Об основных этапах территориального развития Московского Кремля в XI-XV вв. (по археологическим данным)

Изучение начальных, этапов сложения Московского Кремля связано с проблемой возникновения древнерусских городов, среди которых Москва - один из типичнейших примеров. В отличие от прочих, ее история наиболее полно документирована летописями, сказаниями, пояснена легендами, проиллюстрирована планами, чертежами, богатой иконографией наиболее значительных сооружений. С первой половины XIX в. появились археологические исследования и наблюдения за производством земляных работ. На совокупности этих, материалов строятся гипотезы о начальном развитии Москвы (рис. 1). В наше время появился еще важный источник исследования - рельеф материка в совокупности с толщиной культурного слоя, полученный по материалам инженерно-геологического обследования грунтов.

http://www.fortification.ru/library/borisevich/images/b18il1.gif
Рис. 1. Сводная схема изучения территориального роста Московского Кремля:
1 - И.Е. Забелин; 2 - С.П. Бартенев; 3 - Н.Н. Воронин; 4 - М.Г. Рабинович; 5-6 - В.И. Федоров

Первая попытка воспроизведения "первоначального репьефа" Кремля сделана М.Г. Рабиновичем. Рельеф был опубликован без комментариев в виде самостоятельного приложения к обширным археологическим исследованиям (1). На основе тех же исходных данных В.И.Федоров составил "уточненную схему первоначального рельефа Боровицкого холма" (2), которая более схематична, но отличается пластикой рельефа. Инженерному обследованию подвергались участки первоначального косогора со стороны реки Неглинной и место проектируемого Дворца съездов. В остальных местах геологические шурфы заложены, редко, в незастроенной части отсутствуют. Расхождение между схемами заставило повторить на тех же исходных данных воспроизведение рельефа материка. Выяснилось, что он позволяет обнаружить места и направление рвов, восстановить контур крепостных стен в различные периоды существования Кремля (рис. 2, а ).

На месте Дворца съездов, в северной его части и в середине, просматриваются окончания двух широких оплывших рвов полутораметровой глубины, которые трассируются по Соборной площади, выявляя территорию городища дьяковской культуры (3) - крепости IV-III вв. до н.э. После гибели крепости городище свыше тысячелетия стояло в запустении, но с приходом вятичей крепость была возобновлена. С этого времени, можно сказать, начинается история Москвы и ее архитектуры.

До XIV в. Кремль отождествляется с Москвой. Согласно летописи он "создавался" четырежды: существовал до 1147 г., закладывался в 1156, 1339 и 1365 гг. (4) Совокупность источников позволила И.Е.Забелину составить принципиальную схему территориального роста Кремля. Рассуждая о древнейших границах Кремля и словно предвосхищая появление различных гипотез, он отметил, что "это одни предположения", очень вероятные, но не имеющие за собой точных данных" (5).

Последующие исследователи по мере появления новых и переосмысления исходных данных меняли датировку частей Кремля относительно схемы И.Е.Забелина. Гипотетические стены, привязанные к летописным датам, смещались в ту или иную сторону, увеличивая или уменьшая защищаемую территорию в тот или иной период. Появлялся или исчезал на схемах дубовый Кремль Ивана Калиты (6) (см. рис. 1).

Следы первой московской крепости были обнаружены при строительстве Оружейной палаты. В месте примыкания к кремлевской стене были обнаружены дубовые бревна подпорных стенок, несущих городовую стену. Выступающий из-под палаты и кирпичной стены земляной язык представляет собой оставшуюся часть изначального рельефа, подрезанного и спланированного фортификаторами XVIII в. Северный косогор земляного языка составлял часть окончания оврага, врезающегося в тело холма. Мысовая часть холма в летописное время представляла собой трехокруглую площадку, соединенную с плато перешейком, где дважды (1838 и 1960 г.) был обнаружен ров.

http://www.fortification.ru/library/borisevich/images/b18il2.gif
Рис. 2. Этапы развития укреплений и уличной сети Московского Кремля:
а) - архитектурно-археологическая схема оборонительных сооружений: следы (1) и остатки (2) рвов, вала (3), подпорных стен (4) в совокупности с рельефом материка; б - Боровицкая крепость конца XI в.; в - Кром и Княжеский замок в начале XII в.; г - Кремль до 1174 г. и в 1156 г.; д - Дубовый Кремль 1339-1340 гг. Ивана Калиты; е - Белокаменный Кремль 1367-1368 гг. Дмитрия Донского
Границы первой крепости проводились на основании схемы М.Гастева. Оборонительные стены показывались там, где их не было, что видно из самого описания: "К юго-западу от церкви "Спаса на Бору" был откопан палисад против находившегося здесь рва, найденный при копании земли для нового кремлевского дворца". Однако на приложенном плане линия "палисада" отчеркнута вблизи церкви, за пределами котлована, в части, не тронутой земляными работами. (7) Если продолжить на схеме линию укреплений, то она пересечет котлован в двух местах: к западу и юго-востоку от церкви "Спаса на Бору", в противоречие описанию очевидца. В 1960 г. ров был вторично открыт в траншее, вырытой вдоль западного фасада дворца; он проявился и при начертании рельефа материка. Найденная около Оружейной башни печать XI в. (8) позволяет отнести существование первой древнерусской крепосто ко времени похода Владимира Мономаха на Вятичей (9) (см. рис. 2, б).

Боровицкий град (название условное) возник "гораздо прежде появления в этих местах княжеского Рюрикова племени" (10). Он относился, можно полагать, к типу общинных крепостей и принадлежал к градостроительству предшествующей эпохи, когда земледельческое население, жившее в селах, для защиты жизни и своего имущества вынуждено было создавать поблизости крепости, называемые городами или кромами (11). С Боровицкого холма были наиболее благоприятные условия обзора реки Москвы на большом протяжении. При впадении Неглинной у окончания Боровицкого мыса из дна реки выступал порог. По малой воде возникал здесь брод, задерживаюсь плывущие суда, было удобное место для строительства моста. Здесь был перекресток сухопутных дорог и крупного речного пути. Транспортный узел находился под контролем из града, стратегическое положение которого в гнезде других выдвинуло его на центральное место.

Вторым названием Москвы, согласно историческим свидетельствам, было Кучково. В "Повести о зачале Москвы" говорится о селах Московского поречья и месте, "иде же ныне царствующий град Москва", принадлежащих "болярину некоему, богату сущу, зовому Кучку Стефану Иванову" (12). Эти села и двор боярина захватил Юрий Долгорукий, а старое название еще некоторое время сохранялось в памяти летописцев. В 1176 г. князь Михалко Юрьевич шел из Чернигова до "Кучкова, рекше до Москвы" (13).

М.Г.Рабиновичем установлено, что с конца XI до середины XII в. около мысовой крепости имелось предградие, которое вписывается в границы обнаруженного дьяковского городища. Его валы определяли размеры предградия и были использованы для его защиты. Вероятно, этот комплекс и носил имя Кучково. В XII в. ров, отделяющий предградие, был засыпан, что свидетельствует об окружении единой стеной, о слиянии в единый оборонительный комплекс общинного крома и княжеского замка, которые длительное время сосуществовали, вероятно, разгороженные частоколом. Если принять во внимание, что в этих же границах находится в XVI в. Государев двор со всеми своими службами, а мысовая часть, где располагалось первоначальное городище, не застроена и стена с воротами проводит границу между ними, и если считать, что княжий двор не менял своего места и по наследству стал Государевым, то можно говорить о реликтовом сохранении в планировке старого общинного центра, к которому с напольной стороны был пристроен княжеский укрепленный двор (см. рис. 2, в). Создавался, по понятиям того времени, вторичный относительно молодой город-детинец. (14)

Следующий этап развития Московского Кремля (до 1147-1156 гг.) установлен археологическими открытиями на Ивановской площади и при строительстве Дворца съездов (см. рис. 2, г). При рытье котлована в его северной части в предматериковом слое были обнаружены остатки разгороженных продольными и поперечными стенками трех клетей, не оцененные в свое время. Ритм укладки продольных и поперечных стенок в клетях показывает, что были найдены остатки четырех дубовых городней стены XII в., прослеженной на протяжении 13,5 м. Городни состояли из шести квадратных ячеек, каждая из которых была равна внутри одной мерной сажени. С фасадных сторон они соединялись своими стенками впритык, а внутренними перегородками внахлестку. Внутри они эабива.-лись землей, взятой из рва, создавая массивную, непробиваемую стену. Внутренний ряд ячеек использовался в хозяйственных целях. После каждого пожара стена превращалась в осыпь или вал, которая сверху разравнивалась, чтобы наверху, на новом основании воспроизвести опять такую же стену, используя ров как ближайший карьер для заполнения клетей -основания для устройства заборов. Строительство заключалось не в создании вала, а в создании деревянной стены, забитой землей.

Поверх остатков городней были обнаружены два отрезка так называемых "крюковых конструкций". На поперечных подкладках с крюками на концах были уложены дубовые бревна толщиной в отрубе 0,3-0,35 м. Крюк держал бревно и не позволял ему смещаться под напором грунта. Для удержания от смешения подкладки эаанкеривались деревянным колом, остающимся внутри насыпи. Лицевой поверхностью крюковая конструкция обращена в сторону городища. Очевидно существование таких же конструкций ниже по косогору, обращенных в сторону р.Неглинной. Между ними делалась насыпь, на которой ставилась рубленая стена. Подобные конструкции встречались при строительстве Оружейной палаты и в шурфе между Оружейной байт ей и Конюшенным корпусом (15). С момента появления крюковых конструкций в Московском Кремле начались непрерывные инженерные работы по укреплению поречных косогоров при помощи подпорных стенок и установка на них вначале стен, а после "спуска" каменных стен вниз - хором и палат. На крюковых подпорных стенках по Неглиненскому косогору строительство стены можно было вести по прямой, не считаясь с микрорельефом, чувствительным для рубки стены из венцов. С напольной стороны стены нуждались в усилении путем засыпки клетей землей. Осыпи грунта, заключаемого в клети, обнаружились на профиле вала, который проявился на северной стенке котлована под Дворцом съездов, куда ушли и основания срубов городней и лежащих поверх них крюковых подпорных стен. Высота его несколько больше 6,5 м при ширине основания около двадцати метров, что говорит о неоднократном воспроизведении рубленых засыпных стен.. Интенсивно нараставший культурный слой "утопил" вал со стороны городища. При воспроизведении чертежа материка обнаружен ров, из которого брался грунт. Он дугой исходил от современных Троицких ворот. В 1874 г. при земляных работах во дворе Малого Никольского дворца было обнаружено его продолжение. Далее он прослежен около Кремлевского театра. Находка здесь меча середины XII в. позволила датировать укрепления временем последних лет Юрия Долгорукова. На месте Кремлевского сквера когда-то стояла церковь Рождества богородицы "что на Трубе". Сама труба, будучи остатком рва, выходит в Москву-реку между Второй Безымянной и Петровской башнями. Предположение В.И.Федорова о существовании оврага на месте сквера, влияющего на трассу городней деревянных стен, не обосновано. Здесь не были проведены инженерно-геологические обследования, но наблюдения над земляными работами при строительстве памятника Александру II в 1898 г. показали, что глубина культурного слоя здесь такая же, как и около Малого Николаевского дворца. (16)

Дальнейшее расширение Кремля связано с именем Ивана Калиты (см. рис. 2, д). Великий князь Владимирский, внук Александра Невского, Иван перенес свою столицу в Москву. Сюда же из Владимира переместилась митрополичья кафедра. Москва становится из столицы удельного княжества великокняжеской столицей, государственным и церковным центром Руси. Кремлевская территория оказывается тесной для новых своих функций. В 1339 г. "тое же лета заложена, бысть Москва да и срублена" (17). Поскольку закладка и строительство нового города означают расширение его территории, то следует найти следы этого расширения. Известно, что основание Чудова монастыря произошло в 1358 г. внутри стен кремника Ивана Калиты, и можно думать, что граница его с Вознесенским монастырем означает предел нового, отмеченного летописью города. Трасса его стен, no-видимому, соответствует системе переулков, проходящих параллельно стенам в чертеже У Кремленаграда. Следы рва, прослеживаемого на материке около Арсенальной башни, также подкрепляют это предположение.

В 1367-1368 гг. произошло последнее расширение Кремля Дмитрием Донским (рис. 2, е). Он возведен всего за одно лето почти в пределах современных. Сообщения летописей под 1451 г. о "деревянном кремле в Москве" позволяют считать, что он не был полностью каменным. Вероятно, в камне были осуществлены башни и стены в наиболее подверженных нападениям местах. Каменной была стена в прясле между Боровицкими воротами и Свибловой стрельницей. В 1462 г. ее "поновлял камнем Василий Ермолин". Каменными были восточные прясла, а со стороны речных фасов он мог быть еще деревянным. (18)

В сегодняшних границах Кремль был осуществлен в 1485-1495 гг. при Иване III. В эти годы закладывались стрельницы и стены, которые повторяли контур стен белокаменного Кремля Дмитрия Донского. Со стороны р. Неглинной стены были несколько сдвинуты к реке. Произведено было приращение в северной части. В это время получила законченную форму планировка Кремля.

Кремль конца XVI в. имел мелкомасштабную систему кварталов, которая хорошо видна на чертеже Кремленаграда. Чертеж фиксирует исторически сложившиеся формы феодального внутрикрепостного землепользования и отражает в системе улиц и переулков этапы территориального расширения Кремля, последовательной закладки городов: Юрия Долгорукого (до 1147 и 1156 г.), Ивана Калиты (1339-1340 гг.), Дмитрия Донского (1365-1367 гг.) и Ивана III (1485-1495 гг.). Анализ планировки позволяет выявить состояние уличной сети на каждом этапе. Композиционным и планировочным ядром всегда была крепость. Под ее стенами складывался торг. Радиальные улицы закрепили своей застройкой трассы древних дорог, подходивших через предградие к кремлевским воротам. На месте отодвинутых стен оставались дуговые улицы и переулки. Уличная сеть Московского Кремля - материализованная история его планировочного развития, собрание фактов, красноречиво свидетельствующих о путях сложения и размерах кремлевского ансамбля на различных этапах исторического развития Москвы.


--------------------------------------------------------------------------------

Примечания
1. Рабинович М.Г. О древней Москве. М., "Наука", 1964.
2. Федоров В.И. Новое о древней топографии и первых каменных постройках Московского Кремля. - В кн.: Гос. Музей Московского Кремля. Материалы и исследования, вып. 1. - М., 1973, рис. 3.
3. Борисевич Г., Векслер А., Владимирская Н. Град древян. - Знание-сила, 1986, № 9, с. 15.
4. ПСРЛ, т. I, М.: 1965, с. 382; т. XV, с. 225.
5. Забелин И.Е. История города Москвы, ч. 1. - М., 1905, с. 69.
6. Бартенев С.П. Московский Кремль в старину и теперь, т. 1. - М., 1912, с. 3-5; Воронин Н.Н. Московский Кремль (1156-1367 гг.). - МИА № 77, М., 1958; Латышева Г.П., Рабинович М.Г., Москва и Московский край в прошлом. - М., 1973, с. 53; Федоров В.И. Указ, соч., рис. 3; Памятники архитектуры Москвы. Кремль. Китай-город. Центральные площади. Под ред. М.В.Посохина. - М., 1983, с. 260.
7. Гастев М. Материалы для полной и сравнительной статистики Москвы, ч. 1. - М., 1841, с. 4, план № 55.
8. Шеляпина Н.С. Археологические наблюдения в Московском Кремле в 1963-1965 гг. - В кн.: Древности Московского Кремля. - М., 1971, рис. 5.1.
9. Поручение Владимира Мономаха. - В кн.: Художественная проза Киевской Руси XI-XIII веков. - М., 1957, с. 122.
10. Забелин И.Е. Указ, соч., с. 5.
11. Кудрявцев М.П., Мокеев Г.Я. Каменная летопись старой Москвы. - М., 1985, с. 17-19.
12. Повести о начале. Москвы. - М. - Л., 1964.
13. ПСРЛ, т. II. - М., 1965, с. 600.
14. Мокеев Г.Я. Черты своеобразия в структурах городов восточных и западных славян. - АН, № 23. - М., 1975, с. 8.
15. Вельтман А. Описание нового императорского дворца в Кремле Московском. - М., 1851, с. V; Забелин И.Е., Указ, соч., с. 82; 12. Арциховский А.В. Основные вопросы археологии Москвы. - МИА № 7. - М., 1949, с. 18; Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV вв., т. II. - М., 1962, с. 165; Рабинович М.Г. Указ. соч., с. 33; Шеляпина Н.С. Археологическое изучение Московского Кремля (древняя топография и стратиграфия). - Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. историч. наук. - М., 1974, с. 14.
16. Султанов Н. Памятник Имп. Александру II в Кремле Московском. - СПб., 1898, с. 605-606.
17. ПСРЛ, т. 7, СПб., 1856, с. 205.
18. Кудрявцев М.П., Мокеев Г.Я. Указ, соч., с. 38-39; Федоров В.И. Указ, соч., рис. 3.

 

12 Июня 2008

Похожие статьи
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Мосты и мостки
Этой зимой DK-COMMUNITY и творческое сообщество МИРА провели воркшоп в Суздале «Мосты и мостки». В нем участвовали архитекторы и студенты профильных вузов. Участникам предложили изучить технологии мостостроения, рассмотреть мировые примеры и представить свой вариант проектировки постоянного моста для одного из трех предложенных мест. Рассказываем об итогах этой работы.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Школа ФЗУ Ленэнерго – забытый памятник ленинградского...
В преддверии вторичного решения судьбы Школы ФЗУ Ленэнерго, на месте которой может появиться жилой комплекс, – о том, что история архитектуры – это не история имени собственного, о самоценности архитектурных решений и забытой странице фабрично-заводского образования Ленинграда.
Нейросказки
Участники воркшопа, прошедшего в рамках мероприятия SINTEZ.SPACE, создавали комикс про будущее Нижнего Новгорода. С картинками и текстами им помогали нейросети: от ChatGpt до Яндекс Балабоба. Предлагаем вашему вниманию три работы, наиболее приглянувшиеся редакции.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Уилкинсон и Макаслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Архитектурная модернизация среды жизнедеятельности:...
Публикуем полный текст первой книги коллективной монографии сотрудников НИИТИАГ. Книга посвящена разным аспектам обновления рукотворной среды, как городской, так и сельской, как древности, так и современной архитектуре, в частности, в ней есть глава, посвященная Николасу Гримшо. В монографии больше 450 страниц.
Поддержка архитектуры в Дании: коллаборации большие...
Публикуем главу из недавно опубликованного исследования Москомархитектуры, посвященного анализу практик поддержки архитектурной деятельности в странах Европы, США и России. Глава посвящена Дании, автор – Татьяна Ломакина.
Сколько стоил дом на Моховой?
Дмитрий Хмельницкий рассматривает дом Жолтовского на Моховой, сравнительно оценивая его запредельную для советских нормативов 1930-х годов стоимость, и делая одновременно предположения относительно внутренней структуры и ведомственной принадлежности дома.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
От музы до главной героини. Путь к признанию творческой...
Публикуем перевод статьи Энн Тинг. Она известна как подруга Луиса Кана, но в то же время Тинг – первая женщина с лицензией архитектора в Пенсильвании и преподаватель архитектурной морфологии Пенсильванского университета. В статье на примере девяти историй рассмотрена эволюция личностной позиции творческих женщин от интровертной «музы» до экстравертной креативной «героини».
Технологии и материалы
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Сейчас на главной
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
За каменной стеной
Концепция фондохранилища Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника сочетает элементы архитектуры домонгольской Руси с современными приемами и материалами. Проект бюро Архиоптерикс стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области».
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Больше солнца и воздуха
Бюро KIDZ удается создавать кафе с уникальной атмосферой и настроением, благодаря которым они становятся популярными. И благодаря классному дизайну запускаются целые сети, как это произошло в Нальчике, где к уже двум существующим кофейням Balance Coffee добавилась третья.
Мачта связи
Компания «Норвекс Арт» спроектировала и построила в городе Сокол вышку сотовой связи из клееной древесины. Она легче по весу, а также дешевле и экологичнее в производстве, чем металлическая.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Полуцифровая среда
В Иннополисе под Казанью открылся первый 4-звездочный отель, спроектированный бюро MAD Architects. Интерьеры отеля сочетают элегантность и иронию, технологичность и комфорт, напоминая декорации компьютерной игры или фантастического фильма о недалеком будущем.
Y-школа
По проекту «БалтИнвест-Проект» в Гатчине построена школа на 800 учеников. Лучевая планировка позволила разделить младшую и старшую школы, а также спортивный блок, обеспечив помещения большим количество естественного света. На многослойны фасадах оштукатуренные поверхности сочетаются с навесными элементами разных цветов и фактур.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
Спокойствие, только спокойствие
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга Александра Змеула «Большая кольцевая линия. Новейшая история московского метро». Ее автор – историк архитектуры и знаток подземки – разобрал грандиозный проект БКЛ в подробностях, но главное – сохранил спокойную и взвешенную позицию. С равным сочувствием он рассказал о работе всех вовлеченных в строительство архитекторов, сосредоточившись на их профессиональном вкладе и вне зависимости от их творческих разногласий.
Вся мудрость океана
В Калининграде открылся новый корпус Музея мирового океана «Планета океан». Примечательно не только здание в виде 42-метрового шара, но и экспозиция, которая включает научные коллекции – их собирали около 10 лет, аквариумы с 3000 гидробионтов, а также специально разработанные инсталляции. Дизайн разработало петербургское бюро музейной сценографии «Метаформа», которое соединило все нити в увлекательное повествование.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Хрупкая материя
В интерьере небольшого ресторана M.Rest от студии дизайна интерьеров BE-Interno, расположенного на берегу Балтийского моря в Калининградской области, воплощены самые характерные черты меланхоличной природы этого края, и сам он идеально подходит для неторопливого времяпрепровождения с видом на закат.
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.