Архсовет Москвы–2

Подробный рассказ об архсовете 17 апреля 2013 года, на котором обсуждались 3 проекта: торговый центр на Славянском бульваре, судьба старого здания Некрасовской библиотеки и комплекс автосервиса по проекту Владимира Плоткина.

mainImg
Архитектор:
Владимир Плоткин
Проект:
Многофункциональный комплекс с сервисным обслуживанием автомобилей и подземной автостоянкой на пересечении Рублевского и Рублево-Успенского шоссе
Россия, Москва, Пересечение Рублевского и Рублево-Успенского шоссе

Авторский коллектив:
Генпроектировщик ТПО «Резерв». В.Плоткин, И.Деева, А.Бородушкин, А.Романова.

2003 — 2013

Фирма «Микстрейд».
Проект многофункционального торгово-развлекательного комплекса на Славянском бульваре
совету представил главный архитектор компании «АСП» Энис Онжуоглу (Enis Oncuoglu). Участок общей площадью 2,55 га и перепадом рельефа около 8 метров расположен рядом с метро «Славянский бульвар», в том месте, где бульвар и Кутузовский проспект, расходясь под острым углом, образуют треугольник. Торговый центр (4 надземных этажа, 3 этажа подземной парковки) занимает этот участок целиком, вписываясь в его границы строго по периметру.
Проект многофункционального торгово-развлекательного комплекса на Славянском бульваре. Заказчик: ООО «Славянка». Генпроектировщик: АСП Архитектурно-инженерная компания.Авторский коллектив: Энис Онжуоглу, Альфия Абдуллина. План организации движения
Проект многофункционального торгово-развлекательного комплекса на Славянском бульваре. Заказчик: ООО «Славянка». Генпроектировщик: АСП Архитектурно-инженерная компания.Авторский коллектив: Энис Онжуоглу, Альфия Абдуллина. Макет
zooming
Проект многофункционального торгово-развлекательного комплекса на Славянском бульваре. Заказчик: ООО «Славянка». Генпроектировщик: АСП Архитектурно-инженерная компания.Авторский коллектив: Энис Онжуоглу, Альфия Абдуллина. Разрез

По словам авторов, основной архитектурного образа здания стала тема воды: на его фасаде чередуются «волны» серо-голубых оттенков из стекла и металла, а три атриума внутри посвящены один морю, другой реке, третий озеру. По убеждению архитекторов, проект должен оживить район и поставить точку в развитии Славянского бульвара. Перед главным входом в торговый комплекс планируется организовать небольшую площадь, которая станет частью транспортно-пересадочного узла: сюда обращены выходы из станции метро «Славянский бульвар». С противоположной стороны, вдоль Давыдковской улицы задуман сквер. Кроме того, по словам авторов, комплекс должен стать шумозащитным барьером, защищающим жилые дома от Кутузовского проспекта. С четвертого этажа, задуманного как исключительно общественная зона, предусмотрены выходы на открытую террасу на крыше с видом на сквер вдоль Давыдковской улицы. Транспортная схема проекта, как рассказал Энис Онжуоглу, разрабатывалась совместно с НИиПИ Генплана и лондонской командой Тони Брауна.

Впрочем, сразу же после рассказа архитекторов со слов главного инженера НИиПИ Генплана Михаила Крестмейна выяснилось, что рассмотрение данного проекта на транспортной комиссии Москомархитектуры запланировано только на следующий день после заседания архсовета, а потому говорить о каких-либо транспортных расчетах, потоках и нагрузках еще «рано и не совсем корректно». Единственное, что можно сейчас утверждать – заметил Михаил Крейстман, – это что здание не мешает строительству развязки на Старорублевском шоссе. Но так как эта территория имеет статус транспортно-пересадочного  узла, то, по словам Михаила Крейстмана, устройства здесь одних только общественных остановок (как запланировано в проекте) недостаточно, необходимо сделать сквозной проход, а еще лучше – отдать весь первый этаж пешеходам.

Заодно в самом начале обсуждения, благодаря выступлению из зала выяснилось, что проектирование было начато давно, а следовательно публичных слушаний по участку не было.
Проект многофункционального торгово-развлекательного комплекса на Славянском бульваре. Заказчик: ООО «Славянка». Генпроектировщик: АСП Архитектурно-инженерная компания.Авторский коллектив: Энис Онжуоглу, Альфия Абдуллина
Проект многофункционального торгово-развлекательного комплекса на Славянском бульваре. Заказчик: ООО «Славянка». Генпроектировщик: АСП Архитектурно-инженерная компания.Авторский коллектив: Энис Онжуоглу, Альфия Абдуллина
Проект многофункционального торгово-развлекательного комплекса на Славянском бульваре. Заказчик: ООО «Славянка». Генпроектировщик: АСП Архитектурно-инженерная компания.Авторский коллектив: Энис Онжуоглу, Альфия Абдуллина. Вид с Кутузовского проспекта
Проект многофункционального торгово-развлекательного комплекса на Славянском бульваре. Заказчик: ООО «Славянка». Генпроектировщик: АСП Архитектурно-инженерная компания.Авторский коллектив: Энис Онжуоглу, Альфия Абдуллина. Вид сверху

Обсуждение проекта началось с выступления Ханса Штимманна – и сразу критически. По словам Штимманна, здание абсолютно игнорирует Славянский бульвар, будучи обращено к нему монотонной глухой стеной; архитектурное решение, особенно организация пространства – более чем спорны, а предложенный дизайн «больше подходит фену для волос, нежели зданию» и далек от типологии классического торгового дома.
Проект многофункционального торгово-развлекательного комплекса на Славянском бульваре. Заказчик: ООО «Славянка». Генпроектировщик: АСП Архитектурно-инженерная компания.Авторский коллектив: Энис Онжуоглу, Альфия Абдуллина

Сергей Чобан отметил, что здание занимает весь участок, не предполагает никакого общественного пространства и одинаково реагирует на совершенно разные градостроительные ситуации: с одной стороны у него Кутузовский проспект, требующий крупного масштаба, с другой Славянский бульвар, в большей степени пешеходный – здесь, по словам Чобана, нужна большая детализация.

Другим существенным недостатком проекта Сергей Чобан назвал отсутствие концепции рекламы, «без которой современный торговый центр вообще не может рассматриваться». Сине-голубые цвета, выбранные для фасадов здания, по убеждению Чобана, будут ужасно смотреться в сочетании с щитами торговых брендов, а прямоугольную форму щитов никогда не удастся помирить с косыми линиями «волн» на фасадах: щиты неизбежно выстроятся лесенкой. Сергей Чобан предложил Москомархитектуре использовать опыт Германии, когда на стадии утверждения архитектурной части проекта утверждается и проект рекламы.

По словам Григория Ревзина, глядя на проект можно подумать что этот торговый центр находится не в Москве «на пересечении с Рублевкой, а километрах в 80-ти от МКАДа» –он мог бы разместиться где угодно, лучше всего рядом с большой автомобильной трассой.

Ревзин также сосредоточился на «элементах лукавства», заметных в проекте и его презентации. Так, заявленная рекреационная зона для жителей района оказывается небольшим сквером, который одновременно предназначен для основных пешеходных потоков и для загрузки магазина: в такой обстановке деревья выжить не смогут. Площадь торгового центра – 130 тыс. кв. м, в день сюда будет подъезжать минимум сто грузовиков, так что проект очень негуманен по отношению к жителям соседних домов – уверен Ревзин. Площадь перед главным входом также никогда не будет тихим рекреационным местом хотя бы потому, что речь идет о транспортно-пересадочном узле. 
Проект многофункционального торгово-развлекательного комплекса на Славянском бульваре. Заказчик: ООО «Славянка». Генпроектировщик: АСП Архитектурно-инженерная компания.Авторский коллектив: Энис Онжуоглу, Альфия Абдуллина. Ночной вид
Проект многофункционального торгово-развлекательного комплекса на Славянском бульваре. Заказчик: ООО «Славянка». Генпроектировщик: АСП Архитектурно-инженерная компания.Авторский коллектив: Энис Онжуоглу, Альфия Абдуллина. Общественная площадь

Владимир Плоткин также обратил внимание на сходство проекта с придорожным загородным торговым центром с огромной автостоянкой. Размещение его в перегруженной транспортом части города Плоткин назвал ошибочным. Он посоветовал авторам расширить, насколько это возможно, пешеходную зону перед главным входом, а сквер со стороны Давыдковской улицы и Староможайского шоссе убрать, сделав с этой стороны полуподземную загрузку магазинов. Что же касается архитектуры, то, учитывая значимость магистрали, появление на ней такого провинциального здания Плоткин посчитал недопустимым.

Особенно строг был в своей критике проекта Михаил Посохин: он назвал его оскорбительным для Москвы, «приплывшим из прошлого», а все строительство в целом – рационально неоправданным.

Евгений Асс подчеркнул, что архитектура всегда должна реагировать на ситуацию. В данном же случае, по его убеждению, проект необходимо отклонить и вновь пересмотреть ГПЗУ с точки зрения уместности размещения на участке торгового центра таких масштабов. Асс выразил сомнение в том, что на Кутузовском проспекте уместно развивать «тему воды», а архитектуру здания признал «безобразной».
 
Юрий Григорян заметил, что если бы инвестор более чутко отнесся к городу, то приобрел бы некий нематериальный актив, отчего в дальнейшем выиграл бы и его бизнес, поскольку «философия извлечения из участка максимального количества квадратных площадей становится все менее и менее популярна».
 
В финале обсуждения Сергей Кузнецов, отметив единодушие членов архсовета, а также враждебность самой функции торгового центра по отношению к городу, пообещал повторно вынести переработанный проект торгового комплекса на обсуждение.

Проект восстановления утраченного памятника XVIII-XIX вв. – усадьбы Салтыковой на Бронной,
на архсовете представлял Владимир Колосницын, рассказавший, что проектированием данного объекта его мастерская занимается начиная с 2005 года.
Владимир Колосницын. Фотография Аллы Павликовой

Участок – более чем известный, это квартал Некрасовской библиотеки за Новопушкинским сквером. Библиотека переехала оттуда на Бауманскую улицу в 2002 году (возможно, не все знают, но вначале для нее планировали построить новое здание на месте упавшего Бауманского рынка; затем ее место занял проект здания ГЦСИ, также впоследствии отмененный). Об обсуждении проекта на ЭКОСе в 2009 году см. здесь.
Проект восстановления усадьбы Салтыковой на Тверском бульваре. Заказчик – «ПИК «Веймар-Девелопмент». Генпроектировщик – «Проект+». Авторский коллектив: В. Колосницын, О. Баранникова. Макет. Фотография Аллы Павликовой
Проект восстановления усадьбы Салтыковой на Тверском бульваре. Заказчик – «ПИК «Веймар-Девелопмент». Генпроектировщик – «Проект+». Авторский коллектив: В. Колосницын, О. Баранникова. Ситуационный план. Пересъемка

Как рассказал Владимир Колосницын, первоначально в бывшем квартале Некрасовки планировалось построить торговый центр, но после обсуждения на общественном совете функцию изменили на апартаменты с подземным паркингом, торговыми помещениями и государственным образовательным учреждением художественно-эстетической направленности для детей-инвалидов. Проект предполагает воссоздание внешних фасадов усадьбы, внутренние же фасады восстановить не удастся за отсутствием исторической документации. Здания будут располагаться по периметру вокруг внутреннего двора.

Историческую справку представил Борис Пастернак. Он рассказал, что до наших дней сохранился главный дом усадьбы графини А.С. Салтыковой. В 1955 году его второй этаж был разобран и воссоздан с некоторыми искажениями. Проект предполагает восстановление этажа по чертежам из альбомов М.Ф. Казакова. В конце XVIII века дом фланкировали два флигеля, затем весь участок был обстроен по периметру  наконец в 1910 году по проекту Юлия Дидерихса был построен самый известный сейчас угловой корпус (на нем все еще видна вывеска библиотеки). Несколько зданий квартала были снесены в 1996 году (стихийно, – как заметила в ходе обсуждения историк и один из содокладчиков Ольга Замжицкая). Кроме главного дома сохранилось еще строение №6 –каретный сарай начала XIX века, лишенный охранного статуса и предназначенный ко сносу.
zooming
Проект восстановления усадьбы Салтыковой на Тверском бульваре. Заказчик – «ПИК «Веймар-Девелопмент». Генпроектировщик – «Проект+». Авторский коллектив: В. Колосницын, О. Баранникова. Слева вид с Большой Бронной, справа внутренний двор. Пересъемка
Проект восстановления усадьбы Салтыковой на Тверском бульваре. Заказчик – «ПИК «Веймар-Девелопмент». Генпроектировщик – «Проект+». Авторский коллектив: В. Колосницын, О. Баранникова. Фасад со стороны Большой Бронной
Проект восстановления усадьбы Салтыковой на Тверском бульваре. Заказчик – «ПИК «Веймар-Девелопмент». Генпроектировщик – «Проект+». Авторский коллектив: В. Колосницын, О. Баранникова. Фасад со стороны Тверского бульвара
Проект восстановления усадьбы Салтыковой на Тверском бульваре. Заказчик – «ПИК «Веймар-Девелопмент». Генпроектировщик – «Проект+». Авторский коллектив: В. Колосницын, О. Баранникова. Фасады. Пересъемка

Андрей Гнездилов резко высказался против того, чтобы маскировать новое здание в новом объеме и с новой функцией под старое и тем более – называть это восстановлением. С ним согласился Юрий Григорян, который предложил определиться в главном – это проект воссоздания или же строительство нового объема? Если это воссоздание, то в этом случае здания должны быть построены в полном соответствии с оригиналом с применением идентичных материалов, но ни в коем случае не из бетона с фальшивой лепниной. Восстанавливаться должны не только внешние, но и внутренние фасады, в противном случае получается очередной некачественный новодел. Если же это новый объект, то следует провести конкурс с целью найти наиболее интересное решение, способное создать новые сценарии общественной жизни в столь важном для города месте – Пушкинской площади.
 
Вопрос: восстанавливать или строить новое – стал центральным при обсуждении проекта. Сергей Кузнецов сразу высказался за новую архитектуру, причем не только в данном случае, но и в масштабах города: «Если здание по каким-то причинам утрачено, то бессмысленно его строить заново. У всех на глазах пример с воссозданием гостиницы «Москва». Мне кажется, честнее построить современный объект в исторических масштабах».

Александр Кибовский пояснил, что в настоящей ситуации, когда внутренние фасады восстановить невозможно, а объемы зданий сильно отличаются от оригинала, вопрос о том, можно ли вообще называть данный проект восстановлением, должна решать экспертиза.

Евгений Асс высказался категорически против сноса строения №6. Также он подчеркнул, что «архитектура принадлежит только своему времени, что записано в Венецианской хартии, которую Россия подписала. Поэтому восстановить утраченное не удастся». В показанном проекте, по мнению Евгения Асса, квартал представляет собой «нечто невразумительное – и не старое, и не новое», объемы его сильно преувеличены, а первые этажи закрыты для общественной функции – что неприемлемо.

Михаил Посохин посетовал, что в данной ситуации любой проект окажется плохим: если здания восстановить, то их назовут муляжом или новоделом, если построить новое – обвинят в уничтожении памятников наследия. Восстанавливать здания, не предполагающие коммерческую функцию, по мнению Посохина, сегодня невозможно, поскольку это требует огромных средств. Поддержав это мнение, Алексей Воронцов напомнил, что на территории памятника (а участок расположен на территории объекта культурного наследия) согласно закону сейчас возможно только воссоздание, несмотря на то, что хотелось бы видеть там «актуальную» архитектуру.

Критике подверглась также и попытка авторов и заказчика выдать жилые апартаменты за гостиницу. Этот вопрос поднял Юрий Григорян. Григорий Ревзин назвал решение о размещении в здании жилья безусловно вредным для города вместе с инициативой создать здесь центр для детей-инвалидов. Гостиница – это общественное пространство, первый этаж с рестораном и лобби всегда является общественным. Обратная ситуация с апартаментами. А детский центр реабилитации, по мнению Ревзина, в проект включен для того, чтобы «отбиться от прессы и противников проекта – мол, мы разрушили памятник, но у нас дети». Вранье Ревзин предложил разоблачить и честно признаться, что планируется строить жилые апартаменты и никаких детей там реабилитировать никто не собирается.

Что же касается вопроса о воссоздании, то здесь Ревзин заметил: «Все мы присутствуем на месте преступления: уничтожена историческая застройка, некрасовская библиотека. Теперь на основании этого преступления нам предлагается принять некий компромисс, на что мы не имеем ни малейшего права. Если восстанавливать здание, то следует это делать абсолютно буквально, без малейшего отступления от чертежей, с сохранением всех пластов, в том числе строения №6, имеющего ценность именно как исторический пласт. В противном случае объект не будет иметь вообще никакой ценности. В случае нового строительства следует проводить конкурс».
 
Идею конкурса поддержали также Владимир Плоткин и Сергей Чобан, отметивший, что воссоздавать стоит только уникальные объекты, имеющие исключительное значение для города и для страны. Двухэтажный фронт восстанавливаемого квартала, по убеждению Сергея Чобана, не соответствует изменившейся градостроительной ситуации – поэтому здесь необходимо решение, соответствующее сегодняшнему дню.

Ханс Штимманн заметил, что подобные дебаты были бы вполне возможны и в Берлине; он также поддержал идею строительства современного здания на основании конкурса. Тему поддержал Александр Кибовский: «Я враг всякого новодела. Григорий Ревзин очень правильно сказал, что мы находимся на месте преступления. Когда мы строим взамен уничтоженного культурного объекта что-то отдаленно на него похожее, то фактически легализуем это преступление».

«В идеале на этой площадке стоит провести архитектурный конкурс» – резюмировал обсуждение Сергей Кузнецов: «Могут быть разные варианты современной архитектуры. Это не значит, что объект должен быть стеклянным, светящимся, вызывающим».
 
Многофункциональный комплекс с сервисным обслуживанием автомобилей и подземной автостоянкой на пересечении Рублевского и Рублево-Успенского шоссе.
Представляя этот проект совету, Владимир Плоткин заметил, что он был сильно удивлен, узнав, что заказчик намерен реанимировать этот проект: ТПО «Резерв» работало над ним примерно 10 лет назад и с тех пор проект был забыт, а все договорные отношения завершены.
Многофункциональный комплекс с сервисным обслуживанием автомобилей и подземной автостоянкой на пересечении Рублевского и Рублево-Успенского шоссе. Заказчик: Фирма «Микстрейд». Генпроектировщик ТПО «Резерв». Авторский коллектив: В.Плоткин, И.Деева, А.Бородушкин, А.Романова. Вид с магистрали. Изображение с сайта http://reserve.ru
Многофункциональный комплекс с сервисным обслуживанием автомобилей и подземной автостоянкой на пересечении Рублевского и Рублево-Успенского шоссе. Заказчик: Фирма «Микстрейд». Генпроектировщик ТПО «Резерв». Авторский коллектив: В.Плоткин, И.Деева, А.Бородушкин, А.Романова. Ночной вид. Изображение с сайта http://reserve.ru
Многофункциональный комплекс с сервисным обслуживанием автомобилей и подземной автостоянкой на пересечении Рублевского и Рублево-Успенского шоссе. Заказчик: Фирма «Микстрейд». Генпроектировщик ТПО «Резерв». Авторский коллектив: В.Плоткин, И.Деева, А.Бородушкин, А.Романова. Генплан. Изображение с сайта http://reserve.ru

За прошедшее время вокруг участка треугольной формы, для которого был спроектирован комплекс, появилось много новых объектов автомобильной тематики. Таким образом, строительство здесь комплекса с сервисным обслуживанием автомобилей оказалось оправданным функционально. В плане здание похоже на катамаран или, как сказал Владимир Плоткин, на акулу. Плавные линии фасадов обращены к автомагистралям и рассчитаны на восприятие из окон проезжающих автомобилей. Объем акцентирован глубоким надрезом по центру, в точке главного входа в здание. Для облицовки фасадов использовано структурное остекление. Чуть укороченный «плавник» выполнен из алюминиевых панелей в комбинации с достаточно вольным рисунком остекления. На первом этаже предполагается разместить тюнинговое ателье. Второй этаж будет отдан торговле, а выше разместятся административные помещения.

Транспортная схема проекта разрабатывалась отдельно, без участия «Резерва». Михаил Крейстман пояснил решения транспортной схемы: участок расположен рядом с МКАДом, организовать съезд с которого практически невозможно, поэтому въезд на территорию запланирован с тыльной стороны. Кроме того, планируется реконструкция МКАД и ее расширение в сторону участка строительства. Поэтому здание вероятнее всего придется существенно сдвинуть вглубь участка.

Претензий к проекту члены совета не высказали никаких и единодушно решили его одобрить.

Архитектор:
Владимир Плоткин
Проект:
Многофункциональный комплекс с сервисным обслуживанием автомобилей и подземной автостоянкой на пересечении Рублевского и Рублево-Успенского шоссе
Россия, Москва, Пересечение Рублевского и Рублево-Успенского шоссе

Авторский коллектив:
Генпроектировщик ТПО «Резерв». В.Плоткин, И.Деева, А.Бородушкин, А.Романова.

2003 — 2013

Фирма «Микстрейд».

29 Апреля 2013

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Настройка уровня: телескопические фальшполы Hilti
Для современных интерьеров, где каждый сантиметр пространства имеет значение, компания Hilti предлагает надежную и гибко настраиваемую систему фальшполов с телескопическими стойками. Диапазон высоты стоек – от 2 см до более чем 1.5 метров. Их не сложно монтировать, они позволяют быстро добиться ровной горизонтальной поверхности. Рассказываем об особенностях и достоинствах.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Мир бинарных оппозиций
Относительно новой книги Андрея Бокова не хочется и не следует повторять общепринятую формулу нашего времени: «прочитали за вас». Прочитали, но «за вас» в данном случае не работает. Книга не содержит принципиально новых сведений, на то она и теория самого стратосферного пошиба. Однако ее хочется разобрать на цитаты и выучить наизусть. Настолько некоторые места, по-эпичному, точны и емки. Но ее главное достоинство в другом – текст с элегантной непринужденностью даже не заставляет, а – провоцирует – читателя _думать_. Динамизирует мышление. А вот это уже важно.
Трепещущий пик
Для арт-центра Sun River в китайском Ваньнине бюро Wutopia Lab «насыпало» три горы и «разлило» море. В качестве литературной основы концепции выбрали «Волшебную гору» Томаса Манна.
НГАСУ (Сибстрин) 2024: бакалавриат «Архитектура»
Серию выпускных работ бакалавров одного из крупнейших вузов, расположенных за Уралом, объединяет выбор необычных типологий. В рамках средового подхода выпускники искали не только запоминающийся архитектурный облик, но и оптимальный функционально-планировочный сценарий для курорта, общественного центра с синагогой, центра гражданских беспилотников, арктического научно-исследовательского центра и музея, интегрированного в водоочистные сооружения.
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Арт миксер
«Миксер» – вторая арт-резиденция, спроектированная Pergaev Bureau для ЯНАО после Нового Уренгоя. В Ноябрьске архитекторы остановились на решениях поярче: снаружи здание привлекает внимание муралом во всю стену, внутри «визуальный голод» жителей Крайнего Севера утоляют насыщенные цвета, чистые геометрические формы и запоминающиеся арт-оъекты.
Под сенью деревянных перекрытий
Новый вокзал для городов Эде и Вагенинген в центре Нидерландов вдохновлен окрестными лесами; здесь нашлось место даже для сверчков и летучих мышей. Авторы проекта – Mecanoo и Royal HaskoningDHV.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Стерео сад
После реконструкции по проекту бюро UTRO сквер «Стерео» в Сочи получил обновленную перголу, пышный сад непрерывного цветения, зеркало воды, а также новые прогулочные маршруты. Чтобы у посетителей был стимул исследовать дальние уголки, архитекторы использовали особое мощение и информационные стелы.
От гайки до цеха
Датское бюро Cobe представило проект превращения Таллинского машиностроительного завода в район смешанной застройки; в трех центральных цехах расположится центр инноваций.
Пресса: Почему здание СЭВа надо не сносить, а признать памятником
Здание-книжку СЭВа на Новом Арбате собрались комплексно реконструировать. За эвфемизмами скрывается одно — здание с большой степенью вероятности собираются снести. А ведь оно — высшая точка послевоенного советского модернизма, и его надо признать объектом культурного наследия.
Теория склона
Дом на берегу Волги мастерская FAS(t) придумывала, исходя из особенностей места. Два разных по характеру яруса – жесткий бетонный и полупрозрачный деревянный – откликаются не только на рельеф, но и на состав почвы, сочетающей глину и твердые минеральные породы. Из окон и с террас видна река и знаменитая калязинская колокольня.
Недра земли, потоки воды
В районе Малой Охты по проекту Степана Липгарта построен дом Akzent. Он имеет классическую трехчастную структуру и при этом, что называется, нарисован от руки: фасады отличаются друг от друга как пластикой, так и разнообразными деталями, не все из которых открываются с первого взгляда. Рассказываем о контексте и вместе с архитектором разбираемся в том, как создавалась форма.
Пресса: Город, сбросивший историческую память. Архангельск:...
Архангельск стоит в совершенно невероятной по абрису, по большей части времени всегда замерзшей дельте Северной Двины. От мыса Пур-Наволок на Кегостров, где большой жилой район, на два километра тянется пешеходная тропа по льду, и по утрам медленно идущая по ней на работу вереница людей выглядит змейкой муравьев.
В городском лесу
В Лиссабоне открылся после реконструкции Центр современного искусства Гульбенкяна. За проект отвечал Кэнго Кума: это первая работа японского мэтра в Португалии.
Размеренная жизнь
Проект среднеэтажного жилого квартала под Петербургом от бюро TOBE acrhitects вдохновлен природой и спокойным течением жизни скандинавских городов. Генеральный план сочетает квартальную и точечную застройку, а разнообразие секций достигается благодаря работе с цветом, фактурой и пластикой.
Перемена функций
В бывшей меннонитской церкви 1950-х в Роттердаме открылся центр для занятий и выступлений юных музыкантов. Реконструкцией занималось бюро Powerhouse Company.
Голубые незабудки
Работая над корнером ювелирного магазина, команда Ashburo обыгрывала фирменные символы и цвета бренда. В результате на сильно ограниченном по площади пространстве образовался функциональный уголок с атмосферой девичьих грез и Диснейленда.
В черепичном ажуре
Частный дом в городе Фули недалеко от Ханоя по проекту H&P Architects защищен от солнца проницаемой «шторой» из традиционной черепицы.
СПбГАСУ 2024: иностранцы
Лучшие выпускные работы студентов из других стран, закончивших кафедру Архитектурного проектирования СПбГАСУ: конференц-центр в Марокко, фермерский рынок в Мозамбике и Музей армянской архитектуры.
Диагональ и кирпич
В проекте среднеэтажного дома в Бресте местное бюро Majsterni использует несколько простых приемов, которые позволяют зданию не выбиваться из контекста, но и транслировать индивидуальность. Двухслойный фасад, объемную кладку и «аритмию» окон дополняет двор с безбарьерной средой, а также комплекс общих пространств и террасы на кровле.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Новый культурный слой усадьбы «Успенское»
Итоги конкурса на разработку концепции развития территории ансамбля усадьбы «Успенское» подвели в середине сентября. В финал вышли четыре проекта, победителем стал консорциум в составе AI-Architects + Sheredega consulting + Ирина Крымова. Рассказываем обо всех финалистах.
А где воланчик?
Бюро MVRDV выиграло конкурс на проект спортивного парка в Шэньчжэне. Главная арена здесь получит крышу в форме гигантской ракетки для бадминтона.
Планы «мельницей»
В Сан-Паулу завершено строительство жилого комплекса из двух башен по проекту UNStudio. Каждая квартира выходит здесь сразу на три стороны.
Под одеялом ландшафта
Военную базу времен Второй мировой архитекторы MVRDV и ландшафтная студия Buro Harro превратили в жилой комплекс, вернув при этом в природное окружение.
Пихтовая динамика
Холдинг «Аэропорты Регионов» планирует построить в Карачаево-Черкессии аэропорт, который должен сделать курорты Архыза и Домбая доступнее. Победивший в закрытом конкурсе проект бюро Сергея Никешкина KPLN соединяет природную образность, стартующую от формы семечки хвойного дерева, открытые пространства для ожидания, красивые крупные деревья и зеленую кровлю, приподнятую на колоннах-иголках. И природно, и WOW.
Крыша-листок
Архитекторы BIG представили проект трансформации здания супермаркета на севере Дании в Музей бумажного искусства.