Дипломы МАРШ: «Пере-Зарядье»

Продолжаем публикацию дипломных проектов студентов архитектурной школы МАРШ. Студия Евгения Асса и Кирилла Асса.

mainImg
Евгений Асс в качестве темы для исследования предложил своим студентам еще раз обратиться к самой дорогой, самой проблемной и политизированной площадке в историческом центре Москвы – к Зарядью. Несмотря на решение властей города о создании на этом месте большого городского парка и несмотря на успешно проведенный конкурс, тема Зарядья, по мнению дипломных руководителей студии, еще не закрыта. В связи с этим учащимся был задан вопрос, действительно ли парк является лучшим и единственным решением для данной территории и для Москвы в целом? В течение всего образовательного курса этого года они пытались ответить на поставленный вопрос, по-новому осмыслить место, рассматривая его как неотъемлемую часть города.

Учебный процесс начался с глубокого исследования пространственной и функциональной организации исторических центров крупнейших городов мира. Подробный исторический анализ территории и в разное время разработанных для нее проектных предложений позволил детально познакомиться с участком, понять его основные особенности, проследить этапы эволюции. Следующим шагом стала совместная разработка концепции развития и генерального плана Зарядья. Сложная и многосторонняя работа над генпланом, в которой были задействованы не только сами студенты и их педагоги, но и приглашенные эксперты и консультанты, была завершена только в феврале. Последней стадией стали индивидуальные проекты отдельных зданий, встроенных в общий генплан, самостоятельно спроектированные каждым студентом.
Генеральный план Зарядья

Евгений Асс,
руководитель студии :

«Тема «Пере-Зарядье» возникла как попытка переосмысления того подхода к данной территории, который был выработан в результате проведенного международного конкурса на концепцию парка «Зарядье». Решение о создании на этом месте парка я, как и многие мои коллеги, не считаю однозначно самым удачным и единственным возможным. Поэтому было интересно подумать, как выглядело бы это место, если, не принимая во внимание его почти сакральное значение, там было бы принято решение о появлении обычной городской застройки. И уже первые наши исследования, консультации с экспертами, представителями бизнеса, культурологами и специалистами по транспорту показали, что такая перспектива возможна и не лишена смысла.

Была проведена огромная исследовательская работа, которая с новой и довольно необычной точки зрения рассматривает площадку в общем контексте московского центра. Проектные решения охватывают не только Зарядье, но и прилегающие территории – Красную площадь, Кремль, улицу Варварка, Москворецкий мост и т.д. Анализ участка вскрыл много неожиданных подробностей относительно жизни этого района, в котором на сегодняшний день располагаются в основном административные здания, закрытые для публики, а большая часть территории не имеет проницаемости, из-за чего посетителей там совсем немного. В своем генплане мы как раз и попытались эти проблемы решить.

Совместная работа нашей студии над генеральным планом участка шла полгода. Мы не ставили задачу воспроизведения старой застройки, даже сетка улиц рассматривалась в перспективе всех временных изменений, а не буквального следования оригинальной планировке. Хотя, разумеется, главные исторические трассы, сохраняющие структуру места, учитывались. Студенты работали над созданием застройки, характерной для городского центра, где большая часть зданий отдана под жилье, а их первые этажи отведены под общественные функции – от магазинов и кафе до книжных центров и художественных галерей. В феврале была утверждена основная структура мастер-плана, определен функциональный состав зданий, из числа которых каждый студент выбрал себе одно для создания индивидуального проекта.

Была сформирована довольно разнообразная и функционально насыщенная застройка. Подавляющее большинство жилых зданий включают в свой состав дополнительные функции – киноцентры, библиотеки, галереи. Также были предусмотрены две гостиницы и необходимая для жилого района, в котором по нашим подсчетам должно проживать порядка 4,5 тысяч человек, школа. Как дополнительный центр культуры общегородского значения на территории района появился музыкальный вуз. Нам хотелось, чтобы в этом районе присутствовали такие культурные очаги, при этом мы намеренно избегали появления крупномасштабных объектов, способных привлечь большое количество публики, чтобы избежать транспортных осложнений.

В результате получилось пространство с большим количеством зелени, пешеходных дорог и бульваров. Необычно обыграна набережная, вдоль которой проходит линия трамвая, пересекающая и всю Красную площадь. В проекте много радикальных предложений, которые стали поводом для продолжения дискуссии вокруг Зарядья. Этот проект неизбежно вызвал большой интерес и волну социально-политических обсуждений, затронувших весь исторический центр Москвы. Это вовсе не означает, что мы пытаемся отменить распоряжение правительства и результаты конкурса. Но поставить такую проблему перед городом, нам казалось важным. На мой взгляд, для школы МАРШ и для московского градостроительства в целом этот опыт был полезным и поучительным.

Что касается индивидуальных проектов, то студенты предложили массу своеобразных и талантливых решений. Перед ними была поставлена конкретная задача создать нормальный город, поэтому никаких иконических сооружений заведомо не предполагалось, напротив – требовалось спроектировать серьезные и качественные сооружения. И они с этим отлично справились. Проекты получились достаточно разнообразными. Мне кажется, что ребята получили удовольствие от этой работы и успели глубоко проникнуть в проблемы Москвы и ее исторического центра».

Публикуем дипломные проекты, отмеченные руководителем студии:

Валерия Самович. Жилой комплекс с театром
Лера Самович. Жилой комплекс с театром

Сложный и необычный проект включает группу жилых домов, которые помимо собственно жилой функции вмещают театр и другие учреждения культуры. Комплекс частично выходит на набережную, открывая красивый вид из окон жилых квартир, а частично формирует пешеходную театральную улицу.
Лера Самович. Жилой комплекс с театром
Лера Самович. Жилой комплекс с театром
Лера Самович. Жилой комплекс с театром
Лера Самович. Жилой комплекс с театром

Мария Карцева. Многофункциональный комплекс
Мария Карцева. Многофункциональный комплекс

Мария Карцева разработала интересную типологию необычно широкого корпуса размером почти в квартал. Уникальное сооружение с довольно сложной центральной системой коммуникаций объединяет жилой дом, общежитие и офисы.
Мария Карцева. Многофункциональный комплекс
Мария Карцева. Многофункциональный комплекс
Мария Карцева. Многофункциональный комплекс

Анастасия Вайнберг. Высшая музыкальная школа
Ася Вайнберг. Высшая музыкальная школа

Проект интересен в первую очередь с точки зрения градостроительного решения. Автор решительно встраивает здание внутрь квартала, обращая его фасады сразу к двум разным улицам.
Ася Вайнберг. Высшая музыкальная школа
Ася Вайнберг. Высшая музыкальная школа
Ася Вайнберг. Высшая музыкальная школа
Ася Вайнберг. Высшая музыкальная школа

Андрей Свиридов. Гостиница
Андрей Свиридов. Гостиница

Андрей Свиридов предложил рискованный проект здания гостиницы, фасад которой выходит практически на Красную площадь.
Андрей Свиридов. Гостиница
Андрей Свиридов. Гостиница
Андрей Свиридов. Гостиница
Андрей Свиридов. Гостиница

Даниил Макаров. Музей исчезнувших домов
Даниил Макаров. Музей исчезнувших домов

Проект решает задачу взаимосвязанности улицы Варварка, вдоль которой почти непрерывной цепочкой тянуться памятники архитектуры, с проектируемыми кварталами Зарядья.
Даниил Макаров. Музей исчезнувших домов
Даниил Макаров. Музей исчезнувших домов
Даниил Макаров. Музей исчезнувших домов
Даниил Макаров. Музей исчезнувших домов

 

27 Июня 2014

В горах Сванетии
Шесть дипломных проектов ярославских студентов, посвященных возрождению альпинистских лагерей в Грузии.
Лаконизм и уместность
Шквал курсов и публикаций, посвященных качеству подачи портфолио архитектора, приносит плоды. Публикуем несколько позитивных примеров портфолио третьекурсников МАРХИ с комментариями авторов.
МАРХИ-2019: 11 лучших рисунков
Как изображать современную архитектуру? Ответ постарались найти участники конкурса рисунка, прошедшего в МАРХИ. Представляем результаты творческих поисков.
МАРХИ-2019: 10 проектов на тему «Школа»
Школа для детей с инвалидностью, воспитательная колония для малолетних преступников, интернат для детей-сирот – студенты МАРХИ создают новый образ современного образования.
Студентам от студентов
Подведены итоги конкурса на лучшую зону отдыха для московских вузов. Победили выпускницы МАРХИ с проектом для Московского авиационного технологического института. Представляем работы, занявшие призовые места.
Полное погружение
Публикуем проекты студентов магистратуры МАРШ, разработанные в рамках студий «Ремонт ландшафта» и «Из Москвы в Никола-Ленивец».
Наша Вологда
Проекты студентов МАРХИ и ВоГУ – участников воркшопа, посвященного благоустройству общественных пространств в Вологде.
Приморский контекст
Обзор студенческих проектов для Владивостокской агломерации за 2003-2016 годы, объединённых темой экологии. Каждая работа – результат скрупулёзного исследования климатических особенностей разрабатываемой территории.
МАРХИ: Золотая медаль 2016
Представляем проекты победительницы и четырех номинантов ежегодного конкурса для выпускников Московского архитектурного института.
Новое измерение
Лучшие дипломные проекты бакалавров МАРХИ группы под руководством Всеволода Медведева, Михаила Канунникова, Зураба Басария.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.