English version

Юрий Виссарионов: «Архитектура – это философия, образ мышления»

Интервью с руководителем мастерской «ПТАМ Виссарионова».

mainImg
Архи.ру:
– Юрий Геннадьевич, расскажите, как изменилась ваша мастерская в послекризисные годы?

Юрий Виссарионов:
– До кризиса мы, как и большинство российских архитектурных компаний раскручивали маховик огромной строительной машины, придумывали сверх идеи, разрабатывали глобальные проекты на сотни тысяч квадратных метров. Сейчас принято скептически относиться к этому периоду времени, за ним закрепилось название «эпоха мыльных пузырей». Но счастлив тот архитектор, которому выпало поработать в эту эпоху. Архитектор – это вестник будущего, человек, который всегда мечтает создать идеальное пространство для жизни, делает футурологические прогнозы и, по сути, придумывает сценарий развития города и страны. Есть, конечно, и другой род проектировщиков, которые живут прошлым, оттачивая умение работать с классическими формами и канонами. Самые «правильные» архитекторы, на мой взгляд, – это те, чье творчество совпадает со своим временем. Пару раз и у меня это получалось. Один из самых ярких тому примеров – эпоха мыльных пузырей. Я, будучи по натуре скорее художником, всегда думал о будущем, поэтому для меня это время было счастливым. Эпоха мыльных пузырей пусть и не дала воплотить все замыслы, но позволила заглянуть в будущее.

В моем понимании архитектура – это не наука и даже не искусство, а в большей степени философия, образ мышления. Поэтому наша мастерская все это время проживала общую архитектурную жизнь. До 2008-го года требовались смелые идеи, огромный девелоперский размах. Сегодня, когда наступила пора всеобщего молчания, и нам тоже хочется помолчать вместе со всеми. Я воспринимаю это очень спокойно, как данность. Плюс в том, что сегодня все проекты находятся в стадии реализации, просто так их уже никто не заказывает. Однако всегда остается вопрос, как это будет реализовано.

– А почему, чувствуя себя больше художником, Вы все-таки решили стать архитектором?

– Я всю жизнь мечтал быть художником и даже хотел поступать в Строгановку. К поступлению меня готовил замечательный петербургский художник. Однако когда я пришел в Строгановское училище, то там мою технику посчитали слишком жесткой и посоветовали в качестве основной профессии выбрать архитектуру. В МАрхИ же мне сказали, что мои рисунки, наоборот, очень мягкие и для занятий архитектурой совсем не подходят. В итоге я совершенно спонтанно поехал в Нижний Новгород, где сразу был зачислен в архитектурный вуз. Там у меня были прекрасные педагоги – преимущественно выходцы из МАрхИ. Нижний Новгород всегда был городом-вольнодумцем, анархичным, красочным и очень постмодернистским. Все это сильно повлияло на мое мировоззрение.
Юрий Виссарионов. Фото предоставлено ПТАМ Виссарионова
Нижний Новгород. Концепция застройки Стрелки © ПТАМ Виссарионова
Нижний Новгород. МФЦ «Остров» © ПТАМ Виссарионова

– Несколько лет назад Вы были очень увлечены таким направлением в архитектуре как биоморфизм. Изменились ли Ваши стилевые предпочтения?

– Мир постоянно порождает новые направления в искусстве и архитектуре. Один только XX век помнит множество стилей – сталинское арт-деко, функционализм, конструктивизм, поп-арт, корбюзианский, а затем посткорбюзианский модернизм. Довольно быстро наша страна перешагнула период развития постмодернизма, хотя считается, что за эти годы был создан очень большой культурный пласт. Высшая степень проявления минимализма во всех видах искусства не могла не затронуть и наше творчество, хотя мы долго этому сопротивлялись. В период рассвета минимализма он не был нам близок по причине своей излишней формалистичности, когда главными были форма, дорогие материалы и острые, кричащие решения. Постепенно сходя на нет, минимализм обрел совершенно иные черты – тихие, упрощенные, задушевные – и лично я подпал под его обаяние. Мне нравится минимализм, близкий к символизму, одухотворенный, наполненный содержанием.
«Дом будущего» © ПТАМ Виссарионова

Всю жизнь меня очень привлекало творчество архитекторов 1970-х годов – метаболистов, которые, наверное, лучше всего понимали, что такое архитектура. Их главный принцип – жить сегодняшним днем, не переставая думать о будущем. Что касается увлечения биоморфизмом, то сейчас мы постепенно от него отдалились, успев за годы увлечения наработать хорошую базу интересных проектов. После этого был яркий период работы с цветовыми решениями, увлечение голландской архитектурой и многое другое. В свое время Ле Корбюзье упрекали в том, что потратив столько сил и времени на создание Модулора, он, в конце концов, от него отвернулся – ему стало скучно. Мне кажется, что настоящему художнику в одном направлении тесно. Конечно, многие архитекторы выбирают свой стиль и всю жизнь оттачивают мастерство в чем-то одном, пытаясь дойти до совершенства. Себя я отношу к другой категории людей, увлекающихся самыми разными идеями, пробующих себя в самых разных жанрах.
zooming
«Общественный центр в Алжире» © ПТАМ Виссарионова

– Но есть мнение, что у каждой архитектурной мастерской должен быть свой узнаваемый почерк, творческий метод.

– Я с этим согласен. Более того, я уверен, что у нашей мастерской он тоже есть. Просто мое представление о творческом методе немного отличается от общепринятого. Повторюсь, что архитектор должен быть не только художником, но еще и философом. Невозможно создать нечто стоящее, не думая. Мы всегда стремимся к осмысленности решений, имеющих под собой некую философскую парадигму. При этом важно работать с легкостью, любить свою профессию и людей, для которых ты проектируешь. Сложности в любом проявлении – будь то отношение к своей профессии или сложности формы и решений – неизменно отражаются на искусстве. Неважно, какими средствами создается произведение – из жестяных банок с лихостью современного инсталлятора или по старинке, масляными красками. Важен не стиль, важна аура произведения, его положительная энергетика. Если архитектор всю жизнь мучился архитектурой, то людям она не принесет радости. В этом и состоит наш метод – не поверхностный, выражающийся в приверженности к одному конкретному направлению, а внутренний.

Мой любимый художник – Василий Кандинский. Создавая нечто простое, он открывал человеку весь космос. Объяснить, почему его картины кажутся нам настолько прекрасными, невозможно, но мы это чувствуем. В какой-то степени все мои произведения тоже обращаются к теме космоса. В одном проекте можно опознать летающую тарелку, в другом – ракету. Мой отец был летчиком, и рос я в то время, когда главной мечтой всех мальчишек было стать космонавтами. Поэтому парение и свобода прочитываются в каждой моей работе – даже в сетке колонн, даже в планах.
Гостинично-офисный центр в Москве © ПТАМ Виссарионова

– Как построена работа в вашей мастерской? Имеют ли молодые архитекторы возможность проявить себя, самореализоваться? Или решающее слово всегда остается за Вами?

– Несколько лет назад я беседовал с одной молодой журналисткой, которая предположила, что разностильность наших работ связана как раз с тем, что проекты делают молодые сотрудники, а я только ставлю свою подпись под готовой работой. Но руководитель мастерской – все равно, что дирижер. У плохого дирижера даже самый прекрасный оркестр не зазвучит. Мы всячески поощряем творчество своих сотрудников, даем им свободу импровизировать. Я ценю легкость импровизации. При этом в архитектуре, как в театре – любая импровизация должна оставаться в рамках общей режиссуры. Надо понимать, что в любом случае это коллективное творчество. Любой наш продукт становится результатом усилий многих людей. 
Концепция реконструкции жилого квартала в центре Уфы © ПТАМ Виссарионова
Концепция реконструкции жилого квартала в центре Уфы © ПТАМ Виссарионова

Был период, когда здесь работало больше ста человек, эта была фабрика по производству мыльных пузырей. Сегодня мне не хочется увеличивать формат мастерской. В моем коллективе работают самые разные люди. Кого-то приходится направлять, а есть и те, кто обладают почти с «совершенным слухом». С последними работать сложнее, здесь важно, чтобы их взгляды точно совпадали с твоими собственными. Должна быть гармония, но программируемая и управляемая.
Концепция реконструкции жилого квартала в центре Уфы © ПТАМ Виссарионова

Очень много лет я работаю со своим другом и коллегой Константином Савкиным. Нам удалось создать замечательный тандем, в котором Константин – это мыслитель, а я художник, руководствующийся эмоциями, чувствами.

– Каково художнику быть управляющим крупной архитектурной организации?

– Управление – это самое сложное искусство, это огромная ответственность. Я должен чувствовать девелопера, знать, что сейчас «носят», оставаясь верным себе и своей философии проектирования. Иногда приходится работать на грани конформизма. Сложность в том, что ты работаешь с чужими деньгами. Труднее всего сотрудничать с государственными организациями. Отстоять свою идею подчас становится невозможным. Например, работая с Центробанком, мы столкнулись с тем, что заказчик позволил югославской компании исказить наш первоначальный замысел. Это пансионат в Сочи, олимпийский объект. Мы сознательно придали ему сочинский характер, с южным флером, взяв за основу сталинский стиль. По сути, до сих пор ничего лучше сталинских пансионатов в Сочи построено не было. Но проект переделали – исчезла ирония, изменилась образная составляющая.
Сочи, пансионат «Южный» © ПТАМ Виссарионова
Сочи, пансионат «Южный» © ПТАМ Виссарионова
Сочи, пансионат «Южный» © ПТАМ Виссарионова

– Часто ли Вы в своей практике сталкиваетесь с таким непониманием со стороны заказчика?

– К сожалению, очень часто. Многие наши проекты в процессе реализации были искажены – где-то в большей, где-то в меньшей степени. В Великом Новгороде по нашему проекту построен дольно интересный выставочно-торговый центр. Правда, его немного «удешевили» в борьбе за экономию материалов.   
Выставочно-торговый центр в Великом Новгороде © ПТАМ Виссарионова
Выставочно-торговый центр в Великом Новгороде © ПТАМ Виссарионова
Выставочно-торговый центр в Великом Новгороде © ПТАМ Виссарионова

В Архангельске мы вот-вот закончим проектирование транспортного терминала.
Есть надежда, что реализация этого важного для города комплекса будет лучше. Это камерная работа, она мне очень близка.

Проект автовокзала в Архангельске © ПТАМ Виссарионова
Проект автовокзала в Архангельске © ПТАМ Виссарионова


– Но проекты, которые удалось провести от начала и до конца без серьезных изменений, у вас все-таки были?

– Проект, которым я доволен на сто процентов – это маленький домик в Турции, построенный для частного клиента. К нам до сих пор приходит заказчик и говорит за него спасибо. Мне, действительно, нравится этот дом, выполненный в стиле биоморфизма и не похожий ни на один другой. Я думаю, что если бы у меня было много таких заказчиков, то я всю жизнь посвятил бы подобным проектам. Конечно, я очень много построил. Все мои работы – это мои дети, но любимый ребенок только один, как бы страшно это не звучало. На сегодняшний день я считаю этот дом символом нашей мастерской.
Частная вилла в Турции © ПТАМ Виссарионова
Частная вилла в Турции – флигель © ПТАМ Виссарионова
Частная вилла в Турции – флигель © ПТАМ Виссарионова
Частная вилла в Турции – флигель © ПТАМ Виссарионова

– На территории России таких объектов нет?

– Пока нет. Но я надеюсь, что будут. Большие надежды все же связаны со строительством комплекса автовокзала в Архангельске.
Жилая застройка под Санкт-Петербургом © ПТАМ Виссарионова

– Какие еще интересные проекты находятся сегодня на рабочем столе мастерской?

– В основном мы занимаемся жильем. Есть крупные жилые объекты в Петербурге и в Подмосковье. Также мы продолжаем активно работать в Сочи. География наших проектов очень широка – от севера до юга страны. В Москве, к сожалению, в настоящее время, мы почти не работаем. Конкурсная система постепенно выдавливает из Москвы многие архитектурные бюро. Конечно, если нам представиться возможность поучаствовать в конкурсах, то мы с удовольствием это сделаем. Но пока ситуация складывается таким образом, что работать приходится за пределами столицы.
Клубный дом в Архангельске © ПТАМ Виссарионова
Лыжная база в Сочи © ПТАМ Виссарионова
Спортивная школа в Сочи © ПТАМ Виссарионова

– Вы сказали, что много занимаетесь жильем. Сейчас это для Вас является приоритетным направлением? Или существуют и другие?

– Жилье – это данность, реалии времени. Моя центральная тема – сооружения отдыха. Сейчас мы разрабатываем проект спортивной школы в районе Сочи. Но по-настоящему я всегда мечтал спроектировать музей, создать какое-то символичное здание.
Подмосковный санаторий у деревни Никитское © ПТАМ Виссарионова

В последнее время мы увлеклись проектированием средовых объектов. Сегодня очень остро встал вопрос о том, как жить. Способ проживания не ограничивается строительством дома, здесь необходимо решать вопросы существования человека в среде, в городе, в обществе. Это направление никем особенно не прорабатывалось. Мне было бы интересно попробовать оживить наши микрорайоны и города, стоящие полуразрушенными по всей стране. Россия – огромная страна, нуждающаяся в повсеместном обустройстве. Хотелось бы также попробовать себя в ландшафтно-парковом направлении или заняться исследованием детской темы, оставленной в стороне от архитектурной мысли. И, конечно, работать в Москве. Работать в этом городе сложно и трепетно. Но нужно не себя любить в Москве, а Москву в себе.
zooming
Реконструкция промышленной застройки в Москве © ПТАМ Виссарионова
Конкурсный проект реконструкции кинотеатра «Пушкинский» © ПТАМ Виссарионова

– Ваша мастерская всегда была представлена на различных престижных архитектурных премиях и смотрах-конкурсах. Расскажите о последних.

– Да, мы участвуем в конкурсах и выставках. Недавно наша деятельность была отмечена лауреатским дипломом конкурса «Архновация», наш сочинский проект получил серебро на триеннале «Интерарх» в Софии. Мы часто попадаем в шорт-листы, в свое время становились лучшими на фестивале «Зодчество», получали вторую национальную девелоперскую премию, победив ряд серьезных зарубежных соперников. 

02 Декабря 2013

Похожие статьи
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
Технологии и материалы
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Сейчас на главной
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Далеко гляжу
В жилом комплексе New Питер в Ленинградской области по проекту «БалтИнвест-Проект» построен детский сад. Его отличает довольно строгий кирпичный фасад, уютная ниша входа, а также групповые ячейки с панорамными эркерами, из которых дети могут наблюдать друг за другом и жизнью на улице.
Время как театр
Проект Зои Рюриковой и ее бюро «ДА» выиграл конкурс на благоустройство Театральной площади по Владимире. Он основан на идее регенерации исторической застройки, а по форме представляет собой вариант «театрального романтического неомодернизма». Арки служат «видоискателями», в том числе для городского театра Драмы 1971 года.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Ретро-пиццерия
По проекту cтудии дизайна MODGI Group на территории апарт-отеля VALO в Санкт-Петербурге открылась компактная пиццерия в ретро-стиле. Теплую и сочную цветовую гамму дополняет винтажная мебель и свет, а одним из главных предметов декора стали конверты для виниловых пластинок.
Берег Мелеуза
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Affinum в Мелеузе благоустроена набережная одноименной реки, которая играет роль центрального объекта города. Событийную площадь и торговые павильоны дополнил тихий променад, выходы к реке и детские площадки среди деревьев.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
Тюремный квартал
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Orchestra Design благоустроен исторический центр Белебея. Архитекторы объединили территорию пересыльной тюрьмы XVIII века и Торговых рядов в единое пространство, «зашив» в него разные сценарии досуга, а также отсылки к истории города.
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Келейные мастерские
В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылось образовательное пространство, созданное по проекту архитектора и сооснователя бюро UTRO Ольги Рокаль. Небольшое помещение удалось сделать функциональными благодаря авторской мебели: «рыцарскому» круглому столу и столярным шкафам, вдохновленным секретерами XIX века.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Бутоны ЗИЛ-Юга
Проект с авторским названием «Каменный цветок» предназначен для центральной части территории ЗИЛ-Юг, или ЖК Shagal – башни выстроятся вдоль поперечного бульвара. Впрочем, какие башни – самая высокая 14 этажей. Задуманы они так, чтобы в закатном и рассветном свете давать силуэт, похожий на цветочный бутон, а состоят из сетки и крупных пиксельных выемок, поддержанных консольными выступами «кнопок»-эркеров.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Отражение завода
Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.
Пресса: «Киевская площадь» рассказала о новом кластере на...
Вновь созданный кластер обещают сделать не только новой достопримечательностью Москвы, но и центром социальной и деловой активности, а также связующим звеном между Большим Сити и районами Арбат и Хамовники
Пресса: Владимир Ефимов: ремонтировать в Москве здания, чья...
Приводить в порядок полуаварийные здания советского времени, которые не являются архитектурными памятниками и уже отслужили свое с точки зрения конструктивных элементов, не имеет смысла, считает заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Владимир Ефимов. В интервью РИА Новости он рассказал, когда начнется строительство нового цирка на проспекте Вернадского, что будет со зданием СЭВ на Новом Арбате и по какому принципу будут включать в программу реновации, ставшую бессрочной, новые дома. Беседовали Дмитрий Киселев и Ольга Набатникова.
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.
Миро во дворе
Архитектурное бюро «Вещь!» рассматривает двор ЖК WOW как полотно и использует экспрессивную композицию из цветовых пятен и линий, характерную для испанского художника Жоана Миро. На двух уровнях располагаются все необходимые для рекреации объекты, а золотистые детали вторят отделке фасадов.