Андрей Иванов: «Свой подход к городу я определил как поэтическое постижение»

Такие книги о городах, написанные архитектором – редкость. В декабре «Иереван. Этюды о духе места» Андрея Иванова был представлен в Ереване, а затем – в Москве, на фестивале «Зодчество». Мы попросили автора рассказать, куда приводит архитектора психогеография.

Марина Игнатушко

Беседовала:
Марина Игнатушко

mainImg
0  
zooming
Андрей Иванов и Конд. Фото предоставлено автором

Архи.ру:
– Андрей, рассказы о городах для архитекторов, как правило – про памятники, достопримечательности, отдельные объекты или про градостроительную историю. И мне хотелось бы, в первую очередь, понять, почему для рассказа о городе вы избрали именно психогеографический подход?

Андрей Иванов:
– Про такой подход я узнал уже после того, как начал писать книжку, но как тогда не владел, так и сейчас не владею этим самым психогеографическим подходом. Тем более у ситуационистов все очень сложно изложено. Но я прочел, и стало любопытно, как получилось это ненамеренное совпадение… Скорее всего, оно объясняется общим для нас отношением к городу. И все-таки я свой подход к городу определил как поэтическое постижение – одна из глав так и называется.
zooming
Книга Андрея Иванова «Иереван. Этюды о духе места» (издательство «Медиаполис», 2014).

– Известно, что ситуационисты во главе с Ги Дебором в своих дрейфах по городу могли следовать, например, за запахами. В вашей книге много фотографий и, одновременно, цитат из самых разных книг. Что же вас вело по Еревану?

– Скорее всего, проводником были зрительные впечатления. Я все время хожу с фотоаппаратом – без него не могу! И чем старше становлюсь, все больше снимаю не банальные сюжеты, а ищу то, что соответствует моему видению города – через детали, поверхности, фрагменты – близкий по масштабу человеку осязательный уровень. Еще хорошо, когда люди попадают в кадр – но это сложно и не всегда получается. Поэтому снимаю то, что не исчезает у тебя на глазах, на что можно смотреть и вживаться в новое для тебя пространство. Ну и, кроме того, архитекторам хорошо известны профессиональные градостроительные истории, культивировавшие миф о Ереване как советском городе. Но этот город – гораздо сложнее. И хочется понять, что же там раскручивается за этим знакомым по учебнику периоду. Ключевой фигурой для Еревана был Александр Таманян – крупный и важный – со многими значениями – архитектор. Про него говорят «создатель нашего города, отец Еревана», но я все время думал, как такое могло быть, если Таманян работал в 20-30-е годы прошлого века, а Еревану скоро – 2800 лет. Мне хотелось понять, создал ли великий Таманян город заново, или там была своя, дотаманяновская история, и что с ней дальше стало. Мне хотелось найти живые кусочки этого прошлого и изучить.
 
zooming
Ул. Пушкина в снегу © Андрей Иванов

– Неужели вы отступили с позиций психогеографии в архив?

– В Ереване несложно найти то, что тебя интересует. Вот, например, идешь с кем-то из местных, и тебе говорят: «А это у нас Конд. Мы туда не ходим – там одни трущобы». А ты смотришь – там интересно! В пяти минутах от центра начинаешь бродить и находишь, например, бывшую персидскую мечеть. Сегодня она представляет собой дворик, обстроенный 5–6 квартирами, и все это под кирпичными куполами, заросшими травой, посреди дворика – фонтанчик, а в стрельчатые проемы вставлены пластиковые окна… О таком Ереване пока мало кто знает, но за три года, что я туда езжу, его уже заметили, все чаще фотографируют там старые дома, окна и ворота. Там и люди особые живут. А снести этот район собираются давно, начиная со времен Таманяна. Автор генплана Еревана нарисовал на месте Кондатакой правильный циркульный круг, разбитый, как апельсин, на дольки, и сказал, что у нас тут будет музейный городок. Действительно, ландшафт Конда –это круглый холм, но планировочная структура другая: сложная, извилистая. Три-четыре главных улицы, а между ними – переулки, лестницы какие-то, перепады, закоулки, закутки –все сплетено друг с другом. Ну никак не представить правильного круга и расчерченных радиусов!
zooming
Старый Норк. Дом с большим подвалом - дом Геворга Саркисяна © Андрей Иванов

– Вы сказали «особые люди» – это какие же?

– Это люди, которые живут там поколениями, у них свой микромир. Девелоперы и десять, и пять лет назад намеревались построить на этом месте, вблизи от центра, огромное количество дорогой недвижимости, спекулируя на той ситуации, что люди живут плохо. Действительно, плохо, но уходить оттуда не хотят. Они живут в исторических, перестроенных, дополненных домах, громоздящихся друг на друге, и, вполне возможно, не в полной мере легализованных как собственность – в условиях запрета на ее обновление. Конд, как и некоторые другие вернакулярные районы Еревана, попадает под так называемую систему действия государственных нужд: здесь отчуждение недорогой собственности может происходить достаточно просто. Это как у нас магистраль проложить через лес. Получается, что люди живут в подвешенном состоянии, и это, несомненно вызывает депрессию… Хотя и в Конде за последнее время я встретил уже обновленное жилье – значит, здесь появились состоятельные люди.
zooming
Ул. Абовяна. Пирожки © Андрей Иванов

– Бывают ситуации, когда мы вдруг «расчувствовались». А Ереван допускает эмоциональную открытость?

– Совершенно однозначно могу сказать: это теплый город – во всех буквальных и переносных смыслах. Насчет открытости – непросто, а теплый и дружелюбный – точно! Иногда компания за столом при тебе говорит по-армянски, но это нельзя воспринимать как невежливость, для них это естественный переход, им так проще. А вот тебе придется сменить роль участника на роль наблюдателя и ответить для себя на этот вызов: сумеешь понять и пробиться? Как мононациональный город Ереван – не совсем прозрачный.
 
zooming
Проспект Маштоца. Портной © Андрей Иванов

– А как же обозначить параметры его дружелюбия?

– Это – атмосфера города. Он безопасен на 100 процентов: я ни разу не слышал каких-либо криминальных сообщений (кроме вестей о сносе памятников – но это уже другое дело). Несмотря на незнание языка, ты чувствуешь себя комфортно – это не Бразилия, где в фавелах очень тревожно! Тут люди спокойно сидят в кафе, гуляют до двух часов ночи, назначают свидания…Такая степень взаимодоверия – редкость. Вот ты фотографируешь чей-то дом, с тобой здороваются, предлагают зайти, показывают подвал с древними сводами, потом приносят в угощенье килограммовую ветвь винограда, приглашают выпить кофе – и от этого нельзя отказываться, чтобы не обидеть хозяев. Дальше может последовать дегустация домашней водки или вина, а потом придет сосед и скажет, что у него тоже есть, что сфотографировать. И это все очень приятно, единственное опасение, что встреч будет сразу очень много, тебя начнут передавать из рук в руки. Такое вряд ли может произойти в новых районах, а вот в старых еще остались лакуны традиционной жизни.
 
zooming
Человек на лестнице. Старый дом на ул.Тиграна Метца © Андрей Иванов

– А как Вы попали в Ереван в первый раз?

– Это было в 1984 году, летом. Я работал в ЦНИИП градостроительства, был направлен в командировку в Раздан. Темой исследования было «совершенствование архитектурно-художественного облика новых городов». А базировались мы в столице. Я слышал, что понятие «Золотой век» Еревана связан с 60-80 годами прошлого века – столица Армении на фоне многих городов СССР успешно развивалась и процветала. Потом даже книга была написана про это время: «Ереванская цивилизация». И тогда, в свой первый приезд, я почувствовал, что город – необычный, здесь есть концентрированная творческая среда. Даже первый в Союзе официальный музей современного искусства уже тогда был открыт в Ереване… Мне хотелось вернуться. И когда это удалось в 2011 году, я стал ездить в Ереван часто. Первый очерк «Северный проспект ведет в Конд» вышел на Архи.ру. Следующие публикации были в журнале «Ереван», а про книжку я тогда и не думал.
 
zooming
Канакер. Церковь Св.Аствацацин. Мальчик на надгробии © Андрей Иванов

– Значит, литературные цитаты, которыми в вашей книги открывается каждая глава – уже свидетельства увлечения этим городом и Арменией?

– Да, книжку я стал составлять позже, когда появлялись новые сюжеты и впечатления.

В книге – несколько историй. Это ключи к пространству города?

– По сути там одна история – моего постижения города – того, который я считаю своим личным Ереваном.

– Поэтому – Иереван? Неужели от вашей фамилии?

– Нет, конечно. Разгадку названия я даю в самом начале книги. Внешние аналогии тут не подходят. Есть, например, сайт iyerevan.am – он приглашает к диалогу горожан и муниципалитет – для улучшения жизни столицы. Но я-то свой реальный город улучшить не стремлюсь. Это «и», скорее, от инаковости, изменчивости, исчезаемости, иероглифичности, изобретенности, интертекстуальности, иерусалимскости того города, о котором я пишу. С моей книгой тоже можно совершать назапланированный дрейф – читать с любой части, с любого сюжета.
zooming
Столб на ул. Абовяна у дома по ул. Арами,30 и дети с шариками © Андрей Иванов

– А как вы представляли своего читателя?

– В первую очередь, это житель Еревана. С ним я делюсь тем, что удалось открыть в этом городе. И я общался со многими, кто рад такой перезагрузке своего восприятия города, ставшего привычным. А кто будет читателем в других городах – мне судить трудно.

– У вас есть сильные «приманки»: Параджанов, Сарьян, коньяк, Звартноц…

– Если приманит – хорошо.

Быть может, напрасно мы Ги Дебора тут вспоминали. Тем более, что он не был в Ереване.

– Тем более, никто еще не был в Иереване. Заходите!
zooming
Ул. Саят-Нова. разговор и девушка © Андрей Иванов

Иванов А. Иереван. Этюды о духе места: Сборник эссе. Ереван: Mediapolis Creative Projects Bureau, 2014. 152 с.
Книга продается в Москве в магазине «Армения» на Пушкинской пл. (ул. Тверская, 17) и в Ереване в магазине «Бюрократ» на ул. Сарьяна, 19.
zooming
Старый Норк. Натюрморт. Водкоделие © Андрей Иванов
zooming
Канакер. Церковь Св.Акопа. Руки © Андрей Иванов
zooming
Детская железная дорога.Паровоз © Андрей Иванов

30 Декабря 2014

Марина Игнатушко

Беседовала:

Марина Игнатушко
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Татьяна Гук: «Документ, определяющий развитие города,...
Разговор с директором Института Генплана Москвы: о трендах, определяющих будущее, о 70-летней истории института, который в этом году отмечает юбилей, об электронных расчетах в области градпланирования и зарубежном опыте в этой сфере, а также о работе Института в других городах и об идеальном документе для городского развития – гибком и стратегическом.
Феликс Новиков: «Я никогда не предлагал заказчику...
Большое и очень увлекательное интервью с Феликсом Новиковым. О репрессированных родителях, погибшем брате, о переходе от классики к модернизму, об авторстве и соавторстве, о том, как обойти ограничения. По видео связи в Zoom, Hью-Йорк – Рочестер, штат Нью-Йорк, 16-17 Августа, 2021.
Авторский надзор: мытьем да катаньем
Разговор на АрхПароходе 2021 со Стасом Горшуновым: о том, как ему удается добиваться качественной реализации проектов, какие проблемы приходится решать, когда жертвовать гонораром, а когда идти на компромиссы.
ADM 2006–2021
В новой книге-портфолио ADM architects, посвященной 15-летию бюро, 37 проектов, все реализованные или строящиеся. Публикуем интервью с главой бюро Андреем Романовым и сообщаем, что теперь книгу можно купить на ozon.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Энди Сноу: «Моя цель – соединить в архитектуре рациональное...
Английский архитектор Энди Сноу стал главным архитектором проектной компании GENPRO. Постройки Энди Сноу в Великобритании, выполненные в составе известных бюро, отмечены международными наградами. В России архитектор принимал участие в проектировании БЦ «Фабрика Станиславского», ЖК iLove и БЦ AFI2B на 2-й Брестской. Энди Сноу сравнил строительную ситуацию в России и Великобритании и поделился своим видением архитектурных перспектив России.
Бюро Никола-Ленивец: «Мы не решаем проблемы, а раскрываем...
Иван Полисский и Юлия Бычкова, управляющие партнеры Бюро Никола-Ленивец – о том, какие проблемы решает социокультурное проектирование, как развивать территории с помощью искусства и почему нельзя в каждом регионе создать свой Никола-Ленивец.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
«Коралловый цветок»
Foster + Partners и девелопер TRSDC разрабатывают масштабный курортный проект на побережье Красного моря в Саудовской Аравии. Об одном из его составляющих, комплексе Coral Bloom, нам рассказали Джерард Эвенден из Foster + Partners и генеральный директор TRSDC Джон Пагано.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Двадцатый год, нелегкий: что говорят архитекторы
Тридцать архитекторов – о прошедшем 2020 годе, перипетиях, плюсах и минусах «удаленки», новых проектах, постройках и других профессиональных событиях, выставках и результатах конкурсов. Также говорим о перспективах закона об архитектурной деятельности.
Григориос Гавалидис: «Запрос на качественную архитектуру...
Бюро, которое очень быстро, за 5-6 лет, выросло от 3 до 50 архитекторов и теперь работает с крупными ЖК и значительными мастер-планами «городов-спутников» Подмосковья. Основано греком из города Салоники. Григориос Гавалидис считает скучной работу с частными домами на островах, говорит по-русски как москвич и мечтает сделать московскую городскую среду комфортной, разнообразной и безопасной – как в Греции.
Владимир Григорьев: «Панельная застройка везде одинакова,...
В Санкт-Петербурге стартовал открытый конкурс «Ресурс периферии», участникам которого предлагается разработать концепцию повышения качества среды жилых кварталов 1970-1990-х годов. Выясняем подробности у главного архитектора города.
Андрей Асадов: «На концептуальном этапе надо сразу...
Исследуем главный витраж саратовского аэропорта «Гагарин», составленный из стеклопакетов, наклоненных под углом и образующих «воронку» над входом. Обсуждаем особенности витражных конструкций, а также поиск технологии, которая позволит реализовать красивое архитектурное решение, не пожертвовав надежностью и стоимостью объекта.
Виталий Лутц: «Работа над ЗИЛом была очень интересна...
Недавно Архсовет в неформальном режиме обсудил мастер-план территории ЗИЛ-Юг, разработанный на основе ППТ Института Генплана, утвержденного в 2016 году. Об истории и особенностях проектов 2011-2017 рассказывает их непосредственный участник и руководитель.
Архитектор в девелопменте
Девелоперские компании берут в команду архитекторов, а порой создают целые архитектурные подразделения внутри своей структуры: о роли, значении, возможностях архитектора в сфере девелопмента Архи.ру и Институт «Стрелка», изучающий эту непростую тему в течение года, поговорили с архитекторами, которые работают в девелопменте, и другими специалистами.
Новый опыт: истории четырех бюро
Беседуем с архитекторами, которые долгое время были заняты в сфере дизайна интерьеров, индивидуального жилого строительства и инсталляций, но недавно реализовали свой первый крупный объект: Faber Group с вокзалом в Иваново, Павел Стефанов и Ольга Яковлева с крематорием в Воронеже, Архатака с ТЦ Галерея SM в Петербурге и Хора с реконструкцией Национальной библиотеки Татарстана.
Москомархитектура: итоги года. Часть I
Шесть коротких интервью: с Никитой Токаревым, Кириллом Теслером, Сергеем Георгиевским, Николаем Переслегиным, Филиппом Якубчуком и основателями бюро ARCHSLON Татьяной Осецкой и Александром Саловым.
Амир Идиатулин: «Главное – объект должен быть тебе...
IND architects стали ньюсмейкерами завершающегося года: выиграли два иностранных конкурса, поучаствовали в трех международных консорциумах, завершили реконструкцию здания первого детского хосписа в Москве для фонда Нюты Федермессер. Основатель и руководитель бюро Амир Идиатулин – об основных принципах работы: самым важным архитекторы считают увлеченность темой, стремятся к универсальности, с жюри и заказчиками не заигрывают, стоимость работы рассчитывают по человеко-часам.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
Технологии и материалы
«ОРТОСТ-ФАСАД»: мы знаем фасады от «А» до «Я»
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД» завершила выполнение работ по проектированию, изготовлению и монтажу уникальной подсистемы и фасадных панелей с интегрированным клинкерным кирпичом на ЖК «Садовые кварталы».
Тектоника, фактура, надежность: за что мы любим кирпичные...
У многих вещей есть свой канонический образ, так кирпич обычно ассоциируется с однотонной кладкой терракотового цвета. Однако новый, третий по счету, выпуск каталога облицовочного кирпича Terca полностью разрушает стереотипы. Представленные в нем образцы настолько многочисленно-разнообразны, что для путешествия по страницам каталога читателю потребуется свой Вергилий. Отчасти выполняя его функцию, расскажем о трёх, по нашему мнению, самых интересных и привлекательных видах кирпича из этого каталога.
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Хорошо забытое старое
Что можно почерпнуть из дореволюционных книг современному заказчику и производителю кирпича? Рассказывает директор компании «Кирилл» Дмитрий Самылин.
BTicino: сделано в Италии
Компания BTicino, итальянский бренд Группы Legrand, пересмотрела подход к электрике дома и сделала из розеток и выключателей функциональные произведения искусства.
Элегантность, неподвластная времени
Резиденция «Вишневый сад» на территории киноконцерна «Мосфильм», с вишневым садом во дворе и парком вокруг – это чистый этюд из стекла, камня и клинкерного кирпича. Архитектура простых объемов открыта в природу, а клинкер придает ансамблю вневременность.
Топовые BIM-модели Cersanit для интерьера ванной под ключ
BIM-технологии позволяют проектировщикам не только создавать 3D картинку, но и разрабатывать целую базу данных, где будет храниться вся информация об объекте с детальными характеристиками. Виртуальная копия здания хранит всю информацию об изменениях на каждом этапе, помогает поддерживать высокую производительность работы, сокращает время на пересчёт, позволяет детально проработать параметры и размеры блоков.
Золото на голубом – новое прочтение
В постиндустриальном районе Милана завершается строительство делового кластера The Sign. Комплекс станет функциональной и визуальной доминантой района – в нем разместятся множество деловых и общественных зон, а его сияющие золотыми фрагментами фасады будут привлекать внимание издалека. Золото на фасаде – панели ALUCOBOND® naturAL Gold от компании 3A Composites.
Многоликий габион
У габионов Zabor Modern, помимо эффектного внешнего вида, есть неочевидное преимущество: этот тип ограждения не требует фундаментных работ, благодаря чему устанавливать его можно даже там, где другой забор не пройдет по нормам. Кроме того, конструкция подходит и для ландшафтных решений.
Delabie идет в школу
Рассказываем о дизайнерских и инженерных разработках компании Delabie, которые могут быть полезны при обустройстве санузлов в детских учреждениях: блокировка кипятка, снижение расхода воды, самоочищение и многое другое.
Клинкерная брусчатка Penter: универсальное решение для...
Природная естественность – вот главная характеристика эстетических качеств клинкерной брусчатки Penter. Действительно, она изготавливается из глины без добавления искусственных красителей, а потому всегда органично смотрится в любом ландшафте. В сочетании с лаконичной традиционной формой это позволяют применять ее для самого широкого спектра средовых разработок – от классицизирующих до новаторских.
Долина Муми-троллей
Компания «Новые Горизонты» представила тематические площадки, созданные по мотивам знаменитых историй Туве Янссон и при участии законных правообладателей: голубая башня, палатка, бревно-тоннель и другие чудеса Муми-Долины.
Секреты городского пейзажа
В творчестве известного архитектора-неоклассика Михаила Филиппова мансардные окна VELUX используются практически во всех проектах, начиная с его собственной квартиры и мастерской и заканчивая монументальными ансамблями в центре Москвы и Тюмени. Об умном применении мансардных окон и их связи с силуэтом городских крыш мастер дал развернутый комментарий порталу archi.ru.
Сейчас на главной
Ажурный XX-конструктив
Во дворе Музея архитектуры на Воздвиженке установлена инсталляция группы DNK ag. Она приурочена к 20-летнему юбилею бюро, и впервые была показана на Арх Москве. Предполагается, что объект простоит во дворе музея один год и послужит началом для новой традиции – регулярно обновляемого выставочного проекта «Современная архитектура во дворе МУАРа».
Энергетика эксприматики
Павильон, реализованный по проекту Сергея Чобана на всемирной ЭКСПО 2020 в Дубае, – яркое и цельное архитектурное высказывание, образность которого восходит к авангардным графическим экспериментам Якова Чернихова, но допускает множество трактовок. Павильон похож и на купольный храм, и на кружащуюся «Планету Россия», и на голову матрешки. Тем более что внутри, в ядре экспозиции – мозг. Внимательно рассматриваем и трактовки, и нюансы реализации.
Ответ домашнему офису
Новое здание фармацевтического концерна Roche по проекту бюро Christ & Gantenbein предлагает сотрудникам альтернативу цифровой среде и работе на дому.
Город, дружелюбный к детям
Вместе с организаторами и кураторами фестиваля «Детская Платформа», который прошел в Нальчике, разбираемся, как привить детям чувство причастности к городу, какие практики позволят вовлечь их в городские процессы и почему важно учить детей работать с материалами.
Линия сердца
Проект-победитель конкурса Малых городов помогает связать скверы и парки Можги, сделать транзитные территории более безопасными и насытить центр города новыми сценариями и объектами – например, многофункциональным центром «Гаражи»
Белее белого
Публикуем последние четыре работы, вошедшие в короткий список конкурса на жилую застройку поселка Соловецкий: DNK.ag, .ket, «План Б» и АБ «Белое».
Ток и торф
Проект-победитель конкурса Малых городов от бюро SOTA: спокойный парк вокруг Стахановского озера в подмосковном Электрогорске
Толерантная эстетика терраформирования
Всемирная выставка – гигантское мероприятие, ему сложно дать какое-то одно определение и охватить одним взглядом. Тем более – такая амбициозная и претендующая на рекорды, которая, несмотря на превратности пандемии, открыта сейчас в Дубае. Не претендуя на универсальность, делаем попытку рассмотреть экспо 2020, где за эффектными крыльями «звездных» архитекторов и восторгом от исследований Космоса проступают приметы эстетической толерантности девелоперского проекта.
Ольга Большанина, Herzog & de Meuron: «Бадаевский позволил...
Партнер архитектурного бюро Herzog & de Meuron, главный архитектор проекта жилого комплекса «Бадаевский» Ольга Большанина ответила на наши вопросы о критике проекта, о том, почему бюро заинтересовала работа с Бадаевским заводом и почему после реализации комплекс будет таким же эффектным, как и показан на рендерах.
Вход в горы
Смотровая площадка в Пермском природном парке привлекает внимание к природным достопримечательностям края и готовит путешественников к восхождению на скальный массив.
Городок в табакерке
Новый образовательный корпус Школы сотрудничества на Таганке, спроектированный и реализованный АБ ASADOV – компактный, но насыщенный функциями и впечатлениями объем. Он легко объединяет классы, театр, столовую, спортзал и двусветный атриум с открытой библиотекой и выходом на террасу – практически все, что ожидаешь увидеть в современной школе.
Две стихии
Еще один проект-победитель конкурса Малых городов от Аб «Вещь!», на этот раз для солнечного Ахтубинска: благоустройство, вдохновленное стихиями воды и воздуха, а также фотогеничный памятник досаждающей мошке.
Пространство на вырост
Столовая для детского сада в японском городе Фукуяма по проекту бюро UID должна будить воображение малышей, а также подходить для их родителей и воспитателей.
180 человек одних партнеров
Крупнейшим акционером Foster + Partners стала частная канадская инвестиционная фирма. Финансовое вливание позволит архитектурному бюро развиваться дальше, в том числе расширять число партнеров и обеспечивать их преемственность.
Северный Версаль
На берегу величественной реки Вычегды, в живописном месте, в шести километрах от центра столицы Республики Коми Сыктывкара известный архитектор-неоклассик Михаил Филиппов спроектировал город Югыд-Чой в традиционной эстетике, ориентированной на центр Санкт-Петербурга. Заказчик Елена Соболева, глава ООО «Фонд жилищного строительства г. Сыктывкара», видит свою миссию в том, чтобы Югыд-Чой стал визитной карточкой республики.
Променад на тракте
Проект-победитель конкурса Малых городов для Клина: длинный променад с точками притяжения, смотровыми площадками и всесезонно активными пространствами.
Школа особого режима
Престижная Амстердамская британская школа заняла бывший комплекс тюрьмы конца XIX века. Авторы проекта реконструкции – Atelier PRO.
Дача от архитектора
Дом.рф подводит промежуточные итоги конкурса на лучшие типовые проекты с использованием деревянных конструкций. Публикуем некоторые из проектов-победителей первой номинации конкурса, благодаря которой уже в следующем году любой желающий сможет построить загородный дом по проекту от мастерской Тотана Кузембаева и десятка других талантливых бюро.
Соль земли
Проект-победитель конкурса Малых городов для Усолья от АБ «Вещь!»: восстановление планировочной структуры посадской части и деликатное включение объектов благоустройства по соседству с памятниками строгановского барокко.
Сарай, огород и очаг
Ищем национальную идею российской архитектуры среди проектов финалистов конкурса на разработку многоквартирного жилья для поселка Соловецкий. В первом выпуске: Мастерская деревянной архитектуры Евгения Макаренко + NORMA, Александр Бродский и бюро Katarsis.
Нет плохой погоды
Проект-победитель конкурса Малых городов предлагает для сибирского города Мегион всесезонный парк и необычные элементы благоустройства, отвечающие суровому климату: источники витамина D, укрытия от холода и непогоды и преобразователи ветра.
Искусство света и цвета
Искусствовед Ольга Колганова – об одном из экспонатов выставки «Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО», Светопамятнике Григория Гидони.
Истинное Зодчество: лауреаты 2021
Хрустальный Дедал достался Николаю Шумакову, президенту САР и СМА и главному архитектору Метрогипространса, за станции БКЛ Авиамоторная, Лефортово, Электрозаводская. Премию Татлин решили не присуждать.