Михель Рохкинд: «Архитекторы должны подхватывать инициативу там, где не справляется правительство»

Мексиканский архитектор Михель Рохкинд об ответственности инвестора, общественной роли универмага и потенциале хаоса.

mainImg
Михель Рохкинд побывал в Москве по приглашению института «Стрелка», где прочел лекцию «Архитектура за рамками заданных границ».
 
zooming
Микель Рохкинд на «Стрелке». Фото: Егор Слизяк/Институт «Стрелка»

Архи.ру:
– Вы уделяете много внимания социальным аспектам проекта. Как вам удается убеждать заказчиков, в первую очередь коммерческих, в необходимости «общественной нагрузки»?


Михель Рохкинд:
– Мы всегда объясняем клиентам: только если мы будем сотрудничать по-настоящему, то получим наилучший результат. И мы всегда ставим под вопрос предложенную программу, причем заказчик должен быть согласен с нашим подходом, даже если изначально у него была вполне правильная программа. Мы говорим ему, что только с командой из антрополога, финансиста, промышленного дизайнера получим достойный результат. Клиент должен понимать, что наша мастерская стремится создать лучший из возможных проектов, который дает что-то городу. Но как обеспечить этот «дар» городу – это большой вопрос, потому что клиент всегда стоит над вами, так как он платит. Однако проект касается многих людей, не только того, кто его оплатил. И если заказчик не понимает необходимости общественной составляющей проекта, если он только хочет построить сам себе «памятник», мы не будет работать с ним. Поэтому нам нередко приходится отказывать клиентам – хоть и не всегда. Но сейчас заказчики уже осведомлены о том, как мы работаем – от стратегии до детальной разработки проекта.
 
Музей шоколада Nestlé © Paul Rivera

– Вы реализовали серию проектов для компании Nestlé – от музея до инсталляций на улице Мехико. Как сложилось это сотрудничество?

– Сначала нас пригласили спроектировать посетительский центр для детей, приезжающих на экскурсию на шоколадную фабрику. Однако мы обнаружили, что это место – всего лишь автострада в 40 минутах езды от Мехико с чередой одинаковых фабрик: одна – фармацевтическая, другая – Nestlé, третья – еще какая-то, и различить их нельзя, у них нет никакой «идентичности». Мы убедили заказчика, что дети будут расстроены, поскольку они ожидали, что окажутся в шоколадном королевстве... Мы исследовали этот вопрос и выяснили, что в Мексике вообще нет музея шоколада. Наше правительство его не основало, что довольно нелепо, поскольку в прошлом оно даже использовало какао-бобы как валюту. И мы предложили Nestlé создать такой музей, раз правительство упустило эту возможность. Формируйте свой бренд, но принесите также и пользу обществу: создайте музей шоколада, куда будут приходить дети. И они нас послушали, а теперь они наши постоянные заказчики.
 
Инсталляция для компании Nestlé “Portal of Awareness” в Мехико © Jaime Navarro
Инсталляция для компании Nestlé “Portal of Awareness” в Мехико © Jaime Navarro

– Вам понравилось работать с Nestlé? Для них вы сделали несколько проектов…

– Мне понравилось работать с ними, поскольку они поняли, что важно делать вклад в развитие общества, налаживать связи с людьми, а не только продавать, продавать и продавать… И то же самое произошло с нашими новыми заказчиками-компаниями, для которых мы делали универмаги и другие магазины. Такие заказы архитектору могут казаться недостаточно «гламурными», и он предпочтет спроектировать учреждение культуры вроде музея или театра. Но я считаю, что универмаг тоже обладает потенциалом, он тоже может нести общественную нагрузку. Почему человек должен покупать именно в этом магазине? Если он там делает покупку, он ждет от магазина чего-то взамен. И именно так мы работаем с заказчиками в последние несколько лет, пытаемся сделать их социально ответственными, и неважно, какого уровня эта ответственность, главное, чтобы они понимали, что каждое здание, построенное в городе, несет ответственность по отношению к нему.
 
zooming
Универмаг Liverpool © Rojkind Arquitectos

 – У вас есть проекты разного масштаба, от небоскреба до маленького офиса на крыше и ресторана. Важно ли вам контролировать все детали?

– Ремесло очень важно для нас! Если не понимаешь ремесленную сторону дела, то крайне сложно понять, как вообще строить. Технологии – это всего лишь инструменты, а не решение. Они созданы для того, чтобы облегчить процесс работы, сделать его эффективнее. Иногда люди думают: «О, у меня есть компьютеры! Теперь они выполнят за меня всю работу!» Но компьютер сделает вашу работу легче, если только вы знаете, как с ним обращаться. Можно разрабатывать объект на компьютере, но мы хотим, чтобы производством занимались реальные люди на местах, те, кто знает свое ремесло. Не имеет значения, в какой стране мы работаем, нам нравится разбираться в том, каковы местные профессии и умения, материалы и способы их обработки. Мы никогда не говорим: «О, мы все сюда импортируем!»
 
Универмаг Liverpool © Rojkind Arquitectos

– «Вы должны знать, где должен лежать кирпич.» Это основной закон, если вы хотите быть архитектором?!

– Вы должны знать, что происходит, когда вы разбиваете кирпич, или когда вы кладете его боком, когда вы его соединяете с цементом. Это то, что мы делаем – мы играем. Мы проектируем, мы мастерим, мы создаем...

– Но это высокий уровень для архитектора.

– Да, и я стараюсь не потерять его! Вот почему у нас всего 25 человек в офисе. Мне нравится этот масштаб, когда понимаешь, над чем мы работаем и с кем.
 
zooming
Офис Transformadora CIEL © Jaime Navarro

– Мехико – один из крупнейших городов мира, очевидно, вынужден решать сейчас те же проблемы, что и Москва – крупнейший город Европы: перегруженная транспортная система, экологические проблемы, перенаселенность, недостаточно продуманное планирование и т. д. Какие методы вам кажутся наиболее перспективными для выхода из такой ситуации?

– Мы стараемся избегать готовых формул, так как они вас ограничивают. Как только вы создаете формулу, то начинаете думать, что все должно ей соответствовать. Да, ключевые проблемы связаны с транспортом и отсутствием общественных пространств. Эти пространства есть, но там пешеходов как будто не существует: это город для автомобилей. Приоритетом является транспорт, потому возможные пешие прогулки оказываются слишком длительными. Это должно измениться.

Как я вижу по таким странам, как Мексика, хаос – это потенциальная возможность. Есть проблемы, но архитектура способна их решить. Это наша работа – решать проблемы. Однако когда вы думаете о них как о проблемах, ваша задача лишь усложняется, но если думать о них, как о удобной возможности решить что-то, проблема превращается в вызов, и вы уже размышляете о проектировании инфраструктуры, тротуара, парка... В прошлом архитектор не особо заботился об улице, его интересовали здания. А сейчас, если я думаю об улице, здания на ней тоже будут лучше. Проект должен касаться всего. Это очень важно обсуждать, так как сама практика архитектуры меняется в эту сторону. Проект начинается с переговоров о том, что именно надо проектировать. А потом ты уже проектируешь здание – а может, что-то другое.

Разрабатывая будущее городов, вы проектируете сценарии того, что может случиться. Это главное преимущество жизни в стране, где есть определенная доля хаоса. Потому что, если все работает невероятно хорошо, что тогда проектировать? Если бы улицы были чрезвычайно красивы и удобны для пешеходов, там было бы правильное соотношение инфраструктуры, зданий и горожан, то что осталось бы делать архитекторам? А мы, например, занимаемся вопросом равенства, чтобы от хороших проектов выгадывали не только жители, переезжающие в район в ходе его джентрификации, но и все остальные…

– Похоже на «вы должны думать о Вселенной, но в тоже самое время не должны думать о Вселенной». Как найти свой путь?

– Надо соблюдать равновесие и понимать, что мы все несем ответственность. Иногда мы говорим: «А, это должно предоставить ​​правительство!» Но мы должны просить об этом, работать над этим, демонстрировать возможные варианты решения проблемы, ведь возможно, что правительство даже не знает, как именно осуществить необходимые действия. И, если мы работаем с государственными и частными инвесторами и обществом, для меня важно привлечь к работе над проектов правильных участников – профессионалов по финансам, политике, по нормативам, дизайнеров, ландшафтных архитекторов, специалистов по климату: все эти элементы вместе и смогут дать правильный проект.
 
zooming
Микель Рохкинд на «Стрелке». Фото: Егор Слизяк/Институт «Стрелка»

– Как вы работаете с контекстом, особенно в условиях большого города?

– Для меня самый важный контекст – не физический, а вектор роста города в целом, его влияние на городскую структуру, планы властей на будущее. Если я не знаю эти планы, экономическую ситуацию, временные рамки и другие детали, которые могут повлиять на мое здание, хорошо выполнить свою работу я не смогу. При этом архитектор может стать переговорщиком между властями и заказчиком: за особое разрешение на строительство и исключение из правил зонирования, которые даст муниципалитет, он может договориться с клиентом о «вкладе» будущего здания в общественную жизнь города.

Подобные случаи не редкость в архитектурной практике. К примеру, восемь лет назад я участвовал в конкурсе на строительство небоскреба в канадском городе Миссиссога. Тогда мэром там была госпожа МакКаллион – очень властный и энергичный руководитель. Она потребовала от инвесторов, которые хотели построить небоскребы, показать ей их расчеты соотношения будущих затрат к прибыли. И она предложила им сделку: она позволит им превысить допустимую отметку высот на 10 уровней (или 6 этажей), увеличив таким образом прибыль инвесторов, взамен же они проведут международный конкурс. Она обладала достаточной властью, чтобы изменить существующие нормы зонирования, но важнее всего то, что она четко знала, чего хочет, а именно: отличное здание, интегрированное в городскую среду. В результате, в конкурсе победил китайский архитектор Ма Яньсун, построивший «Башни Мэрилин Монро». На мой взгляд, так и должно быть: у народа должно быть правительство, готовое проявлять инициативу и вести переговоры. Если мы хотим, чтобы кто-то инвестировал в нашу страну, вкладывал деньги в разные проекты, приносящие прибыль нашей стране, необходимо спросить себя: готовы ли мы сесть за стол переговоров? Должен ли архитектор принимать в этом участие? Или он просто должен ждать клиента с готовой программой?
 
Национальный киноархив XXI века. Фото: Paul Rivera © Rojkind Arquitectos

– Наши архитекторы пытаются время от времени найти национальную идентичность в архитектуре, сейчас даже проходит конкурс на тему «русского характера». Как вы считаете, насколько это актуально в эпоху глобализации, возможно ли вообще говорить сегодня об идентичности, важна ли она для вас?

– Очень важна. Важно понять весь инструментарий, которым вы обладаете, и в чем сильные стороны вашего происхождения. Эти стороны так или иначе являются отражением культурного, экономического и социального контекстов. Также это нестандартный способ работы со своими ограничениями. Я хотел бы думать, что все мы люди в едином мире. Но если вся архитектура станет одинаковой, мы что-то потеряем. К примеру, я родом из Мексики, я вижу вещи иначе, чем видите их вы, для создания проекта в России мне придется погрузиться в вашу культуру, попытаться понять особенности климата, политики и истории. Достаточно создать что-то тривиальное, повторить некое клише, чтобы стать частью культуры. Но если ты хочешь чего-то большего, необходимо интерпретировать, попытаться создать местную идентичность – это задача не только архитекторов, но и всех других деятелей культуры. Причем речь идет о месте, где ты находишься сейчас, а не о том, где был в прошлом. В поиске идентичности ты постоянно стремишься к преобразованию определенного ранее, так как идентичность – это нечто живое, природное, изменчивое, она растет, и границы ее размыты. Не так легко найти свою идентичность, но без нее невозможно.

Самое интересное, что идентичность – гибкая основа для творчества и работы. Для меня «мексиканский» значит динамику, хаос, чувственность, а вовсе не клише – ослика в шляпе музыканта-марьячи. Это Мексика, но такая, какой вижу ее я – в отношениях между людьми. Но было бы ошибкой требовать от всех проектирования в рамках этой идентичности, здесь гораздо больше возможностей, над которыми стоит поразмышлять.
 
zooming
Микель Рохкинд на «Стрелке». Фото: Егор Слизяк/Институт «Стрелка»

– Что вы считаете главной задачей для архитектора в начале 21 века?

– Цель как раз и состоит в том, что мы сейчас обсуждаем. В понимании того, что архитектуры, возможно, недостаточно, что мы должны выйти за пределы проектирования зданий, что сооружения должны соединяться между собой более значимо, чем это происходит сейчас. Архитекторы должны подхватывать инициативу там, где не справляется правительство: где забыли об общественном пространстве или транспорте. Если в работе над проектом соберутся все нужные специалисты, если новые здания будут «возвращать» что-то городу, то у нас получатся лучшие города. И мы заставим правительство осознать важность этих проблем: по крайней мере, в моей стране властям часто все равно или они просто не видят проблему, у них нет плана – хотя это их зона ответственности. Поэтому я всеми силами стараюсь, чтобы мои клиенты были ответственными: всего лишь немного щедрости может дать нам лучшие города и лучшее общество.

– Века назад архитекторы следовали тем же правилам и законам, но ничего глобально не изменилось. Однако изменилось общество…

– Так и должно быть. Изменения в обществе происходят значительно быстрее, чем в городе, недостаточно гибком по своей структуре. Конечно, есть невероятные примеры того, как город учится «подстраиваться». В Нью-Йорке существовали жесткие нормативы планирования, но теперь он меняется гораздо быстрее, так как в этом есть необходимость. Его улицы были проложены очень жестко, но сейчас найдены способы устроить там велодорожки, озеленение, и о машинах никто не забывает.

Это не значит, что мы должны делать за правительство его работу, но мы должны взять на себя ответственность, должны сотрудничать с властями, если они этого хотят, но если нет – то с частным инвестором. Причем он должен знать, что сделает более выгодные инвестиции, если он заботится о городе: люди его заметят среди всех остальных девелоперов, которым все равно. Я считаю, что важно просчитывать все возможные сценарии и думать не только о том, что уже существует, но и о том, что только может возникнуть.

19 Июня 2014

Похожие статьи
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
Пресса: Микель Рохкинд: «У многих есть идея, что дизайн все...
Во время своей лекции в «Стрелке» мексиканский архитектор Микель Рохкинд рассказывал о том, как создавать проекты с дополнительной социальной ценностью для города. Архитектурное бюро Rojkindarquitectos, которым руководит Микель, следует простым правилам: гибкость архитектуры для успешного будущего городов, правильный баланс технологий и традиционных ремесел, а также крайний оптимизм.
Технологии и материалы
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Сейчас на главной
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Далеко гляжу
В жилом комплексе New Питер в Ленинградской области по проекту «БалтИнвест-Проект» построен детский сад. Его отличает довольно строгий кирпичный фасад, уютная ниша входа, а также групповые ячейки с панорамными эркерами, из которых дети могут наблюдать друг за другом и жизнью на улице.
Время как театр
Проект Зои Рюриковой и ее бюро «ДА» выиграл конкурс на благоустройство Театральной площади по Владимире. Он основан на идее регенерации исторической застройки, а по форме представляет собой вариант «театрального романтического неомодернизма». Арки служат «видоискателями», в том числе для городского театра Драмы 1971 года.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Ретро-пиццерия
По проекту cтудии дизайна MODGI Group на территории апарт-отеля VALO в Санкт-Петербурге открылась компактная пиццерия в ретро-стиле. Теплую и сочную цветовую гамму дополняет винтажная мебель и свет, а одним из главных предметов декора стали конверты для виниловых пластинок.
Берег Мелеуза
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Affinum в Мелеузе благоустроена набережная одноименной реки, которая играет роль центрального объекта города. Событийную площадь и торговые павильоны дополнил тихий променад, выходы к реке и детские площадки среди деревьев.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
Тюремный квартал
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Orchestra Design благоустроен исторический центр Белебея. Архитекторы объединили территорию пересыльной тюрьмы XVIII века и Торговых рядов в единое пространство, «зашив» в него разные сценарии досуга, а также отсылки к истории города.
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Келейные мастерские
В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылось образовательное пространство, созданное по проекту архитектора и сооснователя бюро UTRO Ольги Рокаль. Небольшое помещение удалось сделать функциональными благодаря авторской мебели: «рыцарскому» круглому столу и столярным шкафам, вдохновленным секретерами XIX века.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Бутоны ЗИЛ-Юга
Проект с авторским названием «Каменный цветок» предназначен для центральной части территории ЗИЛ-Юг, или ЖК Shagal – башни выстроятся вдоль поперечного бульвара. Впрочем, какие башни – самая высокая 14 этажей. Задуманы они так, чтобы в закатном и рассветном свете давать силуэт, похожий на цветочный бутон, а состоят из сетки и крупных пиксельных выемок, поддержанных консольными выступами «кнопок»-эркеров.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Отражение завода
Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.
Пресса: «Киевская площадь» рассказала о новом кластере на...
Вновь созданный кластер обещают сделать не только новой достопримечательностью Москвы, но и центром социальной и деловой активности, а также связующим звеном между Большим Сити и районами Арбат и Хамовники
Пресса: Владимир Ефимов: ремонтировать в Москве здания, чья...
Приводить в порядок полуаварийные здания советского времени, которые не являются архитектурными памятниками и уже отслужили свое с точки зрения конструктивных элементов, не имеет смысла, считает заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Владимир Ефимов. В интервью РИА Новости он рассказал, когда начнется строительство нового цирка на проспекте Вернадского, что будет со зданием СЭВ на Новом Арбате и по какому принципу будут включать в программу реновации, ставшую бессрочной, новые дома. Беседовали Дмитрий Киселев и Ольга Набатникова.
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.
Миро во дворе
Архитектурное бюро «Вещь!» рассматривает двор ЖК WOW как полотно и использует экспрессивную композицию из цветовых пятен и линий, характерную для испанского художника Жоана Миро. На двух уровнях располагаются все необходимые для рекреации объекты, а золотистые детали вторят отделке фасадов.