02.07.2006

Децентрализация, дезурбанизация, автомобили, велосипеды и люди

29-30 июня в бывшем здании СЭВ прошел организованный московским правительством международный семинар «Москва и Европейские мегаполисы – опыт планирования устойчивого градостроительного развития». Первый день организаторы назвали Днем Европы

информация:

день Европы на семинаре «Москва и Европейские мегаполисы»
день Европы на семинаре «Москва и Европейские мегаполисы»открыть большое изображение
Первый день семинара, главная задача которого – придать сил новому Генплану Москвы 2005 года, был посвящен демонстрации опыта основных европейских мегаполисов в изложении ведущих западных градостроителей из Лондона (Кевин Рид), Парижа (Жан-Пьер Палисс), Амстредама (Зеф Земель), Мадрида (Альберто Легиеро), Милана (Бруно Мори) и Берлина (Ульрих Ассиг) – конференция получилась очень представительной.

Сравнение зарубежного опыта с российским показало ряд более или менее известных вещей. Прежде всего, совершенно очевидно, что и у нас, и у них есть мегаполисы; у мегаполисов есть проблемы, эти проблемы общие, или похожие, и там, и здесь. В больших городах много жителей, как следствие – много машин; машинам не хватает дорог и парковок, а людям – зелени, общественных пространств, дешевого жилья и энергии.

Разница в том, что европейцы решают эти проблемы давно и целенаправленно,  и следовательно – уже владеют некоторыми навыками. Москва же, самый главный российский мегаполис, только подступает к тому, чтобы всерьез осознать их как насущные – хотя прозвучавшее признание этого факта, равно как и попытка внять зарубежному опыту, заслуживает уважения и даже пробуждает робкие надежды.

Пока что, некоторые тенденции «там» и «здесь» - противоположны. Например, по убеждению западных градостроителей, для эффективного управления необходима децентрализация власти, и на Западе к этому прилагают большие усилия. Для европейцев очевидно, что, когда местная власть принимает решения самостоятельно, опираясь на особенности своего региона, то в нем появится все необходимое для жизни, работы и досуга, соответственно, сама собой отпадает необходимость ездить за этим в центр – таким образом отчасти решается проблема транспортных перегрузок. Ярким примером децентрализации являются Париж, Афины – состоящие из «городских ядер», новых, дополняющих основной исторический, городских центров. В России же, совершенно очевидно, пока господствуют противоположные веяния.

Один из острых вопросов для мегаполиса – сохранение «зеленой земли», парков и скверов, при постоянной необходимости города в новом строительстве. Европейцы решают его, по большей части, путем реорганизации бывших промзон, стараясь не трогать «чистые» от застройки места и тем более – скверы и парки. Города, таким образом, уплотняются, но не теряют своих «легких» и не слишком расползаются вширь. В частности, Лондон, в котором население на три миллиона меньше, чем в Москве, а территория – больше, и соответственно, в черте города больше парков, в год осваивает лишь 3% новых территорий. А власти Мадрида вообще заявляют: «плотность это наш друг».

Иностранные коллеги озвучили целый букет более или менее красивых способов решения проблемы транспортных пробок. По их словам, оно возможно лишь в комплексе, где главное – не увеличение количества транспортных узлов, а перенос акцента с автомобиля, во-первых на общественный, во-вторых, на альтернативный транспорт.  Посчитано, например, что в Амстердаме, 30% передвижения происходит на велосипедах и пешком. Стокгольм и Лондон ввели налог по 8-11 евро на движение машин в центре и уменьшили там число парковочных площадей. Мадрид - строит кольцевые линии метро, которые также снимают транспортную нагрузку.

Возможно ли использование этого опыта в Москве – решать, разумеется, специалистам. Однако невооруженным глазом видно, что у велосипедная дорожка здесь – раритетная редкость, даже если очень хочется, на велосипеде ездить можно либо по тротуару, рискуя задавить пешехода, либо по улице, рискуя, что задавят тебя. Кольцевая линия метро у нас есть, и даже есть проекты строительства, хотя бы частями, второй, но если сравнить, насколько близко друг от друга расположены станции европейского метро, то пешеходные прогулки москвичам обеспечены. Увы, похоже, что из перечисленных решений шансы закрепиться в Москве имеют два: призыв к пешеходным прогулкам и новый налог. Авось, не сбудется.

Для выступавших западных урбанистов отличия современной Москвы от Парижа, Лондона и других европейских городов тоже, по-видимому, не секрет. Что подчеркнул директор по городскому планированию Амстердама Зеф Земель (Zef Zemel), дав Москве четыре совета: думать не о жилье, а о жизни, «жилье - это институт, подумайте о людях, сокращайте инфраструктуру, увеличивайте зоны общего пользования и прекращайте урбанизацию!». Московские градостроители в лице председателя семинара вежливо пообещали использовать советы в своем опыте.
Лондон
Лондоноткрыть большое изображение
Лондон
Лондоноткрыть большое изображение
Стокгольм
Стокгольмоткрыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
директор по городскому планированию Амстердама Зеф Земель (Zef  Zemel)
директор по городскому планированию Амстердама Зеф Земель (Zef Zemel)открыть большое изображение

Комментарии
comments powered by HyperComments

другие тексты:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Николай Переслегин
  • Екатерина Кузнецова
  • Всеволод Медведев
  • Андрей Романов
  • Георгий Трофимов
  • Дмитрий Ликин
  • Никита Токарев
  • Николай Миловидов
  • Александр Бровкин
  • Алексей Иванов
  • Валерий Лукомский
  • Петр Фонфара
  • Иван Кожин
  • Шимон Матковски
  • Дмитрий Васильев
  • Арсений Леонович
  • Антон Яр-Скрябин
  • Сергей  Орешкин
  • Александра Кузьмина
  • Михаил Канунников
  • Александр Асадов
  • Наталия Шилова
  • Евгений Герасимов
  • Олег Карлсон
  • Никита Явейн
  • Антон Надточий
  • Валерия Преображенская
  • Лукаш Качмарчик
  • Наталья Сидорова
  • Магда Чихонь
  • Константин Ходнев
  • Павел Андреев
  • Полина Воеводина
  • Олег Шапиро
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Вера Бутко
  • Тотан Кузембаев
  • Андрей Гнездилов
  • Александр Попов
  • Карен Сапричян
  • Илья Уткин
  • Екатерина Грень
  • Магда Кмита
  • Юлия Тряскина
  • Сергей Труханов
  • Игорь Шварцман
  • Александр Скокан
  • Никита Бирюков
  • Андрей Асадов
  • Владимир Биндеман
  • Сергей Кузнецов
  • Зураб Басария
  • Сергей Скуратов
  • Даниил Лоренц
  • Сергей Чобан
  • Сергей Переслегин
  • Владимир Ковалёв
  • Станислав Белых
  • Алексей Гинзбург
  • Левон Айрапетов
  • Олег Мединский
  • Илья Машков
  • Владимир Плоткин
  • Анатолий Столярчук
  • Юлий Борисов
  • Роман Леонидов
  • Антон Лукомский

Постройки и проекты (новые записи):

  • Реконструкция кинотеатра «Витязь»
  • Конкурсный проект реновации типографии Сытина под комплекс квартир и апартаментов премиум-класса
  • Конкурсный проект реновации первой образцовой типографии
  • Конкурсный проект реновации Первой образцовой типографии
  • Реконструкция кинотеатра «Восход»
  • ФОК в поселке «Величъ» под Москвой («Величъ Country Club»)
  • 550 Мэдисон-авеню – реконструкция
  • Реконструкция кинотеатра «Волга»
  • Реконструкция кинотеатра «Экран»

Технологии:

14.12.2017

«Рябь на воде»

Металлические панели от «ТехноДекорСтрой» имитируют водную поверхность, превращая любое здание в арт-объект, а интерьер – в живое и динамичное пространство.
ТехноДекорСтрой
05.12.2017

Дымчато-розовый, или «Древесная аллюзия», объявлен главным цветом 2018 года

В дополнение к «Древесной аллюзии» компания AkzoNobel разработала еще четыре цветовые коллекции для интерьеров: «Гостеприимный дом», «Открытый дом», «Уютный дом» и «Счастливый дом».
AkzoNobel , Dulux
04.12.2017

Откройте для себя стиль «ВКТ». Новые тенденции в дизайне дверей коллекции «ВКТ HOME»

Если вы находитесь в поиске дверей независимо от того, занимаетесь ли вы строительством дома или хотите сделать в вашей квартире ремонт, будет полезно узнать о новых тенденциях в дизайне дверей «ВКТ HOME».
ИП «ВКТ Констракшн» ООО
другие статьи