Свет в окошке: попытка хронологии

Выставка «Российская архитектура 1989 – 2019. Новейшая эра» охватывает тридцать постсоветских лет, демонстрируя как общую хронологию, так и выбор экспертов – вещи, претендующие на статус лучших. Можно идти, изучать, учить даты и ахать над забытыми фактами.

mainImg
Попытка подвести итог свободного периода русской архитектуры, эпохи частных архитектурных бюро, которая наступила в конце СССР в 1989 году и продолжается по сей день, – большое событие. Открылся сайт, к середине июня планируется книга. За условную точку отсчета принят 1989 год – момент создания первых ПТАМ, первых частных архитектурных мастерских при московском союзе архитекторов.

Инициаторы и кураторы выставки – братья Андрей и Никита Асадовы. «Я подумал: в этом году нашей мастерской исполняется 30 лет, существенная дата, надо бы как-то это отметить, суммировать все и обобщить. Но невозможно сделать это без взгляда на процесс в целом. Поэтому мне особенно нравится, что в хронологической части нам удалось сопоставить архитектурные события с политическими в России и в мире. Кроме того, это не только выставка, а прежде всего исследование», – подчеркивает Андрей Асадов. И надо заметить, впервые руководителю архитектурной мастерской, одной из ведущих, пришло в голову отметить не свой юбилей, а всех вообще. Это примечательно.

Исследование: подбор проектов и сюжетов, а затем опрос трехсот экспертов, людей по всей стране, так или иначе связанных с процессом становления современной российской архитектуры, – провели Юлия Шишалова и Елена Петухова. Они же записали несколько десятков видеоинтервью, которые можно увидеть на первом и третьем этажах Флигеля-Руины в виде «говорящих голов».
Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
Фотография: Архи.ру
Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
Фотография: Архи.ру

На открытии во дворе Музея архитектуры присутствовал весь архитектурный бомонд, кроме тех, кто не смог приехать из других городов. Директор музея Елизавета Лихачева говорила о долге искусствоведа подводить итоги. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов возразил ей в том смысле, что всё только начинается, и российская архитектура сейчас лучше представлена на международных фестивалях (вспоминается WAF) и начала побеждать в международных соревнованиях (как тут не вспомнить парк «Зарядье»). Александр Кузьмин, бывший главным архитектором Москвы в 1996-2010, прочел шуточное стихотворение о непростых отношениях со строительным комплексом и его начальством. Андрей Боков, экс-президент Союза архитекторов России, сейчас глава МААМ, вспомнил 1989 год, когда Борис Ельцин, тогда еще не президент, собрал молодых архитекторов и дал зеленый свет так называемым кооперативам, которые позже превратились в частные архбюро.

Итак, на первом этаже представлена «река времени» – ее пока смонтировали не до конца, но на днях обещают доделать. Хронология начинается с боковского Музея Маяковского, который действительно стал в 1987 году бомбой – первым произведением стиля деконструкции в России, тогда еще СССР. И дальше все яркие моменты российской архитектурной летописи: банк «Гарантия» Александра Харитонова и Евгения Пестова в Нижнем, Московский Международный банк Александра Скокана, здание на Новинском бульваре Дмитрия Бархина и на Страстном бульваре Николая Лызлова, Помпейский дом Михаила Белова, и так далее. Помимо построек и архитекторов отмечены критики, журналы, сайты, телепередачи, премии. Всё с комментариями – текстовые цитаты видеоинтервью фигурируют в timeline.
  • zooming
    1 / 5
    Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 5
    Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 5
    Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 5
    Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 5
    Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру

Сопоставление с общественно-политическими событиями, среди которых старт iPhone и расстрел студентов на площади Тяньаньмэнь, колебания курса рубля к доллару и прочее даны мелковатой фиолетовой строкой, но если в нее всмотреться, становится и впрямь очень интересно. Что-то поражает: к примеру видим, что в один год основан Google и тело Николая II перенесено в Петропавловский собор (1998, заодно и год дефолта). Пожар Останкинской башни и гибель подлодки «Курск» совпадают с началом опытов по клонированию человека (2000, заодно и год начала правления нынешнего президента РФ). В наше время параллельная хронология, конечно, не сюрприз, ее можно найти в том самом Гугле, но сопоставлять события – дело увлекательное, так вот ходишь и ахаешь, неужели «Поколение П» Пелевина вышло в 1999 году? Казалось, что раньше... А нет, раньше это был Фаулз... Ну и так далее. То же самое и с постройками – со временем наши субъективные представления о хронологии смещаются, что-то, кажется, было очень давно, а что-то недавно. Выставка восстанавливает справедливость и заставляет взглянуть на очень знакомое иначе, как на цепочку фактов.

Двадцать семь построек, показанных на втором этаже – crème de la crème всех тридцати лет, отобранные, как уже было сказано, в результате голосования трехсот опрошенных. Те, кто набрал 80-100 голосов, попали в самые главные. Кстати, на хронологической ленте статусы тоже отражены – размером и количеством картинок, что честно и дотошно изложено в ее начале. Что провоцирует поиск несоответствий: банк «Гарантия» в Нижнем Новгороде Александра Харионова и Евгения Пестова показан вроде бы крупной картинкой, а наверху его нету. Несоответствий не так уж много, а работа проведена большая, можно их и не замечать. Но то, что нижегородская школа наверху, среди небожителей, не представлена, жалко.

Все «небожители» представлены инсталляциями, которые образуют на втором этаже «сад скульптур», между которыми можно бродить, наслаждаясь разнообразием подачи и очевидным талантом авторов. Выше, с третьего этажа свисают ленты-«хоругви» с информацией об избранных проектах. Пониже, ближе к глазам наблюдателя – названия, даты и авторы, над ними картинки, кверху они укрупняются, где-то превращаясь во фрагменты – как будто бы растворяются в пространстве-времени, уходят в небеса. Отчего с балкона третьего этажа мы видим нарезку лент, обрывки самого лучшего по версии данной выборки. Так что наверху – этакий рай для архитектурных произведений. Внизу вся хронология и максимум материала (обещано, что в книге, которая будет издана к концу выставки, теперь все чаще так делают, будет все это или еще больше). Выше – отобранные проекты, представленные пластической материализацией их главных идей, еще выше – их фрагментированные «души».
  • zooming
    1 / 6
    Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 6
    Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 6
    Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 6
    Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 6
    Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 6
    Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру

Иных уж нет – «Павильон водочных церемоний» Александра Бродского на Клязьме разобран, впрочем, недавно его воспроизвели «далече», на выставке в Цюрихе. А есть и совсем свежие – усадьба Клаугу Муйжа Тотана Кузембаева, недавний лауреат «Золотого сечения» – в виде похожей на осьминога деревянной модели с хвостами ржавой арматуры, обозначающей, по-видимому, «корни» любого проекта. Дополненной очками VR-реальности, надев которые, погружаешься в процесс созидания дома и полета его частей в пространстве. Объекты Бродского и Кузембаева оказываются на двух полюсах хронологии, две работы «бумажных» архитекторов, одна вилла в Латвии, она как будто показывает всем этакую «козу» из красивого полированного дерева, другой – как фонарь, который «во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин. 1:5)». Рядом крест из окон гаража Николая Лызлова, которому смотрители выключают лампочку, потому что она светит в глаза входящим. Но можно подойти и включить. Вместе получается довольно метафизично. Учитывая привычку воспринимать хорошую архитектуру как свет в окошке – довольно точно.
  • zooming
    1 / 12
    Александр Бродский. Павильон водочных церемоний. 2008. Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 12
    Александр Бродский. Павильон водочных церемоний. 2008. Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 12
    Александр Бродский. Павильон водочных церемоний. 2008. Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 12
    Александр Бродский. Павильон водочных церемоний. 2008. Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 12
    Александр Бродский. Павильон водочных церемоний. 2008. Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 12
    Александр Бродский. Павильон водочных церемоний. 2008. Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    7 / 12
    Тотан Кузембаев. Усадьба Клаугис. 2018. Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    8 / 12
    Тотан Кузембаев. Усадьба Клаугис. 2018. Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    9 / 12
    Тотан Кузембаев. Усадьба Клаугис. 2018. Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    10 / 12
    Тотан Кузембаев. Усадьба Клаугис. 2018. Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    11 / 12
    Николай Лызлов. Гараж на 9 Парковой улице. 2001-2004. Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    12 / 12
    Николай Лызлов. Гараж на 9 Парковой улице. 2001-2004. Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру

Несложно заметить, что девяностым в числе 27 избранных построек досталось всего три «места»: музей Маяковского, технически более ранний, 1987-1988, и неизбежный как стартовая точка; здание Инфобанка Алексея Бавыкина 1996-1997 и дом, построенный Владимиром Плоткиным в проезде Загорского 1998-1999. Вещи достойные, дом в проезде Загорского так и вообще едва ли единственный в истории наших тридцати лет пример типологического эксперимента в области жилья. Но – это девятая (!) часть общего объема. То ли и впрямь нечего показать? То ли эксперты, осознанно или нет, но отталкиваются от девяностых как «лихих» или уже устаревших. Не зря ли?
  • zooming
    1 / 3
    Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 3
    Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 3
    Алексей Бавыкин. Здание Инфобанка, 1 очередь, 1996-1997. Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру

Если рассматривать количество зданий-фаворитов за два следующих десятилетия: 2009-2019, то получится в среднем по одному в год, с одним всплеском, который приходится примерно на вторую половину 2000-х, перед кризисом и сразу после него, учитывая проекты «заснувшие» и затем доделанные. Иными словами, наша архитектура периода свободной производит – если считать очень грубо – одно заметное здание в год. Из них не в Москве меньше трети, если считать не-Москвой Никола-Ленивец и Барвиху, что не вполне так. Не-московских архитекторов три: Никита Явейн и Евгений Герасимов представляют Петербург, а Дэвид Аджайе выступает в роли европейского варяга, одного из первых, кто построил заметное здание. Если считать жанры и типологию, то 8 музеев, 4 жилых комплекса, 3 офисных, 2 моста, если считать шутливый полумост, 2 учебных заведения, одно школа Сколково, другое интернат в Кожухово, 1 театр (в Барвихе), 1 больница, 1 станция метро, 1 гараж. Шесть реконструкций, если считать музей Маяковского. Музейная типология и тема реконструкции в экспертных приоритетах лидируют, что, в общем-то, понятно. И ни одного парка нет, вот что.

На выставке тридцать лет никак не поделены на периоды, создавая ощущение сплошного потока, а на сайте деление есть – на три ровные части, по 10 лет. Историки не любят дробление хронологии по десятилетиям из-за его условности, предпочитая хронологию по правлениям, обусловленную реальными историческими событиями, но с данном случае получилось, пожалуй, скорее правильно: первая часть это Ельцин до Лужкова и с Лужковым, вторая Лужков с Путиным (даже удивительно, как долго), третья Путин без Лужкова. Получилось ровно по десять лет, тут исторические закономерности сыграли на руку.

Разумеется очевидно, что реалии до некоторой степени «подогнаны» под выставку исходя из ограничений пространства и нежелания показывать среди избранных сразу несколько работ одного архитектора или бюро, что было бы несправедливо по отношению к остальным. Надо учитывать и эмоциональную составляющую голосования экспертов, вовлеченных в процесс, хотя предел статистики – 100 опрошенных, – в данном случае пройден с неплохим отрывом.

Итак, погружаясь в эмоциональную часть выставки видим, что прием авторских инсталляций, пожалуй, по-прежнему лучший, его наше сообщество осваивает уже лет 20, упорно, хотя и не вполне успешно, пытаясь расстаться с традиционным представлением работ в виде планшетов. К слову сказать нечто подобное произвел куратор Илья Мукосей на завершившейся вчера Арх Москве: заменил планшеты инсталляциями. Как там, так и здесь кто-то показал красивый макет, кто-то предложил более обобщенную скульптуру, в массой переходных вариантов. Евгений Асс, представляя свою реконструкцию нижегородского Арсенала, ограничился красной точкой на полу и лентой с графитовой тенью кирпича на стене. Мы когда-то таким карандашным методом снимали с кирпичей отпечатки клейм.
  • zooming
    Евгений Асс. Реконструкция Арсенала в Нижнем Новгороде. 2015. Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    Евгений Асс. Реконструкция Арсенала в Нижнем Новгороде. 2015; Тотан Кузембаев, усадьба Клаугис. 2018. Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру

Один из модных современных способов показать основную мысль здания – подчеркнуть его характерную черту, желательно орнаментальный мотив, как, например, кружочки: Ельцин центр и станция метро «Солнцево» таким образом перекликаются между собой, будучи еще и рядом.
  • zooming
    1 / 3
    Станция метро «Солнцево». Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 3
    Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 3
    Борис Бернаскони. Президентский центр им. Бориса Ельцина. 2011-2015. Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру

Вариант, напротив, скорее традиционный – показать макет. Сергей Скуратов выставил фрагмент «Садовых кварталов» в хорошей и крупной 3D-печати. Что позволяет разглядеть и детали, кирпичи, и многоярусную структуру стилобата.
  • zooming
    1 / 7
    Сергей Скуратов. ЖК Садовые кварталы. 2015. Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 7
    Сергей Скуратов. ЖК Садовые кварталы. 2015. Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 7
    Сергей Скуратов. ЖК Садовые кварталы. 2015. Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 7
    Сергей Скуратов. ЖК Садовые кварталы. 2015. Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 7
    Сергей Скуратов. ЖК Садовые кварталы. 2015. Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 7
    Сергей Скуратов. ЖК Садовые кварталы. 2015. Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    7 / 7
    Сергей Скуратов. ЖК Садовые кварталы. 2015. Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру

Живописный мост на макете украшает преломляющий свет хрусталик, обозначающий ресторан, которого первоначально в проекте не было, который был подвешен в арке по воле мэра Юрия Лужкова и оказался, кажется, довольно неэффективным.
  • zooming
    1 / 3
    Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 3
    Живописный мост. Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 3
    Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру

Можно превратить макет в скульптуру разной степени абстрактности. Отличная инсталляция-зеркало получилась у «Остоженки» из «Пингвина», она работает на интерьер, отчасти берет на себя функцию кривого зеркала, что, если вдуматься, довольно интересно. С исподней, вогнутой стороны зеркала – несколько льдин и один пингвин, его обязательно надо заметить. Все целиком зеркало «Пингвина» можно поначалу вообще пройти мимо, хотя на пространство оно влияет довольно существенно, изгибая его на глазах посетителя.
  • zooming
    1 / 5
    Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 5
    Дом «Пингвин», административное здание на 1-й Брестской улице. АБ «Остоженка». 2004. Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 5
    Дом «Пингвин», административное здание на 1-й Брестской улице. АБ «Остоженка». 2004. Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 5
    Дом «Пингвин», административное здание на 1-й Брестской улице. АБ «Остоженка». 2004. Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 5
    Дом «Пингвин», административное здание на 1-й Брестской улице. АБ «Остоженка». 2004. Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру

Скульптурами представлены эстетский музей коньяка в Черняховске TOTEMENT / PAPER, Клаугу Муйжа Тотана Кузембаева, Novatek от SPEECH, одно из ранних реализованных офисных зданий этого бюро. Отдельная тема – скульптуры из ржавого металла, одна – у театра Юрия Григоряна, другая, к сожалению менее выразительная, представляет музей «Куликово поле». Временами степень обобщения усиливается, как в трубах цеха «Высота 239», которые перекликаются с красной точкой Евгения Асса до такой степени, что поначалу даже и неясно, кто здесь кто.
  • zooming
    1 / 10
    Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 10
    Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 10
    Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 10
    Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 10
    Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 10
    Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    7 / 10
    Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    8 / 10
    Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    9 / 10
    Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    10 / 10
    Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру

Технически продвинутый путь – начинить скульптуру-макет электроникой. Максимальной цифровизации достигли ABD architects: они поместили в свой объект стеклянную призму с объемной проекцией, а в кармашке рядом деревянные мини-конструкторы, которые можно унести с собой, и еще рядом экран с презентацией проекта. Таким же образом, встроенным экраном в двух «змеиных головах» показан Дом у моря. Фрагмент проекта реконструкции Генерального штаба «Студии 44» снабжен вереницей кнопок, которые запускают в движение механизм и подсветку: они того же цвета, что и постамент и выглядят технически, так что не забудьте нажать, без автоматики качественный деревянный макет «Студии 44» выглядит вещью в себе.
  • zooming
    1 / 11
    Студия 44, Никита Явейн. Музейный комплекс Эрмитажа в восточном крыле Главного штаба. 2014. Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 11
    Студия 44, Никита Явейн. Музейный комплекс Эрмитажа в восточном крыле Главного штаба. 2014. Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 11
    Студия 44, Никита Явейн. Музейный комплекс Эрмитажа в восточном крыле Главного штаба. 2014. Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 11
    Выставка Российская архитектура. Новейшая эраБизнес-центр «Белая площадь», ABD architects, 2009. Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 11
    Бизнес-центр «Белая площадь», ABD architects, 2009. Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 11
    Бизнес-центр «Белая площадь», ABD architects, 2009. Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    7 / 11
    Бизнес-центр «Белая площадь», ABD architects, 2009. Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    8 / 11
    Бизнес-центр «Белая площадь», ABD architects, 2009. Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    9 / 11
    Бизнес-центр «Белая площадь», ABD architects, 2009. Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    10 / 11
    Евгений Герасимов, Сергей Чобан. Дом у моря. 2008. Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    11 / 11
    Евгений Герасимов, Сергей Чобан. Дом у моря. 2008. Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру

«Римский дом» Михаила Филиппова – единственный из классиков, прорвавшийся на второй этаж (вместо макета архитектор представил свою программную графическую работу, изображающую две лестницы – в небо и в ад).
Слева: Новатек, SPEECH, справа графика Михаила Филиппова. Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
Фотография: Архи.ру

Не все макеты прибыли вовремя, некоторые задержались, как знаменитая школа-интернат в Кожухово бюро ATRIUM, их можно будет увидеть при посещении дискуссионной программы.

Бюро ASADOV, инициаторы выставки, выступили в социально-этическом ключе, подчеркнув таким образом значимость своей работы – на стенде, интерпретирующем разноцветные формы детского центра Гематологии на Ленинском проспекте, показали фотографии детей, врачей и поделки пациентов.
  • zooming
    1 / 5
    Александр и Андрей Асадовы. Федеральный научно-клинический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии. 2011. Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 5
    Александр и Андрей Асадовы. Федеральный научно-клинический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии. 2011. Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 5
    Александр и Андрей Асадовы. Федеральный научно-клинический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии. 2011. Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 5
    Александр и Андрей Асадовы. Федеральный научно-клинический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии. 2011. Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 5
    Александр и Андрей Асадовы. Федеральный научно-клинический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии. 2011. Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
    Фотография: Архи.ру

Наринэ Тютчева, чей проект реконструкции Флигеля-руины также вошел в число «главных», выставила одну фотографию – к чему сложности, само по себе ее пространство – экспонат, и еще какой, с красивым светом и атмосферным пространством, но без недостатков Руины в том ее виде, в каком выставочный зал открылся при Давиде Саркисяне, во всяком случае, ногу теперь не сломаешь.
Выставка Российская архитектура. Новейшая эра
Фотография: Архи.ру
***

Судить, анализировать и делать выводы в недальней перспективе, когда журналистика едва сменяется архивом, довольно сложно. Материал – живой и состоит во многом из воспоминаний ныне живущих. Выставка – еще один шаг к его осмыслению, попытка подвести промежуточный итог, подобная проекту drumsk.ru Николая Малинина. Или, в отношении «лужковской» архитектуры, книга Дарьи Парамоновой про «грибы». Задача и важная, и ответственная, ведь такие срезы-воспоминания-резюме современников затем складываются в определенную копилку и формируют основу представлений о времени, этапах, периодах и эпохах. До того момента, когда появится въедливый, трудолюбивый и объективный историк, найдет какие-то документы, признает невосполнимой потерю других, предложит переоценку... Или, наоборот, критик, приверженец какого-нибудь нео- или пост- найдет в этом времени что-то созвучное себе и в корне – на время – изменит представления о нем. И так до бесконечности.

Возможно, то, что авторы проекта избегают оценочных суждений – верный ход. Правильная позиция: подать все как воспоминание. Но и не совсем так, отбор-то произведен, теперь многие запомнят, что 30 лет представляли вот эти вещи, а не другие. Почему, к примеру, Алексей Бавыкин представлен Инфобанком, а не домом в Брюсовом переулке? Ответ простой, демократический: по результатам голосования. Но и еще – в таком случае в девяностых остался бы, строго говоря, один объект, а это не дело. И все же очевидно, что выставка «высвечивает» те вещи, которые принято ассоциировать со «светлой стороной» постсоветской архитектуры, с лучшим из лучших – в этом смысле фонарь Александра Бродского мог бы стать ее символом: светится, а что внутри, не очень ясно, кто там сидит, газету читает... Кроме того выставка показывает предпочтения экспертов, тех самых «читающих газету» товарищей.

Несложно заметить и то, что «новейшая эра» в названии звучит как-то громковато. В современной исторической хронологии Новейшее время принято начинать с 1901, 1917, 1918, 1945 годов, оцените разброс. И какая же она эпоха, всего-то тридцать лет? Но наступила или нет, а с тем, что постсоветское время – рубеж, никто не спорит. Да и тридцать лет, с другой стороны, время немалое, пора начинать сортировать и обобщать.

Список 27 объектов, отобранных экспертами проекта «Новейшая эра»: 
  1. Музей Маяковского на Лубянке, Андрей Боков, МНИИПОКОСиЗ, 1989
  2. Алексей Бавыкин, здание Инфобанка на проспекте Вернадского, 1997
  3. ЖК в проезде Загорского, Владимир Плоткин, ТПО «Резерв», 1999
  4. Павильон водочных церемоний, Александр Бродский, 2004
  5. Гараж на 9-й Парковой улице, Николай Лызлов, АМ Лызлова, 2004
  6. Дом «Пингвин», административное здание в 1-м Брестском переулке, АБ «Остоженка», 2004
  7. Римский дом, Михаил Филиппов, 2005
  8. Полумост надежды, Тимур Башкаев, АБТБ, фестиваль Архстояние, 2006
  9. Интернат в Кожухово, Вера Бутко и Антон Надточий, Atruim, 2007
  10. Мост «Живописный», Николай Шумаков, Метрогипротранс, 2007
  11. Дом у моря, Сергей Чобан и Евгений Герасимов, 2008
  12. Театр Mercury в Luxury village, Юрий Григорян, Меганом, 2008
  13. Реконструкция Бахметьевского гаража, Алексей и Наталья Воронцовы, бюро АБВ, 2008
  14. Бизнес-центр Белая площадь, Борис Левянт, ABD architects, совместно с APA Wojciechowski Architekci, 2009-2010
  15. Кампус московской школы управления «Сколково», Давид Аджайе совместно с «А-Б студия», 2010
  16. Цех «Высота 239» Челябинского трубопрокатного завода, Владимир Юданов, бюро Ё-программа, 2009-2011
  17. Федеральный научно-клинический центр детской гематологии, онкологии иммунологии, Александр и Андрей Асадовы, ASADOV, 2007-2011 
  18. Офисное здание Novatek, Сергей Чобан, Сергей Кузнецов, SPEECH, 2011
  19. Реконструкция восточного крыла Главного штаба для Государственного Эрмитажа, Никита Явейн, Студия 44. 2008-2014
  20. Президентский центр имени Бориса Ельцина в Екатеринбурге, Борис Бернаскони, BERNASKONI, 2011-2015
  21. ЖК «Садовые кварталы», Сергей Скуратов, 2015
  22. Филиал ГЦСИ в Нижнем Новгороде, Арсенал, Евгений Асс, архитекторы Асс, 2015 
  23. Музей и хранилище коньяка завода «Альянс», Левон Айрапетов, Валерия Преображенская, TOTEMENT / PAPER, 2016 
  24. Музей Куликово поле, Сергей Гнедовский, Архитектура и культурная политика ПНКБ, 2016
  25. Реконструкция Флигеля-Руины. Наринэ Тютчева, 2017
  26. Станция метро Солнцево, Дмитрий Овчаров, NEFA architects, 2018 
  27. Усадьба Клаугу Муйжа, Тотан Кузембаев, Totan, 2018 
Выставка продлится до 16 июня.

20 Мая 2019

Похожие статьи
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Город палимпсест
Довольно интересно рассматривать известные проекты в процессе их жизни. «Городу набережных» Максима Атаянца сейчас – 15 лет от замысла и 9 лет от завершения строительства. Заехали посмотреть: к качеству много вопросов, но, что интересно – архитектурные решения по-прежнему неплохо «держат» комплекс. Смотрите картинки.
Орел шестого легиона
С сегодняшнего дня в ГМИИ открыта выставка, посвященная Риму. В основном это коллекция гравюр и античной пластики Максима Атаянца – очень большая, внушительная коллекция, дополненная, как хороший букет, вещами из музейного хранения. Как она скомпонована и зачем туда идти – в нашем материале.
Петербургский коллаж
Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра» расширена петербургским контентом. Предлагаем впечатления о ней и архитектурном процессе последних тридцати лет из первых рук – от участников.
Новейшая эра
В июне в Музее архитектуры презентована книга-исследование, посвященная ближайшим тридцати годам развития российской архитектуры. Публикуем фрагмент книги.
Технологии и материалы
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
Сейчас на главной
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.