Архсовет Москвы–2

Подробный рассказ об архсовете 17 апреля 2013 года, на котором обсуждались 3 проекта: торговый центр на Славянском бульваре, судьба старого здания Некрасовской библиотеки и комплекс автосервиса по проекту Владимира Плоткина.

mainImg
Архитектор:
Владимир Плоткин
Проект:
Многофункциональный комплекс с сервисным обслуживанием автомобилей и подземной автостоянкой на пересечении Рублевского и Рублево-Успенского шоссе
Россия, Москва, Пересечение Рублевского и Рублево-Успенского шоссе

Авторский коллектив:
Генпроектировщик ТПО «Резерв». В.Плоткин, И.Деева, А.Бородушкин, А.Романова.

2003 — 2013

Фирма «Микстрейд».
Проект многофункционального торгово-развлекательного комплекса на Славянском бульваре
совету представил главный архитектор компании «АСП» Энис Онжуоглу (Enis Oncuoglu). Участок общей площадью 2,55 га и перепадом рельефа около 8 метров расположен рядом с метро «Славянский бульвар», в том месте, где бульвар и Кутузовский проспект, расходясь под острым углом, образуют треугольник. Торговый центр (4 надземных этажа, 3 этажа подземной парковки) занимает этот участок целиком, вписываясь в его границы строго по периметру.
Проект многофункционального торгово-развлекательного комплекса на Славянском бульваре. Заказчик: ООО «Славянка». Генпроектировщик: АСП Архитектурно-инженерная компания.Авторский коллектив: Энис Онжуоглу, Альфия Абдуллина. План организации движения
Проект многофункционального торгово-развлекательного комплекса на Славянском бульваре. Заказчик: ООО «Славянка». Генпроектировщик: АСП Архитектурно-инженерная компания.Авторский коллектив: Энис Онжуоглу, Альфия Абдуллина. Макет
zooming
Проект многофункционального торгово-развлекательного комплекса на Славянском бульваре. Заказчик: ООО «Славянка». Генпроектировщик: АСП Архитектурно-инженерная компания.Авторский коллектив: Энис Онжуоглу, Альфия Абдуллина. Разрез

По словам авторов, основной архитектурного образа здания стала тема воды: на его фасаде чередуются «волны» серо-голубых оттенков из стекла и металла, а три атриума внутри посвящены один морю, другой реке, третий озеру. По убеждению архитекторов, проект должен оживить район и поставить точку в развитии Славянского бульвара. Перед главным входом в торговый комплекс планируется организовать небольшую площадь, которая станет частью транспортно-пересадочного узла: сюда обращены выходы из станции метро «Славянский бульвар». С противоположной стороны, вдоль Давыдковской улицы задуман сквер. Кроме того, по словам авторов, комплекс должен стать шумозащитным барьером, защищающим жилые дома от Кутузовского проспекта. С четвертого этажа, задуманного как исключительно общественная зона, предусмотрены выходы на открытую террасу на крыше с видом на сквер вдоль Давыдковской улицы. Транспортная схема проекта, как рассказал Энис Онжуоглу, разрабатывалась совместно с НИиПИ Генплана и лондонской командой Тони Брауна.

Впрочем, сразу же после рассказа архитекторов со слов главного инженера НИиПИ Генплана Михаила Крестмейна выяснилось, что рассмотрение данного проекта на транспортной комиссии Москомархитектуры запланировано только на следующий день после заседания архсовета, а потому говорить о каких-либо транспортных расчетах, потоках и нагрузках еще «рано и не совсем корректно». Единственное, что можно сейчас утверждать – заметил Михаил Крейстман, – это что здание не мешает строительству развязки на Старорублевском шоссе. Но так как эта территория имеет статус транспортно-пересадочного  узла, то, по словам Михаила Крейстмана, устройства здесь одних только общественных остановок (как запланировано в проекте) недостаточно, необходимо сделать сквозной проход, а еще лучше – отдать весь первый этаж пешеходам.

Заодно в самом начале обсуждения, благодаря выступлению из зала выяснилось, что проектирование было начато давно, а следовательно публичных слушаний по участку не было.
Проект многофункционального торгово-развлекательного комплекса на Славянском бульваре. Заказчик: ООО «Славянка». Генпроектировщик: АСП Архитектурно-инженерная компания.Авторский коллектив: Энис Онжуоглу, Альфия Абдуллина
Проект многофункционального торгово-развлекательного комплекса на Славянском бульваре. Заказчик: ООО «Славянка». Генпроектировщик: АСП Архитектурно-инженерная компания.Авторский коллектив: Энис Онжуоглу, Альфия Абдуллина
Проект многофункционального торгово-развлекательного комплекса на Славянском бульваре. Заказчик: ООО «Славянка». Генпроектировщик: АСП Архитектурно-инженерная компания.Авторский коллектив: Энис Онжуоглу, Альфия Абдуллина. Вид с Кутузовского проспекта
Проект многофункционального торгово-развлекательного комплекса на Славянском бульваре. Заказчик: ООО «Славянка». Генпроектировщик: АСП Архитектурно-инженерная компания.Авторский коллектив: Энис Онжуоглу, Альфия Абдуллина. Вид сверху

Обсуждение проекта началось с выступления Ханса Штимманна – и сразу критически. По словам Штимманна, здание абсолютно игнорирует Славянский бульвар, будучи обращено к нему монотонной глухой стеной; архитектурное решение, особенно организация пространства – более чем спорны, а предложенный дизайн «больше подходит фену для волос, нежели зданию» и далек от типологии классического торгового дома.
Проект многофункционального торгово-развлекательного комплекса на Славянском бульваре. Заказчик: ООО «Славянка». Генпроектировщик: АСП Архитектурно-инженерная компания.Авторский коллектив: Энис Онжуоглу, Альфия Абдуллина

Сергей Чобан отметил, что здание занимает весь участок, не предполагает никакого общественного пространства и одинаково реагирует на совершенно разные градостроительные ситуации: с одной стороны у него Кутузовский проспект, требующий крупного масштаба, с другой Славянский бульвар, в большей степени пешеходный – здесь, по словам Чобана, нужна большая детализация.

Другим существенным недостатком проекта Сергей Чобан назвал отсутствие концепции рекламы, «без которой современный торговый центр вообще не может рассматриваться». Сине-голубые цвета, выбранные для фасадов здания, по убеждению Чобана, будут ужасно смотреться в сочетании с щитами торговых брендов, а прямоугольную форму щитов никогда не удастся помирить с косыми линиями «волн» на фасадах: щиты неизбежно выстроятся лесенкой. Сергей Чобан предложил Москомархитектуре использовать опыт Германии, когда на стадии утверждения архитектурной части проекта утверждается и проект рекламы.

По словам Григория Ревзина, глядя на проект можно подумать что этот торговый центр находится не в Москве «на пересечении с Рублевкой, а километрах в 80-ти от МКАДа» –он мог бы разместиться где угодно, лучше всего рядом с большой автомобильной трассой.

Ревзин также сосредоточился на «элементах лукавства», заметных в проекте и его презентации. Так, заявленная рекреационная зона для жителей района оказывается небольшим сквером, который одновременно предназначен для основных пешеходных потоков и для загрузки магазина: в такой обстановке деревья выжить не смогут. Площадь торгового центра – 130 тыс. кв. м, в день сюда будет подъезжать минимум сто грузовиков, так что проект очень негуманен по отношению к жителям соседних домов – уверен Ревзин. Площадь перед главным входом также никогда не будет тихим рекреационным местом хотя бы потому, что речь идет о транспортно-пересадочном узле. 
Проект многофункционального торгово-развлекательного комплекса на Славянском бульваре. Заказчик: ООО «Славянка». Генпроектировщик: АСП Архитектурно-инженерная компания.Авторский коллектив: Энис Онжуоглу, Альфия Абдуллина. Ночной вид
Проект многофункционального торгово-развлекательного комплекса на Славянском бульваре. Заказчик: ООО «Славянка». Генпроектировщик: АСП Архитектурно-инженерная компания.Авторский коллектив: Энис Онжуоглу, Альфия Абдуллина. Общественная площадь

Владимир Плоткин также обратил внимание на сходство проекта с придорожным загородным торговым центром с огромной автостоянкой. Размещение его в перегруженной транспортом части города Плоткин назвал ошибочным. Он посоветовал авторам расширить, насколько это возможно, пешеходную зону перед главным входом, а сквер со стороны Давыдковской улицы и Староможайского шоссе убрать, сделав с этой стороны полуподземную загрузку магазинов. Что же касается архитектуры, то, учитывая значимость магистрали, появление на ней такого провинциального здания Плоткин посчитал недопустимым.

Особенно строг был в своей критике проекта Михаил Посохин: он назвал его оскорбительным для Москвы, «приплывшим из прошлого», а все строительство в целом – рационально неоправданным.

Евгений Асс подчеркнул, что архитектура всегда должна реагировать на ситуацию. В данном же случае, по его убеждению, проект необходимо отклонить и вновь пересмотреть ГПЗУ с точки зрения уместности размещения на участке торгового центра таких масштабов. Асс выразил сомнение в том, что на Кутузовском проспекте уместно развивать «тему воды», а архитектуру здания признал «безобразной».
 
Юрий Григорян заметил, что если бы инвестор более чутко отнесся к городу, то приобрел бы некий нематериальный актив, отчего в дальнейшем выиграл бы и его бизнес, поскольку «философия извлечения из участка максимального количества квадратных площадей становится все менее и менее популярна».
 
В финале обсуждения Сергей Кузнецов, отметив единодушие членов архсовета, а также враждебность самой функции торгового центра по отношению к городу, пообещал повторно вынести переработанный проект торгового комплекса на обсуждение.

Проект восстановления утраченного памятника XVIII-XIX вв. – усадьбы Салтыковой на Бронной,
на архсовете представлял Владимир Колосницын, рассказавший, что проектированием данного объекта его мастерская занимается начиная с 2005 года.
Владимир Колосницын. Фотография Аллы Павликовой

Участок – более чем известный, это квартал Некрасовской библиотеки за Новопушкинским сквером. Библиотека переехала оттуда на Бауманскую улицу в 2002 году (возможно, не все знают, но вначале для нее планировали построить новое здание на месте упавшего Бауманского рынка; затем ее место занял проект здания ГЦСИ, также впоследствии отмененный). Об обсуждении проекта на ЭКОСе в 2009 году см. здесь.
Проект восстановления усадьбы Салтыковой на Тверском бульваре. Заказчик – «ПИК «Веймар-Девелопмент». Генпроектировщик – «Проект+». Авторский коллектив: В. Колосницын, О. Баранникова. Макет. Фотография Аллы Павликовой
Проект восстановления усадьбы Салтыковой на Тверском бульваре. Заказчик – «ПИК «Веймар-Девелопмент». Генпроектировщик – «Проект+». Авторский коллектив: В. Колосницын, О. Баранникова. Ситуационный план. Пересъемка

Как рассказал Владимир Колосницын, первоначально в бывшем квартале Некрасовки планировалось построить торговый центр, но после обсуждения на общественном совете функцию изменили на апартаменты с подземным паркингом, торговыми помещениями и государственным образовательным учреждением художественно-эстетической направленности для детей-инвалидов. Проект предполагает воссоздание внешних фасадов усадьбы, внутренние же фасады восстановить не удастся за отсутствием исторической документации. Здания будут располагаться по периметру вокруг внутреннего двора.

Историческую справку представил Борис Пастернак. Он рассказал, что до наших дней сохранился главный дом усадьбы графини А.С. Салтыковой. В 1955 году его второй этаж был разобран и воссоздан с некоторыми искажениями. Проект предполагает восстановление этажа по чертежам из альбомов М.Ф. Казакова. В конце XVIII века дом фланкировали два флигеля, затем весь участок был обстроен по периметру  наконец в 1910 году по проекту Юлия Дидерихса был построен самый известный сейчас угловой корпус (на нем все еще видна вывеска библиотеки). Несколько зданий квартала были снесены в 1996 году (стихийно, – как заметила в ходе обсуждения историк и один из содокладчиков Ольга Замжицкая). Кроме главного дома сохранилось еще строение №6 –каретный сарай начала XIX века, лишенный охранного статуса и предназначенный ко сносу.
zooming
Проект восстановления усадьбы Салтыковой на Тверском бульваре. Заказчик – «ПИК «Веймар-Девелопмент». Генпроектировщик – «Проект+». Авторский коллектив: В. Колосницын, О. Баранникова. Слева вид с Большой Бронной, справа внутренний двор. Пересъемка
Проект восстановления усадьбы Салтыковой на Тверском бульваре. Заказчик – «ПИК «Веймар-Девелопмент». Генпроектировщик – «Проект+». Авторский коллектив: В. Колосницын, О. Баранникова. Фасад со стороны Большой Бронной
Проект восстановления усадьбы Салтыковой на Тверском бульваре. Заказчик – «ПИК «Веймар-Девелопмент». Генпроектировщик – «Проект+». Авторский коллектив: В. Колосницын, О. Баранникова. Фасад со стороны Тверского бульвара
Проект восстановления усадьбы Салтыковой на Тверском бульваре. Заказчик – «ПИК «Веймар-Девелопмент». Генпроектировщик – «Проект+». Авторский коллектив: В. Колосницын, О. Баранникова. Фасады. Пересъемка

Андрей Гнездилов резко высказался против того, чтобы маскировать новое здание в новом объеме и с новой функцией под старое и тем более – называть это восстановлением. С ним согласился Юрий Григорян, который предложил определиться в главном – это проект воссоздания или же строительство нового объема? Если это воссоздание, то в этом случае здания должны быть построены в полном соответствии с оригиналом с применением идентичных материалов, но ни в коем случае не из бетона с фальшивой лепниной. Восстанавливаться должны не только внешние, но и внутренние фасады, в противном случае получается очередной некачественный новодел. Если же это новый объект, то следует провести конкурс с целью найти наиболее интересное решение, способное создать новые сценарии общественной жизни в столь важном для города месте – Пушкинской площади.
 
Вопрос: восстанавливать или строить новое – стал центральным при обсуждении проекта. Сергей Кузнецов сразу высказался за новую архитектуру, причем не только в данном случае, но и в масштабах города: «Если здание по каким-то причинам утрачено, то бессмысленно его строить заново. У всех на глазах пример с воссозданием гостиницы «Москва». Мне кажется, честнее построить современный объект в исторических масштабах».

Александр Кибовский пояснил, что в настоящей ситуации, когда внутренние фасады восстановить невозможно, а объемы зданий сильно отличаются от оригинала, вопрос о том, можно ли вообще называть данный проект восстановлением, должна решать экспертиза.

Евгений Асс высказался категорически против сноса строения №6. Также он подчеркнул, что «архитектура принадлежит только своему времени, что записано в Венецианской хартии, которую Россия подписала. Поэтому восстановить утраченное не удастся». В показанном проекте, по мнению Евгения Асса, квартал представляет собой «нечто невразумительное – и не старое, и не новое», объемы его сильно преувеличены, а первые этажи закрыты для общественной функции – что неприемлемо.

Михаил Посохин посетовал, что в данной ситуации любой проект окажется плохим: если здания восстановить, то их назовут муляжом или новоделом, если построить новое – обвинят в уничтожении памятников наследия. Восстанавливать здания, не предполагающие коммерческую функцию, по мнению Посохина, сегодня невозможно, поскольку это требует огромных средств. Поддержав это мнение, Алексей Воронцов напомнил, что на территории памятника (а участок расположен на территории объекта культурного наследия) согласно закону сейчас возможно только воссоздание, несмотря на то, что хотелось бы видеть там «актуальную» архитектуру.

Критике подверглась также и попытка авторов и заказчика выдать жилые апартаменты за гостиницу. Этот вопрос поднял Юрий Григорян. Григорий Ревзин назвал решение о размещении в здании жилья безусловно вредным для города вместе с инициативой создать здесь центр для детей-инвалидов. Гостиница – это общественное пространство, первый этаж с рестораном и лобби всегда является общественным. Обратная ситуация с апартаментами. А детский центр реабилитации, по мнению Ревзина, в проект включен для того, чтобы «отбиться от прессы и противников проекта – мол, мы разрушили памятник, но у нас дети». Вранье Ревзин предложил разоблачить и честно признаться, что планируется строить жилые апартаменты и никаких детей там реабилитировать никто не собирается.

Что же касается вопроса о воссоздании, то здесь Ревзин заметил: «Все мы присутствуем на месте преступления: уничтожена историческая застройка, некрасовская библиотека. Теперь на основании этого преступления нам предлагается принять некий компромисс, на что мы не имеем ни малейшего права. Если восстанавливать здание, то следует это делать абсолютно буквально, без малейшего отступления от чертежей, с сохранением всех пластов, в том числе строения №6, имеющего ценность именно как исторический пласт. В противном случае объект не будет иметь вообще никакой ценности. В случае нового строительства следует проводить конкурс».
 
Идею конкурса поддержали также Владимир Плоткин и Сергей Чобан, отметивший, что воссоздавать стоит только уникальные объекты, имеющие исключительное значение для города и для страны. Двухэтажный фронт восстанавливаемого квартала, по убеждению Сергея Чобана, не соответствует изменившейся градостроительной ситуации – поэтому здесь необходимо решение, соответствующее сегодняшнему дню.

Ханс Штимманн заметил, что подобные дебаты были бы вполне возможны и в Берлине; он также поддержал идею строительства современного здания на основании конкурса. Тему поддержал Александр Кибовский: «Я враг всякого новодела. Григорий Ревзин очень правильно сказал, что мы находимся на месте преступления. Когда мы строим взамен уничтоженного культурного объекта что-то отдаленно на него похожее, то фактически легализуем это преступление».

«В идеале на этой площадке стоит провести архитектурный конкурс» – резюмировал обсуждение Сергей Кузнецов: «Могут быть разные варианты современной архитектуры. Это не значит, что объект должен быть стеклянным, светящимся, вызывающим».
 
Многофункциональный комплекс с сервисным обслуживанием автомобилей и подземной автостоянкой на пересечении Рублевского и Рублево-Успенского шоссе.
Представляя этот проект совету, Владимир Плоткин заметил, что он был сильно удивлен, узнав, что заказчик намерен реанимировать этот проект: ТПО «Резерв» работало над ним примерно 10 лет назад и с тех пор проект был забыт, а все договорные отношения завершены.
Многофункциональный комплекс с сервисным обслуживанием автомобилей и подземной автостоянкой на пересечении Рублевского и Рублево-Успенского шоссе. Заказчик: Фирма «Микстрейд». Генпроектировщик ТПО «Резерв». Авторский коллектив: В.Плоткин, И.Деева, А.Бородушкин, А.Романова. Вид с магистрали. Изображение с сайта http://reserve.ru
Многофункциональный комплекс с сервисным обслуживанием автомобилей и подземной автостоянкой на пересечении Рублевского и Рублево-Успенского шоссе. Заказчик: Фирма «Микстрейд». Генпроектировщик ТПО «Резерв». Авторский коллектив: В.Плоткин, И.Деева, А.Бородушкин, А.Романова. Ночной вид. Изображение с сайта http://reserve.ru
Многофункциональный комплекс с сервисным обслуживанием автомобилей и подземной автостоянкой на пересечении Рублевского и Рублево-Успенского шоссе. Заказчик: Фирма «Микстрейд». Генпроектировщик ТПО «Резерв». Авторский коллектив: В.Плоткин, И.Деева, А.Бородушкин, А.Романова. Генплан. Изображение с сайта http://reserve.ru

За прошедшее время вокруг участка треугольной формы, для которого был спроектирован комплекс, появилось много новых объектов автомобильной тематики. Таким образом, строительство здесь комплекса с сервисным обслуживанием автомобилей оказалось оправданным функционально. В плане здание похоже на катамаран или, как сказал Владимир Плоткин, на акулу. Плавные линии фасадов обращены к автомагистралям и рассчитаны на восприятие из окон проезжающих автомобилей. Объем акцентирован глубоким надрезом по центру, в точке главного входа в здание. Для облицовки фасадов использовано структурное остекление. Чуть укороченный «плавник» выполнен из алюминиевых панелей в комбинации с достаточно вольным рисунком остекления. На первом этаже предполагается разместить тюнинговое ателье. Второй этаж будет отдан торговле, а выше разместятся административные помещения.

Транспортная схема проекта разрабатывалась отдельно, без участия «Резерва». Михаил Крейстман пояснил решения транспортной схемы: участок расположен рядом с МКАДом, организовать съезд с которого практически невозможно, поэтому въезд на территорию запланирован с тыльной стороны. Кроме того, планируется реконструкция МКАД и ее расширение в сторону участка строительства. Поэтому здание вероятнее всего придется существенно сдвинуть вглубь участка.

Претензий к проекту члены совета не высказали никаких и единодушно решили его одобрить.

Архитектор:
Владимир Плоткин
Проект:
Многофункциональный комплекс с сервисным обслуживанием автомобилей и подземной автостоянкой на пересечении Рублевского и Рублево-Успенского шоссе
Россия, Москва, Пересечение Рублевского и Рублево-Успенского шоссе

Авторский коллектив:
Генпроектировщик ТПО «Резерв». В.Плоткин, И.Деева, А.Бородушкин, А.Романова.

2003 — 2013

Фирма «Микстрейд».

29 Апреля 2013

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
Сейчас на главной
Шале на скале
Отель сети Accor в Архызе по проекту бюро «А.Лен» расположится на подступах к главным туристическим центрам курорта. Архитекторы стилизовали традиционный и многими любимый вариант шале, а интриги добавил сохранившийся на участке блок недостроя, который команда проекта превратила в пространство впечатлений: с открытым бассейном и рестораном, откуда открываются виды на самые высокие хребты региона.
Раскрытые крыши
Бывшая табачная фабрика в Турине станет архивным и образовательным центром, окруженным общественными пространствами на берегу реки По.
Бежевое спокойствие
Бюро Rymar.Studio разработало интерьер студии пилатеса в Петербурге. Кофейно-молочные тона и фактурные поверхности настраивают на замедление, а продуманное освещение и кондиционирование делает комфортными тренировки.
Присутствие реки
Офис продаж московского жилого комплекса «Мангазея на Речном», построенный по проекту MORS ARCHITECTS, подчеркивает главные ценности объекта, который он репрезентует: городской комфорт и возможность контактировать с природой благодаря близости реки и нескольких парков.
Пресса: Девелопер Василий Селиванов (LEGENDA) и архитектор Евгений...
Невозможно строить и развивать Петербург будущего, если в Петербурге настоящего не договориться уже наконец о том, как правильно сохранять Петербург прошлого. Правда ли, что редевелопмент может сделать исторический центр и серый пояс лучше, бывают ли шестимиллионные мегаполисы музеями и при чем здесь биполярное расстройство и сюрреализм, на 3D-моделях и собственном опыте объясняют важные акторы урбанизма в Петербурге Василий Селиванов и Евгений Герасимов.
Соль и вода
В Старой Руссе на месте исторического солеваренного завода благодаря гранту конкурса Малых городов появился парк с признаками термального курорта. «Центр развития городской среды Новгородской области» открыл доступ к минеральным источникам, а элементы благоустройства использовал, чтобы рассказать историю солеваренного промысла.
Перевернутая лестница Нового Юга
Новый жилой комплекс Scheldehof, завершенный недавно по проекту архитектора Макса Дудлера в Антверпене, получил жесткую сетку фасадов из уникального дитфуртского известняка.
Цой и лёд
В петербургском Севкабель Порту параллельно идут две выставки-блокбастера, оформлением которых занималось бюро Planet9. Рассказываем, почему стоит посетить обе – и расширенный «байопик» про Цоя, и «документалку» про лед.
Минимум вибраций
KAAN Architecten и Celnikier & Grabli Architectes представили проект нового исследовательского корпуса для Федерального политехнического университета в Лозанне. Строительство начнется в будущем году.
Домики веером
Плотная жилая застройка по проекту бюро KCAP на искусственном острове в амстердамском порту сочетает разновысотные корпуса и «органическую» схему озеленения.
Свет и покой
На юге Тюмени по проекту бюро «Мегалит» построен кремационный комплекс и колумбарный парк. Чтобы внушать посетителям чувство покоя и устойчивости, архитекторы с особым тщанием отнеслись к пропорциям и чистоте линий. Также в «сценарий» здания заложено обилие естественного света и взаимодействие с ландшафтом.
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.