02.07.2006

Децентрализация, дезурбанизация, автомобили, велосипеды и люди

29-30 июня в бывшем здании СЭВ прошел организованный московским правительством международный семинар «Москва и Европейские мегаполисы – опыт планирования устойчивого градостроительного развития». Первый день организаторы назвали Днем Европы

информация:

день Европы на семинаре «Москва и Европейские мегаполисы»
день Европы на семинаре «Москва и Европейские мегаполисы»
Первый день семинара, главная задача которого – придать сил новому Генплану Москвы 2005 года, был посвящен демонстрации опыта основных европейских мегаполисов в изложении ведущих западных градостроителей из Лондона (Кевин Рид), Парижа (Жан-Пьер Палисс), Амстредама (Зеф Земель), Мадрида (Альберто Легиеро), Милана (Бруно Мори) и Берлина (Ульрих Ассиг) – конференция получилась очень представительной.

Сравнение зарубежного опыта с российским показало ряд более или менее известных вещей. Прежде всего, совершенно очевидно, что и у нас, и у них есть мегаполисы; у мегаполисов есть проблемы, эти проблемы общие, или похожие, и там, и здесь. В больших городах много жителей, как следствие – много машин; машинам не хватает дорог и парковок, а людям – зелени, общественных пространств, дешевого жилья и энергии.

Разница в том, что европейцы решают эти проблемы давно и целенаправленно,  и следовательно – уже владеют некоторыми навыками. Москва же, самый главный российский мегаполис, только подступает к тому, чтобы всерьез осознать их как насущные – хотя прозвучавшее признание этого факта, равно как и попытка внять зарубежному опыту, заслуживает уважения и даже пробуждает робкие надежды.

Пока что, некоторые тенденции «там» и «здесь» - противоположны. Например, по убеждению западных градостроителей, для эффективного управления необходима децентрализация власти, и на Западе к этому прилагают большие усилия. Для европейцев очевидно, что, когда местная власть принимает решения самостоятельно, опираясь на особенности своего региона, то в нем появится все необходимое для жизни, работы и досуга, соответственно, сама собой отпадает необходимость ездить за этим в центр – таким образом отчасти решается проблема транспортных перегрузок. Ярким примером децентрализации являются Париж, Афины – состоящие из «городских ядер», новых, дополняющих основной исторический, городских центров. В России же, совершенно очевидно, пока господствуют противоположные веяния.

Один из острых вопросов для мегаполиса – сохранение «зеленой земли», парков и скверов, при постоянной необходимости города в новом строительстве. Европейцы решают его, по большей части, путем реорганизации бывших промзон, стараясь не трогать «чистые» от застройки места и тем более – скверы и парки. Города, таким образом, уплотняются, но не теряют своих «легких» и не слишком расползаются вширь. В частности, Лондон, в котором население на три миллиона меньше, чем в Москве, а территория – больше, и соответственно, в черте города больше парков, в год осваивает лишь 3% новых территорий. А власти Мадрида вообще заявляют: «плотность это наш друг».

Иностранные коллеги озвучили целый букет более или менее красивых способов решения проблемы транспортных пробок. По их словам, оно возможно лишь в комплексе, где главное – не увеличение количества транспортных узлов, а перенос акцента с автомобиля, во-первых на общественный, во-вторых, на альтернативный транспорт.  Посчитано, например, что в Амстердаме, 30% передвижения происходит на велосипедах и пешком. Стокгольм и Лондон ввели налог по 8-11 евро на движение машин в центре и уменьшили там число парковочных площадей. Мадрид - строит кольцевые линии метро, которые также снимают транспортную нагрузку.

Возможно ли использование этого опыта в Москве – решать, разумеется, специалистам. Однако невооруженным глазом видно, что у велосипедная дорожка здесь – раритетная редкость, даже если очень хочется, на велосипеде ездить можно либо по тротуару, рискуя задавить пешехода, либо по улице, рискуя, что задавят тебя. Кольцевая линия метро у нас есть, и даже есть проекты строительства, хотя бы частями, второй, но если сравнить, насколько близко друг от друга расположены станции европейского метро, то пешеходные прогулки москвичам обеспечены. Увы, похоже, что из перечисленных решений шансы закрепиться в Москве имеют два: призыв к пешеходным прогулкам и новый налог. Авось, не сбудется.

Для выступавших западных урбанистов отличия современной Москвы от Парижа, Лондона и других европейских городов тоже, по-видимому, не секрет. Что подчеркнул директор по городскому планированию Амстердама Зеф Земель (Zef Zemel), дав Москве четыре совета: думать не о жилье, а о жизни, «жилье - это институт, подумайте о людях, сокращайте инфраструктуру, увеличивайте зоны общего пользования и прекращайте урбанизацию!». Московские градостроители в лице председателя семинара вежливо пообещали использовать советы в своем опыте.
Лондон
Лондон
Лондон
Лондон
Стокгольм
Стокгольм
директор по городскому планированию Амстердама Зеф Земель (Zef  Zemel)
директор по городскому планированию Амстердама Зеф Земель (Zef Zemel)

Комментарии
comments powered by HyperComments

другие тексты:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Андрей Романов
  • Никита Явейн
  • Екатерина Кузнецова
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Сергей Чобан
  • Сергей Сенкевич
  • Тотан Кузембаев
  • Наталья Сидорова
  • Алексей Гинзбург
  • Левон Айрапетов
  • Сергей Кузнецов
  • Иван Кожин
  • Илья Уткин
  • Андрей Гнездилов
  • Екатерина Грень
  • Александр Бровкин
  • Марк Сафронов
  • Карен Сапричян
  • Юлий Борисов
  • Николай Миловидов
  • Дмитрий Васильев
  • Антон Надточий
  • Александр Скокан
  • Сергей Скуратов
  • Роман Леонидов
  • Наталия Зайченко
  • Валерий Лукомский
  • Александр Попов
  • Дмитрий Ликин
  • Валерия Преображенская
  • Даниил Лоренц
  • Никита Токарев
  • Полина Воеводина
  • Олег Мединский
  • Наталия Шилова
  • Антон Лукомский
  • Александр Асадов
  • Василий Крапивин
  • Всеволод Медведев
  • Сергей Труханов
  • Юрий Сафронов
  • Никита Бирюков
  • Зураб Басария
  • Владимир Ковалёв
  • Вера Бутко
  • Станислав Белых
  • Евгений Герасимов
  • Сергей Орешкин
  • Юлия Тряскина
  • Владимир Плоткин
  • Андрей Асадов
  • Анатолий Столярчук
  • Олег Карлсон
  • Константин Ходнев
  • Антон Бондаренко
  • Михаил Канунников
  • Игорь Шварцман
  • Рустам Керимов
  • Павел Андреев
  • Арсений Леонович
  • Антон Яр-Скрябин
  • Илья Машков
  • Иван Рубежанский
  • Александра Кузьмина
  • Олег Шапиро

Постройки и проекты (новые записи):

  • Концепция развития парка Сокольники
  • ЖК «Новокрасково»
  • Вилла-BG_019
  • Концепция благоустройства пешеходных зон и общественных пространств на намывных территориях Невской губы
  • Храм в честь иконы Божией Матери «Умиление»
  • Павильон виртуальной реальности или VR-павильон
  • Концепция модернизации центрального парка в Красногорске
  • Театр Mercury в Барвиха Luxury Village
  • Архитектурно-градостроительная концепция развития села Кубенского

Технологии:

12.03.2019

Игра контрастов титан-цинка

История о превращении домика-стилизации в небольшой, но свежий пример современной архитектуры, в разговоре Леонида Голованова, директора российского представительства компании RHEINZINK, с ее авторами – архитекторами Алексеем Афоничкиным и Сергеем Марковым, партнерами Архитектурного бюро А4.
RHEINZINK
04.03.2019

Российский завод уникального кирпича ручной формовки «Донские Зори» приглашает в Крокус Экспо на MosBuild!

Посетителей ждут новые архитектурные каталоги, технические консультации и специальные скидки!
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
26.02.2019

«Братья» с разным характером клинкерного фасада

Различия между корпусами жилого комплекса «Братья Гершвин» в Амстердаме подчеркнуты насыщенными тонами клинкера Hagemeister.
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
25.02.2019

Гладкая фактура и линейная разгранка: новые панели KMEW на российском рынке

Рассматриваем, каким образом американские и канадские архитекторы используют три самые популярные фактуры японских панелей из фиброцемента.
КМ-Технология - официальный дистрибьютор KMEW в России
13.02.2019

Ворота от «ZABOR–MODERN.RU» – технологично, стильно и надежно

От эконом-версии до складывающейся механики «гармошка». Ворота – Ваша визитная карточка, на которой нельзя экономить.
Zabor Modern
11.02.2019

Клинкер “Brick to Click” для мегафасадов

О надежности, легкости крепления и других достоинствах вентилируемой навесной конструкции из клинкерной плитки – на примере масштабного и очень высокого жилого комплекса «Сердце столицы».
Ströher
другие статьи