Представляем выдержки из выступлений руководителей проектных студий.
Городской диалог №1:
Трансформация ценностей
Студия Евгения Асса
Трансформация ценностей
Студия Евгения Асса
Евгений Асс, чему будут учить:
«Чем определяется ценность архитектуры и городской среды? Каким образом мы оцениваем фрагменты города, зданий, интерьеров? Какие факторы влияют на формирование ценностей? Как наша личная оценка соотносится с оценками экспертов – от жителей до девелоперов и городских властей?
Мы предпримем попытку выстроить некую систему ценностей, которая определит критерии оценки архитектуры и городской среды. Оценивать будем, отталкиваясь от общечеловеческих, культурных, политических, урбанистических, художественных и пр. ценностей. Наша цель – выработать персональные системы ценностей, в рамках которых будут рассмотрены городские локусы с дальнейшим выявлением их ценностных характеристик. В результате мы сможем сформулировать программу для избранного локуса и разработать проектное предложение по повышению его ценностных показателей».
Как будут учить:
«Мы предложим студентам проанализировать свои личные критерии оценки тех или иных городских объектов, познакомим с различными методами оценки городских ситуаций и проведем анализ на конкретных примерах, что позволит скорректировать и уточнить личные критерии оценки, а также познакомиться с позицией других архитекторов.
При помощи выработанного аппарата мы будем исследовать различные городские ситуации с точки зрения их ценности. Проанализируем среду в самых разных аспектах ее бытования, выявим ее достоинства и недостатки. А затем разработаем сценарии и программы трансформации среды, на основании которых сможем предложить собственные проектные решения».
Городской диалог №2:
Новое культурное пространство
Студия Сергея Скуратова
[ее представляли слушателям Сергей Скуратов и Владимир Юзбашев]
Чему будут учить
Сергей Скуратов:
«20 лет экстенсивного строительства в Москве. 20 лет сумасшедших девелоперских проектов, 20 лет строительства жилья на продажу. Город как пространство для жизни застыл, и практически умер».
Владимир Юзбашев:
«Что отличает и определяет город? Город становится городом только тогда, когда получает культурную функцию. И этого центрального ядра как раз не хватает Москве. В 1970-е годы Париж попытался вернуть себе статус культурного центра, утраченный после второй мировой войны, когда вся культура сосредоточилась в Нью-Йорке. В результате построенный центр Помпиду стал символом нового культурного пространства современности».
Сергей Скуратов:
«В Москве то и дело возникают очаговые центры по интересам. Центров, которые смогли бы объединить людей, связанных интересом интеллектуального общения, в Москве практически нет. Но именно культурное пространство могло бы стать точкой пересечения самых разнообразных интересов. Новое культурное пространство – это пространство, в котором должны происходить не только основные досуговые, но и рабочие коммуникации, это пространство, в котором культура способна дать адекватный ответ современным потребностям города».
Как будут учить
Владимир Юзбашев:
«Мы поднимаем вопрос отсутствия культурного пространства в Москве. Российской столице нужен свой Помпиду. И это проблема, которую студентам предлагается решать в продолжение семестра, причем, в первую очередь, с позиций жителей города, пользователей городского пространства, и только потом – архитекторов».
Сергей Скуратов:
«Первый шаг – формулирование проблемы. И первое задание студентам – написать письмо (адресат не важен), в котором обозначить свое восприятие сегодняшнего состояния культуры в нашей стране, выявить основные болезненные симптомы и предложить собственные рецепты лечения. Это позволит преподавателям правильно оценить уровень понимания студентами поставленной проблемы . И уже исходя из этого, мы будем двигаться дальше в соответствии с разработанным нами серьезным стратегическим планом, всех деталей которого мы, конечно, не станем раскрывать сразу».
Городской диалог №3:
Архитектура и политика
Студия Антона Мосина
Антон Мосин, чему будут учить:
«Смена социальных и экономических формаций всегда сопровождается изменением стиля и масштаба архитектурных сооружений. Так, изменения, произошедшие в 1990-е годы в России повлекли за собой возникновение таких мегапроектов, как воссоздание храма Христа Спасителя, реконструкция Манежной площади, строительство комплекса Москва-Сити. С одной стороны все эти сооружения символизируют политические, экономические и идеологические перемены. С другой – наше население все еще остается заложником тоталитарного социалистического градостроительства. Целью программы нашей студии является попытка разграничить характерные и определяющие признаки архитектуры тоталитарной и архитектуры демократической».
Как будут учить:
«В процессе исследования мы предложим студентам проанализировать на конкретных примерах проявления тоталитарного и демократического языков, выявить их признаки и различия. Исследования будут проходить на примерах публичных городских пространств, административных зданий и общественных интерьеров. Мне хотелось бы, чтобы каждый из студентов самостоятельно систематизировал признаки тоталитарной и демократической архитектуры. Для начала мы, разумеется, рассмотрим их отличительные особенности. Результатом аналитической работы станет создание простого и доходчивого словаря двух архитектурных языков, который можно было бы использовать в качестве инструмента проектирования. Собственно, после исследовательской части студенты и займутся проектированием здания государственной администрации, опираясь на терминологию своих словарей».
***
Кроме всего сказанного выше, программа обучения в школе МАРШ предусматривает цикл лекций и мастер-классов от приглашенных российских и иностранных архитекторов, регулярные встречи с деятелями современного российского искусства, науки и культуры, образовательные экскурсии. Сергей Скуратов, например, предложил студентам еженедельно совершать экскурсии по объектам, построенным мастерской «Сергей Скуратов architects» для их серьезного и критического анализа.