English version

Нюансированная альтернатива

Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.

mainImg
У выставки «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2», которая открылась на днях в подземном пространстве «дома культуры», – звездный состав. Франческо Бонами – известный куратор современного искусства, он издает журнал Flash Art, в 2000 году курировал кочующую выставку современного искусства Манифеста – в Любляне, 2003 – венецианскую биеннале современного искусства номер 50, причем манифестом был диктат, конечном счете, – зрителя. В 2017 ГЭС-2 издал его книгу «Я тоже так могу!» с объяснением, «почему современное искусство все-таки искусство». Зельфира Трегулова еще совсем недавно была директором Третьяковки, и при ней там было много современного искусства.
  • zooming
    Зельфира Трегулова на открытии выставки «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Франческо Бонами на открытии выставки «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2»
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Сейчас Бонами и Трегулова объединились, чтобы сделать выставку в ГЭС-2, и эта выставка дает довольно интересный ракурс для взгляда на современное искусство и его историю. Как бы парадоксально это ни звучало, а ведь у современного искусства уже есть история, и немалая. Интересно понять, насколько она его «тянет», все же одна из важных составляющих совриска – новизна, отрицание старого; и как вот жить, если твое отрицание истории само уже имеет историю больше 110 лет длиной? Надо как-то реагировать. 

Кураторы реагируют, на мой взгляд, отлично – на очень хороших примерах в историческом створе от передвижников и Айвазовского до инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых, сделанной специально для выставки, показывают нам, что альтернативных историй современного искусства – как у Макса Фрая, новых миров, может быть, ну сколько угодно. Стоит взглянуть на отзвуки «Черного квадрата» под несколько другим углом – и вот, пожалуйста, все чуть иначе; а ракурсов таких может быть много, перспективы творческого переосмысления истории искусства принципиально открыты.

В этом и состоит новизна, в данном случае – кураторского подхода, а не в том, что «Черный квадрат» Бонами впервые сравнил с QR-кодом. Эта последняя новация, на мой взгляд, какая-то натянутая. 

А выставка отличная. Вещи качественные, из хороших коллекций, и очень разные, – тут даже присутствуют два кодекса, в которых кураторы, ради лирического отступления, нашли «черные квадраты до Малевича»: в одном, 1880 года, это битва негров в темной комнате, в другом, более раннем, тьма до сотворения мира.
Сотворение мира в виде черного прямоугольника. Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

По словам кураторов, начало выставки – «Черный квадрат», правда, не тот самый-самый первый, его повторение, но авторское; а конец выставки – тотальная инсталляция Кабаковых. Но на самом деле начало, хронологически, это «Черное море» Айвазовского 1881 года, которое составляет на входе пару Малевичу, и еще несколько картин XIX века. А конец – другая инсталляция, не Кабаковых, а Владимира Селезнёва, потому что Кабаковы это 1992 год, а Селезнёв 2024. 

Кабаковы и Селезнёв, надо сказать, прекрасны. 

Кабаковы – инсталляция «Случай в музее, или музыка на воде». Это несколько залов «выставки» полностью придуманного художника Степана Кошелева, сезанниста-соцреалиста, с доярками, прорабами, дачами, лыжами и муляжом каталога художника, подписанного не кем-нибудь, а Алпатовым. Выставка выглядит очень убедительно, главное, и живопись хороша, как это бывает у Кабакова, сделана «на серьезных щах». Но «что-то пошло не так», в день открытия протек потолок и залы уставлены тазами. Которые принимают воду из трубочек, специально проложенных под потолком, родственников спринклеров, но без насадок. Главный сюжет, таким образом, это музыка, создаваемая каплями, но на самом деле, конечно, не музыка, а сам по себе конфуз и неловкость протечки. Ну как тут не вспомнить открытие павильона России на биеннале архитектуры 2008 года... Даже стены в первом зале и те красные. И фамилия Кошелев для человека, хоть как-то интересующегося современной архитектурой, кажется не случайной. Но! Кабаковы сделали эту инсталляцию в 1992 году, когда ни того, ни другого в планах не было... 
  • zooming
    Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Инсталляция Владимира Селезнёва не такая тотальная, как у Кабаковых, но для архитектурно-ориентированного сознания тоже может быть интересной. Она называется «Метрополис. Traum(a)stadt»; второе слово переводится с немецкого как «город мечты», и тут происходит примерно то же самое, что со словом square, которое по-русски не обозначает площадь, – поскольку для русского уха слышится тут не столько мечта, сколько травма.

Созвучие, надо думать, выбрано не случайно – тут еще можно было бы порассуждать о том, всегда ли травматично мечтать для русского человека – но суть объекта, помещенного в темную комнату, в том, что там на полу выстроен город из мусора, и при ярком свете очевидно, что это мусор, а когда свет по графику выключается, предметы, помеченные фосфорецирующей краской, становятся особенно похожи на город. Причем такой, немного зомбо-город, зеленого оттенка. Довольно очевидно, что думает автор о мегаполисе и его мусорной привлекательности, и тем не менее завораживает именно благодаря тому, что, действительно, ну очень ведь похоже. 
  • zooming
    Владимир Семёнов. «Метрополис. Traum(a)stadt». Инсталляция. 2024. Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Владимир Семёнов. «Метрополис. Traum(a)stadt». Инсталляция. 2024. Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Владимир Семёнов. «Метрополис. Traum(a)stadt». Инсталляция. 2024. Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Владимир Семёнов. «Метрополис. Traum(a)stadt». Инсталляция. 2024. Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Владимир Семёнов. «Метрополис. Traum(a)stadt». Инсталляция. 2024. Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Владимир Семёнов. «Метрополис. Traum(a)stadt». Инсталляция. 2024. Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Все развивается от входа хронологически, от старого к новому, но известные вещи и авторы соседствуют и даже перемешаны с теми, кто знаком, скорее, специалистам по совриску. Тем не менее у того, кто пройдет этот массив, лучше чтобы пару раз вперед-назад, действительно, возникает ощущение, что его познакомили с историей искусства за 150 последних лет в некоей альтернативной версии, которая, тем не менее, учитывает все ключевые направления: и реализм, и абстракцию, и оптику, и самонапряженные структуры, и фотореализм, и тотальную инсталляцию. Экзамен, в общем, можно попробовать сдать после такого посещения, хотя вроде бы тут нет очевидных вещей из учебника, кроме, конечно, «Черного квадрата». 

Итак, кураторы предлагают нам нюансированно-альтернативную, хотя и основанную на «крепких», отнюдь не случайных вещах из хороших коллекций, том числе, конечно, коллекции V-A-C, историю современного искусства, отчетливо намекая на то, что нет у этой «революции» ни конца, поскольку современное искусство продолжается, ни начала, так как его не так уж сложно заанкерить и в реалистической живописи XIX века, и в латинских кодексах старой печати – ну, когда там изображают мир до начала времен или битву негров. Это еще доклассические алабастры в дело не пошли... И тем не менее, одна из главных эмоций, которые формирует выставка – этот самый чуть новый ракурс взгляда, принципиально открытый, указывающий на то, что вариантов угла может быть много, и хронологические «хвосты», нацеленные на отсутствие жестких границ. 

Все это куратором помог выразить архитектор Евгений Асс своим экспозиционным дизайном. 
Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Принципиальную открытость кураторского высказывания в пространстве зримо отображает прорывающаяся сквозь стекло, отделяющее выставочный зал от гардероба, плоскость стенда, этакий красный – но терракотовый – клин, который бьет, но не больно, белое пространство ГЭС-2. Его поддерживают этикетки, большая часть которых висит на торцах стендов. 
  • zooming
    Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Внутри в пространство зала, разделенное опорами ГЭС-2 на три нефа, вписаны три другие нефа, из стендов нескольких приглушенных оттенков, соединенных в своей верхней части плоскими полосами – под углом. Как несколько линейных развесок, причем одна «веревка» при пересечении оказывается выше другой. Так хозяйка развешивает во двеюоре белье, хотя эту мизансцену мы теперь можем видеть, в основном, в кино.

Линии металлических опор здания, продублированные полосками водоотвода на полу, идут в одном направлении, линии стендов – под углом к ним, две структуры пересекаются, две пространственные сетки накладываются друг на друга, как будто зримо отображают идею взгляда на современное искусство под несколько иным, хотя и не перпендикулярным, углом. 
  • zooming
    Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Впрочем, угол, под которым поставлены линии стендов, не какой-нибудь произвольный. Центральный «проспект» начинается за чёрным квадратом, а квадрат повернут ко входящему как ключевой экспонат. Так ось «Квадрата» Малевича нанизывает на себя искусство XX века. 

Сами стенды подчинены некоей модульной ширине, между ними большие разрывы, так что линии-то намечены, но передвигаться – фланировать – тут можно и вдоль, и поперек, в разных направлениях, что тоже дает большой выбор ракурсов, иногда неожиданных. И образует в пространстве ГЭС-2 «улицы» и «площади», те самые squares, которые Франческо Бонами считает лингвистически дружественными «Черному квадрату». Застройка получилась модернистской, потому что составлена она из отдельных пластин, но поздне-модернистской, из 1980-х, потому что пластины стоят не под дерзким углом 45°, и не торцами к красной линии, а, как на улице Сергия Радонежского, до 1992 года Тулинской в честь еще одного псевдонима Ульянова-Ленина, – держат строй, хотя и прерывисто. 
  • zooming
    Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Торцы стендов не срезаны прямо, а, вторя и плашкам подписей, и самому первому титульному «хвосту» выставки, немного торчат, как будто каждый стенд образован, как бутерброд, из двух внешних пластин и заполнения. Похожий двутавровый контур здесь имеют и металлические опоры ГЭС-2, и они перекликаются между собой. Я спросила Евгения Асса, намеренное ли это сходство – нет, говорит, у стендов такой контур просто для того, чтобы они были полегче. Впрочем, если так кажется наблюдателю, значит, так и есть, – успокоил меня автор дизайна экспозиции. Что же, так и запишем.

Тем не менее стенды действительно кажутся разросшимися столбами, очень родственными изначальному интерьеру, как будто ему привили некую измененную ДНК, и он начал развиваться внутри себя похожим образом, но несколько иначе. Довольно любопытный эффект. 

Кстати о городе. Помимо того, что тут есть «город в городе» – тот самый «Мегаполис», как крупный макет на архитектурной выставке, и «выставка в выставке» – тотальная инсталляция Кабаковых, тут есть и «домик внутри ГЭС-2», что после Константинова начинает, кажется, становиться традицией.

Здесь – домик примерно того же размера: в составе выставки показывают авторское повторение «Сарая» архитекторов АБ Меганом. Как сказал нам экскурсовод-медиатор, в Никола-Ленивце – а там его построили в 2006 году – он был скорее фонарем, а здесь больше служит для отбрасывания в своем интерьере теней, подобных любимым Ренцо Пьяно shadow gaps-ам. 
  • zooming
    Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Спросила Евгения Асса, не он ли был инициатором авторского воспроизведения давно утраченного Сарая – тоже, говорит, нет. Но за объект хочется порадоваться как за старого знакомого. 

Свободному, но уверенно срежиссированному построению «улиц» и «площадей» выставки вторит ее внутренняя срежиссированность. Тут очень много сюжетов и и еще больше форм, перекликающихся между собой, выстраивающих диалог, ритмизованных попарно, а иногда и сложнее. Так, в начале мы видим несколько пейзажей, разделенных горизонтом на две половины, близкие к двум полосам абстракции. Один из них – то самое «Черное море» Айвазовского, небо и вода, пара «Черного квадрата» по названию и малой фигуративности, потому что хаос волн, так хорошо удававшийся Айвазовскому, малофигуративен. Надо сказать, что на том же стенде «за спиной» Айвазовского – еще два пейзажа из двух подобных же половин, кураторы тонко играют на грани абстрактного и реального в искусстве XIX века, но самое интересное не это, – а то, что в ту же линию, и это видно от входа, дальше встраивается работа Эрика Булатова, любителя «Горизонтов», – картина «Черный вечер / Белый снег», роскошно интерпретирующая и перспективу, и монохром «Черного квадрата», и беспредметность разделения на небо и землю. Читай отделения неба от земли, или тьмы от света, как в упомянутой выше книге Ветхого Завета.
Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Входишь, видишь эту, не столь уж простую, но очевидную, рифму, и понимаешь, что их тут будет полным-полно. Как пространство перевязано вереницами витрин и линиями свободных проходов, так и вещи перекликаются между собой, выстраивают множество нитей, иногда заметным, а иногда самым не очевидным способом. 

Чего стоят хотя бы тени от кинетических объектов Колейчука и Франциско Инфанте на полу рядом с плоскостной горизонтальной проекцией святыни Куббат ас-Сахры, на которую нельзя наступать, что отмечено парой черных полосок – рядом другая святыня, бумажные священные облачения; и так далее. Тут, если побродить, посмотреть и подумать, многое можно для себя найти, и как будто случайного, и не очень-то. 
Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Пожалуй, высокий уровень срежиссированности при высоком уровне свободы – и пространства, и подбора, – это и есть то, что делает выставку действительно сильной; подбор вещей тоже важен, но он разумеется для хорошего куратора сам собой, а вот сделать так, чтобы они нанизывались, «разговаривали» в пространстве, иногда даже будучи обращены друг к другу спиной – дорогого стоит.

24 Июня 2024

Похожие статьи
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Сейчас на главной
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.