Проект ревитализации Главного корпуса Ижевского завода
© Студия 44
Проект ревитализации Главного корпуса Ижевского завода
информация:
-
статус
проект -
даты
— 2024 -
место
Ижевск проезд имени Дерябина, 3/3 -
координаты
56.843746, 53.190985 -
функция
Многофункциональный комплекс / Творческий кластер -
другие объекты
2024Проект ревитализации Ижевского завода
2024Проект ревалоризации Главного корпуса Ижевского завода
Николай Трофименков
Россия
Иван Кожин
Ivan Kozhin / РоссияСтудия 44
Company: / Россияавторский коллектив
Архитектурное бюро «Студия 44» – архитектурные, интерьерные и градостроительные решения, решения по сохранению и реставрации и приспособлению.
Николай Трофименков
Елизавета Михайлова
Иван Кожин
При участии: Ирина Кащеева, Андрей Патрикеев, Арсений Киргизов, София Сордия, Виктория Новикова, Ксения Счастливцева, Александра Покатович, Ксения Уразбахтина
PARK.IDEAS – функциональная и экономическая модели, программирование и исследования.
Антон Донцов
Елена Васильева
Николай Трофименков
Елизавета Михайлова
Иван Кожин
При участии: Ирина Кащеева, Андрей Патрикеев, Арсений Киргизов, София Сордия, Виктория Новикова, Ксения Счастливцева, Александра Покатович, Ксения Уразбахтина
PARK.IDEAS – функциональная и экономическая модели, программирование и исследования.
Антон Донцов
Елена Васильева
Проект ревитализации Главного корпуса Ижевского завода
© Студия 44
Архи.ру об этом объекте:
17.03.2025
Алёна Кузнецова. Слои и синергия
Концепция «Студии 44» для конкурса редевелопмента Ижевского оружейного завода основана на выявлении и сохранении всех исторических слоев главного корпуса, который получает функцию культурно-инновационного центра. «Программа» здания помогает соединить профессионалов из разных сфер, а эспланада, набережная Ижа и «заводской» сад – провоцировать дальнейшее изменение прилегающих территорий.
Главное отличие предложения Студии 44 от проектов других финалистов конкурса победившего консорциума во главе с бюро ХВОЯ и занявшей второе место компании Даль в признании ценности всех слоев здания, включая советские пристройки. В пояснитель... читать дальшеПроект ревитализации Главного корпуса Ижевского завода. Вид с «эспланады» на здание центрального корпуса
© Студия 44
описание:
Главный корпус Ижевского Оружейного завода – образец промышленной архитектуры эпохи классицизма. Из-за частой смены технологических процессов, пожаров и постоянной функциональной трансформации облик здания много раз изменялся. В результате, Главный корпус на сегодняшний день – это многослойный, сложный в стилистическом отношении комплекс. Конкурсным проектом в части реставрации Объекта Культурного Наследия предлагается как сохранение подлинных частей здания, так и признание ценности поздних исторических наслоений, так как Ижевский Оружейный завод на протяжении всей своей истории играл ключевую роль в развитии страны, выполняя важные задачи в разные периоды своего существования. Советские изменения, произошедшие в облике памятника, также имеют большое значение, так как они отражают адаптацию предприятия к новым условиям и требованиям времени. В концепции отрицается идея приведения всех пяти корпусов памятника к стилистическому единству, а в зависимости от степени изменений внешнего облика принимается решение о восстановлении.
В настоящее время объект культурного наследия «Главный корпус оружейного завода» фактически состоит из шести корпусов: Литеры С1, С2, С4, С5, Т – 3-х этажные; литера С3 (центральный корпус) – 4-х этажный. Все строения конструктивно связаны между собой.
В центральной четырехэтажной «классицистической» части (корпус С3, в этом корпусе наибольший процент сохранности первоначальных архитектурных элементов) здания предполагается восстановление внешнего облика, приближенного ко времени постройки Оружейного завода. С этой целью со стороны северного и южного фасада: раскрываются от поздних кирпичных закладок и зашитые профилированным листом исторические оконные и дверные проемы, раскрываются заложенные исторические арочные проемы для водоводов. Северный и южный фасад реставрируется с сохранением существующего и восстановлением утраченного штукатурного декора. Расстекловка столярных заполнений центрального корпуса принимается по архивным чертежам. С северного контрфорса демонтируются поздние элементы и восстанавливается штукатурный слой. Восполняются утраты в кирпичном своде южного контрфорса и чугунные лестницы, лежащие по своду. На верхней площадке контрфорса частично сохранились кованые ограждения простого узора, что позволит восстановить аналогичные ограждения лестниц. Демонтируется поздний навес над контрфорсом. Триумфальная колонна со скульптурной триумфальной арматурой, венчающая башню-часозвонницу, уже восстанавливается в рамках противоаварийных работ в исторических габа- ритах по архивным чертежам. Также предполагается восстановить часовой механизм и вернуть колокола на башенную ротонду.
Восточный трехэтажный флигель (корпус С5) тоже имеет классицистический характер. На южном фасаде с советское время были растесаны арочные окна и дверные проемы, предполагается их закладка кирпичом до исторических габаритов, раскрытие от поздних кирпичных кладок и зашивок профилированным листом исторических оконных и дверных проемов, демонтаж поздних элементов, вычинка кирпичной кладки. Восполнение утрат штукатурного слоя предполагается только на северном фасаде, потому что исторически южный фасад не был оштукатурен. Расстекловка столярных заполнений центрального корпуса принимается по архивным чертежам.
Производственный корпус (корпус Т) изначально был двухэтажным, в советское время надстроен. Предполагается оставить его в существующих габаритах, произвести раскрытие проемов от поздних кирпичных кладок и зашивок профилированным листом.
Западный трехэтажный флигель (корпус С1) немногим отличался от восточного, но в советское время был радикально перестроен, все оконные проемы были растесаны. Предполагается оставить проемы в существующих габаритах, раскрыть зашитые профилированным листом оконные и дверные проемы. Произвести вычинку кирпича, восстановить штукатурный слой северного фасада.
Корпуса С2 и С4 первоначально были выстроены как одноэтажные переходы между частями здания, что соответствовало принципам классицистической композиции и ассоциировалось с ансамблем Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. В советское время корпуса были радикально перестроены, обрели высоту в три этажа. Предполагается не возвращаться к историческим габаритам, оставить корпуса в существующей конфигурации, лишь раскрыть зашитые профилированным листом оконные и дверные проемы. Для всех корпусов предполагается замена конструкции и покрытия кровли с сохранением исторических отметок, демонтаж поздних элементов: воздуховодов, крылец, вентиляционных решеток, металлических труб, эвакуационных лестниц, поздних деревянных и пластиковых окон, дверей, металлических решеток на окнах. Ремонт лицевой кирпичной кладки, заделка трещин, восстановление штукатурного слоя.
Цветовое решение фасадов
В отношении цветового решения фасадов предметом охраны является колористическое оформление фасадов. В связи с этим, предлагается окрашивать декоративное оформление фасадов более светлым тоном, чем гладкое поле стены. Окончательное цветовое решение принимается после выполнения расчисток.
Описание реставрационных решений по интерьерам
В интерьере предполагается ремонт и реставрация кирпичной кладки стен, исторических металлических и железобетонных конструкций: сводов, колонн, балок, покрытий. В объеме корпуса С3 сохранились исторические металлические закладные детали крепления производственного оборудова- ния. В обеденном зале на третьем этаже имеется мозаичный фриз советского времени работы художника-монументалиста А. В. Жарского, который будет перенесен на первый этаж. Перекрытия системы Монье, перекрытия по металлическим балкам предлагается отреставрировать. В местах провалов после пожара, аварийных участках и некоторых участках железобетонных перекрытий 1930-х годов проектом предусматривается создание двусветных пространств, без восстановления утраченных перекрытий. Чугунная лестница в башне реставрируется, утраченный орнамент ступеней и перил восполняется.
В настоящее время объект культурного наследия «Главный корпус оружейного завода» фактически состоит из шести корпусов: Литеры С1, С2, С4, С5, Т – 3-х этажные; литера С3 (центральный корпус) – 4-х этажный. Все строения конструктивно связаны между собой.
В центральной четырехэтажной «классицистической» части (корпус С3, в этом корпусе наибольший процент сохранности первоначальных архитектурных элементов) здания предполагается восстановление внешнего облика, приближенного ко времени постройки Оружейного завода. С этой целью со стороны северного и южного фасада: раскрываются от поздних кирпичных закладок и зашитые профилированным листом исторические оконные и дверные проемы, раскрываются заложенные исторические арочные проемы для водоводов. Северный и южный фасад реставрируется с сохранением существующего и восстановлением утраченного штукатурного декора. Расстекловка столярных заполнений центрального корпуса принимается по архивным чертежам. С северного контрфорса демонтируются поздние элементы и восстанавливается штукатурный слой. Восполняются утраты в кирпичном своде южного контрфорса и чугунные лестницы, лежащие по своду. На верхней площадке контрфорса частично сохранились кованые ограждения простого узора, что позволит восстановить аналогичные ограждения лестниц. Демонтируется поздний навес над контрфорсом. Триумфальная колонна со скульптурной триумфальной арматурой, венчающая башню-часозвонницу, уже восстанавливается в рамках противоаварийных работ в исторических габа- ритах по архивным чертежам. Также предполагается восстановить часовой механизм и вернуть колокола на башенную ротонду.
Восточный трехэтажный флигель (корпус С5) тоже имеет классицистический характер. На южном фасаде с советское время были растесаны арочные окна и дверные проемы, предполагается их закладка кирпичом до исторических габаритов, раскрытие от поздних кирпичных кладок и зашивок профилированным листом исторических оконных и дверных проемов, демонтаж поздних элементов, вычинка кирпичной кладки. Восполнение утрат штукатурного слоя предполагается только на северном фасаде, потому что исторически южный фасад не был оштукатурен. Расстекловка столярных заполнений центрального корпуса принимается по архивным чертежам.
Производственный корпус (корпус Т) изначально был двухэтажным, в советское время надстроен. Предполагается оставить его в существующих габаритах, произвести раскрытие проемов от поздних кирпичных кладок и зашивок профилированным листом.
Западный трехэтажный флигель (корпус С1) немногим отличался от восточного, но в советское время был радикально перестроен, все оконные проемы были растесаны. Предполагается оставить проемы в существующих габаритах, раскрыть зашитые профилированным листом оконные и дверные проемы. Произвести вычинку кирпича, восстановить штукатурный слой северного фасада.
Корпуса С2 и С4 первоначально были выстроены как одноэтажные переходы между частями здания, что соответствовало принципам классицистической композиции и ассоциировалось с ансамблем Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. В советское время корпуса были радикально перестроены, обрели высоту в три этажа. Предполагается не возвращаться к историческим габаритам, оставить корпуса в существующей конфигурации, лишь раскрыть зашитые профилированным листом оконные и дверные проемы. Для всех корпусов предполагается замена конструкции и покрытия кровли с сохранением исторических отметок, демонтаж поздних элементов: воздуховодов, крылец, вентиляционных решеток, металлических труб, эвакуационных лестниц, поздних деревянных и пластиковых окон, дверей, металлических решеток на окнах. Ремонт лицевой кирпичной кладки, заделка трещин, восстановление штукатурного слоя.
Цветовое решение фасадов
В отношении цветового решения фасадов предметом охраны является колористическое оформление фасадов. В связи с этим, предлагается окрашивать декоративное оформление фасадов более светлым тоном, чем гладкое поле стены. Окончательное цветовое решение принимается после выполнения расчисток.
Описание реставрационных решений по интерьерам
В интерьере предполагается ремонт и реставрация кирпичной кладки стен, исторических металлических и железобетонных конструкций: сводов, колонн, балок, покрытий. В объеме корпуса С3 сохранились исторические металлические закладные детали крепления производственного оборудова- ния. В обеденном зале на третьем этаже имеется мозаичный фриз советского времени работы художника-монументалиста А. В. Жарского, который будет перенесен на первый этаж. Перекрытия системы Монье, перекрытия по металлическим балкам предлагается отреставрировать. В местах провалов после пожара, аварийных участках и некоторых участках железобетонных перекрытий 1930-х годов проектом предусматривается создание двусветных пространств, без восстановления утраченных перекрытий. Чугунная лестница в башне реставрируется, утраченный орнамент ступеней и перил восполняется.