23.03.2015

Музей, который тянется к звездам

Музей над парком, музей-парк или здание музея как объект экспозиции… Три версии конкурсного проекта музея науки в Томске от Архитектурного бюро Асадова.

информация:

Музей науки и техники в Томске © Архитектурное бюро Асадова
Музей науки и техники в Томске © Архитектурное бюро Асадоваоткрыть большое изображение

Международный конкурс на архитектурно-градостроительную концепцию музея науки в Томске, организованный конкурсным бюро САР, прошел осенью 2014 года под девизом «наука для человека» – новый музей должен стать частью крупномасштабного проекта «Томские набережные». О победившем проекте «Студии 44» мы недавно рассказывали. Архитектурное бюро Асадова предложило на конкурс целых три версии музейного здания. Одному из них, который авторы назвали «Через тернии – к звездам» жюри присудило условное второе место: формально места на конкурсе не распределялись, но в процессе судейства проект назвали одним из двух лучших.

Сами Асадовы о своей работе над этим проектом говорят, что уникальная и знаковая для города функция музея с одной стороны, и заповедный природный ландшафт участка – с другой, заставили их искать самые невероятные решения. Действительно, три предложенные архитекторами версии демонстрируют абсолютно разные подходы к решению поставленной задачи.

Версия 1 – «Облако»
В основе – идея стопроцентного сохранения парка и размещения музея прямо над поверхностью озера. Легкий объем неправильной формы, плотно упакованный в оболочку из металлической сетки, с вынесенными наружу консолями выставочных зон и прямоугольниками смотровых окон-иллюминаторов, подобно облаку, накрывает поверхность воды. На берегу остается только холм входной группы, едва заметный в окружающем ландшафте. Сооружение напоминает межзвездный корабль, пришвартованный к набережной тонкой цепью эскалатора, ведущего из вестибюля в экспозиционные пространства. Помимо этого постоянно движущегося пути вверх-вниз, с землей «Облако» соединяют только эвакуационные лестницы с пассажирскими и загрузочными лифтами. Ощущение инопланетного корабля усиливается присутствием верхней открытой смотровой площадки-палубы – ее роль играет эксплуатируемая кровля.

Вероятно, именно так мог бы выглядеть не столько музей науки, сколько музей научной фантастики… Хотя, кто знает, где сегодня проходит граница между ними?
Музей науки и техники в Томске (версия 1 – «Облако») © Архитектурное бюро Асадова
Музей науки и техники в Томске (версия 1 – «Облако») © Архитектурное бюро Асадова
Музей науки и техники в Томске (версия 1 – «Облако») © Архитектурное бюро Асадова
Музей науки и техники в Томске (версия 1 – «Облако») © Архитектурное бюро Асадова

Версия 2 – «Холм»
Эту версию, над которой авторы работали параллельно с «Облаком», они считают ее альтернативным вариантом. Здесь, в отличие от Версии 1, в основу положена идея максимального растворения объекта в природе. Оставив вход практически на том же месте, архитекторы «отошли» от берега и развернули комплекс музея на 180о. Идея вестибюльного холма трансформировалась в решение спрятать в нем весь основной объем музея. Заглубленный относительно земли и поросший вновь высаженными деревьями холм-музей просто мимикрировал в пространство парка. Его присутствие выдает только взлетевший вверх прозрачный парус блока лабораторий, остекленный фасад которого днем, подобно гигантскому зеркалу, отражает окружающий пейзаж, а вечером должен становиться медиа-экраном, транслирующим арт-инсталляции математических алгоритмов.
Музей науки и техники в Томске (версия 2 – «Холм») © Архитектурное бюро Асадова
Музей науки и техники в Томске (версия 2 – «Холм») © Архитектурное бюро Асадова
Музей науки и техники в Томске (версия 2 – «Холм») © Архитектурное бюро Асадова
Музей науки и техники в Томске (версия 2 – «Холм») © Архитектурное бюро Асадова

Версия 3 – «Через тернии к звездам»
Таким образом в двух первых версиях были сформулированы два взаимоисключающих подхода к проекту – музей над парком или музей-парк. Третья версия – это, вероятнее всего, попытка либо их объединить, либо найти третий путь, преимущества которого можно было бы противопоставить достоинствам и первого, и второго.

Ради максимального сохранения парка здание почти вплотную прижали к существующему корпусу университета и вытянули между озером и подъездной дорогой. По замыслу авторов, «вбирая в себя все «соки ландшафта», музей постепенно набирает высоту и взмывает вверх башней-маяком». В этой версии экспозицией становится всё, начиная с фасада, заканчивая последним клапаном в системе вентиляции. Рельефная складчатость поверхности наружных стен достигается использованием объемных алюминиевых панелей, работающих на контрасте с гладкой прозрачностью витражей. Зеленые кровли, выполненные по системе экстенсивного озеленения, не требуют дополнительного ухода. Они же обеспечивают дополнительную защиту здания от шума, холода и перегрева, снижая нагрузки на системы отопления и кондиционирования. А в них здесь, действительно, продумано, придумано и предусмотрено все, что может быть сегодня интерпретировано как техническое достижение и инновация. И не просто предусмотрено, а еще и наглядно продемонстрировано: с помощью целого ряда хитроумных решений, вся инженерная инфраструктура музея превращена в интерактивную инсталляцию, работу которой публика сможет постоянно наблюдать на специальных дисплеях.
Музей науки и техники в Томске © Архитектурное бюро Асадова
Музей науки и техники в Томске © Архитектурное бюро Асадова
Музей науки и техники в Томске © Архитектурное бюро Асадова
Музей науки и техники в Томске © Архитектурное бюро Асадова
Музей науки и техники в Томске © Архитектурное бюро Асадова
Музей науки и техники в Томске © Архитектурное бюро Асадова
Музей науки и техники в Томске © Архитектурное бюро Асадова
Музей науки и техники в Томске © Архитектурное бюро Асадова

Ради столь актуальной в современном мире энергоэффективности Асадовы и их партнеры по инженерии, компания Engex используют всё, что только возможно, включая систему вентиляции с переменным расходом воздуха, работающую по сигналам датчиков углекислого газа. Форма комплекса дает возможность устройства гибридной вентиляции с использованием «земляного канала», расположенного вдоль озера, и «солнечной трубы», чью роль исполняет объем башни. При прохождении воздуха через «земляной канал» происходит его охлаждение или нагрев, что снижает затраты на обработку. Из-за разности температур снаружи и внутри создается тяга, обеспечивающая движение, усиленное «солнечной трубой». Если естественной тяги становится недостаточно, автоматически включаются вентиляторы. Это позволяет обойтись без привычно уродующих здание вентустановок на крышах.

Учитывается даже то, что при работе естественной вентиляции возможна выработка энергии за счет раскрутки лопастей вентилятора потоком вытяжного воздуха в «солнечной трубе». Это помогает аккумулировать энергию. Отсутствие в экспозиции живописных полотен и инкунабул дает возможность снизить затраты энергии на отопление за счет понижения температур помещений ниже расчетных в нерабочие часы и в ночное время… Одним словом, здание музея само по себе – экспонат науки и техники. Всё оно – наука для человека.
Схема © Архитектурное бюро Асадова
Схема © Архитектурное бюро Асадова
Схема инженерных элементов © Архитектурное бюро Асадов
Схема инженерных элементов © Архитектурное бюро Асадовоткрыть большое изображение

Выставочное пространство организовано по принципу анфилады, в которой перед посетителем постепенно раскрываются все экспозиции. Начиная движение от главного входа, публика проходит через все залы к озеру – его хорошо видно за витражом, открытым в парк, затем поднимается на второй уровень, откуда можно окинуть взглядом пройденный путь и идти дальше. На этом же уровне располагается конференц-зал – трансформер и научный театр. Кульминация экспозиции – многосветное пространство внутри башни, где размещены наиболее масштабные экспонаты. Поднимаясь по пандусу, к которому примыкают учебные лаборатории, неминуемо попадаешь на верхний уровень с панорамным кафе и обсерваторией. С южной стороны здесь установлены солнечные коллекторы и ветрогенераторы, вырабатывающие энергию для здания – интерактивное дополнение к экспозиции.

Естественным продолжением выставочной коллекции становится парк: новая сеть дорожек соединяет площадки с экспонатами и формирует единое познавательно-рекреационное пространство. Поверхность озера превращается в площадку для научных экспериментов, связанных с водой. Участок набережной, расположенный в «хвосте» музея, трансформируется в активное публичное пространство, используемое для проведения workshop’ов на открытом воздухе. Кровля музея продолжает уличную экспозицию, увеличивая пространство парка и обеспечивая дополнительные эвакуационные выходы из выставочных залов.
Музей науки и техники в Томске. Интерьер © Архитектурное бюро Асадова
Музей науки и техники в Томске. Интерьер © Архитектурное бюро Асадова
Музей науки и техники в Томске. Интерьер © Архитектурное бюро Асадова
Музей науки и техники в Томске. Интерьер © Архитектурное бюро Асадова

Как ни странно, но именно крыша, которая дает зданию такие потрясающие возможности и формирует его необычный, обращающий на себя внимание силуэт, показалась экспертам решением, не совсем подходящим для сибирского климата. Но ведь авторы сами определили свой путь: через тернии к звездам. Очень по-современному он, экономя энергию, защищая среду, одновременно бросает вызов природе в части климатических сложностей, протягивая дерзкий «нос», чей силуэт напоминает московский памятник ракете на Звездном бульваре, к небу, в космос – такой получился шестидесятнический, прогрессистский подход к науке.
 
Ситуационный план © Архитектурное бюро Асадова
Ситуационный план © Архитектурное бюро Асадова
Музей науки и техники в Томске © Архитектурное бюро Асадова
Музей науки и техники в Томске © Архитектурное бюро Асадова
Музей науки и техники в Томске © Архитектурное бюро Асадова
Музей науки и техники в Томске © Архитектурное бюро Асадова
Разрез © Архитектурное бюро Асадова
Разрез © Архитектурное бюро Асадова
План © Архитектурное бюро Асадова
План © Архитектурное бюро Асадова

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Александр Попов
  • Всеволод Медведев
  • Илья Машков
  • Тотан Кузембаев
  • Арсений Леонович
  • Алексей Гинзбург
  • Николай Миловидов
  • Антон Надточий
  • Антон Бондаренко
  • Константин Ходнев
  • Василий Крапивин
  • Никита Токарев
  • Анатолий Столярчук
  • Никита Явейн
  • Зураб Басария
  • Владимир Ковалёв
  • Александра Кузьмина
  • Юлий Борисов
  • Левон Айрапетов
  • Павел Андреев
  • Алексей Курков
  • Александр Асадов
  • Сергей Труханов
  • Вера Бутко
  • Екатерина Кузнецова
  • Владимир Биндеман
  • Иван Кожин
  • Сергей Чобан
  • Антон Ладыгин
  • Олег Карлсон
  • Сергей Сенкевич
  • Антон Яр-Скрябин
  • Антон Лукомский
  • Андрей Асадов
  • Михаил Канунников
  • Сергей Скуратов
  • Юлия Тряскина
  • Сергей Кузнецов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Роман Леонидов
  • Наталья Сидорова
  • Никита Бирюков
  • Карен Сапричян
  • Валерия Преображенская
  • Дмитрий Селивохин
  • Дмитрий Ликин
  • Екатерина Грень
  • Дмитрий Васильев
  • Даниил Лоренц
  • Андрей Гнездилов
  • Александр Скокан
  • Евгений Герасимов
  • Андрей Романов
  • Валерий Лукомский
  • Полина Воеводина
  • Антон Барклянский
  • Александр Бровкин
  • Игорь Шварцман
  • Сергей  Орешкин
  • Олег Шапиро
  • Олег Мединский
  • Владимир Плоткин
  • Илья Уткин
  • Наталия Шилова
  • Станислав Белых

Постройки и проекты (новые записи):

  • Дом «KINO»
  • Мемориал жертвам политических репрессий на проспекте Сахарова, конкурсный проект
  • Международный медицинский кластер в Сколково. Диагностический и терапевтический корпус
  • Моносад на московском монорельсе
  • Спортивный центр Nike Box MSK
  • Павильон в парке Горького
  • ШАР перед Даниловским рынком
  • ЖК «Палникс»
  • Эскиз застройки территории заводов «Химволокно» и «Пластполимер»

Технологии:

06.07.2018

Кирпич без границ

Представляем лауреатов Brick Award 2018 – премии, учрежденной компанией Wienerberger за выдающиеся здания, построенные из керамических материалов.
Wienerberger (Винербергер)
04.07.2018

Кондиционеры на фасадах

Рассматриваем еще раз острую проблему кондиционеров на фасаде. Свое мнение высказали архитекторы, девелоперы и специалисты по фасадным системам.
ТехноДекорСтрой
02.07.2018

Птица на гараже

Деконструированный «Птеродактиль» Эрика Мосса в Карвер-Сити сделан из титан-цинка.
RHEINZINK
29.06.2018

Остекление палубы теплохода как главный фактор коммерческого успеха

Безрамное раздвижное остекление Lumon на теплоходе «Ласточка-2»
ЗАО "Лумoн"(LUMON)
18.06.2018

Архитектура из «гипюра»

Что нашли в деталях из Ductal® Жан Нувель, Фрэнк Гери, Ренцо Пьяно и Руди Ричотти? Какие возможности дает этот инновационный материал для архитекторов? Об этом – в интервью с Паскалем Пине, бизнес-инженером направления Ductal® компании LafargeHolcim.
другие статьи