Новое образование МАРШ

Совсем скоро начнет свою работу Московская архитектурная школа (МАРШ), совместное детище Евгения Асса и Никиты Токарева, созданное ими с тесном партнерстве с London Metropolitan University и Британской высшей школой дизайна. Мы попросили архитекторов рассказать о новом образовательном учреждении и о том, в чем состоит его принципиальное отличие от других российских архитектурных ВУЗов.

mainImg
Архи.ру: Когда откроется новая школа?

Евгений Асс: Работа администрации уже идет, так что в этом смысле школа открыта. Общественная презентация состоится 10 апреля, и это будет первым знаком появления нашей школы на свет. Затем в рамках «Арх-Москвы» состоится еще одна презентация, и с этого момента мы начнем принимать заявления, на основании которых будем отбирать студентов. Ну, и заключительным этапом открытия школы следует, наверно, считать первый день занятий, то есть первое октября.

Архи.ру: Что будет представлять собой МАРШ?

Е.А.:  Это магистратура, иными словами, двухлетнее обучение для тех, кто уже обладает степенью бакалавра.

Никита Токарев: Наша школа интегрирована в европейскую систему образования. Интересно что в других областях российского образовании эти процессы происходят уже давно. К примеру, степенью MBA никого не удивишь. А в архитектурной сфере ничего подобного ранее не было. Мы уверены, что пора эту ситуацию менять.

Е.А.: Факт выделения нашей школы в качестве post-graduate структуры сам по себе очень важен. Обычно студенты, получившие диплом бакалавра, по инерции продолжают учиться в тех заведениях, в которых они его получили. А ведь далеко не все из них обладают энергией и должной мотивацией для того, чтобы быть специалистами. Бывает и наоборот: учебное заведение уже не вполне соответствует их устремлениям и амбициям, однако, доучившись до конца шестого года, люди волей не волей получают диплом, как бы вымучив его. Так вот те, кто после четвертого курса считают для себя важным, интересным и ценным получить образование в другом ВУЗе, теперь могут придти учиться к нам. И в этом смысле мы считаем, что наша школа рассчитана на совершенно определенный тип студентов – более мотивированных, более самостоятельных и ответственных.

Если говорить о содержательной составляющей, то мы ориентируемся на те курсы, которые существуют в мире, в частности, в Европе. Мы ориентируемся на довольно широкий спектр авторских программ и планируем привлечь к преподаванию ведущих российских, а в перспективе и зарубежных преподавателей. В общем, мы довольно далеко уходим от той модели образования, которая традиционно применялась в России. В частности, наша образовательная конструкция будет опираться на модульную систему. Это важная инновация для всего российского архитектурного образования.

Н.Т.: Мы взяли за основу программу post-graduate по архитектуре London Metropolitan University (LMU), но сразу поняли, что копировать ее досконально невозможно и не нужно. Оставив формальные признаки –  набор предметов, продолжительность курса, – мы адаптировали программу к нашим реалиям. В этом и есть суть затеянного эксперимента: это не полная копия, а со-творчество, на которое университет охотно идет и с интересом наблюдает за тем, что получится.

Архи.ру: А почему было привлечено именно это учебное заведение?

Е.А.: Мы пробовали наладить контакт со многими институциями, и российскими, и зарубежными. Но, как говорится, во всех великих событиях есть элемент случайности. Нашу встречу с замечательным Робертом Маллом, деканом  архитектурного факультета LMU, можно считать счастливой случайностью. Он приехал в Москву со студентами, и мы, прознав об этом, назначили ему встречу. Идея о создании школы сразу захватила его, и он легко согласился способствовать ее реализации. Надо отметить, что за LMU я вообще наблюдаю довольно давно. Там преподают два блестящих всемирно известных архитектора – Флориан Бейгл, руководитель Architecture Research Unit, и Рауль Бунсхотен (Raoul Bunschoten), выдающийся архитектор-концептуалист и художник. И если раньше я наблюдал за их деятельностью со стороны, то теперь мы оказались в одной упряжке.

Н.Т.: Важно также сказать о втором партнерстве: наша школа находится в рамках образовательного кластера, который формируется в ArtPlay на базе Британской высшей школы дизайна. В кластер также будут входить школа кино и школа музыки. С нашей точки зрения, это важное обстоятельство – помещение архитектуры в контекст современной визуальной культуры и современных медиа. Мы предусматриваем для студентов возможность пользоваться в процессе учебы теми ресурсами, которые предоставляет кластер. Если человек хочет заниматься фотографией – он может пойти в фотостудию, хочет заниматься моделированием – для это тоже найдутся средства. Если, скажем, для проекта нужно снять видео-ролик, мы поможем студенту найти необходимое оборудование и преподавателя.

Архи.ру: Как давно родилась идея о создании школы и сколько времени потребовалось на ее реализацию?

Н.Т.: Идея у Евгения Асса родилась давно. А с момента начала плотной работы прошло всего 4 месяца. Встреча с Робертом Маллом состоялась в ноябре 2011-го года. С Александром Аврамовым, руководителем Британской школы дизайна, мы повстречались немного раньше, в октябре.

Е.А.: Вообще идея возникла еще 25 лет назад, когда в рамках МАрхИ появилась Мастерская экспериментального учебного проектирования (МЭУП). Это было попыткой создания, пускай и внутри структуры МАрхИ, институции, ориентированной на современные и актуальные методики. Дальше, когда идея мастерской потребовала выхода за пределы МАрхИ, я стал думать о создании нового учебного заведения и разговоры об этом вел с конца 1990-х годов. А реализовать это удалось лишь совсем недавно.

Архи.ру: Вы упомянули МЭУП. Можно ли считать МАРШ преемницей мастерской?

Е.А.: Меня всегда интересовали эксперименты и поиски внутри архитектурного и учебного процессов. На момент своего создания мастерская была очень революционной и новаторской, но она, конечно, далека от тех моделей, которые мы разрабатываем сегодня. Тогда речь шла о том, как изменить программу МАрхИ, приспособив ее к новым реалиям, как изменить структуру образования, уделив особое внимание визуальной культуре и художественной практике. Со временем мастерская развивалась, у нас появилось много новых идей, фактически мы вышли на новые уровни понимания архитектурного образования и так подошли к созданию новой архитектурной школы.

Мастерская была локальным экспериментом внутри большой и довольно инерционной машины института. То, что мы делаем сегодня, это не совсем преемственный продукт, это новый продукт, но он не мог бы состояться без того огромного опыта (20 с лишним лет!), который дала мастерская.

Н.Т.: Теперь мастерская станет одной из проектных студий внутри МАРШа. Так как мы будем работать в школе не только в качестве руководителей, но и в качестве преподавателей, то, конечно, что-то из курса мастерской найдет отражение и в программе нашей студии.

Архи.ру: Каким образом будет осуществляться отбор студентов?

Е.А.: Наличие степени бакалавра – это формальный признак, чтобы быть рассмотренными в качестве претендента. Далее необходимо предоставить портфолио. И уже по результатам отбора портфолио мы будем приглашать людей на собеседование. Никаких ограничений по национальности и гражданству нет. Учиться могут все на общих условиях.

В Европе применяется практика, когда степень бакалавра студент получает в одной области, а на магистра подает в другой. Мы, к сожалению, пока не можем на это пойти. У нас нет уверенности, что за два года можно сделать архитектора из другого специалиста. Но архитектура и сама сегодня разделяется на несколько специальностей: объемное проектирование, градостроительство, дизайн среды, реконструкция и реставрация – и бакалавров всех этих специальностей мы готовы принимать. По окончании нашей магистратуры студенты получат диплом архитектор широкого профиля – post-graduate diploma in architecture.

Н.Т.: Чем шире направление, тем проще найти работу выпускникам. Если мы зададим более узкие рамки, то возможностей трудоустройства будет меньше. Для нас важно познакомить студентов с как можно более широким кругом задач.

Е.А.: Мы предполагаем, что наш курс будет включать все сферы архитектурной деятельности. В частности, будет курс урбанистики, ландшафтной архитектуры, менеджмента и т.д. Иными словами, все необходимые знания для работы в различных сферах архитектуры мы предоставим.

Архи.ру: Можно ли говорить о том, что по сравнению с МАрхИ студенты МАРШа будут обладать более широкими знаниями?

Е.А.: Основное отличие – это углубленный аналитический подход. Наши студенты должны будут серьезно и основательно исследовать окружающую их действительность. Подобное погружение в реальность мы считаем основополагающим для того подхода, который мы исповедуем, и который, мы надеемся, будет укоренен в нашей школе.

Н.Т.: Примерно половина времени, отведенного на курс проектирования, будет посвящена аналитической работе, вторая половина – проектной. Такая пропорция задана английской программой, и мы считаем этот подход правильным. Кроме того, мы предусматриваем большой курс теории и истории, включающий также идеологические и философские предпосылки архитектуры и призванный дать студентам четкое понимание, что архитектура должна быть мотивированной. Особое внимание будет уделено и вопросу интеграции в проектную деятельность усилий разных специалистов. К слову, в российском архитектурном образовании на данный момент нет аналога курсу integrated design study, призванному учитывать вклад в проект каждого из вовлеченных специалистов, будь то конструктор, социолог, транспортник, климатолог и т.д. Студенты в своих дневниках должны фиксировать, что эти люди привнесли в проект, и тем самым обосновывать свои архитектурные решения.

Архи.ру: Насколько сильной будет загруженность студентов?

Е.А.: Загруженность будет довольно большая, но тут надо сразу заметить, что принципиальная особенность нашей школы – очень высокая степень самостоятельности студентов, это апелляция к сознательности и желанию студентов учиться. Я всегда придерживался точки зрения, что архитектуре нельзя научить, но научиться можно. И эту мысль мы продвигаем в нашей школе.

Н.Т.: Семестры в нашей школе будут длится по 15 недель. Таким образом, учебный период будет с октября по май. Средняя загрузка будет составлять 6 академических часов в день. Всего таких «контактных» дней, когда студент получает знания непосредственно от преподавателя, будет 4. Один день остается свободным, но предполагается, что это будет не дополнительный выходной день, а время для самостоятельной работы.

Е.А.: Причем, эта работа должна быть отражена в отчетной документации, то есть в дневниках, которые студенты будут нам сдавать в конце каждого семестра. Увеличению самостоятельности будет также способствовать тот факт, что мы не станем формировать устойчивые учебные группы на весь курс, как это принято в российских ВУЗах. Вместо этого вокруг определенного преподавателя формируются учебные студии сроком на один семестр или год, если речь идет о дипломном проекте. Студенты имеют возможность выбирать преподавателя, но не имеют права оставаться у него же с началом нового семестра.

Н.Т.: Таким образом студенты смогут познакомиться с разными методиками и подходами к архитектуре, с новыми личностями. В перспективе мы хотим, чтобы и другие курсы давали возможность выбора, но это уже организационная задача, сразу ее решить не удается. Однако в дальнейшем курсов по выбору студентов должно стать больше.

Архи.ру: Какие возможности будете давать диплом МАРШ?
 
Е.А.: Это будет диплом, признанный во всем мире. Соответственно, он позволит студентам начать профессиональную карьеру в любой точке земного шара. Но возможности архитектора зависят не только от диплом, но и от его личных способностей и возможностей. И что касается персональных возможностей, то мы надеемся, что наши выпускники будут прилежными студентами и к моменту окончания школу будут обладать всеми необходимыми навыками для начала карьеры.

Н.Т.: Многие иностранные фирмы, которые работают в России, очень заинтересованы в сотрудниках, которые имели бы диплом западного образца о соответствующем уровне образования и при этом владели бы русским языком и были погружены в российский контекст. KCAP, OMA и прочие компании если и не сражаются за таких сотрудников, то по крайней мере охотно их к себе принимают.

Я думаю, что и в России европейский диплом будет востребован. После вступления в ВТО конкуренция между нашими и зарубежными архитекторами будет только обостряться. А значит, нашим коллегам здесь надо будет искать сотрудников, которые могли бы работать на соответствующем уровне и эту конкуренцию выдерживать.

Архи.ру: К чему надо быть готовым в финансовом плане тем, кто собирается поступать в вашу школу?

Е.А.: Обучение у нас платное. Мы рассчитываем на частные спонсорские влияния, но они скорее всего будут целевыми – на библиотеку, оборудование и т.д., – и гранты для студентов с хорошей успеваемостью. А в целом, все расходы будут покрываться за счет денег, поступающих к нам от студентов. Стоимость пока что еще обсуждается, но в любом случае она едва ли ли будет намного превышать стоимость контрактного обучения в МАрхИ.
 
Евгений Асс и Никита Токарев

06 Апреля 2012

Школа МАРШ: уточнения
Сегодня, 10 апреля, в Artplay на Яузе состоится презентация новой архитектурной школы МАРШ, ректором которой будет Евгений Асс, а директором – Никита Токарев. Появление нового учебного заведения, кажется, стало главной позитивной новостью апреля, но некоторые утверждения прессы относительно школы, по утверждению руководства МАРШ, не точны. В частности, она не является филиалом лондонского Metropolitan University. Для того, чтобы прояснить ситуацию, мы задали Никите Токареву несколько уточняющих вопросов.
Пресса: Проект школы проектирования
Известный московский архитектор Евгений Асс открывает новую архитектурную школу. После школы дизайна "Стрелка", созданной в 2010 году Ильей Ценципером на деньги Александра Мамута и Сергея Адоньева и превратившейся в одну из главных сцен московской художественной жизни, эта инициатива может превратиться в серьезное культурное событие.
Пресса: Евгений Асс: «Последние 10 лет я пытался создать новую...
В июне начнется набор в Московскую архитектурную школу, которая будет работать в тесном партнерстве с Британской высшей школой дизайна и Лондонским университетом. Учить будут архитектуре, урбанистике и территориальному планированию, ландшафтной архитектуре. «Теории и практики» поговорили о новой школе с ее ректором — архитектором, художником и профессором МАРХИ Евгением Ассом.
Дом-диплом
Студенты-магистры Каталонского института прогрессивной архитектуры (IAAC) в качестве дипломной работы спроектировали и реализовали павильон из инженерного дерева для наблюдения за фауной в барселонском природном парке Кольсерола.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
МАРХИ-2019: 10 проектов на тему «Школа»
Школа для детей с инвалидностью, воспитательная колония для малолетних преступников, интернат для детей-сирот – студенты МАРХИ создают новый образ современного образования.
Технологии и материалы
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Сейчас на главной
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
Отель-мост
Крупнейший индустриально-туристический проект «Шухов-парка», создаваемый ОМК на месте исторического завода Баташевых в Выксе, постепенно материализуется в конкретные постройки. Мы уже писали про кванториум и пересобранную водонапорную башню Шухова. А вот про здание отеля «Шухов» по проекту Front Architecture еще не писали. Разбираем его здесь.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
С любовью можно прожить
Бюро NOWADAYS office разработало концепцию для ресурсного центра фонда «Антон тут рядом», где дети, подростки и взрослые с расстройством аутического спектра смогут найти помощь и поддержку. Архитекторы искали возможность соединить в небольшом помещении чувство дома с особенностями типологии: например, в подобном центре необходима комната сенсорной интеграции и восстановления, особое внимание к нуждам маломобильных людей, тщательно подобранные цвета и фактуры.
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.
Поющие пески
Проект благоустройства набережной в Вилюйске, разработанный бюро Grd:studio в рамках Конкурса комфортной среды, примечателен малыми архитектурными формами, которые рассказывают о якутской культуре, казачьем наследии и особенностях повседневной жизни этих мест. Память об утраченной православной церкви решено сохранить с помощью металлической инсталляции, повторяющей силуэт здания.
Остров-спутник
Институт Генплана Москвы подготовил мастер-план развития системы островов Сарпинский и Голодный – они расположены в административных границах Волгограда и считаются одними из крупнейших в России. К 2045 году на их территории планируется реализовать 15 масштабных инвестиционных проектов, среди которых спортивный и образовательный кластеры, конгресс-центр с «Волгонариумом», кинокластер, а также 21 тематический парк. Рассказываем, какие инженерные, экологические и транспортные задачи необходимо решить, чтобы «сказка стала былью». Решения мастер-плана уже утверждены и включены в генеральный план развития города.
Янтарные ворота
Жилой комплекс Amber City – один из проектов редевелопмента промышленной территории, расположенной за ТТК у станции «Беговая». Мастерская Алексея Ильина предложила оригинальный генплан, который превратил два кластера башен в торжественные пропилеи, обеспечил узнаваемый силуэт и выстроил переклички с новым высотным строительством поблизости, и справа, и слева – вписавшись, таким образом, в масштаб растущего мегаполиса. Он отмечен и собственной футуристической стилистикой, основанной на переосмысленном стримлайне.
Праздник для всех
Белорусское бюро ZROBIM architects активно расширяет географию своих проектов и выходит на растущий грузинский рынок с ярким офисным пространством, в равной мере универсальным и наделенным яркой индивидуальностью.