Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
При проектировании зданий и сооружений с применением кирпича на фасаде необходимо в равной степени учитывать технические и эстетические характеристики. Зная, какими свойствами обладает тот или иной вид лицевого кирпича, можно использовать его максимально эффективно, не переплачивая лишнего.
Три вида лицевого керамического кирпича
Согласно ГОСТ 530-2012 «Кирпич и камень керамический. Общие технические условия» все изделия классифицированы на лицевые и рядовые. Кирпич лицевой условно можно разделить на три вида – классический керамический, клинкерный и кирпич по технологии «ручного формования», в основе каждого из которых лежит глинистое сырье. Однако, особенности производства на этапе подбора исходного материала, формовки и обжига, позволяют получить изделия с разной эстетической ценностью и эксплуатационными характеристиками.
Наиболее широкое распространение на рынке имеет лицевой керамический кирпич пластического формования, выпускаемый в формате 1 НФ и его производных.
Например, коллекции «Керма» и «Kerma Premium» используются для облицовки жилых домов, общественных зданий, заборов и ограждений, зон барбекю и других построек. Разнообразие дизайна лицевой поверхности делает возможным реализацию индивидуальных, зачастую смелых проектов.
ТМ Kerma Premium: Jupiter 1 НФ
Изображение предоставлено ГК «Керма»
Кирпич может быть с гладкой поверхностью лицевых граней, а может быть офактурен. Накатки «бархат», «рустик» и «ракушечник» за счет повторяемости углублений и шероховатостей создают дополнительную игру светотени, что влияет на визуальное восприятие материала на фасаде. Еще одним реализуемым вариантом декорирования является торкретирование – использование твердых частиц различных фракций: кварцевого песка, гранитной крошки и других каменных пород.
Для создания возможности выбора внутри продуктовой линейки специалисты ГК «Керма» используют глины с различным химико-минералогическим составом, специальные жаростойкие пигменты и ангобы. Авторские коллекции создаются благодаря особым комбинациям разных типов поверхностей и способов окрашивания.
ТМ Kerma Premium: Brown Diamonds 1 НФ
Изображение предоставлено ГК «Керма»
ТМ Kerma Premium: Akatsia Hard 1 НФ
Изображение предоставлено ГК «Керма»
2.Клинкерный кирпич
Наиболее прочный и долговечный материал, который отличается низким водопоглощением – менее 6%. У кирпича торговых марок Faber Jar и Kerma Premium Klinker оно составляет всего 2-3%, что говорит о полном спекании и высокой плотности керамического черепка. Высокая марка прочности на сжатие и изгиб (М300 и выше) существенно расширяет возможности применения – в агрессивной среде, с повышенной влажностью и конструктивной нагрузкой. По долговечности клинкер очень близок к таким природным минералам, как гранит и базальт, поэтому такой кирпич не боится влаги, мороза, не выцветает под воздействием солнечных лучей.
Кирпич торговых марок Faber Jar и Kerma Premium Klinker представлен в самых востребуемых форматах: 1НФ, 0,7НФ, 0,5НФ и WDF (215 х 102 х 65 мм), последний из которых относится к европейским стандартам, однако, в России он приобрёл популярность и широко используется в строительстве.
1 / 3
ТМ Faber Jar: Нарвский 0,5 НФ
Изображение предоставлено ГК «Керма»
2 / 3
ТМ Faber Jar: Нарвский 0,7 НФ
Изображение предоставлено ГК «Керма»
3 / 3
ТМ Faber Jar: Нарвский 0,73 НФ
Изображение предоставлено ГК «Керма»
Получить кирпич с высокими характеристиками стало возможным благодаря применению отдельных сортов спекающегося сырья. В распоряжении ГК «Керма» находятся собственные месторождения, в частности, карьеры с редкими кембрийскими межморенными глинами. Содержание оксида железа в керамической массе при обжиге придает изделиям благородную палитру красных, бордовых, коричневых и других оттенков.
Высокая температура обжига (около 1100-1150 0С) запускает сложные фазовые преобразования в структуре материала. Блестящая поверхность клинкера – это результат оплавления минералов и создания надежного защитного слоя. К тому же, блестящая поверхность и звонкий звук при ударе кирпича друг о друга – визитная карточка настоящего клинкера.
Учитывая современные тренды и формируя тенденции будущего, специалисты ГК «Керма» предлагают новые коллекции не только с гладкой поверхностью, но и офактуренной, торкретированной.
ТМ Kerma Premium Klinker: Красный Бархат 0,7 НФ
Изображение предоставлено ГК «Керма»
3.Кирпич ручного формования
Визуальное сходство со старинным кирпичом, который производился исключительно ручным трудом, и дало данному виду облицовочного материала такое название. Современная технология подразумевает автоматизированный процесс производства в индивидуальных формах.
Кирпич ручной формовки отличается естественным и неповторимым рельефом поверхности. Каждое изделие в партии уникально. Цвет внутри коллекции может быть как монохромным, так и со сложными сочетаниями нескольких оттенков. Достигается этот эффект за счет особенностей технологии – заготовленная масса обсыпается песком и помещается в металлическую форму под давлением. Именно обильное использование сыпучих материалов дает эффект бархатистой, со множеством прожилок, складок и неровностей, поверхности лицевого кирпича.
Отклонения от геометрических размеров в нормативной документации допустимы больше, чем при классическом способе производства, что обусловлено мягкими гранями, скошенными углами и другими элементами лицевой поверхности.
Технические характеристики лицевого кирпича
Вполне закономерно, что технология производства и исходное сырье формируют эксплуатационные свойства обожженных изделий.
Классический керамический кирпич, соответствующий требованиям ГОСТ 530-2012, должен иметь марку прочности не менее М150, водопоглощение более 6% (верхний предел не ограничен) и морозостойкость более F35.
Изделия ТМ Керма и Kerma Premium имеют показатели существенно выше, чем того требует стандарт – прочность М175-200, водопоглощение до 17-18%, а также морозостойкость F75-100. Ко всему прочему, можно отметить идеальную геометрию изделий, где отклонения от нормируемых размеров практически не фиксируются. Это существенно облегчает работу каменщикам и отражается на визуальной составляющей кладки.
Комбинируя соотношение разных видов глин, температуру и газовую среду печи, а также красящие добавки в определенных пропорциях, можно получить керамические изделия практически любого цвета.
ТМ Kerma Premium: Ork 1 НФ
Изображение предоставлено ГК «Керма»
Клинкерный кирпич торговых марок Faber Jar и Kerma Premium Klinker обладает наибольшей прочностью (от М300), низким водопоглощением (до 6%), а также высокой морозостойкостью за счет плотности материала. Обжиг при температуре 1150 оС осуществляется для особого спекания глины, благодаря чему изделия приобретают высокие эксплуатационные характеристики. Чтобы выдерживать такой режим обжига, в составе массы должен содержаться оксид алюминия в количестве 20-25%, именно он защищает изделия от деформации в процессе производства. Совокупность перечисленных характеристик гарантирует долговечность клинкера.
1 / 3
ТМ Kerma Premium Klinker: Бордовый Каре 0,7 НФ
Изображение «Мануфактура James Beck», ГК «Балтийская коммерция»
2 / 3
ТМ Faber Jar: Невский 0,5 НФ
Изображение предоставлено ГК «Керма»
3 / 3
ТМ Faber Jar: Оккервильский 0,73 НФ
Изображение предоставлено ГК «Керма»
Кирпич ручной формовки торговой марки Faber Jar «Петровский Штандарт» имеет марку по прочности М125, что является достаточным и обоснованным показателем для такой технологии производства. Дело в том, что влажность формовочной массы больше, чем при пластическом экструзионном методе, а давление – меньше. Водопоглощение составляет 8%, а морозостойкость – 100 циклов замораживания и оттаивания, что является высоким показателем.
Так как материал предназначен для облицовки зданий и сооружений различного типа, то его внешний вид играет существенную роль. Если технические характеристики невозможно проверить без специализированных лабораторий, то первое, что видит потребитель – это цвет, фактура и форма кирпича. Здесь и кроются основные отличия видов.
Поверхность лицевого керамического кирпича может быть гладкой или офактуренной накаткой и торкретом. Изделия могут быть окрашены в массе за счет смешения разных сортов глины или введения дополнительно оксидов металлов и их соединений. Составы посыпок, ангобов, рецептуры являются оригинальными и специально разработаны под технологию ГК «Керма».
Клинкерный кирпич может быть как гладким, так и офактуренным дополнительно песком или гранитной крошкой. Возможно применение накатки специальными роликами. Дизайн фактурных накатов и декора разрабатывается в соответствии с современными архитектурными тенденциями.
Что касается цвета, то его отличительной особенностью является благородный и мягкий градиент в рамках партии. Такой эффект можно достичь только за счет контролируемого и четко выверенного режима обжига. Поверхность, под воздействием высокой температуры в печи, оплавляется, придавая блеск лицевому слою. Так как цвет и оттенок может отличаться от партии к партии, важно рассчитывать материал с запасом и приобретать из одной серии, а также вести одновременную кладку из 3-4 поддонов. Это является обязательным условием для всех видов лицевого кирпича.
ТМ Faber Jar: Нарвский 0,5 НФ
Изображение предоставлено ГК «Керма»
ТМ Faber Jar: Ладожский 0,73 НФ
Изображение предоставлено ГК «Керма»
Кирпич ручной формовки имеет выразительную фактуру с большим количеством бороздок, углублений, шероховатостей и прочих элементов рельефа, которые формируются произвольно. Таким образом, каждый кирпич имеет неповторимую фактуру. Цвет также может иметь переливы и градиенты, даже в однотонных коллекциях. Особый шарм придает формат WDF и кладка кирпича на широкий шов в 1-1,5 см.
Специалисты ГК «Керма», помимо достижения высоких технических характеристик, большое внимание уделяют эстетической выразительности лицевого материала. Важно учитывать запросы как профессионального сообщества архитекторов, так и конечного потребителя. Дать однозначные рекомендации в этом случае невозможно – ведь у каждого свои задачи. Классический керамический кирпич имеет широкую цветовую палитру и разнообразие фактур в сочетании с идеальной геометрией. Например, торговая марка «Керма» выпускает линейку монохромных изделий с различными фактурами, а Kerma Premium – с уникальным дизайном лицевой поверхности.
Изделия в коллекции Kerma Premium Klinker отличаются характерным отблеском лицевой поверхности, которая может быть как гладкой, так и офактуренной. Faber Jar как и Kerma Premium – авторская коллекция и помимо оригинального дизайна продукция отвечает требованиям к клинкерным материалам, применяется даже в агрессивной окружающей среде. Кирпич ручного формования обладает визуально состаренной поверхностью со множеством бороздок, складок, скошенными углами и натуральными оттенками.
Каждый вид облицовочного керамического кирпича имеет неоспоримые достоинства и соответствующую стоимость, поэтому выбор всегда остается за членами профессионального сообщества и конечными потребителями.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Архитектура управления. Как цифровая доска Futurello экономит...
Современное архитектурное бюро тонет в коммуникационном хаосе: тысячи писем, задачи в мессенджерах, замечания в PDF. Российская разработка Futurello предлагает решение – единое пространство для управления проектом.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 километров – и сложностью.
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
За каменной стеной
Концепция фондохранилища Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника сочетает элементы архитектуры домонгольской Руси с современными приемами и материалами. Проект бюро Архиоптерикс стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области».
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Больше солнца и воздуха
Бюро KIDZ удается создавать кафе с уникальной атмосферой и настроением, благодаря которым они становятся популярными. И благодаря классному дизайну запускаются целые сети, как это произошло в Нальчике, где к уже двум существующим кофейням Balance Coffee добавилась третья.
Мачта связи
Компания «Норвекс Арт» спроектировала и построила в городе Сокол вышку сотовой связи из клееной древесины. Она легче по весу, а также дешевле и экологичнее в производстве, чем металлическая.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Полуцифровая среда
В Иннополисе под Казанью открылся первый 4-звездочный отель, спроектированный бюро MAD Architects. Интерьеры отеля сочетают элегантность и иронию, технологичность и комфорт, напоминая декорации компьютерной игры или фантастического фильма о недалеком будущем.
Y-школа
По проекту «БалтИнвест-Проект» в Гатчине построена школа на 800 учеников. Лучевая планировка позволила разделить младшую и старшую школы, а также спортивный блок, обеспечив помещения большим количество естественного света. На многослойны фасадах оштукатуренные поверхности сочетаются с навесными элементами разных цветов и фактур.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
«История никогда не заканчивается»
Железнодорожный вокзал в городе Капан на юге Армении реконструирован парижским бюро Normal Studio: теперь здесь разместился образовательный центр ТУМО.