Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

19.07.2024

Кредо уместности

Мастерская:
DK-COMMUNITY

Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.

Коллектив архитекторов, художников и фотографов DK-COMMUNITY пригласил студентов поразмышлять о феномене уместности в городе тысячелетней истории ― Суздале. Территорией проектирования стал Ризоположенский монастырь, ансамбль которого формировался с XVI века и сегодня несет отпечатки сложных исторических событий: снесенного в XX веке храма, корпусов, перестроенных в кинотеатр, и нынешнего совмещения действующей религиозной институции со светской туристической программой. 

Возможен ли в таких обстоятельствах «уместный» язык, который позволяет реализовать сложную взаимосвязь происшествий, интерпретировать следы и продолжать формообразование ансамбля на его собственном языке?

Через художественные практики и фотографию студенты изучали современное состояние места, погружались в тонкости визуального восприятия пространства, работали с понятиями пейзажа и пятна в пейзаже. Проектную работу они начали с проекта сада и монумента, постепенно приближаясь к основной задаче ― дому культуры, функциональные особенности которого каждый из авторов интерпретировал самостоятельно.

Преподаватели: Юрий Пальмин, Светлана Зезюкина, Трифон Миляев, Никита Моренов, Николай Пахомов, Василиса Бикеева
 
Студенты: Ника Гриф, София Драбкина, Людмила Драганчева, Анастасия Кашапова, Иван Киршин, Анастасия Козырева, Дмитрий Лоташ, Алиса Медведева, Элина Мусаэлян, Юлия Павлова, Анна Туркина, Мария Улыбышева, Софья Шмарова

Дом культуры с арт-резиденциями
Мария Улыбышева
Мария Улыбышева. Дом культуры с арт-резиденциями
Мария Улыбышева. Дом культуры с арт-резиденциями
Проект студии Уместность. МАРШ, B III

Образ этого дома культуры вобрал в себя размышления об исторических наслоениях: анализ морфотипов и градостроительных сеток разных времен. Трепетно выверенное пятно застройки с рваным контуром несет след каждого из существующих и пропавших зданий.
Мария Улыбышева. Дом культуры с арт-резиденциями Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Мария Улыбышева. Дом культуры с арт-резиденциями
Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Мария Улыбышева. Дом культуры с арт-резиденциями Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Мария Улыбышева. Дом культуры с арт-резиденциями
Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Мария Улыбышева. Дом культуры с арт-резиденциями Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Мария Улыбышева. Дом культуры с арт-резиденциями
Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Мария Улыбышева. Дом культуры с арт-резиденциями Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Мария Улыбышева. Дом культуры с арт-резиденциями
Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Мария Улыбышева. Дом культуры с арт-резиденциями Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Мария Улыбышева. Дом культуры с арт-резиденциями
Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Мария Улыбышева. Дом культуры с арт-резиденциями Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Мария Улыбышева. Дом культуры с арт-резиденциями
Проект студии Уместность. МАРШ, B III

Двухчастное развитие контрастных объемов ― массивный «белокаменный» этаж увенчан деревянными конструкциями с треугольными прорезями ― навевает воспоминания об утраченных постройках и их двускатных силуэтах.
Мария Улыбышева. Дом культуры с арт-резиденциями
Мария Улыбышева. Дом культуры с арт-резиденциями
Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Мария Улыбышева. Дом культуры с арт-резиденциями Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Мария Улыбышева. Дом культуры с арт-резиденциями
Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Мария Улыбышева. Дом культуры с арт-резиденциями Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Мария Улыбышева. Дом культуры с арт-резиденциями
Проект студии Уместность. МАРШ, B III

Это решение кровли не только создает яркий облик, но и удовлетворяет практическим нуждам. Под объединяющей все корпуса крышей находится проветриваемое пространство для размещения инженерных систем, необходимых для функционирования художественных мастерских, выставочных пространств и жилых помещений.
Мария Улыбышева. Дом культуры с арт-резиденциями Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Мария Улыбышева. Дом культуры с арт-резиденциями
Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Мария Улыбышева. Дом культуры с арт-резиденциями Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Мария Улыбышева. Дом культуры с арт-резиденциями
Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Мария Улыбышева. Дом культуры с арт-резиденциями Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Мария Улыбышева. Дом культуры с арт-резиденциями
Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Мария Улыбышева. Дом культуры с арт-резиденциями Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Мария Улыбышева. Дом культуры с арт-резиденциями
Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Вне времени
Ника Гриф
Ника Гриф. Вне времени
Ника Гриф. Вне времени
Проект студии Уместность. МАРШ, B III

Подземное здание типографии связывает между собой две территории, разделенные исторической стеной монастыря. За счет работы с рельефом проект оставляет пейзаж по обе стороны стены практически нетронутым: на поверхность выходят только объемы световых фонарей, лифтов и парапеты лестниц.
Ника Гриф. Вне времени Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Ника Гриф. Вне времени
Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Ника Гриф. Вне времени Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Ника Гриф. Вне времени
Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Ника Гриф. Вне времени Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Ника Гриф. Вне времени
Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Ника Гриф. Вне времени Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Ника Гриф. Вне времени
Проект студии Уместность. МАРШ, B III

В границах территории монастыря, под землей, располагаются блоки жилых резиденций писателей, библиотеки, книжного магазина, типографии, ресторана; снаружи монастыря ― дворы-колодцы с садами.
Ника Гриф. Вне времени Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Ника Гриф. Вне времени
Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Ника Гриф. Вне времени Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Ника Гриф. Вне времени
Проект студии Уместность. МАРШ, B III

Размышляя над вопросом уместности, Ника переводит акцент на историческую крепостную стену, ценность которой обычно обделена вниманием, и избегает появления новой видимой застройки ― и сопутствующих ей споров о контрасте или мимикрии.
  
Ника Гриф. Вне времени Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Ника Гриф. Вне времени
Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Ника Гриф. Вне времени Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Ника Гриф. Вне времени
Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Ника Гриф. Вне времени Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Ника Гриф. Вне времени
Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Ника Гриф. Вне времени Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Ника Гриф. Вне времени
Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Ника Гриф. Вне времени Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Ника Гриф. Вне времени
Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Ника Гриф. Вне времени Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Ника Гриф. Вне времени
Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Ника Гриф. Вне времени Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Ника Гриф. Вне времени
Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Ника Гриф. Вне времени Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Ника Гриф. Вне времени
Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Ника Гриф. Вне времени Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Ника Гриф. Вне времени
Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Стена ДК
Юлия Павлова
Юлия Павлова. Стена ДК
Юлия Павлова. Стена ДК
Проект студии Уместность. МАРШ, B III

Этот проект дома культуры предстает в виде своеобразной «остеологической» структуры, задающей новый порядок генплана. Все объемы нанизаны на единый «хребет», который подхватывает ось Ризоположенской церкви и колокольни ― монумента утраченному в 1930-х годах Троицкому собору. Он также спроектирован Юлией. Корпуса и дворы расположены параллельно северной границе участка и чередуются между собой, создавая непрерывную линию стен.
Юлия Павлова. Стена ДК
Юлия Павлова. Стена ДК
Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Юлия Павлова. Стена ДК Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Юлия Павлова. Стена ДК
Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Юлия Павлова. Стена ДК Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Юлия Павлова. Стена ДК
Проект студии Уместность. МАРШ, B III

Эта стена ― основной архитектурный мотив, поэтому количество разрывов в ней минимальное. Естественный свет поступает во внутренние помещения через ленту витражного остекления под кровлей. Основная масса глухих продольных стен обращена в сторону церкви, а торцы, остекленные или с узкими длинными прорезями ― к монастырским стенам.
  
Юлия Павлова. Стена ДК Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Юлия Павлова. Стена ДК
Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Юлия Павлова. Стена ДК Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Юлия Павлова. Стена ДК
Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Юлия Павлова. Стена ДК Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Юлия Павлова. Стена ДК
Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Юлия Павлова. Стена ДК Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Юлия Павлова. Стена ДК
Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Юлия Павлова. Стена ДК Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Юлия Павлова. Стена ДК
Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Юлия Павлова. Стена ДК Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Юлия Павлова. Стена ДК
Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Юлия Павлова. Стена ДК Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Юлия Павлова. Стена ДК
Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Юлия Павлова. Стена ДК Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Юлия Павлова. Стена ДК
Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Юлия Павлова. Стена ДК Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Юлия Павлова. Стена ДК
Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Юлия Павлова. Стена ДК Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Юлия Павлова. Стена ДК
Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Юлия Павлова. Стена ДК Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Юлия Павлова. Стена ДК
Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Юлия Павлова. Стена ДК Проект студии Уместность. МАРШ, B III
Юлия Павлова. Стена ДК
Проект студии Уместность. МАРШ, B III