Архсовет Москвы-28

Вчера в ЦДА состоялось выездное заседание Архсовета, где его члены рассмотрели, но не поддержали проекты двух гостиниц – на Большой Якиманке и на Земляном валу.

mainImg
Реконструкция офисного здания под гостиничный комплекс на Большой Якиманке
zooming
Реконструкция офисного здания под гостиничный комплекс. Проектировщик «Хоумленд Архитектура». Заказчик ФГУП ГлавУпДК при МИД России

Проект реконструкции старого офисного здания совету представила гендиректор бюро «Хоумленд Архитектура» Юлия Подольская. Она рассказала, что проектируемая гостиница входит в программу подготовки к ЧМ по футболу, который пройдет в России в 2018 году. В дальнейшем гостиничный комплекс предполагается использовать для дипломатических нужд. Участок проектирования расположен на пересечении улицы Большая Якиманка и 2-го Хвостова переулка. В настоящее время на нем располагаются 4-этажное здание и заброшенные гаражи. Гаражи будут снесены, а здание – расширено в сторону двора и увеличено на один этаж с выходом на эксплуатируемую кровлю. Примыкающую территорию планируется благоустроить, а центральный вход переместить в торец гостиницы со стороны переулка.
zooming
Реконструкция офисного здания под гостиничный комплекс. Проектировщик «Хоумленд Архитектура». Заказчик ФГУП ГлавУпДК при МИД России

Разноликая застройка Якиманки, где нечетная сторона в советское время была почти полностью перестроена, а противоположная, четная – сохранила практически все исторические здания, заставила авторов проекта всерьез задуматься над архитектурным обликом будущей гостиницы. В итоге было создано несколько вариантов решения фасадов, среди которых оказались как исторические стилизации, так и современная архитектура. Совету было представлено два варианта, обыгрывающие тему историзма XIX века с множеством декоративных деталей. Как отмечалось в докладе, была сделана попытка создать яркий образ, узнаваемый и слегка доминирующий над окружением. Для отделки был выбран натуральный камень, штукатурка и лепнина. Цветовое решение – сдержанное, гармонирующее с окружением. В «современном» варианте видеть лаконичный объем с монотонным рисунком навесных фасадов. Матовое остекление чередуется с прозрачным, задавая четкий вертикальный ритм. Первый этаж, решенный в темной клинкерной плитке, слегка утоплен, формируя вдоль здания небольшую прогулочную галерею.
zooming
Реконструкция офисного здания под гостиничный комплекс. Проектировщик «Хоумленд Архитектура». Заказчик ФГУП ГлавУпДК при МИД России
zooming
Реконструкция офисного здания под гостиничный комплекс. Проектировщик «Хоумленд Архитектура». Заказчик ФГУП ГлавУпДК при МИД России

Что касается планировочных решений, то первый этаж сохраняет просторное двухсветное пространство, где размещается большой вестибюль. Здесь же со своим автономным входом со стороны Большой Якиманки устроен ресторан. Все интерьеры общественных зон предлагается решить в «историческом» ключе. Выше этажи гостиницы отданы под номера – всего их будет 62.

Члены совета единодушно восприняли представленный проект критично. Сергей Кузнецов поинтересовался, почему в докладе не было сказано ни слова о том, что участок содержит остатки исторической церкви. «Каким образом она учитывается в новом проекте? И разве не интересно вам как архитекторам обыграть такую важную деталь? К примеру, выделить на фасадах абсиду, выявить историю места в интерьерах?» – поинтересовался Кузнецов. Юлия Подольская ответила, что в мастерской был проведен детальный историко-культурный анализ, который показал, что церковь была разрушена и не использовалась по своему прямому назначению начиная с XIX века. Поэтому сохранять в проекте было практически нечего, кроме контура стен – они хорошо читаются на планах. Представитель Департамента охраны наследия, присутствовавший на заседании, поддержал авторов, объяснив, что перед проектировщиками не стояла задача воссоздания храма, но сохранить его стены они были должны.
zooming
Реконструкция офисного здания под гостиничный комплекс. Проектировщик «Хоумленд Архитектура». Заказчик ФГУП ГлавУпДК при МИД России

Андрею Гнездилову такая постановка вопроса показалась неадекватной: нужно либо восстанавливать храм, либо сносить полностью. Сейчас это выглядит как неумелое приспособление существующего здания с очень измельченными планами. Для гостиницы такое планировочное решение не годится – уверен главный архитектор Института Генплана. Авторы проекта попробовали защититься: «Частичная разборка здания допустима, а полный снос необходимо утверждать на специальной комиссии. Что же касается восстановления, то это может затянуться на долгие годы, в то время как проект требует определенной срочности».
zooming
Реконструкция офисного здания под гостиничный комплекс. Проектировщик «Хоумленд Архитектура». Заказчик ФГУП ГлавУпДК при МИД России

Разобравшись с церковью, члены совета принялись критиковать архитектурную составляющую проекта. Сергею Кузнецову показалось неприемлемым решение надстроенного над зданием объема, обеспечивающего выход на кровлю. По мнению председателя совета, этот элемент выбивается из общей картины и требует кардинального пересмотра. Неясным Кузнецов назвал решение с центральным входом, который на фасаде никак не выделен. Архитекторы объяснили, что, согласно ГПЗУ, они не могли выходить за границы фасадов, которые следуют строго по контуру участка, а значит, не имели возможности сделать козырек или выступающую входную группу. Сергея Кузнецова такой ответ не удовлетворил: существует масса других способов обозначения главного входа, помимо козырька.
zooming
Реконструкция офисного здания под гостиничный комплекс. Проектировщик «Хоумленд Архитектура». Заказчик ФГУП ГлавУпДК при МИД России

Весьма жестко высказался Сергей Чобан. По его мнению, современный вариант в данном городском контексте мог бы быть уместен, но только не в том виде, в котором его представили совету. Сейчас здание напоминает большой чемодан, который и выбивается, и доминирует над окружением, – прокомментировал Чобан. Поэтому его рассматривать никак нельзя. А поскольку других современных версий архитекторы не представили, приходится остановиться на ретроспективных вариантах. Оба они показались Чобану неудачными. Он посоветовал авторам отойти от неуместного и плохо проработанного образа дворца XIX века и создать более спокойное решение. Отказаться от фронтонов, которые здесь получили очень неудачные пропорции, треугольных и слишком крупных карнизов и полукруглого декора. Если внимательней посмотреть на окружение, то везде легко считывается строгий вертикальный и горизонтальный ритм. Поэтому авторам в развертке улицы стоит работать с пластикой горизонтальных карнизов и вертикальных пилястр. Что же касается интерьеров, то и они Сергею Чобану категорически не понравились: «Дизайн помещений вступает в жесткое противоречие со спрятанными под ним стенами старого здания и церкви».
zooming
Реконструкция офисного здания под гостиничный комплекс. Проектировщик «Хоумленд Архитектура». Заказчик ФГУП ГлавУпДК при МИД России

К мнению коллег присоединился и Ханс Штимманн, воспринявший проект с недоумением. Садовое кольцо, по его словам, является энциклопедией московской архитектуры, а новое здание не привносит туда ничего ценного. Подводя итог затянувшемуся обсуждению, Сергей Кузнецов попросил авторов доработать представленный проект, взяв за основу один из «классических вариантов». При этом им следует проявить особое внимание к контексту, проработать кровлю и центральный вход, а также попробовать творчески подойти к наличию на участке церкви, выявив ее в новой архитектуре.

Гостиница на Земляном валу
Гостиница на Земляном валу. Проектировщик «ГРАН». Заказчик «Динас»

Участок проектирования располагается вдоль Садового кольца, недалеко от театра на Таганке и жилого комплекса Юрия Григоряна «Шоколад». Оглядываясь на весьма разнородное окружение, проектировщики из компании «ГРАН» предложили заполнить пустующее место лаконичным, но выразительным 8-этажным объемом. Ситуацию осложнял рельеф улицы с существенным перепадом высот и стесненный участок, зажатый со всех сторон существующими постройками и автомагистралями. В связи с этим была предложена детально проработанная схема движения транспорта и пешеходов, предусматривающая организацию дополнительного съезда на территорию с Садового кольца и устройство тротуара вдоль здания с лестницей и пандусами, преодолевающими перепад рельефа.
Гостиница на Земляном валу. Проектировщик «ГРАН». Заказчик «Динас»
Гостиница на Земляном валу. Проектировщик «ГРАН». Заказчик «Динас»

Для организации входа в гостиницу первый этаж решено было срезать по косой, благодаря чему удалось несколько расширить пешеходную зону. Первые два этажа были отданы под размещение вестибюля, ресторана, кафе, конференц-зала и других общественных функций. Выше расположатся апартаменты и гостиничные номера. Предусмотрено также три подземных этажа, вмещающих паркинг и технические помещения.
Гостиница на Земляном валу. Проектировщик «ГРАН». Заказчик «Динас»

Как рассказал докладчик Андрей Пахомов, архитектура здания продиктована окружением. Авторы постарались учесть ритм улицы с чередованием крупных и мелких объемов, стилистику домов и их масштаб. В результате появился мелкий масштаб деталей на фоне крупного членения всего здания, работающего на движение Садового кольца. Аппликативный эффект на главном фасаде здания и в его торце меняет габариты здания, делая его более тактичным по отношению к среде.
Гостиница на Земляном валу. Проектировщик «ГРАН». Заказчик «Динас»
Гостиница на Земляном валу. Проектировщик «ГРАН». Заказчик «Динас»

Члены совета градостроительное решение одобрили, признав, что проектировщики представили очень профессиональную работу и сумели найти правильный выход из очень непростой ситуации. Андрею Гнездилову понравилось, что проект сохраняет существующий рельеф и практически никак не влияет на ландшафт улицы. При этом Ханс Штимманн пожурил авторов за то, что они уделили недостаточное внимание пешеходам. «Мимо здания очень удобно ехать, но чтобы пройтись пешком, придется преодолеть массу препятствий» – отметил он. Сергей Кузнецов вступился за архитекторов, пояснив, что здесь они сделали все, что могли, а изменить положение магистрали и эстакады вряд ли удастся.
Гостиница на Земляном валу. Проектировщик «ГРАН». Заказчик «Динас»

Также Кузнецов похвалил авторов за остроумное решение с устройством главного входа, который хоть и находится в крайне стесненных условиях, тем не менее, работает на улицу и виден посетителям. Сергей Чобан согласился с коллегами, что работа выполнена грамотно, но обратил внимание проектировщиков на существенную стратегическую ошибку: фасад решен так, словно над маленьким домом нависает другой, большой, что выглядит неуместным в этом конкретном окружении. Авторам, по мнению Чобана, стоит взять за основу ритм соседствующего с участком дома Юрия Григоряна, сделать здание более «честным», спокойным и монолитным, не пытаясь создавать оптические эффекты и «обманывать» город. Это мнение разделили все члены совета и, в итоге, остановились на том, что проект может быть доработан в кротчайшие сроки и рассмотрен повторно в рабочем порядке.

04 Июня 2015

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.