На сегодняшний день существует несколько вариантов технологии медиафасада:
- Светодиодные системы – наиболее распространенный вариант, обеспечивающий яркое изображение даже при дневном свете.
- Проекционные системы: позволяют создавать масштабные изображения на больших поверхностях.
- Электронная бумага: энергоэффективное решение для статичных изображений.
- OLED-технологии: обеспечивают высокое качество изображения и гибкость в дизайне.
Решения X-ONE
Компания RGC разработала линейку продуктов X-ONE Техно Media, встраивающих медиатехнологии непосредственно в стеклопакеты. Эта система позволяет отображать как статический, так и динамический контент, превращая фасады зданий в масштабные цифровые холсты.
Некоторые варианты X-ONE Техно Media включают сенсорные элементы, позволяющие напрямую взаимодействовать с фасадом. Многослойная конструкция стеклопакетов обеспечивает повышенную устойчивость к взлому, а светодиодная технология высокого разрешения гарантирует отличную передачу изображения даже при ярком дневном свете.
Мультимедийные стеклопакеты можно моллировать и совмещать со стеклопакетами X-ONE Климат для улучшения теплотехнических характеристик.
Эта универсальная система позволяет архитекторам создавать медиафасады, которые не только впечатляют визуально, но и функциональны, и энергоэффективны. Комбинируя различные функции из линеек X-ONE, можно создавать индивидуальные решения, адаптированные к конкретным требованиям проекта.
Медиа-архитектура как тренд
Примером медиафасадов с применением технологий X-ONE является бизнес-центр Futuris в Минске, на Проспекте Независимости. Для остекления 27-этажного комплекса класса А используются стеклопакеты X-ONE Техно Media. Они превращают стены в динамичный мультимедийный мега-экран площадью свыше 11 тыс. квадратных метров. Дисплей отличается возможностью отображения графики высокого разрешения, от статичных логотипов до видеоконтента в формате HD.
Благодаря своему расположению на пересечении основных транспортных артерий, Futuris отлично просматривается со многих точек, и его необычные фасады подтверждают статус архитектурной доминанты.
Другой проект с применением продуктов X-ONE Техно Media – бизнес-центр Leader Tower в Санкт-Петербурге, высотой 140 метров. Здание на площади Конституции имеет один из самых впечатляющих медиафасадов в стране: 41-этажная высотка обернута медиа-оболочкой, состоящий из 5 040 светодиодных трубок. Leader Tower является самым высоким бизнес-центром в северной столице и очень эффектно использует всю свою гигантскую вертикальную поверхность в качестве холста для цифрового контента.
Российские проекты отражают общемировой тренд: начав свое «наступление» на традиционные здания из камня и бетона из области современного искусства, динамичные цифровые оболочки сегодня демонстрируют глобальный охват и разнообразное применение технологии.
Так, например, знаменитая башня Бурдж-Халифа в Дубае высотой 828 метров оснащена одним из крупнейших светодиодных экранов. Медиафасад охватывает 33 этажа и состоит из 70 000 светодиодных панелей для трансляции различных визуальных эффектов, праздничных шоу и рекламы.
Уникальным примером медиафасада с нулевым энергопотреблением является башня GreenPix в Пекине: стена площадью 2200 кв.м. покрыта фотоэлектрическими ячейками, которые днем накапливают солнечную энергию, а ночью питают тысячи светодиодов.
Более сложную пространственную игру традиционной архитектуры и медиа предложили архитекторы торгового центра ILUMA в Сингапуре. Его покрывает «кристаллическая сетка» из тысяч светодиодных модулей, встроенных в трехмерную структуру фасада. Таким образом здесь реализованы уже объемные медиа-эффекты, превращающие здание в живой и постоянно меняющийся арт-объект.
Взгляд в будущее
Медиаэкраны в современной архитектуре все чаще отходят от концепции «экрана-на-здании» в сторону более целостных дизайнерских решений. В связи с растущими потребностями городов в «зеленом» строительстве, архитекторы охотнее стали обращаться к энергоэффективным светодиодным технологиям и интеллектуальным системам управления, которые оптимизируют энергопотребление. Сегодня медиафасады включают в себя датчики и интерактивные элементы, реагирующие на движение пешеходов, факторы окружающей среды или даже входные данные из социальных сетей.
Кроме того, медиафасады выступают в качестве платформ для художественных инсталляций и культурных мероприятий, превращая здания из просто рекламной поверхности в постоянно меняющиеся поверхности для творческих активностей.
По мере развития технологий будущие системы смогут включать искусственный интеллект для создания адаптивного контента, реагирующего на данные городской среды в режиме реального времени. Исследования новых материалов, таких как органические светодиоды (OLED) и электрохромное стекло, также могут способствовать более гармоничному включению цифровых дисплеев в оболочку здания.
Медиафасады имеют огромное будущее как крупномасштабные маркеры городской среды в контексте опыта дополненной реальности, сочетая цифровой контент с физическим городским ландшафтом. Наряду с биореакторами и вертикальными садами, технология медиафасадов выглядит одним из способов создания «устойчивых» оболочек зданий, поскольку уже сегодня передовые системы умеют контролировать солнечное тепло, улучшают естественное освещение и повышают общую энергоэффективность здания. В будущем медиафасады смогут не только отображать контент, но и генерировать энергию с помощью интегрированных фотоэлектрических элементов или других технологий сбора энергии.
При помощи медиа здания продолжают размывать границы, а архитекторы – искать новые возможности для интерактивности, коммуникации и художественного самовыражения.