Хашим Саркис, куратор 17-й венецианской биеннале, которую планировали открыть в мае 2020-го, а теперь надеются провести с конца мая по ноябрь 2021-го, «рекомендовал» Бо Барди, потому что считает ее произведения, карьеру, жизненный путь чрезвычайно актуальными для сегодняшнего дня. Тема этой биеннале звучит «Как мы будем жить вместе», а в работе Бо Барди очень сильно именно социальное измерение. Кроме того, считает Саркис, она была образцом человеческой и профессиональной стойкости, что важно в наше время, когда один кризис непрерывно сменяет другой.
Лина Бо Барди в 1947 году
Фото: Пьетро Мария Барди. Предоставлено Instituto Bardi
Начинала римлянка Акиллина Бо в военные годы в Милане, когда возможностей для практики было мало (а в 1943 она лишилась своей совместной с Карло Пагано мастерской, разрушенной бомбардировками), зато ей удалось поработать редактором и критиком в разнообразных журналах, даже возглавить в паре с Пагано «Домус» в 1944, с ним же она выпустила серию книг. После сложных военных и послевоенных лет она столкнулась с темой эмиграции: хотя сама она участвовала в движении Сопротивления, ее муж с 1946-го, куратор и критик Пьетро Мария Барди, был одним из виднейших культурных деятелей фашистского режима, настолько близким к Муссолини, что в демократической Италии ему места не нашлось.
Музей искусства в Сан-Паулу. 1956–1968
Фото: Wilfredor via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons CC0 1.0 Universal Public Domain Dedication
В 1947 они переехали в Бразилию: Барди возглавил как куратор Музей искусства Сан-Паулу (MASP), для которого Бо Барди спроектировала сначала фасад, а затем и новое здание – приподнятое над землей на красных бетонных опорах. Внутри архитектор продумала новаторские экспозиционные приемы, самый известный, с тех пор распространившийся по миру – вертикальные витрины для картин из прозрачного стекла на основании из бетонных кубов.
Бо Барди активно работала в столице штата Баия Салвадоре, где спроектировала музеи и театры, оформила целый ряд спектаклей. Там она соприкоснулась с наследием: часто это были именно проекты реконструкции или же нового строительства в историческом контексте.
Но самые «ярко-социальные» ее произведения созданы в Сан-Паулу, в том числе самая знаменитая ее работа – общественный центр SESC – Fábrica da Pompéia с образовательной, спортивной, культурной, развлекательной и здравоохранительной функциями (НКО SESC c 1940-х и до нашего дня строит и эксплуатирует такие центры), основой для которого стал бывший завод. Еще более радикальна по своей демократичности ее последняя постройка, завершенная уже после смерти автора: здание театра Oficina, где полностью отвергнута «иерархичность буржуазного театра».
Teatro Oficina в Сан-Паулу. 1980–1994
Фото: Igor Marotti via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International
Teatro Oficina в Сан-Паулу. 1980–1994
Фото: Zé Carlos Barretta/Folhapress ILUSTRADA via flickr.com. Лицензия Creative Commons Attribution 2.0 Generic
Бо Барди также издавала журнал Habitat, занималась промышленным дизайном, строила частные дома: в ее окруженном лесом «Стеклянном доме» (Casa de Vidro) сейчас расположен институт Барди, посвященный ей и ее мужу.
«Стеклянный дом» (Casa de Vidro) в Сан-Паулу. 1951
Фото: Lucas Medeiros via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International
«Стеклянный дом» (Casa de Vidro) в Сан-Паулу. 1951
Фото: Igor Marotti via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International
Именно этот Instituto Bardi выступил сейчас «заместителем» Бо Барди, откликнувшись на награждение не только словами благодарности, но и предупреждением: «Мы надеемся, что биеннале 2021 года вместо того, чтобы раздуть ее популярность как иконы архитектуры, поможет еще лучше поместить в контекст и рассказать о глубине критического взгляда на мир Лины Бо Барди – она всегда заботилась о наименее представленных в культуре социальных группах, никогда не забывала о важности [социального, этнического, культурного] разнообразия в искусстве и архитектуре, была сторонницей междисциплинарного подхода к архитектуре, соединяющего людей из самых разных слоев».