Кикутаке и Москва. Заседание Общественного совета при мэре Москвы, 7 ноября 2007

На заседании Общественного совета утвердили 5 проектов и отвергли один. Среди них – жилой дом на Кутузовском проспекте, придуманный знаменитым японским архитектором Кионори Кикутаке для Миракс-групп; гигантский (2 млн. кв. м) комплекс жилых домов над путями Киевской ж/д по проекту А.В. Кузьмина, Ю.М. Алпатова и М.М. Посохина; станция скоростной дороги в Сити от Метрогипротранса, а также гольф-поле, торговый центр и часовня

mainImg

Самым интересным проектом с точки зрения архитектуры стал, безусловно, дом, спроектированный Кионори Кикутаке на Кутузовском проспекте для «Миракс-групп». Участок, на котором он должен появиться, расположен недалеко от строящегося Сити, с которым причудливые башни японского архитектора активно перекликаются. История появления этого проекта такова: осенью 2005 года журнал ARX пригласил в Москву одного из основателей архитектурного движения «метаболизма» Кионори Кикутаке, отметив таким образом свой безусловно удачный старт. ARX организовал экспозицию Кикутаке в Манеже на «Зодчестве», которая стала гвоздем программы фестиваля, а также  познакомил знаменитого японца с главой компании «Миракс-групп». Результатом знакомства стал проект жилого дома на Кутузовском проспекте, который вчера рассматривался на Общественном совете. Дом проектирует Kikutake architects, проектирование сопровождает Сергей Ткаченко.

Показывая совету макет здания Кикутаке, главный архитектор города Александр Кузьмин назвал его (макет) плохим, а дом – очень хорошим и уникальным. Это несколько спутало карты, потому что стало неясно, на что смотреть и какие части увиденного хороши, а какие плохи, и в конце концов глава стройкомплекса Владимир Ресин даже попросил «сделать нормальный макет». Однако несмотря на проколы с макетом, здание действительно интересное. Оно чем-то напоминает оригами, потому что «тело» дома-пластины несколько раз сложено по вертикали, и вырезано в виде короны, центральный шип в которой высокий (51 этаж), а два других, симметрично фланкирующих – пониже. Легко представить себе эту форму вырезанной в процессе придумывания из бумаги, несколько раз сложенной, аккуратной расправленной и поставленной вертикально – как оригами. В этом сходстве нет ничего удивительного, так как основатель метаболизма Кионоре Кикутаке «вырастил» его в 1960-е гг. из основ традиционной японской культуры; архитектор даже считает, что модное западное течение метаболизма и его японский прототип развиваются по-разному – последний больше связан с исконной традицией, частью которой, заметим является мастерство складывания бумажных кукол.
Силуэт дома получился очень оригинальным, что выгодно выделяет его не фоне однообразно-башенного Сити. Дом Кикутаке вроде бы вторит бизнес-башням своей высотностью, а с другой – противостоит им как нечто артистическое – чему-то промышленному. И уж во всяком случае не зависит от избранного для ММДЦ много лет назад «нью-йоркского» стиля.

Кроме того все фасады дома покрыты крупным рисунком в виде толстых пересекающихся полос, образующих ромбы, каждый из которых, как рассказал Александр Кузьмин – представляет из себя мини-атриум с зимним садом, рассчитанный на несколько квартир. Соседи получают таким образом общие сады с панорамными видами на Москву. Эту растительность можно было увидеть на макете, который, кстати сказать, был очень скрупулезно исполнен.
Помимо локальных висячих садов, распределенных по всей высоте сооружения, дом снабжен всем необходимым, включая школу, детсад, магазины, фитнес и парковки, отчего он вписывается в традицию (опять традиция!) советских супер-элитных экспериментов 1930-х гг. – прежде всего здесь можно вспомнить знаменитый Дом на набережной.  Кстати дом Кикутаке тоже выходит своим двором на Москва-реку; в некотором роде дом Иофана и дом Кикутаке выстраиваются в одну линию – визуальную и историческую.

Показывая дом, Александр Кузьмин выразил надежду, «что хоть один объект иностранного архитектора у нас получится без нижегородского акцента», и намекнул, что неплохо бы дом на архсоветах не калечить, а то у нас получается так, что «среднему архитектору советы на пользу», а хорошую архитектуру только портят. Помимо главного архитектора Москвы, дом активно поддержали президенты архитектурных союзов Юрий Гнедовский и Виктор Логвинов.

В ходе обсуждения, однако, выяснились две неприятные вещи. Вначале выяснилось, что дом собирается появиться в непосредственной близости от церкви Покрова в Филях – одного из лучших образцов «нарышкинского стиля» конца XVII века. По мнению члена ЭКОСа Алексея Клименко, дом будет затеснять и загораживать виды на памятник. «Не случайно – сказал Алексей Клименко, в показанных материалах нет перспектив на церковь, так как будто этой пробелы вообще не существует». Церковь действительно прекрасна, она вошла во все учебники по истории русской архитектуры. Однако собственно памятнику дом Кикутаке не угрожает, а угрожает виду на нее, который и уже достаточно затеснен силуэтом Сити. С Кутузовского проспекта церковь практически не видно и сейчас, а с противоположной стороны – да, она наложится на громаду 51-этажного дома. Правда, было бы странно думать, что миниатюрные по современным меркам вотчинные (то есть пригородные) церкви XVII века, да еще стоящие внутри города, ни с чем не совпадут и ни на что не наложатся в панораме мегаполиса. Город все-таки большой, и активно собирается стать еще больше. Мне кажется однако, что в данном случае борьба за силуэт филевской церкви обернется следующим образом: из дома Кикутаке дом превратится в дом «еще-кого-нибудь», такой же высокий, и уж его-то все равно построят и силуэт испортят. Так может быть, пусть испортят пейзаж хорошим домом, чем плохим?

Вторая проблема связана с заводом «Фили-кровля», на месте которого собираются строить дом. Предприятие вредное, и его собирались уничтожить как экологически вредное, предоставив сотрудникам (их немногим более ста) другие рабочие места. Представители городских властей, однако, настояли на том, чтобы завод сохранить, заявив, что «пока предприятие не откроется на новом месте, строительство начинать не будем». Общее резюме Владимира Ресина по проекту Кикутаке было крайне политкорректным: «предложение неплохое, надо в целом поддержать, но уточнить объемы исходя из церкви и запустить новую кровельную фабрику».

Помимо проекта Кикутаке, на Общественном совете рассмотрели два, условно говоря, «транспортных» предложения, так или иначе связанных с Сити. Оба проекта вписаны в актуализируемый Москомархитектурой генплан Москвы до 2025 года.

Самый крупный из них (более 2 млн. кв. метров) – проект мастерской Александра Асадова, предполагает строительство жилых домов над железнодорожными путями киевской линии, проходящими южнее Кутузовского проспекта и Поклонной горы. Проект проходит как «освоение надпутевых пространств» и вписан в концепию актуализации генплана Москвы. Во главе его авторского коллектива значатся главный архитектор Москвы Александр Кузьмин, префект ЗАО Юрий Алпатов, и глава Москпроекта-2 Михаил Посохин. Разработкой проекта занимается тот же «Миракс-групп», который строит описанный выше дом по проекту Кионори Кикутаке. Гигантский комплекс длиной 2,5 километра вытянут вдоль железной дороги змеей, «голова» которой, смотрящая на Киевский вокзал, имеет в проекте 70 этажей, «тело» из ряда домов, П-образно нависающих над путями – около 20 этажей, и «хвост», вытянутый вдоль парка Поклонной горы – это плоский купол общественного центра, на грани природного заповедника реки Сетунь. Здесь от заповедника будет отрезан небольшой кусочек (правда, на этот кусочке уже почему-то стоит бетонный завод), который обещают компенсировать.

Помимо жилья, гаражей и общественного центра важная часть проекта – строительство южного (в параллель северному) дублера Кутузовского проспекта – правда, только на небольшом отрезке между Третьим кольцом и Минской улицей. Член ЭКОСа Алексей Клименко на это высказался в том духе, что нельзя ли ограничиться строительством дорог, без жилья и остального. Однако исключить инвестиционную (то есть денежную) составляющую, безусловно, было бы проблематично.

Александр Кузьмин начал свой рассказ о проекте с указания на то, что подобные кварталы уже давно существуют в «развитых странах и даже странах третьего мира», а для России это первый проект такого рода, можно сказать, новая для Москва типология. Что, собственно и стало главным при обсуждении. В ходе которого выяснилось, что Россия пока (и это логично) не имеет технического опыта строительства с расчетом таких вибраций, которые бывают на железной дороге, когда проходит поезд. Особенно если вокруг и сверху туннелем выстроены дома.

Здесь хочется сказать о том, что не прозвучало на совете, а для данного проекта может быть принципиальным. В развитых и тем более неразвитых странах такие дома строят для бедных. Как социальное жилье. Да и то иногда переоборудуют в общежития, так как люди не хотят покупать квартиры для своих семей над поездами. Да и в Москве, помнится, дома рядом с железной дорогой даже в 1980-е ценились меньше, чем многие другие. Здесь же планируется, совершенно очевидно, не социальное жилье. Была даже большая разница между теми иностранными иллюстрациями, которые были представлены для примера (панельными и дешевыми) и тем, что было нарисовано на планшетах московского предпроекта. Судя по всему, дома на Кутузовке, рядом с Поклонной горой, пусть даже над поездами, будут элитными, а не социальными. Общая площадь комплекса поражает воображение – больше 2 миллионов кв. метров, из них 600 тыс. метров жилья. Интересно, кто это жилье купит.

Заключение Владимира Ресина было более, чем позитивным. Глава стройкомплекса сказал, что здесь «поднят не просто хороший, а очень хороший вопрос». Что проект Москву только улучшает; ведь «если построили туннель под Ла-Маншем», то и мы тоже можем «построить туннель». Что «…чтобы москвич ездил по хорошей дороге, он должен жить в хорошей квартире». И что вот перед нами наконец такой «момент, когда мы можем сказать нашим архитекторам «молодцы»». Предварительная стадия проекта была, таким образом, поддержана.

Проект Метрогипротранса также связан с проблемами ММДЦ. Рядом с так называемым «терминалом Сити», в котором будут собраны все транспортные остановки, от метро до автобуса и даже въезды в гараж, должна появиться еще одна станция – скоростной трассы СТС, ведущей в аэропорт. В состав показанного проекта входит крытая станция СТС и автомобильный мост через Москва-реку, а сюжет заключен в следующем. Когда-то, когда строился мост Третьего кольца, под ним запланировали нижний ярус для будущей СТС. Но потом выяснилось, что этот ярус не подходит для вагонов, и решили построить рядом второй мост, а нижний ярус Третьего кольца сделать пешеходным, запустив по нему движущиеся дорожки-травалаторы, помогающие преодолевать расстояние длиной около одного километра. Помимо моста и станции в проект входит многоярусная стоянка на 500 машин.

Обсуждение проекта сосредоточилось вокруг вопроса дорожных «проколов» под мостами – дополнительных трасс вдоль реки, перпендикулярных Третьему кольцу и дающих возможность его пересекать. По словам Александра Кузьмина, 10 лет назад, когда строили Третье кольцо и его трасса стояла и не была загружена машинами, это можно было сделать легко, но тогда городские власти не захотели тратить муниципальных денег, в расчете на то, что эти дороги построят инвесторы Сити на свои средства. Однако это не удалось, и теперь строить дороги-«проколы» будет значительно сложнее.
На что Владимир Ресин ответил так: «проект этот мы жевали-жевали, есть предложение принять, давайте примем». И проект приняли.

Проект гольф-поля международного класса также расположен не очень далеко от Сити – в излучине старицы Москва-реки, образующей довольно-таки крупный остров, по которому проходит единственная улица Нижние Мневники. Сейчас там луга, несколько болот – как было сказано на заседании, «полупамятников природы», и посередине – полуживая деревня Терехово. Когда-то в этом районе собирались строить детский спортивный комплекс, да вот решили начать с гольф-поля. На одном из прошлых советов мэр Юрий Лужков сказал так: мы делаем это поле «для всех, в том числе и для пацанов московских».

На том заседании, когда поле рассматривалось впервые, проект не был принят на том основании, что объем запланированного строительства существенно превышал нормы, допустимые в охраняемой природной зоне. Теперь здания перенесены ближе в поселку и объемы строительства сокращены, в основном за счет коттеждей-гостиниц, в которых желающие заниматься гольфом смогут арендовать комнаты. На этот раз на совете обсуждалось: можно ли зимой кататься по гольф-полю на снегокатах, как это предложили корейцы, или лучше заниматься там зимним гольфом на снегу, как это делают финны. А также, достаточно ли узковатой улицы Нижние Мневники для подъезда к гольф-полю, так как с его появлением дорожный трафик получит дополнительную нагрузку в виде машин тех 100-120 человек, которые могут одновременно находится на гольф-поле. Проект приняли с пожеланием обратить внимание на остальную территорию острова, так как ее собираются обустроить с 1961 года и все никак не обустроят. В ходе обсуждения Александр Кузьмин заметил, что от детского парка отказываться не будут, и сделают его когда-нибудь в будущем – вероятно, когда закончат с гольф-полем, где-нибудь рядом с деревней, которую пока «не тронут».

Проект торгового центра рядом с метро «Университет» был отвергнут, можно сказать, сразу же при подаче. Рассказывая о проекте, Александр Кузьмин в итоге предложил торговый центр перенести и построить его в другом месте, компенсировав землю инвестору. Дело в том, что проект вызвал бурные протесты жителей окрестных домов, а также – в том, что павильоны станций метро недавно получили статус «вновь выявленных» памятников. Поэтому вначале торговый комплекс включал в себя станцию метро, а потом в его объеме вырезали круглые дыры, и здание стало обступать павильон с трех сторон. Однако протесты жителей района на этом не прекратились. Активисты пришли на совет, помощник депутата района выступил с просьбой отменить строительство. Проект отменили с рекомендацией «искать решение, которое устроит жителей и инвестора». Предложение будет рассмотрено отдельно, а потом – повторно на общественном совете.

Последний рассмотренный проект – часовня во имя святых Александра Невского и Иоанна Воина рядом с Екатерининским парком и недалеко от площади Суворова. На площади стоит памятник полководцу, а с другой стороны парка, между строящимся армянским храмом, казино и студией им. Грекова есть небольшой и приятный сквер, в котором собираются установить стелу в честь Суворова и упомянутую часовню; все это будет мемориальным комплексом. Не очень понятно, зачем еще один комплекс, если уже есть памятник и площадь, однако на вчерашнем заседании речь была не об этом, а о цвете покраски часовни. По просьбе Троицкого подворья, к которому она будет приписана, ее разрешили покрасить не в голубой с белым, похожий на соседний дворец, а в красный, похожий, на цвет фасадов церкви Троицы на Троицкой горке, в которой располагается подворье.

Хотя главный архитектор Москвы Александр Кузьмин и бросал на макет сердитые взгляды, он дал проекту Кикутаке самую положительную харатеристику и даже предложил не портить его на согласованиях
фотографии Юлии Тарабариной
Предпроектное предложение строительства многофункционального жилого комплеса по адресу: Кутузовский проезд, вл. 16, ЮЗАО. Проектные организации: Kikutake architects, ООО «Арка». Авторы: Kiyuonori Kikutake, Mutsuko Smith, Mr.Tsukamoto, Mr.Matsumato (Япония), С.Б. Ткаченко, Н.И. Рыбин, Е.Б. Акулова. Инвестор: Миракс-групп. Общ. площадь: 306 470 кв. м
Кутузовский проезд, вл. 16. Kikutake architects. Миракс-групп
Кутузовский проезд, вл. 16. Kikutake architects. Миракс-групп
Кутузовский проезд, вл. 16. Kikutake architects. Миракс-групп. Справа - Сити, слева - Миракс-плаза, в центре - дом, спроектированный Кикутаке
Кутузовский проезд, вл. 16. Kikutake architects. Миракс-групп
Кутузовский проезд, вл. 16. Kikutake architects. Миракс-групп
Кутузовский проезд, вл. 16. Kikutake architects. Миракс-групп
Кутузовский проезд, вл. 16. Kikutake architects. Миракс-групп. На макете были хорошо видны деревья и человечки в распределенных по всей высоте дома зимних садах
Кутузовский проезд, вл. 16. Kikutake architects. Миракс-групп
Кутузовский проезд, вл. 16. Kikutake architects. Миракс-групп
Предпроектные предложения по освоению надпутевого пространства участка Киевского направления Московской железной дороги от 3-го транспортного кольца до Минской улицы. Проектные организации: ГИП «Моспроект-2» (маст. 19), ТППМ ЗАО, ГУП НИиПИ Генплана. Авторы: А.В. Кузьмин (рук.) при содействии Ю.М. Алпатова, М.М. Посохин, Н.А. Захарова, Л.В. Машинская, В.Е. Кинчевский, Т.А. Зубкова, А.Р. Асадов, М.М. Асадова, Т.В. Сигаева, М.Г. Крестмейн. Инвестор: Миракс-групп. Общая площадь: 2 230 000 кв. м
«Освоение надпутевого пространства». Александр Асадов и др.
«Освоение надпутевого пространства». Александр Асадов и др.
«Освоение надпутевого пространства». Александр Асадов и др.
«Освоение надпутевого пространства». Александр Асадов и др.
Новые проектные предложения по объектам комплекса ММДЦ «Москва-Сити» (ТПУ «Тесковский»). ОАО «Метрогипротранс», ЗАО «Градинжпроект». Авторы: А.В. Кузьмин (рук.), Г.Л. Сирота, Н.И. Шумаков, А.Ю. Орлов, К.А. Георгиевский, С.М. Герасимов, инж. В.М. Абрамсон, С.Ю. Лубоцкий, С.М. Крыжевская, Ф.С. Тандилов, В.И. Травуш. Общ. площадь 41 300 кв. м. Слева – линия скоростной дороги СТС в новым мостом и закытой станцией, справа – существующий мост Третьего кольца, в нижнем ярусе которого будет устроен пешеходный переход с травалаторами
zooming
Станция СТС. Метрогипротранс. Внешний вид станции
Концепция генерального плана по строительству гольф-комплекса по адресу Нижние Мневники. Проектные организации: "RTJ II«, »WATG"(CLUA), "Сё Окуно« (Лотте Групп) при сопровождении »Моспроект-3". Включает: 18 лунок, 72 пары, клубный дом, тренировочное поле, гостиницу (150 номеров), гостиничные виллы (30 вилл), спортивный центр, гольф-академию, СПА комплекс. Общая площадь: 85 000 кв. м
zooming
Проект строительства многофункционального торгового центра на пересечениии проспекта Вернадского и Ломоносовского проспекта у восточного выхода станции метро «Университет». Проектная организация ООО "Экопроект+«. Автор: М.А. Кузин, О.Р. Протопович, инж. М.П. Инютина. Инвесторы ЗАЛ »ПроЭль«, ООО »МПО Аргон". Общая площадь: 42 386 кв. м
Рабочий проект мемориального комплекса со стелой, посвященной генералиссимусу А.В. Суворову и православной часовней в честь святого благоверного князя Александра Невского и святого мученика Иоанна Воина по адресу: Суворовская площадь, вл.2 (Б. Екатерининская ул., стр. 27). Проектные организации: ГУП МНИИП «Моспроект-4», ФГУП «ГСПИ». Авторы: В.Е. Богданов, В.И. Орлов, Е.А. Семенова-Прозоровская, инж. Л.В. Глебычева. Общ. площадь 22 кв. м. Площадь озеленения 286 кв. м

08 Ноября 2007

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Сейчас на главной
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Далеко гляжу
В жилом комплексе New Питер в Ленинградской области по проекту «БалтИнвест-Проект» построен детский сад. Его отличает довольно строгий кирпичный фасад, уютная ниша входа, а также групповые ячейки с панорамными эркерами, из которых дети могут наблюдать друг за другом и жизнью на улице.
Время как театр
Проект Зои Рюриковой и ее бюро «ДА» выиграл конкурс на благоустройство Театральной площади по Владимире. Он основан на идее регенерации исторической застройки, а по форме представляет собой вариант «театрального романтического неомодернизма». Арки служат «видоискателями», в том числе для городского театра Драмы 1971 года.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Ретро-пиццерия
По проекту cтудии дизайна MODGI Group на территории апарт-отеля VALO в Санкт-Петербурге открылась компактная пиццерия в ретро-стиле. Теплую и сочную цветовую гамму дополняет винтажная мебель и свет, а одним из главных предметов декора стали конверты для виниловых пластинок.
Берег Мелеуза
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Affinum в Мелеузе благоустроена набережная одноименной реки, которая играет роль центрального объекта города. Событийную площадь и торговые павильоны дополнил тихий променад, выходы к реке и детские площадки среди деревьев.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
Тюремный квартал
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Orchestra Design благоустроен исторический центр Белебея. Архитекторы объединили территорию пересыльной тюрьмы XVIII века и Торговых рядов в единое пространство, «зашив» в него разные сценарии досуга, а также отсылки к истории города.
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Келейные мастерские
В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылось образовательное пространство, созданное по проекту архитектора и сооснователя бюро UTRO Ольги Рокаль. Небольшое помещение удалось сделать функциональными благодаря авторской мебели: «рыцарскому» круглому столу и столярным шкафам, вдохновленным секретерами XIX века.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Бутоны ЗИЛ-Юга
Проект с авторским названием «Каменный цветок» предназначен для центральной части территории ЗИЛ-Юг, или ЖК Shagal – башни выстроятся вдоль поперечного бульвара. Впрочем, какие башни – самая высокая 14 этажей. Задуманы они так, чтобы в закатном и рассветном свете давать силуэт, похожий на цветочный бутон, а состоят из сетки и крупных пиксельных выемок, поддержанных консольными выступами «кнопок»-эркеров.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Отражение завода
Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.
Пресса: «Киевская площадь» рассказала о новом кластере на...
Вновь созданный кластер обещают сделать не только новой достопримечательностью Москвы, но и центром социальной и деловой активности, а также связующим звеном между Большим Сити и районами Арбат и Хамовники
Пресса: Владимир Ефимов: ремонтировать в Москве здания, чья...
Приводить в порядок полуаварийные здания советского времени, которые не являются архитектурными памятниками и уже отслужили свое с точки зрения конструктивных элементов, не имеет смысла, считает заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Владимир Ефимов. В интервью РИА Новости он рассказал, когда начнется строительство нового цирка на проспекте Вернадского, что будет со зданием СЭВ на Новом Арбате и по какому принципу будут включать в программу реновации, ставшую бессрочной, новые дома. Беседовали Дмитрий Киселев и Ольга Набатникова.
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.
Миро во дворе
Архитектурное бюро «Вещь!» рассматривает двор ЖК WOW как полотно и использует экспрессивную композицию из цветовых пятен и линий, характерную для испанского художника Жоана Миро. На двух уровнях располагаются все необходимые для рекреации объекты, а золотистые детали вторят отделке фасадов.