Татарстан как часть исламского архитектурного мира

Представляем лауреатов премии Ага Хана-2019. Одну из наград впервые в истории премии получил проект из России.

Автор текста:
Алина Измайлова

mainImg
Названы шесть лауреатов архитектурной премии Ага Хана: среди победителей впервые оказался российский проект. Международное признание получила программа развития общественных пространств Татарстана. Торжественная церемония награждения, кстати, прошла в Казани.

Премию по архитектуре в 1977 учредил Карим Ага Хан IV. Она вручается каждые три года за объекты, спроектированные для стран и регионов с преобладающим мусульманским населением, или же предназначенные конкретно для исламской диаспоры в неисламской стране. В 2019 к отбору допускались проекты, реализованные с начала 2012 года и до конца 2017-го. Призовой фонд премии составляет 1 млн долларов США, его поделят между всеми победителями.
 
Программа развития общественных пространств
Татарстан, Россия

Площадь застройки: 68 000 км2
Стоимость: 173 500 000 долларов США
Заказ проекта: 2015
Проектирование: февраль 2015 – по настоящее время
Строительство: май 2015 – по настоящее время*
*185 из 328 проектов были закончены в конце 2017 года, поэтому были допущены к участию в премии

Развитие общественных пространств Республики Татарстан. Вид сверху на бассейн, Альметьевск
© Ivan Petrov

До недавнего времени города и поселки в Татарстане роднило отсутствие мест, где могли отдохнуть и пообщаться простые горожане. После распада СССР люди покидали родные поселения и переезжали в более крупные, более перспективные города, а возвращение права на частную собственность позволило состоятельным лицам и предприятиям скупить большие участки земли в живописных местах, что лишило обычных жителей возможности провести время на природе.
Развитие общественных пространств Республики Татарстан. Терраса на пляже, Альметьевск
© Daniel Shvedov

Программа развития общественных пространств в Татарстане была создана для того, чтобы восстановить (или найти) индивидуальный облик каждого из населенных пунктов и вернуть местным жителям право на отдых в общественных местах. Практически на всех 328 благоустроенных пространствах – будь то пляж, парк, площадь или просто пешеходная дорожка – есть инфраструктура для культурных мероприятий. Использовать их можно круглый год, а не только летом. Разработка проектов общественных пространств шла при участии местных жителей. Немаловажно, что вывески, мебель, декоративные элементы и прочие компоненты были изготовлены силами местных производств.
Развитие общественных пространств Республики Татарстан. Вид сверху на Центральную площадь, Бавлы
© Lenar Gimaletdinov
Развитие общественных пространств Республики Татарстан. Детская площадка, поселок Богатые Сабы
© Daniel Shvedov
Развитие общественных пространств Республики Татарстан. В Горкинско-Ометьевском лесу, Казань
© Daniel Shvedov
Развитие общественных пространств Республики Татарстан. Площадь на Фестивальном бульваре, Казань
© Daniel Shvedov
Развитие общественных пространств Республики Татарстан. Амфитеатр в парке «Чёрное озеро», Казань
© Daniel Shvedov

Возрождение Мухаррака
Мухаррак, Бахрейн

Площадь участка: 330 000 м2
Стоимость: 110 000 000 долларов США
Заказ проекта: 2010
Проектирование: 2010 – 2013
Строительство: ведется с 2002 года
Сдача: не сдан

Возрождение Мухаррака. Общественная площадь
© Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden

Это проект по возрождению Мухаррака – города, внесенного в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Добыча жемчуга раньше имела важное значение для экономики Бахрейна, а Мухаррак считался столицей индустрии. Однако, после появления в 1930-х искусственного жемчуга, город пришел в упадок. Вместе с ним изменился и демографический облик Мухаррака: коренное население уехало, на смену ему пришли рабочие-мигранты.
Возрождение Мухаррака. Обновленный фасад дома Фахро
© Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden

Проект, который начался с восстановления и приспособления памятников архитектуры, перерос в комплексную программу под названием «Жемчужный путь». В ней участвует множество архитекторов, проектировщиков и исследователей из Бахрейна и других стран – в том числе, специалисты токийской мастерской Atelier Bow-Wow и швейцарский архитектор Валерио Ольджати. Одна из целей этой крупной затеи – сбалансировать демографический состав и через улучшение среды, создание культурных и общественных кластеров побудить семьи коренных мухарракцев вернуться.
Возрождение Мухаррака. Общественное пространство
© Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden

Программа предусматривает сохранение ряда архитектурных достопримечательностей, связанных с добычей жемчуга: от скромных домов ныряльщиков до богатых вилл предпринимателей и складов. Также запланировано обновление фасадов и строительство четырех новых зданий. Будут восстановлены башни ветра, которые раньше служили для «климат-контроля». При реконструкции используют – с оглядкой на оригинальные постройки – дерево и коралловый известняк, оставшийся от разрушенных домов. Для уличной мебели и фонарных столбов широко применяется венецианская мозаика, в составе которой частички раковин устриц. Сферические белые плафоны фонарей при этом напоминают драгоценные жемчужины.
Возрождение Мухаррака. Детали дома аль-Алави
© Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden
Возрождение Мухаррака. Зеленый павильон
© Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden
Возрождение Мухаррака. Проект
© Bahrain Authority for Culture & Antiquities

 
Образовательный проект «Аркадия»
Южный Канахор, Бангладеш
Архитектор: бюро Saif Ul Haque Sthapati

Площадь участка: 486 м2
Площадь основания здания: 274 м2
Стоимость 50 800 долларов США
Заказ проекта: ноябрь 2011
Проектирование: декабрь 2012 – декабрь 2014
Строительство: декабрь 2014 – февраль 2016
Сдача: март 2016

Образовательный проект «Аркадия». Общий вид на строения во время сухого сезона
© Aga Khan Trust for Culture / Sanndro di Carlo Darsa

Образовательный комплекс «Аркадия» предназначен для детей из неблагополучных семей. Однако для строительства учреждения был выбран не самый удачный участок: каждый год его заливает река, расположенная в нескольких метрах от здания. Во время сезона дождей – а это треть календарного года – вода поднимается на 3 метра.
Образовательный проект «Аркадия». Дети играют на террасе
© Aga Khan Trust for Culture / Sanndro di Carlo Darsa

Мастерская Saif Ul Haque Sthapati отказалась от агрессивного вмешательства в экосистему и не стала строить насыпи или домики на сваях. Архитекторы придумали «амфибийную конструкцию», которая в зависимости от сезонных условий может стоять на земле или плыть по воде.
Образовательный проект «Аркадия». Ребенок бежит по коридору
© Aga Khan Trust for Culture / Sanndro di Carlo Darsa

Площадку предварительно выровняли – при помощи подпорных стен из мешков с песков, грунтом, кирпичей. Сверху для амортизации положили отслужившие свое покрышки.
Образовательный проект «Аркадия». дети в классе
© Aga Khan Trust for Culture / Sanndro di Carlo Darsa

«Якорями» для зданий стали бамбуковые столбы, утопленные на глубину 2 метров. В автономных постройках располагаются три универсальных пространства, которые используются в основном как классные комнаты, а также офис, открытая платформа, санузел, септический резервуар и цистерна для воды. Доступ ко всем ним обеспечивает единый коридор. Строения выполнены из трех видов бамбука, а удерживаются они на плаву благодаря конструкции из старых 114-литровых стальных бочек.
Образовательный проект «Аркадия». Конструкция с использованными бочками
© Aga Khan Trust for Culture / Sanndro di Carlo Darsa

Материалы, которые пошли на «фундамент», «якоря» и кровлю, обработаны специальным химическим составом, что предотвращает их гниение. Остальные компоненты пропитали водоотталкивающей жидкостью, сделанной из местного фрукта гаабы – традиционный для Бангладеша метод. Практически вся работа проводилась самыми простыми инструментами, без участия электрооборудования (за исключением нескольких дрелей, питавшихся от батареек) и тяжелой техники.
Образовательный проект «Аркадия». План
© Saif Ul Haque Sthapati

 
Палестинский музей
Бирцейт, Палестина
Архитектор: Heneganh Peng Architects (архитектура) + Lara Zureikat (ландшафт)

Площадь участка: 40 000 м2
Площадь застройки: 3 085 м2
Площадь озеленения: 26 000 м2
Стоимость: 24 300 000 долларов США
Заказ проекта: декабрь 2011
Проектирование: март 2012 – апрель 2013
Строительство: апрель 2013 – апрель 2016
Сдача: май 2016

Палестинский музей. Вид на музей и земледельческие террасы
© Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden

Музей стоит на склоне гор, откуда открывается вид на Средиземное море. Он был создан для того, чтобы «развивать культуру диалога и терпимости» и популяризировать историческое наследие Палестины.
Палестинский музей. музей интегрирован в окружающий ландшафт
© Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden

Концепция проекта во многом основана на сельскохозяйственном прошлом местности. Так, очертания будущего музея определили террасы, которые крестьяне сооружали здесь для ведения земледелия.
Палестинский музей. Террасы как основной источник вдохновения архитектурных форм музея
© Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden

Здание в плане имеет форму двойного клина. Основные помещения для посетителей – вестибюль, выставочная зона, галерея, магазин, кафе и гардероб – находятся на уровне входа, что практически снимает необходимость в вертикальной циркуляции. Впадина в рельефе используется для размещения дополнительных удобств, включая магазины и образовательно-исследовательский центр. Для мощения дорог и облицовки фасада использовался известняк, добываемый в окрестностях Вифлеема. Здание отмечено «золотым» сертификатом LEED за применение устойчивых технологий строительства.
Палестинский музей. Снаружи сооружение обшито палестинским известняком
© Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden

В саду растут совершенно разные культуры: на периферии – пригодные в пищу, а более «изысканные» представители флоры посажены ближе к строениям.
Палестинский музей. Выставочный зал
© Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden
Палестинский музей. Выставочный зал
© Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden
Палестинский музей. План
© Heneghan Peng Architects

 
Корпус университета имени Алиуна Диопа
Бамбей, Сенегал
Архитектор: IDOM

Площадь застройки: 11 500 м2
Площадь основания: 6 895 м2
Открытый ландшафт (бассейны и каналы с дождевой водой): 4 316 м2
Стоимость: 6 700 000 долларов США
Заказ проекта: ноябрь 2012
Проектирование: февраль 2013 – сентябрь 2013
Строительство: май 2015 – декабрь 2017
Сдача: декабрь 2017

Лекторий в Университете имени Алиуна Диопа. Вид на рампу и фасад
© Aga Khan Trust for Culture / Chérif Tall

Университет имени Алиуна Диопа основали в 2007, и уже в 2012 пространство понадобилось расширить. В рамках этой кампании и был построен новый корпус. Здание разработано с учетом природно-климатических особенностей местности.
Лекторий в Университете имени Алиуна Диопа. Колоннада, которая поддерживает галерею
© Aga Khan Trust for Culture / Chérif Tall

Комплекс состоит из, собственно, лекционного зала на 500 мест, серии меньших аудиторий, трех лабораторий, десяти кабинетов и двух переговорных. Архитекторы намеренно объединили все помещения под одной крышей, а не стали раскидывать блоки по кампусу. Комнаты соединены между собой прямым длинным коридором.
Лекторий в Университете имени Алиуна Диопа. Галерея
© Aga Khan Trust for Culture / Chérif Tall

Здание является одноэтажным, но с северной стороны за счет наклонной крыши его высота достигает 10 метров. Южный фасад закрывает решетчатый экран длиной 203 м. Он сделан из перфорированных шлакоблоков, изготовленных местными мастерами. Стена – часть системы пассивного охлаждения, за этой завесой комфортно находиться даже при температуре 40°C.
Лекторий в Университете имени Алиуна Диопа. Классная комната
© Aga Khan Trust for Culture / Chérif Tall

Двойная крыша позволяет избежать попадания внутрь прямых солнечных лучей. Каждое помещение имеет собственный навес, над которым располагается единая теплоотражающая кровля. Она протянута по всей длине здания; с северной стороны конструкция расширяется, образуя гигантскую лоджию, которая отводит горячий воздушный поток.
Лекторий в Университете имени Алиуна Диопа. Лекторий
© Aga Khan Trust for Culture / Chérif Tall

На территории кампуса оборудованы каменные бассейны, заполненные гравием и растительностью, куда стекается дождевые потоки и отфильтрованные сточные воды. Смелые архитектурные решения в сочетании с традиционными методами строительства и принципами устойчивого развития свели к минимуму затраты на техобслуживание.
Лекторий в Университете имени Алиуна Диопа. Угол
© Aga Khan Trust for Culture / Chérif Tall
Лекторий в Университете имени Алиуна Диопа. План
© IDOM

 
Центр водно-болотных угодий «Васит»
Шарджа, ОАЭ
Архитектор: X-Architects (Дубай, ОАЭ)

Площадь участка: 200 000 м2
Площадь основания здания: 2 534 м2
Стоимость: 7 600 000 долларов США
Заказ проекта: 2012
Проектирование: 2012
Строительство: 2014 – 2015
Сдача: 2015

Центр водно-болотных угодий «Васит» С высоты птичьего полета
© X-Architects / Nelson Garrido

«Васит» – это национальный природный парк эмирата. С его помощью архитекторы преобразовали бывшую свалку в экосистемный водно-болотный заказник. Место пользуется большой популярностью у местных жителей и туристов.
Центр водно-болотных угодий «Васит». Входная рампа
© Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden

При проектировании комплекса архитекторы полагались на естественную топографию местности. Чтобы минимизировать визуальное вмешательство, они практически полностью «погрузили» строения в землю.
Центр водно-болотных угодий «Васит». Игра света и тени у входа
© Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden

Комплекс состоит из двух ключевых элементов, расположенных крест-накрест. В одном находятся служебные и административные помещения, другой представляет собой смотровую галерею, откуда можно наблюдать за птицами в почти естественной среде обитания: строение со всех сторон окружено вольерами. В третьем блоке, примыкающем к галерее с торца, находится кафе и многопрофильное пространство с видом на открытые заболоченные участки.
Центр водно-болотных угодий «Васит». Смотровая галерея
© Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden

Противостоять экстремально жаркому пустынному климату помогает хорошо изолированная крыша. Консольная стальная ферма в смотровой галерее позволила обойтись без внешних колонн и закрыть фасад бесшовным сплошным остеклением. Интерьер преднамеренно минималистичен – так, чтобы посетители полностью фокусировались на ландшафте и его обитателях. Единственным украшением являются, пожалуй, информационные дисплеи. Сплошной бетонный подоконник вровень с землей обеспечивает удобное место для наблюдения за птицами.
Центр водно-болотных угодий «Васит». Часть вольера
© Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden
Центр водно-болотных угодий «Васит». План
© X-Architects


30 Августа 2019

Автор текста:

Алина Измайлова
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Питеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Сейчас на главной
Деревянный рай
Один из кварталов в составе крупного и очень передового по многим параметрам района Асперн в Вене выстроен из дерева – как клееной, так и обычной древесины на бетонном каркасе, причем очень многие элементы конструкции – сборные, предварительно изготовлены на заводе.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства нового муниципалитета по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе. Сохраняется только один корпус 1965 года, который будет служить «входным порталом» нового комплекса.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО
Корпоративная пещера
Пекинское бюро Atelier Alter устроило в штаб-квартире компании Yingliang на юго-востоке Китая музей окаменелостей, найденных при добыче ею камня.
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.
Тучков буян: последняя пятерка
Вместе с финалистами конкурса на концепцию парка «Тучков буян», не вошедшими в призовую тройку, продолжаем мечтать о том, что могло бы появиться в центре Петербурга: дикий лес, новые острова, искусственный канал и много амфитеатров.