Вот и прошла Арх Москва, в пятницу наградили участников, в субботу догуляли. Выставку мы любим давно – за размах, разнообразие и упорство в освещении разных сторон архитектурной жизни. Она настоящий форум и феерия. Пробуем ответить на вопрос, как именно участники раскрыли тему Польза; спойлер – никак, но в этом и соль. И публикуем список награжденных.
Арх Москва – очень большая, и ее всегда найдется, в чем упрекнуть. В этом году, к примеру, упрекали в хаотичности, путанице и перенасыщенности. Тут, правда, несложно было заблудиться, по словам Марины Игнатушко, даже имея разряд по спортивному ориентированию, – или пройти что-то мимо, даже ходя со схемой в руках по нескольку раз туда-сюда. Надо думать насыщенность выставки отражает парадоксальный рост рынка в последние годы. Стало много больше стендов архитектурных бюро, многие из них стремятся выстроить павильоны, показать объекты, кто-то даже делает проекты-фантазии для выставки. Словом, это ой какой базар, хотя: иногда войдешь в архитектурный павильон – поймаешь эмоциональную паузу. А иногда перегрузишься информацией. В общем-то, как справедливо заметила Мария Элькина, научились наши архитекторы делать выставочные павильоны – но смысл то, смысл он где? Отвечу вопросом на вопрос: а нужен? Такой итоговый, высший, к которому все стремятся? Правда?
Впрочем и тема у выставки была: Польза, из витрувианской триады, и многие откликнулись, но либо формально, либо от противного – стали доказывать, что красота и есть настоящая польза. С ними сложно спорить когда речь идет об архитектуре.
Архитектура, она, когда некрасивая, то какая-то бесполезная.
Хотя! В далекой-предалекой галактике можно было бы запросто представить себе, что с темой Польза выставка превратится в экспозицию социального жилья и школ для бедных, так же как и экономичных решений, к примеру, «нулёвых» по энергетике, оптимальных по организации пространства и экологии материалов, решений для маломобильных и прочих групп населения и по спасению африканских и прочих племен. Страшно представить себе, как могла бы развернуться на эту тему венецианская биеннале – поставила бы все эти вопросы ребром и заточила бы как острый ножик.
И представьте себе – ничего, ну ничего подобного не было на Арх Москве с темой Польза. Никто и не подумал. Разве что бюро GA, ранее известное как Гинзбург Архитектс, в разделе Мастера размышляло о пазле объемного построения жилого дома, ну да это у них в крови.
И то, в общем, больше о красоте. Представляю себе Моисея Гинзбурга, который отливает свои ячейки типа F из цветного мыла и подсвечивает фонариком. Хотя нет, не представляю.
Чувствую, что через пару часов или дней ко мне придет десяток сообщений от авторов стендов – доказывать, что их не поняли или поняли не так, и что на самом деле тему Польза они раскрыли. Не надо! Впечатление от выставки остается прежним, не особенно вы думали о пользе, зато разными путями уклонялись от таких размышлений. Это не хорошо и не плохо.
Но какая-то в этом ощущается, местная специфика, что ли. Какую тему ни дай – они о красоте. За что и любим.
Хотя Арх Москву любим не только за это. В будущем году ей 30 лет – неужели с 1995 года :-)? – и она во многом последовательна и устойчива. Делит внимание между продукцией производителей, что, к слову сказать, не просто «унитазы», а важная составляющая итогового архитектурного образа – и девелоперами, архитекторами, исследованиями и даже графикой. Для всех находит место, выстраивает в своем ярмарочном порыве баланс и дает срез. Действительно дает. За что, как говорится, большой респект и уважение.
Придумывает новые проекты и номинации. В этом году – жюри оценивало в плюс к остальному фотографов и аудитории для круглых столов и лекций, которых тоже, как и стендов архитекторов, было рекордное количество.
А мы, вкратце высказавшись, публикуем список наград Арх Москвы, – чем тоже занимаемся уже не первый год.
Архитектор года
Для начала надо сказать, что Архитектором года мастера (раньше их называли участники Арх Каталога) выбрали, как сказал Василий Бычков, с большим отрывом, Юлия Борисова и UNK. Компания в этом году переехала в новый офис в чудесном особняке романтического модерна неорюс, а Юлию Борисову на днях исполнится 50 лет, так что все один к одному.
Для победителя, кажется, впервые (UPD: правда впервые), предусмотрена существенная денежная премия – 500 000 рублей.
Уточним (тоже UPD). Премию дала компания Архитайл; между тем каждый из 10 финалистов и участников выставки заплатил регистрационный взнос – 85 000 р. – за экспозицию. Вроде бы тонкость, но интересно.
Вручение приза NEXT. Арх Москва 2024
Фотография: Владимир Лаврищев, предоставлено компанией Экспо-Парк
Победитель NEXT должен будет сделать на Арх Москве 2025 свою экспозицию, как и Архитектор года. Раньше эти сюжеты чередовались, а теперь из-за сбоя в период пандемии идут плечо к плечу.
Вот удивлюсь решению жюри, я голосовала за других, Wowhaus был лишь пятым в моем списке приоритетов. На мой взгляд лидируют: стол с крашеной белой краской едой от Panacom, стенд Остоженки с черно-белой спиралью и рукописным текстом Александра Скокана, Megabudka с инициативным проектом благоустройства территории вокруг пирамид, упомянутые выше AG с объемным квартирным тетрисом, и Nowadays с карточной игрой, в которую, впрочем, для торопливых незнаек было не очень понятно, как играть...
В рамках проекта Тезисы каждое из девяти бюро, распределив проекты методом жеребьевки, работало над рефлексией доставшегося им проекта коллег. АБ ГОРА достался общественный центр АБ ХВОЯ на Финском заливе. Они представили его в виде аквариума с живыми рыбками.
На церемонии сказали: вообще-то ГОРе запретили наливать воду в аквариум, а они не послушались. Думали, что их накажут, а их наградили. За смелость? Но и рыбки отличные.
Кураторский проект
I.
Экспозиция «Павильон элементов обратного времени» / Авторы Александр Пономарев и Алексей Козырь. Партнер компания Surface Lab
Экспозиция «Павильон элементов обратного времени» / Авторы Александр Пономарев и Алексей Козырь. Арх Москва 2024
Дизайн стенда был сделан командой MAP architects, а экспонировал он три кампуса: МГТУ имени Баумана /Сергей Кузнецов и Прайд/, кластер Ломоносов /Сергей Кузнецов и KAMEN/ и самый малоизвестный пока что проект – МГСУ на Ярославском шоссе /мастер-план ATRIUM/.
Три дня на стенде проводили хакатон Института Генплана по проектированию кампуса для МГПУ, московского городского педагогического университета, и тут тоже разыгрывали денежный приз – одна из трех команд получила 150 000 рублей.
Экспозиция MR GROUP, созданная совместно с бюро BASIS
Павильон сделан по мотивам проекта благоустройства набережной в жилом комплексе City Bay. Он был очень атмосферный, но в него постоянно стояла очередь... Поэтому тут показываем рендеры.
Экспозиция MR GROUP, созданная совместно с бюро BASIS
Проект Россия, №1 2023 «100 лучших проектов России»/ Главный редактор Юлия Шишалова, издательство «Проект Россия»
Журнал о дизайне
Интерьер+дизайн, 2023 / Шеф-редактор Татьяна Белохина, заместитель главного редактора Ольга Божко, издательство «И+Д»
Исследовательское издание по архитектуре
Книга «Архитектура без архитектора. Вернакулярные районы городов мира» / Автор Андрей Иванов, издательство «Слово»
Издание по истории архитектуры
Книга «Параллельная архитектура» оттепели и застоя» / Автор Андрей Боков, издательство «Гараж»
Андрей Боков представляет свою книгу на Арх Москве. Арх Москва 2024
Фотография: Владимир Лаврищев, предоставлено компанией Экспо-Парк
Издание по современной архитектуре
Книга «Студия 44. Проекты и постройки 2017–2022» / Редакторы Никита Явейн, Маргарита Явейн, дизайнер Маргарита Явейн, издательство TATLIN
Переводное издание
«Уроки Лас-Вегаса. Забытый символизм архитектурной формы» / Дениз Скотт Браун, Роберт Вентури, Стивен Айзенур, переводчик Иван Третьяков, редактор Сергей Ситар, издательство Ad Marginem
Путеводитель
Книга «Отдых и еда на ВДНХ» / Автор Василий Хорст, издательство «Бослен»
Детское издание
Книга «Кто все это построил?» / Автор Полина Фадеева, художник Анна Алямова, издательство Ad Marginem