02.07.2006

Децентрализация, дезурбанизация, автомобили, велосипеды и люди

29-30 июня в бывшем здании СЭВ прошел организованный московским правительством международный семинар «Москва и Европейские мегаполисы – опыт планирования устойчивого градостроительного развития». Первый день организаторы назвали Днем Европы

информация:

день Европы на семинаре «Москва и Европейские мегаполисы»
день Европы на семинаре «Москва и Европейские мегаполисы»открыть большое изображение
Первый день семинара, главная задача которого – придать сил новому Генплану Москвы 2005 года, был посвящен демонстрации опыта основных европейских мегаполисов в изложении ведущих западных градостроителей из Лондона (Кевин Рид), Парижа (Жан-Пьер Палисс), Амстредама (Зеф Земель), Мадрида (Альберто Легиеро), Милана (Бруно Мори) и Берлина (Ульрих Ассиг) – конференция получилась очень представительной.

Сравнение зарубежного опыта с российским показало ряд более или менее известных вещей. Прежде всего, совершенно очевидно, что и у нас, и у них есть мегаполисы; у мегаполисов есть проблемы, эти проблемы общие, или похожие, и там, и здесь. В больших городах много жителей, как следствие – много машин; машинам не хватает дорог и парковок, а людям – зелени, общественных пространств, дешевого жилья и энергии.

Разница в том, что европейцы решают эти проблемы давно и целенаправленно,  и следовательно – уже владеют некоторыми навыками. Москва же, самый главный российский мегаполис, только подступает к тому, чтобы всерьез осознать их как насущные – хотя прозвучавшее признание этого факта, равно как и попытка внять зарубежному опыту, заслуживает уважения и даже пробуждает робкие надежды.

Пока что, некоторые тенденции «там» и «здесь» - противоположны. Например, по убеждению западных градостроителей, для эффективного управления необходима децентрализация власти, и на Западе к этому прилагают большие усилия. Для европейцев очевидно, что, когда местная власть принимает решения самостоятельно, опираясь на особенности своего региона, то в нем появится все необходимое для жизни, работы и досуга, соответственно, сама собой отпадает необходимость ездить за этим в центр – таким образом отчасти решается проблема транспортных перегрузок. Ярким примером децентрализации являются Париж, Афины – состоящие из «городских ядер», новых, дополняющих основной исторический, городских центров. В России же, совершенно очевидно, пока господствуют противоположные веяния.

Один из острых вопросов для мегаполиса – сохранение «зеленой земли», парков и скверов, при постоянной необходимости города в новом строительстве. Европейцы решают его, по большей части, путем реорганизации бывших промзон, стараясь не трогать «чистые» от застройки места и тем более – скверы и парки. Города, таким образом, уплотняются, но не теряют своих «легких» и не слишком расползаются вширь. В частности, Лондон, в котором население на три миллиона меньше, чем в Москве, а территория – больше, и соответственно, в черте города больше парков, в год осваивает лишь 3% новых территорий. А власти Мадрида вообще заявляют: «плотность это наш друг».

Иностранные коллеги озвучили целый букет более или менее красивых способов решения проблемы транспортных пробок. По их словам, оно возможно лишь в комплексе, где главное – не увеличение количества транспортных узлов, а перенос акцента с автомобиля, во-первых на общественный, во-вторых, на альтернативный транспорт.  Посчитано, например, что в Амстердаме, 30% передвижения происходит на велосипедах и пешком. Стокгольм и Лондон ввели налог по 8-11 евро на движение машин в центре и уменьшили там число парковочных площадей. Мадрид - строит кольцевые линии метро, которые также снимают транспортную нагрузку.

Возможно ли использование этого опыта в Москве – решать, разумеется, специалистам. Однако невооруженным глазом видно, что у велосипедная дорожка здесь – раритетная редкость, даже если очень хочется, на велосипеде ездить можно либо по тротуару, рискуя задавить пешехода, либо по улице, рискуя, что задавят тебя. Кольцевая линия метро у нас есть, и даже есть проекты строительства, хотя бы частями, второй, но если сравнить, насколько близко друг от друга расположены станции европейского метро, то пешеходные прогулки москвичам обеспечены. Увы, похоже, что из перечисленных решений шансы закрепиться в Москве имеют два: призыв к пешеходным прогулкам и новый налог. Авось, не сбудется.

Для выступавших западных урбанистов отличия современной Москвы от Парижа, Лондона и других европейских городов тоже, по-видимому, не секрет. Что подчеркнул директор по городскому планированию Амстердама Зеф Земель (Zef Zemel), дав Москве четыре совета: думать не о жилье, а о жизни, «жилье - это институт, подумайте о людях, сокращайте инфраструктуру, увеличивайте зоны общего пользования и прекращайте урбанизацию!». Московские градостроители в лице председателя семинара вежливо пообещали использовать советы в своем опыте.
Лондон
Лондоноткрыть большое изображение
Лондон
Лондоноткрыть большое изображение
Стокгольм
Стокгольмоткрыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
директор по городскому планированию Амстердама Зеф Земель (Zef  Zemel)
директор по городскому планированию Амстердама Зеф Земель (Zef Zemel)открыть большое изображение

Комментарии
comments powered by HyperComments

другие тексты:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Анатолий Столярчук
  • Станислав Белых
  • Дмитрий Селивохин
  • Юрий Сафронов
  • Игорь Шварцман
  • Илья Машков
  • Александр Бровкин
  • Василий Крапивин
  • Карен Сапричян
  • Павел Андреев
  • Антон Барклянский
  • Сергей Труханов
  • Антон Лукомский
  • Антон Бондаренко
  • Михаил Канунников
  • Никита Токарев
  • Олег Шапиро
  • Олег Карлсон
  • Владимир Биндеман
  • Сергей Кузнецов
  • Евгений Герасимов
  • Вера Бутко
  • Владимир Ковалёв
  • Полина Воеводина
  • Юлия Тряскина
  • Валерий Лукомский
  • Екатерина Кузнецова
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Сергей Чобан
  • Александр Скокан
  • Арсений Леонович
  • Иван Кожин
  • Никита Бирюков
  • Илья Уткин
  • Юлий Борисов
  • Екатерина Грень
  • Роман Леонидов
  • Антон Яр-Скрябин
  • Дмитрий Васильев
  • Рустам Керимов
  • Антон Ладыгин
  • Владимир Плоткин
  • Марк Сафронов
  • Всеволод Медведев
  • Никита Явейн
  • Антон Надточий
  • Сергей Сенкевич
  • Александр Попов
  • Андрей Гнездилов
  • Зураб Басария
  • Наталия Зайченко
  • Сергей Скуратов
  • Наталия Шилова
  • Дмитрий Ликин
  • Александра Кузьмина
  • Олег Мединский
  • Алексей Гинзбург
  • Тотан Кузембаев
  • Левон Айрапетов
  • Александр Асадов
  • Валерия Преображенская
  • Константин Ходнев
  • Наталья Сидорова
  • Даниил Лоренц
  • Андрей Асадов
  • Андрей Романов
  • Алексей Курков
  • Николай Миловидов
  • Сергей Орешкин

Постройки и проекты (новые записи):

  • Проект остановки общественного транспорта
  • Гимназия А+
  • Реконструкция здания на Зубовской площади
  • Свердловская филармония
  • Международный терминал Ватерлоо
  • Здание офиса продаж ЖК «Селигер Сити»
  • Жилой комплекс WhiteLines
  • Редевелопмент территории мукомольного комбината
  • Гостиница на площади Советской Армии

Технологии:

12.10.2018

Европейские системы ограждений «ZABOR–MODERN.RU» для России

Новый взгляд нa привычные вещи. Забор, как визитная карточка дома.
Zabor Modern
10.10.2018

Русский авангард в интерьерах нового терминала аэропорта Шереметьево

Когда появляется желание сделать что-то абсолютно новое или индивидуальное или воссоздать что-то историческое и гениальное, даже большой палитры стандартных декоров FunderMax может не хватить для полета фантазии архитектора или дизайнера. И тут на помощь приходит FunderMax Individual.
ООО «Декотек Инжиниринг»
01.10.2018

Капремонт системы отопления без сварки

Инновационные решения от Viega Megapress: впервые в России ремонт системы отопления многоэтажного дома проведен полностью без применения сварки, методом холодной опрессовки.
Viega
01.10.2018

Пространства для создания инноваций и почему они важны для всех компаний

Креативность и новые идеи становятся новым ключевым параметром деятельности компаний, без которого не обходится ни один лидер рынка. Но чтобы процесс создания инноваций действительно работал, необходимо создать для сотрудников подходящие рабочие условия, в которых они будут максимально креативными. По материалам исследования Ideation Group, Haworth Inc.
HAWORTH
25.09.2018

Пространство без границ

Современные архитектурные решения предполагают размытие границы между внутренней и внешней средой. Новые защитные ограждения системы «Реалит» RPE 35 и RPI 23 расширяют пространство, превращая стекло в огромный световоздушный экран.
Архитектурные системы «Реалит»
другие статьи