Преподавание архитектурного проектирования имеет важную особенность – оно связано с творческим процессом индивидуума. Сама по себе цель – научить проектировать – не вполне корректна, поскольку творчество не есть ремесло. Обучение проектным навыкам не должно препятствовать свободе творческого развития. Принципиальным для нас является формирование инициативной, самостоятельной творческой личности. Не передача информации по принципу — от мастера ученику, а обучение методике, алгоритму действий, которые позволят создавать индивидуальные проектные решения. Необходимо не только развить у студента проектный навык, но выстроить структуру творческой личности, которая позволит ему в дальнейшем профессионально состояться, не потеряв своей индивидуальности.
Цель курса — сформировать у студентов навык решения комплекса проектных задач, освоить проектный метод архитектора, и теоретически, и практически переживая все его основные составляющие.
Архитектурное проектирование должно предвосхищаться постановкой вопроса — что есть архитектурный объект, и из каких составляющих он формируется? Эти знания должны быть максимально обобщены и доступны для тех, кто только начинает свое движение к пониманию архитектуры.
Сложность обучения проектированию состоит в том, что архитектура включает в себя целый комплекс составляющих, которые необходимо учитывать в процессе проектирования одновременно. По этой причине с первого занятия студентам предлагаются максимально доступные для понимания знания об архитектурном объекте, «разобранном» на отдельные составляющие. Таким же образом развиваются навыки проектирования — через упражнения на отработку отдельных составляющих и на их взаимосвязи.
Студентам на первых же занятиях последовательно выдается информация о содержании проектной деятельности архитектора или просто — «из чего состоит архитектура». Архитектор в своей деятельности моделирует процессы жизнедеятельности человека в пространствах, организованных архитектурной формой. Любой архитектурный объект включает в себя две важнейшие базовые составляющие — пространство и форму. Вне любой из этих составляющих невозможно существование архитектурного объекта. Вся проектная деятельность архитектора в обобщенном виде сводится к выстраиванию отношений между формой и пространством с учетом функциональных, социальных, психологических, конструктивных и других факторов.
В процессе архитектурного моделирования осуществляется разделение пространства формой на пространство внутренне и внешнее. Эти отношения выражаются в основополагающей триаде —
ВНЕШНЕЕ-ФОРМА-ВНУТРЕННЕЕ
Внешнее пространство выступает в качестве контекста, окружающего архитектурный объект. Внутреннее пространство выражает функцию или назначение объекта. В отношениях этих, взаимовлияющих на форму пространств, и создается то, что называется архитектурным объектом.
Важная особенность архитектурного моделирования — владение навыками создания образа художественного произведения. Поэтому образная составляющая является принципиальной в развитии студентов с самого начала их творческого становления.
Вербальное моделирование, в свою очередь – важная составляющая в процессе создания образа. Переход от вербального моделирования к формальному — есть акт материализации архитектурного замысла. Необходимо ощущать, переживать и личностно воспроизводить возникающий образ в форме и пространстве. Принципиальный момент – участие студентов в анализе и коллективном обсуждении создаваемых работ, поскольку без умения выдвигать, обосновывать и оценивать творческую идею невозможна профессиональная деятельность архитектора.
Анализ исходной ситуации архитектурного объекта в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности предшествует проектированию, а точнее — является его начальным этапом. Так называемый предпроектный анализ, среди прочих, предполагает изучение двух базовых формообразующих факторов — контекста (который имеет свою историю и свою функцию места) и функции объекта. В результате всестороннего анализа (чувственного и аналитического) возникают предпроектные переживания содержания объекта и его контекста.
Разработанная и апробированная методика — результат экспериментальных поисков усовершенствования учебного процесса начальной стадии архитектурного образования. На кафедре Основ архитектурного и художественного проектирования были созданы условия, в которых преподаватели (доцент Токарев А.Г. и старший преподаватель Шопина Г.Г.) в течение нескольких лет осуществляли разработку и реализацию индивидуальной, отличной от традиционной программы методики обучения студентов-первокурсников.