Приметы городов

Подробный отчёт о конференции, проведённой на Арх Москве в рамках проекта «Приметы городов».

mainImg
Архитектор:
Никита Жиляков
Проект:
Ресторан-клуб «Дом Печати»
Россия, Екатеринбург

2013 — 2014

Учредитель: Олег Кумыш
В рамках V Московской биеннале архитектуры и XXI Международной выставки архитектуры и дизайна Арх Москва прошла конференция «Приметы городов. Лучшие региональные практики в области девелопмента и реноваций». Конференция – часть большого проекта, включающего также общероссийскую премию и выставку, на которой были представлены 14 городов со своими культурными достижениями. В планах организаторов – отправить выставку на гастроли по России, постепенно наращивая количество представленных на ней городов, а также продолжить сбор лучших девелоперских проектов, реализуемых на территории России, с целью изучения и популяризации хороших начинаний.

Инициатором и организатором проекта «Приметы городов» выступило коммуникационное агентство «Правила общения» и его руководитель Юлия Зинкевич – автор и куратор всех частей этой масштабной истории. Соорганизатором конференции стало сообщество ARCHiPEOPLE, а продюсером – Людмила Малкис.
Фото предоставлено ЦСИ «Заря»
Проект «Приметы городов»

В дискуссиях конференции приняли участие девелоперы, архитекторы, инициаторы проектов и специалисты, отвечающие за их развитие, из Санкт-Петербурга, Казани, Екатеринбурга, Сочи, Воронежа, Новосибирска, Краснодара, Калининграда, Владивостока, Мурманска и других российских городов.

Программа конференции «Приметы городов. Лучшие региональные практики в области девелопмента и реноваций» состояла из шести блоков:
  • Реновация и реконструкция
  • Новое жилое строительство
  • Общественное здание
  • Общественное пространство
  • Новые курорты
  • Лучшие идеи для городского развития
***

Реновация и реконструкция
В блоке «Реновация и реконструкция» были показаны проекты реконструкции гостиницы «Арктика» в Мурманске, Центра современного искусства «Заря» во Владивостоке, курортного комплекса «Камелия» в Сочи, «Дома печати» в Екатеринбурге. адаптация под ГЦСИ здания Арсенала в Кремле Нижнего Новгорода. Объекты разного масштаба и исторической значимости объединило то, что каждый из них – знаковое место своего города и после реконструкции стал точкой притяжения горожан.
Модераторы блока «Реновация и реконструкция»: Игнат Бушухин, РБК Недвижимость; Эвелина Ишметова, RRG, председатель Экспертного совета по редевелопменту РГУД

Модераторами секции выступили Игнат Бушухин (РБК Недвижимость) и Эвелина Ишметова, RRG, председатель Экспертного совета по редевелопменту РГУД.
Гостиница «Арктика» в Мурманске
zooming
Реновация гостиницы «Арктика» в Мурманске. Azimut Отель Мурманск, архитектор – Николай Лызлов, подрядчик – RD Constuction,
© АМЛ

Силами архитектора Николая Лызлова и компании RD Construction, которая входит в международный холдинг RD Group, по заказу сети отелей Azimut гостиница «Арктика» – самое высокое здание Кольского полуострова – превратилась в многофункциональный центр, соответствующий современным требованиям. Построенное в 1980-е годы, она – представитель советского модернизма, и при реконструкции Николай Лызлов, убеждённый последователь данного архитектурного направления, сохранил строгий образ, хорошо знакомый горожанам и любимый ими. Это редкий пример внимательного отношения к советскому наследию.
Виктория Рожок, директор по маркетингу и PR RD Constuction

Виктория Рожок, директор по маркетингу и PR RD Construction:
«Реконструкция всегда сложнее, чем строительство с нуля. Появились выставочные центры, переговорные залы. Внедрена немецкая технология нанесения декоративной штукатурки, которая выполняет функцию утепления. Был сделан подземный паркинг, что непросто в условиях мерзлоты и такого трудного грунта, тем более в условиях уже существующего здания».
Игорь Романов, член совета директоров AZIMUT Hotels

Игорь Романов, член совета директоров AZIMUT Hotels:
«Значительный объем времени ушел на то, чтобы сформулировать новые функционалы для этого здания. В результате было принято решение, что гостиничная функция остается одной из существенных, появилось 184 современных номера. Появилась офисная функция объемом примерно 8 000 м2, а также подземный паркинг, основные ритейлы».
Николай Лызлов, архитектор

Николай Лызлов, архитектор:
«Когда мы в первый раз показывали проект, я переживал – как это будет воспринято городом. Но когда мы сказали, что хотим сохранить облик гостиницы «Арктика» таким, какой он есть, это встретило полное единодушие и одобрение. Тут всё сложилось – заинтересованный инвестор, замечательные строители, городская поддержка, поддержка общественности».
***
Арсенал в Кремле в Нижнем Новгороде
zooming
Реконструкция Арсенала в Кремле в Нижнем Новгород. Адаптация под здание ГЦСИ. Архитектор – Евгений Асс

Памятник архитектуры середины XIX века, одно из самых больших зданий Нижегородского кремля, превратился в выставочную площадку ГЦСИ.
Анна Марковна Гор, директор Нижегородского ГЦСИ

Анна Гор, директор Нижегородского ГЦСИ:
«Концепция реконструкции появилась давно, еще в 1994 году, когда мы поняли, что Нижний Новгород отсутствует на карте международной современной культуры. Здание Арсенала, находящееся в ведомстве Министерства обороны, показалось подходящим. Но затем была долгая, серьезная, сложная работа по убеждению общества в том, что здесь должен быть именно Центр современного искусства. И параллельно шла работа в недрах Минобороны, которому была не нужна лишняя нагрузка в виде памятника архитектуры. Эти две тенденции сошлись, и в 2003 году, то есть фактически после десятилетнего периода осмысления проблемы, мы получили здание Арсенала».
zooming
Евгений Асс, архитектор

Евгений Асс, архитектор:
«Мы смогли найти такие компромиссы и такие формы осовременивания здания, которые не вступили в конфликт с действующими реставрационными правилами и законами об охране памятников. Это одно из тех зданий, которое действительно является индикатором современной жизни Нижнего Новгорода, и именно благодаря тому, что в старом, древнем Нижегородском кремле живет современная культура, культура будущего».
***

Центр современного искусства во Владивостоке
Ещё один центр современного искусства появился в кирпичных корпусах бывшей швейной фабрики «Заря».
ЦСИ «Заря», Владивосток
Алиса Багдонайте, директор по развитию Центра современного искусства «Заря», куратор.

Алиса Багдонайте, куратор ЦСИ «Заря» :
«Заря» – это альтернативное городу место. Здесь есть большая пешеходная зона, студии для жилья художников, детские мастерские, библиотека. Площадь объекта – 25 000 м2. Это семь зданий, каждое из которых последовательно реконструировалось, менялось всё, вплоть до проводки и систем пожаротушения. Проект задумывался как творческий кластер, поэтому в зданиях практически не увеличилась этажность. Вся кирпичная кладка сохранилась, большие окна, высокие потолки».
***

Курортный комплекс «Камелия» в Сочи
Курортный комплекс «КАМЕЛИЯ»: Отель Swissotel Resort Sochi Kamelia 5* и апартаменты, Сочи. Реконструкция – «Галс-Девелопмент», «Гинзбург Архитектс»

Одно из лучших зданий, построенных в Сочи в 1930-е годы. Масштабную реконструкцию провела компания «Галс-Девелопмент» по архитектурному проекту бюро «Гинзбург Архитектс».
Курортный комплекс «КАМЕЛИЯ»: Отель Swissotel Resort Sochi Kamelia 5* и апартаменты, Сочи. Реконструкция – «Галс-Девелопмент», «Гинзбург Архитектс»
Елена Лысенкова, генеральный директор Hospitality Income Consulting (компания-консультант по проекту «Камелия»)

Елена Лысенкова, генеральный директор Hospitality Income Consulting – компании-консультанта по проекту «Камелия»:
«На уникальной территории был сохранен парк площадью 6,5 гектара. Историческое здание, которое изначально служило санаторием, было тщательно восстановлено в мельчайших деталях и является сейчас архитектурной доминантой всего комплекса».
Алексей Гинзбург, архитектор, руководитель мастерской «Гинзбург Архитекс»

Алексей Гинзбург, архитектор:
«В городе Сочи отношение к историческим зданиям очень сильно отличается от Москвы или даже Нижнего Новгорода. Понимание того, что памятники нужно сохранять и реставрировать, здесь начисто отсутствовало и отсутствует. Центральное здание, которое, на мой взгляд, является одним из лучших домов в Сочи, наряду с морским и железнодорожным вокзалами, было доведено до такого состояния, что его можно было только снести. Фактически мы воссоздавали здание в точном соответствии с изначальным проектом. Делалось лазерное сканирование, по чертежам воссоздавались детали. Сложности были и с муниципальными сетями, как везде в Сочи, и с рельефом, перепад на этом участке – около 20 метров, и конечно, с зеленью, которая очень густо покрывала парк и которую не хотелось уничтожать».
***

«Дом печати» в Екатеринбурге
zooming
«Дом Печати», Екатеринбург

Многофункциональный проект открыт в бывшей типографии «Уральский рабочий», в здании-памятнике эпохи конструктивизма 1929-1930-х годов.
Семен Гальперин, управляющий партнер «Дома печати»

Семен Гальперин, управляющий партнер «Дома печати»:
«Очень много эклектики в этом помещении, потому что оно предназначено для самых разных мероприятий. Цель была – создать уникальное мультиформатное культурное пространство для нашего города, новый центр культурно-развлекательной жизни, в котором бы выступали важнейшие артисты, не попсовые, а андеграундные. Дизайном помещения занимался архитектор Никита Жиляков».
***

Новое жилое строительство
БЛОК 2. «Новое жилое строительство» Модераторы: Филипп Третьяков, РСГ «Академическое» основатель Repa; Анастасия Подакина, ВТБ Арена Парк
Вера Квитковская, директор «Брусника. Управляющее бюро».

В шорт-лист категории «Новое жилое строительство» прошли проекты из Красноярска (ЖК «Южный Берег»), Краснодара (экогород «Европея»), Санкт-Петербурга (SMART-проекты), Новосибирска (микрорайон «Европейский берег», ЖК «Кедровый», ЖК «Бавария»), Казани (ЖК «Вишневый сад»). Модерировали блок про жильё Филипп Третьяков, основатель RERA, заместитель генерального директора РСГ «Академическое», и Анастасия Подакина, ВТБ Арена Парк.

Микрорайон «Европейский» в Тюмени
ЖК «Европейский», Тюмень. Компания «Брусника»

Один из примеров улучшения качества городской жизни продемонстрировала Вера Квитковская, директор «Брусника. Управляющее бюро». Она указала на важность формирования комфортной и развитой городской среды, которой до последнего времени уделяли мало внимания как застройщики, так и сами покупатели. «Хорошая новость заключается в том, что люди очень быстро меняются, – отмечает Вера Квитковская. – Мы видим на примере наших микрорайонов, как быстро заполняются дворы, спортивные площадки, площади. Нам кажется важным пропагандировать культуру потребления».
ЖК «Каменный ручей», Екатеринбург. Компания «Брусника»
***

ЖК «Авангардное» в Калининградской области
zooming
ЖК «Авангардное», Калининградская область

Развитие темы комфортной среды продемонстрировали на примере жилых комплексов «Авангардное». Это малоэтажные мини-города общей площадью 400 000 м2, на площади почти порядка 100 гектаров, учитывающие интересы всех групп населения. Это и жильё, и строительство объектов социально-бытовой и спортивной инфраструктуры.
Илья Тиняков, директор по связям с общественностью ГК «ТЕРРА-ЗАПАД»

«Компоненты самого проекта – это малоэтажное и среднеэтажное строительство, описывает проект Илья Тиняков, директор по связям с общественностью компании «Терра-Запад». – В «Балтийском» будет и детский сад, и школа, и торговый центр. Строительство задумано для правильной коммуникации и людей с обычными возможностями, и людей с ограниченными возможностями».
***

ЖК «Европея» в Краснодаре
ЖК «Европея», Краснодар

Ещё более масштабный проект, появившийся в 2007 году, отличается не только продуманной инфраструктурой, но и низкой плотностью застройки.
Алексей Трушин, заместитель Президента ГК «Европея»

Алексей Трушин, заместитель президента ГК «Европея»:
«Первоначально это был мультиформатный коттеджный поселок. Были запланированы пятиэтажные дома, общественный центр, коттеджная застройка. Были сомнения: как будут существовать в рамках одного проекта разные форматы? Жизнь показала, что это вполне возможно. Идея заключалась в том, чтобы создать город-спутник, максимально приближенный к европейскому образу жизни. Площадь, вокруг находятся магазины, места отдыха, искусственные водоемы. Чуть дальше – социальные объекты, школа и детский сад. Мы, реализовав проект, не уходим из него, проводим праздники, мероприятия, совершенствуем инженерную инфраструктуру».
***

Общественные здания
БЛОК 3. «Общественное здание». Юлия Зинкевич, куратор. Модераторы: Анастасия Кременчук, Arendator.ru; Юлия Шишалова, Archspeech. Вадим Науменко, исполнительный директор Президентского центра Б.Н.Ельцина

В секции«Общественное здание» были представлены лучшие примеры общественных зданий, построенных за последние годы в городах России, таких как «Ельцин Центр» в Екатеринбурге, Дворец водных видов спорта в Казани, Академия шахмат в Ханты-Мансийске и другие. Анастасия Кременчук из Arendator.ru и Юлия Шишалова из Archspeech.com модерировали блок и задавали участникам вопросы.

«Ельцин Центр» в Екатеринбурге
«Ельцин-центр», Екатеринбург. Автор архитектурного проекта – Борис Бернаскони
zooming
Концепция музея в «Ельцин-центре» – Ralph Appelbaum Associates

Центр был открыт на родине первого президента России в 2015 году по инициативе Фонда Бориса Ельцина. В 2001 году прошел конкурс на оператора; победила американская компания Ralph Appelbaum Associates, и ей было поручено разработать концепцию музея как культурного пространства. Основой центра стало существующее торгово-офисное здание, архитектурный проект реконструкции которого разрабатывал московский архитектор Борис Бернаскони, «одевший» здание в перфорированный светлый металл.

Вадим Науменко, заместитель исполнительного директора Президентского центра Б.Н. Ельцина:
«Было сложно разместить музей в круглой форме (часть здания построена в форме шайбы). Наши американские коллеги предложили образ вращающейся турбины, в которой залы расположены как лопасти. Ты проходишь эту лопасть, тебя выбрасывает в центр, ты входишь в следующую лопасть, и так далее. И в конце ты попадаешь в огромный зал с картиной Эрика Булатова «Свобода». Нам хотелось сложные и неоднозначные девяностые годы показать максимально объективно, но и эмоционально. Для этого мы пригласили режиссера Павла Лунгина, который создал сценарий музея».
***

Дворец водных видов спорта в Казани
zooming
Дворец водных видов спорта, Казань. Спроектирован архитектурным бюро SPEECH

Совсем другой по типологии, но не менее значимый для своего города объект открыт в 2011 году. Построенный по проекту бюро SPEECH, это один из крупнейших спортивных комплексов России, он может использоваться и как универсальный Дворец спорта.
Антон Павлов, управляющий архитектурного бюро SPEECH

О конструктивных особенностях объекта рассказал управляющий SPEECH Антон Павлов: «Мы хотели сделать его максимально экологичным и теплым. Мы изучили много исторических моментов, связанных с Татарстаном и исламом, и обратили внимание, что дерево очень широко представлено в республике. В результате получился объект с открытым деревянным каркасом.

Наша любовь – это прыжковая вышка, настоящий арт-объект. Она оказалась сложной и технологически, и с точки зрения изготовления. Нам даже пришлось заказывать специальную форму на авиационном предприятии». А ещё Антон Павлов рассказал и о других работах SPEECH, в том числе о краснодарском стадионе.
Стадион «Краснодар». Проект разработан архитектурным бюро SPEECH
***

Также на конференции был представлен целый блок новых построек Новосибирска, связанных общим понятием – параметрическая архитектура
zooming
Биотехнопарк «Кольцово», Новосибирск. Параметрическая архитектура SpaceStructure, «Несущие системы»

БЦ «Кобра», павильон «Шарик» (кафе), БЦ Flower, кампус Иннополиса, Биотехнопарк «Кольцово» и другие объекты, которые разрабатывала компания «Несущие системы» (технология SpaceStructure). Это сложная, современная стеклянная архитектура, напоминающая бионические формы – гусеницу, цветок.
Параметрическая архитектура SpaceStructure, «Несущие системы»: БЦ “Flower”, Новосибирск
Павильон «Шар», Новосибирск. Параметрическая архитектура SpaceStructure, «Несущие системы»

Появление такой необычной архитектуры в суровых сибирских условиях объясняет Алексей Кашин, директор компании «Несущие системы»: «Вот уже несколько лет основным критерием нашей работы является новизна. Но как воплотить свою фантазию, нарушив архитектурные законы, но не нарушив самой механики? Нужно снять как можно больше ограничений в конструкции. Сегодня для этого мы имеем производственную базу, экспериментальный цех, проектировщиков, производственников, монтажников. Конечно, такая оболочка дороже стандартной на 50-70 процентов. Зато значительно повышается привлекательность каждого такого здания, для нашего города они буквально уникальные, места притяжения.
Алексей Кашин, директор группы компаний «Несущие системы»

Для региона в целом здания из стекла – мечта, ещё несколько лет назад недостижимая в силу климатических особенностей. У нас разработана уникальная технология фасадов, которые позволяют делать действительно эффективные теплые дома».
***

Академия шахмат в Ханты-Мансийске
Академия шахмат, Ханты-Мансийск. Архитектор: Эрик ван Эгераат

Спроектирована голландским архитектором Эриком ван Эгераатом. Трёхуровневое здание без острых углов с необычными окнами-прорезями, отделанное блестящими цинковыми панелями. Интерьер комплекса – разработка ООО «ЮСИ» в согласовании с главным архитектором объекта. Зал-трансформер вмещает 128 игровых мест и предназначен для проведения мероприятий различной направленности.
Алексей Сафиоллин, Директор ООО «ЮСИ», Президент Ассоциации строителей Сургута и Сургутского района

Алексей Сафиоллин, директор ООО «ЮСИ», президент Ассоциации строителей Сургута и Сургутского района:
«Главная идея проекта – создать необычное здание, где внешняя часть не содержит намеков на то, что происходит внутри. Холодная металлическая оболочка создает контраст с его уютным, теплым интерьером».
Екатерина Семихатова, PR-директор Шахматного клуба в Ханты–Мансийске

Екатерина Семихатова, PR-директор проекта:
«Эрик (ван Эгераат) говорил, что в основу проекта он вкладывал идею, что шахматы – это не просто игра ума, это игра ума на время. А в архитектуре выигрывает тот, чья работа «играет» лучше и дольше всех, будет актуальна долгое время. Повезло, что губернатор города, господин Филипенко, разделял нашу точку зрения и был согласен с тем, что городу необходим какой-то знаковый проект. Потому что такие крупные проекты нуждаются в поддержке и продвижении».
***

Новые аэропорты
Красиков Евгений, директор по стратегическим коммуникациям УК «Аэропорты Регионов»
Аэропорт «Стригино», Нижний Новгород

Важные инфраструктурно значимые объекты, которые дают стимул для развития целого города: Нижний Новгород (Стригино, 2016 г.), Екатеринбург (Кольцово, 2003-2014 гг.), Самара (Курумоч, 2015 г.), Ростов-на-Дону (Южный, 2017 г.). Об их реконструкции рассказали архитекторы проектов, а также Евгений Красиков, директор по стратегическим коммуникациям УК «Аэропорты Регионов»: «Аэропорты Регионов» – один из крупнейших региональных аэропортовых холдингов в России, мы управляем четырьмя аэропортами: в городах Екатеринбург, Самара, Нижний Новгород и Ростов-на-Дону. Типовой региональный аэропорт – это сарайчик в поле, наследие позднесоветского периода. Ситуация стала меняться в экономически сильных регионах. Сегодня аэропорт Кольцово в Екатеринбурге – ведущий региональный аэропорт в России, самый крупный, самый современный».
Елена Потемкина – дизайнер и автор интерьеров аэропорта «Кольцово» (Nefa Architects)

Елена Потемкина, архитектурное бюро Nefa Architects, делится впечатлениями от процесса работы над проектом:
«Здесь был унылый ряд колонн, который надо было либо как-то подчеркивать, либо как-то скрывать. Взяли цветовую гамму города, у нас появилась многоцветная палитра, многоцветные колонны, в которые спрятались коммуникации. В центральный объемы поставили «скалы» с возможностью подсветки».
Аэропорт «Курумоч», Самара. Реконструкция: Nefa Research, интерьеры Виктор Колупаев
Виктор Колупаев – архитектор и автор интерьеров аэропорта «Курумоч» (Nefa Architects)

Архитектор Виктор Колупаев по-другому подошел к решению интерьеров аэропорта Курумоч в Самаре:
«Вся концепция проекта была построена на космическом статусе города. Самарцы очень гордятся тем, что лучшие двигатели когда-то делали в их городе. Ещё мы вдохновлялись туризмом шестидесятых, творчеством бразильского архитектора Нимейера, ну и немного «Звездными войнами». И венчает всё «летающая тарелка», что ещё раз раскрывает космическую тему в интерьерах».
***

Общественные пространства
БЛОК 4. «Общественное пространство» Юлия Зинкевич, куратор. Модераторы: Светлана Максимченко, заместитель директора «Мосгорпарк»; Валерия Мозганова, Business FM. Наталия Фишман, помощник Президента Татарстана.

В блоке «Общественные пространства» были представлены парки, музеи, культурные центры. Модераторами секции выступили Светлана Максимченко (Мосгорпарк, заместитель директора) и Валерия Мозганова (Business FM). Объединяющей чертой для многих объектов, представленных в секции, стало их нецентральное расположение, тот факт, что их появление помогло депрессивные, иногда довольно маргинальные районы подтянуть на более высокий уровень, изменить менталитет и поведенческие схемы местных жителей.

Музей уличного искусства в Санкт-Петербурге
Музей уличного искусства, Санкт-Петербург. Авторы проекта реконструкции и благоустройства: архитектурное бюро «Архатака»

Один из самых показательных проектов. Инвестор – председатель попечительского совета музея Дмитрий Зайцев, а авторы проекта реконструкции и благоустройства территории – архитектурное бюро «Архатака». Расположенный на работающем заводе далеко за пределами исторического центра музей уже второй сезон становится точкой притяжения для активной аудитории. Территория музея делится на две зоны: постоянную экспозицию и публичную площадку, где проходят временные выставки и массовые мероприятия.
zooming
Музей уличного искусства, Санкт-Петербург. Авторы проекта: архитектурное бюро «Архатака»

Андрей Зайцев, основатель и директор Музея уличного искусства:
«Из территории завода мы сделали одно из самых модных и уникальных пространств, где проходят самые крутые фестивали, рейвы и самые модные тусовки. Стены зданий мы используем как холсты. И каждую новую выставку мы все полностью закрашиваем, и все заново рисуется».
Музей уличного искусства, Санкт-Петербург: Татьяна Пинчук, директор по развитию и Андрей Зайцев, основатель и директор

Татьяна Пинчук, директор по развитию Музея уличного искусства:
«Музей стрит-арта – единственный в России, в мире. Производство действующее, и у нас даже была выставка, которая называлась «Искусство производства искусства». Художники взаимодействовали с рабочими завода и делали выставку из материалов, которые производит завод, – из пластика. К нам очень много внимания из-за рубежа – и как к проекту урбанистическому, и как к культурной институции. Плюс мы сейчас инициировали большой проект для правительства Санкт-Петербурга и вообще в масштабах страны к чемпионату мира по футболу 2018 года. Потому что стрит-арт – это мощное направление современного искусства».
***

Проекты Татарстана
В Татарстане идет реализация большого количества крупных проектов. Всё это направлено на развитие среды, на повышение качества жизни и привлекательности территорий. Переосмысляется 140 общественных пространств в 45 муниципальных образованиях Татарстана, модернизируется около 30 объектов.
Наталия Фишман – Помощник Президента Татарстана

Наталья Фишман, помощница президента Республики Татарстан:
«У нас начинается реализация большого количества крупных проектов. Всё это направлено на развитие среды, на повышение качества жизни, на повышение привлекательности территорий. И конечно же, в первую очередь, на реализацию «Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года». Был выделен 1 млрд рублей бюджетных средств, для Татарстана это совершенно фантастическая цифра. И, что очень важно, ещё 900 миллионов рублей было инвестировано в программу местными предпринимателями.

Важная отличительная черта Татарстана: чужих людей нет, все свои. И в каждом районе должно появляться что-то для людей. А ещё у нас все соревнуются. Мы сделали по итогам работы в прошлом году рейтинг и ввели грантовый механизм финансирования. Дали деньги в этом году на развитие территорий у воды тем, кто хорошо работал в прошлом году, десяти районам-лидерам.
zooming
Парк «Шамсинур», Альметьевск, Татарстан
zooming
Парк имени Тукая, Нижнекамск, Татарстан

Одним из таких лидеров стал парк с библиотекой в Нижнекамске, имени Тукая. Мы всё понимаем, что такое парк зимой, а тут есть возможность все активности из парка перенести на холодный сезон в правильно сделанную библиотеку. Посещаемость после нововведений выросла в 18 раз.

Ещё одно новое общественное пространство в Татарстане появилось в Муслюмово, в одном из самых отдаленных районов республики. Сделали сквер, центральную улицу, на которой расположены Дом культуры, обновленная библиотека, музей района. И она продолжается напрямую до набережной, которую мы делаем в этом году.

Это была заброшенная, депрессивная зона, которая превратилась в шестикилометровый канал, вдоль которого расположились разные зоны активности, очень интересные с точки зрения архитектуры, очень нетипичные для Татарстана, потому что нет никакой орнаментальности, нет никакой «красоты и богатства». Плавные линии, доступная среда.

Что ещё мы сделали в Татарстане? Ввели новую практику проектирования. Мы делаем настоящие проектные сценарии, потом определяем функциональное зонирование. На семинарах за столом встречаются люди разного возраста, разного социального статуса. В Татарстане, особенно в не самых крупных городах – совершенно другая степень принадлежности, ощущения принадлежности. В населенном пункте, где проживает от 7 до 15 тысяч человек, место компактного проживания превращается в место совместного проживания, где у людей появляется пространство, куда они ходят каждый вечер».
***https://ssl.gstatic.com/ui/v1/icons/mail/images/cleardot.gif

Парк «Алые паруса» в Воронеже
zooming
Парк «Алые паруса», Воронеж. Автор проекта: архитектор Оливье Даме

Ещё один удачный реализованный пример благоустройства. Реконструкция была доверена в 2011 году французскому ландшафтному архитектору Оливье Доме. Получилось очень значимое для города пространство, изменившее стиль жизни жителей района.

В рекордно короткие сроки из маргинального парк превратился в самое посещаемое и любимое горожанами место. Особая гордость парка – розарий. К открытию было высажено 3 000 розовых кустов. Французская компания Meilland специально вывела новый сорт роз, которые могут цвести с мая по октябрь, и назвали их «Воронежские».
Николай Швыряев, директор по развитию парка «Алые паруса»

Николай Швыряев, директор по развитию парка «Алые паруса»:
«Было высажено заново большое количество цветов, уложены газоны, полностью была проведена реконструкция освещения в парке, установили камеры наблюдения, которые частично помогают, как мы считаем, населению вести себя более достойно. Парк стал востребован для проведения культурных мероприятий, не советского формата, а именно современных. У нас уже шестой год проходит Платоновский фестиваль, парк стал площадкой для проведения спектаклей, концертов, первого фестиваля аниме в стране.

Для нас приятный нюанс, что вся архитектура парка, которая была изначально сделана, практически цела. Жители, которые раньше ломали, коверкали, приводили в негодность имущество, они изменились».
***

Пространство TEXTIL в Ярославле
zooming
Пространство TEXTIL, Ярославль

Похожая история развивается в Ярославле, в пространстве TEXTIL. Оно начало возрождаться в 2013 г. на месте бывших хлопковых складов Ярославской большой мануфактуры с превращения складского двора в городскую площадь. Территория располагается не в центральной части города и ставит дополнительную задачу – работу с местными сообществами и локальными темами.

Сергей Кремнев, архитектор, куратор:
«Площадка находится на закрытой территории, изначально это был город-фабрика, которой уже больше 300 лет, текстильное производство. Мы собрали команду волонтеров, активных горожан, и в этом довольно маргинальном районе стали выстраивать диалог с теми людьми, которые живут здесь, вовлекать их в события, происходящие на площадке, – от дискуссий до фестивалей, от выставок до соседских обедов».
Олег Шапиро, Wowhaus

Систематизировал и обобщил тему Олег Шапиро, бюро Wowhaus:
«Общественные пространства бывают разных типов, я лично вижу их, как минимум, три, по типу городов.

Что касается крупного города, такого как, например, Казань, в нём есть многослойная общественная жизнь, многослойное общественное пространство. Деятельность архитекторов, урбанистов состоит в том, что мы должны восстановить общественную ткань без разрывов, скорректировать ее.

Другое дело – областной город, такой, например, как Калуга. Здесь все происходит на одной центральной улице, и больше мест для проведения общественной жизни просто нет. Здесь мы пытаемся создать совершенно новый, дополнительный центр притяжения.
zooming
Фестиваль городской культуры «Арт-овраг», Выкса

И наконец, третья история – например, Выкса, малый город. Это моногород. Для него мы пытаемся тотально сформировать общественную жизнь. Мы надеемся, что эта тотально сформированная общественная жизнь наложится на те места, которые могли бы быть общественными пространствами, и тогда эти общественные пространства в городе случатся».
Фестиваль городской культуры «Арт-овраг», Выкса

 
***

Новые курорты
БЛОК 5. «Новые курорты». Андрей Воскресенский, «Коммерсантъ». Елена Гудилина, директор по развитию проекта «Дача Винтера»; Юлия Бычкова, продюсер фестиваля «Архстояние»; Марк Каганский, девелопер «Конаково Ривер Клаб»; Алексей Розенберг, архитектор

В блоке «Новые курорты»на конференции «Приметы городов. Лучшие региональные практики в области девелопмента и реноваций» были показаны несколько объектов разного масштаба и организационной формы – от респектабельного комплекса гостиниц и апарт-отелей «Роза Хутор» в Красной поляне до кластера «Никола-Ленивец», от восстановления старинных деревень до современных коттеджных поселков. В модерации этой части конференции помогали Юлия Бычкова (Архстояние, ГЦСИ) и Андрей Воскресенский, «Коммерсантъ».

Природно-творческий кластер «Никола-Ленивец» в Калужской области выделялся среди других объектов из лонг-листа этой номинации как единственный в России парк с масштабными ландшафтными инсталляциями, объектами лэнд-арта от лучших российских и зарубежных авторов. Фаворитами были проекты: «Соборная слобода» – восстановление лучших жилых домов в Плесе и их приспособление для современного комфортабельного круглогодичного проживания или летних дач; реконструкция и развитие села с купеческими усадьбами в историко-культурном комплексе «Вятское» Ярославской области; современный эко-отель «Алтика» в сосновом лесу на берегу реки Катунь на Алтае.

Конаково Ривер Клаб
zooming
Event-отель «Конаково Ривер Клаб», Тверская область

Яркий пример нового курорта – «Конаково Ривер Клаб» в Тверской области, о котором рассказали инвестор, девелопер Марк Каганский и архитектор Алексей Розенберг.
«Конаково Ривер Клаб». Архитектор: Алексей Розенберг
Марк Каганский, девелопер «Конаково Ривер Клаб»

Марк Каганский:
«Мы вернули городскому промышленному пространству несвойственную ему изначально природную органичность, провели дезурбанизацию территории. Помогли горожанам, жителям Конаково, вспомнить, чем славился город. Сверхзадача проекта заключается в том, чтобы зародить новые молекулы общества в виде свободы личности и тяги к прекрасному».

В «Конаково Ривер Клаб» проходит до ста событий в год, в любой сезон здесь есть чем заняться: снегоходы, рыбная ловля, сноукайт, коньки, хоккей, спортивные программы, музыкальные фестивали. Много событий, связанных с парусным спортом. Здесь проходят регаты любой сложности – от детских до чемпионатов России.

Часть территории курорта отдана под действительно хорошую архитектуру. Для реализации проекта были приглашены архитекторы Алексей Розенберг и Петр Костелов.
Алексей Розенберг, архитектор / 2016
Предоставлено агентством «Правила общения»

 «У каждой категории домов в «Конаково Ривер Клаб» свой облик, свой сценарий, – рассказывает Алексей Розенберг. Организация территории строится вокруг гостиницы, от неё расходится круг таунхаусов и домов в аренду – общественная часть посёлка. На периферии курорта – зона частных территорий. А в буферной зоне, посередине, строятся 6-8 групп домов со своими сценариями.

В этом проекте мы затеяли игру. Если вспомнить картины Малевича и посмотреть на наши дома, вы буквально сможете узнать некие принципы, которые здесь заложены. Во-первых, каждый дом как символ, как некая абсолютная форма – первичная, понятная. И второй простейший принцип Малевича – это деление. Вот дома и таунхаусы можно разделить на две части, провести линию. Одна из групп домов организована по принципу «форма делает форму». То есть пространство между домами примерно такое же, как и сами дома. Они организуют такую супрематическую композицию.

Надо сказать, что все наши дома построены по очень простой математике. Это всё время простой прямоугольник, мы манипулируем комбинаторикой. Во всех домах есть свои сценарии, свои архитектурные затеи, свои манипуляции с масштабом».
***

Никола-Ленивец
Природно-творческий кластер Никола-Ленивец, Калужская область. «Бобур» Николая Полисского

Что касается «Никола-Ленивца», отмеченного и экспертным советом, и открытым голосованием премии «Приметы городов. Лучшие региональные решения в области девелопмента и реноваций» как лучший «новый курорт», куда «всегда хочется возвращаться», то его история началась 25 лет назад, в 1989 году, когда архитектор Василий Щетинин уехал в Никола-Ленивец и начал приглашать туда своих творческих друзей, среди которых был и художник Николай Полисский, чьи ландшафтные работы определили стилистику места. Большой толчок развитию уникальной территории вот уже больше 10 лет дает фестиваль «Архстояние», на который его продюсер Юлия Бычкова в этом году пригласила всех приехать 22-24 июля. В этом году тема фестиваля – «Убежище».
Природно-творческий кластер Никола-Ленивец, Калужская область. «Вселенский разум» Николая Полисского
Юлия Бычкова, продюсер фестиваля «Архстояние»
***

«Дача Винтера»
zooming
Парк отель «Дача Винтера», пос. Тарулинна, Карелия, берег Ладожского озера

Более локальный проект. Парк-отель расположен на берегу Ладожского озера, в 300 километрах от Санкт-Петербурга, в карельском посёлке Тарулинна. Это место началось с загородного дома доктора Густава Винтера, который был построен в 1909 году в стиле северного модерна известным финским архитектором Элиэлем Саариненом, и сегодня он составляет ядро курорта.
Елена Гудилина, директор по развитию проекта «Дача Винтера»

Елена Гудилина, директор по развитию отеля, поясняет:
«Мы располагаем очень камерным номерным фондом, мы продвигаем культуру загородного отдыха, поэтому максимальная вместимость «Дачи Винтера» – 110 человек. Перед архитекторами была поставлена задача создать проект, который не разрушит окружающую среду, а дополнит её».
***

Лучшие идеи для городского развития
БЛОК 6. «Лучшая идея для городского развития» Юлия Зинкевич – куратор. Модераторы: Григорий Ревзин, Партнер в Strelka Institute for Media, Architecture and Design; Сергей Георгиевский, агентство стратегического развития «Центр»

В блоке «Лучшая идея для городского развития» были представлены проекты в Казани, Томске, Самаре, Калининграде и даже Якутске. Эту перспективную тему модерировали Григорий Ревзин, партнер в Strelka Institute for Media, Architecture and Design, и Сергей Георгиевский, представляющий агентство территориального развития «Центр».

Набережные озёр Кабан
zooming
Проект развития и благоустройства системы озер Кабан, Казань

Концепция развития набережных и береговой полосы системы озер Кабан в Казани выбиралась по итогам конкурса. Победителем, впервые в истории архитектурных конкурсов в России, стал консорциум, лидером которого выступало бюро из Китая – Turenscape + MAП (Китай, Пекин – Россия, Москва). Целью проекта было создание общественного пространства, в котором вода становится частью города и действует как гибкий элемент для всех, в любой сезон. О нём рассказала Наталия Фишман, помощник президента Татарстана: «Доктор Ю, глава Turenscape, – именитый архитектор, который реализовал проекты в 60 странах и больше сотни проектов в Китае. Их проект для системы озер Кабан – непрерывная система ландшафта вдоль береговой линии трёх озер, которая связывает достаточно выключенные из городской среды водоемы и Казань между собой».
Наталия Фишман, помощник Президента Татарстана

Важная часть – вовлечение местных специалистов в работу над проектом, считает Наталия Фишман: «У нас есть договоренность с партнерами из Китая, что архитекторы, которых мы отобрали в нашу республиканскую команду, будут проектировать вместе с Turenscape».
***

Музей науки и техники
zooming
Проект музея науки и техники, Томск. Архитекторы: «Студия 44»
Проект музея науки и техники, Томск. Архитекторы: «Студия 44»

Проект Музея науки и техники в Томске «Студии 44» Никиты Явейна также стал победителем конкурса. Образ будущего музея содержит в себе аллюзии на деревянную крепость, положившую начало городу, и на лодки-струги, с которых в 1604 году высадились на берег реки Томи сибирские первопроходцы. Опыт русского деревянного зодчества помножен в проекте на инновации конструктивизма 1920-х годов.
Антон Яр-Скрябин, ГАП, «Студия 44», проект Музея науки и техники, Томск

Вот что рассказал о целевой аудитории проекта Антон Яр-Скрябин, архитектор «Студии 44»: «В первую очередь, пространство ориентировано на молодежь, которая учится в Томске. В городе огромное количество молодых людей, нужно было новое современное выставочное пространство, а также лаборатории, в которых будут производиться научные опыты».
***

«Сердце Города»
zooming
Сердце Города, Калининград. Архитекторы: «Студия 44»

Долгосрочный градостроительный проект, отвечающий на вопрос, каким быть историческому центру Калининграда – сердцу города с семивековой историей. Проект охватывает 12 территорий исторического центра. По итогам архитектурного конкурса также победило архитектурное бюро «Студия 44». Развитием проекта занимается Институт территориального развития.
Иван Кожин, ГАП, «Студия 44», проект «Сердце города», Калининград

«Парк на острове Кнайпхоф, где стоит сохранившийся собор, мы предлагаем сделать главным общественным пространством, – рассказывает представитель «Студии 44» архитектор Иван Кожин. – Вокруг парка организуем шесть новых небольших кварталов, которые соответствуют историческим кварталам Кенигсберга и тем историческим городам, которые когда-то составили Кенигсберг. У каждого своя идентичность, и все вместе – это система различных типов пространств, набережных, открытых и закрытых дворов, маленьких улочек, площадей у воды, площадей не у воды».
***

«Фабрика-кухня»
Проект реставрации Фабрики-Кухни под Средневолжский филиал ГЦСИ, Самара

Ещё один перспективный проект – реконструкция «Фабрики-кухни» в Самаре (1930-1932 гг.) под ГЦСИ и развитие центра Самары. Здание выполнено в форме серпа и молота – эта необычная постройка занесена в Фонд мирового наследия ЮНЕСКО. Пока Самарская область ищет деньги на реализацию красивого проекта, в городе создаются и другие очаги сохранения исторического наследия.
Виталий Стадников, Заместитель декана, доцент Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского. Экс-главный архитектор Самары

Виталий Стадников, заместитель декана, доцент Высшей школы урбанистики, экс-главный архитектор Самары, поясняет:
«Мы нашли целый костяк людей, в том числе и депутатов в местных советах, которые начали собирать активистов-землепользователей, гарантов, по сути, поступательного развития территорий. Был проведен «Том Сойер Фест», который показал, что волонтерские технологии экономят не только деньги, но и время в обновлении исторической среды, мы целую часть улицы, полдюжины домов, обновили всего лишь за 1 млн 920 тысяч рублей за два месяца».
***

«Земля Олонхо»
zooming
Земля «Олонхо», Якутия. Конкурсный проект АБ «Атриум»

Один из ключевых проектов Республики Саха (Якутия) по актуализации национального наследия и переустройству Якутска. Он включает создание крупного парка на берегах озера Сайсары и протоки Теплое, нескольких жилых кварталов, бизнес-парка, и главное, масштабного культурного центра.
Антон Надточий,архитектор, АБ «Атриум»

Антон Надточий, бюро «Атриум», один из участников архитектурного конкурса:
«В Якутии очень сильная традиция хороводов. Самый большой хоровод, в который выстроились жители республики, даже попал в Книгу рекордов Гиннесса. В архитектурном проекте нужна была большая площадь круглой формы, чтобы по праздникам водить хороводы, соответственно, она появилась у нас в общественной зоне. Я был удивлен, насколько там народ действительно дышит своей культурой, проникнут своими традициями, мифологией. И мы постарались максимально насытить территорию символами».
***

Культурно-образовательный центр в Махачкале
zooming
Проект создания нового культурно-образовательного центра – «Периметр», г. Махачкала. Победитель конкурса. Тьютор: Хироки Мацура, команда: Анна Петрова, Патрисия Урлан, Джефри Стивенс

Создается по инициативе частного Фонда ПЕРИ. Цель фонда – создание проектов, обеспечивающих доступ молодежи к инновационному образованию.
Полина Филиппова, директор Фонда ПЕРИ (фонд содействия развитию культурных, образовательных и социальных программ)

Полина Филиппова, директор Фонда ПЕРИ:
«На вопрос, довольны ли вы образованием в Махачкале, 87 процентов отвечают «нет». На вопрос, хотели бы вы получить дополнительное образование, 89 процентов отвечают «да». Поэтому мы хотим создать в Махачкале пространство для нового образования, несоответствующего тем нормам и стандартам, к которым в нашей стране, и в Махачкале в частности, люди привыкли. И вот в связи с этим родилась идея построить Образовательно-культурный центр «Периметр», конкурс идей для которого мы провели совместно со школой МАРШ. Это будет полноценный хаб, в котором будет выставочный зал, много лабораторий, в котором будет хостел для приезжающих лекторов».
***


О проекте «Приметы городов»
Инициатор и организатор проекта «Приметы городов» -коммуникационное агентство «Правила Общения». Соорганизатор-ARCHiPEOPLE (сообщество архитекторов, дизайнеров, творческих людей).

Автор и куратор проекта – Юлия Зинкевич
Продюсер конференции – Людмила Малкис
Выставочный дизайн – Илья Мукосей
Фирменный стиль – Максим Журавлев

Партнеры проекта – Британская высшая школа дизайна, курс иллюстрации Виктора Меламеда; световая компания «Сарос»; компании Barlinek, ROCKFON, RRG.
Технические партнеры – CEOFFICE, Milliken.

Сайт проекта: www.primetygorodov.ru

По всем вопросам пишите [email protected]

Группа проекта в Facebook – «Приметы Городов»:
 
Юлия Зинкевич – автор проекта, куратор выставки «Приметы городов», конференции и премии «Приметы городов. Лучшие региональные решения в области девелопмента и реноваций». Руководитель коммуникационного агентства «Правила общения»
Экспертный совет проекта «Приметы городов»
Анна Евстигнеева, координатор проекта и Людмила Малкис, продюсер конференции на выставке «Приметы городов»
Архитектор:
Никита Жиляков
Проект:
Ресторан-клуб «Дом Печати»
Россия, Екатеринбург

2013 — 2014

Учредитель: Олег Кумыш

24 Июня 2016

Похожие статьи
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.