10.10.2016

Романтический вызов ландшафту

Архитектурная программа норвежских «Национальных туристических маршрутов» предлагает необычный в своей дерзости подход к природному окружению.

информация:


Современная любовь к природе – даже к самым грандиозным ее, природы, проявлениям – имеет покровительственный оттенок, ее главный посыл – окружающую среду надо беречь, что, конечно, оправдано: хозяйственная деятельность человека приобрела такие масштабы, что, кажется, только стихийные бедствия ею не затронуты. Тают ледники, загрязнен мировой океан, горы порой срыты до уровня земли в погоне за полезными ископаемыми – этот список можно продолжать. В таких условиях нетронутый людскими руками уникальный или просто живописный ландшафт нередко превращается в ценную туристическую достопримечательность, однако – со всей осторожностью. Необходимая инфраструктура скромна по форме, сливается с местностью или даже спрятана под землю, а человек играет роль ответственного, пусть и восторженного, наблюдателя, сокращающего свое влияние на среду всеми возможными способами.
 
Слева: К.Д. Фридрих. «Странник над морем тумана». 1818. Справа: смотровая площадка над дорогой Тролльстиген © Reiulf Ramstad arkitekter
Слева: К.Д. Фридрих. «Странник над морем тумана». 1818. Справа: смотровая площадка над дорогой Тролльстиген © Reiulf Ramstad arkitekterоткрыть большое изображение

На фоне этого подчеркнуто бережного подхода неожиданно выглядят сооружения «Национальных туристических маршрутов», охватывающих западную Норвегию и часть ее северного побережья. Смотровые площадки, зоны отдыха, мосты, арт-объекты бросают вызов ландшафту, как будто еще продолжается время романтизма, и цель любого путешественника – покорять, а не любоваться. Даже сами эти постройки напоминают «странника над морем тумана» с одноименного полотна Каспара Давида Фридриха – к примеру, панорамная платформа над дорогой Тролльстиген, сооружение из стали кортен архитектора Рейульфа Рамстада. Сходство усугубляется тем, что грандиозная долина Румсдален под ней точно так же нередко закрыта туманом, как Эльбские горы на картине Фридриха.
 
Рейульф Рамстад. Смотровая площадка над дорогой Тролльстиген на одноименном маршруте. Фото © Jarle Wæhler / Statens vegvesen
Рейульф Рамстад. Смотровая площадка над дорогой Тролльстиген на одноименном маршруте. Фото © Jarle Wæhler / Statens vegvesen

Однако такой метод не кажется старомодным, напротив, это единственный выход для авторов проектов: лишь мощный архитектурный жест позволяет этим постройкам не потеряться в титаническом масштабе норвежских пейзажей. В этом ландшафте нет ощущения антропогенности, что так характерно для значительной части Европы, где бесконечные труды человека приручили холмы и долины. В горах и у фьордов Норвегии, напротив, время остановилось: они выглядят почти так же, как век или тысячелетие назад. И, как и в прошлом, архитектура в таком окружении – вызов прекрасной, но суровой природе.
 
Тодд Сондерс. Смотровая площадка Стегастейн на маршруте Эурланн. Фото © Нина Фролова
Тодд Сондерс. Смотровая площадка Стегастейн на маршруте Эурланн. Фото © Нина Фроловаоткрыть большое изображение



Масштаб норвежских пейзажей таков, что даже яркие и крупные постройки, к примеру – смотровая площадка Стегастейн над Эурланнсфьордом, ответвлением Согнефьорда, не могут изменить свое окружение. Изогнутая форма из светлого дерева, спроектированная Тоддом Сондерсом, как будто должна быть заметной издалека – однако стоит спуститься вниз по склону, как она исчезает среди сосен.

Поэтому «Национальные туристические маршруты», приглашая к сотрудничеству норвежских и зарубежных архитекторов, нередко дают им карт-бланш: даже самая смелая постройка не сможет пошатнуть статус-кво – абсолютное главенство ландшафта.
 
Tupelo Arkitektur. Туалет на маршруте Эрсфьордстранда. 2015. Фото © Per Ritzler / Statens vegvesen
Tupelo Arkitektur. Туалет на маршруте Эрсфьордстранда. 2015. Фото © Per Ritzler / Statens vegvesenоткрыть большое изображение

Эта архитектурная программа началась более 20 лет назад. Ее инициатор – Управление государственных дорог, которое решило использовать сеть шоссе, охватывающую всю Норвегию, чтобы завлекать туристов в самые живописные уголки страны. Для этого было необходимо не так много, лишь снабдить дороги удобной инфраструктурой, и первое поколение построек было довольно скромным. Однако успех проекта породил желание эксперимента, и так появились самые разные сооружения – от «золотого» туалета по проекту Tupelo Arkitektur на побережье Эрсфьордстранда – до работ Петера Цумтора. Одна из них, мемориал сожжённым ведьмам в Вардё на берегу Ледовитого океана, открылась еще в 2010–2011 годах, вторая, музейный комплекс при исторических шахтах Алманнаювет на маршруте Рюфюльке – в прошлом месяце.
 
Петер Цумтор. Мемориал Стейлнесет в Вардё на маршруте Варангер. Фото © Helge Stikbakke / Statens vegvesen
Петер Цумтор. Мемориал Стейлнесет в Вардё на маршруте Варангер. Фото © Helge Stikbakke / Statens vegvesen

Безусловно, не все постройки программы – нарочито «знаковые». Отель в Туртагрё (архитекторы JVA – Jarmund/Vigsnæs) продолжает традицию норвежских красных деревянных домов, а конкретно – гостиниц, появившихся здесь еще в XIX веке. Насыщенный цвет выделяет и старые, и новую постройки в долине – как знак присутствия человека и ориентир для возвращающихся домой альпинистов и любителей пешего туризма (Туртагрё – популярный стартовый пункт для многих маршрутов). Еще одно крупное, но сдержанное здание – летняя лыжная база Согнефьелльхютта, которая работает с Пасхи, когда, наконец, расчищают горные дороги от снега, до июля и даже позже. Эта постройка из дерева и стекла спроектирована бюро Jensen & Skodvin.
 
Отель в Туртагрё. Архитекторы JVA – Jarmund/Vigsnæs. Фото © Нина Фролова
Отель в Туртагрё. Архитекторы JVA – Jarmund/Vigsnæs. Фото © Нина Фроловаоткрыть большое изображение
Лыжная база Согнефьелльхютта. Архитекторы Jensen & Skodvin © Нина Фролова
Лыжная база Согнефьелльхютта. Архитекторы Jensen & Skodvin © Нина Фролова

Есть и камерные, поэтичные объекты, обогащающие контакт человека с природным окружением. Среди них – «Мефьелле», брутальная арка скульптора Кнута Волда, позволяющая «скадрировать» не менее суровый высокогорный пейзаж за ней, и совсем иной по настрою стеклянный «телескоп» по проекту архитектора Карла-Вигго Хёмлебакка на природной смотровой точке Недре-Оскарсхауг: он «поясняет», что за вершины окружают зрителя.
 
«Мефьелле». Скульптор Курт Волд. Фото © Нина Фролова
«Мефьелле». Скульптор Курт Волд. Фото © Нина Фроловаоткрыть большое изображение
«Телескоп» в Недре-Оскарсхауг. Архитектор Карл-Вигго Хёмлебакк. Фото © Нина Фролова
«Телескоп» в Недре-Оскарсхауг. Архитектор Карл-Вигго Хёмлебакк. Фото © Нина Фролова

Немало среди сооружений программы и более утилитарных и потому сдержанных объектов, хотя всех их отличает очень высокое качество архитектуры. Среди них – зона отдыха Лиасаннен по проекту Jensen & Skodvin: на месте, где путники отдыхали на протяжении веков, в сосновом бору близ реки расставлена бетонная мебель, причем стволы деревьев заботливо обмотаны канатами, чтобы защитить их от возможных повреждений автомобилями.
 
Зона отдыха Лиасаннен. Архитекторы Jensen & Skodvin. Фото © Jarle Wæhler / Statens vegvesen
Зона отдыха Лиасаннен. Архитекторы Jensen & Skodvin. Фото © Jarle Wæhler / Statens vegvesen

Норвежские архитекторы не склонны к ретроспективности, отсылки к прошлому они делают редко, и на уровне символов, не цитат. Поэтому постройки «Национальных туристических маршрутов» сразу опознаются как произведения рубежа XX–XXI веков, однако даже «вызывающая» современность все же отступает в итоге перед диктатом природы: с ноября по апрель многие из этих маршрутов – и другие горные дороги – так же непроходимы, как столетия назад.
мнение редакции может совпадать,
а может и не совпадать с позицией автора
Сторсезандетский мост на маршруте «Атлантическая дорога». Фото © Нина Фролова
Сторсезандетский мост на маршруте «Атлантическая дорога». Фото © Нина Фроловаоткрыть большое изображение
Сторсезандетский мост на маршруте «Атлантическая дорога». Фото © Нина Фролова
Сторсезандетский мост на маршруте «Атлантическая дорога». Фото © Нина Фроловаоткрыть большое изображение

comments powered by HyperComments

другие тексты:

последние новости ленты:

Проект из каталога (случайный выбор):

Другие новости (зарубежные):

Проект из каталога (случайный выбор):

Церковь Св. Павла на Онслоу Сквер
Норман Фостер, 2006 – 2006
Церковь Св. Павла на Онслоу Сквер

Технологии:

12.10.2018

Европейские системы ограждений «ZABOR–MODERN.RU» для России

Новый взгляд нa привычные вещи. Забор, как визитная карточка дома.
Zabor Modern
10.10.2018

Русский авангард в интерьерах нового терминала аэропорта Шереметьево

Когда появляется желание сделать что-то абсолютно новое или индивидуальное или воссоздать что-то историческое и гениальное, даже большой палитры стандартных декоров FunderMax может не хватить для полета фантазии архитектора или дизайнера. И тут на помощь приходит FunderMax Individual.
ООО «Декотек Инжиниринг»
01.10.2018

Капремонт системы отопления без сварки

Инновационные решения от Viega Megapress: впервые в России ремонт системы отопления многоэтажного дома проведен полностью без применения сварки, методом холодной опрессовки.
Viega
01.10.2018

Пространства для создания инноваций и почему они важны для всех компаний

Креативность и новые идеи становятся новым ключевым параметром деятельности компаний, без которого не обходится ни один лидер рынка. Но чтобы процесс создания инноваций действительно работал, необходимо создать для сотрудников подходящие рабочие условия, в которых они будут максимально креативными. По материалам исследования Ideation Group, Haworth Inc.
HAWORTH
25.09.2018

Пространство без границ

Современные архитектурные решения предполагают размытие границы между внутренней и внешней средой. Новые защитные ограждения системы «Реалит» RPE 35 и RPI 23 расширяют пространство, превращая стекло в огромный световоздушный экран.
Архитектурные системы «Реалит»
другие статьи