Неудивительно, что одновременно рос и интерес к поликарбонату как к материалу для фасадов и кровель. По характеристикам, включая прозрачность, он успешно соревнуется с листовым стеклом и превосходит другие виды пластика, при этом фактурная поверхность сотовых листов сама по себе является немалым эстетическим достоинством. Она свойственна им «по умолчанию», в то время как схожего эффекта в других материалах можно добиться лишь с серьезной затратой всех видов ресурсов.
В нашу эпоху «устойчивого развития» высоко ценится не только визуальная, но и реальная легкость, поэтому особенно важно, что поликарбонат (плотность 1 г/м3) дает значительно меньше нагрузки на несущую конструкцию здания по сравнению с тем же стеклом (2,6 г/м3), то есть позволяет сделать и сам каркас легче. По этой причине поликарбонат так часто выбирают для временных построек, хотя его прочность и долговечность дают возможность широко применять его и в капитальном строительстве, а также использовать повторно. Современные поликарбонатные панели с УФ-слоем надежно защищены от изменения цвета и снижения прозрачности из-за воздействия солнечных лучей. К важным параметрам принадлежат также очень низкая воспламеняемость (группа горючести Г1) и высокая ударопрочность, что делает поликарбонат пригодным для применения в сложных условиях, в том числе на транспортных и спортивных объектах.
Высокая пластичность, гибкость поликарбоната – как сотового: более легкого, состоящего из ячеек – так и более прочного и тяжелого монолитного, позволяют успешно использовать его для создания криволинейных поверхностей, будь то кровель, фасадов или разного рода навесов, с меньшими затратами, чем из того же стекла.
Возвращаясь к теме экономии ресурсов, поликарбонат – особенно сотовый – хорошо удерживает тепло в помещении в холодное время года и не позволяет интерьеру перегреваться в жару, тем самым снижая затраты на кондиционирование и отопление. Аналогично, его светопрозрачность позволяет широко применять естественное освещение, меньше задействуя электрический свет. Важно отметить, что поликарбонат, пропуская свет, сохраняет приватность жильцов дома или сотрудников офиса благодаря своей фактуре: его не надо дополнять жалюзи или шторами, как в случае обычного стекла.
Листы современного поликарбоната привлекают архитекторов не только своей практичностью и характером поверхности. С их помощью легко создается как будто невесомая, минималистичная, элегантная архитектура. Парадоксально, но она нейтральна и одновременно очень выразительна, способна слиться со средой и при этом привлечь внимание и запомниться надолго.
Музеи
Один из образцовых проектов такого рода – здание Музея современного искусства «Гараж» в московском Парке Горького. Эта тактичная реконструкция ресторана советского времени архитекторами OMA совместно с BuroMoscow и FORM создает новый образ, радикально отличный от «аттракционной» музейной архитектуры 1990-х и 2000-х. Здесь нет требования «посмотри на меня!», напротив, обшитые серебристым поликарбонатом фасады как будто растворяются в атмосфере, отражая солнечный свет, кроны деревьев или огни соседних зданий. Главная роль отдается выставкам, а не их «упаковке», но именно сам музей произвел сенсацию в момент открытия в 2015 и до сих пор впечатляет тонкостью архитектурного решения. Поликарбонат здесь выглядит так же эффектно, как и почти 10 лет назад – несмотря на сложный московский климат. Важно, что его фактурная, мягко бликующая поверхность смотрится отлично не только в солнечные летние дни, но и в темные зимние сумерки, что немалая редкость для любой архитектуры.После успеха в Москве бюро OMA продолжило применять поликарбонат в своих работах, в том числе для таких разных по масштабу и назначению сооружений, как огромный экспо-комплекс в Тулузе и «премиальный» культурный центр Фонда Prada в Милане.
Награды
Еще один знаковый пример поликарбонатного фасада – Центр танца имени Лабана в Лондоне, спроектированный Herzog & de Meuron. Радужные, мягко переливающиеся фасадные листы напоминают собственное отражение в воде маленького притока Темзы и скрадывают крупный объем здания. Этот образ очаровал жюри главной архитектурной награды Великобритании – премии Стерлинга: в 2003 Центр имени Лабана стал ее «лауреатом»; излишне добавлять, что в наши дни его фасад выглядит совершенно так же, как в момент завершения строительства.Но даже важные национальные награды – не самая высокая вершина, которой достигал «архитектурный» поликарбонат. Можно сказать, что лауреаты Притцкеровской премии, французское бюро Lacaton & Vassal, были отмечены этой наиболее крупной и известной из международных архитектурных наград именно за продуманное, остроумное, творческое использование поликарбоната.
Реконструкции
Анна Лакатон и Жан-Филипп Вассаль с самого начала карьеры интересовались темой прозрачности, проницаемости, легкости в сочетании с максимальной ресурсоэффективностью, их волновала тема среды, в которой живет и работает человек: удобной, светлой, просторной. Их самые известные проекты, крупные реконструкции многоквартирных домов послевоенного времени в Париже и Бордо, создают именно такое пространство с помощью сотового поликарбоната. Вместо дорогостоящего, в том числе для окружающей среды, сноса эти дома сохранены и приведены к современному уровню комфорта, в первую очередь за счет «слоя» из балконов и зимних садов, в который они обернуты снаружи. Так темные прежде квартиры наполнились светом – здесь упор сделан на высокую светопрозрачность поликарбоната – выросла их площадь и уровень теплоизоляции. Фактура материала обеспечила приватность жилых помещений, одновременно превратив довольно унылые типовые корпуса в необычные, привлекательно поблескивающие.Есть у Lacaton & Vassal и «поликарбонатное» общественное здание – культурный центр государственной сети FRAC в гавани Дюнкерка на севере Франции. Это реконструкция эллинга 35-метровой высоты, в ходе которой к нему добавился «близнец» с фасадами из профилированного монолитного поликарбоната. Он прекрасно выдерживает частые шторма, обеспечивая работающим здесь в офисах и образовательном центре сотрудникам и хранящимся в запаснике экспонатам (выставочные залы расположены в старой части) температурный и визуальный комфорт. Прозрачный, как будто призрачный образ сооружения позволил ему гармонично вписаться в ландшафт из неба и моря, которые, бесконечно изменяясь, одновременно меняют и облик здания.
Здесь возникает еще одна важная для архитектурного использования поликарбоната тема: реконструкция. Как видно на приведенных выше примерах, применение в подобных проектах поликарбоната – это одновременно практичный и выразительный с художественной точки зрения метод. Нагрузка поликарбоната на исторические и любые дополнительные конструкции меньше, чем у многих других материалов, а оформленные им части здания сразу опознаются как современные – в соответствии с принципами реставрации, зафиксированными в Венецианской хартии (1964).
Именно такой контраст создает пристройка к исторической электростанции на берегу Рок-ривер в Белойте недалеко от Чикаго: согласно проекту Studio Gang, ее приспособили под студенческий центр местного колледжа. Здесь есть разного рода общественные, учебные и спортивные помещения. В новой части разместилось игровое поле: днем листы поликарбоната обеспечивают комфортное рассеянное освещение, а ночью облицованный ими объем выглядит как огромный фонарь, отражающийся в водах реки.
Арены
Реконструкция может касаться и сравнительно современных сооружений, но иметь чрезвычайную важность; и в этом случае вновь на помощь приходит поликарбонат. Так, Большая спортивная арена «Лужников» прошла серьезную реновацию перед Чемпионатом мира по футболу–2018. Архитекторы СПИЧ приложили максимум усилий для того, чтобы это знаковое для Москвы спортивное сооружение, сохранив свой узнаваемый облик, достигло современных стандартов безопасности и комфорта.Важным этапом стала модернизация кровли, где необходимо было заменить прежнее поликарбонатное покрытие на современное, отвечающее более высоким требованиям пожарной безопасности (оно входит в группу горючести Г1 – «слабогорючие материалы»). Кроме того, по проекту СПИЧ был сооружен козырек, защищающий трибуны и от яркого солнца, и от осадков. Использованный для арены «Лужников» сотовый карбонат – чрезвычайно эффективный материал, полностью соответствующий высоким требованиям, предъявляемым к спортивным объектам такого уровня. Его прочность, в том числе ударная, позволяет выдерживать температурные колебания, воздействие снега и ветра, а небольшой вес снижает общую нагрузку на историческую конструкцию кровли. Светопропускная способность обеспечивает визуальный комфорт зрителям и позволяет газонной траве благополучно расти на игровом поле.
По тем же практическим соображениям поликарбонат использован и при реконструкции еще одного ключевого московского спортивного сооружения – ВТБ Арены, которая стала результатом реконструкции стадиона «Динамо» по победившему конкурсному проекту Эрика Эгераата, доработанному Дэвидом Маникой, а затем бюро СПИЧ.
Его оболочка параболических очертаний покрыта ромбовидными листами монолитного поликарбоната: этот гибкий и легкий материал позволяет проще покрывать криволинейные поверхности, не требует усиленных конструкций – в данном случае применена вантовая – долговечен, хорошо переносит как яркий солнечный свет, так и любые осадки и ветра.
Поликарбонат применен и для перекрытий стадиона «РЖД Арена» футбольного клуба «Локомотив» (2002, Моспроект-4 / ПИ «АРЕНА»).
... и вокзалы
Как и в случае с Большой ареной «Лужников», реконструкция Киевского вокзала в Москве (2003–2004) была чрезвычайно ответственным делом: это ключевой памятник архитектуры, формирующий облик прилегающих площадей. Не менее важен его знаменитый дебаркадер, шедевр российского инженерного искусства, который создает первое впечатление от столицы у прибывающих пассажиров. Это наполненное светом пространство, спроектированное Владимиром Шуховым, требовало особенно бережного отношения, но стекло все же пришлось заменить здесь на более легкий и эффективный сотовый поликарбонат. Его нагрузка на конструкции гораздо меньше, он обеспечивает необходимую светопрозрачность, тепловую и шумовую изоляцию, легко переносит любые капризы погоды, а также долговечен.Кинопавильон
Поликарбонат подходит и для индустриальных сооружений, где также кардинальное значение имеют его высокая прочность, устойчивость к негативным воздействиям, светопроницаемость. Здание Дома костюма и реквизита в комплексе киностудии «Мосфильм» (2017, Проектное бюро АПЕКС) этот материал буквально «спас». Здесь требовалось обилие естественного света, но освещения, поступавшего через светопрозрачные перекрытия по центру, не хватало. В результате появились крупные, но легкие консольные выступы, покрытые матовым поликарбонатом: он пропускает достаточно света, рассеивая его и одновременно обеспечивая приватность.Храм
Особенно высокие эксплуатационные требования предъявляют к поликарбонату разного рода экспериментальные, «экстремальные» сооружения – и он с честью выдерживает эти испытания. Классический пример – быстровозводимые постройки Сигэру Бана для пострадавших от природных и антропогенных бедствий по всему миру. Партнером для его «фирменных» картонных труб часто выступает именно поликарбонат, легкий и прочный, удобный в транспортировке и монтаже. И речь не только о временных постройках. Так, из матовых, «молочных» листов выполнено покрытие кровли собора новозеландского Крайстчерча, пропускающее внутрь рассеянный свет; это культовое сооружение с каркасом из картонных труб рассчитано на полвека, пока пострадавший от землетрясения город не выстроит новый, постоянный храм.Цвет
Мы говорили выше о поликарбонате разной степени прозрачности и характера поверхности, но почти не касались его цвета, который может быть практически любым. Так, Жан Нувель выбрал ярко-красный для своего павильона 2010 года в лондонском Кенгсингтонском саду, возведенного в рамках регулярной летней программы галереи «Серпентайн». Схожий поликарбонат красного цвета, только более прозрачный, использовало этим летом для своей постройки в той же программе корейское бюро Mass Studies. Поликарбонат в принципе часто применяется для временных павильонов «Серпентайн», где важна скорость возведения, небольшой вес материалов (это не капитальное строительство) и высокая прочность: каждый павильон посещают десятки тысяч человек, а в конце сезона он демонтируется и отправляется на новое место, то есть отнюдь не является «одноразовой» постройкой.Изгиб
Популярен этот материал и для павильонов и схожих строений в России – особенно в сочетании с деревом. Нельзя не вспомнить перекрытия комплекса вернисажа на Крымской набережной в Москве (2013, «Архитекторы Асс»): сооружение в полной мере использует высокую гибкость и пластичность сотового поликарбоната, который при этом не боится солнечного жара, ветра и осадков. Получившиеся «волны» как будто вторят водам реки, задавая ритм начинающемуся здесь благоустроенному общественном пространству, где мотив волн встречается еще не раз.Свет
Общественное пространство в петербургских Никольских рядах тактично включает поликарбонат в контекст полуисторических, полусовременных деревянных сооружений по проекту ab KATARSIS (2021). Лестница в видовой башне обшита матовыми поликарбонатными листами, которые в темное время суток превращают этот циркуляционный стержень в огромный фонарь. То же самое касается магазинчиков на Ярмарочной улице: их кровли-колпачки, покрытые поликарбонатом, светятся в темноте, дополняя обычные лампы.Кожух
Способность поликарбоната, очевидно принадлежащего современной эпохе, сочетаться с традиционными, «историческими» материалами и приемами идеально выражена в проекте частного дома в подмосковной деревне Луцино (Mossine & Partners). Чтобы согласовать запрос четы владельцев на одновременно привычное и актуальное жилище, архитекторы поместили сруб в поликарбонатную оболочку – метафору витрины, сохраняющей ценный экспонат, и в то же время вполне практичный «кожух», защищающий дом от перегрева и холода, дождей и ветра.Именно так поликарбонат привносит в любой проект свои художественные и практические качества, удачно вписываясь как в остросовременный, так и в контекстуальный, «реставрационный» замысел.