02.07.2006

Децентрализация, дезурбанизация, автомобили, велосипеды и люди

29-30 июня в бывшем здании СЭВ прошел организованный московским правительством международный семинар «Москва и Европейские мегаполисы – опыт планирования устойчивого градостроительного развития». Первый день организаторы назвали Днем Европы

информация:

день Европы на семинаре «Москва и Европейские мегаполисы»
день Европы на семинаре «Москва и Европейские мегаполисы»открыть большое изображение
Первый день семинара, главная задача которого – придать сил новому Генплану Москвы 2005 года, был посвящен демонстрации опыта основных европейских мегаполисов в изложении ведущих западных градостроителей из Лондона (Кевин Рид), Парижа (Жан-Пьер Палисс), Амстредама (Зеф Земель), Мадрида (Альберто Легиеро), Милана (Бруно Мори) и Берлина (Ульрих Ассиг) – конференция получилась очень представительной.

Сравнение зарубежного опыта с российским показало ряд более или менее известных вещей. Прежде всего, совершенно очевидно, что и у нас, и у них есть мегаполисы; у мегаполисов есть проблемы, эти проблемы общие, или похожие, и там, и здесь. В больших городах много жителей, как следствие – много машин; машинам не хватает дорог и парковок, а людям – зелени, общественных пространств, дешевого жилья и энергии.

Разница в том, что европейцы решают эти проблемы давно и целенаправленно,  и следовательно – уже владеют некоторыми навыками. Москва же, самый главный российский мегаполис, только подступает к тому, чтобы всерьез осознать их как насущные – хотя прозвучавшее признание этого факта, равно как и попытка внять зарубежному опыту, заслуживает уважения и даже пробуждает робкие надежды.

Пока что, некоторые тенденции «там» и «здесь» - противоположны. Например, по убеждению западных градостроителей, для эффективного управления необходима децентрализация власти, и на Западе к этому прилагают большие усилия. Для европейцев очевидно, что, когда местная власть принимает решения самостоятельно, опираясь на особенности своего региона, то в нем появится все необходимое для жизни, работы и досуга, соответственно, сама собой отпадает необходимость ездить за этим в центр – таким образом отчасти решается проблема транспортных перегрузок. Ярким примером децентрализации являются Париж, Афины – состоящие из «городских ядер», новых, дополняющих основной исторический, городских центров. В России же, совершенно очевидно, пока господствуют противоположные веяния.

Один из острых вопросов для мегаполиса – сохранение «зеленой земли», парков и скверов, при постоянной необходимости города в новом строительстве. Европейцы решают его, по большей части, путем реорганизации бывших промзон, стараясь не трогать «чистые» от застройки места и тем более – скверы и парки. Города, таким образом, уплотняются, но не теряют своих «легких» и не слишком расползаются вширь. В частности, Лондон, в котором население на три миллиона меньше, чем в Москве, а территория – больше, и соответственно, в черте города больше парков, в год осваивает лишь 3% новых территорий. А власти Мадрида вообще заявляют: «плотность это наш друг».

Иностранные коллеги озвучили целый букет более или менее красивых способов решения проблемы транспортных пробок. По их словам, оно возможно лишь в комплексе, где главное – не увеличение количества транспортных узлов, а перенос акцента с автомобиля, во-первых на общественный, во-вторых, на альтернативный транспорт.  Посчитано, например, что в Амстердаме, 30% передвижения происходит на велосипедах и пешком. Стокгольм и Лондон ввели налог по 8-11 евро на движение машин в центре и уменьшили там число парковочных площадей. Мадрид - строит кольцевые линии метро, которые также снимают транспортную нагрузку.

Возможно ли использование этого опыта в Москве – решать, разумеется, специалистам. Однако невооруженным глазом видно, что у велосипедная дорожка здесь – раритетная редкость, даже если очень хочется, на велосипеде ездить можно либо по тротуару, рискуя задавить пешехода, либо по улице, рискуя, что задавят тебя. Кольцевая линия метро у нас есть, и даже есть проекты строительства, хотя бы частями, второй, но если сравнить, насколько близко друг от друга расположены станции европейского метро, то пешеходные прогулки москвичам обеспечены. Увы, похоже, что из перечисленных решений шансы закрепиться в Москве имеют два: призыв к пешеходным прогулкам и новый налог. Авось, не сбудется.

Для выступавших западных урбанистов отличия современной Москвы от Парижа, Лондона и других европейских городов тоже, по-видимому, не секрет. Что подчеркнул директор по городскому планированию Амстердама Зеф Земель (Zef Zemel), дав Москве четыре совета: думать не о жилье, а о жизни, «жилье - это институт, подумайте о людях, сокращайте инфраструктуру, увеличивайте зоны общего пользования и прекращайте урбанизацию!». Московские градостроители в лице председателя семинара вежливо пообещали использовать советы в своем опыте.
Лондон
Лондоноткрыть большое изображение
Лондон
Лондоноткрыть большое изображение
Стокгольм
Стокгольмоткрыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
директор по городскому планированию Амстердама Зеф Земель (Zef  Zemel)
директор по городскому планированию Амстердама Зеф Земель (Zef Zemel)открыть большое изображение

Комментарии
comments powered by HyperComments

другие тексты:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Илья Уткин
  • Антон Ладыгин
  • Андрей Асадов
  • Иван Кожин
  • Екатерина Кузнецова
  • Андрей Романов
  • Александр Бровкин
  • Карен Сапричян
  • Зураб Басария
  • Даниил Лоренц
  • Левон Айрапетов
  • Арсений Леонович
  • Илья Машков
  • Сергей  Орешкин
  • Михаил Канунников
  • Дмитрий Селивохин
  • Сергей Кузнецов
  • Никита Бирюков
  • Константин Ходнев
  • Дмитрий Ликин
  • Всеволод Медведев
  • Антон Яр-Скрябин
  • Олег Шапиро
  • Николай Миловидов
  • Полина Воеводина
  • Роман Леонидов
  • Антон Надточий
  • Валерий Лукомский
  • Сергей Сенкевич
  • Юлия Тряскина
  • Юлий Борисов
  • Станислав Белых
  • Владимир Ковалёв
  • Валерия Преображенская
  • Евгений Герасимов
  • Олег Карлсон
  • Игорь Шварцман
  • Владимир Плоткин
  • Тотан Кузембаев
  • Екатерина Грень
  • Наталья Сидорова
  • Никита Токарев
  • Алексей Курков
  • Олег Мединский
  • Александр Скокан
  • Алексей Гинзбург
  • Дмитрий Васильев
  • Александра Кузьмина
  • Владимир Биндеман
  • Андрей Гнездилов
  • Антон Бондаренко
  • Александр Асадов
  • Сергей Труханов
  • Анатолий Столярчук
  • Павел Андреев
  • Наталия Шилова
  • Василий Крапивин
  • Антон Барклянский
  • Никита Явейн
  • Александр Попов
  • Сергей Чобан
  • Сергей Скуратов
  • Вера Бутко
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Антон Лукомский

Постройки и проекты (новые записи):

  • Мемориал жертвам политических репрессий на проспекте Сахарова, конкурсный проект
  • Международный медицинский кластер в Сколково. Диагностический и терапевтический корпус
  • Московский монорельс
  • Спортивный центр Nike Box MSK
  • Павильон в парке Горького
  • ШАР перед Даниловским рынком
  • ЖК «Палникс»
  • Эскиз застройки территории заводов «Химволокно» и «Пластполимер»
  • Фасады ЖК в Мякининской пойме

Технологии:

06.07.2018

Кирпич без границ

Представляем лауреатов Brick Award 2018 – премии, учрежденной компанией Wienerberger за выдающиеся здания, построенные из керамических материалов.
Wienerberger (Винербергер)
04.07.2018

Кондиционеры на фасадах

Рассматриваем еще раз острую проблему кондиционеров на фасаде. Свое мнение высказали архитекторы, девелоперы и специалисты по фасадным системам.
ТехноДекорСтрой
02.07.2018

Птица на гараже

Деконструированный «Птеродактиль» Эрика Мосса в Карвер-Сити сделан из титан-цинка.
RHEINZINK
29.06.2018

Остекление палубы теплохода как главный фактор коммерческого успеха

Безрамное раздвижное остекление Lumon на теплоходе «Ласточка-2»
ЗАО "Лумoн"(LUMON)
18.06.2018

Архитектура из «гипюра»

Что нашли в деталях из Ductal® Жан Нувель, Фрэнк Гери, Ренцо Пьяно и Руди Ричотти? Какие возможности дает этот инновационный материал для архитекторов? Об этом – в интервью с Паскалем Пине, бизнес-инженером направления Ductal® компании LafargeHolcim.
другие статьи