25.11.2010

Добрососедские отношения со средой

Объявлены лауреаты Архитектурной премии Ага Хана 2010.

информация:

«Школа-мост» в Сяши бюро Li Xiaodong Atelier. 2008
«Школа-мост» в Сяши бюро Li Xiaodong Atelier. 2008открыть большое изображение

Премия вручается раз в три года, и в этот раз представлено 11-е ее издание. Она присуждается проектам, тем или иным образом связанным с мусульманским миром (чаще всего, находящимся в его географических границах), отражающим его культурные ценности, принципы «зеленой» и, в целом, новаторской архитектуры, повышающим качество жизни людей, для которых они предназначены.

«Школа-мост» в Сяши бюро Li Xiaodong Atelier. 2008
«Школа-мост» в Сяши бюро Li Xiaodong Atelier. 2008открыть большое изображение

В этот раз особое внимание оргкомитета и главного жюри, куда вошли, помимо прочих, Аниш Капур и Жан Нувель, было уделено проблеме глобализации, связанным с ней положительным тенденциям (распространению передовых технологий и т. д.) и негативным аспектам, таким, как потеря культурной идентичности и гибель архитектурного наследия. Поэтому организаторы руководствовались при отборе победителей из 401 поданного проекта критерием внимательного, чуткого отношения к контексту — как к узкому, локальному, так и к более широкому, например, национальному или религиозно-культурному. По их мнению, работая в русле такого метода, архитектор может создать проект, гармонично взаимодействующий со средой — и природной, физической, и экономической, и социальной.

«Школа-мост» в Сяши бюро Li Xiaodong Atelier. 2008
«Школа-мост» в Сяши бюро Li Xiaodong Atelier. 2008открыть большое изображение

Среди лауреатов уже не первый раз — скромные (но при этом новаторские и действительно эффективные) проекты. В 2010 примером минимума средств и максимума результатов стала китайская «Школа-мост» в Сяши бюро Li Xiaodong Atelier, уже получившая в прошлом году премию начинающим архитекторам журнала «The Architectural Review». Сооружение из традиционных материалов перекинуто через делящую деревню надвое речку; под ним устроен пешеходный мост для жителей. Обращенные к разным берегам фасады школы можно использовать как подмостки для представлений. Таким образом, постройка стала полезна не только ученикам: она значительно улучшила жизнь всех селян.

Фабрика «Ipekyol» в Эдирне бюро EAA - Emre Arolat Architects
Фабрика «Ipekyol» в Эдирне бюро EAA - Emre Arolat Architectsоткрыть большое изображение

Качеству жизни, в частности, трудовой атмосферы посвящен другой проект-лауреат — текстильная фабрика «Ipekyol» в Эдирне в европейской части Турции бюро EAA - Emre Arolat Architects. Архитекторы объединили все функции постройки в едином подковообразном помещении, что позволяет как эффективно использовать пространство с производственной точки зрения, так и обеспечивает каждому сотруднику естественное освещение рабочего места и вид на природный ландшафт. Также было ликвидировано иерархическое разделение между административными и промышленными помещениями и устроены дополнительные зоны отдыха для рабочих.

Фабрика «Ipekyol» в Эдирне бюро EAA - Emre Arolat Architects
Фабрика «Ipekyol» в Эдирне бюро EAA - Emre Arolat Architectsоткрыть большое изображение

Музей Мадинат аз-Захра в Кордове мастерской «Nieto Sobejano Arquitectos» находится на месте расположения одноименного города-дворца 10 в. В нем размещены находки, сделанные в ходе еще продолжающихся археологических раскопок. Постройка, с одной стороны, вписана в ландшафт, с другой — ориентирована на план исчезнувшего дворца. Сдержанные формы и материалы, архитипические мотивы (внутренние дворы, галереи) способствуют успешному выполнению функций — исследовательского института, образовательного центра, выставочного зала — не отвлекая от исторического значения Мадинат аз-Захра.

Фабрика «Ipekyol» в Эдирне бюро EAA - Emre Arolat Architects
Фабрика «Ipekyol» в Эдирне бюро EAA - Emre Arolat Architectsоткрыть большое изображение

Гораздо масштабнее вышеперечисленных проект реконструкции «гиперцентра» Туниса — района застройки 19 – начала 20 вв. Ассоциации по охране Тунисской Медины (АОМ). В ходе него многие улицы были превращены в пешеходные зоны, общественные здания — отреставрированы и открыты для публики. Важно отметить, что речь идет о памятниках колониальной эпохи, и внимание к ним отражает современное, более взвешенное отношение к новейшему периоду истории Туниса.

Фабрика «Ipekyol» в Эдирне бюро EAA - Emre Arolat Architects
Фабрика «Ipekyol» в Эдирне бюро EAA - Emre Arolat Architectsоткрыть большое изображение

Но самым крупным из лауреатов этого года стал проект регенерации заболоченной долины Вади-Ханифа в окрестностях Эр-Рияда бюро «Moriyama & Teshima Planners» и инженеров «Buro Happold». При площади более 4 000 км2 она является уникальным природным объектом для этого засушливого региона, но на протяжении долгого времени она нещадно эксплуатировалась, что нанесло значительный вред ее экосистеме. После программы восстановительных мер долина была превращена в экологический заповедник и рекреационную зону; там были улучшены сельскохозяйственные угодья и создана экологически безопасная водоочистная станция для снабжения водой сельского и городского населения.

Музей Мадинат аз-Захра в Кордове мастерской «Nieto Sobejano Arquitectos»
Музей Мадинат аз-Захра в Кордове мастерской «Nieto Sobejano Arquitectos»открыть большое изображение

Специальную Премию Председателя, отмечающую жизненный вклад в изучение и развитие исламской архитектуры, получил французский исследователь Олег Грабар, сын выдающегося византиниста Андре Грабара. Олег Грабар (родился в 1929) — автор более тридцати научных трудов и более 100 статей. Он занимал должность директора Американской школы восточных исследований в Иерусалиме, был членом исполнительного комитета Американской академии искусств и наук, учредителем и редактором журнала «Мукарнас» и членом оргкомитета (1978-1988) и жюри (1989) Премии Ага Хана в области архитектуры, активно преподавал, был лауреатом профессиональных наград.

Музей Мадинат аз-Захра в Кордове мастерской «Nieto Sobejano Arquitectos»
Музей Мадинат аз-Захра в Кордове мастерской «Nieto Sobejano Arquitectos»открыть большое изображение
Музей Мадинат аз-Захра в Кордове мастерской «Nieto Sobejano Arquitectos»
Музей Мадинат аз-Захра в Кордове мастерской «Nieto Sobejano Arquitectos»открыть большое изображение
Реконструкция «гиперцентра» Туниса Ассоциации по охране Тунисской Медины
Реконструкция «гиперцентра» Туниса Ассоциации по охране Тунисской Мединыоткрыть большое изображение
Реконструкция «гиперцентра» Туниса Ассоциации по охране Тунисской Медины
Реконструкция «гиперцентра» Туниса Ассоциации по охране Тунисской Мединыоткрыть большое изображение
Проект регенерации заболоченной долины Вади-Ханифа в окрестностях Эр-Рияда бюро «Moriyama & Teshima Planners» и «Buro Happold»
Проект регенерации заболоченной долины Вади-Ханифа в окрестностях Эр-Рияда бюро «Moriyama & Teshima Planners» и «Buro Happold»открыть большое изображение
Проект регенерации заболоченной долины Вади-Ханифа в окрестностях Эр-Рияда бюро «Moriyama & Teshima Planners» и «Buro Happold»
Проект регенерации заболоченной долины Вади-Ханифа в окрестностях Эр-Рияда бюро «Moriyama & Teshima Planners» и «Buro Happold»открыть большое изображение
Проект регенерации заболоченной долины Вади-Ханифа в окрестностях Эр-Рияда бюро «Moriyama & Teshima Planners» и «Buro Happold»
Проект регенерации заболоченной долины Вади-Ханифа в окрестностях Эр-Рияда бюро «Moriyama & Teshima Planners» и «Buro Happold»открыть большое изображение

comments powered by HyperComments

ссылки:

другие тексты:

последние новости ленты:

Проект из каталога (случайный выбор):

Штаб-квартира Le Monde
Кристиан де Портзампарк, 2001 – 2005
Штаб-квартира Le Monde

Другие новости (зарубежные):

Проект из каталога (случайный выбор):

Торговый центр CentralPlaza
Мануэль Готран, – 2009
Торговый центр CentralPlaza

Технологии:

21.12.2017

Финт фасада

Благодаря фасадным кассетам Gradas исторический Центральный стадион в Екатеринбурге превратился в «Екатеринбург-Арену», где пройдут матчи Чемпионата мира по футболу-2018.
AkzoNobel , GRADAS , «Юкон Инжиниринг», Dulux
14.12.2017

«Рябь на воде»

Металлические панели от «ТехноДекорСтрой» имитируют водную поверхность, превращая любое здание в арт-объект, а интерьер – в живое и динамичное пространство.
ТехноДекорСтрой
другие статьи