Музей, который тянется к звездам

Музей над парком, музей-парк или здание музея как объект экспозиции… Три версии конкурсного проекта музея науки в Томске от Архитектурного бюро Асадова.

Автор текста:
Анна Городинская

mainImg

Проект:

Конкурсный проект: концепция музея науки и техники в Томске
Россия, Томск, Эуштинская ул., 49а

Авторский коллектив:
А.Р.Асадов, А.А.Асадов, Т.Лебедева, К.Шепета, И.Шевченко, Ю.Шалетри, при участии П.Белковой, Е.Дидоренко
Инженерная концепция: компания Engex, рук. А.Никифоров

 

2014
Международный конкурс на архитектурно-градостроительную концепцию музея науки в Томске, организованный конкурсным бюро САР, прошел осенью 2014 года под девизом «наука для человека» – новый музей должен стать частью крупномасштабного проекта «Томские набережные». О победившем проекте «Студии 44» мы недавно рассказывали. Архитектурное бюро Асадова предложило на конкурс целых три версии музейного здания. Одному из них, который авторы назвали «Через тернии – к звездам» жюри присудило условное второе место: формально места на конкурсе не распределялись, но в процессе судейства проект назвали одним из двух лучших.

Сами Асадовы о своей работе над этим проектом говорят, что уникальная и знаковая для города функция музея с одной стороны, и заповедный природный ландшафт участка – с другой, заставили их искать самые невероятные решения. Действительно, три предложенные архитекторами версии демонстрируют абсолютно разные подходы к решению поставленной задачи.

Версия 1 – «Облако»
В основе – идея стопроцентного сохранения парка и размещения музея прямо над поверхностью озера. Легкий объем неправильной формы, плотно упакованный в оболочку из металлической сетки, с вынесенными наружу консолями выставочных зон и прямоугольниками смотровых окон-иллюминаторов, подобно облаку, накрывает поверхность воды. На берегу остается только холм входной группы, едва заметный в окружающем ландшафте. Сооружение напоминает межзвездный корабль, пришвартованный к набережной тонкой цепью эскалатора, ведущего из вестибюля в экспозиционные пространства. Помимо этого постоянно движущегося пути вверх-вниз, с землей «Облако» соединяют только эвакуационные лестницы с пассажирскими и загрузочными лифтами. Ощущение инопланетного корабля усиливается присутствием верхней открытой смотровой площадки-палубы – ее роль играет эксплуатируемая кровля.

Вероятно, именно так мог бы выглядеть не столько музей науки, сколько музей научной фантастики… Хотя, кто знает, где сегодня проходит граница между ними?
Музей науки и техники в Томске © Архитектурное бюро Асадова
zooming
Музей науки и техники в Томске (версия 1 – «Облако») © Архитектурное бюро Асадова
zooming
Музей науки и техники в Томске (версия 1 – «Облако») © Архитектурное бюро Асадова

Версия 2 – «Холм»
Эту версию, над которой авторы работали параллельно с «Облаком», они считают ее альтернативным вариантом. Здесь, в отличие от Версии 1, в основу положена идея максимального растворения объекта в природе. Оставив вход практически на том же месте, архитекторы «отошли» от берега и развернули комплекс музея на 180о. Идея вестибюльного холма трансформировалась в решение спрятать в нем весь основной объем музея. Заглубленный относительно земли и поросший вновь высаженными деревьями холм-музей просто мимикрировал в пространство парка. Его присутствие выдает только взлетевший вверх прозрачный парус блока лабораторий, остекленный фасад которого днем, подобно гигантскому зеркалу, отражает окружающий пейзаж, а вечером должен становиться медиа-экраном, транслирующим арт-инсталляции математических алгоритмов.
zooming
Музей науки и техники в Томске (версия 2 – «Холм») © Архитектурное бюро Асадова
zooming
Музей науки и техники в Томске (версия 2 – «Холм») © Архитектурное бюро Асадова

Версия 3 – «Через тернии к звездам»
Таким образом в двух первых версиях были сформулированы два взаимоисключающих подхода к проекту – музей над парком или музей-парк. Третья версия – это, вероятнее всего, попытка либо их объединить, либо найти третий путь, преимущества которого можно было бы противопоставить достоинствам и первого, и второго.

Ради максимального сохранения парка здание почти вплотную прижали к существующему корпусу университета и вытянули между озером и подъездной дорогой. По замыслу авторов, «вбирая в себя все «соки ландшафта», музей постепенно набирает высоту и взмывает вверх башней-маяком». В этой версии экспозицией становится всё, начиная с фасада, заканчивая последним клапаном в системе вентиляции. Рельефная складчатость поверхности наружных стен достигается использованием объемных алюминиевых панелей, работающих на контрасте с гладкой прозрачностью витражей. Зеленые кровли, выполненные по системе экстенсивного озеленения, не требуют дополнительного ухода. Они же обеспечивают дополнительную защиту здания от шума, холода и перегрева, снижая нагрузки на системы отопления и кондиционирования. А в них здесь, действительно, продумано, придумано и предусмотрено все, что может быть сегодня интерпретировано как техническое достижение и инновация. И не просто предусмотрено, а еще и наглядно продемонстрировано: с помощью целого ряда хитроумных решений, вся инженерная инфраструктура музея превращена в интерактивную инсталляцию, работу которой публика сможет постоянно наблюдать на специальных дисплеях.
zooming
Музей науки и техники в Томске © Архитектурное бюро Асадова
zooming
Музей науки и техники в Томске © Архитектурное бюро Асадова
zooming
Музей науки и техники в Томске © Архитектурное бюро Асадова
zooming
Музей науки и техники в Томске © Архитектурное бюро Асадова

Ради столь актуальной в современном мире энергоэффективности Асадовы и их партнеры по инженерии, компания Engex используют всё, что только возможно, включая систему вентиляции с переменным расходом воздуха, работающую по сигналам датчиков углекислого газа. Форма комплекса дает возможность устройства гибридной вентиляции с использованием «земляного канала», расположенного вдоль озера, и «солнечной трубы», чью роль исполняет объем башни. При прохождении воздуха через «земляной канал» происходит его охлаждение или нагрев, что снижает затраты на обработку. Из-за разности температур снаружи и внутри создается тяга, обеспечивающая движение, усиленное «солнечной трубой». Если естественной тяги становится недостаточно, автоматически включаются вентиляторы. Это позволяет обойтись без привычно уродующих здание вентустановок на крышах.

Учитывается даже то, что при работе естественной вентиляции возможна выработка энергии за счет раскрутки лопастей вентилятора потоком вытяжного воздуха в «солнечной трубе». Это помогает аккумулировать энергию. Отсутствие в экспозиции живописных полотен и инкунабул дает возможность снизить затраты энергии на отопление за счет понижения температур помещений ниже расчетных в нерабочие часы и в ночное время… Одним словом, здание музея само по себе – экспонат науки и техники. Всё оно – наука для человека.
zooming
Схема © Архитектурное бюро Асадова
Схема инженерных элементов © Архитектурное бюро Асадов

Выставочное пространство организовано по принципу анфилады, в которой перед посетителем постепенно раскрываются все экспозиции. Начиная движение от главного входа, публика проходит через все залы к озеру – его хорошо видно за витражом, открытым в парк, затем поднимается на второй уровень, откуда можно окинуть взглядом пройденный путь и идти дальше. На этом же уровне располагается конференц-зал – трансформер и научный театр. Кульминация экспозиции – многосветное пространство внутри башни, где размещены наиболее масштабные экспонаты. Поднимаясь по пандусу, к которому примыкают учебные лаборатории, неминуемо попадаешь на верхний уровень с панорамным кафе и обсерваторией. С южной стороны здесь установлены солнечные коллекторы и ветрогенераторы, вырабатывающие энергию для здания – интерактивное дополнение к экспозиции.

Естественным продолжением выставочной коллекции становится парк: новая сеть дорожек соединяет площадки с экспонатами и формирует единое познавательно-рекреационное пространство. Поверхность озера превращается в площадку для научных экспериментов, связанных с водой. Участок набережной, расположенный в «хвосте» музея, трансформируется в активное публичное пространство, используемое для проведения workshop’ов на открытом воздухе. Кровля музея продолжает уличную экспозицию, увеличивая пространство парка и обеспечивая дополнительные эвакуационные выходы из выставочных залов.
zooming
Музей науки и техники в Томске. Интерьер © Архитектурное бюро Асадова
zooming
Музей науки и техники в Томске. Интерьер © Архитектурное бюро Асадова

Как ни странно, но именно крыша, которая дает зданию такие потрясающие возможности и формирует его необычный, обращающий на себя внимание силуэт, показалась экспертам решением, не совсем подходящим для сибирского климата. Но ведь авторы сами определили свой путь: через тернии к звездам. Очень по-современному он, экономя энергию, защищая среду, одновременно бросает вызов природе в части климатических сложностей, протягивая дерзкий «нос», чей силуэт напоминает московский памятник ракете на Звездном бульваре, к небу, в космос – такой получился шестидесятнический, прогрессистский подход к науке.
 
zooming
Ситуационный план © Архитектурное бюро Асадова
zooming
Музей науки и техники в Томске © Архитектурное бюро Асадова
zooming
Музей науки и техники в Томске © Архитектурное бюро Асадова
zooming
Разрез © Архитектурное бюро Асадова
zooming
План © Архитектурное бюро Асадова


Проект:

Конкурсный проект: концепция музея науки и техники в Томске
Россия, Томск, Эуштинская ул., 49а

Авторский коллектив:
А.Р.Асадов, А.А.Асадов, Т.Лебедева, К.Шепета, И.Шевченко, Ю.Шалетри, при участии П.Белковой, Е.Дидоренко
Инженерная концепция: компания Engex, рук. А.Никифоров

 

2014

23 Марта 2015

Автор текста:

Анна Городинская

Технологии и материалы

Condair – партнёр архитекторов
Награждать архитекторов деловыми профессиональными поездками мы решили на постоянной основе. Это даст возможность архитекторам совершенствоваться, получать новые знания и посмотреть на мир с позиции людей, создающих качественный воздух в архитектурных пространствах.
Life Challenge 2020: проекты российских архитекторов борются...
Стартовал международный конкурс Baumit на лучшие европейские фасады Life Challenge 2020, в котором принимают участие более 300 работ из 25 стран. Раз в два года профессиональное жюри выбирает самый яркий и неповторимый проект. В этом году за престижную премию будут бороться российские архитекторы. С февраля по апрель также проходит открытое голосование за лучшее оформление здания.
ArchYouth-2020: объявлены победители III сезона
Каждый из победителей детально разобрался в тонкостях остекления своего проекта, правильно рассчитал формулы стеклопакетов, подобрал стёкла и профильные системы.
Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.

Сейчас на главной

Сечение «Армады»
Клубный дом в историческом центре Екатеринбурга превращает разновысотность в основу образа: скос его силуэта созвучен скатным кровлям старых зданий, но он же становится ярким и современным пластическим акцентом.
Умер Майкл Соркин
Скончался американский архитектор, урбанист и публицист Майкл Соркин – второй, после Витторио Греготти, крупный архитектурный деятель, ставший жертвой коронавируса.
Александра Черткова: «Для нас принципиально важно...
В преддверии выставки «Город: детали», которая должна была открыться сегодня на ВДНХ, а теперь перенеслась на неопределенный срок, архитектор и партнер бюро «Дружба» Александра Черткова рассказала об основных принципах создания комфортного пространства для детей, ключевых трендах в проектировании детских площадок, а также о том, как москвичи принимают участие в городском развитии.
Очевидные неочевидности на улицах Нью-Йорка
Публикуем 7 главок из новой книги Strelka Press «Код города. 100 наблюдений, которые помогут понять город» Анне Миколайт и Морица Пюркхауэра – собрания замеченных авторами закономерностей, которые пригодятся при проектировании городской среды.
Каменная мозаика
Универмаг Galleria по проекту бюро OMA в южнокорейском Квангё получил «мозаичный» фасад из 12 000 гранитных и 2500 стеклянных треугольников.
Салют Кикоину!
Проект-победитель конкурса Малых городов для Новоуральска прославляет знаменитого физика, а также превращает бульвар на окраине в одно из главных общественных пространств.
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Лестница без конца
Берлинское бюро Barkow Leibinger создало декорации для постановки оперы «Фиделио» Людвига ван Бетховена в венском Театре ан дер Вин. Режиссер – Кристоф Вальц, дважды лауреат «Оскара» за роли в фильмах Квентина Тарантино.
Пресса: Выживет ли урбанистика в России
Урбанистика сегодня в России — синоним воровства. Если человек посадил дерево или построил дом, то понятно зачем. Чтобы стибрить, вот зачем. Отсюда вопрос об урбанизме в России будущего — по крайней мере, если мы исходим из надежды, что дальше должно быть как-то лучше,— решается однозначно: его не будет <...>
Мрамор среди домн
Библиотека Люксембургского университета на территории бывшего сталелитейного завода – это перестроенное мастерской Valentiny Hvp Architects хранилище для руды.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
«Дом бездомных»
Католический приют для социально незащищенных людей в деревне на юго-востоке Польши построен по проекту бюро xystudio с бережным отношением к окружающей среде.
Драгоценное пространство
Evotion design и T+T architects сообщили о завершении интерьера штаб-квартиры Сбербанка на Кутузовском проспекте. В центре атриума здесь парит переговорная-«Диамант», и все похоже на шкатулку с драгоценностями, в том числе высокотехнологичными.
Берег Дона
Проект из числа победителей конкурса Малых городов посвящен благоустройству берега реки Дон в промышленой части городка Данков, небольшого, но экономически успешного.
Реконструкция с чувством
Перед стартом курса МАРШ Re(New), слушатели которого будут работать со зданиями Хлопкопрядильной фабрики, куратор Дарья Минеева рассуждает о смысле и путях реконструкции.
Живописное жилье
В новом нью-йоркском комплексе Denizen Bushwick – 900 квартир, из которых 20% доступных, а высокую плотность смягчает монументальное искусство, озеленение и разнообразная инфраструктура. Авторы проекта – бюро ODA.
Верста на соляных берегах
Пешеходный маршрут с уклоном в туризм и исторические реконструкции, но не без спорта: проект-победитель конкурса Малых городов для Соликамска.
Большая маленькая победа
В небольшой по масштабу школе в Домодедове бюро ASADOV_ мастерски справилось с ограничениями в виде скромного бюджета и жестких лимитов площади, спроектировав светлые классы, гуманные рекреации и даже многосветный атриум с амфитеатром, ставший центром школьной жизни.
Чандигарх: фрагменты модернистской утопии
Публикуем фотографии и эссе Роберто Конте об архитектуре Чандигарха – от прославленного Капитолия Ле Корбюзье до менее известных жилых домов, кинотеатров, вузовских корпусов авторства его соратников и последователей.
Здание как Интернет
В культурно-общественном центре Forum Groningen по проекту NL Architects на севере Нидерландов можно бродить и находить информацию по всем областям знаний так же свободно, как во Всемирной сети.
Высокая горка
Начинаем публикацию проектов, победивших в конкурсе «Исторические поселения и малые города». Первый присланный – проект для Новохопёрска. Он соединяет две части города, вписан в пешеходные маршруты и эффектно использует ландшафтные красоты.
АБ Крупный план: «Важно, чтобы форма не была случайной,...
Беседа с Сергеем Никешкиным и Андреем Михайловым, партнерами-сооснователями архитектурно-инжиниринговой компании «Крупный план» – о ее структуре и истории развития, принципах, поиске формы и понятии современности.
Коворкинг под вуалью
Бюро Cano Lasso Arquitectos дало фасаду лондонского коворкинга полимерную «вуаль», а интерьер превратило в фантастический ландшафт – в соответствии с идеями заказчика, борющейся со скукой арендаторов компании Second Home.
Искушение традицией
В вилле по проекту Simone Subissati Architects в итальянской области Марке соединены геометрия традиционных сельских домов и идеи радикальной архитектуры 1970-х.
Градсовет 4.03.2020
Как паркинг привел к разговору об энергоэффективности, а памятник Федору Ушакову поднял проблему восстановления собора.
Социо-биология ландшафта
Список новых типологий общественных пространств и объектов вновь пополнился благодаря бюро Wowhaus. На этот раз команда предложила кардинально новый для России подход к созданию места общения людей и животных
Старое и новое на техасском солнце
Промышленный комплекс начала XX века в пригороде столицы Техаса Остина, сохранив свой облик, вместил после реконструкции по проекту бюро Cushing Terrell рестораны, магазины, учреждения сервиса и общественные пространства.
Малые города: 2020/2021
В конце февраля Минстрой объявил 80 победителей конкурса «Малых городов», призовой фонд которого теперь, на третий год проведения, увеличен вдвое, с 5 до 11 млрд рублей. Перечисляем победителей, рассматриваем несколько проектов.
Под взглядом ангелов с небес
Юбилейная выставка «Студии 44» в эрмитажном Генштабе амбициозна, масштабна и разнообразна. Ее задача – показать архитектуру со всех сторон: через кино, макет, чертеж, инсталляцию, и наконец через произведение, саму Анфиладу, которую выставка раскрывает, интенсифицирует и заставляет работать так, как было с самого начала задумано.
Имена многократного использования
Дублинское бюро Grafton стало лауреатом Притцкеровской премии-2020: это лишь последняя из града наград и других знаков признания, который сыпется на основательниц этой мастерской в последние годы.
Проект «в рубчик»
Бюро FTA Group превратило фабрику по производству вельвета в Шанхае в комплекс офисных и сервисных пространств, сохранив историю места – в общем и в деталях.
Новая версия старого города
Дом на Малой Ордынке, 19 идеально вписался в строй улицы и даже как будто выправил ее, задал новый тон – фактуры, блеска, «солнечного» тепла и одновременно сдержанной гармонии всех этих необходимых составляющих архитектуры дорогого современного дома.
Горки Дружбы
Детская площадка дома на Малой Ордынке, 19, подается и авторами, и девелопером как произведение с отдельной ценностью. Она, действительно, насыщена: как функциями, так и пространством, и пластикой.
Гай Имз: «У Альметьевска есть возможность стать аналогом...
Международный куратор конкурса на мастер-план Альметьевска, глава совета по экостроительству, на примерах рассказывает о перспективах конкурса и города, а также о состоянии и возможностях движения по охране среды в России.
Проектируя себя
В марте в МАРШ стартуют два интенсива, которые помогут архитекторам выстроить бизнес-стратегию, а также найти и сформулировать миссию. Подробности от куратора курса.
Огород на крыше
В центре Оберхаузена на западе Германии бюро Kuehn Malvezzi построило здание центра занятости с теплицей на крыше: там муниципалитет выращивает салат, зелень и клубнику, а институт Фраунгофера – исследует «закольцованные» производственные системы.