Артем Сидоров и Булат Каюмов учатся на кафедре Реконструкции, реставрации архитектурного наследия и основ архитектуры и, соответственно, в поле их интересов – национальная архитектура республики. В их концепции мечеть получила имя Марьям, ее главные особенности – ажурность и криволинейность.
По объемно-пространственному решению «Марьям» приближена к Голубой мечети в Стамбуле, созданной, в свою очередь, под влиянием византийской Айя-Софии. Центральный купол высится над сложной каскадной композицией из айванов, куполов меньшего размера, башенок и стрельчатых аркад, богато украшенных резьбой, растительными орнаментами и другими элементами исламской архитектуры. Ажурность элементов уравновешивает относительно однородный материал куполов – металлический «лемех».
Мечеть окружают восемь минаретов – они не располагаются отдельно, а вырастают из основного тела здания, словно побеги дерева или новые стебли. Устремленность ввысь как самого здания, так и всех составляющих его элементов, позволяют мечети доминировать над окружением, несмотря на пониженный рельеф участка.
Артём Сидоров
В нашем предложении нет массивных конструкций и геометризма, зато есть легкость и ажурность, а генплан напоминает цветок – все это отсылает к татарской культуре и природе. Мы опирались не только на классические примеры исламской архитектуры, такие как Голубая мечеть или «Кул Шариф», но и обратились к своеобразию мечетей старотатарской слободы в Казани – Закабанной и Бурнаевской, а также использовали элементы татарского модерна – например, криволинейные окна и импосты. Нас вдохновлял национальный архитектурный язык, исследование которого занимался Нияз Халит.
Многоярусная структура мечети позволяет использовать компактный стилобат и разместить 10 000 молящихся, а также значительного размера музйно-выставочный зал, не распластывая здание по участку.
Используя рельеф участка авторы организуют вокруг мечети многоуровневое пространство. На нижнем ярусе существующий дренажный водоем и лесной массив дополняют магазины, кафе, музей татарской культуры и музей ислама. На верхнем ярусе располагаются открытая и закрытая – для намаза – площади. В малых архитектурных формах и благоустройстве парка также используются орнаментальные мотивы.