Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
Идея наполненного светом жилого и рабочего пространства интересует архитекторов уже больше ста лет; к концу XX века к ней добавилось увлечение мотивом эфемерности и невесомости, будто размытыми границами между интерьером и окружающей средой – но в сочетании с фактической защищенностью от этой среды, включая атмосферные воздействия, взгляды посторонних, шум и пыль мегаполиса.
 
Неудивительно, что одновременно рос и интерес к поликарбонату как к материалу для фасадов и кровель. По характеристикам, включая прозрачность, он успешно соревнуется с листовым стеклом и превосходит другие виды пластика, при этом фактурная поверхность сотовых листов сама по себе является немалым эстетическим достоинством. Она свойственна им «по умолчанию», в то время как схожего эффекта в других материалах можно добиться лишь с серьезной затратой всех видов ресурсов.
Центр выставок и конгрессов MEETT
Фотография © Marco Cappelletti, предоставлено OMA

В нашу эпоху «устойчивого развития» высоко ценится не только визуальная, но и реальная легкость, поэтому особенно важно, что поликарбонат (плотность 1 г/м3) дает значительно меньше нагрузки на несущую конструкцию здания по сравнению с тем же стеклом (2,6 г/м3), то есть позволяет сделать и сам каркас легче. По этой причине поликарбонат так часто выбирают для временных построек, хотя его прочность и долговечность дают возможность широко применять его и в капитальном строительстве, а также использовать повторно. Современные поликарбонатные панели с УФ-слоем надежно защищены от изменения цвета и снижения прозрачности из-за воздействия солнечных лучей. К важным параметрам принадлежат также очень низкая воспламеняемость (группа горючести Г1) и высокая ударопрочность, что делает поликарбонат пригодным для применения в сложных условиях, в том числе на транспортных и спортивных объектах.

Высокая пластичность, гибкость поликарбоната – как сотового: более легкого, состоящего из ячеек – так и более прочного и тяжелого монолитного, позволяют успешно использовать его для создания криволинейных поверхностей, будь то кровель, фасадов или разного рода навесов, с меньшими затратами, чем из того же стекла.
Картонный собор в Крайстчерче
Фото: PxHere. Изображение находится в общественном достоянии

Возвращаясь к теме экономии ресурсов, поликарбонат – особенно сотовый – хорошо удерживает тепло в помещении в холодное время года и не позволяет интерьеру перегреваться в жару, тем самым снижая затраты на кондиционирование и отопление. Аналогично, его светопрозрачность позволяет широко применять естественное освещение, меньше задействуя электрический свет. Важно отметить, что поликарбонат, пропуская свет, сохраняет приватность жильцов дома или сотрудников офиса благодаря своей фактуре: его не надо дополнять жалюзи или шторами, как в случае обычного стекла.
Благоустройство парка «Музеон» и Крымской набережной в Москве
Фотография: предоставлена Бюро «Архитекторы Асс»

Листы современного поликарбоната привлекают архитекторов не только своей практичностью и характером поверхности. С их помощью легко создается как будто невесомая, минималистичная, элегантная архитектура. Парадоксально, но она нейтральна и одновременно очень выразительна, способна слиться со средой и при этом привлечь внимание и запомниться надолго.

Музеи

Один из образцовых проектов такого рода – здание Музея современного искусства «Гараж» в московском Парке Горького. Эта тактичная реконструкция ресторана советского времени архитекторами OMA совместно с BuroMoscow и FORM создает новый образ, радикально отличный от «аттракционной» музейной архитектуры 1990-х и 2000-х. Здесь нет требования «посмотри на меня!», напротив, обшитые серебристым поликарбонатом фасады как будто растворяются в атмосфере, отражая солнечный свет, кроны деревьев или огни соседних зданий. Главная роль отдается выставкам, а не их «упаковке», но именно сам музей произвел сенсацию в момент открытия в 2015 и до сих пор впечатляет тонкостью архитектурного решения. Поликарбонат здесь выглядит так же эффектно, как и почти 10 лет назад – несмотря на сложный московский климат. Важно, что его фактурная, мягко бликующая поверхность смотрится отлично не только в солнечные летние дни, но и в темные зимние сумерки, что немалая редкость для любой архитектуры.
МСИ «Гараж» в Парке Горького
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

После успеха в Москве бюро OMA продолжило применять поликарбонат в своих работах, в том числе для таких разных по масштабу и назначению сооружений, как огромный экспо-комплекс в Тулузе и «премиальный» культурный центр Фонда Prada в Милане.
  • zooming
    Центр выставок и конгрессов MEETT
    Фото © Marco Cappelletti, предоставлено OMA
  • zooming
    Центр выставок и конгрессов MEETT
    Фото © Marco Cappelletti, предоставлено OMA

Награды

Еще один знаковый пример поликарбонатного фасада – Центр танца имени Лабана в Лондоне, спроектированный Herzog & de Meuron. Радужные, мягко переливающиеся фасадные листы напоминают собственное отражение в воде маленького притока Темзы и скрадывают крупный объем здания. Этот образ очаровал жюри главной архитектурной награды Великобритании – премии Стерлинга: в 2003 Центр имени Лабана стал ее «лауреатом»; излишне добавлять, что в наши дни его фасад выглядит совершенно так же, как в момент завершения строительства.
  • zooming
    Центр танца имени Лабана
    Фотография: Claire Saxby via Wikimedia Commons. Лицензия GNU Free Documentation License, Version 1.2
  • zooming
    Центр танца имени Лабана
    Фото: rucativava via Wikimedia Commons. Лицензия CC-BY-SA-2.0

Но даже важные национальные награды – не самая высокая вершина, которой достигал «архитектурный» поликарбонат. Можно сказать, что лауреаты Притцкеровской премии, французское бюро Lacaton & Vassal, были отмечены этой наиболее крупной и известной из международных архитектурных наград именно за продуманное, остроумное, творческое использование поликарбоната.

Реконструкции

Анна Лакатон и Жан-Филипп Вассаль с самого начала карьеры интересовались темой прозрачности, проницаемости, легкости в сочетании с максимальной ресурсоэффективностью, их волновала тема среды, в которой живет и работает человек: удобной, светлой, просторной. Их самые известные проекты, крупные реконструкции многоквартирных домов послевоенного времени в Париже и Бордо, создают именно такое пространство с помощью сотового поликарбоната. Вместо дорогостоящего, в том числе для окружающей среды, сноса эти дома сохранены и приведены к современному уровню комфорта, в первую очередь за счет «слоя» из балконов и зимних садов, в который они обернуты снаружи. Так темные прежде квартиры наполнились светом – здесь упор сделан на высокую светопрозрачность поликарбоната – выросла их площадь и уровень теплоизоляции. Фактура материала обеспечила приватность жилых помещений, одновременно превратив довольно унылые типовые корпуса в необычные, привлекательно поблескивающие.
 
  • zooming
    Реконструкция корпусов G, H, I комплекса Cité du Grand Parc
    Фотография © Philippe Ruault
  • zooming
    Реконструкция корпусов G, H, I комплекса Cité du Grand Parc
    Фотография © Philippe Ruault

Есть у Lacaton & Vassal и «поликарбонатное» общественное здание – культурный центр государственной сети FRAC в гавани Дюнкерка на севере Франции. Это реконструкция эллинга 35-метровой высоты, в ходе которой к нему добавился «близнец» с фасадами из профилированного монолитного поликарбоната. Он прекрасно выдерживает частые шторма, обеспечивая работающим здесь в офисах и образовательном центре сотрудникам и хранящимся в запаснике экспонатам (выставочные залы расположены в старой части) температурный и визуальный комфорт. Прозрачный, как будто призрачный образ сооружения позволил ему гармонично вписаться в ландшафт из неба и моря, которые, бесконечно изменяясь, одновременно меняют и облик здания.
  • zooming
    Здание FRAC Гран-Ларж региона О-де-Франс
    Фото: Claus Ableiter via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International
  • zooming
    Здание FRAC Гран-Ларж региона О-де-Франс
    Фото: harry_nl via flickr.com. Лицензия CC BY-NC-SA 2.0 ATTRIBUTION-NONCOMMERCIAL-SHAREALIKE 2.0 GENERIC

Здесь возникает еще одна важная для архитектурного использования поликарбоната тема: реконструкция. Как видно на приведенных выше примерах, применение в подобных проектах поликарбоната – это одновременно практичный и выразительный с художественной точки зрения метод. Нагрузка поликарбоната на исторические и любые дополнительные конструкции меньше, чем у многих других материалов, а оформленные им части здания сразу опознаются как современные – в соответствии с принципами реставрации, зафиксированными в Венецианской хартии (1964).
  • zooming
    1 / 3
    Корпус Powerhouse Белойтского колледжа
    Фотография © Tom Harris. Предоставлено Studio Gang
  • zooming
    2 / 3
    Корпус Powerhouse Белойтского колледжа
    Фотография © Tom Harris. Предоставлено Studio Gang
  • zooming
    3 / 3
    Корпус Powerhouse Белойтского колледжа
    Фотография © Tom Harris. Предоставлено Studio Gang

Именно такой контраст создает пристройка к исторической электростанции на берегу Рок-ривер в Белойте недалеко от Чикаго: согласно проекту Studio Gang, ее приспособили под студенческий центр местного колледжа. Здесь есть разного рода общественные, учебные и спортивные помещения. В новой части разместилось игровое поле: днем листы поликарбоната обеспечивают комфортное рассеянное освещение, а ночью облицованный ими объем выглядит как огромный фонарь, отражающийся в водах реки.

Арены

Реконструкция может касаться и сравнительно современных сооружений, но иметь чрезвычайную важность; и в этом случае вновь на помощь приходит поликарбонат. Так, Большая спортивная арена «Лужников» прошла серьезную реновацию перед Чемпионатом мира по футболу–2018. Архитекторы СПИЧ приложили максимум усилий для того, чтобы это знаковое для Москвы спортивное сооружение, сохранив свой узнаваемый облик, достигло современных стандартов безопасности и комфорта.
Большая спортивная арена «Лужники»
Фотография © Юлия Иванко / предоставлено mos.ru

Важным этапом стала модернизация кровли, где необходимо было заменить прежнее поликарбонатное покрытие на современное, отвечающее более высоким требованиям пожарной безопасности (оно входит в группу горючести Г1 – «слабогорючие материалы»). Кроме того, по проекту СПИЧ был сооружен козырек, защищающий трибуны и от яркого солнца, и от осадков. Использованный для арены «Лужников» сотовый карбонат – чрезвычайно эффективный материал, полностью соответствующий высоким требованиям, предъявляемым к спортивным объектам такого уровня. Его прочность, в том числе ударная, позволяет выдерживать температурные колебания, воздействие снега и ветра, а небольшой вес снижает общую нагрузку на историческую конструкцию кровли. Светопропускная способность обеспечивает визуальный комфорт зрителям и позволяет газонной траве благополучно расти на игровом поле.
  • zooming
    Большая спортивная арена «Лужники». Реконструкция
    © Илья Иванов
  • zooming
    Большая спортивная арена «Лужники». Реконструкция
    © Илья Иванов

По тем же практическим соображениям поликарбонат использован и при реконструкции еще одного ключевого московского спортивного сооружения – ВТБ Арены, которая стала результатом реконструкции стадиона «Динамо» по победившему конкурсному проекту Эрика Эгераата, доработанному Дэвидом Маникой, а затем бюро СПИЧ.  

Его оболочка параболических очертаний покрыта ромбовидными листами монолитного поликарбоната: этот гибкий и легкий материал позволяет проще покрывать криволинейные поверхности, не требует усиленных конструкций – в данном случае применена вантовая – долговечен, хорошо переносит как яркий солнечный свет, так и любые осадки и ветра.
  • zooming
    ВТБ Арена
    © Андрей Белимов-Гущин / предоставлено АБ СПИЧ
  • zooming
    ВТБ Арена
    © Андрей Белимов-Гущин / предоставлено АБ СПИЧ

Поликарбонат применен и для перекрытий стадиона «РЖД Арена» футбольного клуба «Локомотив» (2002, Моспроект-4 / ПИ «АРЕНА»).

... и вокзалы

Как и в случае с Большой ареной «Лужников», реконструкция Киевского вокзала в Москве (2003–2004) была чрезвычайно ответственным делом: это ключевой памятник архитектуры, формирующий облик прилегающих площадей. Не менее важен его знаменитый дебаркадер, шедевр российского инженерного искусства, который создает первое впечатление от столицы у прибывающих пассажиров. Это наполненное светом пространство, спроектированное Владимиром Шуховым, требовало особенно бережного отношения, но стекло все же пришлось заменить здесь на более легкий и эффективный сотовый поликарбонат. Его нагрузка на конструкции гораздо меньше, он обеспечивает необходимую светопрозрачность, тепловую и шумовую изоляцию, легко переносит любые капризы погоды, а также долговечен.
  • zooming
    «РЖД Арена» в Москве
    Фотография: Валерий Дед via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution 3.0 Unported
  • zooming
    Дебаркадер Киевского вокзала в Москве
    Фотография: Jaimrsilva via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International

Кинопавильон

Поликарбонат подходит и для индустриальных сооружений, где также кардинальное значение имеют его высокая прочность, устойчивость к негативным воздействиям, светопроницаемость. Здание Дома костюма и реквизита в комплексе киностудии «Мосфильм» (2017, Проектное бюро АПЕКС) этот материал буквально «спас». Здесь требовалось обилие естественного света, но освещения, поступавшего через светопрозрачные перекрытия по центру, не хватало. В результате появились крупные, но легкие консольные выступы, покрытые матовым поликарбонатом: он пропускает достаточно света, рассеивая его и одновременно обеспечивая приватность.
  • zooming
    1 / 4
    Киноконцерн «Мосфильм»
    © Проектное бюро АПЕКС. Фотография © Илья Иванов
  • zooming
    2 / 4
    Киноконцерн «Мосфильм»
    © Проектное бюро АПЕКС. Фотография © Илья Иванов
  • zooming
    3 / 4
    Киноконцерн «Мосфильм».
    © Проектное бюро АПЕКС. Фотография © Илья Иванов
  • zooming
    4 / 4
    Киноконцерн «Мосфильм»
    © Проектное бюро АПЕКС. Фотография © Илья Иванов

Храм

Особенно высокие эксплуатационные требования предъявляют к поликарбонату разного рода экспериментальные, «экстремальные» сооружения – и он с честью выдерживает эти испытания. Классический пример – быстровозводимые постройки Сигэру Бана для пострадавших от природных и антропогенных бедствий по всему миру. Партнером для его «фирменных» картонных труб часто выступает именно поликарбонат, легкий и прочный, удобный в транспортировке и монтаже. И речь не только о временных постройках. Так, из матовых, «молочных» листов выполнено покрытие кровли собора новозеландского Крайстчерча, пропускающее внутрь рассеянный свет; это культовое сооружение с каркасом из картонных труб рассчитано на полвека, пока пострадавший от землетрясения город не выстроит новый, постоянный храм.
  • zooming
    Картонный собор в Крайстчерче
    Фотография: Geof Wilson (geoftheref) via flickr.com. Лицензия CC BY-NC-ND 2.0 ATTRIBUTION-NONCOMMERCIAL-NODERIVS 2.0 GENERIC
  • zooming
    Картонный собор в Крайстчерче
    Фотография: Geof Wilson (geoftheref) via flickr.com. Лицензия CC BY-NC-ND 2.0 ATTRIBUTION-NONCOMMERCIAL-NODERIVS 2.0 GENERIC

Цвет

Мы говорили выше о поликарбонате разной степени прозрачности и характера поверхности, но почти не касались его цвета, который может быть практически любым. Так, Жан Нувель выбрал ярко-красный для своего павильона 2010 года в лондонском Кенгсингтонском саду, возведенного в рамках регулярной летней программы галереи «Серпентайн». Схожий поликарбонат красного цвета, только более прозрачный, использовало этим летом для своей постройки в той же программе корейское бюро Mass Studies. Поликарбонат в принципе часто применяется для временных павильонов «Серпентайн», где важна скорость возведения, небольшой вес материалов (это не капитальное строительство) и высокая прочность: каждый павильон посещают десятки тысяч человек, а в конце сезона он демонтируется и отправляется на новое место, то есть отнюдь не является «одноразовой» постройкой.
  • zooming
    Летний павильон галереи «Серпентайн» 2010
    Фотография: paula soler-moya via flickr.com. Лицензия CC BY-NC-ND 2.0 ATTRIBUTION-NONCOMMERCIAL-NODERIVS 2.0 GENERIC
  • zooming
    Летний павильон галереи «Серпентайн» 2024
    © Mass Studies, фотография: Iwan Baan, предоставлено Serpentine

Изгиб

Популярен этот материал и для павильонов и схожих строений в России – особенно в сочетании с деревом. Нельзя не вспомнить перекрытия комплекса вернисажа на Крымской набережной в Москве (2013, «Архитекторы Асс»): сооружение в полной мере использует высокую гибкость и пластичность сотового поликарбоната, который при этом не боится солнечного жара, ветра и осадков. Получившиеся «волны» как будто вторят водам реки, задавая ритм начинающемуся здесь благоустроенному общественном пространству, где мотив волн встречается еще не раз.
Вернисаж на Крымской набережной в Москве
Фотография: предоставлена ПАО «СИБУР Холдинг»

Свет

Общественное пространство в петербургских Никольских рядах тактично включает поликарбонат в контекст полуисторических, полусовременных деревянных сооружений по проекту ab KATARSIS (2021). Лестница в видовой башне обшита матовыми поликарбонатными листами, которые в темное время суток превращают этот циркуляционный стержень в огромный фонарь. То же самое касается магазинчиков на Ярмарочной улице: их кровли-колпачки, покрытые поликарбонатом, светятся в темноте, дополняя обычные лампы.
  • zooming
    Общественное пространство в Никольских рядах. KATARSIS ab
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    Общественное пространство в Никольских рядах
    Фотография © Григорий Соколинский / предоставлена KATARSIS ab

Кожух

Способность поликарбоната, очевидно принадлежащего современной эпохе, сочетаться с традиционными, «историческими» материалами и приемами идеально выражена в проекте частного дома в подмосковной деревне Луцино (Mossine & Partners). Чтобы согласовать запрос четы владельцев на одновременно привычное и актуальное жилище, архитекторы поместили сруб в поликарбонатную оболочку – метафору витрины, сохраняющей ценный экспонат, и в то же время вполне практичный «кожух», защищающий дом от перегрева и холода, дождей и ветра.

Именно так поликарбонат привносит в любой проект свои художественные и практические качества, удачно вписываясь как в остросовременный, так и в контекстуальный, «реставрационный» замысел.

18 Ноября 2024

Технологии и материалы
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Сейчас на главной
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».
Вторая ступень
Парк покорителей космоса имени Юрия Гагарина, расположенный недалеко от Саратова в месте приземления космонавта, власти города планируют развивать как тематический развлекательно-познавательный кластер. Согласно концепции, подготовленной архитектурной мастерской Алексея Ильина и медиагруппой «Красный квадрат», на его территории появится серия объектов, главным из которых станет павильон «Восток-1».
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.