Начало МАРШа

Вчера новая архитектурная школа МАРШ отметила день начала учебы. Руководители студий Евгений Асс, Сергей Скуратов и Антон Мосин рассказали о том, чему и как будут учить своих студентов.

mainImg
Набор школы МАРШ 2012 года составил порядка 40 студентов из разных регионов России, а также Латвии, Казахстана и Украины. Из общего числа студентов были сформированы три учебные группы – студии по архитектурному проектированию. Руководство над студиями взяли ректор школы Евгений Асс, Сергей Скуратов и Антон Мосин. Каждый из преподавателей разработал собственную программу обучения, рассчитанную на один семестр, в рамках общей темы, предложенной Евгением Ассом: «Городские диалоги». По словам ректора, тема охватывает все многообразие городских взаимодействий. Город рассматривается как многогранная и насыщенная система, составные части которой ведут между собой постоянный диалог, а точнее сказать – полилог.

Представляем выдержки из выступлений руководителей проектных студий.

Городской диалог №1:
Трансформация ценностей

Студия Евгения Асса
Ректор школы МАРШ Евгений Асс в окружении студентов. Фотография Дмитрия Павликова.
Ректор школы МАРШ Евгений Асс о своей программе «Трансформация ценностей». Фотография Дмитрия Павликова.

Евгений Асс, чему будут учить:
«Чем определяется ценность архитектуры и городской среды? Каким образом мы оцениваем фрагменты города, зданий, интерьеров? Какие факторы влияют на формирование ценностей? Как наша личная оценка соотносится с оценками экспертов – от жителей до девелоперов и городских властей?

Мы предпримем попытку выстроить некую систему ценностей, которая определит критерии оценки архитектуры и городской среды. Оценивать будем, отталкиваясь от общечеловеческих, культурных, политических, урбанистических, художественных и пр. ценностей. Наша цель – выработать персональные системы ценностей, в рамках которых будут рассмотрены городские локусы с дальнейшим выявлением их ценностных характеристик. В результате мы сможем сформулировать программу для избранного локуса и разработать проектное предложение по повышению его ценностных показателей».

Как будут учить:
«Мы предложим студентам проанализировать свои личные критерии оценки тех или иных городских объектов, познакомим с различными методами оценки городских ситуаций и проведем анализ на конкретных примерах, что позволит скорректировать и уточнить личные критерии оценки, а также познакомиться с позицией других архитекторов.

При помощи выработанного аппарата мы будем исследовать различные городские ситуации с точки зрения их ценности. Проанализируем среду в самых разных аспектах ее бытования, выявим ее достоинства и недостатки. А затем разработаем сценарии и программы трансформации среды, на основании которых сможем предложить собственные проектные решения».

Городской диалог №2:

Новое культурное пространство
Студия Сергея Скуратова
[ее представляли слушателям Сергей Скуратов и Владимир Юзбашев]
Сергей Скуратов и Владимир Юзбашев с презентацией программы "Новое культурное пространство. Фотография Дмитрия Павликова.

Чему будут учить
Сергей Скуратов:
«20 лет экстенсивного строительства в Москве. 20 лет сумасшедших девелоперских проектов, 20 лет строительства жилья на продажу. Город как пространство для жизни застыл, и практически умер».

Владимир Юзбашев:
«Что отличает и определяет город? Город становится городом только тогда, когда получает культурную функцию. И этого центрального ядра как раз не хватает Москве. В 1970-е годы Париж попытался вернуть себе статус культурного центра, утраченный после второй мировой войны, когда вся культура сосредоточилась в Нью-Йорке. В результате построенный центр Помпиду стал символом нового культурного пространства современности».

Сергей Скуратов:
«В Москве то и дело возникают очаговые центры по интересам. Центров, которые смогли бы объединить людей, связанных интересом интеллектуального общения, в Москве практически нет. Но именно культурное пространство могло бы стать точкой пересечения самых разнообразных интересов. Новое культурное пространство – это пространство, в котором должны происходить не только основные досуговые, но и рабочие коммуникации, это пространство, в котором культура способна дать адекватный ответ современным потребностям города».

Как будут учить
Владимир Юзбашев:
«Мы поднимаем вопрос отсутствия культурного пространства в Москве. Российской столице нужен свой Помпиду. И это проблема, которую студентам предлагается решать в продолжение семестра, причем, в первую очередь, с позиций жителей города, пользователей городского пространства, и только потом – архитекторов».
 
Сергей Скуратов:
«Первый шаг – формулирование проблемы. И первое задание студентам – написать письмо (адресат не важен), в котором обозначить свое восприятие сегодняшнего состояния культуры в нашей стране, выявить основные болезненные симптомы и предложить собственные рецепты лечения. Это позволит преподавателям правильно оценить уровень понимания студентами поставленной проблемы . И уже исходя из этого, мы будем двигаться дальше в соответствии с разработанным нами серьезным стратегическим планом, всех деталей которого мы, конечно, не станем раскрывать сразу».

Городской диалог №3:
Архитектура и политика
Студия Антона Мосина
zooming
Антон Мосин с презентацией программы «Архитектура и политика». Фотография Дмитрия Павликова.

Антон Мосин, чему будут учить:
«Смена социальных и экономических формаций всегда сопровождается изменением стиля и масштаба архитектурных сооружений. Так, изменения, произошедшие в 1990-е годы в России повлекли за собой возникновение таких мегапроектов, как воссоздание храма Христа Спасителя, реконструкция Манежной площади, строительство комплекса Москва-Сити. С одной стороны все эти сооружения символизируют политические, экономические и идеологические перемены. С другой – наше население все еще остается заложником тоталитарного социалистического градостроительства. Целью программы нашей студии является попытка разграничить характерные и определяющие признаки архитектуры тоталитарной и архитектуры демократической».

Как будут учить:
«В процессе исследования мы предложим студентам проанализировать на конкретных примерах проявления тоталитарного и демократического языков, выявить их признаки и различия. Исследования будут проходить на примерах публичных городских пространств, административных зданий и общественных интерьеров. Мне хотелось бы, чтобы каждый из студентов самостоятельно систематизировал признаки тоталитарной и демократической архитектуры. Для начала мы, разумеется, рассмотрим их отличительные особенности. Результатом аналитической работы станет создание простого и доходчивого словаря двух архитектурных языков, который можно было бы использовать в качестве инструмента проектирования. Собственно, после исследовательской части студенты и займутся проектированием здания государственной администрации, опираясь на терминологию своих словарей».

***
Никита Токарев – директор школы МАРШ и ведущий преподаватель модуля «Профессиональная практика». Фотография Дмитрия Павликова.

Кроме всего сказанного выше, программа обучения в школе МАРШ предусматривает цикл лекций и мастер-классов от приглашенных российских и иностранных архитекторов, регулярные встречи с деятелями современного российского искусства, науки и культуры, образовательные экскурсии. Сергей Скуратов, например, предложил студентам еженедельно совершать экскурсии по объектам, построенным мастерской «Сергей Скуратов architects» для их серьезного и критического анализа.

02 Октября 2012

Пресса: Евгений Асс: «Эти неудачливые выпускники-троечники...
В Artplay открылась школа МАРШ, которая предлагает магистерскую программу для архитекторов. На выходе студенты получают диплом London Metropolitan University. Основатель школы Евгений Асс рассказал БГ, почему архитектура похожа на политику и чего никогда не узнают выпускники МАРХИ.
Пресса: Открытие архитектурной школы МАРШ: Первые студенты...
1 октября открылась Московская архитектурная школа — проект архитектора Евгения Асса совместно с London Metropolitan University, куда набрали 37 студентов из разных городов, уже имеющих высшее профильное образование и способных заплатить по 210 тысяч рублей за два года обучения. «Афиша» поговорила с некоторыми из них.
Пресса: Архитектурная школа Евгения Асса откроется в центре...
Архитектурная школа МАРШ, которая за два года подготовит высокопрофессиональных и интегрированных в мировой контекст специалистов, начинает свою работу в московском центре дизайна Artplay 1 октября, рассказал РИА Новости создатель и ректор МАРШа Евгений Асс.
Технологии и материалы
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Сейчас на главной
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
На берегу Лососинки
Жилой комплекс «Речка», который формируется в Петрозаводске по проекту архитектурной мастерской Евгения Таева, реагирует на соседство с речкой Лососинка и парком Ямка точечной застройкой, которая делает среду проницаемой и интегрированной в зеленый массив. Кирпич на фасадах отсылает к заводским корпусам Александровского Завода, основанного в XVIII веке.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Энергия юности
Архитектурное бюро Better с помощью простых и бюджетных приемов предлагает концепцию обновления популярного у молодежи Новой Усмани здания 1950-х годов. Молодежный центр приобретает узнаваемый облик, дополнительные пространства для встреч и общения, а также становится потенциальной точкой преобразования городской среды.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Палитра дерева
По проекту бюро Kub House на участке в поселке Николино построено несколько зданий с применением CLT-технологии. Архитекторы рассказывают о дополнительных решениях: шиндель и еловый планкен на фасадах, самоклеящаяся алюминиевая пароизоляция для герметичности здания, звукоизоляционные конструкции.