Кураторы Полина Стрельцова и Гаянэ Арутюнян показывают известные здания конструктивистских клубов, а МАРШ – 12 проектов бакалавров 3 курса. Их авторы, во-первых, погрузились в техно- и рейв-культуру, сходили в клубы, изучили историю, а, во-вторых, исследовали возможности ее интеграции в любимое культурой промышленное окружение. Одной из площадок стал Южный речной порт, интенсивно застраиваемый, а значит, через какое-то время рассчитывающий на джентрификацию, которая вряд ли сохранит нужную атмосферу, хотя как знать, запрос со стороны новых жителей отнюдь не исключен... Впрочем, проекты – безусловно, фантазии, иногда вполне психоделичные, как всеобщий любимец клуб-пекарня Бред/Bread, где для макета был испечен батон (или буханка? или ни то, ни другое? – в общем, каравай), встроенный в рамку промышленного ангара и «выползающий» в его вход, обозначая подобную опаре гибкость устройства внутреннего пространства и одновременно нетипичную «дневную» функцию клуба.
Две другие площадки – складские ангары-«пакгаузы» за зданием Ленинградского вокзала, длинные сооружения XIX века, о которых мало кто знает, что они есть, и завод «Мосинжбетон».
Рабочие клубы и современные проекты студентов МАРШ связаны не только историей вопроса на круглой стене, но и «ниткой» напоминаний о первых советских вечеринках, прежде всего – Gagarin party, которая прошла в павильоне Космос на ВДНХ за несколько дней до распада СССР. Словом, тут даже не выставка студенческих работ в духе МАРШ, с атмосферными макетами и полиграфическими книжками, тут целая история, если вдуматься, можно довольно много узнать.
«Что ты понимаешь в клубной культуре. Ничего ты не понимаешь», – говорит мой спутник. И правда, не всем дано, хотя бакалавры успели погрузиться. И тем не менее посещения выставки достаточно, чтобы понять, что если для современного клуба делают проект, то в нем есть хоть какая-то, да сцена, хоть сродни хлебной опаре, а эмоционально заряженное пространство; то есть что там ни клей, а преемственность с рабочими клубами есть. Страшно сказать – есть преемственность и с клубами народников XIX века, и с еще много чем. Люди такие люди, им надо тусоваться.
***
«Традиционная» выставка в самой школе МАРШ в Арт Плее на Сыромятнической тоже открылась на своем обычном месте, и представляет, тоже атмосферно, работы четырех курсов: трех бакалавриата и одного магистратуры, им руководил основатель школы Евгений Асс.Куратор выставки в этом году – Александр Князев, выпускник бакалавриата прошлого года.
Его идея в том, чтобы показать «бесшовность» образования в МАРШ, где студенты разных курсов и студий постоянно пересекаются, встречаются и помогают друг другу, так что первый курс понимает, что делает третий, и наоборот. Поэтому вдоль стен тут цельный рулон поликарбоната, на котором удалось прикрепить множество изображений.
В остальном все, как всегда, довольно привычно, и, как всегда, красиво, живописно и недосказанно. Хотя если остановиться, вдуматься, почитать книжки проектов, погрузиться и разобраться вполне реально. Студия Евгения Асса и Анвара Гарипова размышляла о времени и по ходу подсчитала, сколько секунд длилась вся работа – 21 млн с хвостиком, если в секундах. Студенты Михаила Лабазова, Дмитрия Бадьюрина и Андрея Савина изучали вечную проблему последних 15 лет: как сделать спальный район привлекательным для жизни, «пробуждали» Бутово. Большая группа студентов под руководством немалой группы тьюторов [Юрий Пальмин, Светлана Зезюкина, Трифон Миляев, Никита Моренов, Николай Пахомов, Василиса Бикеева], исследовали уместность новых проектов в исторической среде на примере территории Ризположенского монастыря в юбилейном Суздале. В том числе и проектов контрастного плана, каждый автор должен был доказать, почему его проект уместен. Территорию, надо сказать, выбрали удачно: монастырь старый, в нем собор XVI века, но территория его и вокруг него – достаточно скучная, прямо-таки просит вторжений. И так далее. Очень надеемся показать работы подробнее.
Но и это еще не все. В августе планируется третья выставка МАРШ – студия Атмосферы: поле Александра Боева и Андрея Фомичева, изучавшая процесс появления «атмосферы в пространстве» на примере поля с районе села Уборы в месте слияния рек Москвы и Истры, покажет свои проекты более развернуто в галерее A House. Вероятно, это будет как в Зотове. Ждем.
Тем не менее самым интересным мне показался другой факт. Куратор выставки Александр Князев, выпускник бакалавриата прошлого года, сейчас руководит отделом прототипирования в бюро IND Амира Идиатулина. Отдел – не про макеты и не про мокапы, а про подбор материальной составляющей проектов, включая как фасады, так и интерьеры и выставочные стенды. Архитекторы говорят, что ни в одном московском бюро такого отдела пока что нет, зато у Ренцо Пьяно – есть, и хороший.
Как по мне так этот пример хорошо иллюстрирует плюсы образования школы МАРШ.