English version

Нюансированная альтернатива

Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.

mainImg
У выставки «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2», которая открылась на днях в подземном пространстве «дома культуры», – звездный состав. Франческо Бонами – известный куратор современного искусства, он издает журнал Flash Art, в 2000 году курировал кочующую выставку современного искусства Манифеста – в Любляне, 2003 – венецианскую биеннале современного искусства номер 50, причем манифестом был диктат, конечном счете, – зрителя. В 2017 ГЭС-2 издал его книгу «Я тоже так могу!» с объяснением, «почему современное искусство все-таки искусство». Зельфира Трегулова еще совсем недавно была директором Третьяковки, и при ней там было много современного искусства.
  • zooming
    Зельфира Трегулова на открытии выставки «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Франческо Бонами на открытии выставки «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2»
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Сейчас Бонами и Трегулова объединились, чтобы сделать выставку в ГЭС-2, и эта выставка дает довольно интересный ракурс для взгляда на современное искусство и его историю. Как бы парадоксально это ни звучало, а ведь у современного искусства уже есть история, и немалая. Интересно понять, насколько она его «тянет», все же одна из важных составляющих совриска – новизна, отрицание старого; и как вот жить, если твое отрицание истории само уже имеет историю больше 110 лет длиной? Надо как-то реагировать. 

Кураторы реагируют, на мой взгляд, отлично – на очень хороших примерах в историческом створе от передвижников и Айвазовского до инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых, сделанной специально для выставки, показывают нам, что альтернативных историй современного искусства – как у Макса Фрая, новых миров, может быть, ну сколько угодно. Стоит взглянуть на отзвуки «Черного квадрата» под несколько другим углом – и вот, пожалуйста, все чуть иначе; а ракурсов таких может быть много, перспективы творческого переосмысления истории искусства принципиально открыты.

В этом и состоит новизна, в данном случае – кураторского подхода, а не в том, что «Черный квадрат» Бонами впервые сравнил с QR-кодом. Эта последняя новация, на мой взгляд, какая-то натянутая. 

А выставка отличная. Вещи качественные, из хороших коллекций, и очень разные, – тут даже присутствуют два кодекса, в которых кураторы, ради лирического отступления, нашли «черные квадраты до Малевича»: в одном, 1880 года, это битва негров в темной комнате, в другом, более раннем, тьма до сотворения мира.
Сотворение мира в виде черного прямоугольника. Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

По словам кураторов, начало выставки – «Черный квадрат», правда, не тот самый-самый первый, его повторение, но авторское; а конец выставки – тотальная инсталляция Кабаковых. Но на самом деле начало, хронологически, это «Черное море» Айвазовского 1881 года, которое составляет на входе пару Малевичу, и еще несколько картин XIX века. А конец – другая инсталляция, не Кабаковых, а Владимира Селезнёва, потому что Кабаковы это 1992 год, а Селезнёв 2024. 

Кабаковы и Селезнёв, надо сказать, прекрасны. 

Кабаковы – инсталляция «Случай в музее, или музыка на воде». Это несколько залов «выставки» полностью придуманного художника Степана Кошелева, сезанниста-соцреалиста, с доярками, прорабами, дачами, лыжами и муляжом каталога художника, подписанного не кем-нибудь, а Алпатовым. Выставка выглядит очень убедительно, главное, и живопись хороша, как это бывает у Кабакова, сделана «на серьезных щах». Но «что-то пошло не так», в день открытия протек потолок и залы уставлены тазами. Которые принимают воду из трубочек, специально проложенных под потолком, родственников спринклеров, но без насадок. Главный сюжет, таким образом, это музыка, создаваемая каплями, но на самом деле, конечно, не музыка, а сам по себе конфуз и неловкость протечки. Ну как тут не вспомнить открытие павильона России на биеннале архитектуры 2008 года... Даже стены в первом зале и те красные. И фамилия Кошелев для человека, хоть как-то интересующегося современной архитектурой, кажется не случайной. Но! Кабаковы сделали эту инсталляцию в 1992 году, когда ни того, ни другого в планах не было... 
  • zooming
    Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Инсталляция Владимира Селезнёва не такая тотальная, как у Кабаковых, но для архитектурно-ориентированного сознания тоже может быть интересной. Она называется «Метрополис. Traum(a)stadt»; второе слово переводится с немецкого как «город мечты», и тут происходит примерно то же самое, что со словом square, которое по-русски не обозначает площадь, – поскольку для русского уха слышится тут не столько мечта, сколько травма.

Созвучие, надо думать, выбрано не случайно – тут еще можно было бы порассуждать о том, всегда ли травматично мечтать для русского человека – но суть объекта, помещенного в темную комнату, в том, что там на полу выстроен город из мусора, и при ярком свете очевидно, что это мусор, а когда свет по графику выключается, предметы, помеченные фосфорецирующей краской, становятся особенно похожи на город. Причем такой, немного зомбо-город, зеленого оттенка. Довольно очевидно, что думает автор о мегаполисе и его мусорной привлекательности, и тем не менее завораживает именно благодаря тому, что, действительно, ну очень ведь похоже. 
  • zooming
    Владимир Семёнов. «Метрополис. Traum(a)stadt». Инсталляция. 2024. Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Владимир Семёнов. «Метрополис. Traum(a)stadt». Инсталляция. 2024. Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Владимир Семёнов. «Метрополис. Traum(a)stadt». Инсталляция. 2024. Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Владимир Семёнов. «Метрополис. Traum(a)stadt». Инсталляция. 2024. Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Владимир Семёнов. «Метрополис. Traum(a)stadt». Инсталляция. 2024. Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Владимир Семёнов. «Метрополис. Traum(a)stadt». Инсталляция. 2024. Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Все развивается от входа хронологически, от старого к новому, но известные вещи и авторы соседствуют и даже перемешаны с теми, кто знаком, скорее, специалистам по совриску. Тем не менее у того, кто пройдет этот массив, лучше чтобы пару раз вперед-назад, действительно, возникает ощущение, что его познакомили с историей искусства за 150 последних лет в некоей альтернативной версии, которая, тем не менее, учитывает все ключевые направления: и реализм, и абстракцию, и оптику, и самонапряженные структуры, и фотореализм, и тотальную инсталляцию. Экзамен, в общем, можно попробовать сдать после такого посещения, хотя вроде бы тут нет очевидных вещей из учебника, кроме, конечно, «Черного квадрата». 

Итак, кураторы предлагают нам нюансированно-альтернативную, хотя и основанную на «крепких», отнюдь не случайных вещах из хороших коллекций, том числе, конечно, коллекции V-A-C, историю современного искусства, отчетливо намекая на то, что нет у этой «революции» ни конца, поскольку современное искусство продолжается, ни начала, так как его не так уж сложно заанкерить и в реалистической живописи XIX века, и в латинских кодексах старой печати – ну, когда там изображают мир до начала времен или битву негров. Это еще доклассические алабастры в дело не пошли... И тем не менее, одна из главных эмоций, которые формирует выставка – этот самый чуть новый ракурс взгляда, принципиально открытый, указывающий на то, что вариантов угла может быть много, и хронологические «хвосты», нацеленные на отсутствие жестких границ. 

Все это куратором помог выразить архитектор Евгений Асс своим экспозиционным дизайном. 
Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Принципиальную открытость кураторского высказывания в пространстве зримо отображает прорывающаяся сквозь стекло, отделяющее выставочный зал от гардероба, плоскость стенда, этакий красный – но терракотовый – клин, который бьет, но не больно, белое пространство ГЭС-2. Его поддерживают этикетки, большая часть которых висит на торцах стендов. 
  • zooming
    Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Внутри в пространство зала, разделенное опорами ГЭС-2 на три нефа, вписаны три другие нефа, из стендов нескольких приглушенных оттенков, соединенных в своей верхней части плоскими полосами – под углом. Как несколько линейных развесок, причем одна «веревка» при пересечении оказывается выше другой. Так хозяйка развешивает во двеюоре белье, хотя эту мизансцену мы теперь можем видеть, в основном, в кино.

Линии металлических опор здания, продублированные полосками водоотвода на полу, идут в одном направлении, линии стендов – под углом к ним, две структуры пересекаются, две пространственные сетки накладываются друг на друга, как будто зримо отображают идею взгляда на современное искусство под несколько иным, хотя и не перпендикулярным, углом. 
  • zooming
    Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Впрочем, угол, под которым поставлены линии стендов, не какой-нибудь произвольный. Центральный «проспект» начинается за чёрным квадратом, а квадрат повернут ко входящему как ключевой экспонат. Так ось «Квадрата» Малевича нанизывает на себя искусство XX века. 

Сами стенды подчинены некоей модульной ширине, между ними большие разрывы, так что линии-то намечены, но передвигаться – фланировать – тут можно и вдоль, и поперек, в разных направлениях, что тоже дает большой выбор ракурсов, иногда неожиданных. И образует в пространстве ГЭС-2 «улицы» и «площади», те самые squares, которые Франческо Бонами считает лингвистически дружественными «Черному квадрату». Застройка получилась модернистской, потому что составлена она из отдельных пластин, но поздне-модернистской, из 1980-х, потому что пластины стоят не под дерзким углом 45°, и не торцами к красной линии, а, как на улице Сергия Радонежского, до 1992 года Тулинской в честь еще одного псевдонима Ульянова-Ленина, – держат строй, хотя и прерывисто. 
  • zooming
    Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Торцы стендов не срезаны прямо, а, вторя и плашкам подписей, и самому первому титульному «хвосту» выставки, немного торчат, как будто каждый стенд образован, как бутерброд, из двух внешних пластин и заполнения. Похожий двутавровый контур здесь имеют и металлические опоры ГЭС-2, и они перекликаются между собой. Я спросила Евгения Асса, намеренное ли это сходство – нет, говорит, у стендов такой контур просто для того, чтобы они были полегче. Впрочем, если так кажется наблюдателю, значит, так и есть, – успокоил меня автор дизайна экспозиции. Что же, так и запишем.

Тем не менее стенды действительно кажутся разросшимися столбами, очень родственными изначальному интерьеру, как будто ему привили некую измененную ДНК, и он начал развиваться внутри себя похожим образом, но несколько иначе. Довольно любопытный эффект. 

Кстати о городе. Помимо того, что тут есть «город в городе» – тот самый «Мегаполис», как крупный макет на архитектурной выставке, и «выставка в выставке» – тотальная инсталляция Кабаковых, тут есть и «домик внутри ГЭС-2», что после Константинова начинает, кажется, становиться традицией.

Здесь – домик примерно того же размера: в составе выставки показывают авторское повторение «Сарая» архитекторов АБ Меганом. Как сказал нам экскурсовод-медиатор, в Никола-Ленивце – а там его построили в 2006 году – он был скорее фонарем, а здесь больше служит для отбрасывания в своем интерьере теней, подобных любимым Ренцо Пьяно shadow gaps-ам. 
  • zooming
    Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Спросила Евгения Асса, не он ли был инициатором авторского воспроизведения давно утраченного Сарая – тоже, говорит, нет. Но за объект хочется порадоваться как за старого знакомого. 

Свободному, но уверенно срежиссированному построению «улиц» и «площадей» выставки вторит ее внутренняя срежиссированность. Тут очень много сюжетов и и еще больше форм, перекликающихся между собой, выстраивающих диалог, ритмизованных попарно, а иногда и сложнее. Так, в начале мы видим несколько пейзажей, разделенных горизонтом на две половины, близкие к двум полосам абстракции. Один из них – то самое «Черное море» Айвазовского, небо и вода, пара «Черного квадрата» по названию и малой фигуративности, потому что хаос волн, так хорошо удававшийся Айвазовскому, малофигуративен. Надо сказать, что на том же стенде «за спиной» Айвазовского – еще два пейзажа из двух подобных же половин, кураторы тонко играют на грани абстрактного и реального в искусстве XIX века, но самое интересное не это, – а то, что в ту же линию, и это видно от входа, дальше встраивается работа Эрика Булатова, любителя «Горизонтов», – картина «Черный вечер / Белый снег», роскошно интерпретирующая и перспективу, и монохром «Черного квадрата», и беспредметность разделения на небо и землю. Читай отделения неба от земли, или тьмы от света, как в упомянутой выше книге Ветхого Завета.
Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Входишь, видишь эту, не столь уж простую, но очевидную, рифму, и понимаешь, что их тут будет полным-полно. Как пространство перевязано вереницами витрин и линиями свободных проходов, так и вещи перекликаются между собой, выстраивают множество нитей, иногда заметным, а иногда самым не очевидным способом. 

Чего стоят хотя бы тени от кинетических объектов Колейчука и Франциско Инфанте на полу рядом с плоскостной горизонтальной проекцией святыни Куббат ас-Сахры, на которую нельзя наступать, что отмечено парой черных полосок – рядом другая святыня, бумажные священные облачения; и так далее. Тут, если побродить, посмотреть и подумать, многое можно для себя найти, и как будто случайного, и не очень-то. 
Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Пожалуй, высокий уровень срежиссированности при высоком уровне свободы – и пространства, и подбора, – это и есть то, что делает выставку действительно сильной; подбор вещей тоже важен, но он разумеется для хорошего куратора сам собой, а вот сделать так, чтобы они нанизывались, «разговаривали» в пространстве, иногда даже будучи обращены друг к другу спиной – дорогого стоит.

24 Июня 2024

Похожие статьи
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
Технологии и материалы
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
Сейчас на главной
От общего к частному
Бюро KRUG, работающее в смешанном стиле современного урбанромантизма, подарило Владикавказу замечательный интерьер ресторана DAN, способного конкурировать даже с модными местами двух столиц.
Прием у сыроделов
Студия Makedesign разработала концепцию комплекса для проживания сотрудников и гостей завода по производству свежих сыров, расположенного в Брянской области. Комплекс объединяет квартиры и блокированные дома, а также общие пространства для отдыха, открывающие виды на долину. Ресторан с дегустационным залом и выходом на террасу стал ядром центра гостеприимства.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Импульсный ритм
Жилой комплекс «Импульс» в Екатеринбурге – интересен выразительной формой, которая выдает нетривиальный способ мышления авторов, DIALECT Architects. Глядя на проект, можно подумать, что его идея принадлежит иностранцам, точнее даже голландцам – тут и прагматизм, и выверенность, и соответствующая эстетика.
Дальневосточный урбанизм
Лауреатами премии «УрбанВэй 2025», итоги которой подвели на одноименном международном форуме в октябре во Владивостоке, стали как новые, так и известные проекты. Например, музей Океанрыбфлота от Gikalo Kuptsov Architects, ЖК STARK от DNK ag, концепция банного комплекса от IQ Studio, проект микрорайона «Логово дракона» от ПСВ и другие. Рассказываем о победителях.
Несгибаемый
Появились детали проекта башни неназываемого бюро в ММДЦ Москва-Сити. Изучаем башню, ее соседей, форму внутри и снаружи и ставим проект в контекст работы иностранцев в России. Надо сказать, неназываемый архитектор уже сейчас занимает в этой истории особенное место. Он, как кажется, очень смелый архитектор. Так где сложная, продырявленная скульптурная форма? Вот в чем вопрос...
Ладожский ковчег
Деревянный ковчег посреди полей – так SLOI Architects увидели новое фондохранилище для Староладожского музея-заповедника. Диалог с историей здесь ведется на языке современного деревянного зодчества, где технологичность идет рука об руку с аутентичным образом.
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Вариация фахверка
Конструкция дома, построенного в Ленинградской области по проекту бюро SOLOarch, представляет собой силовой каркас из клееной древесины. Акцентом выступила остекленная наклонная стена, которая открывает из двусветной гостиной панорамный обзор на лес. Динамику этого элемента продолжает обратный уклон кровли, а рейки разного сечения на фасадах связывают разные корпуса в единый комплекс.
Архитектура здоровья
Бюро archCLOUD подготовило проект реставрации фасадов и обновления интерьеров оздоровительного комплекса «Сосны». Ансамбль на Николиной горе у Москвы-реки включает здания 1930-х и 1960-х годов, а также вышку лифта со смотровой площадкой. Подгоняя корпуса под требования современных норм, архитекторы постарались сохранить черты нескольких советских эпох.
Символы и символы
Министерство культуры и туризма Московской области совместно с АНО «МосОблПарк» провело конкурс «Символы Подмосковья» с целью создания новых художественных форм, отражающих идентичность региона. Показываем не все победившие объекты, а почти все – те, которые нам понравились, 9 из 11. Плюс! Не попавший в число победителей (! а вот так!) объект Александра Бродского.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Призы Архитектона
В 2025 году жюри Архитектона рассматривало проекты финалистов в очном формате открытых защит, проходивших прямо в выставочном зале фестиваля. Это довольно увлекательный перформанс – такое редко встречается среди российских премий. Вот бы Зодчеству перенять. Показываем все победившие проекты, включая 4 спецноминации.
Курганы, вепсы и трилобиты
Выставка «Область», открытая на «Архитектоне», представляет собой сумму впечатлений об отдаленных уголках Ленинградской области, которую группы студентов открывали для себя во время трехдневных экспедиций под руководством опытных проводников-архитекторов. Здесь вы не увидите дворцов, церквей и готовых решений, зато точно почувствуете азарт первооткрывателя и подивитесь миру, лежащему по ту сторону градостроительства. Предлагаем небольшой путеводитель по экспозиции.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.
Сад знаний
Бюро UNK architects и UNK design создали интерьеры кампуса «Летово. Джуниор» при участии NF studio, которая отвечала за образовательную технологию, учитывающую потребности и восприятие детей младшего и среднего школьного возраста.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Три башни под одной крышей
В панораме Заречной части Нижнего Новгорода появился свой горизонтальный небоскреб. «ГОРПРО» накрыли три корпуса ЖК «КМ Ривер Парк» – четвертым: получилась эффектная «горизонтальная балка», ставшая логичным продолжением экспериментов нижегородского застройщика с железобетонными панелями в поисках нового архитектурного языка.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Серебряные коньки
Офисный квартал STONE Калужская сопровождают два жилых дома, что делает комплекс, а это именно он, взвешенным с функциональной точки зрения. Архитекторы Kleinewelt сделали дома серебристыми под стать офисным корпусам. В чем сходство, в чем отличия и при чем тут «Серебряные коньки» – читайте в нашем материале.
Мост и модуль
По проекту Parallel architects проведена частичная реновация зданий Международного аграрного университета в Ташкенте. Точечное обновление трех разрозненных блоков сформировало современный облик университетского кампуса, которому очень идет модернизм. Лаконичный мост-переход, динамичный фасад из натурального кирпича и новый входной портал создают среду, по уровню и эстетике сравнимую с международными университетскими центрами.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Форма без случайностей
Креативный директор «Генпро» Елена Пучкова – о том, что такое честная современная архитектура: почему важно свести пилоны, как работать с ограниченной палитрой материалов и что делать с любимым медным цветом, который появляется в каждом проекте.
Острова и ножки
Главный архитектор группы RBI Александр Зюзин разработал концепцию общественно-делового кластера для территории у нового морского порта Санкт-Петербурга. Традиционная палитра и отсылки к советскому авангарду сочетаются с зелеными «островами» и бионическими формами. Помимо офисов здание включает музей, спортивный блок, учебный и досуговый центры.
Speed-dating с героями 90-х и другие причины пойти на Архитектон-2025
На этой неделе в петербургском Манеже открывается Архитектон – 10-дневный фестиваль с выставкой, премией и деловой программой, которая обещает северной столице встряску: придет ОАМ, будут новые форматы, обсудят намыв, конкурсы, философское и социальное измерение архитектуры. Советуем запастись абонементом и начать составлять график. В этом материале – хайлайты, на которые мы обратили внимание.
Дан приказ ему на Сити, ей в другую сторону...
Второй по счету конкурс архитектурных идей телеграм-канала Небоскребы привлек профессиональное жюри и присудил, в главной номинации, денежный приз. Как водится, за горизонтальный небоскреб – все остальные, в основном, предложили вертикальные башни... Показываем победившие и не победившие идеи, размышляем о влиянии башни участка номер один. Где? Смотрите ближе к концу материала.