English version

На лед приглашается

Семь ледовых арен вместимостью от 500 до 14 000 человек с географией от Южно-Сахалинска до Ташкента, над которыми работал Проектный институт «АРЕНА». Рассказываем и показываем, как сложная функция соединяется с выразительным архитектурным обликом.

mainImg
Спорт в России – «норма жизни», а хоккей и фигурное катание по популярности едва ли уступают футболу. В портфолио ПИ «АРЕНА» – больше десятка ледовых дворцов и закрытых катков, мы выбрали семь наиболее ярких, в которых проектирование и без того сложного и комплексного объекта сопровождалось решением локальной задачи. В Сочи, например, нужно было продумать постолимпийское использование, в Южно-Сахалинске – вписать объект в сложившуюся застройку центральной части города, в Нижнем Новгороде – дополнить ансамбль Стрелки и сохранить доминирующую роль собора.

Ледовая арена – сложный объект, отвечающий множеству требований: их выдвигают федерации различных видов спорта, телевидение, которое проводит трансляции, а также привычные службы пожарной безопасности и другие ведомства. Кроме того есть специфическая задача – гарантировать спортсменам хороший лед в любое время года, что добавляет в проект охлаждающую плиту с холодильными установками, комплекс вентиляционных мер, агрегаты для водоподготовки и помещения для льдозаливочных машин. 

Поскольку ледовые арены рассчитаны на тренировки и соревнования по хоккею, слэдж-хоккею, шорт-треку, фигурному катанию, керлингу, необходимо заложить командные раздевалки, помещения для просушки формы и заточки коньков, пункты антидопингового контроля, помещения для судей, прессы и групп поддержки. Зрителям необходимо дать хороший звук и обзор, на какую трибуну бы ни был куплен билет.

Далее, такой крупный объект не может позволить себе монофункцию и стремится стать общественным центром, включая детские секции, фитнес-центры, кафе, экспозиционные пространства и даже офисы. Это еще больше усложняет работу над логистикой, ведь необходимо разводить не только фанатские сектора, но и самих спортсменов, зрителей, прессу, обслуживающий персонал, мальчиков и девочек. Не последний вопрос – рентабельность спортивного сооружения, которую зачастую обеспечивает возможность быстро трансформироваться в площадку для проведения концерта. 

Предлагаем посмотреть, как архитекторам удается увязывать все эти пункты в одном объекте, при этом сообщая ему запоминающийся облик.  
Проектирование крупных спортивных сооружений – традиционная специализация проектного института «Арена», сложившаяся еще в Моспроекте-4, выходцами из которого мы являемся. Представленная сегодня подборка отражает индивидуальный подход к проектированию подобных сооружений, ведь, как правило, они становятся «визитной карточкой» региона. Также, расположенные в хронологическом порядке, постройки и текущие проекты наглядно показывают тенденцию последних десятилетий трансформации ледовых арен от исключительно профессиональных монообъектов к общедоступным многофункциональным комплексам.
Ледовый дворец спорта на Ходынском поле
© Моспроект-4

Ледовый дворец Мегаспорт

Автор
Андрей Боков
Руководитель авторского коллектива
Дмитрий Буш
Руководитель авторского коллектива
Ерлан Бекмухамедов
ГИП
Мастерская
Моспроект-4
Авторский
коллектив
Архитекторы: А. Боков, Д. Буш, С. Чуклов, О. Гак, В. Валуйских, Л. Романова, З. Бурчуладзе, А. Золотова, А. Тимохов
Генеральный план: В. Тимофеев, Н. Одрова, Л. Давыдова
Конструкторы ГК-Техстрой: М. Кельман, А. Проскурнин, П. Золотов
Инженеры: Е. Бекмухамедов, М. Лившин, М. Кельман, П. Еремеев, О. Стариков, А. Иванов
Технологи: С. Канавина, Н. Морозова, О. Тишина
Интерьеры Леонардо: А. Швец
Где
Россия, Москва
Даты
2004 — / — 2006
Функция
Спортивный / Спорткомплекс
Вместимость арены – 14 000 человек, строилась к Чемпионату мира по хоккею 2006 года, когда территория вокруг Ходынского поля начинала приобретать свой пестро-фантастический вид. «Мегаспорт» и сегодня вполне выдерживает конкуренцию с вереницей ярких объектов: башен, торговых центров, силуэтных жилых комплексов и храмов. Форма арены напоминает винт, как отмечает Григорий Ревзин, – это отсылка к аэродрому, на месте которого построен ледовый дворец. В центре композиции – белый цилиндрический объем диаметром 120 метров и высотой почти 50 метров, с провисающей мембраной кровли. Цилиндр опоясывают спирали пандусов с навесами: красный пандус ведет к местам красного сектора, синий, соответственно, к синим. По мере подъема они сужаются от 30 метров до пяти, в соответствии с «истончением» потока посетителей. Благодаря подогреву в зимнее время на пандусах не бывает наледи. В стенах арены проходит больше 100 мероприятий в год: как спортивных, включая соревнования по боксу или гимнастике, так и концертных. Также внутри было снято несколько фильмов. 
  • zooming
    1 / 7
    Ледовый дворец спорта на Ходынском поле
    © Моспроект-4
  • zooming
    2 / 7
    Ледовый дворец спорта на Ходынском поле
    © Моспроект-4
  • zooming
    3 / 7
    Ледовый дворец спорта на Ходынском поле
    © Моспроект-4
  • zooming
    4 / 7
    Ледовый дворец спорта на Ходынском поле
    © Моспроект-4
  • zooming
    5 / 7
    Ледовый дворец спорта на Ходынском поле
    © Моспроект-4
  • zooming
    6 / 7
    Ледовый дворец спорта на Ходынском поле
    © Моспроект-4
  • zooming
    7 / 7
    Ледовый дворец спорта на Ходынском поле
    © Моспроект-4
Дворец Зимнего Спорта «Айсберг»
Фотография © ПИ «АРЕНА»

Дворец Зимнего Спорта «Айсберг»

Автор
Андрей Боков
Руководитель авторского коллектива
Дмитрий Буш
Руководитель авторского коллектива
Алексей Орлов
Руководитель авторского коллектива
Ерлан Бекмухамедов
ГИП
Мастерская
Моспроект-4
Мастерская Андрея Бокова
Авторский
коллектив
Архитекторы: А. Боков, Д. Буш, А. Орлов, С. Чуклов, В. Тулупов, А. Заключаев, Л. Романова, Е. Бузмакова, А. Золотова, А. Шувалова, С. Каранда, И. Гришина, О. Арсений
Генеральный план: В. Тимофеев, Н. Одрова, Л. Давыдова
Конструкторы: М. Кельман, А. Проскурнин
Инженеры: Е. Бекмухамедов, А. Леденев, А. Иванов
Технологи: С. Синицын, О. Хороненко
Где
Россия, Адлер. Нижнеимеретинская Бухта
Даты
2009 — / — 2013
Функция
Спортивный / Спорткомплекс
Вместимость арены – 12 000 зрителей, строилась к Олимпийским играм 2014 года. Это единственный крытый каток в Сочи, который позволяет проводить тренировки, массовые катания и соревнования по фигурному катанию и шорт-треку круглый год. Лед – другое агрегатное состояние воды, поэтому в южном городе уместным показалось интерпретировать на фасаде волну, отсылающую к близости Черного моря и вторящую силуэтам гор. В нижней части здания объемный фасад приподнимается, открывая витражи фойе и главных входов. В облицовке используется прозрачное и цветное стекло нескольких оттенков синего, которые накладываются друг на друга как черепица и создают видимости ряби, солнечных бликов на воде или пенных «барашков» на волнах. Всего на фасадах «Айсберга» – более 600 тонн стеклопакетов. Внутри цвет помогает зрителям ориентироваться между ярусами и секторами. Проблему пост-олимпийского использования решили оригинально: сборно-разборный тип позволяет демонтировать здание, а затем перенести его в другой город. Это, впрочем, так и не потребовалось.
  • zooming
    1 / 7
    Дворец Зимнего Спорта «Айсберг»
    Фотография © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    2 / 7
    Дворец Зимнего Спорта «Айсберг»
    Фотография © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    3 / 7
    Дворец Зимнего Спорта «Айсберг»
    Фотография © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    4 / 7
    Дворец Зимнего Спорта «Айсберг»
    Фотография © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    5 / 7
    Дворец Зимнего Спорта «Айсберг»
    © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    6 / 7
    Дворец Зимнего Спорта «Айсберг»
    © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    7 / 7
    Дворец Зимнего Спорта «Айсберг»
    © ПИ «АРЕНА»
Ссылки
Многофункциональный ледовый комплекс «Хумо арена»
© ПИ «АРЕНА»

Многофункциональный ледовый комплекс «Хумо арена»

Автор
Дмитрий Буш
Руководитель авторского коллектива
Ерлан Бекмухамедов
ГИП
Алексей Орлов
Мастерская
Heerim Architects & Planners
Инфорспроект
Авторский
коллектив
Архитекторы: Д. Буш, А. Орлов, И. Куфонин, А. Заключаев, Е. Коробской, С. Коробков, А Цыплаков, С Скиба, Э. Синченко, А Митяева, К. Сидоренко, Ю Кан, А. Драгунова, А. Корнеева, Е. Цыплакова, Т. Баринова, К. Капцова, Н. Синицына, Е. Ершова, Е. Бузмакова, А. Золотова, А. Седачева, Н. Актуганова, Т. Хамадов, при участии Heerim
Конструкторы: А. Иващенко, А. Кулешов, К. Костылев, А. Oberhofer.
Инженеры: Е. Бекмухамедов, А. Леденев, М. Кривошеев, Р. Кан
Генеральный план: К. Харитонова, И. Сафронов,
Технологи: А. Уставицкий, Е. Лебедева, М. Евстратова, Г. Калинова, Е. Полякова, Е. Гусарова
Эколог: А. Иванов
 
Где
Узбекистан, Ташкент. пересечение улицы Афросиаб и Бешагач
Даты
2017 — / — 2019
Функция
Спортивный / Ледовый дворец
Вместимость арены – 12 500 человек. Она располагается в центральной части Ташкента, является крупнейшим ледовым дворцом Центральной Азии и домом сразу четырех хоккейных клубов. Концепцию разрабатывало южнокорейское бюро Heerim Architects. Арена названа в честь мифической птицы Хумо, предвещающей счастье. Основной объем здания напоминает сложенное крыло птицы, а веер расходящихся от него корпусов, пандусов и дорожек прилегающего парка – маховые и кроющие перья. Облицованные темным мрамором холлы украшают круглые панно, созданные художники Бобуром Исмаиловым по мотивам поэмы тюркского поэта Алишера Навои «Язык птиц». Центральное произведение – золотистая композиция с камнем, который был заложен при строительстве комплекса. Арена может принимать больше десятка видов спорта, однако ее «специализация» – все же хоккей. Охлаждаемая плита позволяет разместить хоккейную площадку трех типоразмеров в зависимости от требований разных хоккейных федераций, а основную арену дополняет тренировочная. 
  • zooming
    1 / 7
    Многофункциональный ледовый комплекс «Хумо арена»
    Фотография © Enter Engineering Pte. Ltd. / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    2 / 7
    Многофункциональный ледовый комплекс «Хумо арена»
    © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    3 / 7
    Многофункциональный ледовый комплекс «Хумо арена»
    © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    4 / 7
    Многофункциональный ледовый комплекс «Хумо арена»
    © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    5 / 7
    Многофункциональный ледовый комплекс «Хумо арена»
    © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    6 / 7
    Многофункциональный ледовый комплекс «Хумо арена»
    © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    7 / 7
    Многофункциональный ледовый комплекс «Хумо арена»
    © ПИ «АРЕНА»
«Сибирь-Арена». Многофункциональная ледовая арена в Новосибирске
Фотография © Татьяна Малютина / предоставлена ПИ «АРЕНА»

«Сибирь-Арена». Многофункциональная ледовая арена в Новосибирске

Автор
Дмитрий Буш
Руководитель авторского коллектива
Алексей Орлов
Мастерская
Инфорспроект
Авторский
коллектив
Архитекторы: Д. Буш, А. Орлов, А. Заключаев, Е. Бузмакова, А. Золотова, Е. Пузанова, Ю. Винтова, Е. Коробской, А. Цыплаков, С. Коробков, И. Морозов
Генеральный план: К. Харитонова, И. Сафронов
Конструктор: А. Иващенко
Инженеры: А. Леденев, М. Кислов, А. Иванов
Технологи: А. Уставицкий, М. Евстратова, Е. Полякова
Где
Россия, Новосибирск. Ул. Немировича-Данченко
Даты
2018 — 2019 / 2021 —
Функция
Спортивный / Ледовый дворец
Вместимость арены – 10 587 зрителей. Ее строительство почти завершено, но поскольку к молодежному чемпионату мира по хоккею, который должен был пройти в Новосибирске и Омске, торопиться уже не нужно, официальное открытие то и дело откладывается. Объемный фасад из треугольников днем дает множество отблесков, а вечером подсвечивается с помощью светодиодов – например, снежинками с логотипа хоккейного клуба «Сибирь». Структурное остекление установлено на специально разработанной оригинальной системе импостов. Сложную поверхность фальцевой кровли с уклонами от 2,55% до 31,88% моделировали с помощью программ Rhinoceros и Grasshopper, которые позволили рассчитать высокие снеговые и ветровые нагрузки, характерные для Новосибирска, а также определить раскладку кровельных панелей. Всего за четыре часа ледовая арена превращается в концертную площадку. Две входные группы ориентируются на автостоянку и станцию метро «Спортивная», которая вот-вот откроется. Прилегающий парк с видами на Обь получил название «Арена».
  • zooming
    1 / 7
    «Сибирь-Арена». Многофункциональная ледовая арена в Новосибирске
    Фотография © Татьяна Малютина / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    2 / 7
    «Сибирь-Арена». Многофункциональная ледовая арена в Новосибирске
    Фотография © Татьяна Малютина / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    3 / 7
    «Сибирь-Арена». Многофункциональная ледовая арена в Новосибирске
    © Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    4 / 7
    «Сибирь-Арена». Многофункциональная ледовая арена в Новосибирске
    Фотография © Татьяна Малютина / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    5 / 7
    «Сибирь-Арена». Многофункциональная ледовая арена в Новосибирске
    Фотография © Татьяна Малютина / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    6 / 7
    «Сибирь-Арена». Многофункциональная ледовая арена в Новосибирске
    Фотография © Татьяна Малютина / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    7 / 7
    «Сибирь-Арена». Многофункциональная ледовая арена в Новосибирске
    Фотография © Татьяна Малютина / предоставлена ПИ «АРЕНА»
Ледовый дворец на территории Стрелки. Проект 2022 года
© ПИ «АРЕНА»

Ледовый дворец на территории Стрелки

Автор
Дмитрий Буш
Руководитель авторского коллектива
Алексей Орлов
Мастерская
Авторский
коллектив
Архитекторы: Д. Буш, А. Орлов, А. Заключаев, В. Гурчев, Е. Коробской, А. Цыплаков, С. Коробков, Н. Зуева, Е. Кудрявцева, В. Абрамова.
Конструктор: А. Иващенко.
Инженеры: А. Леденёв, М. Кислов.
Генеральный план: К. Харитонова.
Где
Россия, Нижний Новгород
Даты
2018 — /
Функция
Спортивный / Ледовый дворец

Вместимость арены – 12 500 зрителей. Она дополнит ансамбль нижегородский Стрелки, где уже располагаются футбольный стадион, отреставрированные пакгаузы и собор Александра Невского. Чтобы как можно скромнее воздействовать на последний, ледовую арену придвинули к Самаркандской улице, ее высота от города к воде понижается с 38 до 14,5 метров. Обтекаемая форма гальки и «посадка» здания позволяет не закрывать виды на собор с воды. К городу арена обращена медиафасадом и галереей входной группы, на верхнем уровне которой устроен амфитеатр. От собора арену отделяет многоуровневая ландшафтная композиция, в которой спрятан каскад лестниц на второй ярус. Площадь со стороны берега благоустроят и наполнят открытыми спортивными площадками. С помощью лестниц, озеленения, галереи и других элементов преодолевается «распластанность» довольно масштабного здания и достигается его интегрированность в контекст. Арена станет домашней для клуба «Торпедо», в более низкой ее части разместятся тренировочная арена, зал для керлинга на четыре дорожки и еще два универсальных зала. Закончить строительство планируют в 2025 году.

  • zooming
    1 / 7
    Ледовый дворец на территории Стрелки. Проект 2022 года
    © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    2 / 7
    Ледовый дворец на территории Стрелки. Проект 2022 года
    © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    3 / 7
    Ледовый дворец на территории Стрелки. Проект 2022 года
    © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    4 / 7
    Ледовый дворец на территории Стрелки. Проект 2022 года
    © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    5 / 7
    Ледовый дворец на территории Стрелки. Проект 2022 года
    © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    6 / 7
    Ледовый дворец на территории Стрелки. Проект 2022 года
    © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    7 / 7
    Ледовый дворец на территории Стрелки. Проект 2022 года
    © ПИ «АРЕНА»
Ледовый дворец «Кристалл»
Фотография © ПИ «АРЕНА»

Ледовый дворец «Кристалл»

Автор
Дмитрий Буш
Руководитель авторского коллектива
Ерлан Бекмухамедов
ГИП
Мастерская
Авторский
коллектив
Архитектура: Д. Буш, О. Гак, Д. Петкова, А. Сибирякова, А. Подрез, Э. Шихрагимова, В. Гунько, В. Натоцинский, Т. Елфимова, А. Чуриков, О. Цай
Генеральный план: Ю. Сундова
Инженеры: Е.Бекмухамедов, О. Кривошеев, А. Громов, М. Кислов, А. Иванов
Конструкторы: Д. Свирский, С. Зоткин, А. Кашин
Технологи: Е. Лебедева, Е. Полякова
Где
Россия, Москва
Даты
2015 / 2020 —
Функция
Спортивный / Ледовый дворец
Вместимость арены – 500 человек. Она расположится на территории комплекса «Лужники», на месте катка, построенного в 1960-е годы и признанного аварийным. Здание сохраняет не только «посадку» предшественника, но и стилистику, характерную для спортивных объектов середины XX века. Для своей типологии оно необычное: прямоугольное в плане, стеклянные фасады наполняют залы естественным светом. От прямых солнечных лучей лед защищают вертикальные металлические ламели, которые как жалюзи могут полностью закрывать витражи. Главный вход акцентирован витражной кристаллической структурой. Внутри – две ледовые арены с отдельными входами, рассчитанные на 250 зрительских мест каждая; 25-метровый бассейн с видом на парк; офисные помещения, окна которых выходят на Москву-реку; тренажерные залы и кафе. В подземном уровне располагается парковка на 130 машин.
  • zooming
    1 / 7
    Ледовый дворец «Кристалл»
    Фотография © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    2 / 7
    Ледовый дворец «Кристалл»
    Фотография © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    3 / 7
    Ледовый дворец «Кристалл»
    Фотография © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    4 / 7
    Ледовый дворец «Кристалл»
    Фотография © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    5 / 7
    Ледовый дворец «Кристалл»
    © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    6 / 7
    Ледовый дворец «Кристалл»
    © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    7 / 7
    Ледовый дворец «Кристалл»
    © ПИ «АРЕНА»
Газпром арена
© ПИ «АРЕНА»

Газпром арена

Автор
Дмитрий Буш
Руководитель авторского коллектива
Алексей Орлов
Мастерская
Авторский
коллектив

Архитекторы: Д. Буш, А. Орлов, А. Заключаев, И. Куфонин, В. Гурчев, Н. Зуева, А. Цыплаков, Е. Цыплакова, А. Комарова, А. Корнеева, М. Кузьменко, Н. Кравчук, Е. Малько, Е. Васильева, В. Удовина, Д. Батурина, Л. Клюшенцева, Т. Харитонова
Конструкторы: П. Правдин, ООО «ТРАМОС»:  А. Кулешов, К. Костылев, А. Мартюшев, Е. Касаткин, Л. Махина
Инженеры: О. Кривошеев, М. Кислов
Генеральный план: К. Харитонова
Технолог: М. Евстратова

Где
Россия, Южно-Сахалинск. ул. Пограничная
Даты
— 2022 /
Функция
Спортивный / Ледовый дворец
Арена включает две ледовые площадки: одна предназначена для соревнований и вмещает 5500 человек, вторая – тренировочная, с игровым и тренажерным залами и тиром. Это позволит проводить тренировки и соревнования международного уровня по хоккею и другим видам спорта, включая спортивную стрельбу. Но главное назначение арены – обеспечить детей города доступными спортивными секциями. Единая поверхность фальцевой металлической кровли, переходящей в фасад, «обволакивает» внутреннюю структуру спортивного сооружения, проявляя в силуэте его многофункциональность и раскрываясь колоннадой на главном входе. Арену планируют строить в центре Южно-Сахалинска, на месте автобусного парка, который перевезут в другое место. Прилегающую территорию благоустроят: озеленят, проложат пешеходные и велосипедные дорожки и организуют парковку на 183 места. Строительство планируют завершить к 2025 году.
  • zooming
    1 / 7
    Газпром арена
    © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    2 / 7
    Газпром арена
    © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    3 / 7
    Газпром арена
    © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    4 / 7
    Газпром арена
    © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    5 / 7
    Газпром арена
    © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    6 / 7
    Газпром арена. Схема расположения объекта
    © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    7 / 7
    Газпром арена. Ситуационный план
    © ПИ «АРЕНА»

09 Июня 2023

Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Музыка и танец
Образовательные центры в Кемерово, Калининграде, Владивостоке и Севастополе – часть программы по созданию культурных кластеров, которая реализуется в регионах с 2018 года. В трех городах кампусы, построенные по проектам ПИ «АРЕНА», уже приняли первых воспитанников. Рассказываем об устройстве этих школ.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Расслоение идентичности: итоги Зодчества 2023
Мир полон парадоксов, и вот Зодчество, которое в культурной программе 2023 года предлагало прописать миру ижицу, впервые за историю своего существования даёт главный приз иностранному архитектору. Публикуем полный список победителей и удивляемся некоторым вещам: к примеру, проектов в 2 раза больше, чем построек, но премия Татлин пропала с радаров, а из списка награжденных исчезли авторские коллективы.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
Солнце, воздух и вода
По проекту ПИ «АРЕНА» завершилось строительство «Солнечного» – нового и самого большого лагеря в составе «Артека». Он был задуман еще в советские годы, но не был реализован. Современный вариант удивляет сложными инженерными решениями, которые сочетаются с ясной структурой: вместе они порождают пространства сродни эшеровским.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Лабиринт памяти
В концепции мемориального комплекса Севастополя архитекторы Проектного института «АРЕНА» постарались учесть сразу несколько важных этапов в истории города, используя для этого символизм формы, а также разнообразные фасадные решения – от глухих каменных стен до полностью зеленых.
Казимир из Кемерова
Проект филиала Русского музея для Сибирского кластера искусств основан на идеях супрематизма: первофигурах, динамизме цвета и формы.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Штаб-квартира будущего
Проект ПИ «АРЕНА», победивший в открытом конкурсе идей для новой штаб-квартиры итальянской компании FITT, совмещает футуристичную форму, красивую комбинаторику функций, энергоэффективность и тонкие отсылки к архетипам итальянской культуры. Особенно хорош «сплошной фонтан» в первом этаже. Рассказываем о трех победителях конкурса.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Много_башен
Публикуем все проекты, участвовавшие во втором туре конкурса на жилой комплекс на Рублевском шоссе. Победил проект бюро «Сергей Скуратов ARCHITECTS»
Валерий Лукомский: Главное для меня – сохранить авторский...
Реализация архитектурного проекта невозможна без досконально проработанных чертежей и скрупулезных расчетов, однако этот этап работы мастерских обычно не становится поводом для публикаций. Оценивая архитектурно-планировочные решения, критики, как правило, даже не упоминают тех, кто доводит их «до ума». Между тем так называемая стадия РД нередко поручается специальному бюро, и именно об этом наш сегодняшний разговор с руководителем архитектурной мастерской «Сити-Арх» Валерием Лукомским.
Про «Динамо»
Девелопер реконструкции стадиона «Динамо» компания «ВТБ арена» объявила на MIPIMe о том, что победивший в конкурсе проект Эрика ван Эгераата будет дорабатывать американский архитектор из Канзаса Дэвид Маника.
Большая перестройка в Сокольниках
23 июня Архитектурный совет рассмотрел два проекта – концепцию застройки территории Митьковского грузового двора в Сокольниках, разработанную в двух вариантах, и спортивно-выставочный центр в Лужниках. Оба проекта были одобрены экспертами.
Кадаши вне опасности
На состоявшемся 21 апреля заседании Общественного совета при мэре Москвы была поставлена долгожданная точка в скандале, связанном с возможной застройкой территории церкви Воскресения в Кадашах. Совет принял новый вариант многофункционального комплекса «Пять столиц», который больше не угрожает ни панорамам знаменитого памятника, ни его фундаментам. Современной архитектуре на этом заседании совета повезло куда меньше: сразу несколько объектов были подвергнуты жесткой критике со стороны мэра.
Лютики-цветочки. Заседание Общественного совета при...
Прошедший вчера под председательством Владимира Ресина общественный совет показал себя необыкновенно лояльным – из восьми пунктов повестки не приняли всего лишь один – воссоздание усадьбы Салтыковой-Поливановой на Бронной. На изменении проекта настояли защитники наследия. Среди остальных особого внимания заслуживают два новых музейных здания: одно проектирует «Моспроект-4» на Рогожском валу для собрания ретро-автомобилей, другое – Дмитрий Александров для коллекции музыкальных инструментов на Солянке.
Похожие статьи
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Очередная революция
Здание нового сеульского Музея робототехники и искусственного интеллекта по проекту турецкого бюро Melike Altınışık Architects по сути и по образу стало его самым крупным экспонатом.
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Город в миниатюре
Новая детская больница по проекту Herzog & de Meuron в Цюрихе реализована как функциональная и одновременно гуманная и разнообразная среда, поддерживающая пациентов и врачей.
Кирпич в динамике
Ажурный фасад из кирпича защищает офисное здание в Хошимине по проекту местного бюро Tropical Space от солнца; часть его панелей можно раскрывать как ставни.
Ветряные арки и солнечные дымоходы
Zaha Hadid Architects представили проект Международного научно-исследовательского центра имени Алишера Навои для района Новый Ташкент, который увеличит площадь столицы Узбекистана на 25 тыс. га.
Трепещущий пик
Для арт-центра Sun River в китайском Ваньнине бюро Wutopia Lab «насыпало» три горы и «разлило» море. В качестве литературной основы концепции выбрали «Волшебную гору» Томаса Манна.
Под сенью деревянных перекрытий
Новый вокзал для городов Эде и Вагенинген в центре Нидерландов вдохновлен окрестными лесами; здесь нашлось место даже для сверчков и летучих мышей. Авторы проекта – Mecanoo и Royal HaskoningDHV.
От гайки до цеха
Датское бюро Cobe представило проект превращения Таллинского машиностроительного завода в район смешанной застройки; в трех центральных цехах расположится центр инноваций.
Недра земли, потоки воды
В районе Малой Охты по проекту Степана Липгарта построен дом Akzent. Он имеет классическую трехчастную структуру и при этом, что называется, нарисован от руки: фасады отличаются друг от друга как пластикой, так и разнообразными деталями, не все из которых открываются с первого взгляда. Рассказываем о контексте и вместе с архитектором разбираемся в том, как создавалась форма.
В городском лесу
В Лиссабоне открылся после реконструкции Центр современного искусства Гульбенкяна. За проект отвечал Кэнго Кума: это первая работа японского мэтра в Португалии.
Перемена функций
В бывшей меннонитской церкви 1950-х в Роттердаме открылся центр для занятий и выступлений юных музыкантов. Реконструкцией занималось бюро Powerhouse Company.
В черепичном ажуре
Частный дом в городе Фули недалеко от Ханоя по проекту H&P Architects защищен от солнца проницаемой «шторой» из традиционной черепицы.
А где воланчик?
Бюро MVRDV выиграло конкурс на проект спортивного парка в Шэньчжэне. Главная арена здесь получит крышу в форме гигантской ракетки для бадминтона.
Технологии и материалы
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
Сейчас на главной
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».