Инициатором и организатором проекта «Приметы городов» выступило коммуникационное агентство «Правила общения» и его руководитель Юлия Зинкевич – автор и куратор всех частей этой масштабной истории. Соорганизатором конференции стало сообщество ARCHiPEOPLE, а продюсером – Людмила Малкис.
В дискуссиях конференции приняли участие девелоперы, архитекторы, инициаторы проектов и специалисты, отвечающие за их развитие, из Санкт-Петербурга, Казани, Екатеринбурга, Сочи, Воронежа, Новосибирска, Краснодара, Калининграда, Владивостока, Мурманска и других российских городов.
Программа конференции «Приметы городов. Лучшие региональные практики в области девелопмента и реноваций» состояла из шести блоков:
- Реновация и реконструкция
- Новое жилое строительство
- Общественное здание
- Общественное пространство
- Новые курорты
- Лучшие идеи для городского развития
***
Реновация и реконструкция
В блоке «Реновация и реконструкция» были показаны проекты реконструкции гостиницы «Арктика» в Мурманске, Центра современного искусства «Заря» во Владивостоке, курортного комплекса «Камелия» в Сочи, «Дома печати» в Екатеринбурге. адаптация под ГЦСИ здания Арсенала в Кремле Нижнего Новгорода. Объекты разного масштаба и исторической значимости объединило то, что каждый из них – знаковое место своего города и после реконструкции стал точкой притяжения горожан.
Модераторами секции выступили Игнат Бушухин (РБК Недвижимость) и Эвелина Ишметова, RRG, председатель Экспертного совета по редевелопменту РГУД.
Гостиница «Арктика» в Мурманске
Силами архитектора Николая Лызлова и компании RD Construction, которая входит в международный холдинг RD Group, по заказу сети отелей Azimut гостиница «Арктика» – самое высокое здание Кольского полуострова – превратилась в многофункциональный центр, соответствующий современным требованиям. Построенное в 1980-е годы, она – представитель советского модернизма, и при реконструкции Николай Лызлов, убеждённый последователь данного архитектурного направления, сохранил строгий образ, хорошо знакомый горожанам и любимый ими. Это редкий пример внимательного отношения к советскому наследию.
Виктория Рожок, директор по маркетингу и PR RD Construction:
«Реконструкция всегда сложнее, чем строительство с нуля. Появились выставочные центры, переговорные залы. Внедрена немецкая технология нанесения декоративной штукатурки, которая выполняет функцию утепления. Был сделан подземный паркинг, что непросто в условиях мерзлоты и такого трудного грунта, тем более в условиях уже существующего здания».
Игорь Романов, член совета директоров AZIMUT Hotels:
«Значительный объем времени ушел на то, чтобы сформулировать новые функционалы для этого здания. В результате было принято решение, что гостиничная функция остается одной из существенных, появилось 184 современных номера. Появилась офисная функция объемом примерно 8 000 м2, а также подземный паркинг, основные ритейлы».
Николай Лызлов, архитектор:
«Когда мы в первый раз показывали проект, я переживал – как это будет воспринято городом. Но когда мы сказали, что хотим сохранить облик гостиницы «Арктика» таким, какой он есть, это встретило полное единодушие и одобрение. Тут всё сложилось – заинтересованный инвестор, замечательные строители, городская поддержка, поддержка общественности».
***
Арсенал в Кремле в Нижнем НовгородеПамятник архитектуры середины XIX века, одно из самых больших зданий Нижегородского кремля, превратился в выставочную площадку ГЦСИ.
Анна Гор, директор Нижегородского ГЦСИ:
«Концепция реконструкции появилась давно, еще в 1994 году, когда мы поняли, что Нижний Новгород отсутствует на карте международной современной культуры. Здание Арсенала, находящееся в ведомстве Министерства обороны, показалось подходящим. Но затем была долгая, серьезная, сложная работа по убеждению общества в том, что здесь должен быть именно Центр современного искусства. И параллельно шла работа в недрах Минобороны, которому была не нужна лишняя нагрузка в виде памятника архитектуры. Эти две тенденции сошлись, и в 2003 году, то есть фактически после десятилетнего периода осмысления проблемы, мы получили здание Арсенала».
Евгений Асс, архитектор:
«Мы смогли найти такие компромиссы и такие формы осовременивания здания, которые не вступили в конфликт с действующими реставрационными правилами и законами об охране памятников. Это одно из тех зданий, которое действительно является индикатором современной жизни Нижнего Новгорода, и именно благодаря тому, что в старом, древнем Нижегородском кремле живет современная культура, культура будущего».
***
Центр современного искусства во Владивостоке
Ещё один центр современного искусства появился в кирпичных корпусах бывшей швейной фабрики «Заря».
Алиса Багдонайте, куратор ЦСИ «Заря» :
«Заря» – это альтернативное городу место. Здесь есть большая пешеходная зона, студии для жилья художников, детские мастерские, библиотека. Площадь объекта – 25 000 м2. Это семь зданий, каждое из которых последовательно реконструировалось, менялось всё, вплоть до проводки и систем пожаротушения. Проект задумывался как творческий кластер, поэтому в зданиях практически не увеличилась этажность. Вся кирпичная кладка сохранилась, большие окна, высокие потолки».
***
Курортный комплекс «Камелия» в Сочи
Одно из лучших зданий, построенных в Сочи в 1930-е годы. Масштабную реконструкцию провела компания «Галс-Девелопмент» по архитектурному проекту бюро «Гинзбург Архитектс».
Елена Лысенкова, генеральный директор Hospitality Income Consulting – компании-консультанта по проекту «Камелия»:
«На уникальной территории был сохранен парк площадью 6,5 гектара. Историческое здание, которое изначально служило санаторием, было тщательно восстановлено в мельчайших деталях и является сейчас архитектурной доминантой всего комплекса».
Алексей Гинзбург, архитектор:
«В городе Сочи отношение к историческим зданиям очень сильно отличается от Москвы или даже Нижнего Новгорода. Понимание того, что памятники нужно сохранять и реставрировать, здесь начисто отсутствовало и отсутствует. Центральное здание, которое, на мой взгляд, является одним из лучших домов в Сочи, наряду с морским и железнодорожным вокзалами, было доведено до такого состояния, что его можно было только снести. Фактически мы воссоздавали здание в точном соответствии с изначальным проектом. Делалось лазерное сканирование, по чертежам воссоздавались детали. Сложности были и с муниципальными сетями, как везде в Сочи, и с рельефом, перепад на этом участке – около 20 метров, и конечно, с зеленью, которая очень густо покрывала парк и которую не хотелось уничтожать».
***
«Дом печати» в Екатеринбурге
Многофункциональный проект открыт в бывшей типографии «Уральский рабочий», в здании-памятнике эпохи конструктивизма 1929-1930-х годов.
Семен Гальперин, управляющий партнер «Дома печати»:
«Очень много эклектики в этом помещении, потому что оно предназначено для самых разных мероприятий. Цель была – создать уникальное мультиформатное культурное пространство для нашего города, новый центр культурно-развлекательной жизни, в котором бы выступали важнейшие артисты, не попсовые, а андеграундные. Дизайном помещения занимался архитектор Никита Жиляков».
***
Новое жилое строительство
В шорт-лист категории «Новое жилое строительство» прошли проекты из Красноярска (ЖК «Южный Берег»), Краснодара (экогород «Европея»), Санкт-Петербурга (SMART-проекты), Новосибирска (микрорайон «Европейский берег», ЖК «Кедровый», ЖК «Бавария»), Казани (ЖК «Вишневый сад»). Модерировали блок про жильё Филипп Третьяков, основатель RERA, заместитель генерального директора РСГ «Академическое», и Анастасия Подакина, ВТБ Арена Парк.
Микрорайон «Европейский» в Тюмени
Один из примеров улучшения качества городской жизни продемонстрировала Вера Квитковская, директор «Брусника. Управляющее бюро». Она указала на важность формирования комфортной и развитой городской среды, которой до последнего времени уделяли мало внимания как застройщики, так и сами покупатели. «Хорошая новость заключается в том, что люди очень быстро меняются, – отмечает Вера Квитковская. – Мы видим на примере наших микрорайонов, как быстро заполняются дворы, спортивные площадки, площади. Нам кажется важным пропагандировать культуру потребления».
***
ЖК «Авангардное» в Калининградской области
Развитие темы комфортной среды продемонстрировали на примере жилых комплексов «Авангардное». Это малоэтажные мини-города общей площадью 400 000 м2, на площади почти порядка 100 гектаров, учитывающие интересы всех групп населения. Это и жильё, и строительство объектов социально-бытовой и спортивной инфраструктуры.
«Компоненты самого проекта – это малоэтажное и среднеэтажное строительство, описывает проект Илья Тиняков, директор по связям с общественностью компании «Терра-Запад». – В «Балтийском» будет и детский сад, и школа, и торговый центр. Строительство задумано для правильной коммуникации и людей с обычными возможностями, и людей с ограниченными возможностями».
***
ЖК «Европея» в Краснодаре
Ещё более масштабный проект, появившийся в 2007 году, отличается не только продуманной инфраструктурой, но и низкой плотностью застройки.
Алексей Трушин, заместитель президента ГК «Европея»:
«Первоначально это был мультиформатный коттеджный поселок. Были запланированы пятиэтажные дома, общественный центр, коттеджная застройка. Были сомнения: как будут существовать в рамках одного проекта разные форматы? Жизнь показала, что это вполне возможно. Идея заключалась в том, чтобы создать город-спутник, максимально приближенный к европейскому образу жизни. Площадь, вокруг находятся магазины, места отдыха, искусственные водоемы. Чуть дальше – социальные объекты, школа и детский сад. Мы, реализовав проект, не уходим из него, проводим праздники, мероприятия, совершенствуем инженерную инфраструктуру».
***
Общественные здания
В секции«Общественное здание» были представлены лучшие примеры общественных зданий, построенных за последние годы в городах России, таких как «Ельцин Центр» в Екатеринбурге, Дворец водных видов спорта в Казани, Академия шахмат в Ханты-Мансийске и другие. Анастасия Кременчук из Arendator.ru и Юлия Шишалова из Archspeech.com модерировали блок и задавали участникам вопросы.
«Ельцин Центр» в Екатеринбурге
Центр был открыт на родине первого президента России в 2015 году по инициативе Фонда Бориса Ельцина. В 2001 году прошел конкурс на оператора; победила американская компания Ralph Appelbaum Associates, и ей было поручено разработать концепцию музея как культурного пространства. Основой центра стало существующее торгово-офисное здание, архитектурный проект реконструкции которого разрабатывал московский архитектор Борис Бернаскони, «одевший» здание в перфорированный светлый металл.
Вадим Науменко, заместитель исполнительного директора Президентского центра Б.Н. Ельцина:
«Было сложно разместить музей в круглой форме (часть здания построена в форме шайбы). Наши американские коллеги предложили образ вращающейся турбины, в которой залы расположены как лопасти. Ты проходишь эту лопасть, тебя выбрасывает в центр, ты входишь в следующую лопасть, и так далее. И в конце ты попадаешь в огромный зал с картиной Эрика Булатова «Свобода». Нам хотелось сложные и неоднозначные девяностые годы показать максимально объективно, но и эмоционально. Для этого мы пригласили режиссера Павла Лунгина, который создал сценарий музея».
***
Дворец водных видов спорта в Казани
Совсем другой по типологии, но не менее значимый для своего города объект открыт в 2011 году. Построенный по проекту бюро SPEECH, это один из крупнейших спортивных комплексов России, он может использоваться и как универсальный Дворец спорта.
О конструктивных особенностях объекта рассказал управляющий SPEECH Антон Павлов: «Мы хотели сделать его максимально экологичным и теплым. Мы изучили много исторических моментов, связанных с Татарстаном и исламом, и обратили внимание, что дерево очень широко представлено в республике. В результате получился объект с открытым деревянным каркасом.
Наша любовь – это прыжковая вышка, настоящий арт-объект. Она оказалась сложной и технологически, и с точки зрения изготовления. Нам даже пришлось заказывать специальную форму на авиационном предприятии». А ещё Антон Павлов рассказал и о других работах SPEECH, в том числе о краснодарском стадионе.
***
Также на конференции был представлен целый блок новых построек Новосибирска, связанных общим понятием – параметрическая архитектура
БЦ «Кобра», павильон «Шарик» (кафе), БЦ Flower, кампус Иннополиса, Биотехнопарк «Кольцово» и другие объекты, которые разрабатывала компания «Несущие системы» (технология SpaceStructure). Это сложная, современная стеклянная архитектура, напоминающая бионические формы – гусеницу, цветок.
Появление такой необычной архитектуры в суровых сибирских условиях объясняет Алексей Кашин, директор компании «Несущие системы»: «Вот уже несколько лет основным критерием нашей работы является новизна. Но как воплотить свою фантазию, нарушив архитектурные законы, но не нарушив самой механики? Нужно снять как можно больше ограничений в конструкции. Сегодня для этого мы имеем производственную базу, экспериментальный цех, проектировщиков, производственников, монтажников. Конечно, такая оболочка дороже стандартной на 50-70 процентов. Зато значительно повышается привлекательность каждого такого здания, для нашего города они буквально уникальные, места притяжения.
Для региона в целом здания из стекла – мечта, ещё несколько лет назад недостижимая в силу климатических особенностей. У нас разработана уникальная технология фасадов, которые позволяют делать действительно эффективные теплые дома».
***
Академия шахмат в Ханты-Мансийске
Спроектирована голландским архитектором Эриком ван Эгераатом. Трёхуровневое здание без острых углов с необычными окнами-прорезями, отделанное блестящими цинковыми панелями. Интерьер комплекса – разработка ООО «ЮСИ» в согласовании с главным архитектором объекта. Зал-трансформер вмещает 128 игровых мест и предназначен для проведения мероприятий различной направленности.
Алексей Сафиоллин, директор ООО «ЮСИ», президент Ассоциации строителей Сургута и Сургутского района:
«Главная идея проекта – создать необычное здание, где внешняя часть не содержит намеков на то, что происходит внутри. Холодная металлическая оболочка создает контраст с его уютным, теплым интерьером».
Екатерина Семихатова, PR-директор проекта:
«Эрик (ван Эгераат) говорил, что в основу проекта он вкладывал идею, что шахматы – это не просто игра ума, это игра ума на время. А в архитектуре выигрывает тот, чья работа «играет» лучше и дольше всех, будет актуальна долгое время. Повезло, что губернатор города, господин Филипенко, разделял нашу точку зрения и был согласен с тем, что городу необходим какой-то знаковый проект. Потому что такие крупные проекты нуждаются в поддержке и продвижении».
***
Новые аэропорты
Важные инфраструктурно значимые объекты, которые дают стимул для развития целого города: Нижний Новгород (Стригино, 2016 г.), Екатеринбург (Кольцово, 2003-2014 гг.), Самара (Курумоч, 2015 г.), Ростов-на-Дону (Южный, 2017 г.). Об их реконструкции рассказали архитекторы проектов, а также Евгений Красиков, директор по стратегическим коммуникациям УК «Аэропорты Регионов»: «Аэропорты Регионов» – один из крупнейших региональных аэропортовых холдингов в России, мы управляем четырьмя аэропортами: в городах Екатеринбург, Самара, Нижний Новгород и Ростов-на-Дону. Типовой региональный аэропорт – это сарайчик в поле, наследие позднесоветского периода. Ситуация стала меняться в экономически сильных регионах. Сегодня аэропорт Кольцово в Екатеринбурге – ведущий региональный аэропорт в России, самый крупный, самый современный».
Елена Потемкина, архитектурное бюро Nefa Architects, делится впечатлениями от процесса работы над проектом:
«Здесь был унылый ряд колонн, который надо было либо как-то подчеркивать, либо как-то скрывать. Взяли цветовую гамму города, у нас появилась многоцветная палитра, многоцветные колонны, в которые спрятались коммуникации. В центральный объемы поставили «скалы» с возможностью подсветки».
Архитектор Виктор Колупаев по-другому подошел к решению интерьеров аэропорта Курумоч в Самаре:
«Вся концепция проекта была построена на космическом статусе города. Самарцы очень гордятся тем, что лучшие двигатели когда-то делали в их городе. Ещё мы вдохновлялись туризмом шестидесятых, творчеством бразильского архитектора Нимейера, ну и немного «Звездными войнами». И венчает всё «летающая тарелка», что ещё раз раскрывает космическую тему в интерьерах».
***
Общественные пространства
В блоке «Общественные пространства» были представлены парки, музеи, культурные центры. Модераторами секции выступили Светлана Максимченко (Мосгорпарк, заместитель директора) и Валерия Мозганова (Business FM). Объединяющей чертой для многих объектов, представленных в секции, стало их нецентральное расположение, тот факт, что их появление помогло депрессивные, иногда довольно маргинальные районы подтянуть на более высокий уровень, изменить менталитет и поведенческие схемы местных жителей.
Музей уличного искусства в Санкт-Петербурге
Один из самых показательных проектов. Инвестор – председатель попечительского совета музея Дмитрий Зайцев, а авторы проекта реконструкции и благоустройства территории – архитектурное бюро «Архатака». Расположенный на работающем заводе далеко за пределами исторического центра музей уже второй сезон становится точкой притяжения для активной аудитории. Территория музея делится на две зоны: постоянную экспозицию и публичную площадку, где проходят временные выставки и массовые мероприятия.
Андрей Зайцев, основатель и директор Музея уличного искусства:
«Из территории завода мы сделали одно из самых модных и уникальных пространств, где проходят самые крутые фестивали, рейвы и самые модные тусовки. Стены зданий мы используем как холсты. И каждую новую выставку мы все полностью закрашиваем, и все заново рисуется».
Татьяна Пинчук, директор по развитию Музея уличного искусства:
«Музей стрит-арта – единственный в России, в мире. Производство действующее, и у нас даже была выставка, которая называлась «Искусство производства искусства». Художники взаимодействовали с рабочими завода и делали выставку из материалов, которые производит завод, – из пластика. К нам очень много внимания из-за рубежа – и как к проекту урбанистическому, и как к культурной институции. Плюс мы сейчас инициировали большой проект для правительства Санкт-Петербурга и вообще в масштабах страны к чемпионату мира по футболу 2018 года. Потому что стрит-арт – это мощное направление современного искусства».
***
Проекты Татарстана
В Татарстане идет реализация большого количества крупных проектов. Всё это направлено на развитие среды, на повышение качества жизни и привлекательности территорий. Переосмысляется 140 общественных пространств в 45 муниципальных образованиях Татарстана, модернизируется около 30 объектов.
Наталья Фишман, помощница президента Республики Татарстан:
«У нас начинается реализация большого количества крупных проектов. Всё это направлено на развитие среды, на повышение качества жизни, на повышение привлекательности территорий. И конечно же, в первую очередь, на реализацию «Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года». Был выделен 1 млрд рублей бюджетных средств, для Татарстана это совершенно фантастическая цифра. И, что очень важно, ещё 900 миллионов рублей было инвестировано в программу местными предпринимателями.
Важная отличительная черта Татарстана: чужих людей нет, все свои. И в каждом районе должно появляться что-то для людей. А ещё у нас все соревнуются. Мы сделали по итогам работы в прошлом году рейтинг и ввели грантовый механизм финансирования. Дали деньги в этом году на развитие территорий у воды тем, кто хорошо работал в прошлом году, десяти районам-лидерам.
Одним из таких лидеров стал парк с библиотекой в Нижнекамске, имени Тукая. Мы всё понимаем, что такое парк зимой, а тут есть возможность все активности из парка перенести на холодный сезон в правильно сделанную библиотеку. Посещаемость после нововведений выросла в 18 раз.
Ещё одно новое общественное пространство в Татарстане появилось в Муслюмово, в одном из самых отдаленных районов республики. Сделали сквер, центральную улицу, на которой расположены Дом культуры, обновленная библиотека, музей района. И она продолжается напрямую до набережной, которую мы делаем в этом году.
Это была заброшенная, депрессивная зона, которая превратилась в шестикилометровый канал, вдоль которого расположились разные зоны активности, очень интересные с точки зрения архитектуры, очень нетипичные для Татарстана, потому что нет никакой орнаментальности, нет никакой «красоты и богатства». Плавные линии, доступная среда.
Что ещё мы сделали в Татарстане? Ввели новую практику проектирования. Мы делаем настоящие проектные сценарии, потом определяем функциональное зонирование. На семинарах за столом встречаются люди разного возраста, разного социального статуса. В Татарстане, особенно в не самых крупных городах – совершенно другая степень принадлежности, ощущения принадлежности. В населенном пункте, где проживает от 7 до 15 тысяч человек, место компактного проживания превращается в место совместного проживания, где у людей появляется пространство, куда они ходят каждый вечер».
***
Парк «Алые паруса» в Воронеже
Ещё один удачный реализованный пример благоустройства. Реконструкция была доверена в 2011 году французскому ландшафтному архитектору Оливье Доме. Получилось очень значимое для города пространство, изменившее стиль жизни жителей района.
В рекордно короткие сроки из маргинального парк превратился в самое посещаемое и любимое горожанами место. Особая гордость парка – розарий. К открытию было высажено 3 000 розовых кустов. Французская компания Meilland специально вывела новый сорт роз, которые могут цвести с мая по октябрь, и назвали их «Воронежские».
Николай Швыряев, директор по развитию парка «Алые паруса»:
«Было высажено заново большое количество цветов, уложены газоны, полностью была проведена реконструкция освещения в парке, установили камеры наблюдения, которые частично помогают, как мы считаем, населению вести себя более достойно. Парк стал востребован для проведения культурных мероприятий, не советского формата, а именно современных. У нас уже шестой год проходит Платоновский фестиваль, парк стал площадкой для проведения спектаклей, концертов, первого фестиваля аниме в стране.
Для нас приятный нюанс, что вся архитектура парка, которая была изначально сделана, практически цела. Жители, которые раньше ломали, коверкали, приводили в негодность имущество, они изменились».
***
Пространство TEXTIL в Ярославле
Похожая история развивается в Ярославле, в пространстве TEXTIL. Оно начало возрождаться в 2013 г. на месте бывших хлопковых складов Ярославской большой мануфактуры с превращения складского двора в городскую площадь. Территория располагается не в центральной части города и ставит дополнительную задачу – работу с местными сообществами и локальными темами.
Сергей Кремнев, архитектор, куратор:
«Площадка находится на закрытой территории, изначально это был город-фабрика, которой уже больше 300 лет, текстильное производство. Мы собрали команду волонтеров, активных горожан, и в этом довольно маргинальном районе стали выстраивать диалог с теми людьми, которые живут здесь, вовлекать их в события, происходящие на площадке, – от дискуссий до фестивалей, от выставок до соседских обедов».
Систематизировал и обобщил тему Олег Шапиро, бюро Wowhaus:
«Общественные пространства бывают разных типов, я лично вижу их, как минимум, три, по типу городов.
Что касается крупного города, такого как, например, Казань, в нём есть многослойная общественная жизнь, многослойное общественное пространство. Деятельность архитекторов, урбанистов состоит в том, что мы должны восстановить общественную ткань без разрывов, скорректировать ее.
Другое дело – областной город, такой, например, как Калуга. Здесь все происходит на одной центральной улице, и больше мест для проведения общественной жизни просто нет. Здесь мы пытаемся создать совершенно новый, дополнительный центр притяжения.
И наконец, третья история – например, Выкса, малый город. Это моногород. Для него мы пытаемся тотально сформировать общественную жизнь. Мы надеемся, что эта тотально сформированная общественная жизнь наложится на те места, которые могли бы быть общественными пространствами, и тогда эти общественные пространства в городе случатся».
***
Новые курорты
В блоке «Новые курорты»на конференции «Приметы городов. Лучшие региональные практики в области девелопмента и реноваций» были показаны несколько объектов разного масштаба и организационной формы – от респектабельного комплекса гостиниц и апарт-отелей «Роза Хутор» в Красной поляне до кластера «Никола-Ленивец», от восстановления старинных деревень до современных коттеджных поселков. В модерации этой части конференции помогали Юлия Бычкова (Архстояние, ГЦСИ) и Андрей Воскресенский, «Коммерсантъ».
Природно-творческий кластер «Никола-Ленивец» в Калужской области выделялся среди других объектов из лонг-листа этой номинации как единственный в России парк с масштабными ландшафтными инсталляциями, объектами лэнд-арта от лучших российских и зарубежных авторов. Фаворитами были проекты: «Соборная слобода» – восстановление лучших жилых домов в Плесе и их приспособление для современного комфортабельного круглогодичного проживания или летних дач; реконструкция и развитие села с купеческими усадьбами в историко-культурном комплексе «Вятское» Ярославской области; современный эко-отель «Алтика» в сосновом лесу на берегу реки Катунь на Алтае.
Конаково Ривер Клаб
Яркий пример нового курорта – «Конаково Ривер Клаб» в Тверской области, о котором рассказали инвестор, девелопер Марк Каганский и архитектор Алексей Розенберг.
Марк Каганский:
«Мы вернули городскому промышленному пространству несвойственную ему изначально природную органичность, провели дезурбанизацию территории. Помогли горожанам, жителям Конаково, вспомнить, чем славился город. Сверхзадача проекта заключается в том, чтобы зародить новые молекулы общества в виде свободы личности и тяги к прекрасному».
В «Конаково Ривер Клаб» проходит до ста событий в год, в любой сезон здесь есть чем заняться: снегоходы, рыбная ловля, сноукайт, коньки, хоккей, спортивные программы, музыкальные фестивали. Много событий, связанных с парусным спортом. Здесь проходят регаты любой сложности – от детских до чемпионатов России.
Часть территории курорта отдана под действительно хорошую архитектуру. Для реализации проекта были приглашены архитекторы Алексей Розенберг и Петр Костелов.
«У каждой категории домов в «Конаково Ривер Клаб» свой облик, свой сценарий, – рассказывает Алексей Розенберг. – Организация территории строится вокруг гостиницы, от неё расходится круг таунхаусов и домов в аренду – общественная часть посёлка. На периферии курорта – зона частных территорий. А в буферной зоне, посередине, строятся 6-8 групп домов со своими сценариями.
В этом проекте мы затеяли игру. Если вспомнить картины Малевича и посмотреть на наши дома, вы буквально сможете узнать некие принципы, которые здесь заложены. Во-первых, каждый дом как символ, как некая абсолютная форма – первичная, понятная. И второй простейший принцип Малевича – это деление. Вот дома и таунхаусы можно разделить на две части, провести линию. Одна из групп домов организована по принципу «форма делает форму». То есть пространство между домами примерно такое же, как и сами дома. Они организуют такую супрематическую композицию.
Надо сказать, что все наши дома построены по очень простой математике. Это всё время простой прямоугольник, мы манипулируем комбинаторикой. Во всех домах есть свои сценарии, свои архитектурные затеи, свои манипуляции с масштабом».
***
Никола-Ленивец
Что касается «Никола-Ленивца», отмеченного и экспертным советом, и открытым голосованием премии «Приметы городов. Лучшие региональные решения в области девелопмента и реноваций» как лучший «новый курорт», куда «всегда хочется возвращаться», то его история началась 25 лет назад, в 1989 году, когда архитектор Василий Щетинин уехал в Никола-Ленивец и начал приглашать туда своих творческих друзей, среди которых был и художник Николай Полисский, чьи ландшафтные работы определили стилистику места. Большой толчок развитию уникальной территории вот уже больше 10 лет дает фестиваль «Архстояние», на который его продюсер Юлия Бычкова в этом году пригласила всех приехать 22-24 июля. В этом году тема фестиваля – «Убежище».
***
«Дача Винтера»
Более локальный проект. Парк-отель расположен на берегу Ладожского озера, в 300 километрах от Санкт-Петербурга, в карельском посёлке Тарулинна. Это место началось с загородного дома доктора Густава Винтера, который был построен в 1909 году в стиле северного модерна известным финским архитектором Элиэлем Саариненом, и сегодня он составляет ядро курорта.
Елена Гудилина, директор по развитию отеля, поясняет:
«Мы располагаем очень камерным номерным фондом, мы продвигаем культуру загородного отдыха, поэтому максимальная вместимость «Дачи Винтера» – 110 человек. Перед архитекторами была поставлена задача создать проект, который не разрушит окружающую среду, а дополнит её».
***
Лучшие идеи для городского развития
В блоке «Лучшая идея для городского развития» были представлены проекты в Казани, Томске, Самаре, Калининграде и даже Якутске. Эту перспективную тему модерировали Григорий Ревзин, партнер в Strelka Institute for Media, Architecture and Design, и Сергей Георгиевский, представляющий агентство территориального развития «Центр».
Набережные озёр Кабан
Концепция развития набережных и береговой полосы системы озер Кабан в Казани выбиралась по итогам конкурса. Победителем, впервые в истории архитектурных конкурсов в России, стал консорциум, лидером которого выступало бюро из Китая – Turenscape + MAП (Китай, Пекин – Россия, Москва). Целью проекта было создание общественного пространства, в котором вода становится частью города и действует как гибкий элемент для всех, в любой сезон. О нём рассказала Наталия Фишман, помощник президента Татарстана: «Доктор Ю, глава Turenscape, – именитый архитектор, который реализовал проекты в 60 странах и больше сотни проектов в Китае. Их проект для системы озер Кабан – непрерывная система ландшафта вдоль береговой линии трёх озер, которая связывает достаточно выключенные из городской среды водоемы и Казань между собой».
Важная часть – вовлечение местных специалистов в работу над проектом, считает Наталия Фишман: «У нас есть договоренность с партнерами из Китая, что архитекторы, которых мы отобрали в нашу республиканскую команду, будут проектировать вместе с Turenscape».
***
Музей науки и техники
Проект Музея науки и техники в Томске «Студии 44» Никиты Явейна также стал победителем конкурса. Образ будущего музея содержит в себе аллюзии на деревянную крепость, положившую начало городу, и на лодки-струги, с которых в 1604 году высадились на берег реки Томи сибирские первопроходцы. Опыт русского деревянного зодчества помножен в проекте на инновации конструктивизма 1920-х годов.
Вот что рассказал о целевой аудитории проекта Антон Яр-Скрябин, архитектор «Студии 44»: «В первую очередь, пространство ориентировано на молодежь, которая учится в Томске. В городе огромное количество молодых людей, нужно было новое современное выставочное пространство, а также лаборатории, в которых будут производиться научные опыты».
***
«Сердце Города»
Долгосрочный градостроительный проект, отвечающий на вопрос, каким быть историческому центру Калининграда – сердцу города с семивековой историей. Проект охватывает 12 территорий исторического центра. По итогам архитектурного конкурса также победило архитектурное бюро «Студия 44». Развитием проекта занимается Институт территориального развития.
«Парк на острове Кнайпхоф, где стоит сохранившийся собор, мы предлагаем сделать главным общественным пространством, – рассказывает представитель «Студии 44» архитектор Иван Кожин. – Вокруг парка организуем шесть новых небольших кварталов, которые соответствуют историческим кварталам Кенигсберга и тем историческим городам, которые когда-то составили Кенигсберг. У каждого своя идентичность, и все вместе – это система различных типов пространств, набережных, открытых и закрытых дворов, маленьких улочек, площадей у воды, площадей не у воды».
***
«Фабрика-кухня»
Ещё один перспективный проект – реконструкция «Фабрики-кухни» в Самаре (1930-1932 гг.) под ГЦСИ и развитие центра Самары. Здание выполнено в форме серпа и молота – эта необычная постройка занесена в Фонд мирового наследия ЮНЕСКО. Пока Самарская область ищет деньги на реализацию красивого проекта, в городе создаются и другие очаги сохранения исторического наследия.
Виталий Стадников, заместитель декана, доцент Высшей школы урбанистики, экс-главный архитектор Самары, поясняет:
«Мы нашли целый костяк людей, в том числе и депутатов в местных советах, которые начали собирать активистов-землепользователей, гарантов, по сути, поступательного развития территорий. Был проведен «Том Сойер Фест», который показал, что волонтерские технологии экономят не только деньги, но и время в обновлении исторической среды, мы целую часть улицы, полдюжины домов, обновили всего лишь за 1 млн 920 тысяч рублей за два месяца».
***
«Земля Олонхо»
Один из ключевых проектов Республики Саха (Якутия) по актуализации национального наследия и переустройству Якутска. Он включает создание крупного парка на берегах озера Сайсары и протоки Теплое, нескольких жилых кварталов, бизнес-парка, и главное, масштабного культурного центра.
Антон Надточий, бюро «Атриум», один из участников архитектурного конкурса:
«В Якутии очень сильная традиция хороводов. Самый большой хоровод, в который выстроились жители республики, даже попал в Книгу рекордов Гиннесса. В архитектурном проекте нужна была большая площадь круглой формы, чтобы по праздникам водить хороводы, соответственно, она появилась у нас в общественной зоне. Я был удивлен, насколько там народ действительно дышит своей культурой, проникнут своими традициями, мифологией. И мы постарались максимально насытить территорию символами».
***
Культурно-образовательный центр в Махачкале
Создается по инициативе частного Фонда ПЕРИ. Цель фонда – создание проектов, обеспечивающих доступ молодежи к инновационному образованию.
Полина Филиппова, директор Фонда ПЕРИ:
«На вопрос, довольны ли вы образованием в Махачкале, 87 процентов отвечают «нет». На вопрос, хотели бы вы получить дополнительное образование, 89 процентов отвечают «да». Поэтому мы хотим создать в Махачкале пространство для нового образования, несоответствующего тем нормам и стандартам, к которым в нашей стране, и в Махачкале в частности, люди привыкли. И вот в связи с этим родилась идея построить Образовательно-культурный центр «Периметр», конкурс идей для которого мы провели совместно со школой МАРШ. Это будет полноценный хаб, в котором будет выставочный зал, много лабораторий, в котором будет хостел для приезжающих лекторов».
***
О проекте «Приметы городов»
Инициатор и организатор проекта «Приметы городов» -коммуникационное агентство «Правила Общения». Соорганизатор-ARCHiPEOPLE (сообщество архитекторов, дизайнеров, творческих людей).
Автор и куратор проекта – Юлия Зинкевич
Продюсер конференции – Людмила Малкис
Выставочный дизайн – Илья Мукосей
Фирменный стиль – Максим Журавлев
Партнеры проекта – Британская высшая школа дизайна, курс иллюстрации Виктора Меламеда; световая компания «Сарос»; компании Barlinek, ROCKFON, RRG.
Технические партнеры – CEOFFICE, Milliken.
Сайт проекта: www.primetygorodov.ru
По всем вопросам пишите [email protected]
Группа проекта в Facebook – «Приметы Городов»: