Десять концепций нового ГЦСИ

Публикуем проекты финалистов конкурса на лучший проект нового здания Государственного центра современного искусства, а также работы остальных участников 2-го тура.

mainImg
0 Имена финалистов были объявлены на специально созванной для этого пресс-конференции. В финал конкурса на лучшее архитектурное решение для проектирования и строительства музейно-выставочного комплекса Государственного центра современного искусства вышли команда из Ирландии Heneghan Peng Architects, испанское бюро Nieto Sobejano Arquitectos и ООО «Мел» из России. Все финалисты набрали равное количество голосов. Четвертое и пятое место, как сообщил Сергей Кузнецов, заняли проекты американской мастерской Steven Holl Architects и команды бельгийских архитекторов 51N4E и OFFICE Kersten Geers David Van Severen.
Пресс-конференция, посвященная оглашению финалистов конкурса на проект ГЦСИ. Барт де Бар, Луи Беккер, Денис Леонтьев, Джованна Карневали,Сергей Кузнецов,Григорий Пирумов, Михаил Миндлин. Фотография А.Павликовой

Члены жюри конкурса прокомментировали сделанный ими выбор и свое участие в ходе конкурса в целом.
Джованна Карневали, директор Фонда Мис ван дер Роэ, организатора одноименной премии – главной архитектурной награды ЕС, подчеркнула, что «все десять представленных проектов были очень качественно проработаны. Все команды так или иначе учитывали характер и историю места, везде архитекторы постарались сохранить память о некогда расположенном на участке аэродроме. Оценивая работы, жюри в первую очередь обращало внимание на гибкость пространства, простоту использования и долговечность здания. Все три проекта, прошедшие в финал, в наибольшей степени отвечают этим требованиям».

Луи Беккер, директор и партнер датской фирмы Henning Larsen Architects, отметил высокий уровень организации конкурса, получившегося максимально открытым и очень интересным: «Мне понравился подход участников к работе с довольно непростым участком. Конкурсанты нашли такие приемы, которые позволили связать ГЦСИ с парком и торговым центром. Они ответили на вопросы: что дает музей Москве? Какое он имеет функциональное значение? Для меня важно, чтобы создавалось не просто выразительное с точки зрения архитектуры, но «осмысленное здание», активно взаимодействующее с контекстом. Финалисты предложили именно такие решения, поэтому я выбором абсолютно доволен».

Леонид Лебедев, член Совета Федерации Федерального собрания РФ и член попечительского совета ГЦСИ, уверен: «Любой из трех выбранных проектов – это шедевр архитектурного искусства, который вместит шедевры искусства современного». Конкурс, по мнению Лебедева, задал высокие стандарты, которые станут хорошей предпосылкой для реализации последующих этапов строительства нового здания музея – уникального комплекса, который станет культурным маяком и архитектурным базисом для развития городских территорий, прилегающих к Ходынскому полю.

Барт де Бар, директор Музея современного искусства в Антверпене, уверен, что «строительство подобного объекта в Москве выведет город на новый уровень многогранности и устремлений. Проекты финалистов с их четко выраженной идеей и гибкостью помогут совершить этот скачок вперед».


Напомним, что для участия во 2-м туре было отобрано десять команд. Пять из них стали участниками соревнования по результатам оценки членами жюри подготовленных ими предварительных архитектурных концепций: это UNK Project; WAI Architecture Think Tank (Edgar Garcia Landran); ИП Барклянский Антон Сергеевич; ООО «Мел»; Ghirardelli Giancarlo Architect. Вторую половину составили команды, отобранные по предоставленным квалификационным заявкам (портфолио): Steven Holl Architects; Nieto Sobejano Arquitectos; Heneghan Peng; 51N4E; Alejandro Aravena.

 Заказчиком конкурса выступает Государственный центр современного искусств, организатором – Фонд поддержки современного искусства «Новое искусство». Консультантом проекта выступил Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», разработавший техническое задание и обеспечивший содействие в организации всех этапов  конкурса. Средства на проведение конкурса были выделены Попечительским советом ГЦСИ. Конкурс проводился при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы, в партнерстве с Союзом московских архитекторов. 


Представляем проекты всех участников 2-го тура конкурса с авторскими описаниями.

Финалисты конкурса
Nieto Sobejano
Arquitectos (Испания)
«Проект ГЦСИ предлагает множество возможностей и вариантов использования одного пространства. В основу концепции легли нереализованные проекты русского авангарда с их уникальными техническими и архитектурными решениями, мощная индустриальная структура и фабричная типология, которую используют в современном искусстве. Хотя глобализация навязывает некоторую однотипность, комплекс ГЦСИ должен иметь особенности и характер русской культуры, привнося жизнь и динамику в новый перспективный район Москвы.

Художники, инженеры и архитекторы прошлого создавали сложные формы с помощью элементарной комбинаторики. Следуя тем же принципам, мы решили использовать форму цилиндра. Трансформация объема позволяет создать ряд помещений, соединяющихся в различных комбинациях. Выставки могут перемещаться из зала в зал, сохраняя при этом связь с фойе, которое будет функциональным центром здания. Залы расположены в неиерархической последовательности и находятся на разных уровнях внутри больших объемов цилиндрической формы, с культурной функцией. Хотя экспозиция имеет вертикальное членение, в здании создано и горизонтальное воздушное пространство, похожее на большую улицу внутри здания. Этот продольный «хребет» станет сердцем ГЦСИ и местом встреч посетителей, художников, исследователей и зрителей.

Несмотря на разную высоту выставочных залов, их функции нельзя четко разграничить. Они универсальны и поэтому могут использоваться в различных пространственных конфигурациях. Четыре блока отведены под постоянную экспозицию, а три – под временные выставки. Мастерские и квартиры художников расположены на верхних этажах последнего цилиндра, в котором находится паркинг. В самом большом помещении, расположенном у главного входа, устроен главный зал. Эта многофункциональная платформа под названием «Черный ящик» может служить местом для театральных постановок, конференций, кинопоказов и уникальных аудиовизуальных выставок. Фасадные панели, выходящие на парк, позволяют проводить специальные контекстные медиаинсталляции».
Nieto Sobejano Arquitectos. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Nieto Sobejano Arquitectos. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Nieto Sobejano Arquitectos. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Nieto Sobejano Arquitectos. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Nieto Sobejano Arquitectos. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Nieto Sobejano Arquitectos. Материалы предоставлены организаторами конкурса

Heneghan Peng Architects (Ирландия)
«ГЦСИ – вертикальный элемент в центре Ходынского поля, возвышающийся над местом, которое прежде занимал аэродром. Выставочные пространства спроектированы в виде расположенных друг над другом галерей. Это позволяет как посетить одну определенную галерею, так и просмотреть всю коллекцию целиком. Благодаря вертикальной организации пространства доступ к галереям упрощается, и посетитель может подняться на нужный ему этаж, не проходя через все здание. Выставочные пространства расположены на верхних этажах здания, а основная деятельность ГЦСИ сконцентрирована на первом этаже. Основная задача – создать быструю и простую навигацию. Эскалатор поднимается из фойе в выставочное пространство, проходит через зону хранилища и административные помещения как сквозь археологические слои, демонстрируя то, что стоит за выставкой. Многоуровневое фойе позволяет решить различные задачи, используя все возможности парка.

ГЦСИ становится главным звеном, вертикальной осью, объединяющей парк, ТЦ «Авиапарк» и музей. Также проектом предлагается сохранить взлетные полосы, а на других участках разбить парк. На бывших взлетных полосах будут организованы катки, цветочные сады, зоны для катания на скейтбордах».
Heneghan Peng Architects. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Heneghan Peng Architects. Материалы предоставлены организаторами
Heneghan Peng Architects. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Heneghan Peng Architects. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Heneghan Peng Architects. Материалы предоставлены организаторами конкурса

ООО «Мел» (Россия)
«Из-за специфического расположения нового здания ГЦСИ – между будущим парком на Ходынском поле и строящимся торговым центром – необходимо создать гибкое экспозиционное и общественное пространство, территорию нового качества, насыщенную культурной жизнью и городской активностью, но при этом имеющую человеческий масштаб и природный ландшафт.

Основные функциональные пространства Центра расположены в едином стилобате – «холме». На крыше организован ландшафтный парк с павильонами, где расположены залы для постоянных и временных выставок, образовательный и медиацентр, кафе-клуб и творческие резиденции. Общественное пространство на крыше и перед зданием ГЦСИ представлено различными зонами, выполняющими множество функций: общественными, транзитными, природными, камерными, открытыми, видовыми, статическими, динамичными. Крыша оформлена с применением разных фактур, которые подчеркивают уникальный характер каждой зоны. Здесь организованы различные площадки для инсталляций, уличных занятий, кинопоказов и лекций. Зеленое покрытие уплотняется к краям и растворяется к середине, образуя пешеходный маршрут. Из парка также можно попасть во многие выставочные павильоны, и это делает его неотъемлемой частью всего комплекса.

Первый этаж – это единое коммуникационное пространство, связанное с выставочным залом и павильонами, расположенными на крыше. Такая структура позволяет организовать очень гибкую эксплуатацию пространств с различными экспозиционными маршрутами для посетителей. В любой павильон можно войти через парк: это позволяет использовать павильоны для независимых масштабных выставочных проектов.
 
Отделанные плитами из натурального камня и полированного бетона, павильоны напоминают скальные образования с многослойной и сложной структурой. Пространство парка – важное место осмысления культурных переживаний, переходное пространство от территории искусства к городской среде».
Мел. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Мел. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Мел. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Мел. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Мел. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Мел. Материалы предоставлены организаторами конкурса


Участники конкурса в категории «Досье»

Steven Holl Architects (США)
«Мы спроектировали здание, в котором приоритет отдан искусству. Ортогональные галереи с естественным освещением организованы по горизонтали. Открытые выставочные площади с горизонтальной циркуляцией позволяют создавать несколько экспозиционных маршрутов. Мы освобождаем территорию под зданием для организации общественного пространства. Чувство левитации объема достигается за счет использования вантовых конструкций, применяющихся при строительстве мостов. Мы намеренно сфокусировались на неоднозначности масштаба: это позволит продемонстрировать значимость больших парящих объемов и одновременно не мешать восприятию материалов и деталей. Студии и резиденции художников размещены в верхней части композиции. В «Летающей балке» находится арт-клуб – кафе: «не просто музейное кафе, но важное новое место в городе». Расположенные рядом студии имеют северное освещение, а также открытые пространства для работы на крыше.

При облицовке фасадов с южной стороны будут использоваться передовые фотоэлектрические технологии, что позволит покрыть 100% энергозатрат. Система геотермальных скважин будет работать на обеспечение отопления и кондиционирования здания, а высокоэффективная оболочка обеспечит лучшую теплоизоляцию, минимизируя теплопотери. Толщина здания такова, что все пространства получают естественное освещение».
Steven Holl Architects. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Steven Holl Architects. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Steven Holl Architects. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Steven Holl Architects. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Steven Holl Architects. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Steven Holl Architects. Материалы предоставлены организаторами конкурса

51N4E и OFFICE KGDVS (Бельгия)
«Несмотря на постоянно растущий общественный интерес, возрождение музея – редкое явление, благодаря которому можно изменить восприятие района, города и даже культуры. Мы предлагаем создать в Москве постоянно раскрывающееся с разных сторон пространство, платформу для развития и обмена идеями и опытом. Новый ГЦСИ должен вести разговор и с городом, и с обществом. И усилить его может пространственное решение. Мы видим ГЦСИ как место, в котором пересекаются город, коллекция и публика. Это общее пространство, где художники и посетители могут быть активными участниками, а не пассивными потребителями. Поэтому центр должен стать пространством для взаимодействия, а не просто экспозицией. В основе концепции – сочетание трех стратегических элементов: экрана, района и инструмента.

Новый ГЦСИ появится на месте бывшего летного поля и будет выглядеть как огромный экран – черный днем и подсвеченный ночью. ГЦСИ стремится установить связь с окружающим городским контекстом: торговым центром и парком. Первый этаж поднимается к торговому центру и вместе с ним образует многоуровневый район. Задуманный как набор переосмысленных и расположенных в определенной последовательности пространств, новый ГЦСИ предлагает гибкость без открытой планировки. Центр – инструмент, создающий условия для чего-то нового, неожиданного».
51N4E and OFFICE KGDVS. Материалы предоставлены организаторами конкурса
51N4E и OFFICE KGDVS. Конкурсный проект нового здания ГЦСИ в Москве. Материалы предоставлены организаторами конкурса
51N4E and OFFICE KGDVS. Материалы предоставлены организаторами конкурса
51N4E and OFFICE KGDVS. Материалы предоставлены организаторами конкурса

Alejandro Aravena | Elemental (Чили)
«Залы ГЦСИ будут длиннее, чем в Тейт, выше, чем в MoMA, и более безупречными, чем в Музее Гуггенхайма. Пусть ГЦСИ не самый большой музей, но каждая из его галерей будет уникальной. Сочетание нескольких нейтральных блоков и одного неординарного вызовет множество откликов со стороны арт-сообщества и станет магнитом, притягивающим внимание общественности со всего мира.

Городской контекст на участке строительства все еще формируется, и Центр окружает очень разная застройка. Поэтому образ здания должен быть очень спокойным и сильным. Ясный, прямой архитектурный язык подойдет не только для выставок. Он должен использовать силу спокойствия, чтобы придать Ходынскому полю монументальность. Мы хотим превратить задний двор торгового центра в визитную карточку комплекса. На вершине самого высокого выставочного центра в мире будет кафе и смотровая площадка, привлекающая туристов. Благодаря промежуткам между выставочными залами, Центр становится связующим звеном между торговым центром и парком. Скошенный фундамент является фоном для уличных культурно-массовых мероприятий».
Alejandro Aravena | Elemental. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Alejandro Aravena | Elemental. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Alejandro Aravena | Elemental. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Alejandro Aravena | Elemental. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Alejandro Aravena | Elemental. Материалы предоставлены организаторами конкурса

Участники конкурса в категории «Эскиз»

UNK Project (Москва, Россия)
«Современное искусство – это тонкая грань между очевидным и непредсказуемым, простым и невозможным, понятным и безумным, безразличным и волнующим. Это то, что трогает наши души и мотивирует нас думать в другом направлении.

Здание ГЦСИ неразрывно связано с современным искусством и является архитектурным воплощением этой грани, пограничным пространством, неким занавесом, за которым спрятаны ответы на волнующие нас культурные вопросы. Здание и искусственный водоем с площадью перед ним представляют собой единую поверхность, чистый холст, готовый принять на себя любые творческие эксперименты. Монолитная стена 216х72 м намечает границу и символизирует линию, через которую происходит соприкосновение с современным искусством. Также стена закрывает занавесом всю технологическую зону соседствующего с ним и парком торгово-развлекательного комплекса «Авиапарк». Главный бульвар – это путь к искусству, белый луч света, который, проходя через надрез в стене, преломляется и озаряет спектральным светом окружающее пространство парка. Образ будущего здания берет начало из работ известных художников: «Черный квадрат» Казимира Малевича (1915) – это «согнутое полотно» из поверхностей монолитной стены и искусственного водоема, «Пространственный концепт: ожидание» Лучо Фонтаны (1964) – это «надрез этого полотна», образующий главный вход и путь, ведущий к нему. «Композиция с красным, синим и желтым» Пита Мондриана (1937–1942) – парк «Ходынское поле» перед зданием ГЦСИ.

Архитектурная концепция выражает многим малопонятное, почти герметично замкнутое пространство, в котором концентрируется процесс и результаты напряженного поиска предназначения человека и путей его осуществления. И оказаться в этом пространстве можно только через почти незаметный вход, «надрез», который открывает мир искусства ищущему и стремящемуся к нему».
UNK Project. Материалы предоставлены организаторами конкурса
UNK Project. Материалы предоставлены организаторами конкурса
UNK Project. Материалы предоставлены организаторами конкурса
UNK Project. Материалы предоставлены организаторами конкурса
UNK Project. Материалы предоставлены организаторами конкурса
UNK Project. Материалы предоставлены организаторами конкурса

WAI Architecture Think Tank (Edgar Garcia Landran) (Китай)
«ГЦСИ – новый эпицентр создания, изучения и поддержки современного искусства в России. Опираясь на диалектические взаимосвязи города и архитектуры, искусства и публики, пейзажа и здания, новый ГЦСИ меняет парадигму современной музеологии. Открытые пространства размывают границы между зданием и контекстом, между искусством и жизнью.

Гибкая автономия пространств Центра, как внутри, так и под открытым небом, превращает его в первый образец музея как города. Здесь нет границ, обычно отделяющих музей от окружающего его пространства. Организация объемов на первом этаже позволяет посетителям свободно перемещаться по открытым пространствам и по-новому воспринимать музей.
 
Парк и здание – единое целое. Организованные по принципу гармоничного симбиоза тропинки ведут посетителей от метро через парк к Центру. Это приятная прогулка по пространству, заполненному уличными скульптурами и настраивающему на созерцание искусства. Здание создает променад, где посетители взаимодействуют с экспонатами, выставленными в общественном пространстве и на множестве террас здания. Первый этаж – это залы для посетителей, резиденции художников, офисные площади, конференц-залы и хранилище коллекции, а также три выставочных пространства различной высоты, пересекающиеся в разных точках и создающие лабиринт.

ГЦСИ не просто центр искусств, это здание-манифест».
WAI Architecture Think Tank. Материалы предоставлены организаторами конкурса
WAI Architecture Think Tank. Материалы предоставлены организаторами конкурса
WAI Architecture Think Tank. Материалы предоставлены организаторами конкурса
WAI Architecture Think Tank. Материалы предоставлены организаторами конкурса
WAI Architecture Think Tank. Материалы предоставлены организаторами конкурса
WAI Architecture Think Tank. Материалы предоставлены организаторами конкурса

ИП Барклянский Антон Сергеевич (Пермь, Россия)
«Здание ГЦСИ располагается на границе парка на Ходынском поле. На его плоском пространстве, в местах скопления людей, предлагается организовать центры активности, оградив их группой деревьев или изменив ландшафт. Так появятся комфортные пространства другого масштаба с местом для отдыха. Остальная часть парка свободна для арт-экспериментов. Выходы из парка связаны с прилегающими территориями дорожками.

Площадка перед Центром выглядит как холм, который притягивает внимание к зданию. Из любой точки парка виден путь к ГЦСИ. Горизонтальная форма здания подчеркивает его отношение к ландшафту парка: центр не доминирует, а находится в диалоге с парковой зоной. Здание Центра скрывает ТРЦ. Северная сторона парка получает новый дружелюбный фасад.

Фасад нового здания создает ощущение защищенного, теплого пространства. Для этого главная площадь несколько утоплена в глубину участка, а внешние пилоны частично ее прикрывают. Гладкая поверхность и строгая форма бетонных пилонов контрастируют с обтекаемой и полупрозрачной металлической сеткой, которая в вечернее время излучает свет. Поднимаясь на холм, посетитель попадает на главную площадь перед ГЦСИ. Композиционно она отделена от остальной части парка. С площади можно войти в книжный магазин и в офисную часть центра. На самой верхней площадке расположен вход в арт-клуб и в зону резиденций.

Многоуровневое пространство фойе объединяет все основные функции Центра. Пологий пандус по спирали связывает все этажи атриума. Просторные выставочные залы – разной высоты и прямоугольной формы – на каждом уровне объединены галереями. Это позволяет осматривать экспозицию не только снизу, но и сверху, открывать или закрывать тот или иной зал и более гибко использовать пространство, направляя потоки посетителей».
ИП Антон Барклянский. Материалы предоставлены организаторами конкурса
ИП Антон Барклянский. Материалы предоставлены организаторами конкурса
ИП Антон Барклянский. Материалы предоставлены организаторами конкурса
ИП Антон Барклянский. Материалы предоставлены организаторами конкурса
ИП Антон Барклянский. Материалы предоставлены организаторами конкурса
zooming
ИП Антон Барклянский. Материалы предоставлены организаторами конкурса

Ghirardelli Giancarlo Architect (Италия)
«Новый ГЦСИ станет пространством для поклонников современного искусства и художников, которые будут искать здесь новый взгляд на окружающий мир: ведь отчасти задача искусства состоит в том, чтобы открывать другие углы зрения и менять таким образом наше собственное восприятие действительности. Опыт пребывания в этом месте будет напоминать полет: мы открываем новые горизонты, позволяющие нам по-другому взглянуть на мир. Благодаря аэродинамике тяжелые самолеты с полным салоном летают по небу, оставляя за собой длинный белый след. Теперь на Ходынке, на месте бывшего аэродрома, будут действовать новые движущие силы с новыми функциями. Вихрь из людей, медиа и предметов, проносящийся сквозь это городское место, будет очерчивать новые траектории, оставляя глубокие борозды, которые станут контурами нового ГЦСИ.

Таким образом, здание, где разместится музей, должно иметь связь с окрестностями и их историей. Поверхности показывают динамику мыслей и чувств, появляющихся при созерцании произведения искусства. При входе тотчас же возникает удивительный вихрь, похожий на сон и размытый в осеннем тумане. Ночью длинные блестящие полосы на здании напоминают след самолета.

Это практичное, функциональное и инновационное здание, и в то же время оно вызывает цепочку воспоминаний. Это место в городе, где можно гулять в любое время, ночью и днем, напоминающее галереи Неаполя или Милана XIX века».
Ghirardelli Architetti. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Ghirardelli Architetti. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Ghirardelli Architetti. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Ghirardelli Architetti. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Ghirardelli Architetti. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Ghirardelli Architetti. Материалы предоставлены организаторами конкурса


Все десять концепций в ближайшее время будут выставлены в Музее архитектуры им. А.В. Щусева. Окончательного победителя позднее определит заказчик конкурса, Государственный центр современного искусства.

Материал подготовили Настя Маврина и Алла Павликова.

13 Декабря 2013

comments powered by HyperComments
Пресса: Михаил Миндлин: на первом этаже нового ГЦСИ появится...
На основе концепции победителей международного конкурса Heneghan Peng Architects завершена разработка проекта нового здания Центра современного искусства на Ходынском поле. Детали проектирования в интервью порталу рассказал Генеральный директор ГЦСИ Михаил Миндлин.
Джованна Карневали: «Именно практический опыт позволяет...
Джованна Карневали, руководитель конкурсного отдела КБ «Стрелка» и бывший директор Фонда Миса ван дер Роэ – о конкурсах как «трамплине» для архитекторов и процессе конкурса на проект Центра нанотехнологий Тель-Авивского университета.
Пресса: Московские международные
В последние полтора года в столице по инициативе ныне действующего руководства Москомархитектуры было организовано более двадцати творческих конкурсов на проектирование знаковых сооружений и целых фрагментов городской среды. Впервые за восемьдесят лет в формирование архитектурной летописи Москвы активно включились десятки проектных бюро всего мира. По количеству задействованных зарубежных специалистов и по географическому разбросу стран, где они живут и работают, явно установлен абсолютный рекорд. Не претендуя на полное раскрытие темы – для этого понадобилась бы объемистая монография! – ограничимся коротким рассказом о самом главном.
Пресса: В Берлине открылась архитектурная выставка «Новая...
В Берлине открылась архитектурная выставка «Новая Москва» - она должна показать европейцам, как изменилась градостроительная политика российской столицы всего на двух примерах. Это парк «Зарядье» и Центр современного искусства на Ходынском поле - два еще не реализованных проекта, концепции которых отбирались на конкурсной основе с привлечением архитекторов со всего мира.
Пресса: Теория большого музейного бума
В прошлом году при поддержке Москомархитектуры прошли сразу три крупных международных архитектурных конкурса, связанных с музеями, а в этом году объявлен еще один, на этот раз национальный. Портал Архсовета выяснил, что происходит с каждым из проектов.
Пресса: Студия MEL: каким мог быть новый ГЦСИ
На недавнем конкурсе на проект нового здания для ГЦСИ единственным финалистом из России была студия «МEL», основанная Федором Дубинниковым и Павлом Чауниным. ARCHiPEOPLE узнал, каким образом они достигли такого успеха.
Пресса: На Ходынке вырастет вертикальный элемент
Конкурс на проект здания Государственного центра современного искусства, объявленный летом, завершился победой ирландского бюро Heneghan Peng Architects. Архитекторы видят будущий музей как «вертикальный элемент в центре Ходынского поля, возвышающийся над местом, где раньше был аэродром. О преимуществах этого проекта над другими рассказал директор музея Михаил Миндлин.
Пресса: Искусство на взлетной полосе
Победителем открытого конкурса архитектурных концепций нового здания Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) на Ходынском поле стало ирландское бюро Heneghan Peng Architects.
Пресса: Каток для современного искусства
Новое здание Государственного центра современного искусства на Ходынском поле может стать законодателем мод в музейной архитектуре: испанцы и русские предлагают кубы и цилиндры, ирландцы — каток на взлетно-посадочных полосах, но в выделенные бюджетом четыре миллиарда рублей не уложился ни один участник шорт-листа конкурса.
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Пресса: Победители конкурса на метро: MAParchitects
Представляем проект победителей конкурса на три станции метро — бюро MAParchitects — разработавших оригинальную концепцию «техногенного леса» для станции «Стромынка». Подробности проекта комментирует руководитель бюро Александр Порошкин.
Пресса: Победители конкурса на метро: ai-architects
Архитекторов необходимо привлекать к разработке архитектурной концепции станций метро еще на этапе проектирования. Тогда в проект можно будет заложить оригинальные решения, которые сделают передвижение пассажиров еще комфортнее и безопаснее, считают основатели бюро ai-architects Иван Колманок и Александр Томашенко. Их проект станции «Шереметьевская» победил в голосовании на портале «Активный гражданин».
Технологии и материалы
Графика трехмерного фасада
В предместье немецкого Саарбрюкена, на ведущей в город автостраде появился новый объект ─ столь примечательный, что его невозможно не заметить. Масштабная постройка торгового центра MÖBEL MARTIN сохраняет характерные для больших моллов лаконичные модернистские формы, однако его фасады получили необычную объемную пластическую разработку. Пространственная оболочка фасада создана посредством алюминиевых композитных панелей ALUCOBOND® A2.
«Фирма «КИРИЛЛ»:
25 лет для самых красивых домов
В ноябре 2021 года одному из ведущих поставщиков облицовочного кирпича на российском рынке «Фирме «КИРИЛЛ» исполнилось 25 лет. Архи.ру восстанавливает хронологию последней четверти века, связанную с использованием этого материала в строительстве и архитектуре.
Как укладка металлических бордюров влияет на дизайн...
Любой дизайн можно испортить неаккуратной работой, особенно если в отделке помещения участвует металлический бордюр. Он способен внести в интерьер утончённость, а может закапризничать в неумелых руках и подчеркнуть кривизну укладки отделочного материала. Как правильно устанавливать металлические бордюры, чтобы дизайнеру было проще контролировать исполнителя и не пришлось краснеть перед заказчиком?
Больше воздуха
Cтеклянные навесы и павильоны Solarlux расширяют пространство загородного дома, позволяя наслаждаться ландшафтом в любое время года и суток.
Испытание пространством и временем
Цифровая эпоха приучает к быстрым переменам. То, что еще вчера находилось в авангарде технологического прогресса, сегодня может безнадежно устареть. Множество продуктов создается под сиюминутные потребности, потому, что завтрашний день открывает новые горизонты возможностей. И в этом смысле архитектура остается неким символом здорового консерватизма
Тенденции в освещении жилых комплексов
Современные тенденции в строительстве жилых комплексов таковы, что застройщик использует качественный свет для освещения мест общего пользования даже на объектах эконом класса и среднего ценового сегмента. Это необходимо, чтобы у покупателя возникло желание купить квартиру именно в данном ЖК. Каким образом реализовать эту задумку, мы разберем в этой статье.
Ясное небо от AkzoNobel
Рассказываем про ключевой цвет Dulux 2022 – им назван воздушный и нежный светло-голубой оттенок «Ясное небо» (14BB 55/113), призванный стать «глотком свежего воздуха», символом перемен и свободы.
Rehau для особенных архитектурных решений
Самые популярные на европейском рынке пластиковые окна – это не только шумоизоляция и теплосбережение, но и стильный дизайн с богатой палитрой оттенков, разнообразием фактур и индивидуальными решениями.
Гуляют все!
Как сделать уличную площадку интересной для разных категорий горожан, знает компания Lappset: мини-футбол и паркур для подростков, эффективные тренировки для взрослых и развитие координации движений для пожилых.
Корабль на берегу города
Образ двух глядящихся друг в друга озер; или космического паруса, наводящего тень и освещающего одновременно; или корабля, соединяющего город и бухту; все это – здание Центра культуры и конгрессов в Люцерне. А материальность этому метафорическому плаванию обеспечивают серебристые сверхлегкие сотовые панели ALUCORE ®.
Каменная речка
Компания Zabor Modern представляет технологию ограждения без столбов и фундамента, которая позволяет экономить на монтаже и добиваться высоких эстетических решений.
«ОРТОСТ-ФАСАД»: мы знаем фасады от «А» до «Я»
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД» завершила выполнение работ по проектированию, изготовлению и монтажу уникальной подсистемы и фасадных панелей с интегрированным клинкерным кирпичом на ЖК «Садовые кварталы».
Тектоника, фактура, надежность: за что мы любим кирпичные...
У многих вещей есть свой канонический образ, так кирпич обычно ассоциируется с однотонной кладкой терракотового цвета. Однако новый, третий по счету, выпуск каталога облицовочного кирпича Terca полностью разрушает стереотипы. Представленные в нем образцы настолько многочисленно-разнообразны, что для путешествия по страницам каталога читателю потребуется свой Вергилий. Отчасти выполняя его функцию, расскажем о трёх, по нашему мнению, самых интересных и привлекательных видах кирпича из этого каталога.
Сейчас на главной
Игра в архетипы
Бюро ОСА предложило Нур-Султану жилой комплекс, в котором брутальные башни соседствуют с высокоплотной квартальной застройкой. Рассказываем, как концепция встраивается в череду мега-проектов новой столицы Казахстана.
Первый шаг
Бюро OMA завершило первую из четырех фаз реконструкции легендарного универмага KaDeWe в Берлине. Центром обновленного пространства стала отделанная темным деревом «воронка» атриума с веером эскалаторов.
Нечто особенное
В ожидании главных итогов Всемирного фестиваля архитектуры, рассказываем о победителях в специальных номинациях, которые демонстрируют самые разные аспекты архитектурного процесса: от инженерных решений или использования цвета до эффектной подачи.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Праздник, который всегда с тобой
Двор в петербургских Никольских рядах снова открывается на зимний сезон. Рассказываем, как архитекторам из бюро KATARSIS удалось создать круглогодичную атмосферу праздника: катальная горка, посвящение Хаяо Миядзаки, трдельники и виды на Коломну.
Рядом с Лидвалем и Нобелем
Жилой комплекс по проекту мастерской Анатолия Столярчука в Нейшлотском переулке: аккуратная смена масштаба, дань памяти места, финские дополнения к функциональной типологии – в частности, сауны в квартирах, и планы получения сертификата BREEAM.
И вонзил в него нож
Лидер Coop Himmelb(l)au Вольф Д. Прикс представил три проекта, которые он реализует сейчас в России: комплекс в Крыму в Севастополе – который, как оказалось, можно строить, минуя санкции, потому что это объект культуры; «СКА Арену» на месте разрушенного модернистского здания СКК в Петербурге – его на презентации символизировал разрезаемый архитектором торт – и музыкально-театральный комплекс в Кемерове.
Самый «зеленый»
West Mall на Большой Очаковской улице станет первым в России торговым центром, построенным по международным экологическим стандартам с применением зеленых технологий. Заказчик проекта, компания «Гарант-Инвест», планирует сертифицировать его по стандартам BREEAM и LEED.
Серебряная хижина
Интровертный дом от SA lab со ставнями и рассчитанном алгоритмами окном в кровле дает возможность для уединения и созерцательного отдыха.
Альпийские луга на крышах
Бюро Benthem Crouwel выиграло конкурс на проект многофункционального комплекса в Праге: на кровлях планируется воспроизвести флору горных массивов Чехии.
Отель на понтонах
Инициативный проект Антона Кочуркина и Аллы Чубаровой представляет собой модульный отель на понтонных – или бетонных – платформах. Группы модулей могут складываться в любые рисунки.
«Открытый город»: Археология будущего
Начинаем публиковать проекты воркшопов «Открытого города» 2021 – фестиваля архитектурного образования, который ежегодно проводит Москомархитектура. Первый проект – Археология будущего, курировали Даниил Никишин, Михаил Бейлин / Citizenstudio.
Третья ипостась Билярска
Проект-победитель конкурса Малых городов: культурно-рекреационный кластер, деликатно вписанный в ландшафт заповедника, который расширяет пространство паломнического центра «Святой ключ» неподалеку от древней столицы Волжской Булгарии.
«Маленькие миры»
Жилой комплекс в Кортрейке для молодых пациентов с ранней деменцией и пожилых людей, переживших инсульт или же страдающих соматоформными расстройствами, воплощает собой концепцию «невидимой заботы». Авторы проекта – Studio Jan Vermeulen совместно с Tom Thys Architecten.
Непрерывность путей
Квартал 5B по проекту бюро Raum в Нанте соединяет офисы и мастерские железнодорожной компании, городской паркинг и доступное жилье.
Растворение с углублением
Обнародован проект реконструкции Шестигранника Жолтовского для Музея современного искусства «Гараж». Его авторы – знаменитое японское бюро SANAA, известное крайней тонкостью решений и интересом к современному искусству. Проект предполагает появление под павильоном подземного пространства с большим безопорным выставочным залом и хранением, а также максимально возможную проницаемость верхней части здания.
Таежными тропами
Благоустройство живописного, но труднодоступного маршрута в пермском заповеднике Басеги призвано помочь туристам во время восхождения как физически, предоставляя места для отдыха и обогрева, так и духовно, открывая самые красивые места без ущерба для экосистемы.
Парковый узел
Проект «Супер-парка Яуза» предлагает связать несколько известных парков на северо-востоке Москвы велопешеходным и беговым маршрутом, улучшив проницаемость этой части города и, кроме того, соединив части двух крупных туристических маршрутов Москвы и Подмосковья. Это своего рода проект-шарнир.
Город-впечатление
Проект-победитель конкурса Малых городов для Мосальска предполагает создание цепочки разнообразных пространств, которые привлекут туристов и сделают досуг горожан более насыщенным.
Ритмическое соответствие
Дом первой очереди проекта Ленинский, 38 – светлая пластина, вытянутая в глубине участка параллельно проспекту – можно рассматривать как пример баланса контекстуальной уместности и пластической, также как и фактурной, детализации, организованной сложным, но достаточно строгим ритмом.
Стереоскопичность и непрагматичность
Экспозиционный дизайн, реализованный Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер для выставки, которая справедливо претендует на роль главного художественного события года, активно реагирует на ее содержание и даже интерпретирует его, буквально вылепливая в залах ГТГ «пространство Врубеля». Разбираемся, как оно выстроено и почему.
Дом среди холмов
Вилла на юге Португалии по проекту бюро Promontorio и Жуана Краву – архетипическое огражденное пространство среди ландшафта.
Спасение Саут-стрит глазами Дениз Скотт Браун
Любое радикальное вмешательство в городскую ткань всегда вызывает споры. Джереми Эрик Тененбаум – директор по маркетингу компании VSBA Architects & Planners, писатель, художник, преподаватель, а также куратор выставки Дениз Скотт Браун «Wayward Eye» на Венецианской биеннале – об истории масштабного проекта реконструкции Филадельфии, социальной ответственности архитектора, балансе интересов и праве жителей на свое место в городе.
Когда стемнеет
Проект-победитель конкурса Малых городов предлагает подчеркнуть двойственный характер Гурьевского парка и сделать его интересным для посещения в вечернее время.