English version

Нюансированная альтернатива

Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.

mainImg
У выставки «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2», которая открылась на днях в подземном пространстве «дома культуры», – звездный состав. Франческо Бонами – известный куратор современного искусства, он издает журнал Flash Art, в 2000 году курировал кочующую выставку современного искусства Манифеста – в Любляне, 2003 – венецианскую биеннале современного искусства номер 50, причем манифестом был диктат, конечном счете, – зрителя. В 2017 ГЭС-2 издал его книгу «Я тоже так могу!» с объяснением, «почему современное искусство все-таки искусство». Зельфира Трегулова еще совсем недавно была директором Третьяковки, и при ней там было много современного искусства.
  • zooming
    Зельфира Трегулова на открытии выставки «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Франческо Бонами на открытии выставки «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2»
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Сейчас Бонами и Трегулова объединились, чтобы сделать выставку в ГЭС-2, и эта выставка дает довольно интересный ракурс для взгляда на современное искусство и его историю. Как бы парадоксально это ни звучало, а ведь у современного искусства уже есть история, и немалая. Интересно понять, насколько она его «тянет», все же одна из важных составляющих совриска – новизна, отрицание старого; и как вот жить, если твое отрицание истории само уже имеет историю больше 110 лет длиной? Надо как-то реагировать. 

Кураторы реагируют, на мой взгляд, отлично – на очень хороших примерах в историческом створе от передвижников и Айвазовского до инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых, сделанной специально для выставки, показывают нам, что альтернативных историй современного искусства – как у Макса Фрая, новых миров, может быть, ну сколько угодно. Стоит взглянуть на отзвуки «Черного квадрата» под несколько другим углом – и вот, пожалуйста, все чуть иначе; а ракурсов таких может быть много, перспективы творческого переосмысления истории искусства принципиально открыты.

В этом и состоит новизна, в данном случае – кураторского подхода, а не в том, что «Черный квадрат» Бонами впервые сравнил с QR-кодом. Эта последняя новация, на мой взгляд, какая-то натянутая. 

А выставка отличная. Вещи качественные, из хороших коллекций, и очень разные, – тут даже присутствуют два кодекса, в которых кураторы, ради лирического отступления, нашли «черные квадраты до Малевича»: в одном, 1880 года, это битва негров в темной комнате, в другом, более раннем, тьма до сотворения мира.
Сотворение мира в виде черного прямоугольника. Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

По словам кураторов, начало выставки – «Черный квадрат», правда, не тот самый-самый первый, его повторение, но авторское; а конец выставки – тотальная инсталляция Кабаковых. Но на самом деле начало, хронологически, это «Черное море» Айвазовского 1881 года, которое составляет на входе пару Малевичу, и еще несколько картин XIX века. А конец – другая инсталляция, не Кабаковых, а Владимира Селезнёва, потому что Кабаковы это 1992 год, а Селезнёв 2024. 

Кабаковы и Селезнёв, надо сказать, прекрасны. 

Кабаковы – инсталляция «Случай в музее, или музыка на воде». Это несколько залов «выставки» полностью придуманного художника Степана Кошелева, сезанниста-соцреалиста, с доярками, прорабами, дачами, лыжами и муляжом каталога художника, подписанного не кем-нибудь, а Алпатовым. Выставка выглядит очень убедительно, главное, и живопись хороша, как это бывает у Кабакова, сделана «на серьезных щах». Но «что-то пошло не так», в день открытия протек потолок и залы уставлены тазами. Которые принимают воду из трубочек, специально проложенных под потолком, родственников спринклеров, но без насадок. Главный сюжет, таким образом, это музыка, создаваемая каплями, но на самом деле, конечно, не музыка, а сам по себе конфуз и неловкость протечки. Ну как тут не вспомнить открытие павильона России на биеннале архитектуры 2008 года... Даже стены в первом зале и те красные. И фамилия Кошелев для человека, хоть как-то интересующегося современной архитектурой, кажется не случайной. Но! Кабаковы сделали эту инсталляцию в 1992 году, когда ни того, ни другого в планах не было... 
  • zooming
    Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Инсталляция Владимира Селезнёва не такая тотальная, как у Кабаковых, но для архитектурно-ориентированного сознания тоже может быть интересной. Она называется «Метрополис. Traum(a)stadt»; второе слово переводится с немецкого как «город мечты», и тут происходит примерно то же самое, что со словом square, которое по-русски не обозначает площадь, – поскольку для русского уха слышится тут не столько мечта, сколько травма.

Созвучие, надо думать, выбрано не случайно – тут еще можно было бы порассуждать о том, всегда ли травматично мечтать для русского человека – но суть объекта, помещенного в темную комнату, в том, что там на полу выстроен город из мусора, и при ярком свете очевидно, что это мусор, а когда свет по графику выключается, предметы, помеченные фосфорецирующей краской, становятся особенно похожи на город. Причем такой, немного зомбо-город, зеленого оттенка. Довольно очевидно, что думает автор о мегаполисе и его мусорной привлекательности, и тем не менее завораживает именно благодаря тому, что, действительно, ну очень ведь похоже. 
  • zooming
    Владимир Семёнов. «Метрополис. Traum(a)stadt». Инсталляция. 2024. Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Владимир Семёнов. «Метрополис. Traum(a)stadt». Инсталляция. 2024. Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Владимир Семёнов. «Метрополис. Traum(a)stadt». Инсталляция. 2024. Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Владимир Семёнов. «Метрополис. Traum(a)stadt». Инсталляция. 2024. Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Владимир Семёнов. «Метрополис. Traum(a)stadt». Инсталляция. 2024. Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Владимир Семёнов. «Метрополис. Traum(a)stadt». Инсталляция. 2024. Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Все развивается от входа хронологически, от старого к новому, но известные вещи и авторы соседствуют и даже перемешаны с теми, кто знаком, скорее, специалистам по совриску. Тем не менее у того, кто пройдет этот массив, лучше чтобы пару раз вперед-назад, действительно, возникает ощущение, что его познакомили с историей искусства за 150 последних лет в некоей альтернативной версии, которая, тем не менее, учитывает все ключевые направления: и реализм, и абстракцию, и оптику, и самонапряженные структуры, и фотореализм, и тотальную инсталляцию. Экзамен, в общем, можно попробовать сдать после такого посещения, хотя вроде бы тут нет очевидных вещей из учебника, кроме, конечно, «Черного квадрата». 

Итак, кураторы предлагают нам нюансированно-альтернативную, хотя и основанную на «крепких», отнюдь не случайных вещах из хороших коллекций, том числе, конечно, коллекции V-A-C, историю современного искусства, отчетливо намекая на то, что нет у этой «революции» ни конца, поскольку современное искусство продолжается, ни начала, так как его не так уж сложно заанкерить и в реалистической живописи XIX века, и в латинских кодексах старой печати – ну, когда там изображают мир до начала времен или битву негров. Это еще доклассические алабастры в дело не пошли... И тем не менее, одна из главных эмоций, которые формирует выставка – этот самый чуть новый ракурс взгляда, принципиально открытый, указывающий на то, что вариантов угла может быть много, и хронологические «хвосты», нацеленные на отсутствие жестких границ. 

Все это куратором помог выразить архитектор Евгений Асс своим экспозиционным дизайном. 
Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Принципиальную открытость кураторского высказывания в пространстве зримо отображает прорывающаяся сквозь стекло, отделяющее выставочный зал от гардероба, плоскость стенда, этакий красный – но терракотовый – клин, который бьет, но не больно, белое пространство ГЭС-2. Его поддерживают этикетки, большая часть которых висит на торцах стендов. 
  • zooming
    Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Внутри в пространство зала, разделенное опорами ГЭС-2 на три нефа, вписаны три другие нефа, из стендов нескольких приглушенных оттенков, соединенных в своей верхней части плоскими полосами – под углом. Как несколько линейных развесок, причем одна «веревка» при пересечении оказывается выше другой. Так хозяйка развешивает во двеюоре белье, хотя эту мизансцену мы теперь можем видеть, в основном, в кино.

Линии металлических опор здания, продублированные полосками водоотвода на полу, идут в одном направлении, линии стендов – под углом к ним, две структуры пересекаются, две пространственные сетки накладываются друг на друга, как будто зримо отображают идею взгляда на современное искусство под несколько иным, хотя и не перпендикулярным, углом. 
  • zooming
    Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Впрочем, угол, под которым поставлены линии стендов, не какой-нибудь произвольный. Центральный «проспект» начинается за чёрным квадратом, а квадрат повернут ко входящему как ключевой экспонат. Так ось «Квадрата» Малевича нанизывает на себя искусство XX века. 

Сами стенды подчинены некоей модульной ширине, между ними большие разрывы, так что линии-то намечены, но передвигаться – фланировать – тут можно и вдоль, и поперек, в разных направлениях, что тоже дает большой выбор ракурсов, иногда неожиданных. И образует в пространстве ГЭС-2 «улицы» и «площади», те самые squares, которые Франческо Бонами считает лингвистически дружественными «Черному квадрату». Застройка получилась модернистской, потому что составлена она из отдельных пластин, но поздне-модернистской, из 1980-х, потому что пластины стоят не под дерзким углом 45°, и не торцами к красной линии, а, как на улице Сергия Радонежского, до 1992 года Тулинской в честь еще одного псевдонима Ульянова-Ленина, – держат строй, хотя и прерывисто. 
  • zooming
    Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Торцы стендов не срезаны прямо, а, вторя и плашкам подписей, и самому первому титульному «хвосту» выставки, немного торчат, как будто каждый стенд образован, как бутерброд, из двух внешних пластин и заполнения. Похожий двутавровый контур здесь имеют и металлические опоры ГЭС-2, и они перекликаются между собой. Я спросила Евгения Асса, намеренное ли это сходство – нет, говорит, у стендов такой контур просто для того, чтобы они были полегче. Впрочем, если так кажется наблюдателю, значит, так и есть, – успокоил меня автор дизайна экспозиции. Что же, так и запишем.

Тем не менее стенды действительно кажутся разросшимися столбами, очень родственными изначальному интерьеру, как будто ему привили некую измененную ДНК, и он начал развиваться внутри себя похожим образом, но несколько иначе. Довольно любопытный эффект. 

Кстати о городе. Помимо того, что тут есть «город в городе» – тот самый «Мегаполис», как крупный макет на архитектурной выставке, и «выставка в выставке» – тотальная инсталляция Кабаковых, тут есть и «домик внутри ГЭС-2», что после Константинова начинает, кажется, становиться традицией.

Здесь – домик примерно того же размера: в составе выставки показывают авторское повторение «Сарая» архитекторов АБ Меганом. Как сказал нам экскурсовод-медиатор, в Никола-Ленивце – а там его построили в 2006 году – он был скорее фонарем, а здесь больше служит для отбрасывания в своем интерьере теней, подобных любимым Ренцо Пьяно shadow gaps-ам. 
  • zooming
    Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Спросила Евгения Асса, не он ли был инициатором авторского воспроизведения давно утраченного Сарая – тоже, говорит, нет. Но за объект хочется порадоваться как за старого знакомого. 

Свободному, но уверенно срежиссированному построению «улиц» и «площадей» выставки вторит ее внутренняя срежиссированность. Тут очень много сюжетов и и еще больше форм, перекликающихся между собой, выстраивающих диалог, ритмизованных попарно, а иногда и сложнее. Так, в начале мы видим несколько пейзажей, разделенных горизонтом на две половины, близкие к двум полосам абстракции. Один из них – то самое «Черное море» Айвазовского, небо и вода, пара «Черного квадрата» по названию и малой фигуративности, потому что хаос волн, так хорошо удававшийся Айвазовскому, малофигуративен. Надо сказать, что на том же стенде «за спиной» Айвазовского – еще два пейзажа из двух подобных же половин, кураторы тонко играют на грани абстрактного и реального в искусстве XIX века, но самое интересное не это, – а то, что в ту же линию, и это видно от входа, дальше встраивается работа Эрика Булатова, любителя «Горизонтов», – картина «Черный вечер / Белый снег», роскошно интерпретирующая и перспективу, и монохром «Черного квадрата», и беспредметность разделения на небо и землю. Читай отделения неба от земли, или тьмы от света, как в упомянутой выше книге Ветхого Завета.
Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Входишь, видишь эту, не столь уж простую, но очевидную, рифму, и понимаешь, что их тут будет полным-полно. Как пространство перевязано вереницами витрин и линиями свободных проходов, так и вещи перекликаются между собой, выстраивают множество нитей, иногда заметным, а иногда самым не очевидным способом. 

Чего стоят хотя бы тени от кинетических объектов Колейчука и Франциско Инфанте на полу рядом с плоскостной горизонтальной проекцией святыни Куббат ас-Сахры, на которую нельзя наступать, что отмечено парой черных полосок – рядом другая святыня, бумажные священные облачения; и так далее. Тут, если побродить, посмотреть и подумать, многое можно для себя найти, и как будто случайного, и не очень-то. 
Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». 20.06.2024 – 27.10.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Пожалуй, высокий уровень срежиссированности при высоком уровне свободы – и пространства, и подбора, – это и есть то, что делает выставку действительно сильной; подбор вещей тоже важен, но он разумеется для хорошего куратора сам собой, а вот сделать так, чтобы они нанизывались, «разговаривали» в пространстве, иногда даже будучи обращены друг к другу спиной – дорогого стоит.

24 Июня 2024

Похожие статьи
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Технологии и материалы
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Сейчас на главной
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Между действительным и виртуальным
Интерьер бутика Nude Story на Кузнецком Мосту, реализованный по проекту Романа Гуляева и Марии Цахариас, может показаться очень уж модным: очищенный кирпич, обилие медиа-экранов. Но он освежает и даже завораживает парадоксами, начиная от обилия медиа-экранов в историческом интерьере и заканчивая «фрагментами» каннелированных колонн травянистого цвета.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Вент-фасад: беда или мелочь?
Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Скульптуры вместо карет
По проекту Главного управления культурного наследия Московской области в Серпуховском историко-художественном музее к новой функции приспособили каретный сарай. Теперь он действует как открытое фондохранилище и более доступен маломобильным посетителям.
Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.
Галерея у реки
Проект благоустройства набережной Волги в Тутаеве бюро SOTA подготовило для Конкурса малых городов. Набережная решена в виде променада, который предлагает больше способов взаимодействия с рекой: от купания и катания на лодках до просмотра кинолент. Малые архитектурные формы вдохновлены деревянным зодчеством.
Образ малой формы
Начинаем собирать коллекцию современных скамеек – с идеей, «месседжем», архитектурной составляющей. И, главное – либо уникальных, реализованных один раз, либо запущенных в серию, но обязательно по авторскому проекту. Из предложенных проектов редакция отберет лучшие, а из победителей этого мини-конкурса сделаем публикацию, покажем всем ваши скамейки.
А пока что...
Вино из одуванчиков
Работая над интерьером кафе в Казани, архитектурное бюро «Дюплекс» постаралось воссоздать настроение, присущее безмятежному летнему дню. Для этого авторы использовали не только теплую зеленую палитру и декор в виде растений, но и достаточно неожиданные текстуры камня и текстиля, а также световой дизайн.
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Миражи наших дней
Если вы читали книгу Даши Парамоновой «Грибы, мутанты и другие: архитектура эры Лужкова», то проект торгового центра в Казани покажется знакомым. Бюро Blank называет свой подход «миражом»: кирпичные фасады снесенного артиллерийского училища возвели заново и интегрировали в объем нового здания.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Лекарство и не только
В нижегородском баре «Травник» бюро INT2architecture создало атмосферу мастерской зельевара: пучки трав-ингредиентов свисают с потолка, штукатурка имитирует землебитные стены, а самая эффектная часть – потолок с кратерами, напоминающими гнездо птицы ремез.
Наедине с лесом
Архитектор Станислав Зыков спроектировал для небольшого лесного участка, свободного от деревьев, башню с бассейном на крыше: плавая в нем, можно рассматривать верхушки елей. Все наружные стены дома стеклянные и даже водосток находится внутри, чтобы гости могли лучше слышать шум дождя.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
Путь в три шага
Бюро HENN и C.F. Møller выиграли конкурс на проект нового больничного комплекса Ганноверского медицинского института.
Архитектура впечатлений
Бюро Planet9 выпустило книгу «Архитектура впечатлений», посвященную значению экспозиционного дизайна в современном культурном пространстве. В ней собраны размышления о ключевых принципах выставочной архитектуры, реальные кейсы и закулисные истории масштабных проектов. Предлагаем познакомиться с фрагментом книги, где речь идет о нескольких биеннале – венецианских и уральской.
Дом хорошего самочувствия
Бюро Triptyque и Architects Office создали первый в Бразилии многоквартирный дом для здоровой жизни: их башня AGE360 в самом центре вмещает спортивные и спа-объекты.
Блеск дерзновенный
Изучаем «Новый взгляд», первую школу, построенную за последние 25 лет в Хамовниках. У здания три основные особенности: оно рассчитано на универсалии современного образования, обучение через общение и прочее; второе – фасады сочетают структурное моллированное стекло и металлизированно-поливную керамику, они дороги и технологичны. Третье – это школа «Садовых кварталов», последнее по времени приобретение знаменитого квартала Хамовников. И дорогое, и, по-своему, дерзкое приобретение: есть некий молодой задор в этом высказывании. Разбираемся, как устроена школа и где здесь контраст.
Перья на ветру
Павильон по проекту шанхайского бюро GN Architects, подчеркивая красоту пейзажа, служит для привлечения туристов на островок Чайшань в Восточно-Китайском море.
Поворот ядра
Остроумное и емкое пластическое решение – поворот каждого этажа на N градусов – дал ансамбль «танцующих» башен, подобных друг другу, но разных; простых, но сложных. Авторы тщательно продумали один узел и немало повозились с конструкцией колонн, все остальное «было просто». Да, еще стены ядра на каждом этаже развернули – для максимальной эффективности офисных пространств.