25.02.2014

Урбанизм как процесс

Александр Высоковский об истории урбанистики, Перми, Сити, ЗиЛе и Сколкове.

информация:

Александр Высоковский. Фотография: moscowarch.ru
Александр Высоковский. Фотография: moscowarch.ru

18 февраля в Центральном доме архитектора состоялась встреча с Александром Высоковским, деканом Высшей школы урбанистики. Встреча была посвящена проблемам города и поиску ответа на вопрос, почему в России нет системного градостроительного процесса и проходила в рамках программы «Российская урбанистика» – совместного проекта Союза московских архитекторов и RUPA (НП Объединения планировщиков).

Свое выступление Александр Высоковский начал с теоретической части, поскольку, по его мнению, сегодня, когда профессия урбаниста вновь оказалась в центре внимания, специалисты из области проектирования все равно ведут себя так, «как будто не было большой советской школы, не было огромной толщи знаний».

Элементарные понятия – такие, как городская среда, город как целостная система и т. д. – долго оставались вне поля зрения специалистов. До сих пор практически отсутствует результат градостроительной практики в городах нашей страны, а разработка и внедрение основополагающих градостроительных документов продвигается крайне вяло. За последние годы не был создан ни один полноценный генплан, а попытки внедрения практики мастерпланирования остались безуспешны.

Архитектура vs урбанистика по Высоковскому
Александр Высоковский начал заниматься урбанистикой в конце 1970-х годов. Уже тогда разница между градостроительной наукой и архитектурой была очевидна. Урбанистика – это очень сложный процесс, включающий системы управления, прогнозирования, стратегического планирования, экономику. Эта наука учитывает интересы города и его жителей, государства и частного бизнеса. Сопоставляя архитектурный и урбанистический подходы, Высоковский выделил несколько основных различий. Архитектурный подход подразумевает, что «каждое место может быть предметом проектирования в любой выделенной конфигурации». Потенциал места определяется архитектурным проектом. С его помощью задаются параметры развития территории. В любом месте можно разместить объект любого назначения, если он соответствует всем его параметрам и не противоречит действующим ограничениям. И если архитектурный подход подразумевает только ситуационный анализ, то подход урбанистический предполагает «принятие решений на основе систематических исследований процессов, распределенных в пространстве. Существенным преимуществом урбанистического подхода является баланс в управлении текущих задач и перспективных планов, приоритет правового регулирования на основе нормативных актов», – заключает Высоковский.

Так что же такое городская среда? По определению Высоковского, «среда обитания человека – это «посредник», особым образом соединяющий материальные предметы, феномены сознания и внутренний мир субъекта (человека или группы)». Городская среда – это повседневная реальность «жизненного мира», совокупность мест и объектов, формируемых проектами разного уровня. Люди, исходя из своих жизненных потребностей, постепенно формируют центры притяжения или, пользуясь терминологией Высоковского, «узловые районы». Взаимодействие и взаимопересечение всех видов активности складывается в логично и последовательно сформированное городское пространство.

Урбанист свою основную задачу видит в формировании «идеальной» модели города, которая подразумевает хорошо обоснованные и проработанные планы развития с фиксированными результатами и сроками их достижения. Здесь особенно важно учесть интересы всех лиц, участвующих в процессе формирования городского пространства. Основу составляют нормативные документы, определяющие права собственности, налогообложение, текущие инвестиционно-строительные, экономические и технические процессы. При этом для достижения оптимального результата управленцы, задействованные в этом процессе, особенно управленцы верхнего уровня, не должны следовать двойным стандартам и работать на свои личные интересы.

Немного истории: город Тюнена
Попытки создать такую «идеальную» модель управления пространственным развитием предпринимались в разное время. Были и  нестандартные подходы, которые по своей сути, вполне применимы к реалиям сегодняшнего дня. Так, в 1-й половине XIX века немецкий экономист Иоганн Генрих фон Тюнен составил абстрактную модель большого изолированного города-государства. Это должен был быть абсолютно самодостаточный город. Для этого исследователь разделил все его пространство по поясам – так, чтобы каждый участок работал с наибольшей эффективностью.

Например, в первом поясе вольного хозяйства, согласно предложенной им модели, применяется производимый в городе навоз, что обусловлено скоплением гужевого транспорта – другого в городе Тюнена просто нет. Это значит, что земля может использоваться наиболее интенсивно, без севооборотов. Границу этого пояса диктует соотношение затрат на транспортировку и производство. А специализация связана с транспортабельностью продуктов и с интенсивностью самого производства. По существу, этот пояс и концентрирует хозяйства типично пригородной специализации.

Второй пояс – это пригородные леса, необходимые для снабжения горожан топливом и строительными материалами. Третий, четвертый и пятый пояса – зерновое хозяйство со снижающейся интенсивностью производства. Это снижение по мере удаления от города Тюнен обосновывает, исходя из меняющейся ренты и затрат на перевозку зерна. Шестой и седьмой пояса отданы скотоводству, интенсивность которого также падает в наиболее удаленных от города зонах.
Схема соотношения ценности земли и транспортных расходов по фон Тюнену. С удалением от рынка ценность земли падает / csiss.org, Scott Crosier
Схема соотношения ценности земли и транспортных расходов по фон Тюнену. С удалением от рынка ценность земли падает / csiss.org, Scott Crosier
Схема существования городов по фон Тюнену. Слева – автономный город, справа эта схема трансформируется в ответ на изменение условий / teacherweb.com
Схема существования городов по фон Тюнену. Слева – автономный город, справа эта схема трансформируется в ответ на изменение условий / teacherweb.com


Ускользающий идеал
Город, какой модели он бы ни был – моногород, компактный или моноцентричный город, город агломерационного типа или метрополис – всегда имеет каркас, «узловые районы» и, собственно, городскую ткань. В своей собственной практике Александр Высоковский всегда начинает работу с детального изучения существующего положения, выявляет исторические точки притяжения, градостроительное зонирование – все каркасные единицы. Если на бумаге и удается построить идеальную модель города – сожалеет Высоковский, – то в реальной жизни она, как правило, не работает или вовсе не применяется.
Типы пространственных структур городов. Из презентации А. Высоковского
Типы пространственных структур городов. Из презентации А. Высоковского
Примеры единиц города – узловых районов. Из презентации А. Высоковского
Примеры единиц города – узловых районов. Из презентации А. Высоковского


О Перми: «мы начинали»

Наглядный пример – работы по подготовке генерального плана Перми. Высоковский напомнил, что задолго до истории с мастер-планом KCAP он с командой других урбанистов работал в Перми над принципиально новым для того времени документом – над правилами землепользования и застройки. В дальнейшем на базе этого документа разрабатывалась вся основная градостроительная документация города. В ходе подготовки ПЗЗ была проведена огромная работа, выявлены исторические и современные центры, зеленые и парковые пространства, определены периферийные зоны, нуждающиеся в более низкой плотности застройки, выверена система связанности города, протяженность которого составляет более 70 км. В итоге план Перми был собран командой Высоковского подобно пазлу путем наложения самых разных сеток, учитывающих интересы города и горожан, его историю и перспективы развития. Подобная практика у Александра Высоковского была и в Хабаровске, Нижнем Новгороде, Казани.

После Высоковского над генпланом Перми работали и другие градостроители. В итоге проект отдали голландцам, предложившим, по словам Высоковского, массу интересных решений. Однако по мнению Высоковского, «последний вариант» не имеет серьезной базы в аспектах экономического планирования, транспорта, плотности застройки и т. д.
Пространственная структура Перми. Неравномерно-районированная модель А.Высоковского, 2008 год. Из презентации А. Высоковского
Пространственная структура Перми. Неравномерно-районированная модель А.Высоковского, 2008 год. Из презентации А. Высоковского
Структурированное описание города Перми с помощью неравномерно-районированной модели. А. Высоковский, 1986 год. Из презентации А. Высоковского
Структурированное описание города Перми с помощью неравномерно-районированной модели. А. Высоковский, 1986 год. Из презентации А. Высоковского


О московском Сити: соблазнение красивой картинкой
Урбанист в нашей стране до сих пор оказывается выключен из процесса формирования города. А архитектор, как правило, предлагает только форму, объем, не давая конкретного обоснования его появления в городе. Результат виден невооруженным глазом, взять хотя бы международный деловой центр Москва-Сити – говорит Высоковский: в конце 1980-х и даже в начале 2000-х, на этапе оформления концепции, этот район представлялся совсем иначе. Была красивая картинка, которая нравилась заказчику и городским властям. Никто в тот момент не задумался, как и для чего строится этот центр, какое он будет иметь функциональное наполнение и выдержит ли транспортная система города такую колоссальную нагрузку. В результате транспортных развязок катастрофически не хватает, как и парковочных мест, отсутствуют внятные общественные пространства и зоны для пешеходного движения.

О ЗиЛе: положительное потеряно
По убеждению Высоковского, территория завода ЗиЛ при правильном подходе могла бы стать одним из важнейших новых центров притяжения в Москве. Между тем, хотя сам факт комплексного планирования территории после многочисленных конкурсов – несомненный плюс, получившийся в итоге проект никак не формирует новую структуру города, не решает социальные и средовые проблемы развития этой территории. И даже те положительные моменты, которые можно было отметить в проекте планировки на начальном этапе, к сегодняшнему дню были практически полностью потеряны.
ЗиЛ, проекты, стадия №1. Из презентации А. Высоковского
ЗиЛ, проекты, стадия №1. Из презентации А. Высоковского
ЗиЛ – конкурс, стадия №2, 2012 г. Из презентации А. Высоковского
ЗиЛ – конкурс, стадия №2, 2012 г. Из презентации А. Высоковского
ЗиЛ, стадия №3, 2013 г. Из презентации А. Высоковского
ЗиЛ, стадия №3, 2013 г. Из презентации А. Высоковского


О Сколкове: не стоило его делить на части между разными архитекторами
Последний и, пожалуй, самый наглядный пример, объясняющий отсутствие системного градостроительного процесса в нашей стране – это  инноград Сколково. Генплан Сколкова, который был разработан компанией AREP, по мнению Высоковского, вполне соответствовал представлениям о логично выстроенном городе, в котором каждый участок связан со всеми остальными, выделены центры, площади, оформлена главная улица, правильно организованы кварталы. И все было бы хорошо, если бы не родилась идея разделить территорию Сколково на части и раздать по участку разным московским архитекторам. В итоге город перестал существовать как город, его связность, его структура были разрушены амбициями отдельно взятых архитекторов и отсутствием у городских властей и инвесторов четкого представления о том, как должен планироваться новый город.
Конкурсный мастер-план Сколково. Проектировщик – AREP. Из презентации А. Высоковского
Конкурсный мастер-план Сколково. Проектировщик – AREP. Из презентации А. Высоковского
Градостроительная часть проекта иннограда Сколково. Бюро SPEECH, 2011 г. Из презентации А. Высоковского
Градостроительная часть проекта иннограда Сколково. Бюро SPEECH, 2011 г. Из презентации А. Высоковского


Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Марк Сафронов
  • Владимир Плоткин
  • Карен Сапричян
  • Константин Ходнев
  • Илья Машков
  • Вероника Дубовик
  • Юрий Сафронов
  • Дмитрий Ликин
  • Алексей Гинзбург
  • Валерия Преображенская
  • Сергей Труханов
  • Иван Рубежанский
  • Наталия Шилова
  • Павел Андреев
  • Сергей Кузнецов
  • Наталия Зайченко
  • Станислав Белых
  • Левон Айрапетов
  • Игорь Шварцман
  • Арсений Леонович
  • Никита Явейн
  • Юлия Тряскина
  • Наталья Сидорова
  • Александр Порошкин
  • Полина Воеводина
  • Александр Асадов
  • Сергей Чобан
  • Антон Лукомский
  • Олег Карлсон
  • Александр Попов
  • Дмитрий Реутт
  • Антон Надточий
  • Катерина Грень
  • Андрей Гнездилов
  • Екатерина Кузнецова
  • Роман Леонидов
  • Дмитрий Васильев
  • Кристина Павлова
  • Даниил Лоренц
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Александра Кузьмина
  • Олег Шапиро
  • Андрей Асадов
  • Никита Токарев
  • Александр Скокан
  • Антон Яр-Скрябин
  • Юлий Борисов
  • Вера Бутко
  • Николай Миловидов
  • Сергей Орешкин
  • Тотан Кузембаев
  • Всеволод Медведев
  • Илья Уткин
  • Наталия Порошкина
  • Анатолий Столярчук
  • Сергей Скуратов
  • Михаил Канунников
  • Евгений Подгорнов
  • Иван Кожин
  • Владимир Ковалёв
  • Василий Крапивин
  • Евгений Герасимов
  • Валерий Лукомский
  • Андрей Романов
  • Александр Бровкин
  • Олег Мединский
  • Рустам Керимов
  • Зураб Басария

Постройки и проекты (новые записи):

  • FLEXSE
  • Проект спортивного комплекса «Академия»
  • Мастер-план острова Октябрьский
  • Сеть детских культурно-развлекательных центров «Гора Самоцветов»
  • Больница с родильным домом
  • Концертный зал «Юпитер»
  • Многофункциональный ФОК в Покровском-Стрешнево
  • Севкабель ПОРТ: проект-перспектива нового общественного пространства
  • Гостиница 3* на проспекте Ветеранов

Технологии:

17.07.2019

Mriya Resort. Новая жемчужина Крыма

Новый отель Mriya Resort не только украсил черноморское побережье, но и успел получить все возможные международные премии по туризму, а так же стал примером параметрического решения сложных строительных конструкций в архитектуре.
BEMO
08.07.2019

«Римский кирпич» из Японии


КМ-Технология - официальный дистрибьютор KMEW в России
05.07.2019

Лимонный сервант, черничное трюмо

С помощью краски DULUX для мебели и дерева из новой линейки «Легко обновить» можно играючи преобразить старый стол или шкаф и сделать их главными героями интерьера. Рассказываем о краске и делимся идеями для вдохновения.
Dulux
03.07.2019

Дом для КНАУФ

Новый офис КНАУФ не только объединил под одной крышей подразделения компании, занимающиеся маркетингом и сбытом в России, но и стал местом, где материалы и технологии демонстрируются в действии.
КНАУФ (KNAUF)
другие статьи