Город Глазов

Три проекта победителей конкурса на концепцию туристического кластера в удмуртском городе Глазове.

mainImg
Итоги открытого конкурса на концепцию его туристического кластера в городе Глазове на севере Удмуртии, были подведены 7 июня. Его результаты планируется развивать в рамках Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации», рассчитанной на 2019–2025 годы. От участников требовалось непротиворечиво соединить в одной концепции несколько территорий, в том числе исторический центр с его «веерной» планировкой и достопримечательности – древние городища.

Было подано 27 заявок, в конкурсе участвовало 8 концепций. Победители получили премии: 600, 250 и 150 тысяч рублей за 1, 2 и 3 место соответственно.

 
1 место: «Глазов – город фестивалей»
MAYAK Architects, Санкт-Петербург: Елизавета Бриллиантова, Александр Мешин, Галина Войтенко Анастасия Островая, Светлана Жегера, Александра Молодцова, Ксения Кузнецова 
Концепция туристского кластера. Глазов 2020
© Архитектурное бюро MAYAK Architects

Главная идея победителей – фестивали. Именно они должны наполнить город жизнью – круглогодично. Каждая площадка в проекте так или иначе обустроена под фестивальную активность: «будь то фестиваль классической музыки или традиционный Удмуртский праздник, Масленица с огромными кострами или же фестиваль кораблей на реке Чепца. Каждый объект, разработанный в проекте, является необходимым элементом фестивализации, а это значит, что каждый из них уникален, эффектен, нацелен на произведение яркого впечатления на туристов».
  • zooming
    1 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    2 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    3 / 10
    Транспортная схема. Схема связи центра города с парком и городищем. Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    4 / 10
    Транспортная схема. Городская набережная и парк «Заречный». Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    5 / 10
    Фукнциональная сехма: городская набережная и парк «Заречный». Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    6 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    7 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    8 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    9 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    10 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects

Фестивали должны привлечь на первом этапе туристов, на втором инвесторов. Третий этап – самый интересный – по словам авторов проекта, должен быть связан с искренним и ненавязанным желанием людей остаться в городе и развивать его.

На набережной рядом с центральной площадью авторы предлагают два холма-амфитеатра, похожих на курганы и соединенных интригующими мостиками. В одном из холмов – культурно-образовательный центр, амфитеатр же образует оболочку его объема.
Концепция туристского кластера. Глазов 2020
© Архитектурное бюро MAYAK Architects
Концепция туристского кластера Глазов 2020
© Архитектурное бюро MAYAK Architects
Концепция туристского кластера. Глазов 2020
© Архитектурное бюро MAYAK Architects
Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Площадь
© Архитектурное бюро MAYAK Architects

Еще один пешеходный мост ведет отсюда на противоположный берег реки, в парк Заречный – с пятью прудами, соединенными каналами. Здесь помимо «тусовочной» зоны, детского аграрного парка, веревочного парка, ресторанов и прочего, запланированы американские горки, причем их мертвая петля проходит над водой, «что, конечно, добавит отдыхающим немало острых ощущений». В парке, как и в центре города, множество функций, а через реку Чепца возникает в конечном счете два пешеходных моста в дополнение к существующему автомобильному, ведущему к центральной площади.
  • zooming
    1 / 6
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Парк «Заречный», типология прудов
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    2 / 6
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Парк «Заречный». Смотровая башня с пирсом
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    3 / 6
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Парк «Заречный». Водонапорная башня
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    4 / 6
    Маяк с театром: вдохновлено Альдо Росси, 1980. Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Парк «Заречный»
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    5 / 6
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Парк «Заречный»
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    6 / 6
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Парк «Заречный»
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects

Проект предполагает «перспективную застройку»: один район восточнее центра, у набережной, с невысокими блокированными домами, и один – район коттеджей за городищем Индакар. Существующий парк в городище переосмысляется в виде длинного извилистого «пути», соединяющего достопримечательности и места различных активностей: «Главная ось основного маршрута представляет собой единую линию сложной геометрии».

«Очень важная составляющая концепции заключается в том, что каждый человек может не только посетить городище как турист, но и поселиться неподалеку, и своими руками выполнять весь спектр фермерских задач, какие только ему будут по душе. Результаты своего труда можно будет продать на местном рынке, или же приготовить на кухне, расположенной тут же», – уточняют авторы. Коттеджи за городищем – для путешественников.
  • zooming
    1 / 9
    Городище Индакар и коттеджный поселок. Транспортная схема. Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    2 / 9
    Городище Индакар и коттеджный поселок. Функциональная схема. Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    3 / 9
    Городище Индакар и коттеджный поселок. Точки притяжения. Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    4 / 9
    Городище Индакар и коттеджный поселок. Зона исторического поселения. Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    5 / 9
    Городище Индакар и коттеджный поселок. Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    6 / 9
    Городище Индакар и коттеджный поселок. Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    7 / 9
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    8 / 9
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    9 / 9
    Блокированная застройка на набережной. Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
***


2 место
Уфимский государственный нефтяной технический университет: Ариадна Авсахова, Арина Боровикова
Концепция туристского кластера. Глазов 2020
© Уфимский государственный нефтяной технический университет

Второй проект больше сосредоточен на развлекательной, собственно туристической функции – маршрутах, в которые входит город, местной идентичности, памятниках и музеях. Он рассматривает большую территорию, захватывая западную часть города – в частности, от западной границы до восточной границы территоии городища Индакар распространяется кольцо веломаршрута. Веерно-дуговую планировку города, которая столь удачно напоминает глаз, авторы кладут в основу логотипа своей концепции и предложенного ими туристического бренда, который включает, в числе прочего, мобильное приложение с путеводителем и квестами.
  • zooming
    1 / 11
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    2 / 11
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    3 / 11
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Целевые аудитории и их запросы
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    4 / 11
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Туристический маршрут
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    5 / 11
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Схема объектов культуры и развлечения
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    6 / 11
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Схема движения общественного транспорта
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    7 / 11
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Дизайн-код города
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    8 / 11
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Приложение города
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    9 / 11
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Проектная территория
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    10 / 11
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Площадки-удмуртские легенды как способ привлечения туристов
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    11 / 11
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Очереди строительства
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет

Отдельно предложены разнообразные МАФы, ларьки, остановки, скамейки. Сформулированы, на примере схем, остро напоминающих графику КБ «Стрелка», подходы к озеленению, благоустройству, дорогам, торговым точкам – говоря обобщенно, предложен дизайн-код всего города.
Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Университетское побережье
© Уфимский государственный нефтяной технический университет
Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Рыбацкая пристань
© Уфимский государственный нефтяной технический университет
Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Новые символы города Глазов
© Уфимский государственный нефтяной технический университет
Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Спортивный комплекс
© Уфимский государственный нефтяной технический университет

На набережной появляется огромное в масштабе Глазова колесо обозрения в виде символического, возможно немного даже слишком «глаза». Амфитеатры и многоярусные набережные присутствуют в изобилии, появляются и новые пешеходные мосты через реку. Отдельное внимание местные проектировщики уделили проблеме затопляемости территории вдоль реки, часть конструкций приподнята для весеннего половодья. В зоне набережной появляются гидрогенераторы электричества.
  • zooming
    1 / 8
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    2 / 8
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Мастер-план территории набережной
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    3 / 8
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Городская набережная сейчас
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    4 / 8
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Зонирование территории проектирования
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    5 / 8
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Общая взрыв-схема
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    6 / 8
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Основные принципы проектирования набережной
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    7 / 8
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Этапы реализации благоустройства набережной
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    8 / 8
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Этапы реализации благоустройства набережной
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет

Парк освоен менее интенсивно, чем у коллег из АБ MAYAK; его территория нанизана на зигзагообразный маршут пешеходного моста, который, по словам авторов проекта, претендует ни много ни мало на рекорд книги Гиннеса – самый длинный пешеходный мост (1520 м).

Территория городища, напротив, осваивается интенсивнее – здесь, в востчной части авторы предлагают соорудить филиал университета и студгородок.
  • zooming
    1 / 9
    Концепция туристского кластера Глазов 2020. Иднакар парк. Городище и прилегающие территории
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    2 / 9
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Культурно-туристический парк «Дондыдор»
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    3 / 9
    Концепция туристского кластера Глазов 2020. Мастер-план территории парка «Заречный» и площадки бывшей водонапорной башни
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    4 / 9
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    5 / 9
    Концепция туристского кластера Глазов 2020. Составные части проекта
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    6 / 9
    Концепция туристского кластера Глазов 2020. Площадка ТЭЦ
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    7 / 9
    Концепция туристского кластера Глазов 2020. Основные принципы проектирования парка «Заречный»
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    8 / 9
    Концепция туристского кластера Глазов 2020. Объекты развлечения и рекреации
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    9 / 9
    Концепция туристского кластера Глазов 2020. Объекты развлечения и рекреации на площадке «Водонапорная башня»0
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
***


3 место
«ПроектГрад», Екатеринбург: Анастасия Хромушкина , Олеся Гордейчук, Алена Лесная, Кристина Юдина, Виталий Гуляев, Анастасия Зуева
Концепция туристского кластера. Глазов 2020
© ПроектГрад

​Проект екатеринбургской команды деалает усиленный акцент на народной удмуртской культуре, также вспоминая о фестивалях, но преимущественно этнических, и рассматривая, как и команда, получившая второе место, точки притяжения туристов в широкой перспективе, глядя в числе прочего далеко за границы города. В итоге планы приобретают сходство со звездочками и цветами национальной вышивки и одновременно ортогональную жесткость, что неожиданно роднит проект с примерами планировок 1980-х – 1990-х годов.
  • zooming
    1 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Схема генерального плана проектируемой территории 1-4
    © ПроектГрад
  • zooming
    2 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Схема генерального плана проектируемой территории 5-8
    © ПроектГрад
  • zooming
    3 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Схема расположения территории структуре города
    © ПроектГрад
  • zooming
    4 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Транспортная инфраструктура
    © ПроектГрад
  • zooming
    5 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Архитектурные решения по наружному освещению на площадок
    © ПроектГрад
  • zooming
    6 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Схема очередности строительства площадок
    © ПроектГрад
  • zooming
    7 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Концептуальная схем а проекта
    © ПроектГрад
  • zooming
    8 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Концептуальная схем а проекта
    © ПроектГрад
  • zooming
    9 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Архитектурно-художественные элементы фирменного стиля
    © ПроектГрад
  • zooming
    10 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Описания проектных решений по улучшенпию туристского кластера Севера Удмуртской Республики
    © ПроектГрад

В проекте также присутствует колесо обозрения, большой луна-парк, американские горки, наряду с амфитеатрами и деревянными настилами набережных. Отдельное внимание уделено спортивному комплексу. Любопытен рассчет роста после реалзиации всех четырех очередей: 17 мрлд валовой выручки за 12 лет, 3,5 мрд рублей добавки налоговых поступлений – надо думать, за тот же период, +500 рабочих мест и увеличение туристического потока в 10 раз.
  • zooming
    1 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Зона тематического кафе и детских площадок
    © ПроектГрад
  • zooming
    2 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © ПроектГрад
  • zooming
    3 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Зона веревочного парка и выставочной аллеи
    © ПроектГрад
  • zooming
    4 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Парк аттракционов
    © ПроектГрад
  • zooming
    5 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Бывшая водонапорная башня
    © ПроектГрад
  • zooming
    6 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Парковая набережная
    © ПроектГрад
  • zooming
    7 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © ПроектГрад
  • zooming
    8 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Историко-культурный музей-заповедник УР Иднакар
    © ПроектГрад
  • zooming
    9 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Историко-культурный музей-заповедник УР Иднакар. Спортивно-оздоровительный комплекс, конно-спортивный комплекс
    © ПроектГрад
  • zooming
    10 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Жилой комплекс блокированной застройки
    © ПроектГрад

***
 
Организаторы конкурса:
Удмуртское региональное отделение Союза архитекторов России (УРООО СА России) при поддержке правительства Удмуртской республики,администрации г. Глазова, АО «ТВЭЛ», историко-культурного музея-заповедника Удмуртской Республики «Иднакар», центра культуры и туризма Глазовского района, Глазовского краеведческого музея. Заказчик: ООО НПФ «Трест Геопроектстрой».

Жюри конкурса: 
  • Елена Чугуевская, генеральный директор ОАО Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор», советник Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), профессор Международной академии архитектуры (МААМ).
  • Сергей Коновалов, глава города Глазова.
  • Ольга Арекеева, директор БУК ИКМЗ УР «Иднакар».
  • Александр Суслопаров, начальник управления архитектуры и градостроительства Администрации города Глазова.
  • Александр Зорин, председатель правления Удмуртского регионального отделения Союза архитекторов России, член правления Союза архитекторов России.
  • Николай Глазырин, член правления Удмуртского регионального отделения Союза архитекторов России.
  • Дмитрий Максимов, директор архитектурного бюро MADE GROUP, член правления Удмуртского регионального отделения Союза архитекторов России.
  • Владислав Поляков, директор архитектурного бюро «АП-ГРУПП», член правления Удмуртского регионального отделения Союза архитекторов России.
  • Данил Шевкунов, директор архитектурного бюро «Архстройинвест», член правления Удмуртского регионального отделения Союза архитекторов России.
  • Вячеслав Правдзинский, советник главы Удмуртской Республики по вопросам развития городской среды, исполнительный директор АНО «Центр развития дизайна, городской среды и энергосбережения УР».
Подробнее о конкурсе >

14 Июля 2020

Похожие статьи
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Антипольза побеждает
Десять участников спецпроекта NEXT на АРХ Москве представили свои работы-размышления на тему пользы. Молодое поколение демонстрирует усталость от эффективного менеджмента и декларирует: польза есть там, где за зданиями виден город и человек.
IAD Awards 2024
В нескольких номинациях премии International Architecture & Design Awards награды получили проекты российских бюро – рассказываем и показываем.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Для ментальной перезагрузки
По результатам архитектурного рейтинга-2023 в Новосибирске «Золотой капителью» отмечен проект бюро ГОРА – пешеходный мост на Бору. В стране ежегодно строится больше сотни пешеходных мостов – что представляет собой именно этот, борский?
Стеклянные грани
Продолжаем публиковать проекты, награжденные «Золотой капителью». В облике новосибирского ТЦ «Грани» не сразу читается функция торгового центра, так что жюри поупражнялось, придумывая ему прозвища: от динозавра до ёжика.
Антихрупкость
SA lab и Gonzo:Research&Art создали для Первой архитектурной биеннале в метавселенной Fragile Pavilion. Объект демонстрирует возможности архитектуры в цифровом мире и представляет коллекцию звуков и историй, которые необходимо взять с собой из прошлого в будущее.
Катарсис в Инчхоне
Шесть рукопожатий доведут до Кореи: заявка бюро Klauzura дошла до финала конкурса на концепцию музейного парка в Инчхоне, не в последнюю очередь – благодаря тому, что удалось найти местного архитектора, участие которого по условиям было необходимо.
Ровесники Древолюции
В этом году Древолюции – 20 лет, и многим ее участникам – примерно столько же. Главное же юбилейное новшество заключается в том, что практикум работал в деревне, отчасти – по заказу ее жителей. В Дмитровском, рядом с заводом «Обло», появилась летняя сцена, смотровая башня, мостки и прочая деревянная «паутина». Всех, как всегда, судило жюри.
Разгадка Ребуса
Публикуем проекты победителей и финалистов смотра-конкурса «Лучшие практики девелопмента в историческом центре: Концепции (стратегии) развития», итоги которого подвели на форуме «Ребус» в Казани. Лучшим признали проект реконструкции Красноярского театра от Wowhaus, причем (sic!) за сохранение модернистского здания. Спойлер: проект неплохой, но в нем не сохраняют старое здание.
Город беспилотных автомобилей
Архитектурная лаборатория SA lab в коллаборации с промышленным дизайнером Santiago Sánchez победила в международном конкурсе HACKCITY 100 MOVING PIXELS. Перед участниками стояла задача создать прототип города на основе ста беспилотных автомобилей.
Три стихии плюс
Проект, занявший 3 место на конкурсе по реконструкции театра оперы и балета имени Хворостовского, разработан консорициумом красноярского бюро А2 и московского МВ-Проект. Он, как и два предыдущих, сохраняет стены зала и коробки сцены, существенно обстраивая и расширяя театр. Основная тема – соединение трех, а на самом деле четырех стихий, это: камень, вода (стекло), воздух (металл) и дерево сибирское. Театр получает 3-ярусную подземную парковку, а расширяется в длину и в высоту, ради сохранения видовых лучей в сторону Николаевской сопки.
Технологии и материалы
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Сейчас на главной
Проекция квартала
В том, что дом Владимира Плоткина в составе «Садовых кварталов» будет самым модернистским из всех, особенно сомневаться не приходилось. Он таким и получился: в рамках дизайн-кода сочетает кирпич и белый камень, ритмически откликается на соседний дом «Остоженки», и в то же время аккуратно, но настойчиво проводит свою линию. Тут и проекция идеального состава городской застройки 14–9–6, которую можно найти прямо по соседству, и математический расчет, в том числе разного рода террас, а может быть, и единственное воспоминание о советском прошлом завода Каучук. И легкие белые «крестики».
Олива за углом
Ресторан в Екатеринбурге, над интерьером которого работало бюро ludi_architects, воспроизводит безмятежность нагретого солнцем итальянского дворика, затерянного в лабиринтах улиц. Лаконичные формы акцентируют внимание на материалах: тосканском травертине, необработанном мраморе, дереве и клинкерной плитке.
С белого листа
В детском саду в Ханчжоу по проекту бюро CLOU нет обилия ярких цветов: архитекторы рассматривают здание как нейтральный фон для игр и учебы малышей.
Эволюция теплицы
Дом по проекту архитектора Петра Першина в подмосковном Румянцево построен с антерсольным уровнем, витражами и специальным проходом для собаки.
Из детсада в сад
Опыт превращения заброшенного здания детского сада в комплекс доступного жилья в Ереване: проект Electric Architects.
Цветы и ячейки
По проекту DO buro на Площади Промышленности ВДНХ построен павильон для цветочной выставки. На временную деревянную конструкцию архитекторы предложили установить тент из разноцветных ромбов, созданный по подобию сети математика Пафнутия Чебышёва.
Пермское ар-деко
Жилой комплекс, построенный в центре Перми по проекту мастерской «ЛАД», сочетает выбранный заказчиком стиль ар-деко с мотивами из Пермского звериного стиля. Орнамент из травертина и краснокирпичные вставки подчеркивают связь с историческими зданиями города.
Позвоночник курорта
Бюро AIM Architecture спроектировало курортный комплекс «Хэйлунтань» в китайском городе Мэйшань. Все его сооружения соединены извилистыми переходами с общей деревянной кровлей с черепичным покрытием.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
Деревянный водоворот
Многофункциональная платформа по проекту индонезийского бюро RAD+ar на частном острове в Яванском море выстроена из вторично использованного дерева местных твердых пород.
Дерево в архитектуре: итоги 2024
Жюри V смотр-конкурса «Дерево в архитектуре» присудило главный приз коммерческому комплексу, построенному по проекту компании «Уникальные здания» в Одинцово. Также впервые вручался гран при за выставочный объект, его получила компания Ultralam. Знакомим читателей с этими и другими финалистами.
РАНХиГС 2024: архитектура виртуальной среды
Студия sintez.space представляет дипломные работы, выполненные на Кафедре дизайна и медиакоммуникаций Института общественных наук РАНХиГС под руководством Андрея Киселева и Сергея Шестопалова. Работы посвящены трансформация городской среды под влиянием развития технологий дополненной, виртуальной и смешанной реальностей.
Жилищный переворот
Бюро Philéas Architecture превратило бывшие корпуса инженерной школы Télécom Paris на юге Парижа в комплекс социального жилья, включающий доступные по арендной плате мастерские художников.
Предания старины
Занимаясь интерьером ресторана русской кухни во Владимире, Raimer Bureau не поскупилось на идеи: каждый уголок исторического здания заполнен фактурами, текстурами и авторскими объектами, что превращает обед или ужин в небольшое путешествие в глубину веков.
Domus Aurea
Рассматриваем дом Тессинский-1 Сергея Скуратова, завершенный в 2023 году. Расположенный в середине района Серебрянической набережной, на пересечении ее основных улиц, он берет на себя некую «узловую» роль: не только реагирует на все вокруг и не только сохраняет внутри себя много воспоминаний о заводе ЭМА, но сплетает это все в некий по-новому срежиссированный узор, примиряя яркое «золото» и темный кирпич, не в малой степени – с помощью нового, современно-архаичного кирпича Columba, который, если подумать, и есть тут самый драгоценный элемент.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Пресса: 14 молодых архитекторов, бюро и команд, о которых скоро...
По просьбе «Собака.ru» сооснователь АБ «Хвоя», куратор фестиваля «Архитектон» и вице-президент Санкт-Петербургского Союза архитекторов Георгий Снежкин делится мнением, кто из начинающих молодых архитекторов достоин внимания уже сейчас. Знакомьтесь, яркие представители архитектурной молодежной сцены! Они участвуют в проектировании кампусов по всей России (от Петербурга до Самары!) и в раскопках античного городища, открывают собственные бюро и архитектурный журнал, создают жилые дома на 3D-принтере, строят глэмпинг для Outline и готовят перформанс в рамках резиденции «Танец и архитектура» фестиваля Context.
Памяти Алексея Розенберга
Сегодня в 13:00 в церкви Нерукотворного Образа в Клязьме состоится отпевание Алексея Розенберга. Вспоминаем его архитектуру. Она была свободной, разнообразной, тонкой и узнаваемой.
Солярный символ
Жилой комплекс от бюро CEBRA расположен на месте старой паровой мельницы под Орхусом. Своей необычной формой он напоминает морскую звезду, нож для мясорубки или пиктограмму солнца.
«Изобретательность и разнообразие»
В коротком списке Премии Стерлинга-2024, отмечающей лучшее здание Великобритании, как и всегда соседствуют огромные и камерные проекты разных типов, например, реставрация музейного здания XIX века и линия городской железной дороги.
Труба Ленивца
Рассматриваем «Дом-Обелиск», спроектированный бюро KATARSIS и реализованный к Архстоянию 2023 года. Но доделан он был позднее – поэтому сейчас. Нам кажется, что с появлением Обелиска между домами временного пребывания в Никола-Ленивце выстроился диалог и внутренние связи. Они перестали соседствовать случайным образом. А вот почему так – смотрите в тексте.
Две ракушки
По проекту Ильи Гринберга на острове Бали построена вилла из бетона и стеклоблоков, план которой напоминает морскую раковину. Внутри прячется эффектная винтовая лестница и обращенные к океану террасы.
Ярко-желтый дом
Корпус HAUS 1 авторства бюро MVRDV в модернизированной киностудии Atelier Gardens в Берлине отмечен премией best architects 25 award в категории «Реконструкция и расширение».
СПбГАСУ 2024: Архитектурное и градостроительное наследие...
Серия работ бакалавров, выпускавшихся по специальности «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» в этом году, посвящена Калининградской области. Студенты предложили как масштабные градостроительные концепции, так и конкретные решения для отдельно взятых объектов.
Перископ у залива
Второе место в конкурсе на общественно-культурный центр в Петропавловске-Камчатском жюри присудило бюро ГОРА и М4. В предложении консорциума здание напоминает кашалота с детенышем или же перископ, линзы которого выхватывают из окружающего пейзажа самые эффектные виды.
МАРШ: Переосмысление времени
Показываем избранные проекты магистратуры под руководством Евгения Асса и Анвара Гарипова. Три работы. Тема магистрам 2024 года – «Переосмысление времени» – досталась самая самая заковыристая, но и свободная в то же время. Итак: отель на краю земли, реставрация в духе консерации, и физико-косметический подход к теме.
Красные магниты
Три проекта Алексея Гурова для Центрального парка культуры и отдыха имени Владимира Маяковского в Екатеринбурге: павильон для лыжников и йога-тренировок, смотровая площадка в виде ветки березы и афишная тумба.
Облачный сервис
В китайском Шэньчжэне вовсю идет строительство кампуса технологического холдинга Tencent. Авторы проекта застройки важнейшего, 4-го, участка – MAD Architects – показали фотографии уже вполне «оформившихся» корпусов.
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.