Факультет архитектуры существует в Императорской Академии художеств со дня основания в 1757 году. Сегодня это один из самых больших факультетов Академии, где развивают традиции ленинградской-петербургской школы, основанные на изучении наследия. Все преподаватели факультета – члены творческого Союза архитекторов Санкт-Петербурга. После второго курса студенты обучаются в персональных мастерских. Представляем лучшие работы бакалавров 2022 года, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева.
Жилой квартал на Матисовом острове
Александр Черкашин
Руководители: Владимир Григорьев, Сергей Шмаков, Дмитрий Мелентьев, Алена Половинкина
В проекте воссоздается Перевозная улица, которая раньше делила остров на жилую и промышленную части – она становится главной осью участка. Западный квартал, расположенный на месте фольгопрокатного завода Чарльза Берда, повторяет ступенчатую структуру цехов, выходивших на набережную, и создает кулису для водонапорной башни, приспособленной под общественные функции. Конфигурация домов в восточном квартале напоминает дворы-колодцы. В центральной части территории запроектированы школа и детский сад.
Основной материал новой застройки – кирпич. Первые этажи жилых зданий зрительно отделены швеллером, балконы имеют п-образную форму, что напоминает об истории места. Важную роль в формировании образа выполняет благоустройство внутренних дворов и общественных территорий. Просторная и озелененная набережная Невы становится центром притяжения, местом для прогулок и отдыха горожан.
Школа-пансион в Зеленогорске
Петр ИвановРуководители: Владимир Григорьев, Сергей Шмаков, Дмитрий Мелентьев, Алена Половинкина
В основу проекта положен принцип бережного отношения к контексту. Основная масса застройки сосредоточена в нижнем углу участка, благодаря чему удалось сохранить большое количество деревьев и пешеходную тропу, ведущую к Щучьему озеру. Лес служит местом отдыха для учащихся, а также разделяет школу с монументальными формами от более дробных объемов общежитий. Существующая просека ведет на площадь, откуда посетители попадают в гипостильный зал рекреации, к которому примыкают различные образовательные кластеры и универсальные классы.
Школа-пансион в Зеленогорске
Николай ТрофименковРуководители: Владимир Григорьев, Сергей Шмаков, Дмитрий Мелентьев, Алена Половинкина
Поскольку участок расположен в живописном сосновом лесу, было важно сохранить как можно больше деревьев и связать новые объекты с окружающей средой.
Кластер школы формирует одноэтажное здание рекреации с зонами неформального обучения и несколько учебных блоков, между которыми располагаются дворы для отдыха и занятий на свежем воздухе. Объемы учебных блоков имеют разную форму и высоту от двух до четырех этажей. Форма согласуется с функцией, а ступенчатая структура помогает связать большое здание с окружающей средой: центр искусств формирует амфитеатр, столовая спускается террасами со второго этажа к земле, а здание рекреации со свободной планировкой проницаема со всех сторон. Общежития для детей и учителей располагаются в разных частях парка и представляют собой небольшие группы зданий с внутренними дворами.
Комплекс яхт-клуба на Петровском острове
Елизавета МалюшинаРуководители: Владимир Григорьев, Сергей Шмаков, Дмитрий Мелентьев, Алена Половинкина
На косе Петровского острова с 1930-х годов располагался Речной яхт-клуб, от которого сохранилось несколько объектов: полукруглый волнолом, слип, рабочая гавань и здание яхт-клуба архитектора Владимира Маслова. Главным образующим элементом генерального плана являются три тупиковых канала, выкопанных с северной и южной стороны участка для увеличения количества стоянок яхт. Каналы позволяют организовать нижний уровень набережной в виде причальных сооружений вдоль подпорной стены. Благодаря этому появляется маршрут для прогулок, несколько амфитеатров и спусков к воде, что связывает территорию яхт-клуба с акваторией.
Перпендикулярно главной аллее располагаются каналы, которые вместе с поставленными между ними домами и эллингами задают четкую структуру генерального плана и делят пространство на несколько функциональных зон: парк, территорию парусной школы, зону хранения швертботов, зону ремонта килевых яхт и их зимнего хранения под навесами, зону хранения яхт в эллинге, рекреационную зону с гостиницей и бассейном, парадную площадь с главным зданием яхт-клуба.
Комплекс яхт-клуба на Петровском острове
Иван КазадаевРуководители: Владимир Григорьев, Сергей Шмаков, Дмитрий Мелентьев, Алена Половинкина
В основе планировочного решения лежат два приема. Существующая ортогональная сетка подчеркнута главными аллеями, расходящимися от них дорожками, а также пирсами, ей же подчиняются северная часть марины. Здание нового яхт-клуба проектируется на западном берегу на оси продления защитного мола, образуя подкову.
За одной из аллей в северной части марины находятся детская яхт-школа, спортивные площадки и рекреационные зоны. В южной части марины располагается здание яхт-клуба и зона открытого хранения яхт.
Подъезд к яхт-клубу осуществляется с Петровской косы через проходную, за которой следует главная аллея. Она ведет к подземной и наземной парковкам, разворотному кольцу и главному зданию марины.
Парк в Мурино
Алина БайздренкоРуководители: Владимир Григорьев, Сергей Шмаков, Дмитрий Мелентьев, Алена Половинкина
Форма участка, близкая к квадрату, а также однообразное окружение стали поводом обратиться к центрической композиции с равномерным распределением функций. Парк окружает «занавес» из плотной стены деревьев, которые ограждают посетителей от привычных им бетонных пейзажей жилой застройки. Зелень тянется к центру и формирует анфиладу «комнат-полян», через которые проходит кольцевой маршрут. «Ботаническая ось» начинается у главного входа в парк и ведет к павильону тропической флоры, объем которого вписан в окруженный водоемами холм. Центр парка окружен лесом, проходя через который посетитель обнаруживает секретные сады и пешеходный мост вокруг них.