Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

10.03.2021

За стойкость и актуальность

Нина Фролова

Итальянский и бразильский архитектор Лина Бо Барди (1914–1992) посмертно награждена «Золотым львом» Венецианской биеннале архитектуры.

«Золотой лев» Венецианской биеннале за жизненный вклад в архитектуру входит в число высших мировых профессиональных наград, наряду с Притцкеровской премией и Золотой медалью RIBA. Но всех их присуждают, как правило, ныне живущим мастерам, поэтому случай Лины Бо Барди – из ряда вон выдающийся. Однако прецедент все же был: в 2010 куратор биеннале Кадзуё Сэдзима «рекомендовала» (такова официальная формулировка для выбора лауреата) отметить Кадзуо Синохару (1925–2006), значительно повлиявшего на следующие поколения японских архитекторов. После заявления куратора кандидатуру утверждает совет директоров фонда La Biennale di Venezia, но это, конечно, почти формальный процесс.
 
Хашим Саркис, куратор 17-й венецианской биеннале, которую планировали открыть в мае 2020-го, а теперь надеются провести с конца мая по ноябрь 2021-го, «рекомендовал» Бо Барди, потому что считает ее произведения, карьеру, жизненный путь чрезвычайно актуальными для сегодняшнего дня. Тема этой биеннале звучит «Как мы будем жить вместе», а в работе Бо Барди очень сильно именно социальное измерение. Кроме того, считает Саркис, она была образцом человеческой и профессиональной стойкости, что важно в наше время, когда один кризис непрерывно сменяет другой.
 

Лина Бо Барди в 1947 году
Лина Бо Барди в 1947 году
Фото: Пьетро Мария Барди. Предоставлено Instituto Bardi

Начинала римлянка Акиллина Бо в военные годы в Милане, когда возможностей для практики было мало (а в 1943 она лишилась своей совместной с Карло Пагано мастерской, разрушенной бомбардировками), зато ей удалось поработать редактором и критиком в разнообразных журналах, даже возглавить в паре с Пагано «Домус» в 1944, с ним же она выпустила серию книг. После сложных военных и послевоенных лет она столкнулась с темой эмиграции: хотя сама она участвовала в движении Сопротивления, ее муж с 1946-го, куратор и критик Пьетро Мария Барди, был одним из виднейших культурных деятелей фашистского режима, настолько близким к Муссолини, что в демократической Италии ему места не нашлось.
 
Музей искусства в Сан-Паулу. 1956–1968
Музей искусства в Сан-Паулу. 1956–1968
Фото: Wilfredor via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons CC0 1.0 Universal Public Domain Dedication

В 1947 они переехали в Бразилию: Барди возглавил как куратор Музей искусства Сан-Паулу (MASP), для которого Бо Барди спроектировала сначала фасад, а затем и новое здание – приподнятое над землей на красных бетонных опорах. Внутри архитектор продумала новаторские экспозиционные приемы, самый известный, с тех пор распространившийся по миру – вертикальные витрины для картин из прозрачного стекла на основании из бетонных кубов.
 
Бо Барди активно работала в столице штата Баия Салвадоре, где спроектировала музеи и театры, оформила целый ряд спектаклей. Там она соприкоснулась с наследием: часто это были именно проекты реконструкции или же нового строительства в историческом контексте.
 
Общественный центр SESC – Fábrica da Pompéia в Сан-Паулу. 1977–1986 Фото: Thomas Hobbs via  flickr.com. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 2.0 Generic
Общественный центр SESC – Fábrica da Pompéia в Сан-Паулу. 1977–1986
Фото: Thomas Hobbs via flickr.com. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 2.0 Generic
Общественный центр SESC – Fábrica da Pompéia в Сан-Паулу. 1977–1986 Фото: paulisson miura via  flickr.com. Лицензия Creative Commons Attribution 2.0 Generic
Общественный центр SESC – Fábrica da Pompéia в Сан-Паулу. 1977–1986
Фото: paulisson miura via flickr.com. Лицензия Creative Commons Attribution 2.0 Generic
Общественный центр SESC – Fábrica da Pompéia в Сан-Паулу. 1977–1986 Фото: paulisson miura via  flickr.com. Лицензия Creative Commons Attribution 2.0 Generic
Общественный центр SESC – Fábrica da Pompéia в Сан-Паулу. 1977–1986
Фото: paulisson miura via flickr.com. Лицензия Creative Commons Attribution 2.0 Generic

Но самые «ярко-социальные» ее произведения созданы в Сан-Паулу, в том числе самая знаменитая ее работа – общественный центр  SESC – Fábrica da Pompéia с образовательной, спортивной, культурной, развлекательной и здравоохранительной функциями (НКО SESC c 1940-х и до нашего дня строит и эксплуатирует такие центры), основой для которого стал бывший завод. Еще более радикальна по своей демократичности ее последняя постройка, завершенная уже после смерти автора: здание театра Oficina, где полностью отвергнута «иерархичность буржуазного театра».
 
Teatro Oficina в Сан-Паулу. 1980–1994
Teatro Oficina в Сан-Паулу. 1980–1994
Фото: Igor Marotti via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International
Teatro Oficina в Сан-Паулу. 1980–1994
Teatro Oficina в Сан-Паулу. 1980–1994
Фото: Zé Carlos Barretta/Folhapress ILUSTRADA via flickr.com. Лицензия Creative Commons Attribution 2.0 Generic

Бо Барди также издавала журнал Habitat, занималась промышленным дизайном, строила частные дома: в ее окруженном лесом «Стеклянном доме» (Casa de Vidro) сейчас расположен институт Барди, посвященный ей и ее мужу.
 
«Стеклянный дом» (Casa de Vidro) в Сан-Паулу. 1951
«Стеклянный дом» (Casa de Vidro) в Сан-Паулу. 1951
Фото: Lucas Medeiros via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International
«Стеклянный дом» (Casa de Vidro) в Сан-Паулу. 1951
«Стеклянный дом» (Casa de Vidro) в Сан-Паулу. 1951
Фото: Igor Marotti via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International

Именно этот Instituto Bardi выступил сейчас «заместителем» Бо Барди, откликнувшись на награждение не только словами благодарности, но и предупреждением: «Мы надеемся, что биеннале 2021 года вместо того, чтобы раздуть ее популярность как иконы архитектуры, поможет еще лучше поместить в контекст и рассказать о глубине критического взгляда на мир Лины Бо Барди – она всегда заботилась о наименее представленных в культуре социальных группах, никогда не забывала о важности [социального, этнического, культурного] разнообразия в искусстве и архитектуре, была сторонницей междисциплинарного подхода к архитектуре, соединяющего людей из самых разных слоев».