Ханты–Мансийске

Екатерина Семихатова, PR-директор проекта:
«Эрик (ван Эгераат) говорил, что в основу проекта он вкладывал идею, что шахматы – это не просто игра ума, это игра ума на время. А в архитектуре выигрывает тот, чья работа «играет» лучше и дольше всех, будет актуальна долгое время. Повезло, что губернатор города, господин Филипенко, разделял нашу точку зрения и был согласен с тем, что городу необходим какой-то знаковый проект. Потому что такие крупные проекты нуждаются в поддержке и продвижении».
***

Новые аэропорты
Красиков Евгений, директор по стратегическим коммуникациям УК «Аэропорты Регионов»
Аэропорт «Стригино», Нижний Новгород

Важные инфраструктурно значимые объекты, которые дают стимул для развития целого города: Нижний Новгород (Стригино, 2016 г.), Екатеринбург (Кольцово, 2003-2014 гг.), Самара (Курумоч, 2015 г.), Ростов-на-Дону (Южный, 2017 г.). Об их реконструкции рассказали архитекторы проектов, а также Евгений Красиков, директор по стратегическим коммуникациям УК «Аэропорты Регионов»: «Аэропорты Регионов» – один из крупнейших региональных аэропортовых холдингов в России, мы управляем четырьмя аэропортами: в городах Екатеринбург, Самара, Нижний Новгород и Ростов-на-Дону. Типовой региональный аэропорт – это сарайчик в поле, наследие позднесоветского периода. Ситуация стала меняться в экономически сильных регионах. Сегодня аэропорт Кольцово в Екатеринбурге – ведущий региональный аэропорт в России, самый крупный, самый современный».
Елена Потемкина – дизайнер и автор интерьеров аэропорта «Кольцово» (Nefa Architects)

Елена Потемкина, архитектурное бюро Nefa Architects, делится впечатлениями от процесса работы над проектом:
«Здесь был унылый ряд колонн, который надо было либо как-то подчеркивать, либо как-то скрывать. Взяли цветовую гамму города, у нас появилась многоцветная палитра, многоцветные колонны, в которые спрятались коммуникации. В центральный объемы поставили «скалы» с возможностью подсветки».
Аэропорт «Курумоч», Самара. Реконструкция: Nefa Research, интерьеры Виктор Колупаев
Виктор Колупаев – архитектор и автор интерьеров аэропорта «Курумоч» (Nefa Architects)

Архитектор Виктор Колупаев по-другому подошел к решению интерьеров аэропорта Курумоч в Самаре:
«Вся концепция проекта была построена на космическом статусе города. Самарцы очень гордятся тем, что лучшие двигатели когда-то делали в их городе. Ещё мы вдохновлялись туризмом шестидесятых, творчеством бразильского архитектора Нимейера, ну и немного «Звездными войнами». И венчает всё «летающая тарелка», что ещё раз раскрывает космическую тему в интерьерах».
***

Общественные пространства
БЛОК 4. «Общественное пространство» Юлия Зинкевич, куратор. Модераторы: Светлана Максимченко, заместитель директора «Мосгорпарк»; Валерия Мозганова, Business FM. Наталия Фишман, помощник Президента Татарстана.

В блоке «Общественные пространства» были представлены парки, музеи, культурные центры. Модераторами секции выступили Светлана Максимченко (Мосгорпарк, заместитель директора) и Валерия Мозганова (Business FM). Объединяющей чертой для многих объектов, представленных в секции, стало их нецентральное расположение, тот факт, что их появление помогло депрессивные, иногда довольно маргинальные районы подтянуть на более высокий уровень, изменить менталитет и поведенческие схемы местных жителей.

Музей уличного искусства в Санкт-Петербурге
Музей уличного искусства, Санкт-Петербург. Авторы проекта реконструкции и благоустройства: архитектурное бюро «Архатака»

Один из самых показательных проектов. Инвестор – председатель попечительского совета музея Дмитрий Зайцев, а авторы проекта реконструкции и благоустройства территории – архитектурное бюро «Архатака». Расположенный на работающем заводе далеко за пределами исторического центра музей уже второй сезон становится точкой притяжения для активной аудитории. Территория музея делится на две зоны: постоянную экспозицию и публичную площадку, где проходят временные выставки и массовые мероприятия.
zooming
Музей уличного искусства, Санкт-Петербург. Авторы проекта: архитектурное бюро «Архатака»

Андрей Зайцев, основатель и директор Музея уличного искусства:
«Из территории завода мы сделали одно из самых модных и уникальных пространств, где проходят самые крутые фестивали, рейвы и самые модные тусовки. Стены зданий мы используем как холсты. И каждую новую выставку мы все полностью закрашиваем, и все заново рисуется».
Музей уличного искусства, Санкт-Петербург: Татьяна Пинчук, директор по развитию и Андрей Зайцев, основатель и директор

Татьяна Пинчук, директор по развитию Музея уличного искусства:
«Музей стрит-арта – единственный в России, в мире. Производство действующее, и у нас даже была выставка, которая называлась «Искусство производства искусства». Художники взаимодействовали с рабочими завода и делали выставку из материалов, которые производит завод, – из пластика. К нам очень много внимания из-за рубежа – и как к проекту урбанистическому, и как к культурной институции. Плюс мы сейчас инициировали большой проект для правительства Санкт-Петербурга и вообще в масштабах страны к чемпионату мира по футболу 2018 года. Потому что стрит-арт – это мощное направление современного искусства».
***

Проекты Татарстана
В Татарстане идет реализация большого количества крупных проектов. Всё это направлено на развитие среды, на повышение качества жизни и привлекательности территорий. Переосмысляется 140 общественных пространств в 45 муниципальных образованиях Татарстана, модернизируется около 30 объектов.
Наталия Фишман – Помощник Президента Татарстана

Наталья Фишман, помощница президента Республики Татарстан:
«У нас начинается реализация большого количества крупных проектов. Всё это направлено на развитие среды, на повышение качества жизни, на повышение привлекательности территорий. И конечно же, в первую очередь, на реализацию «Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года». Был выделен 1 млрд рублей бюджетных средств, для Татарстана это совершенно фантастическая цифра. И, что очень важно, ещё 900 миллионов рублей было инвестировано в программу местными предпринимателями.

Важная отличительная черта Татарстана: чужих людей нет, все свои. И в каждом районе должно появляться что-то для людей. А ещё у нас все соревнуются. Мы сделали по итогам работы в прошлом году рейтинг и ввели грантовый механизм финансирования. Дали деньги в этом году на развитие территорий у воды тем, кто хорошо работал в прошлом году, десяти районам-лидерам.
zooming
Парк «Шамсинур», Альметьевск, Татарстан
zooming
Парк имени Тукая, Нижнекамск, Татарстан

Одним из таких лидеров стал парк с библиотекой в Нижнекамске, имени Тукая. Мы всё понимаем, что такое парк зимой, а тут есть возможность все активности из парка перенести на холодный сезон в правильно сделанную библиотеку. Посещаемость после нововведений выросла в 18 раз.

Ещё одно новое общественное пространство в Татарстане появилось в Муслюмово, в одном из самых отдаленных районов республики. Сделали сквер, центральную улицу, на которой расположены Дом культуры, обновленная библиотека, музей района. И она продолжается напрямую до набережной, которую мы делаем в этом году.

Это была заброшенная, депрессивная зона, которая превратилась в шестикилометровый канал, вдоль которого расположились разные зоны активности, очень интересные с точки зрения архитектуры, очень нетипичные для Татарстана, потому что нет никакой орнаментальности, нет никакой «красоты и богатства». Плавные линии, доступная среда.

Что ещё мы сделали в Татарстане? Ввели новую практику проектирования. Мы делаем настоящие проектные сценарии, потом определяем функциональное зонирование. На семинарах за столом встречаются люди разного возраста, разного социального статуса. В Татарстане, особенно в не самых крупных городах – совершенно другая степень принадлежности, ощущения принадлежности. В населенном пункте, где проживает от 7 до 15 тысяч человек, место компактного проживания превращается в место совместного проживания, где у людей появляется пространство, куда они ходят каждый вечер».
***https://ssl.gstatic.com/ui/v1/icons/mail/images/cleardot.gif

Парк «Алые паруса» в Воронеже
zooming
Парк «Алые паруса», Воронеж. Автор проекта: архитектор Оливье Даме

Ещё один удачный реализованный пример благоустройства. Реконструкция была доверена в 2011 году французскому ландшафтному архитектору Оливье Доме. Получилось очень значимое для города пространство, изменившее стиль жизни жителей района.

В рекордно короткие сроки из маргинального парк превратился в самое посещаемое и любимое горожанами место. Особая гордость парка – розарий. К открытию было высажено 3 000 розовых кустов. Французская компания Meilland специально вывела новый сорт роз, которые могут цвести с мая по октябрь, и назвали их «Воронежские».
Николай Швыряев, директор по развитию парка «Алые паруса»

Николай Швыряев, директор по развитию парка «Алые паруса»:
«Было высажено заново большое количество цветов, уложены газоны, полностью была проведена реконструкция освещения в парке, установили камеры наблюдения, которые частично помогают, как мы считаем, населению вести себя более достойно. Парк стал востребован для проведения культурных мероприятий, не советского формата, а именно современных. У нас уже шестой год проходит Платоновский фестиваль, парк стал площадкой для проведения спектаклей, концертов, первого фестиваля аниме в стране.

Для нас приятный нюанс, что вся архитектура парка, которая была изначально сделана, практически цела. Жители, которые раньше ломали, коверкали, приводили в негодность имущество, они изменились».
***

Пространство TEXTIL в Ярославле
zooming
Пространство TEXTIL, Ярославль

Похожая история развивается в Ярославле, в пространстве TEXTIL. Оно начало возрождаться в 2013 г. на месте бывших хлопковых складов Ярославской большой мануфактуры с превращения складского двора в городскую площадь. Территория располагается не в центральной части города и ставит дополнительную задачу – работу с местными сообществами и локальными темами.

Сергей Кремнев, архитектор, куратор:
«Площадка находится на закрытой территории, изначально это был город-фабрика, которой уже больше 300 лет, текстильное производство. Мы собрали команду волонтеров, активных горожан, и в этом довольно маргинальном районе стали выстраивать диалог с теми людьми, которые живут здесь, вовлекать их в события, происходящие на площадке, – от дискуссий до фестивалей, от выставок до соседских обедов».
Олег Шапиро, Wowhaus

Систематизировал и обобщил тему Олег Шапиро, бюро Wowhaus:
«Общественные пространства бывают разных типов, я лично вижу их, как минимум, три, по типу городов.

Что касается крупного города, такого как, например, Казань, в нём есть многослойная общественная жизнь, многослойное общественное пространство. Деятельность архитекторов, урбанистов состоит в том, что мы должны восстановить общественную ткань без разрывов, скорректировать ее.

Другое дело – областной город, такой, например, как Калуга. Здесь все происходит на одной центральной улице, и больше мест для проведения общественной жизни просто нет. Здесь мы пытаемся создать совершенно новый, дополнительный центр притяжения.
zooming
Фестиваль городской культуры «Арт-овраг», Выкса

И наконец, третья история – например, Выкса, малый город. Это моногород. Для него мы пытаемся тотально сформировать общественную жизнь. Мы надеемся, что эта тотально сформированная общественная жизнь наложится на те места, которые могли бы быть общественными пространствами, и тогда эти общественные пространства в городе случатся».
Фестиваль городской культуры «Арт-овраг», Выкса

 
***

Новые курорты
БЛОК 5. «Новые курорты». Андрей Воскресенский, «Коммерсантъ». Елена Гудилина, директор по развитию проекта «Дача Винтера»; Юлия Бычкова, продюсер фестиваля «Архстояние»; Марк Каганский, девелопер «Конаково Ривер Клаб»; Алексей Розенберг, архитектор

В блоке «Новые курорты»на конференции «Приметы городов. Лучшие региональные практики в области девелопмента и реноваций» были показаны несколько объектов разного масштаба и организационной формы – от респектабельного комплекса гостиниц и апарт-отелей «Роза Хутор» в Красной поляне до кластера «Никола-Ленивец», от восстановления старинных деревень до современных коттеджных поселков. В модерации этой части конференции помогали Юлия Бычкова (Архстояние, ГЦСИ) и Андрей Воскресенский, «Коммерсантъ».

Природно-творческий кластер «Никола-Ленивец» в Калужской области выделялся среди других объектов из лонг-листа этой номинации как единственный в России парк с масштабными ландшафтными инсталляциями, объектами лэнд-арта от лучших российских и зарубежных авторов. Фаворитами были проекты: «Соборная слобода» – восстановление лучших жилых домов в Плесе и их приспособление для современного комфортабельного круглогодичного проживания или летних дач; реконструкция и развитие села с купеческими усадьбами в историко-культурном комплексе «Вятское» Ярославской области; современный эко-отель «Алтика» в сосновом лесу на берегу реки Катунь на Алтае.

Конаково Ривер Клаб
zooming
Event-отель «Конаково Ривер Клаб», Тверская область

Яркий пример нового курорта – «Конаково Ривер Клаб» в Тверской области, о котором рассказали инвестор, девелопер Марк Каганский и архитектор Алексей Розенберг.
«Конаково Ривер Клаб». Архитектор: Алексей Розенберг
Марк Каганский, девелопер «Конаково Ривер Клаб»

Марк Каганский:
«Мы вернули городскому промышленному пространству несвойственную ему изначально природную органичность, провели дезурбанизацию территории. Помогли горожанам, жителям Конаково, вспомнить, чем славился город. Сверхзадача проекта заключается в том, чтобы зародить новые молекулы общества в виде свободы личности и тяги к прекрасному».

В «Конаково Ривер Клаб» проходит до ста событий в год, в любой сезон здесь есть чем заняться: снегоходы, рыбная ловля, сноукайт, коньки, хоккей, спортивные программы, музыкальные фестивали. Много событий, связанных с парусным спортом. Здесь проходят регаты любой сложности – от детских до чемпионатов России.

Часть территории курорта отдана под действительно хорошую архитектуру. Для реализации проекта были приглашены архитекторы Алексей Розенберг и Петр Костелов.
Алексей Розенберг, архитектор / 2016
Предоставлено агентством «Правила общения»

 «У каждой категории домов в «Конаково Ривер Клаб» свой облик, свой сценарий, – рассказывает Алексей Розенберг. Организация территории строится вокруг гостиницы, от неё расходится круг таунхаусов и домов в аренду – общественная часть посёлка. На периферии курорта – зона частных территорий. А в буферной зоне, посередине, строятся 6-8 групп домов со своими сценариями.

В этом проекте мы затеяли игру. Если вспомнить картины Малевича и посмотреть на наши дома, вы буквально сможете узнать некие принципы, которые здесь заложены. Во-первых, каждый дом как символ, как некая абсолютная форма – первичная, понятная. И второй простейший принцип Малевича – это деление. Вот дома и таунхаусы можно разделить на две части, провести линию. Одна из групп домов организована по принципу «форма делает форму». То есть пространство между домами примерно такое же, как и сами дома. Они организуют такую супрематическую композицию.

Надо сказать, что все наши дома построены по очень простой математике. Это всё время простой прямоугольник, мы манипулируем комбинаторикой. Во всех домах есть свои сценарии, свои архитектурные затеи, свои манипуляции с масштабом».
***

Никола-Ленивец
Природно-творческий кластер Никола-Ленивец, Калужская область. «Бобур» Николая Полисского

Что касается «Никола-Ленивца», отмеченного и экспертным советом, и открытым голосованием премии «Приметы городов. Лучшие региональные решения в области девелопмента и реноваций» как лучший «новый курорт», куда «всегда хочется возвращаться», то его история началась 25 лет назад, в 1989 году, когда архитектор Василий Щетинин уехал в Никола-Ленивец и начал приглашать туда своих творческих друзей, среди которых был и художник Николай Полисский, чьи ландшафтные работы определили стилистику места. Большой толчок развитию уникальной территории вот уже больше 10 лет дает фестиваль «Архстояние», на который его продюсер Юлия Бычкова в этом году пригласила всех приехать 22-24 июля. В этом году тема фестиваля – «Убежище».
Природно-творческий кластер Никола-Ленивец, Калужская область. «Вселенский разум» Николая Полисского
Юлия Бычкова, продюсер фестиваля «Архстояние»
***

«Дача Винтера»
zooming
Парк отель «Дача Винтера», пос. Тарулинна, Карелия, берег Ладожского озера

Более локальный проект. Парк-отель расположен на берегу Ладожского озера, в 300 километрах от Санкт-Петербурга, в карельском посёлке Тарулинна. Это место началось с загородного дома доктора Густава Винтера, который был построен в 1909 году в стиле северного модерна известным финским архитектором Элиэлем Саариненом, и сегодня он составляет ядро курорта.
Елена Гудилина, директор по развитию проекта «Дача Винтера»

Елена Гудилина, директор по развитию отеля, поясняет:
«Мы располагаем очень камерным номерным фондом, мы продвигаем культуру загородного отдыха, поэтому максимальная вместимость «Дачи Винтера» – 110 человек. Перед архитекторами была поставлена задача создать проект, который не разрушит окружающую среду, а дополнит её».
***

Лучшие идеи для городского развития
БЛОК 6. «Лучшая идея для городского развития» Юлия Зинкевич – куратор. Модераторы: Григорий Ревзин, Партнер в Strelka Institute for Media, Architecture and Design; Сергей Георгиевский, агентство стратегического развития «Центр»

В блоке «Лучшая идея для городского развития» были представлены проекты в Казани, Томске, Самаре, Калининграде и даже Якутске. Эту перспективную тему модерировали Григорий Ревзин, партнер в Strelka Institute for Media, Architecture and Design, и Сергей Георгиевский, представляющий агентство территориального развития «Центр».

Набережные озёр Кабан
zooming
Проект развития и благоустройства системы озер Кабан, Казань

Концепция развития набережных и береговой полосы системы озер Кабан в Казани выбиралась по итогам конкурса. Победителем, впервые в истории архитектурных конкурсов в России, стал консорциум, лидером которого выступало бюро из Китая – Turenscape + MAП (Китай, Пекин – Россия, Москва). Целью проекта было создание общественного пространства, в котором вода становится частью города и действует как гибкий элемент для всех, в любой сезон. О нём рассказала Наталия Фишман, помощник президента Татарстана: «Доктор Ю, глава Turenscape, – именитый архитектор, который реализовал проекты в 60 странах и больше сотни проектов в Китае. Их проект для системы озер Кабан – непрерывная система ландшафта вдоль береговой линии трёх озер, которая связывает достаточно выключенные из городской среды водоемы и Казань между собой».
Наталия Фишман, помощник Президента Татарстана

Важная часть – вовлечение местных специалистов в работу над проектом, считает Наталия Фишман: «У нас есть договоренность с партнерами из Китая, что архитекторы, которых мы отобрали в нашу республиканскую команду, будут проектировать вместе с Turenscape».
***

Музей науки и техники
zooming
Проект музея науки и техники, Томск. Архитекторы: «Студия 44»
Проект музея науки и техники, Томск. Архитекторы: «Студия 44»

Проект Музея науки и техники в Томске «Студии 44» Никиты Явейна также стал победителем конкурса. Образ будущего музея содержит в себе аллюзии на деревянную крепость, положившую начало городу, и на лодки-струги, с которых в 1604 году высадились на берег реки Томи сибирские первопроходцы. Опыт русского деревянного зодчества помножен в проекте на инновации конструктивизма 1920-х годов.
Антон Яр-Скрябин, ГАП, «Студия 44», проект Музея науки и техники, Томск

Вот что рассказал о целевой аудитории проекта Антон Яр-Скрябин, архитектор «Студии 44»: «В первую очередь, пространство ориентировано на молодежь, которая учится в Томске. В городе огромное количество молодых людей, нужно было новое современное выставочное пространство, а также лаборатории, в которых будут производиться научные опыты».
***

«Сердце Города»
zooming
Сердце Города, Калининград. Архитекторы: «Студия 44»

Долгосрочный градостроительный проект, отвечающий на вопрос, каким быть историческому центру Калининграда – сердцу города с семивековой историей. Проект охватывает 12 территорий исторического центра. По итогам архитектурного конкурса также победило архитектурное бюро «Студия 44». Развитием проекта занимается Институт территориального развития.
Иван Кожин, ГАП, «Студия 44», проект «Сердце города», Калининград

«Парк на острове Кнайпхоф, где стоит сохранившийся собор, мы предлагаем сделать главным общественным пространством, – рассказывает представитель «Студии 44» архитектор Иван Кожин. – Вокруг парка организуем шесть новых небольших кварталов, которые соответствуют историческим кварталам Кенигсберга и тем историческим городам, которые когда-то составили Кенигсберг. У каждого своя идентичность, и все вместе – это система различных типов пространств, набережных, открытых и закрытых дворов, маленьких улочек, площадей у воды, площадей не у воды».
***

«Фабрика-кухня»
Проект реставрации Фабрики-Кухни под Средневолжский филиал ГЦСИ, Самара

Ещё один перспективный проект – реконструкция «Фабрики-кухни» в Самаре (1930-1932 гг.) под ГЦСИ и развитие центра Самары. Здание выполнено в форме серпа и молота – эта необычная постройка занесена в Фонд мирового наследия ЮНЕСКО. Пока Самарская область ищет деньги на реализацию красивого проекта, в городе создаются и другие очаги сохранения исторического наследия.
Виталий Стадников, Заместитель декана, доцент Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского. Экс-главный архитектор Самары

Виталий Стадников, заместитель декана, доцент Высшей школы урбанистики, экс-главный архитектор Самары, поясняет:
«Мы нашли целый костяк людей, в том числе и депутатов в местных советах, которые начали собирать активистов-землепользователей, гарантов, по сути, поступательного развития территорий. Был проведен «Том Сойер Фест», который показал, что волонтерские технологии экономят не только деньги, но и время в обновлении исторической среды, мы целую часть улицы, полдюжины домов, обновили всего лишь за 1 млн 920 тысяч рублей за два месяца».
***

«Земля Олонхо»
zooming
Земля «Олонхо», Якутия. Конкурсный проект АБ «Атриум»

Один из ключевых проектов Республики Саха (Якутия) по актуализации национального наследия и переустройству Якутска. Он включает создание крупного парка на берегах озера Сайсары и протоки Теплое, нескольких жилых кварталов, бизнес-парка, и главное, масштабного культурного центра.
Антон Надточий,архитектор, АБ «Атриум»

Антон Надточий, бюро «Атриум», один из участников архитектурного конкурса:
«В Якутии очень сильная традиция хороводов. Самый большой хоровод, в который выстроились жители республики, даже попал в Книгу рекордов Гиннесса. В архитектурном проекте нужна была большая площадь круглой формы, чтобы по праздникам водить хороводы, соответственно, она появилась у нас в общественной зоне. Я был удивлен, насколько там народ действительно дышит своей культурой, проникнут своими традициями, мифологией. И мы постарались максимально насытить территорию символами».
***

Культурно-образовательный центр в Махачкале
zooming
Проект создания нового культурно-образовательного центра – «Периметр», г. Махачкала. Победитель конкурса. Тьютор: Хироки Мацура, команда: Анна Петрова, Патрисия Урлан, Джефри Стивенс

Создается по инициативе частного Фонда ПЕРИ. Цель фонда – создание проектов, обеспечивающих доступ молодежи к инновационному образованию.
Полина Филиппова, директор Фонда ПЕРИ (фонд содействия развитию культурных, образовательных и социальных программ)

Полина Филиппова, директор Фонда ПЕРИ:
«На вопрос, довольны ли вы образованием в Махачкале, 87 процентов отвечают «нет». На вопрос, хотели бы вы получить дополнительное образование, 89 процентов отвечают «да». Поэтому мы хотим создать в Махачкале пространство для нового образования, несоответствующего тем нормам и стандартам, к которым в нашей стране, и в Махачкале в частности, люди привыкли. И вот в связи с этим родилась идея построить Образовательно-культурный центр «Периметр», конкурс идей для которого мы провели совместно со школой МАРШ. Это будет полноценный хаб, в котором будет выставочный зал, много лабораторий, в котором будет хостел для приезжающих лекторов».
***


О проекте «Приметы городов»
Инициатор и организатор проекта «Приметы городов» -коммуникационное агентство «Правила Общения». Соорганизатор-ARCHiPEOPLE (сообщество архитекторов, дизайнеров, творческих людей).

Автор и куратор проекта – Юлия Зинкевич
Продюсер конференции – Людмила Малкис
Выставочный дизайн – Илья Мукосей
Фирменный стиль – Максим Журавлев

Партнеры проекта – Британская высшая школа дизайна, курс иллюстрации Виктора Меламеда; световая компания «Сарос»; компании Barlinek, ROCKFON, RRG.
Технические партнеры – CEOFFICE, Milliken.

Сайт проекта: www.primetygorodov.ru

По всем вопросам пишите [email protected]

Группа проекта в Facebook – «Приметы Городов»:
 
Юлия Зинкевич – автор проекта, куратор выставки «Приметы городов», конференции и премии «Приметы городов. Лучшие региональные решения в области девелопмента и реноваций». Руководитель коммуникационного агентства «Правила общения»
Экспертный совет проекта «Приметы городов»
Анна Евстигнеева, координатор проекта и Людмила Малкис, продюсер конференции на выставке «Приметы городов»
Архитектор:
Никита Жиляков
Проект:
Ресторан-клуб «Дом Печати»
Россия, Екатеринбург

2013 — 2014

Учредитель: Олег Кумыш

24 Июня 2016

Похожие статьи
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Город палимпсест
Довольно интересно рассматривать известные проекты в процессе их жизни. «Городу набережных» Максима Атаянца сейчас – 15 лет от замысла и 9 лет от завершения строительства. Заехали посмотреть: к качеству много вопросов, но, что интересно – архитектурные решения по-прежнему неплохо «держат» комплекс. Смотрите картинки.
Орел шестого легиона
С сегодняшнего дня в ГМИИ открыта выставка, посвященная Риму. В основном это коллекция гравюр и античной пластики Максима Атаянца – очень большая, внушительная коллекция, дополненная, как хороший букет, вещами из музейного хранения. Как она скомпонована и зачем туда идти – в нашем материале.
Кампус за день
Кто-то в теремочке живет? Рассказываем о том, чем занимались участники хакатона Института Генплана на стенде МКА на Арх Москве. Кто выиграл приз и почему, и что можно сделать с территорией маленького вуза на краю Москвы.
Зубцами к Неве
Градсовет Петербурга рассмотрел проект жилого комплекса на Матисовом острове, предложенный бюро Intercolumnium. Эксперты отметили ряд проблем, которые касаются композиции, фасадов и сценария жизни в окружении промышленных предприятий.
Технологии и материалы
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Сейчас на главной
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».