Десять концепций нового ГЦСИ

Публикуем проекты финалистов конкурса на лучший проект нового здания Государственного центра современного искусства, а также работы остальных участников 2-го тура.

mainImg
0 Имена финалистов были объявлены на специально созванной для этого пресс-конференции. В финал конкурса на лучшее архитектурное решение для проектирования и строительства музейно-выставочного комплекса Государственного центра современного искусства вышли команда из Ирландии Heneghan Peng Architects, испанское бюро Nieto Sobejano Arquitectos и ООО «Мел» из России. Все финалисты набрали равное количество голосов. Четвертое и пятое место, как сообщил Сергей Кузнецов, заняли проекты американской мастерской Steven Holl Architects и команды бельгийских архитекторов 51N4E и OFFICE Kersten Geers David Van Severen.
Пресс-конференция, посвященная оглашению финалистов конкурса на проект ГЦСИ. Барт де Бар, Луи Беккер, Денис Леонтьев, Джованна Карневали,Сергей Кузнецов,Григорий Пирумов, Михаил Миндлин. Фотография А.Павликовой

Члены жюри конкурса прокомментировали сделанный ими выбор и свое участие в ходе конкурса в целом.
Джованна Карневали, директор Фонда Мис ван дер Роэ, организатора одноименной премии – главной архитектурной награды ЕС, подчеркнула, что «все десять представленных проектов были очень качественно проработаны. Все команды так или иначе учитывали характер и историю места, везде архитекторы постарались сохранить память о некогда расположенном на участке аэродроме. Оценивая работы, жюри в первую очередь обращало внимание на гибкость пространства, простоту использования и долговечность здания. Все три проекта, прошедшие в финал, в наибольшей степени отвечают этим требованиям».

Луи Беккер, директор и партнер датской фирмы Henning Larsen Architects, отметил высокий уровень организации конкурса, получившегося максимально открытым и очень интересным: «Мне понравился подход участников к работе с довольно непростым участком. Конкурсанты нашли такие приемы, которые позволили связать ГЦСИ с парком и торговым центром. Они ответили на вопросы: что дает музей Москве? Какое он имеет функциональное значение? Для меня важно, чтобы создавалось не просто выразительное с точки зрения архитектуры, но «осмысленное здание», активно взаимодействующее с контекстом. Финалисты предложили именно такие решения, поэтому я выбором абсолютно доволен».

Леонид Лебедев, член Совета Федерации Федерального собрания РФ и член попечительского совета ГЦСИ, уверен: «Любой из трех выбранных проектов – это шедевр архитектурного искусства, который вместит шедевры искусства современного». Конкурс, по мнению Лебедева, задал высокие стандарты, которые станут хорошей предпосылкой для реализации последующих этапов строительства нового здания музея – уникального комплекса, который станет культурным маяком и архитектурным базисом для развития городских территорий, прилегающих к Ходынскому полю.

Барт де Бар, директор Музея современного искусства в Антверпене, уверен, что «строительство подобного объекта в Москве выведет город на новый уровень многогранности и устремлений. Проекты финалистов с их четко выраженной идеей и гибкостью помогут совершить этот скачок вперед».


Напомним, что для участия во 2-м туре было отобрано десять команд. Пять из них стали участниками соревнования по результатам оценки членами жюри подготовленных ими предварительных архитектурных концепций: это UNK Project; WAI Architecture Think Tank (Edgar Garcia Landran); ИП Барклянский Антон Сергеевич; ООО «Мел»; Ghirardelli Giancarlo Architect. Вторую половину составили команды, отобранные по предоставленным квалификационным заявкам (портфолио): Steven Holl Architects; Nieto Sobejano Arquitectos; Heneghan Peng; 51N4E; Alejandro Aravena.

 Заказчиком конкурса выступает Государственный центр современного искусств, организатором – Фонд поддержки современного искусства «Новое искусство». Консультантом проекта выступил Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», разработавший техническое задание и обеспечивший содействие в организации всех этапов  конкурса. Средства на проведение конкурса были выделены Попечительским советом ГЦСИ. Конкурс проводился при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы, в партнерстве с Союзом московских архитекторов. 


Представляем проекты всех участников 2-го тура конкурса с авторскими описаниями.

Финалисты конкурса
Nieto Sobejano
Arquitectos (Испания)
«Проект ГЦСИ предлагает множество возможностей и вариантов использования одного пространства. В основу концепции легли нереализованные проекты русского авангарда с их уникальными техническими и архитектурными решениями, мощная индустриальная структура и фабричная типология, которую используют в современном искусстве. Хотя глобализация навязывает некоторую однотипность, комплекс ГЦСИ должен иметь особенности и характер русской культуры, привнося жизнь и динамику в новый перспективный район Москвы.

Художники, инженеры и архитекторы прошлого создавали сложные формы с помощью элементарной комбинаторики. Следуя тем же принципам, мы решили использовать форму цилиндра. Трансформация объема позволяет создать ряд помещений, соединяющихся в различных комбинациях. Выставки могут перемещаться из зала в зал, сохраняя при этом связь с фойе, которое будет функциональным центром здания. Залы расположены в неиерархической последовательности и находятся на разных уровнях внутри больших объемов цилиндрической формы, с культурной функцией. Хотя экспозиция имеет вертикальное членение, в здании создано и горизонтальное воздушное пространство, похожее на большую улицу внутри здания. Этот продольный «хребет» станет сердцем ГЦСИ и местом встреч посетителей, художников, исследователей и зрителей.

Несмотря на разную высоту выставочных залов, их функции нельзя четко разграничить. Они универсальны и поэтому могут использоваться в различных пространственных конфигурациях. Четыре блока отведены под постоянную экспозицию, а три – под временные выставки. Мастерские и квартиры художников расположены на верхних этажах последнего цилиндра, в котором находится паркинг. В самом большом помещении, расположенном у главного входа, устроен главный зал. Эта многофункциональная платформа под названием «Черный ящик» может служить местом для театральных постановок, конференций, кинопоказов и уникальных аудиовизуальных выставок. Фасадные панели, выходящие на парк, позволяют проводить специальные контекстные медиаинсталляции».
Nieto Sobejano Arquitectos. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Nieto Sobejano Arquitectos. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Nieto Sobejano Arquitectos. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Nieto Sobejano Arquitectos. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Nieto Sobejano Arquitectos. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Nieto Sobejano Arquitectos. Материалы предоставлены организаторами конкурса

Heneghan Peng Architects (Ирландия)
«ГЦСИ – вертикальный элемент в центре Ходынского поля, возвышающийся над местом, которое прежде занимал аэродром. Выставочные пространства спроектированы в виде расположенных друг над другом галерей. Это позволяет как посетить одну определенную галерею, так и просмотреть всю коллекцию целиком. Благодаря вертикальной организации пространства доступ к галереям упрощается, и посетитель может подняться на нужный ему этаж, не проходя через все здание. Выставочные пространства расположены на верхних этажах здания, а основная деятельность ГЦСИ сконцентрирована на первом этаже. Основная задача – создать быструю и простую навигацию. Эскалатор поднимается из фойе в выставочное пространство, проходит через зону хранилища и административные помещения как сквозь археологические слои, демонстрируя то, что стоит за выставкой. Многоуровневое фойе позволяет решить различные задачи, используя все возможности парка.

ГЦСИ становится главным звеном, вертикальной осью, объединяющей парк, ТЦ «Авиапарк» и музей. Также проектом предлагается сохранить взлетные полосы, а на других участках разбить парк. На бывших взлетных полосах будут организованы катки, цветочные сады, зоны для катания на скейтбордах».
Heneghan Peng Architects. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Heneghan Peng Architects. Материалы предоставлены организаторами
Heneghan Peng Architects. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Heneghan Peng Architects. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Heneghan Peng Architects. Материалы предоставлены организаторами конкурса

ООО «Мел» (Россия)
«Из-за специфического расположения нового здания ГЦСИ – между будущим парком на Ходынском поле и строящимся торговым центром – необходимо создать гибкое экспозиционное и общественное пространство, территорию нового качества, насыщенную культурной жизнью и городской активностью, но при этом имеющую человеческий масштаб и природный ландшафт.

Основные функциональные пространства Центра расположены в едином стилобате – «холме». На крыше организован ландшафтный парк с павильонами, где расположены залы для постоянных и временных выставок, образовательный и медиацентр, кафе-клуб и творческие резиденции. Общественное пространство на крыше и перед зданием ГЦСИ представлено различными зонами, выполняющими множество функций: общественными, транзитными, природными, камерными, открытыми, видовыми, статическими, динамичными. Крыша оформлена с применением разных фактур, которые подчеркивают уникальный характер каждой зоны. Здесь организованы различные площадки для инсталляций, уличных занятий, кинопоказов и лекций. Зеленое покрытие уплотняется к краям и растворяется к середине, образуя пешеходный маршрут. Из парка также можно попасть во многие выставочные павильоны, и это делает его неотъемлемой частью всего комплекса.

Первый этаж – это единое коммуникационное пространство, связанное с выставочным залом и павильонами, расположенными на крыше. Такая структура позволяет организовать очень гибкую эксплуатацию пространств с различными экспозиционными маршрутами для посетителей. В любой павильон можно войти через парк: это позволяет использовать павильоны для независимых масштабных выставочных проектов.
 
Отделанные плитами из натурального камня и полированного бетона, павильоны напоминают скальные образования с многослойной и сложной структурой. Пространство парка – важное место осмысления культурных переживаний, переходное пространство от территории искусства к городской среде».
Мел. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Мел. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Мел. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Мел. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Мел. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Мел. Материалы предоставлены организаторами конкурса


Участники конкурса в категории «Досье»

Steven Holl Architects (США)
«Мы спроектировали здание, в котором приоритет отдан искусству. Ортогональные галереи с естественным освещением организованы по горизонтали. Открытые выставочные площади с горизонтальной циркуляцией позволяют создавать несколько экспозиционных маршрутов. Мы освобождаем территорию под зданием для организации общественного пространства. Чувство левитации объема достигается за счет использования вантовых конструкций, применяющихся при строительстве мостов. Мы намеренно сфокусировались на неоднозначности масштаба: это позволит продемонстрировать значимость больших парящих объемов и одновременно не мешать восприятию материалов и деталей. Студии и резиденции художников размещены в верхней части композиции. В «Летающей балке» находится арт-клуб – кафе: «не просто музейное кафе, но важное новое место в городе». Расположенные рядом студии имеют северное освещение, а также открытые пространства для работы на крыше.

При облицовке фасадов с южной стороны будут использоваться передовые фотоэлектрические технологии, что позволит покрыть 100% энергозатрат. Система геотермальных скважин будет работать на обеспечение отопления и кондиционирования здания, а высокоэффективная оболочка обеспечит лучшую теплоизоляцию, минимизируя теплопотери. Толщина здания такова, что все пространства получают естественное освещение».
Steven Holl Architects. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Steven Holl Architects. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Steven Holl Architects. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Steven Holl Architects. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Steven Holl Architects. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Steven Holl Architects. Материалы предоставлены организаторами конкурса

51N4E и OFFICE KGDVS (Бельгия)
«Несмотря на постоянно растущий общественный интерес, возрождение музея – редкое явление, благодаря которому можно изменить восприятие района, города и даже культуры. Мы предлагаем создать в Москве постоянно раскрывающееся с разных сторон пространство, платформу для развития и обмена идеями и опытом. Новый ГЦСИ должен вести разговор и с городом, и с обществом. И усилить его может пространственное решение. Мы видим ГЦСИ как место, в котором пересекаются город, коллекция и публика. Это общее пространство, где художники и посетители могут быть активными участниками, а не пассивными потребителями. Поэтому центр должен стать пространством для взаимодействия, а не просто экспозицией. В основе концепции – сочетание трех стратегических элементов: экрана, района и инструмента.

Новый ГЦСИ появится на месте бывшего летного поля и будет выглядеть как огромный экран – черный днем и подсвеченный ночью. ГЦСИ стремится установить связь с окружающим городским контекстом: торговым центром и парком. Первый этаж поднимается к торговому центру и вместе с ним образует многоуровневый район. Задуманный как набор переосмысленных и расположенных в определенной последовательности пространств, новый ГЦСИ предлагает гибкость без открытой планировки. Центр – инструмент, создающий условия для чего-то нового, неожиданного».
51N4E and OFFICE KGDVS. Материалы предоставлены организаторами конкурса
51N4E и OFFICE KGDVS. Конкурсный проект нового здания ГЦСИ в Москве. Материалы предоставлены организаторами конкурса
51N4E and OFFICE KGDVS. Материалы предоставлены организаторами конкурса
51N4E and OFFICE KGDVS. Материалы предоставлены организаторами конкурса

Alejandro Aravena | Elemental (Чили)
«Залы ГЦСИ будут длиннее, чем в Тейт, выше, чем в MoMA, и более безупречными, чем в Музее Гуггенхайма. Пусть ГЦСИ не самый большой музей, но каждая из его галерей будет уникальной. Сочетание нескольких нейтральных блоков и одного неординарного вызовет множество откликов со стороны арт-сообщества и станет магнитом, притягивающим внимание общественности со всего мира.

Городской контекст на участке строительства все еще формируется, и Центр окружает очень разная застройка. Поэтому образ здания должен быть очень спокойным и сильным. Ясный, прямой архитектурный язык подойдет не только для выставок. Он должен использовать силу спокойствия, чтобы придать Ходынскому полю монументальность. Мы хотим превратить задний двор торгового центра в визитную карточку комплекса. На вершине самого высокого выставочного центра в мире будет кафе и смотровая площадка, привлекающая туристов. Благодаря промежуткам между выставочными залами, Центр становится связующим звеном между торговым центром и парком. Скошенный фундамент является фоном для уличных культурно-массовых мероприятий».
Alejandro Aravena | Elemental. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Alejandro Aravena | Elemental. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Alejandro Aravena | Elemental. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Alejandro Aravena | Elemental. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Alejandro Aravena | Elemental. Материалы предоставлены организаторами конкурса

Участники конкурса в категории «Эскиз»

UNK Project (Москва, Россия)
«Современное искусство – это тонкая грань между очевидным и непредсказуемым, простым и невозможным, понятным и безумным, безразличным и волнующим. Это то, что трогает наши души и мотивирует нас думать в другом направлении.

Здание ГЦСИ неразрывно связано с современным искусством и является архитектурным воплощением этой грани, пограничным пространством, неким занавесом, за которым спрятаны ответы на волнующие нас культурные вопросы. Здание и искусственный водоем с площадью перед ним представляют собой единую поверхность, чистый холст, готовый принять на себя любые творческие эксперименты. Монолитная стена 216х72 м намечает границу и символизирует линию, через которую происходит соприкосновение с современным искусством. Также стена закрывает занавесом всю технологическую зону соседствующего с ним и парком торгово-развлекательного комплекса «Авиапарк». Главный бульвар – это путь к искусству, белый луч света, который, проходя через надрез в стене, преломляется и озаряет спектральным светом окружающее пространство парка. Образ будущего здания берет начало из работ известных художников: «Черный квадрат» Казимира Малевича (1915) – это «согнутое полотно» из поверхностей монолитной стены и искусственного водоема, «Пространственный концепт: ожидание» Лучо Фонтаны (1964) – это «надрез этого полотна», образующий главный вход и путь, ведущий к нему. «Композиция с красным, синим и желтым» Пита Мондриана (1937–1942) – парк «Ходынское поле» перед зданием ГЦСИ.

Архитектурная концепция выражает многим малопонятное, почти герметично замкнутое пространство, в котором концентрируется процесс и результаты напряженного поиска предназначения человека и путей его осуществления. И оказаться в этом пространстве можно только через почти незаметный вход, «надрез», который открывает мир искусства ищущему и стремящемуся к нему».
UNK Project. Материалы предоставлены организаторами конкурса
UNK Project. Материалы предоставлены организаторами конкурса
UNK Project. Материалы предоставлены организаторами конкурса
UNK Project. Материалы предоставлены организаторами конкурса
UNK Project. Материалы предоставлены организаторами конкурса
UNK Project. Материалы предоставлены организаторами конкурса

WAI Architecture Think Tank (Edgar Garcia Landran) (Китай)
«ГЦСИ – новый эпицентр создания, изучения и поддержки современного искусства в России. Опираясь на диалектические взаимосвязи города и архитектуры, искусства и публики, пейзажа и здания, новый ГЦСИ меняет парадигму современной музеологии. Открытые пространства размывают границы между зданием и контекстом, между искусством и жизнью.

Гибкая автономия пространств Центра, как внутри, так и под открытым небом, превращает его в первый образец музея как города. Здесь нет границ, обычно отделяющих музей от окружающего его пространства. Организация объемов на первом этаже позволяет посетителям свободно перемещаться по открытым пространствам и по-новому воспринимать музей.
 
Парк и здание – единое целое. Организованные по принципу гармоничного симбиоза тропинки ведут посетителей от метро через парк к Центру. Это приятная прогулка по пространству, заполненному уличными скульптурами и настраивающему на созерцание искусства. Здание создает променад, где посетители взаимодействуют с экспонатами, выставленными в общественном пространстве и на множестве террас здания. Первый этаж – это залы для посетителей, резиденции художников, офисные площади, конференц-залы и хранилище коллекции, а также три выставочных пространства различной высоты, пересекающиеся в разных точках и создающие лабиринт.

ГЦСИ не просто центр искусств, это здание-манифест».
WAI Architecture Think Tank. Материалы предоставлены организаторами конкурса
WAI Architecture Think Tank. Материалы предоставлены организаторами конкурса
WAI Architecture Think Tank. Материалы предоставлены организаторами конкурса
WAI Architecture Think Tank. Материалы предоставлены организаторами конкурса
WAI Architecture Think Tank. Материалы предоставлены организаторами конкурса
WAI Architecture Think Tank. Материалы предоставлены организаторами конкурса

ИП Барклянский Антон Сергеевич (Пермь, Россия)
«Здание ГЦСИ располагается на границе парка на Ходынском поле. На его плоском пространстве, в местах скопления людей, предлагается организовать центры активности, оградив их группой деревьев или изменив ландшафт. Так появятся комфортные пространства другого масштаба с местом для отдыха. Остальная часть парка свободна для арт-экспериментов. Выходы из парка связаны с прилегающими территориями дорожками.

Площадка перед Центром выглядит как холм, который притягивает внимание к зданию. Из любой точки парка виден путь к ГЦСИ. Горизонтальная форма здания подчеркивает его отношение к ландшафту парка: центр не доминирует, а находится в диалоге с парковой зоной. Здание Центра скрывает ТРЦ. Северная сторона парка получает новый дружелюбный фасад.

Фасад нового здания создает ощущение защищенного, теплого пространства. Для этого главная площадь несколько утоплена в глубину участка, а внешние пилоны частично ее прикрывают. Гладкая поверхность и строгая форма бетонных пилонов контрастируют с обтекаемой и полупрозрачной металлической сеткой, которая в вечернее время излучает свет. Поднимаясь на холм, посетитель попадает на главную площадь перед ГЦСИ. Композиционно она отделена от остальной части парка. С площади можно войти в книжный магазин и в офисную часть центра. На самой верхней площадке расположен вход в арт-клуб и в зону резиденций.

Многоуровневое пространство фойе объединяет все основные функции Центра. Пологий пандус по спирали связывает все этажи атриума. Просторные выставочные залы – разной высоты и прямоугольной формы – на каждом уровне объединены галереями. Это позволяет осматривать экспозицию не только снизу, но и сверху, открывать или закрывать тот или иной зал и более гибко использовать пространство, направляя потоки посетителей».
ИП Антон Барклянский. Материалы предоставлены организаторами конкурса
ИП Антон Барклянский. Материалы предоставлены организаторами конкурса
ИП Антон Барклянский. Материалы предоставлены организаторами конкурса
ИП Антон Барклянский. Материалы предоставлены организаторами конкурса
ИП Антон Барклянский. Материалы предоставлены организаторами конкурса
zooming
ИП Антон Барклянский. Материалы предоставлены организаторами конкурса

Ghirardelli Giancarlo Architect (Италия)
«Новый ГЦСИ станет пространством для поклонников современного искусства и художников, которые будут искать здесь новый взгляд на окружающий мир: ведь отчасти задача искусства состоит в том, чтобы открывать другие углы зрения и менять таким образом наше собственное восприятие действительности. Опыт пребывания в этом месте будет напоминать полет: мы открываем новые горизонты, позволяющие нам по-другому взглянуть на мир. Благодаря аэродинамике тяжелые самолеты с полным салоном летают по небу, оставляя за собой длинный белый след. Теперь на Ходынке, на месте бывшего аэродрома, будут действовать новые движущие силы с новыми функциями. Вихрь из людей, медиа и предметов, проносящийся сквозь это городское место, будет очерчивать новые траектории, оставляя глубокие борозды, которые станут контурами нового ГЦСИ.

Таким образом, здание, где разместится музей, должно иметь связь с окрестностями и их историей. Поверхности показывают динамику мыслей и чувств, появляющихся при созерцании произведения искусства. При входе тотчас же возникает удивительный вихрь, похожий на сон и размытый в осеннем тумане. Ночью длинные блестящие полосы на здании напоминают след самолета.

Это практичное, функциональное и инновационное здание, и в то же время оно вызывает цепочку воспоминаний. Это место в городе, где можно гулять в любое время, ночью и днем, напоминающее галереи Неаполя или Милана XIX века».
Ghirardelli Architetti. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Ghirardelli Architetti. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Ghirardelli Architetti. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Ghirardelli Architetti. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Ghirardelli Architetti. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Ghirardelli Architetti. Материалы предоставлены организаторами конкурса


Все десять концепций в ближайшее время будут выставлены в Музее архитектуры им. А.В. Щусева. Окончательного победителя позднее определит заказчик конкурса, Государственный центр современного искусства.

Материал подготовили Настя Маврина и Алла Павликова.

13 Декабря 2013

Пресса: Михаил Миндлин: на первом этаже нового ГЦСИ появится...
На основе концепции победителей международного конкурса Heneghan Peng Architects завершена разработка проекта нового здания Центра современного искусства на Ходынском поле. Детали проектирования в интервью порталу рассказал Генеральный директор ГЦСИ Михаил Миндлин.
Джованна Карневали: «Именно практический опыт позволяет...
Джованна Карневали, руководитель конкурсного отдела КБ «Стрелка» и бывший директор Фонда Миса ван дер Роэ – о конкурсах как «трамплине» для архитекторов и процессе конкурса на проект Центра нанотехнологий Тель-Авивского университета.
Пресса: Московские международные
В последние полтора года в столице по инициативе ныне действующего руководства Москомархитектуры было организовано более двадцати творческих конкурсов на проектирование знаковых сооружений и целых фрагментов городской среды. Впервые за восемьдесят лет в формирование архитектурной летописи Москвы активно включились десятки проектных бюро всего мира. По количеству задействованных зарубежных специалистов и по географическому разбросу стран, где они живут и работают, явно установлен абсолютный рекорд. Не претендуя на полное раскрытие темы – для этого понадобилась бы объемистая монография! – ограничимся коротким рассказом о самом главном.
Пресса: В Берлине открылась архитектурная выставка «Новая...
В Берлине открылась архитектурная выставка «Новая Москва» - она должна показать европейцам, как изменилась градостроительная политика российской столицы всего на двух примерах. Это парк «Зарядье» и Центр современного искусства на Ходынском поле - два еще не реализованных проекта, концепции которых отбирались на конкурсной основе с привлечением архитекторов со всего мира.
Пресса: Теория большого музейного бума
В прошлом году при поддержке Москомархитектуры прошли сразу три крупных международных архитектурных конкурса, связанных с музеями, а в этом году объявлен еще один, на этот раз национальный. Портал Архсовета выяснил, что происходит с каждым из проектов.
Пресса: Студия MEL: каким мог быть новый ГЦСИ
На недавнем конкурсе на проект нового здания для ГЦСИ единственным финалистом из России была студия «МEL», основанная Федором Дубинниковым и Павлом Чауниным. ARCHiPEOPLE узнал, каким образом они достигли такого успеха.
Пресса: На Ходынке вырастет вертикальный элемент
Конкурс на проект здания Государственного центра современного искусства, объявленный летом, завершился победой ирландского бюро Heneghan Peng Architects. Архитекторы видят будущий музей как «вертикальный элемент в центре Ходынского поля, возвышающийся над местом, где раньше был аэродром. О преимуществах этого проекта над другими рассказал директор музея Михаил Миндлин.
Пресса: Искусство на взлетной полосе
Победителем открытого конкурса архитектурных концепций нового здания Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) на Ходынском поле стало ирландское бюро Heneghan Peng Architects.
Пресса: Каток для современного искусства
Новое здание Государственного центра современного искусства на Ходынском поле может стать законодателем мод в музейной архитектуре: испанцы и русские предлагают кубы и цилиндры, ирландцы — каток на взлетно-посадочных полосах, но в выделенные бюджетом четыре миллиарда рублей не уложился ни один участник шорт-листа конкурса.
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Технологии и материалы
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Новая деталь: 10 лет реконструкции гостиницы «Москва»
В 2013 году был завершен третий этап строительства современной гостиницы «Москва» на Манежной площади, на месте разобранного здания Савельева, Стапрана и Щусева. В этом году исполняется ровно 10 лет одному из самых громких воссозданий 2010-х. Фасады нового здания выполнялись компанией «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Кристаллы и минералы
Архитектор Дмитрий Серегин, успевший поработать в Coop Himmelb(l)au MAD Architects , предлагает новый подход к реабилитационной архитектуре. С помощью нейросети он стирает грань между архитектурой и природой, усиливая целительное воздействие последней на человека.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Там русский дух
Второй проект, реализованный бюро Megabudka на территории парка «Кудыкина гора» – гостиничный комплекс. В нем архитекторы продолжили поиски идентичности, но изменили направление: в сторону белокаменных церквей, уюта избы, уездного быта и космизма. Не обошлось и без драмы.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Подражание природе
Открываем новую рубрику «Нейросети» работой для конкурса AI&Biomimicry. Для концепции музейного комплекса авторы позаимствовали природные световые явления и принцип биомимикрии. Этот промт не был простым: использовались слова трабекулы, мезоглея, сцинтиллоны и динофлагелляты.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Тайный пруд
Благодаря проекту команды TISS Garden у жильцов клубного дома Ordynka в центре Москвы появился вид на воду: на плите подземного паркинга удалось создать водоем с системой фильтрации, высадить взрослые деревья и другую растительность.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Черный, белый и стекло
Лаконичный в формах и отделке дом для подмосковного коттеджного поселка, основным приемом которого стал контраст – цвета, материалов и масс.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Пресса: Архитектура без излишеств: есть ли рецепты, позволяющие...
На нынешнем рынке застройщики лавируют между неуклонно растущей себестоимостью и растущими же потребностями покупателей, отдающих за свои типовые квартиры впечатляющие суммы. Способна ли архитектура стать дополнительным конкурентным преимуществом реализуемых проектов? И есть ли рецепты, позволяющие строить «дешево и красиво»?