Екатерина Гиршина, институт «Стрелка»: «Мы будем начинать с людей»

15 марта в Калуге состоялась презентация первого ДНК-центра – «дома новой культуры», работу которого будут направлять специалисты московского института «Стрелка». Куратор публичных программ института Екатерина Гришина рассказала нам о том, как будет функционировать калужский ДНК-центр.

Беседовала:
Татьяна Тимофеева

21 Марта 2013
mainImg
Предисловие
Проект создания «домов новой культуры», или ДНК-центров, инициирован, как пишет РБК, Владиславом Сурковым, поддержан Александром Мамутом, и реализуется по поручению Дмитрия Медведева Министерством культуры совместно с институтом медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Институт принимал активное участие в разработке функциональной программы ДНК-центров в целом и сейчас курирует работу первого, калужского проекта программы (см. подробную статью в Газете.ру).

Задача ДНК-центров – поддержка современного искусства в регионах. В презентации калужского центра приняли участие Николай Полисский и его команда, специально для презентации соорудившие во дворе калужского Музея космонавтики две инсталляции – «Ракеты» (это братья тех ракет, которые фланкируют «Вселенский разум» в Николо-Ленивце) и деревянную спираль под названием «Блестящая мысль». Мероприятие также украсили своими работами калужские художники Алексей Васильев и Владимир Марин, и недавно прославившиеся британские художники из студии rAndomInternational с инсталляцией «Будущее я/Future Self». По словам министра культуры Мединского, (см. напр. статью в РГ) ДНК-центры должны помочь молодым художникам найти свой круг в родных городах, тогда как раньше им приходилось ездить за признанием в столицу.
Екатерина Гиршина, куратор публичных программ института «Стрелка». Фотография предоставлена институтом
Николай Полисский показывает Владиславу Суркову инсталляции «Ракеты» и «Блестящая мысль». Фотография предоставлена организаторами

Первые ДНК-центры будут открыты в трех городах: Калуге (куратор – «Стрелка»), Первоуральске (куратор Алиса Прудникова, директор ГЦСИ) и Владивостоке (куратор Савелий Архипенко, арт-директор проекта ЭТАЖИ в Санкт-Петербурге). Для центров планируется построить новые здания, причем свежесть их архитектуры наравне с творческой программой центров также должна способствовать изменению «культурного кода» (слова Александра Мамута) жителей. Впрочем, пока неизвестно, какими будут архитектурные проекты. Организаторы же подчеркивают, что их главный капитал это люди и проект нацелен на «самореализацию молодых жителей городов России».
Архитектурного проекта пока нет, но есть распределение функций и знаковые образцы. Стенд с концепцией института «Стрелка», показанный на презентации. Фотография предоставлена организаторам
Слева - Екатерина Гиршина, справа - Александр Мамут на презентации ДНК-центра в Калуге. Фотография предоставлена организаторами

Интервью
Куратор публичных программ института «Стрелка» Екатерина Гиршина ответила на несколько вопросов о программе ДНК-центров.

– В чем главная задача создаваемых центров?

Екатерина Гиршина:
У программы есть две магистральные задачи. Во-первых, это построение сообщества ДНК, призванного объединить людей, которые в дальнейшем будут создавать новые смыслы, новые проекты и новый контекст в рамках города. Во-вторых, важно повысить интерес обычных горожан к современной культуре.

– Что будет происходить с калужским ДНК-центром сейчас, после презентации?

Екатерина Гиршина:
На данном этапе мы определяем круг калужских прогрессивных художников, музыкантов, кураторов, молодых предпринимателей и архитекторов, которые впоследствии сформируют костяк Дома Новой Культуры. Нам важно создать среду, в которой творческие люди смогут в полной мере раскрыть свой потенциал. Задача не в экспорте культуры в регионы, а во взращивании ее изнутри, то есть начинать мы будем с людей, а под их проекты уже предлагать инфраструктуру.

Определена программа развития на 2013 год, обозначены области современной культуры – кино, медиа-искусство, популярная наука, уличная культура и театр – в рамках которых будут проводится открытые мероприятия.

Особое внимание будет уделено взаимосвязи культуры и науки. Современная культура взаимодействует с технологиями, все, что мы будем производить, должно быть плотно связано с инновациями, что особенно актуально для Калуги, колыбели космонавтики. Технологии помогают вовлекать зрителя в соавторство.

– Как деятельность центра отразится на простых, не связанных с современным искусством, жителей Калуги?

Екатерина Гиршина:
Что касается горожан, то начинать будем с простых вещей, вроде фестивалей уличной еды, в которых примут участие местные фермеры и звездные шеф-повара, которых привезет «Стрелка». В Калуге развиты ремесла, а мы привезем специалистов по керамике или дереву, чтобы они могли помочь желающим узнать что-то новое и опробовать на практике.

В рамках открытия прошла дискуссия о развитии современной культуры в регионах России. Жители Калуги хотели бы, чтобы через 5-10 лет сфера культуры вышла из резервации, произошло реформирование культурных учреждений и пространств, чтобы они стали открытыми для всех. Необходима творческая конкуренция: важно, чтобы помимо одного сильного центра, был ряд маленьких заведений со своей повесткой. Очень важно следить за процессом коммуникации между учебными заведениями, театрами, детскими кружками и другими институциями.

Подробный фоторепортаж с открытия калужского ДНК-центра можно увидеть здесь.


21 Марта 2013

Беседовала:

Татьяна Тимофеева
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Тонкие и белые
Стальные ламели арены Match Point выполнены на высокотехнологичном производстве компании GRADAS.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Юбилей VitraHaus: 2010 – 2020
VitraHaus, который задумывался как шоу-рум для домашней коллекции Vitra, служит примером архитектурного разнообразия, отличающего кампус бренда в Вайле-на-Рейне.
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Бриллиантовая прозрачность
Уникальная и единственная в мире подвесная переговорная «Диамант» в штаб-квартире Сбербанка с ультра-прозрачными гранями Crystalvision от AGC.
Сейчас на главной
Третья гора
Выставочный центр традиционной китайской медицины по проекту Wutopia Lab на горе Лофушань недалеко от Гуанчжоу напоминает о принципах даосизма и древнем ландшафтном искусстве.
Радость познания
Проект «Зеленый сад» – первый этап на пути масштабных планировочных и архитектурных изменений, которые происходят в одном из ведущих частных учебных заведений России – Павловской гимназии под влиянием эволюции образовательной системы и благодаря активному участию сообщества педагогов и учеников гимназии.
Звезды для полковника
Сквер имени командира стрелковой дивизии Михаила Краснопивцева на микрорайонной окраине Калуги объединяет бронзовый памятник с современным благоустройством, нацеленным на развитие общественной жизни окрестностей.
Кристаллический ландшафт
На Тайване открылся концертный зал Тайбэйского центра музыки по проекту RUR Architecture: этот посвященный поп-музыке комплекс 11 лет назад был предметом крупного международного архитектурного конкурса.
На все времена
Сохранение наслоений разных периодов – одна из прогрессивных тенденций современной реставрации. Именно так, если говорить в целом, произошло обновление вокзала 1933 года в Иваново: на тридцатые, пятидесятые и восьмидесятые. Но довольно много добавилось и современного, так что реализованный проект правильнее называть реконструкцией.
Архитектура как инструмент обучения
Концепция благотворительной школы «Точка будущего» в Иркутске основана на новейших образовательных программах и предназначена, в числе прочего, для адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни. Одной из составляющих обучения должна стать архитектура здания: его структура и разные типы связанных друг с другом пространств.
Радужный небосвод
В церкви блаженной Марии Реституты в Брно архитекторы Atelier Štěpán создали клеристорий из многоцветных окон, напоминающий о радуге как о символе завета человека с Богом.
Новое в Никола-Ленивце
В конце прошлой недели состоялся 15-й, юбилейный фестиваль «Архстояние», и территория арт-парка Никола-Ленивец пополнилась тремя новыми объектами. Рассказываем о них.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Журавлик
В нашем детстве все знали историю про девочку из Японии, которая болела неизлечимой лейкемией из-за ядерных бомбардировок, и загадала сложить много журавликов прежде чем умереть. Проектируя реконструкцию здания для детского хосписа – первого в Москве – IND architects положили в основу именно эту историю. А называется проект – Дом с маяком.
На красных холмах
Павильон центра молодежной культуры для самого большого экстрим-парка в России с интерактивным фасадом и переосмыслением эстетики стрит-арта.
Метро как по учебнику
В столице Катара Дохе строится с нуля метрополитен: готовы 37 станций, спроектированных по «дизайн-руководству», разработанному бюро UNStudio.
Первый выпуск Ре-школы: наследие Ельца
Дипломники школы Наринэ Тютчевой подготовили мастер-план развития Ельца, а также концепцию сохранения трех объектов культурного наследия, предлагая решения для сохранения слободской застройки, расселения ветхого жилья и восстановления городских связей.
Керамика в ракурсе
Изогнутые керамические пластинки на фасадах исследовательского института при барселонской больнице Сан-Пау – «двойного назначения»: снаружи это натуральная терракота, а в ракурсе видна разноцветная глазурь.
Пресса: Как изменится Небесный град. Григорий Ревзин о городе...
Рядом с реальным городом у нас на глазах вырос город виртуальный, и можно с большой уверенностью утверждать, что эта пара теперь просуществует неопределенно долго. Даже более определенно — эта пара и есть город будущего при любом варианте его развития.
Машина для эмоций
Новый небоскреб в деловом районе Дефанс – башня компании Saint-Gobain, по замыслу архитекторов Valode & Pistre, должна вызывать эмоции – своей сложной формой, висячими садами, переменчивым обликом фасада.
Звучание фасада
Инсталляция «Классная игра» художника Марины Звягинцевой превратила фасад школы на севере Москвы в клавиатуру рояля и переосмыслила место школьного здания в городской среде. Публикуем интервью Марины о ее методе работы с архитектурой.
«Подтянуть уровень города до уровня памятников»
Такова задача нового мастер-плана Суздаля, разработанного ДОМ.РФ совместно с КБ Стрелка в преддвериии тысячелетия города. Рассказываем, каким образом авторы предлагают трансформировать пространство «городского поселения», куда больше миллиона человек в год приезжает посмотреть на старый русский город.
Наедине с морем
Плавучий сборный отель Punta de Mar у испанского побережья Средиземного моря – образец туризма будущего. При реализации проекта важную роль сыграло стекло Guardian Glass.
Галерейный подход
Рассказываем о концепции Центральной районной больницы вместимостью 240 мест «Гинзбург архитектс», которая заняла 1 место на конкурсе Союза архитекторов и Минздрава.
Конструктор здоровья
Публикуем концепцию типовой больницы бюро UNK project, занявшую 2 место в конкурсе, проведенном Союзом архитекторов России при участии Минздрава.
Пресса: Найдите 9 отличий: ревизия конкурсов на метро
В Москве объявили результаты очередного — пятого — конкурса на архитектурный облик станций метро. Мы решили разобраться, что происходит с 9-ю концепциями-победителями уже прошедших конкурсов и почему реализации могут оказаться совсем на них не похожими.
«Скальпель» в сердце Сити
Новая офисная башня по проекту KPF в центре Лондона благодаря своему острому силуэту получила прозвище «Скальпель». Она стоит рядом с «Корнишоном» и «Теркой для сыра».
Пресса: Вини Маас: Петербургу нужно два мэра — для центра...
Знаменитый архитектор, один из самых смелых визионеров от урбанистики в мире, руководящий партнёр бюро MVRDV Вини Маас рассказал dp.ru о том, почему окраины в Петербурге важнее центра, как вернуть город в мировой контекст, есть ли смысл развивать в городе сельское хозяйство, а также о своём проекте для Охтинского мыса.
От гор к водам
В Шэньчжэне реализован проект OMA: офисная башня Prince Plaza c торговым центром в большом стилобате.
Градсовет удаленно 26.08.2020
Предварительное, «для ППТ», рассмотрение дома – близкого соседа «Дома у моря» и исторического особняка, вызвало много замечаний и пожелание доработки, в том числе с позиций охраны памятника и градостроительной ситуации. Хотя проект сам по себе скорее позволили.
Стиль больших крыш
Zaha Hadid Architects представили свой проект футбольного стадиона для древней столицы Китая – Сианя: строительство уже идет.
Пресса: «В старых дверях есть что-то необъяснимое и загадочное»....
В Музее Ахматовой в Фонтанном доме открылась выставка «Анна Ахматова. Михаил Булгаков. Пятое измерение» – тотальная инсталляция, дающая отличное представление о том, что такое архитектура выставок и зачем она нужна.
Вопросы к закону об архитектурной деятельности
Мария Элькина, Сергей Чобан и Олег Шапиро опубликовали письмо – фактически петицию – с призывом не принимать закон об архитектурной деятельности в нынешней редакции. Письмо призывают подписывать и отправлять на подпись коллегам.